Упражнения для ритмической гимнастики

аэробика детей

(бесконечная прокрутка)

    • слушать

    аэробика — дети (добавить в избранное) 03:01

    • слушать

    аэробика — детям (добавить в избранное) 03:31

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:30

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:37

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:19

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:15

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:42

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:23

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:15

    • слушать

    дети — аэробика (добавить в избранное) 01:59

    • слушать

    (добавить в избранное) 10:06

    • слушать

    (добавить в избранное) 02:55

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:19

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:17

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:22

    • слушать

    (добавить в избранное) 47:05

    • слушать

    (добавить в избранное) 02:02

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:54

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:47

    • слушать

    (добавить в избранное)(текст песни) 01:03:01

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:17

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:59

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:15

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:51

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:00

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:40

    • слушать

    (добавить в избранное) 02:12

    • слушать

    (добавить в избранное)(текст песни) 01:40

    • слушать

    (добавить в избранное)(текст песни) 01:44

    • слушать

    (добавить в избранное) 04:07

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:47

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:29

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:48

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:28

    • слушать

    (добавить в избранное) 04:56

    • слушать

    (добавить в избранное)(текст песни) 01:44

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:44

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:44

    • слушать

    (добавить в избранное) 04:54

    • слушать

    (добавить в избранное) 02:44

    • слушать

    (добавить в избранное)(текст песни) 05:16

    • слушать

    (добавить в избранное) 05:16

    • слушать

    (добавить в избранное) 04:53

    • слушать

    (добавить в избранное) 04:20

    • слушать

    (добавить в избранное) 04:56

    • слушать

    (добавить в избранное) 04:44

    • слушать

    (добавить в избранное) 04:16

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:48

    • слушать

    (добавить в избранное) 01:05

    • слушать

    (добавить в избранное) 03:08

Учебное занятие по ритмике для детей 5-7 лет «Основные элементы партерной гимнастики и координационные упражнения»

Учебное занятие по ритмике для детей 5-7 лет

Тема занятия: «Основные элементов партерной гимнастики и координационные упражнения».

Цель: развитие и совершенствование хореографических данных и гимнастической подготовки обучающихся: гибкости, выворотности, танцевального шага, прыжка, а также координации движений, чувства ритма, развитии фантазии и воображения.

Задачи:

  • Научить воспитанников выполнять гимнастические элементы, и координационные упражнения с максимальной амплитудой, музыкально точно, обращая внимание на танцевальные акценты (поворот головы, работа корпуса и др.), умению владеть и управлять своим телом (задействовать все мышцы, связки и суставы);

  • Развивать у обучающихся творческую активность, эмоциональную выразительность, коммуникативные навыки, технику исполнения гимнастических и координационных элементов.

  • Воспитывать активную личность, прививать культуру межличностных отношений, дисциплинированность и организованность;

Тип занятия: комбинированное (закрепление изученного материала, изучение новых гимнастических элементов, координационных и ритмических упражнений и комбинаций).

Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

  • Практический (выполнение гимнастических и танцевальных упражнений, движений, комбинаций, этюдов);

  • Словесный (пояснение, объяснение, беседа);

Оборудование и средства обучения: гимнастические коврики, зеркала, фортепиано, нотный материал, экран, проектор, картинки животных.

План занятия:

1.Оргмомент – 2 мин.

а) Приветствие – поклон.

б) Сообщение темы занятия.

2. Основная часть – 25 мин.

а) Разминка на месте по линиям.

б) Элементы партерной гимнастики.

в) Динамическая пауза.

г) Различные шаги по танцевальным рисункам.

д) Упражнения на координацию.

3. Заключительная часть – 3 мин.

а) Упражнения на восстановление дыхания.

б) Анализ урока. Домашнее задание.

в) Поклон.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

а) Приветствие – поклон.

б) Сообщение темы и цели занятия.

— Ребята, сегодня на занятии, мы с вами будем выполнять упражнения партерной гимнастики и проверим, как вы запомнили упражнения для координации. Но делать это мы будем не просто так. Давайте представим себе, что мы с вами отправились в зоопарк. Посмотрим, сможете ли вы изобразить животных, которые живут в нашем зоопарке. Путешествие нам предстоит долгое, поэтому давайте разомнем наши ручки и ножки!

2. Основная часть.

а) Разминка по линиям на месте.

Муз. размер – 2/4, 48тактов. Муз. прилож. № 1.

Исх.пол. – 6 позиция ног. Руки на поясе.

1-4 т. Releve по 6 поз.ног

5-8 т. Demi plie по 6 поз.ног с наклоном головы вперед-назад и наклоном

головы в сторону.

9 — 10т. Sundari — выдвижение головы вперед-назад.

11-12 т. Круговое вращение головой.

13-16т. Работа плеч «вверх-вниз» вместе и поочередно.

17-20т. Работа плеч «вперед-назад» вместе и поочередно.

21- 24т. Наклону корпуса вперед. Руки «в замке» за спиной.

25-28т. Повороты корпуса в сторону. Руки в положении «на спине».

29-32т. Наклоны корпуса в сторону. Руки поочередно поднимаются согнутыми локтями вдоль корпуса.

33-40т. Работа запястьем рук (сокращение вниз, вверх) в положении перед собой вместе и поочередно.

41-48т. Поочередное releve по 6 поз.ног. Руки продолжают предыдущее упражнение.

— Итак, мы с вами в зоопарке. Здесь животные находятся не в клетках, а гуляют в свободных вольерах. А мы с вами можем наблюдать, какие они забавные и смешные. В таких вольерах растет красивая зеленая трава, летают бабочки и даже змеи для животных не так опасны. Давайте присядем на такую траву и проверим, удобно ли живется нашим животным.

б) Элементы партерной гимнастики на полу.

1.Упражнения сидя на 5 точке.

Муз.размер – 4/4, 24такта. Муз. прилож. № 2.

Исх.полож.- ноги вытянуты вперед, руки в опоре на полу.

1-4т. Сокращение и вытягивание подъёма по 6п. и 1п.

5-8т. Поочередное сгибание ног к себе с вытягиванием подъёма.

9-12т. Раскрытие стоп в 1п. с фиксированным положением — «колени к себе».

13-16т «Бабочка» — раскрытие в сторону ног согнутых в коленях.

17- 20т. Наклоны корпуса вперед к ногам.

21-24т. Вытягивание стопы вверх в положении «Змейка».

— А теперь давайте представим себе, что мы с вами превратились в слонят. Чем отличается это удивительное животное от других? Правильно! У слонов есть хобот. Наверное, вы все знаете, что хобот у слона – это как руки у человека. Хоботом слоны могут брать различные предметы и пищу, набирать в него воду и поливать себя как из душа. Так вот давайте представим себе, что наши ножки – это длинный хобот, как у слонят.

2.Упражнения лёжа на спине.

Муз.размер – 2/4, 24такта. Муз. прилож. № 3.

Исх.полож.- лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-4 т. Поочередное поднятие ног вперед на 90º

5-6т. «Березка» с подставкой рук под бедра.

7 – 8т. Разножка в положении «березки».

9 – 10т. «Лягушка» в положении «березки».

11-12 т. Опустить стопы на пол за голову.

13 -14 т. Возвратить ноги в положение «березки».

15-16 т. Опустить ноги в исходное положение.

17- 24 т. Большой «Мостик».

— Молодцы! Справились! Не забывайте ребята, что нельзя подходит к диким животным слишком близко. Хотя они очень красивые и забавные, они опасны для человека. Что бы скорее суметь убежать от них, давайте потренируем наши ножки.

3. Упражнения для пресса живота.

Муз.размер – 2/4, 24такта. Муз. прилож. № 4.

Исх. полож. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1-8 т. «Ножницы» по 6 п. – прямые.

9-16 т. «Ножницы» по 1 п. – выворотные.

17- 24т. «Велосипед».

25 -32 т. «Круги» ногами.

— В нашем зоопарке, есть прекрасный водоём. Здесь обитают водоплавающие: гуси, утки, цапли, лебеди и даже розовой фламинго. Но кроме таких прекрасных птиц, в водоёме живут и зелёные лягушки. Хотя они не такие красивые как птицы, нам они тоже нравятся. Давайте сядем в лодку и прокатимся по воде, чтобы лучше рассмотреть обитателей нашего водоёма.

4. Упражнения лёжа на животе.

Муз.размер – 2/4, 40 тактов. Муз. прилож. № 5.

Исх. полож. – лежа на животе, руки перед корпусом.

1- 4 т. Подготовка к «лодочке» — поочередное поднятие

корпуса и ног.

5- 8 т. «Лодочка» с качанием корпуса вперед назад.

9-12т. Подготовка к «коробочке» — поднятие корпуса

с опорой на руки и прогиб под лопатками.

13- 16 т. «Коробочка» — сгибание ног в коленях, доставая пятками макушку головы.

17- 20 т. «Корзиночка» — прогиб корпуса, держась руками за голеностоп.

21-24 т. «Корзиночка» с качанием корпуса вперед назад.

25-32т. Открытие стоп с 1п. во 2 п. сокращенными стопами.

33–36 т. «Лягушка» лежа на животе.

37- 40 т. » Лягушка» с поднятием корпуса.

41- 48 т. Вытягивание корпуса в исходном положении.

— Наверное, ребята, вы немножечко устали. Давайте тогда поиграем. Наша игра будет называться «Лесник». Посмотрим, какие животные из леса, тоже могут жить в нашем зоопарке.

в) Динамическая пауза.

Танцевальная игра-превращение «Лесник» *

(для развития воображения)

Стихи С.В. Михалкова.

Педагог: Зимой и летом круглый год

Журчит в лесу родник.

В лесной сторожке здесь живет

Иван Кузьмич – лесник.

Стоит сосновый новый дом,

Крыльцо, балкон, чердак.

Как будто мы в лесу живем,

Мы поиграем так.

Пастух в лесу трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок…

Дети вместе: Мы тоже можем так!

( Под музыку имитируют испуганного зайчика).

Педагог: Чтоб стать похожим на орла

И напугать собак,

Петух расправил два крыла…

Дети вместе: Мы тоже можем так!

( Под музыку имитируют петуха).

Педагог: Сначала шагом, а потом,

Сменяя бег на шаг,

Конь по мосту идет шажком…

Дети вместе: Мы тоже можем так!

( Под музыку имитируют лошадку).

Педагог: Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух ногах, на двух руках…

Дети вместе: Мы тоже можем так!

( Под музыку имитируют медведя).

Педагог: На лужайке у реки,

Пляшут лапки, рожки.

Попляши, малыш, и ты,

На лесной дорожке.

( Под музыку общая пляска).

— Ну а теперь, давайте мы с вами изобразим мартышек, которые живут в нашем зоопарке. Они умеют перепрыгивать с ветки на ветку. Но самое главное, они такие гибкие, что смогут дотянуться до любой ветки и схватить банан.

__________________________________________________________________

*В танцевальной игре каждый воспитанник придумывает свои движения в характере предлагаемого образа. Дети, проявляя творческие способности, развивают фантазию и воображение.

6. Упражнения для растяжки.

Муз.размер – 3/4, 32 такта. Муз. прилож. № 6.

Исх. пол.- «Буратино» — ноги широко раскрыты в сторону.

1-4т. – наклон корпуса к пр. ноге.

5-8 т. — наклон корпуса к лев. ноге.

9-16 т. – наклон корпуса вперед.

17- 20т. — наклон корпуса боком к пр. ноге.

21-24 т. — наклон корпуса боком к лев. ноге.

25-32т. — наклон корпуса вперед.

— А теперь давайте покажем, какие у жирафа длинные шея и ноги. Вытянем шею высоко-высоко. А чтобы ноги были еще длиннее, будем бросать их еще выше.

7. Grand battement jete

Муз.размер – 2/4, 32такта. Муз. прилож. № 7.

Исх.полож. – лежа на спине, руки в сторону.

1-16т. Поочередные броски ногами вперед на 90º и выше.

17- 24т. Броски пр.ногой на 90º и выше лежа на пр. боку.

25- 32 т. Броски лев.ногой на 90º и выше лежа на лев. боку.

— Ну а теперь мы с вами превратились в диких кошек, ну например – в пантеру. И мы с вами можем красиво выгибать свои спинки и даже тихо вставать на свои мягкие подушечки, которые находятся у нас как раз под острыми коготками. И высоко подбрасывать свои мягкие лапки.

8. Упражнения в положении «кошечки».

Муз.размер – 2/4, 32такта. Муз. прилож. № 8.

Исх.полож. – «Кошечка».

1-8т. «Кошечка» — прогибы корпуса в различном темпе.

9-12т. Grand battement jete назад пр. ногой и лев.ногой.

13- 16т. Grand battement jete назад согнутыми ногами с

прогибом корпуса.

17-20т. Стойка на подъёме с поднятием 5 точки.

21-24т. Стойка на полупальцах с поднятием 5 точки.

25-28т. Переходы с полупальцев на пятки и наоборот.

29- 32т. Переход с положения «кошечки» в положение

«наклон вперед».

— Конечно же, мы с вами можем ходить очень медленно по нашему зоопарку, чтобы вдоволь налюбоваться. Но тогда мы с вами не увидим всех обитателей. Так что скорее вставайте и давайте двигаться быстрее.

г) Различные шаги по танцевальным рисункам.

Муз.размер – 2/4, 48 тактов. Муз.прилож. № 9.

Исх.полож. – 6 позиция ног. Руки на поясе.

1-8 т. Танцевальный шаг по кругу.

9-16т. Шаг «Цапля» с поднятием коленей вперед.

17- 20 т. Ход на полупальцах с перестроением на 1 диагональ.

21- 24 т. Ход на пяточках с перестроением на 2 диагональ.

25 – 28 т. Ход на внешнем своде стопы с перестроением в 1 колонну и с расходом через одного.

29 – 32 т. Ход на внутреннем своде стопы с перестроение 2 колонну и с расходом по парам.

33- 36 т. Бег «вперед» с поднятием коленей вперед по кругу.

37 – 40 т. Бег «назад» с поднятием ног под себя.

41 – 48 т. Марширующий шаг с расходом на линии.

— Ну а теперь мы с вами веселые маленькие пингвинята, которые живут в нашем зоопарке среди холодных льдин. Наши пингвинята решили немного согреться, поэтому делают веселую гимнастику.

д) Упражнения на координацию.

Муз.размер – 2/4, 16 тактов. Муз. прилож. № 10.

Исх.полож. – 6 позиция ног. Руки на поясе.

1 -4 т. Поочередное сгибание рук в локтях, поднятие рук

вверх и опускание в исходное положение.

5 – 8 т. «Ножницы» руками с постепенным поднятием и

опусканием и наклоном головы в сторону.

9 -12 т. Поочередное сгибание локтей к коленям «крестом».

13 – 16 т. Прыжки с 6 п . во 2 п. с хлопками над головой.

— Мы с вами ребята молодцы. Успели рассмотреть всех животных нашего зоопарка. Ну а теперь, к сожалению, нам нужно возвращаться домой. Давайте прощаться с нашими любимцами.

3. Заключительная часть.

а) Упражнения на восстановление дыхания.

Муз.размер – 3/4, 32 такта. Муз.прилож. № 11.

Исх.полож. – 6 позиция ног. Руки вдоль туловища.

1 -8 т. Поднятие рук «волной» в 1 п. вперед. Вместе и поочередно.

9 – 16 т. Поднятие рук «волной» во 2 п. в сторону. Вместе поочередно.

17 – 24 т. «Мельница».

25 – 32 т. Поднятие рук вверх со вздохом, опускание корпуса вниз с выдохом.

б) Анализ урока. Домашнее задание.

Вопросы к детям:

1. Дети, вам понравилось сегодняшнее путешествие в зоопарк?

2. Какие движения животных вам было интересно выполнять?

3. А какие движение были трудными? Почему?

4. Дети, вам нравиться больше выполнять быстрые (четкие) или спокойные (плавные) движения?

5. Какое музыкальное сопровождение вам сегодня понравилось больше всего?

— Ребята, вы сегодня молодцы. Все старались, почти все движения исполняли правильно. Были очень похожи на животных из нашего зоопарка. Но не у всех получалось выполнять движения слоненка. Дома поучите эти движения с родителями. Договорились? Пусть родители догадаются, кого вы изображаете.

в) Поклон.

Литература

1. Барышникова Т. Азбука хореографии/ Т.Барышникова. – М.: «Айрис Пресс», 1999. – 145 с.

2. Слуцкая С.И. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду/ С.И. Слуцкая. – М.: «Линка – Пресс», 2006.- 270 с.

3. Бекина С.П. Музыка и движение/ С.П. Бекина. – М.: «Просвещение», 1984. – 230с.

4. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое пособие по программе «Ритмическая пластика»/ А.И. Буренина – СПб, 1994. – 126 с.

5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце/ Е.В.Горшкова. – М.: «Гном и Д», 2002. – 120с.

6. Константинова А.И. Игровой стретчинг/А.И.Константинова. – СПб, 1993. –31с.

7. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание/ Т.Т. Ротерс – М.: «Просвещение», 1989. – 253 с.

8. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие/ Ю.П. Азаров/. – М.: Издательство Московского психолого — социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 432 с.

9. Кряжева И.Л. Развитие эмоционального мира детей/ И.Л. Кряжева. – Ярославль «Академия развития»,1996. — 245 с.

10. Астахов А.И. Воспитание творчеством/ А.И. Астахов. – М.: «Просвещение», 1986. – с. 159.

Консультация по физкультуре на тему: Ритмическая гимнастика в детском саду

Ритмическая гимнастика

в детском саду

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, стрейчинг, занятия на фитболах.

Наиболее популярной является ритмическая гимнастика как одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.

Цель занятий: создать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения; развивать творческие способности ребенка; укрепить здоровье.

Исходя из целей, решаются многие задачи:

  • Восстановление работоспособности:

— аппетит;

— умственная работоспособность;

— заряд бодрости;

— подготовка к труду;

— переключение на другую деятельность.

  • Воспитание физических качеств:

— выносливость;

— ловкость;

— осанка;

— подвижность суставов;

— красивая походка;

— скоростные качества;

— силовая подготовка.

  • Повышение эмоционального уровня, психорегуляции:

— эмоциональное общение;

— воспитание умения чувствовать и переживать прекрасное, развитие выразительности движений;

— воспитание коллективных движений (синхронность);

— развлечение, отдых.

  • Развитие координации движений:

— красиво танцевать;

— развитие уверенности в себе;

— повышение пластичности;

— развитие свободы движений;

— сочетание движений различных частей тела.

  • Лечебное воздействие:

— формирование красивой фигуры;

— закаливание;

— улучшение самочувствия;

— гибкость суставов;

— дыхательная и сердечно-сосудистая системы;

— пищеварительная система;

— мочеполовая система.

  • Воспитание пластичности, танцевальности:

— эстетическое развитие;

— радость движения под музыку;

— грациозность;

— развитие музыкального вкуса;

— умение подобрать движение под музыку;

— ритмичность;

— развитие музыкального слуха.

При составлении комплексов для дошкольников следует учитывать не только уровень подготовленности детей, но и особенно психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, передавать образно, в игровой форме. Комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления.

Примерный комплекс ритмической гимнастики

«На арене цирка»

Цель: совершенствовать двигательные навыки, учить детей двигаться в характере музыки, повышать эмоциональный уровень, развивать координацию движений.

  1. «Девочка на шаре». Стоя на носках, держать равновесие, медленно переступая то вперед, то назад; руки в стороны.
  2. «Воздушные гимнасты». Имитировать подъем по канату.
  3. «Русские богатыри». И.п. – стоя, ноги врозь, между ног гантеля, имитировать подъем, толчок.
  4. «Лошадки на арене». Бег и ходьба по кругу с высоким подниманием бедра.
  5. «Жонглер с булавами». Подбрасывать булавы или мячи поочередно.
  6. «Гимнаст на арене». Лежа на животе, делать «кольцо», «коробочку», на спине – «березку» и «плуг».
  7. «Собачка-циркачка». Бег на четвереньках между предметами.
  8. «Медведь-боксер». Стоя в стойке боксера, выполнять энергичные движения руками, поворачиваясь вокруг себя.
  9. «Обезьянка-акробатка». Кувырки вперед, влево и вправо.
  10. «Фокусник-иллюзионист». Перекаты на спине в группировке, боковые кувырки.
  11. «Прыжки на батуте». Прыжки на месте в обруче, поднимая ноги к груди и вокруг себя с поворотом на 180̊
  12. «Воздушные гимнасты». Упражнения на равновесие и растягивание.

Пособие «Ритмическая гимнастика в детском саду»

УДК – 796.412 Печатается по решению редакционно-

ББК – 75.65. издательского совета Бирской

Р – 55 государственной социально-

педагогической академии

Рецензенты:

Н.П. Антонова, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, кандидат в мастера спорта по гимнастике (г. Бирск, Республика Башкортостан)

Р.Х. Хусаинова, старший преподаватель кафедры эстетического воспитания Башкирского института развития образования (г. Уфа)

Автор-составитель:

З.Я. Злобина, старший преподаватель кафедры ПиМНО факультета педагогики детства БирГСПА, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре ГОУ № 8 (г.Бирск, Республика Башкортостан)

Ответственный за выпуск:

И.М. Синагатуллин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ПиМНО факультета педагогики детства БирГСПА (г. Бирск, Республика Башкортостан)

Ритмическая гимнастика в детском саду. Материалы для проведения ритмической гимнастики: для студентов факультета педагогики детства Бирской государственной социально-педагогической академии (специальности 031200, 030700) /Авт.-сост. З.Я.Злобина. – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2006. – 44 с.

В данном учебном издании представлен практический материал для проведения ритмической гимнастики в ГОУ. Предлагается система использования физических
упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных
двигательных умений и навыков, на расширение кругозора.

Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики,
физкультуры и спорта. Почти каждое упражнение сопровождается рисунками,
помогающими понять технику выполнения движений.

В учебном издании использован личный опыт автора-составителя, а также
предлагаются различные методические рекомендации.

Материалы адресованы студентам педагогических вузов факультета педагогики детства, педагогических колледжей, инструкторам по физической культуре,
музыкальным руководителям, воспитателям ГОУ, преподавателям ритмики в начальной школе.

© Автор-составитель

З.Я. Злобина, 2006

© Оформление

З.Я. Злобина, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Двигательная активность человека – необходимое условие, определяющее его здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Естественная потребность ребёнка в движении является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.

Для гармоничного развития ребёнка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня в дошкольном образовательном учреждении и семье. Для поднятия мышечного тонуса, создания хорошего настроения проводится утренняя гимнастика. Упражнения утренней гимнастики должны быть известны и хорошо освоены детьми, просты по структуре, координации, направлены на формирование осанки, свода стопы, включать дыхательные упражнения и подскоки.

Основные требования к проведению утренней гимнастики:

— место проведения – музыкальный или физкультурный зал, групповая комната;

— рациональное использование помещения;

— надлежащая одежда и обувь;

— организация утренней гимнастики (своевременное начало и окончание, продолжительность гимнастики в целом и каждого упражнения, дозировка и темп выполнения упражнений, приёмы регулирования дыхания и т.д.);

— соответствие упражнений (а также их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения) оздоровительным задачам, возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности;

— реализация воспитательно-образовательных задач;

— качество выполнения упражнений, предупреждение и исправление ошибок;

— хорошее самочувствие, настроение и поведение детей;

— уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений (с учётом возрастных особенностей детей); объяснения, указания, команды, распоряжения; умение видеть всех детей, осуществлять контроль за их самочувствием, поведением и настроением; владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, доброжелательный тон, общение с детьми; характер ведения гимнастики (уверенно, неуверенно); настроение педагога;

— выполнение упражнений под хорошо подобранную музыку.

Музыка — это ключ к душе человека, исключительное средство психофизиологического воздействия. Она воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. «В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный), движения детей приобретают различный характер. Музыка может содействовать большой амплитуде движений или, наоборот, вызывает их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, она способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности; движения становятся более совершенными. Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует росту основных человеческих способностей: логического мышления, овладения языком и речью. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.

Необходимо с раннего детства приобщать ребенка к музыке через активные формы её постижения и такой является ритмическая деятельность.

Музыкально-ритмическая деятельность дошкольника способна выступить:

— детерминантой раскрытия и развития природных характеристик ребенка дошкольника: потребности движения, фантазии, общения, познания, понимания, сострадания, что являются значимым условием становлении личности;

— насущной необходимостью в плане постижения основных этических категорий, приобретения позитивного опыта межличностной коммуникации и других необходимых навыков и умений, необходимых ему для существования в этом сложном мире;

— эффективным способом телесно-чувственного постижения сути музыкального искусства, формирующим представление о системе общечеловеческих ценностей.

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду предполагает использование в работе с дошкольниками разных видов утренней гимнастики (традиционная, игровая, сюжетная и т.д.). Среди данных видов выделяется ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, преимущественно поточным способом и направленные на формирование у детей координации движений, оформленные танцевальными движениями; разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствующие совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей; способ получения представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для детей новым и необычным; своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско; одна из форм организации музыкальной деятельности, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры дошкольников; прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие; одно из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой.

Ритмическая гимнастика известна также как аэро́бика, т.е. гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.

Вопросами ритмической гимнастики занимались такие учёные, как Жорж Демени, А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.

Швейцарский педагог и композитор XX века Э. Ж. Далькроз впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, пластики и выразительности движений. Сущность его метода заключается в сочетании ритма, музыки и движения. Э.Ж. Далькроз считал, что целью ритмической гимнастики является совершенствование силы, гибкости, а также способности мышц к сокращению и расслаблению, чего можно достичь благодаря музыке, поскольку она определяет точность движений и скорость их выполнения. «Для этого нужно,— писал Далькроз,— чтобы мышцы и нервная система были приучены к воспроизведению всякого ритмического движения, чтобы ухо было способно правильно воспринимать музыку, дающую импульс этому движению». Иными словами, необходимо развить две взаимосвязанные способности: первая — восприятие музыки с помощью движений, элементов пластики, а вторая — выражение движений тела с помощью музыкального произведения (импровизация).

В данном учебном издании разработана система использования физических упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных двигательных умений и навыков, на расширение кругозора. Представлено 12 комплексов ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, что облегчает педагогам-практикам проведение работы с детьми.

Музыкальный материал к комплексам составлен из детских популярных песен в современной обработке, классической и народной музыки.

При подборе музыкальных композиций нами учитывалось следующее:

— возраст детей;

— уровень общей и физической подготовленности детей;

— тематика, образность занятия;

— воспитательный момент;

— характер каждого упражнения;

— стилевое единство музыкальных отрывков, произведений или фрагментов;

— общность содержания музыки.

Все упражнения имеют интересные образные названия, такие, как «кит», «цапля», «часы», «карусели», благодаря которым дети могут на время перевоплотиться в кого-то или во что-то, способствуют развитию наблюдательности: как ходит кошка, козленок; как движется поезд, крутится карусель. Дети узнают новое для себя: что такое спутники планет, дирижёр и т.д.

Выполняя некоторые упражнения, дети с удовольствием произносят слоги, которые дополняют образ. Например, выполняя упражнение «самовар», дети говорят «пых-пых»; упражнение «насос» – «с-с-с»; «часики» – «тик-так»; «паровоз» – «чух-чух» и т.д.

Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики, физкультуры и спорта. Выполнив ритмическую гимнастику, педагог произносит первую строчку четверостишия, а дети – вторую. Педагог – третью, дети – четвёртую.

Основные упражнения иллюстрированы, что значительно облегчает педагогу понять технику их выполнения. Усвоение техники выполнения движений детьми происходит на занятиях утренней гимнастики, на физкультурных занятиях. орошрузыка усиливает образобраз. Также ывками, педагог успевает произнести название следующего упражнения. название 2121212121212121212121.тся 3-4 раза (10-15) упражнений. Поэтому каждое упражнениех смена21212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121Каждый новый комплекс ритмической гимнастики разучивается на физкультурном занятии без музыкального сопровождения. Педагог объясняет, как правильно выполняются упражнения, и показывает сам. Если по каким-либо причинам педагог не может показать какое-то упражнение, то он должен чётко и доступно объяснить его, а также может взять себе в помощники самого сообразительного и спортивного ребёнка. Первую неделю педагог выполняет комплекс вместе с детьми. В начале второй недели педагог не выполняет, а только называет упражнение. И на заключительном этапе весь комплекс дети выполняют самостоятельно, ориентируясь по музыке. Если усвоение какого-то комплекса затягивается, то его можно выполнять не две недели, а — три. По продолжительности каждый комплекс занимает 7 – 7,5 минут. Дети старшего дошкольного возраста с лёгкостью и играючи справляются со всеми предлагаемыми упражнениями, танцевальными движениями, которые включены во все комплексы, улыбки не сходят с их лиц, они получают большой эмоциональный заряд. А если сложные упражнения исключить или упростить, то и дети 3, 4 лет с удовольствием будут выполнять их.

Используя эти занимательные комплексы, можно легко заинтересовать детей и сделать утреннюю гимнастику любимым занятием.

Правила выполнения

Такое направление тренировок, как ритмическая гимнастика, выполняться может как в объединенных группах, в фитнес-центрах, так и в домашних условиях. Подходит она абсолютно всем мужчинам и женщинам. Разница в занятиях заключается только в темпе ритмики движений, количестве повторов и применении дополнительной нагрузки (для начинающих детей и взрослых они меньше, для опытных – больше). Ритмическая гимнастика для девушек очень близка к аэробике, помогает улучшить фигуру и укрепить мышцы.

Как выполнять упражнения, которые предлагает ритмическая гимнастика? Для достижения максимального эффекта необходимо соблюдать такие правила:

  • ритмическая гимнастика принесет больше пользы, если вы предварительно внимательно изучите подходящее вам видео (а можно и вовсе выполнять упражнения прямо под него);
  • разделите занятие на подготовительную, основную и заключительную часть;
  • точно придерживайтесь заданного ритма, который идеально подходит именно вашему уровню физической готовности (лучше всего его задает специально подобранное музыкальное сопровождение);
  • выполняйте упражнения последовательно и старательно – не ленясь, не сокращая сверх меры время занятия и не уменьшая без необходимости скорость и число повторов каждого движения;
  • выбирайте музыку не просто подходящего темпа, но и приятную на слух – это поможет вам заниматься с удовольствием;
  • на начальном этапе обязательно разогрейте мышцы, сделав это во время легкой разминки;
  • выполняйте каждое упражнение не менее 5–7 раз, постепенно увеличивая число повторов до максимально допустимого уровня;
  • между упражнениями делайте небольшую передышку;
  • не торопитесь увеличивать нагрузки чересчур быстро – излишний стресс для мышц и связок скорее вреден, чем полезен;
  • ни в коем случае не нарушайте регулярность занятий – часто пропускаемые дни сведут результат ваших усилия к нулю;
  • в то же время проблемы со здоровьем – более чем уважительная причина прервать занятия до выздоровления;
  • занимайтесь только в хорошо проветренном помещении (можно на улице) – с достаточным уровнем освещенности и абсолютно ровной поверхностью;
  • приобретите гимнастический коврик;
  • выбирайте для занятий легкую и удобную одежду – она не должна сковывать движения и в то же время не быть слишком свободной (идеально подойдут спортивные леггинсы и топик для девушек или шорты с футболкой для парней);
  • если правильность выполнения того или иного упражнения вызывает у вас сомнение – обратитесь за советом к инструктору или опытному товарищу;
  • усложняйте выбранный комплекс и уровень нагрузок постепенно.

Важно! Если те или иные движения вызвали сильные болевые ощущения (или другой значительный дискомфорт) – резко снизьте их интенсивность или временно прекратите тренировку до выяснения причин.

Комплекс ритмической гимнастики

Каким может быть комплекс упражнений ритмической гимнастики? Приведем один из стандартных его вариантов:

Разминка (5–7 минут)

  1. Подберите мелодию с невысоким темпом.
  2. Встаньте прямо. Медленно поднимите руки вверх через стороны, а затем поочередно опустите их.
  3. Сделайте одной ногой выпад вперед, одновременно вытянув за ней руку с той же стороны.
  4. Вернитесь в исходную позицию и повторите для другой стороны.
  5. Поставьте руки на пояс, наклонитесь вперед и в сторону влево (угол – примерно 45°), плавно переместите корпус по дуге вправо, выпрямитесь. Повторите в другом направлении.
  6. Из того же исходного положения потяните локти максимально вперед, приподнимитесь на носочки с одновременным полуприседанием, снова выпрямитесь и встаньте на полную ступню.
  7. Выполните «степ-тач» – приставные шаги сначала в одну, а затем в другую сторону, поворачиваясь на 90°.

Основная часть (25–30 минут)

  1. Шагаем на месте (25–30 шагов), затем столько же раз приподнимаемся на носочки и опускаемся.
  2. Повторяем то же самое «кросс-степом».
  3. Ставим руки на пояс и делаем вращательные движения локтями – сначала вперед, потом назад.
  4. Делаем шаг вперед одной ногой, вторую выносим вперед и в сторону и ставим на носок с одновременны поднятием той же руки. Возвращаемся в исходную позицию и повторяем в другую сторону (число повторов 5–10).
  5. Сгибаем руки в локтях, сжимаем кулаки. Начинаем легкие прыжки, при каждом из них делая поочередные выпады кулаками вперед, в сторону, вверх и вниз.
  6. Ставим руки на бедра (при достаточном уровне физической подготовки – с гантелями, вес которых для женщин с 0,5 до 1,5 кг, а для мужчин – с 1 до 3 кг). Делаем шаг вперед одной ногой, вынося руку с гантелей с противоположной стороны вперед и в сторону. Возвращаемся в исходное положение, симметрично повторяем.
  7. Выполняем полуприседания, при подъеме отводя руки (можно с гантелями) максимально назад при согнутых локтях.
  8. Ноги на ширине плеч, руки плавно поднимаем вперед, затем опускаем.
  9. Выполняем приседания: 4 раза ступня одной ноги полностью на полу, второй – поднимается на носок; 4 раза с обеими ступнями на полу и разведением коленей в стороны; 4 раза со сменой ноги, которая ставится на носочек.
  10. «Степ-тач» для разгрузки.
  11. Стоим на правом колене, правой рукой опираемся на пол, левая нога на носочке, левая рука на поясе. Начинаем подъемы ноги в сторону (около 10 раз), меняем симметрично позу, повторяем для другой ноги.
  12. Ложимся на бок, рука под головой, вторая на поясе. Делаем мах ногой последовательно вверх и вперед, потом вверх и назад. Повторяем 10 раз, переворачиваемся на другой бок для смены ноги.
  13. Такие же махи в стороны сначала одной ногой, потом другой, а затем обеими сразу делаем в положении лежа на спине и ногами, вытянутыми вверх.
  14. В том же положении на спине чуть расставляем ноги и начинаем подъемы таза. Затем сводим ноги вместе и приподнимаемся, выгибая поясницу, уже так (по 10–15 подъемов). То же самое – но с одной ногой, закинутой ступней на колено другой.
  15. Не вставая, вытягиваем ноги, сцепляем руки на затылке в замок и начинаем приподнимать уже голову и плечи.
  16. Лежа на спине, поднимаем ноги и делаем ими «ножницы».
  17. Снова ставим ступню правой ноги на колено левой, руки на затылок, начинаем приподниматься и тянуться локтем левой руки к колену (10–12 раз). Повторяем симметрично со сменой ног и рук.

Завершающая часть (5–7 минут)

  1. Стоя, медленно вращаем по кругу одной рукой, потом второй, потом обеими вместе.
  2. Такое же плавное вращение плечами, а потом шеей – в одну сторону, потом в другую.
  3. Выпады ногами в сторону – поочередно.
  4. Руки на поясе, вращение локтями.
  5. Встаем на четвереньки, медленно прогибаемся спиной вниз-вверх.
  6. Встаем прямо. Медленно поднимаем руки вверх через стороны, а затем так же плавно опускаем их вперед и вниз, восстанавливая дыхание.

Таким образом, общее время – 35–45 минут.

Ритмическая гимнастика

У этого термина существуют и другие значения, см. Ритмическая гимнастика (значения).

Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.

История создания и концепция метода

Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (рус. шаги Жака).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

  • В 1905 году происходит открытие первого курса в стенах Женевской консерватории.
  • В 1911 году создается Институт музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза.
  • В 1912 году в России открываются Курсы ритмической гимнастики, задуманные как филиал Института, директором стал кн. С. М. Волконский.
  • Метод находит широкое признание, в первую очередь в школе классического балета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *