Вернуть уверенность в себе

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

7 советов, как повысить самооценку у неуверенных в себе детей

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает. Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало. Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная — без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл — это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться. За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох. Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды. Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось. Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня. Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!» Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным. Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться». Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Автор Ольга Уткина

Что такое адекватная самооценка?

Самооценка может считаться адекватной, когда подросток не оценивает себя целиком через свои способности. Например: «Я не умею кататься на лыжах, но если постараюсь, то обязательно научусь». Или: «Я смогу научиться кататься на лыжах, но никогда не стану профессионалом. Значит, буду кататься для удовольствия». Что мы здесь видим? Ребенок не оценивает себя по одной способности и не думает, что если у него что-то не получается, то значит не получится ничего. Вот пример явной неадекватной оценки: «У меня плохо получается кататься на лыжах. Я неудачник и никогда ничего не добьюсь».

10 способов повысить самооценку подростка

  • Не делайте выводов обо всех его способностях по какой-то одной даже в быту. Не говорите ребенку, что он неумеха, если он не может справиться с каким-то, казалось бы, простым делом. Многие родители любят говорить «у тебя кривые руки», «руки не из того места» и даже не думают о том, что они бьют прямо по самооценке своего чада.
  • Предоставьте ребенку право выбора в том, чем ему заниматься в свободное время, каким будет его хобби. Ведь в любимом и интересном занятии гораздо легче добиться успеха, чем в навязанном родителями деле.
  • В продолжение предыдущего пункта: Не переносите свои неосуществленные амбиции на своих детей.
  • Не требуйте слишком многого: невозможно быть успешным во всех своих начинаниях. Вы, как взрослый, должны поддерживать как победы, так и поражения своего ребенка.
  • Старайтесь как можно меньше контролировать подростка, либо делать это мягко и ненавязчиво. Так он будет понимать, что вы ему доверяете и верите в то, что он может сам справиться со всеми задачами. Но не стоит перегибать палку и оставаться равнодушным к действиям подростка.
  • Не критикуйте ребенка в подростковом возрасте, даже если вам кажется, что он поступает глупо. Вспомните себя в этот период: о чем вы мечтали, чего хотели и чем занимались?
  • Всегда прислушивайтесь к мнению подростка, воспринимайте его как полноценного члена семьи.
  • Относитесь с пониманием ко всем переживаниям и чувствам ребенка, даже если они кажутся вам пустяками.
  • Устанавливайте доверительные отношения, чтобы подросток знал, что он может обратиться к вам за помощью, советом или поделиться тем, что наболело.
  • И самое главное: будьте хорошим примером для своего ребенка.

Причины неуверенности в себе у мужчин

Итак, где же стоит искать истоки своей неуверенности? Воспитание. Чаще всего мужская неуверенность в себе является именно результатом воспитания – она идет из детства. Нередко формируется еще в дошкольном возрасте, когда родители начинают вслух сравнивать своего ребенка с его более умелым сверстником: «А вот Петя никогда не доставляет хлопот маме!», «Миша уже умеет считать до десяти, а ты еще нет!» и тому подобное. Подобное поведение со сторон отца или матери нередко обеспечивает их ребенка целым багажом проблем – у него постепенно формируется комплекс неудачника, которые в итоге он переносит в подростковый возраст, а потом и во взрослый. Внешность. Некоторые мужчины недовольны своей внешностью, и в результате это перерастает в серьезную неуверенность в себе. Речь может идти о неровных зубах, намечающейся лысине, особенностях фигуры, каких-то внешних дефектах. Слабая потенция. Слабая потенция и прочие проблемы сексуального характера нередко оказываются причиной неуверенности в себе. Осознание того, что партнерша может быть неудовлетворенна всерьез выбивает из колеи многих мужчин. Слишком высокие цели. Бывает и так, что заниженная самооценка появляется у мужчины, если он ставит перед собой слишком высокие, а, порою, попросту недостижимые цели. Не добившись поставленной задачи, он начинает испытывать неудовлетворенность, это, конечно же ,понижает его уверенность в себе.

Неуверенный и уверенный мужчина – в чем разница

Для начала определим, как выглядит неуверенный в себе мужчина, как он себя ведет? Также «рассмотрим подробнее» уверенного мужчину. Неуверенный мужчина Молодой человек, обладающий заниженной самооценкой, нередко относится ко всему с высокой доли скептицизма, а порою, и с враждебностью. Ему непросто стоить отношения с сокурсниками и коллегами, впрочем, как и с партнершей. Чаще всего, на подсознательном уровне, они выбирают себе похожих женщин, что потом, в свою очередь, негативно сказывается уже на воспитании общих детей. Нередко неуверенные в себе мужчины имеют довольно неряшливый вид и в целом выглядят неухожено. Однако есть и такие обладатели заниженной самооценки, которые всячески стараются замаскировать эту особенность, поэтому чрезмерно щепетильно относятся к собственному внешнему виду. Таким людям напросто заводить друзей. Также нередко в их семейной жизни происходят конфликты. Когда человек чувствует неуверенность в себе, в нем просыпается склонность винить других в своих неудачах и ошибках. Мужчина, обладающий низкой самооценкой, чаще всего малообщителен и замкнут в себе. Он зачастую подвержен чужому мнению и влиянию. Уверенный мужчина Какой же образ уверенного в себе мужчины сложился в современном обществе? Такой мужчина не позволит страху помешать его успеху. Речь может быть о боязни быть отвергнутым, ошибиться, получить новый выговор. Все эти опасения вынуждают неуверенных молодых людей держаться в стороне, но уверенный в себе представитель сильной половины человечества понимает, что жить в страхе – это не пользоваться возможностями, которые дает жизнь. Такая трусость может негативно сказать на карьере, любовных отношениях, дружбе, да и просто на моральном состоянии. Не страдающий заниженной самооценкой мужчина осознает, что страх может появиться в любой момент, но вместе с этим ему известно, как побороть этого «недруга». Он не будет жить лишь в зоне собственного комфорта – ему не чужд риск, изучение неизведанных территорий. Также он не будет делать что-то, дабы кому-то угодить. Наверно, вы видели молодых людей, которые сходят с намеченного пути, дабы удовлетворить, например, прихоть девушки. Зрелый мужчина не станет этого делать – если он избрал какую-то дорогу, и понимает, что это может принести неплохие плоды в будущем, он продолжит дело. Он следит за своим здоровьем, занимается спортом, развивается, расширяя свои познания в сферах, которые кажутся ему интересными или перспективными. Уверенный в себе мужчина не ищет «идеальную партнершу», тем самым идя на поводу у каких-то своих комплексов. Он изначально понимает, что женщинам, как и мужчинам свойственны не только сильные, но и слабые стороны, недостатки, страхи. Он позволяет женщине быть слабой и не требует от нее соответствовать его ожиданиям.

Как повысить уверенность в себе

Чтобы повысить уверенность в себе, воспользуйтесь некоторыми эффективными рекомендациями. Не суетитесь Важно избегать суеты и спешки – они могут быть оправданы лишь в самых экстренных случаях, а такие ситуации в жизни случаются редко. Необходимо развить в себе устойчивость к стрессу. Ежедневно находите время для того, чтобы отдохнуть и хотя бы на несколько минут отключиться от всех мыслей. Будьте организованы Стройте планы, будьте организованы, планируйте заранее. Вы должны четко понимать, где находитесь сейчас, где хотите находится, и что для этого необходимо сделать. Не пускайте ситуации на самотек, не оставляйте их на волю случая. Приготовьтесь к тому, что, возможно, по мере необходимости, вам придется подкорректировать свой план, и поймите, что это нормально – не пугайтесь неожиданностей. По возможности, заранее предусмотрите все возможные развития той или иной ситуации, проанализируйте, как лучше поступить при том или ином исходе. В таком случае, «неприятные сюрпризы» сведутся к минимуму Ставьте перед собой выполнимые задачи Обрести уверенность в себе поможет выполнение поставленных перед собой задач. Они могут быть очень простыми или чуть посложнее, но главное изначально понимать, что они вполне достижимы. Примером может послужить приготовление какого-то интересного блюда, освоение сноуборда, посещение спортивной тренировки и так далее. Выполнив задачу, вознаградите себя за это. Не забывайте о своих даже самых маленьких достижениях – все они становятся фундаментом для построения цельной личности.

Как развить в себе мужской стержень

Итак, какие качества можно охарактеризовать, как внутренний мужской стержень? В первую очередь, речь идет о четко выстроенной системой собственных жизненных приоритетов. Также важно различать, что для вас важно, что второстепенно. Мужчина с внутренним стержнем последователен в своих мыслях и действиях. Он не зависит от чужих мнений и оценок. Как этого добиться

  • Определите свои главные жизненные цели, которым будут подчинены прочие дела в вашей жизни. Выберите собственную миссию, которая даст направление развитию вашему внутреннему стержню.
  • Отведите значимое место в вашей жизни саморазвитию, помня, что для этой цели не бывают препятствий, а бывают лишь отговорки. Решите для себя, чему именно вы хотите научиться, и действуйте.
  • Посвящайте больше времени получению новых знаний, чтению, накапливанию практичных навыков. Важно постоянно чему-то учиться, чтобы развиваться и идти вперед.
  • Не бойтесь нарабатывать собственный жизненный опыт – это фундамент для вашего развития.
  • Внутренним стержнем может обладать лишь мужчина, но не мальчик. Именно поэтому оставляйте в прошлом все детские обиды и претензии, перестаньте винить в сегодняшних и прошедших неудачах семью, и начинайте самостоятельно строить свою жизнь.

10 советов, как поднять самооценку мужчине или парню

1) Попробуйте реализовать себя в какой-то отрасли – например, в спорте. Наверняка, вы не раз видели в социальных сетях паблики, в которых мужчины выкладывают фото «До и после». Как правило, речь идет о спортивных группах. Запишитесь в спортзал, поставив себе цель достичь определенного результата к какому-то времени. После этого упорно следуйте к цели. Если спорт, по каким-то причинам, вам противопоказан, то можно обратить внимание на карьерные достижения или обрести интересное хобби. Когда в вашей жизни будут происходить даже небольшие победы над собой, обретение новых навыков, это положительно скажется на самооценке. 2) Не сравнивайте себя с кем-либо. Вы, конечно же, не можете не понимать, что всегда найдутся те, кто будет лучше вас, а также те – кто хуже. Поэтому бесконечных сравнений в этом случае не избежать. Наверняка, вы уже слышали фразу, которая все же не теряет своей актуальности: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя – это вы же в прошлом». То есть, главное становиться лучше, чем вы были – этим и измеряется ваш успех и прогресс. 3) Не нужно себя порицать и винить в чем-либо. Вам не добиться высокой самооценки, если вы будете негативно думать о себе или высказываться в свой адрес. Неважно о чем идет речь – о внешности, карьере, любовных отношениях – не допускайте самоуничижительных комментариев. 4) Научитесь принимать похвалу и соглашаться с ней – этой способности лишены многие неуверенные в себе люди. Если в ответ на комплимент вы заявляете: «Да ничего такого», то вы попросту обесцениваете свою положительную сторону или какое-то достижение. Не принижайте своего достоинства, отказываясь от похвалы, давая понять, что вы ее не заслуживаете, и, формируя аналогичное убеждение в своем подсознании. 5) Не игнорируйте книги, аудиотренинги, видео и прочие материалы, которые направлены на повышение самооценки. Любая информация по этому поводу хотя бы частично будет откладываться в вашем подсознании, оказывая необходимое влияние на поведение и помогая в сложных ситуациях. 6) Избегайте общения с людьми, которые вызывают в вас негативные эмоции. Отдавайте предпочтение общению с теми, кто уверен в себе и позитивен, и при этом готов поддержать и вас. Окружая себя людьми, подавляющими вашу самооценку, вы не обретете уверенности в себе. 7) Фиксируйте собственные достижения, вспомните все значимые события в своей жизни. Речь вовсе не идет о подвигах мирового значения! Составьте список, который может вмещать в себя, например, такие достижения: получил водительские права, научился клеить обои, набрал мышечную массу, самостоятельно сделал ремонт в ванной комнате и так далее. Периодически перечитывайте этот список, дополняйте его, попытайтесь закрыть глаза и снова почувствовать радость и удовлетворение от собственных достижений. 8) Помните о своих хороших качествах, выигрышных сторонах. Для этого лучше также составить список. Итак, возможно, вы честны, благодушны, трудолюбивы, привлекательны? Попробуйте найти максимальное количество своих положительных сторон и начните концентрироваться именно на них, а не неудачах или неуверенности. 9) Находите время на те занятия, которые нравятся вам, вызывают ваш интерес. Довольно непросто начать испытывать положительные чувства к собственной персоне, если преимущественно вы заняты нелюбимой работой или не знаете, куда себя деть от безделья. При этом ваша самооценка будет расти, когда вы займетесь какой-либо полезной для вас деятельностью – так вы почувствуете больше удовлетворения от своей жизни. 10) Позвольте себя жить собственной жизнью и принимать свои решения. Не идите на поводу у чьих-то предрассудков, не ждите одобрения родственников или друзей. Если вы будете поступать преимущественно так, как от вас этого ждут другие, то вы никогда не обретете уверенность в себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *