Тактильные игры для малышей

Тактильные игры для малышей

Тактильные игры служат налаживанию, развитию и поддержанию эмоционального контакта мамы и малыша. Кроме того, позволяют отлично разнообразить их будни, стимулировать ребенка к ответному общению, речевому и психологическому развитию и просто успокаивать его в определенные моменты. Не знаю как вам, а нам скучно просто в тишине совершать ежедневные ритуалы умывания, гимнастики, переодевания… Нести околесицу-отсебятину из разряда «уси-пуси, кто это тут у нас…» надоело, едва начала… Настоящим нашим подспорьем являются тактильные игры, о которых сейчас расскажу.

Казалось бы, когда малыш еще совсем «младенец», особо играть с ним нЕ во что, ибо играть он в привычном понимании этого слова неспособен. Мяч не поймает, в резиночку не попрыгает… На самом деле, играть с ребенком можно и нужно уже с первых месяцев его жизни. Просто поначалу вся основная роль в игре — на взрослых. От малыша мы в игре стремимся получить эмоциональную реакцию, комплекс оживления, ну и в последствии — некоторые целенаправленные подергивания частями тела. Договоримся, что в рамках данного поста я расскажу о тактильных играх, где трогает собственно не сам малыш, а трогают его. Содержание таких тактильных игр — это в основном похлопывание и поглаживание Вашего толстопуза под текст различных стишков и потешек. Потешки! Буэээ… Успели подумать некоторые. Раньше и у меня при упоминании этого слова начинал нервно подергиваться глаз, а то и сразу оба. Вот писала об этом как-то. Тактильны игры отличаются от всяких «Идет-коза-рогатая…» тем, что Вы не просто рассказываете малышу про абстрактных козу и гусей, а говорите про него самого, называя части тела и совершая с этими самыми его частями различные действия. Не знаю, как будет на практике в будущем, но интуитивно мне кажется, что это еще должно поспособствовать запоминанию названий тех самых частей тела ребенкиным мозгом.

Ну собственно по тексту. Найти подобные стишки сейчас весьма не трудно: есть масса книг, аудио-записей, да и просто блоговых постов. Я поделюсь теми, которые у нас в ходу.

Особенность моего мозга такова, что интересное и полезное он запоминает с одного-двух прочтений, учить, к счастью, специально ничего не приходится. Ну а то, что застряло в моей голове в дальнейшем транслируется дочери.

Итак. Настало утро. Бодрый карапуз по имени Маргоша звонко оповестила об этом маму, и мы идем на пеленальник совершать наши утренние моционы. Просто умываться скучно, поэтому мы умываемся под этот стишок:

Водичка-водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Мне хватает как раз протереть всё детское личико. Эту потешку я запомнила из аудио-подборки, под которую мы раньше упражнялись по утрам. Если 10 раз послушать, мне кажется, запомнят все. мылись, значит, настало самое время сделать массаж и гимнастику. Начинаем с ножек.

Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,
Скоро быстро побегут!

Эту потешку взяла из хорошей подборки здесь на ББ. Спасибо автору. А вот и Кстати, сейчас обнаружила, что проговариваю её немного не по тексту, но в том и прелесть подобных примитивных стишков: даже если что-то подзабылось, легко на ум приходят слова, которые помогают не нарушить рифму. На две ноги одной потешки не хватает, ну тут два варианта: либо поговорить немного с дитём о вечном, либо выучить еще стишок))))
Когда массаж ножек закончен, мы делаем очень полезное гимнастическое упражнение (о как пафосно звучит))) под названием «Велосипед». Оно часто описывается в источниках: вкратце суть в поочередном сгибании и выпрямлении ног к животу. Стихотворное сопровождение «Велосипеду» у меня подобралось само-собой:

Ехали медведи на велосипеде,
В ямку попали, на гудок нажали
Бип (клям-с, трям-с и тп и тд).

Да простит меня К.Чуковский за такую вольную импровизацию на тему «Тараканища». Но про хромых собак с утра как-то очень не хочется вспоминать.
Далее переходим к животу.

Живот-животок,
Где пупок-завиток?
Спрятался под майку.
Ну-ка, вылезай-ка!

Этот стишок взят мною из книги Анастасии Орловой «Яблочки-пятки». Стихи в ней настолько простые и яркие, что легко запоминаются у меня во время чтения книги с дочкой.
После живота поднимаемся на грудь. Про грудь у меня пока ничего нет, но мы на ней особо долго и не задерживаемся.
Дальше — ручки. Ручки прорабатываем тщательно, поэтому про них у меня целый арсенал. Для начала, самое тривиальное и повсеместно известное:

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Песни пел да плясал,
Других братцев забавлял.

Для пальчиков второй руки нашла классную аналогию в «Яблочках-пятках»:
Этот пальчик хочет спать,
Этот хочет танцевать,
Этот хочет кашку кушать,
Этот хочет песни слушать,
Этот хочет погулять,
Раз, два, три, четыре, пять.

Оттуда же использую еще такой стишок:
Кулачок-улитка,
Отвори калитку!
Дай с ладошкой подружусь!
Дай за пальчик подержусь!

От пальчиков и ладошек переходим непосредственно к рукам:

Ручки-ручки, все хваталки
Крепко маму обнималки,
Мы потянем ручки вверх,
Скоро дорастем до всех!
Мы как раз делаем гимнастику, сводя руки на груди Марго (как бы обнимая саму себя), а потом поднимая руки вверх-вниз. Отлично подходит.
Переворачиваемся на живот и занимаемся спинкой:

Есть у ежика щетинка,
Наша гладенькая спинка!
Вот бежит сороконожка —
Это мамина ладошка.
В данном стихе мне не до конца ясно к чему тут щетинка и ёжик. Хотя, если после первой строчки поставить тире в качестве противопоставления ёжиков и человеков — еще более или менее смысл прослеживается. Но пока другого в арсенале не имею, говорю этот или ничего не говорю про спину.

Если утром чистим ушки, то используем вот такой стишок:

Все прекрасно слышат ушки,
Наши ушки-непослушки!
Когда глазки крепко спят,
Ушки маму сторожат.

А для носика — такой:

Носик, носик, носопырка —
Справа дырка, слева дырка
А на кончике звоночек,
Сам звенит, когда захочет.

Продолжая тему про ёжиков наших меньших, мы по утрам ещё делаем массаж с колючим мячиком вот таким:

На него отлично ложится следующая песенка-стишок (тут уж кому как природные таланты позволяют):

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

Потом приходит пора одеваться. Одевалка у нас тоже от А.Орловой (жалко, что не встретила пока подобного про рукава, их Марго не любит больше штанин):

Я свою родную ногу

Отправляю в путь-дорогу,

А туннель длиннющий — жуть,

Влево-вправо не свернуть.

Темноты я не боюсь,

Ну и ты нога не трусь.

После того, как главный участник игр одет, неплохо бы и подкрепиться. Не знаю как у Вас, а у нас любимая моська после приема пищи всё время в молочке почему-то опять вспомнились ёжики. Вытираемся при помощи следующего стишка из книги Ю.Разенковой и И.Выродовой «Игры с детьми младенческого возраста».

Ну и молоко! (в оригинале вместо молока — каша)

Так в рот и просится!

Нос и щёки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали!

Кстати, раздеваемся и шествуем на купание мы тоже под стишок из их книги:

Кто тут будет куп-куп,

По водичке хлюп-хлюп?

В ванну быстро прыг-прыг,

В ванной ножкой дрыг-дрыг.

По играм, сопровождающим нашу каждодневную жизнедеятельность, это, пожалуй, всё. Конечно, если в течение дня хочется еще потрогать-погладить малыша, есть еще масса тактильных игр, направленных не на уход, а именно на игру, например, эта (кладем дитятко себе на коленки лицом к себе):

Идут на горку Джек и Джилл,

(шагаем пальчиками по ребенкиному телу)

Несут в руках ведёрки,

(вкладываем свои пальчики в ладошки малыша и раскачиваем)

Свалился Джек и лоб разбил.

(трём лобик и дуем на личико)

А Джил скатилась с горки!

(щекотим, качаем, хохочем — всё по настроению).

Вообще таких игр можно найти массу в книгах и Интернете или придумать самим на любые Ваши любимые стихи. Мой муж стихов и потешек специально не учит, но у него отлично получаются различные вариации на темы песенных хитов. Простор для родительского словотворчества неограничен!

Потешки, прибаутки и стишки

1.»Ладушки»
1.1
Берут руки ребенка в свои и, хлопая
ими в ладоши, произносят:
— Ладушки, вы — ладушки.
— Где были?
— У бабушки.
— А что ели?
— Кашку.
— А что пили?
— Бражку.
— А что на закуску?
— Кислую капустку.
— Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая «Попили? Поели?», берут руки ребенка и кладут их ему на голову.
1.2
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.
1.3
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.
1.4
— Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
1.5
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!
1.6
— Лады — лады — ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
— Что на закуску?
— Кислую капустку.
1.7
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели кашку?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
— Чего на закуску?
— Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.
1.8
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.
2.1
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.
2.2
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.
3.
Курочка — потатурочка,
Кукушка — рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.
4.
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.
5.
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла —
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу — полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!
6.»Идет коза рогатая».
6.1
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!
6.2
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!
6.3
Складывают пальцы руки в «козу» и, помахивая ею в такт, произносят:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
6.4
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, —
Забодает, забодает, забодает.
6.5
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!
6.6
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.
7.1
Ритмично ребенка похлопывают по спинке, приговаривая:
— Что в горбочке?
— Денежки.
— Кто наклал?
— Дедушка.
— Чем он клал?
— Ковшиком.
— А каким?
— Золотым.
— А выкладывал каким?
— Посеребряным
7.2
Приговаривают когда качают ребенка:
Что в горбу? — Денежки.
Кто наклал? — Дедушка.
Чем он клал? — Ковшиком.
Каким? — Золотым.
8.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? — Савин.
Где был? — Славил.
Что выславил? — Копейку
Что купил? — Конфетку.
С кем ел? — С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.
9. «Сорока-ворона»
9.1
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.
9.2
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
9.3
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.
9.4
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
— Сорока- сорока! Где была?

— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!
9.5
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.
9.6
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.
9.7
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.
9.7
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.
9.8
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.
9.9
— Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.
9.10
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!
10.2
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!
10.3
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку — бух, а там — петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.
10.4
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку — бух!
А там — петух.
10.5
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку — бух,
А там петух.
10.6
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам —
Да бух!
10.7
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух — раздавили сорок мух!
11.
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.
12.»Мальчик-пальчик»
12.1
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
12.2
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

Консультация «Потягушечки-порастушечки или как общаться с маленьким ребенком»

Татьяна Лукьянчук
Консультация «Потягушечки-порастушечки или как общаться с маленьким ребенком»

Какое счастье быть мамой несмышленого карапуза! Многим женщинам выпало на долю это счастье, в котором необыкновенным образом сплетаются и радость материнства и тревоги, особенно, когда стала мамой впервые.

Многие мамы первенцев задаются вопросом: как общаться с ребенком, когда он совсем маленький? Я тоже пыталась найти ответ на этот вопрос. Вспоминаю себя мамой новорожденного малыша. Как хотелось быть хорошей мамой! С утра до позднего вечера хлопотала: готовила, кормила, стирала, гладила, убирала. Хотелось, чтобы все было идеально. К вечеру падала с ног от усталости, и было одно желание: добраться скорее до постели. А если еще и беспокойная ночь выпадала (сын часто плакал, наверное, у него болел животик, то в этой ситуации просто хоть караул кричи. Тут уж не до игр.

Проходило время, все понемногу налаживалось: часть забот взял на себя муж, помогала свекровь. И вот пришло время для вопросов. А так ли уж важно создать вокруг ребенка стерильную чистоту, но не иметь времени на общение с ним? И вообще, как лучше общаться с малышом? Что ему нужно от мамы, кроме удовлетворения насущных потребностей в еде, чистоте, здоровом сне?

Некоторые ответы подсказала моя бабушка, мамина мама, когда мы приехали летом в деревню к ней погостить. Было удивительно приятно наблюдать, как она легко управляется с малышом, как разговаривает с ним: как будто он все понимает. Неудивительно, ведь бабушка вырастила четверых детей, да еще в такое тяжелое послевоенное время. Бабушка гладила тело правнучка и при этом приговаривала: «Потягушечки, порастушечки…». И вот казалось, сын сам вытягивает вверх свои ручонки, чтобы показать, какой он уже большой, при этом так весело смеется!

А еще бабушка пела малышу перед сном. Сначала – колыбельные песенки («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…», «Люли-люли-люли, полетели куры…») и много других простых народных песен, а потом пела свои, военные… Артемка так внимательно слушал и под бабушкин голос незаметно сладко засыпал. Вспоминаю, как сын младенцем любил слушать разные звуки. Он мог уснуть под звук шуршания целлофановых пакетов, когда я перекладывала одежду в шкафу, под монотонное похлопывание ладонью по детской кроватке, под негромкий разговор в детской, напевание повторяющейся мелодии).

После летней поездки в деревню что-то изменилось в моем материнском восприятии. Я настолько прониклась душой к этим простым незатейливым словам народных песенок, пестушек, потешек, что стала собирать эти образцы и потом предлагать мамам и детям. Когда родилась дочка, то я уже знала, как мне общаться с малышкой, как с помощью игр развивать ребенка и в то же время поддерживать с ним эмоциональную связь. В этом мне помогла народная мудрость.

Теперь, когда мои дети выросли, я использую образцы народного игрового творчества в своей работе с маленькими детьми, которые приходят в наш детский сад. Работая психологом, зная механизмы развития детской психики, я понимаю, почему малыши так эмоционально реагируют на магические слова пестушек. Дело в том, что маленькие дети первые месяцы и даже годы своей жизни воспринимают окружающий мир, в основном, через телесные ощущения. А народные игры, основанные на манипуляциях с телом ребенка, не только удовлетворяют его потребность в ощущениях, но и передают малышу на эмоциональном уровне информацию о том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

В народных телесно-ориентированных играх в образной, лаконичной, такой доступной детскому пониманию форме собран многовековой опыт наших предков, рожденный не столько из знаний, сколько наблюдений за маленькими детьми, из практики общения с малышами любящих родителей. Отшлифованный столетиями, опыт сохранил образцы народного творчества, которые как нельзя лучше влияют на детское мировосприятие, способны вызывать эмоциональный отклик даже у самых маленьких детей. Народные игры развивают восприятие, общую и мелкую моторику ребенка, активизируют все психические процессы: внимание, память, мышление и речь. А образные, эмоционально насыщенные слова пестушек и потешек также способствуют развитию воображения и абстрактного мышления.

Но главное достижение заключается в том, что эти игры могут помочь наладить близкий контакт взрослого и малыша. Игры способны поддерживать эмоциональную связь мамы со своим ребенком – ту невидимую нить, которая связывает два любящих сердца, которая будет давать жизненную силу и уверенность, что все в этой жизни сложится хорошо. Так у маленького человека появляется доверие к миру, вера в свои силы, желание познавать этот прекрасный мир и каждый день делать новые открытия. Поэтому мне хочется поделиться этим народным «богатством» -находками мам прошлого с современными родителями для того, чтобы они нашли путь к сердцу своего сына или доченьки.

Народные потешки, пестушки

1) Игры, в которые можно играть, когда ребенок только проснулся, потягивается. Они сопровождаются приговорами и поглаживанием ребенка в соответствии со словами пестушки:

1. «Потягунюшки, порастунюшки…»

Потягунюшки, порастунюшки, поглаживают тело ребенка сверху

вниз от плечиков до ножек

Поперек толстунюшки, поглаживают животик

А в ножки – ходунюшки, поглаживают ножки

А в ручках – хватунюшки, поглаживают ручки

А в роток – говорок, дотрагиваются до ротика

А в головку разумок. поглаживают головку.

2. «Потягуни- потягушечки»

Потягуни- потягушечки поглаживают тело ребенка снизу

вверх от ножек до макушки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся- потянемся, берут ручки ребенка и слегка

потягивают их вверх

Маленькими не останемся,

Вот уже растем-растем-растем.

3. «Мешу, мешу тесто…»

(держат ручки ребенка в руках, имитируют действия в соответствии со словами пестушки)

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку – валяй, валяй! (положив ладони на ушки ребенка, слегка

покачивают головку влево-вправо)

2) Игры, в которые можно играть, когда ребенок бодрствует, в промежутках между сном и кормлением (необходимо, чтобы прошло время после кормления)

Играют с ребенком, подбрасывая его на коленях, а затем делают вид, что роняют:

4. «На молоденькой лошадке…»

На молоденькой лошадке –

Трюх-трюх-трюх!

А на старой да на кляче –

Бух!

5. «Еду-еду…»

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму –

Бух!

6. «Поехали, поехали…»

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам –

Бултых в ямку!

7. «Хорошая дорога»

Хорошая дорога,

Хорошая дорога,

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком –

Бух в ямку!

8. «Тушки-тутушки…»

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки.

Играют с ребенком, слегка подбрасывают вверх, приговаривают:

9. «Трушки-потрушки…»

Трушки-потрушки,

Пекла баба ватрушки,

Ватрушечки,

Колобушечки.

10. «Чук-чук…»

Чук-чук-чук-чук,

Наловил дед щук,

Баба рыбу пекла,

Сковородка утекла.

Слова сопровождаются движением рук:

11. «Лунь»

Лунь плывет, лунь плывет…

Галки летят, галки летят!

12. «Гуси-лебеди»

Гуси летели, лебеди летели,

Гуси летели, лебеди летели…

13. «Уты, уты полетели…»

Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты…

Ребенка легонько пошлепывают по подошвам ножек:

14. «Куй, куй, ковалек…»

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок.

15а. «Кую, кую ножку…» (бел.)

Кую, кую ножку,

Паеду у дарожку,

Дарожка крывая,

Кабылка храмая.

Паехалi, паехалi

I y ямку – бух – звалiлiся… (наклоняют ребенка, делают вид, что роняют)

15. б. «Кую, кую ножку…» (рус.)

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку,

Дорожка кривая,

Кобылка хромая.

Поехали, поехали

I в ямку – бух – свалились (наклоняют ребенка, делают вид, что роняют)

Постукивают кулачками друг о друга:

16. «Вьюшки»

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

Учат ходить, бегать:

17. «Большие ноги»

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Учат прыгать

18. «Скок-поскок…» (ставят ребенка себе на колени, приподнимают его и опускают так, чтобы ребенок отталкивался от колен и подпрыгивал)

Скок-поскок,

Сколочу мосток.

Серебром замощу.

Всех ребят пущу.

19. «Скок-скок-паскок…» (бел.)

Скок-скок-паскок,

Маладзенькi драздок

Па вадзiчку пайшоу,

Маладзiчку знайшоу.

Говорят перед едой:

20. «Пришел кисель…»

Пришел кисель,

На залавочке присел,

На залавочке присел,

Поесть деткам велел.

21. «Травка-муравка»

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица

За зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

22 а. «Коцiк» (бел.)

Пайшоу коцiк на таржок,

Купiу коцiк пiражок.

Цi самому з,есцi?

Цi дзiцятку знесцi?

Я раз сам укушу

И дзiцятку аднясу.

22. б. «Котик» (рус.)

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Или деткам снесть?

Я и сам укушу,

Да и деткам отнесу.

При ушибе и боли (поглаживая больное место):

23. «У лисы…»

У лисы боли,

У волка боли,

У Ванюши боль

На березоньку в лес улети.

24. «У сороки…»

У сороки заболи,

У вороны заболи,

У галки заболи,

А у Катеньки заживи!

При умывании:

25. «Водичка, водичка…»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Играют в ладушки и произносят нараспев:

26. «Ладушки» (1)

— Ладушки-ладушки,

Где были? – У бабушки.

— Что ели? – Кашку.

— Что пили? – Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели –

На головку сели,

Ладушки запели.

27. «Ладушки» (2)

— Ладушки-ладушки,

Где были? – У бабушки.

— Что делали? – Кросна ткали.

— Что заробили? – Кусок сала.

— А где сало? – Кошка съела.

— А где кошка? – Под печь убежала.

28. «Ладушки» (3)

Ладушки-ладушки,

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Пальчиковые игры

Взрослые водят указательным пальцем по ладошке ребенка, перебирают пальчики и произносят слова:

29. «Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил,

Каши не варил –

Нет тебе ничего!

30. «Сорока»

Сорока, сорока,

Сорока-белобока,

Кашку варила,

Гостей скликала,

На порог скакала,

Гостей смотрела.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости – на двор,

Кашицу – на стол.

Этому дала на блюдечке,

Этому – на тарелочке,

Этому – на ложечке,

Этому – поскребушки,

А этому – нет ничего.

Шувы! Полетели,

На головушку сели.

31. «Пальчик-мальчик»

— Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем песни пел,

С этим братцем

Кашу ел.

32. «Большаку дрова рубить…»

Большаку дрова рубить (массируют большой палец,

А тебе воды носить (указательный,

А тебе печи топить (средний,

А тебе кашу варить (безымянный,

А малышке песни петь (мизинец)

Песни петь да плясать.

Родных братьев потешать.

33. «Коза»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет –

Того забодает, забодает!

Играя, шутливо треплют ребенка по носу

34. «Чей нос?»

— Чей нос? – Мокеев.

— Куда едешь? – В Киев.

— Что везешь? – Рожь.

— Что возьмешь? – Грош.

— Что купишь? – Калач.

— С кем съешь? – Один.

— Не ешь один! Не ешь один!

35. «Кисонька-мурысонька»

— Кисонька-мурысонька,

Где ты была? – На мельнице.

— Кисонька-мурысонька,

Что там делала? – Муку молола.

— Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла? – Прянички.

— Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела? – Одна.

— Не ешь одна! Не ешь одна!

Играя, слегка постукивают ребенка по спине:

36. «Идет бай по стене»

Идет бай по стене,

Несет лапти на спине

К детенкам по избенкам,

Дарить по лаптенкам.

Потягушечки-порастушечки

Двигательные забавы для самых маленьких

Вместо предисловия

Сколько умиления вызывает младенец! Мы готовы часами говорить единственное понятное ему слово: «агу», получая удовольствие от одной его улыбки. Мы даже не замечаем, что повторили это «агу» уже тридцать или сорок раз. Игра доставляет взаимную радость, но вряд ли кто-то задумывается, что в это время происходит сложный процесс обучения ребенка навыкам общения. Сейчас это называют «обучением с увлечением», «игровой методикой подачи материала» и т.д.

Сначала так играла с нами мама или бабушка. Позже так «агукали» с младшим братом или сестрой. Этой игре уже бесконечно много лет. Наши прапрабабушки забавляли так своих детей и внуков. Это народная традиция.

«Сорока-ворона», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Ку-ку» – игры, лучше которых никто ничего не смог придумать. Снова и снова младенцы хлопают в ладоши и загибают пальчики. Снова и снова мы видим детские улыбки и родительское умиление. И снова мы не замечаем, что в игре ребенок соединил такие сложные вещи, как ритм, действие, речь.

Давно в семейном клубе «Рождество» по крупицам собирают драгоценные примеры воспитания, которые передаются из поколения в поколение у нашего народа. Когда родители в первый раз видят простые, но трогающие сердце игры с младенцами, слышат слова потешек и пестушек, их глаза загораются.

А некоторое время спустя, вслушиваясь и вчитываясь в текст потешки, поддаваясь его очарованию, мамы и папы сами придумывают движения, которые могут сопровождаться словами. Так всегда и было в народной традиции. Первые навыки общения: речевые, двигательные, слуховые, зрительные — ребенок получал от обращенных к нему и постоянно повторяемых матушками и нянюшками авторских присказок. Попробуем и мы вслушаться и вглядеться в то, что в народе называется пестованием и потешением.

Пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках) – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни.

В детстве, и не только в самом раннем, бывает, просыпаешься от ласкового бабушкиного прикосновения и приговора:

Потягунюшки – порастунюшки,
Поперек толстунюшки.
В ручки – хватунюшки,
В ножки – ходунюшки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.

Впечатление, что своими мягкими нежными руками бабушка буквально «выстраивает» тебя в лад по своему разумению. Она прикоснулась к каждому участку твоего тела и дала ему строгий наказ – расти крепким, сильным, здоровым и красивым. С удовольствием потягиваешься и от этой каждодневной ненадоедающей процедуры чувствуешь великую жизненную силу, исходящую прямиком от бабушкиных рук, ее любви, ее жизненного опыта и уверенности.

А уж если заболело что-то – беги к бабушке, хотя наизусть знаешь, чем она «лечить» будет:

У кошки боли,
У собаки боли,
А у Аленушки не боли!
У Аленушки боль на березку улети!

Но легче-то становилось! Прямо чудодейственные слова, хотя помогали только в бабушкином присутствии. Сама себе скажешь – ни за что не пройдет. Только потом, «во взрослости», в различных жизненных неурядицах возникает в памяти эта пестушка, этот бабушкин приговор, и становится легче только от одного воспоминания. Вот это сила! Через года, через века, через тысячелетия! Не расплескать бы бабушкино наследство!

Но время идет, и потихоньку пестушка, говоренная несметное количество раз, превращается в яркую веселую потешку – песенку-приговор, сопутствующую игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Кто из нас не вспоминает азартное «в ямку – бух!» у папы на коленях в тридцать первый раз за последние 10 минут?! И уж папе невмоготу, а раскрасневшееся дитятко просит: «Еще, еще разок!»

И опять слышим:
Поехали, поехали
За спелыми орехами,
По ровненькой дорожечке,
По кочкам, по кочкам,
По оврагам, буеракам
В ямку – бух!
Раздавили сорок мух!

А если папа в настроении, то от ровного шага до крутого галопа прокатиться у него на плечах – это ли не самые яркие воспоминания из нашего детства! Со страхом, замирая от каждого подскока, изо всех сил пытаясь удержаться от падения, мы снова и снова уговариваем папу продолжить игру. Ритм задан – поскакали!

Ехал пан, ехал пан!
Ехал шагом, шагом, шагом!
Ехал пан, ехал пан!
Ехал рысью, рысью, рысью!
Ехал пан, ехал пан!
Ехал махом, махом, махом!
Да свалился – покатился!…

Или:

Вот как скачут офицеры!
Вот как скачут кавалеры!
Вот как скачут стары бабы!..

Слова и движения в потешках переплелись навеки. И никто из играющих взрослых не задумывался над тем, какую важную задачу в воспитании ребенка решает он в данный момент, что развивает, что стимулирует, что укрепляет и т. д. А ведь эти игры испокон веков задавали строгую систему развития навыков и умений малыша. Медики сегодня соглашаются, что те нехитрые движения ручками и ножками, ласковые прикосновения под приговоры, нежные повороты головки есть самые необходимые и достаточные упражнения для развития здорового младенца. Они проверены временем, народным опытом и мудростью. Попробуем соединить рекомендации врачей с ритмом русской речи, ее содержательной наполненностью, мелодичностью, добротой.

Почти начало

«Каждый ребенок должен получать массаж и гимнастику», – пишет в своей книге специалист по детскому массажу И.С. Красикова. Действительно, значение этих занятий трудно переоценить.

Это:
– укрепление костно-мышечной системы;
– улучшение обмена веществ, а следовательно, и усиленное питание, что необходимо для растущего организма;
– усиление легочной вентиляции, то есть насыщения крови кислородом;
– улучшение механизмов теплорегуляции.

По словам знаменитого русского физиолога И.М. Сеченова, «работа мышц есть работа мозга». Но самое главное достоинство массажа – нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Ведь сегодня, в силу известных обстоятельств современной жизни, дети испытывают постоянные нервные перегрузки. Многие родители знакомы с результатами этого воздействия. Так, перевозбуждаясь, малыши с трудом засыпают, очень легко начинают плакать и не могут остановиться. Как помочь им?

Один из способов – массаж и гимнастика. Конечно, это искусство, требующее профессиональных знаний и навыков. Но каждому ответственному родителю необходимо владеть хотя бы его азами. С этого «родительского ликбеза» мы и начнем.

Родительский ликбез

Основные принципы организации занятий с малышом

1. Занятия не должны проводиться натощак, сразу после еды, непосредственно после ночного сна.
2. Гимнастика должна проводиться при достаточном доступе воздуха. Перед занятием хорошо проветрить помещение, а лучше открыть форточку, если это зима, или окно, если это лето.
3. Гимнастика должна доставлять ребенку радость. Недопустимо заниматься с плачущим ребенком.
4. В летнее время гимнастика должна проводиться в более холодные часы во избежание перегрева.
5. Упражнения для различных групп мышц должны чередоваться (то есть должен соблюдаться принцип рассеянной нагрузки).

Также необходимо помнить, что не всегда гимнастика приносит только пользу.

Массаж и гимнастика противопоказаны при всех острых состояниях, а также в случае конкретных рекомендаций врача.

Мы познакомились с необходимыми условиями проведения массажа и гимнастики. Усвоить это просто. Можем начинать!

Ура! Начало!

Первый – третий месяцы

В первый месяц малыш кажется нам маленьким сжатым комочком. Он сразу сгибает ножки и ручки, как только мы оставляем его без пеленок на ровной, безграничной для него поверхности. Хочется его разгладить, распрямить, почувствовать расслабленное доверчивое тельце. Из уст вытекает нежное и протяжное:

Тюнюшки – потетюнюшки!
Вдоль расти,
Поперек толстей!
Ручки деловаты,
Ножки беговаты,
Язык – говорун, говорун…

Мягкие и теплые мамины руки дают возможность малышу почувствовать самого себя, понять, где заканчивается он и где начинается не его пространство. А мама в это время перекладывает малыша на животик и с нежностью продолжает:

Родненьким – родняшок,
Хорошеньким – хорошок,
Стройненьким – стройняшок,
А пригоженьким – пригожок.

Или:

Потягушечки-порастушечки!
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся –
Маленькими не останемся!

Родительский ликбез

Поглаживание – главный прием массажа, когда ваша рука скользит по коже ребенка, не сдвигая ее при этом в складки. При медленном и мягком поглаживании снижается возбудимость нервной системы, то есть проявляется ярко выраженный успокаивающий эффект.

Конечно же, не останется без внимания и животик, который, как правило, в это время беспокоит нас больше всего. Самое простое – поглаживая по часовой стрелке, напевать древнюю «заповедь»:

Животик, животик!
Не вари кашу круту,
А вари мягонькую
Да разваристую.

А погремушек у нас уже тьма. Мы потрясем погремушками, проследим: слышит ли малыш их звон? Попробуем поводить погремушкой у него перед глазами – следит ли, не отрывая взгляда?

Хочется сразу научить ребенка всему, хочется с ним серьезно заниматься по всем методикам, о которых мы только знаем. А малыш в первый месяц все спит да спит. Мы и сами постепенно приобретаем размеренность и степенность, начинаем точно чувствовать, что малышу в сладость, в пользу, а что и во вред. Не успеешь оглянуться, а тут и юбилей подоспел. Целый месяц нашему дитятке исполнился.

Заглянем в книгу – что должен уметь делать малыш в первый месяц жизни?

Родительский ликбез

К концу первого месяца жизни ребенок должен:
– останавливать взгляд на лице ухаживающего за ним взрослого;
– улыбаться;
– следить за движущимися игрушками;
– поворачивать голову на источник шума;
– проявлять «комплекс оживления» (эмоциональное барахтанье ручками и ножками с улыбкой и с издаванием звуков) при приближении любимых взрослых.

Замечательно! Мы все умеем!

Во второй месяц ребенок бодрствует гораздо больше по времени. Значит, и наши занятия становятся продолжительнее. Самое главное не забывать, что наши забавы – прежде всего общение, которое должно быть приятно для обоих. Абсолютно не дозированное по времени, оно может быть ограничено только личным желанием матери и самочувствием ребенка. Если врач назначает вам лечебный массаж, то это процедура в полном смысле медицинская (кстати, не всегда приятная), а мамины ласки и массажем-то нельзя назвать.

Если ребенку нравятся наши занятия и он с нетерпением ждет их, то на исходе второго месяца нас ожидает приятный сюрприз! Малыш не только улыбается и барахтается, когда чувствует, что мама решила с ним поиграть, но совершенно явно пытается копировать мимику мамы, ее артикуляцию и даже начинает произносить целые интонационные «монологи». Это так называемые «предречевые реакции». Если при первых же проявлениях гуления мать начинает «разговаривать» с малышом, повторяя простые понятные ему звуки – «агу», «гу-у», «а-а-у», то это взаимное подражание ведет к быстрому развитию все более сложных речевых навыков. Если взрослые не обращают никакого внимания на гуление и лепет, эти явления очень быстро прекратятся.
Поощряя гуление ребенка, наши бабушки приговаривали:

Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький!
Молоденький, пригоженький,
Хорошенький!

Или:

Гуля, гуля-голубок!
Гуля, гуля-воркоток!
Гуля сизенький, сизокрыленький,
Людям миленький!

А ребенок и рад стараться. Все складней и складней гулит.

Навыков у нас тоже поприбавилось – лежа на животе, изо всех сил кроха пытается удерживать голову, вертит ею из стороны в сторону, замечает крупные предметы. А мы, забавляясь его новыми возможностями и поддерживая их развитие, гремим игрушкой перед малышом. Если подбодрить кроху складной песенкой, то наблюдение за ускользающей от взгляда игрушкой станет веселой игрой.

Сова, совинька, сова,
Ты большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела!

Специалисты говорят, что на втором месяце начинает про-исходить выравнивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног, которое завершится к 3 – 4 месяцам. Иногда в этом возрасте малыш уже «позволяет» нам играть с его ручками и ножками, можно сказать – доверяет их нам. Если малыш к этому еще не готов и его ручки и ножки по-прежнему зажаты, отложите пассивные движения на некоторое время.

Родительский ликбез

Пассивные движения – движения конечностей малыша, совершаемые при помощи взрослых.

Начнем с самого знаменитого упражнения – разведения ручек.

Лунь плывет,
Лунь плывет!
Сова летит,
Сова летит!

Разведем ручки, а затем прижмем их к груди. На слова «сова летит», к обоюдному удовольствию, мы потрясем руками младенца так, чтобы они расслабились и были похожи по ощущению на атласные ленточки. В народе присказок к этой игре существует много:

Люди за дело – а мы за безделье!
Люди пахать – а мы руками махать!
Люди жать – а мы на печи лежать!

Или:

Лебеди летели, лебеди летели!

Самые разнообразные движения рук теперь можно озвучить для малыша.

Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки –
Гори огонь в печурочке!
Колю дрова на плашки
Для сестры Дуняшки.
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

Нам давно известны эти движения – то одну, то другую ручку малыша мы направляем вниз и вверх.

А вот еще одна старинная забава – соединять коленку с противоположным локоточком, а потом выпрямлять эту ногу и руку в противоположные стороны.

Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст,
Это папин холст,
А вот этот холст – Андрюшечке!
Моему сыночку-душечке!

Конечно, перечислять здесь можно всю семью и имя назвать дорогое и единственное. Особенно хорошо делать это после ванны, когда ребенок мягонький и распаренный. С резкими движениями к такому малышу не подойдешь. Вот и замечательно! Мягко и плавно промнем животик – от назойливых «газиков» это помогает.

Еще одна любимая забава для попеременного прижимания ножек к животику.

Баба сеяла горох.
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок.
Прыг-скок, прыг-скок!

На «прыг-скок» для разнообразия можно прижимать к животику две ножки.
А из этих слов движения сами выплывают:

Толкачики, толкачики.
Рогачики, рогачики.
Перевертышки, перевертышки.

Сначала мы попеременно прижимаем ножки к животу, затем разводим коленочки в стороны, а потом прямыми ногами пытаемся коснуться лба.

Под эти забавы проходит второй месяц, и тут мы опять сверимся со специалистами.

Родительский ликбез

К концу второго месяца ребенок уже умеет
– гулить;
– лежа на животе, приподнимать голову и поворачивать ее в разные стороны;
– отмечать появление новых предметов;
– рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров;
– отличать появление новых звуков;
– улыбаться, когда над ним склоняется взрослый.

Можем плавно войти в третий месяц, раз у нас все в порядке.

В течение третьего месяца мы с вами сможем наблюдать, как хаотичные движения рук нашего ребенка потихоньку станут управляемыми. В этот месяц особенно важно дать малышу как можно больше тактильных ощущений (ощущений, которые малыш получает через прикосновение своей ручкой к разным предметам и материалам). Подумайте об игрушках с разными на ощупь поверхностями – мягкими и твердыми, гладкими и бугристыми, и т.д. Здесь хороши игры с ладошкой и с пальчиками. Ведь именно в это время рука, сжатая в кулачок, распрямляется, чтобы потом прикоснуться к новой информации и схватить незнакомый предмет.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот взял и съел –
Потому и потолстел.

Подержите и потрите каждый пальчик. Здесь придется кстати и всем известная «Сорока-ворона».

Ладошку можно погладить и даже пощипать вот под такую пестушку:

Птичка, птичка!
Вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки
На моей ладошке!

Заглянув в любой фольклорный сборник, вы увидите великое множество приговоров, сопровождающих забавы-упражнения для пальчиков и ладошек. Выучив их один раз, вы будете во всеоружии еще много лет.

Подвешенные над ребенком игрушки уже являются стимулом, чтобы ручки дотянулись, прикоснулись к ним и ощупали. А еще не забудьте дать ребенку игрушку в руку, чтобы тот попытался ее удержать.

Физически малыш все больше и больше совершенствуется, усложняются его двигательные навыки. Гимнастика, которую мы с ним проводим, становится более ответственной. Надо выбрать оптимальное время по режиму, надо сосредоточиться самим. И все же это по-прежнему любимая игра.

Наш малыш должен научиться правильно двигаться, а это потребует от него не только напряжения мышц, но и их расслабления.

Попробуем поиграть с ножкой младенца, лежащего на спине.

Куй, куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку.

Смотрите, как хорошо слова дают направление действиям. Обхватив ножку малыша двумя пальцами в области голени, «поколотите» по стопе ребенка, чтобы он ее хорошо расслабил. При этом движения рукой выполняются такие, будто вы отгоняете от себя комара: мягкие и легкие удары пальцами тыльной стороны ладони.

Не забудьте об упражнениях, основанных на врожденных рефлексах.

Родительский ликбез

При раздражении кожи некоторых частей тела ребенок совершает определенные движения.
Например, «феномен ползания»: в положении «лежа на животе» при прикосновении рук взрослого к подошвам младенца, тот отталкивается от рук и «ползет».
Рефлекс «феномен ходьбы»: если взять малыша за подмышки, то при прикосновении стопами к опоре ребенок делает шаговые движения. И другие.
Многие из этих рефлексов сохраняются до 3 – 4 месяцев.

Для упражнений, основанных на «феномене ползания», подойдут такие строчки:

Ползун ползет
Иголки везет.

А для упражнений с использованием рефлекса «феномен ходьбы» — такие:

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Папа, придя с работы, не удержится, чтобы не потютюшкать свое чадо, аккуратно подбрасывая его сильными, надежными руками:

Ти-та-та, ти-та-та,
Пожалуйте решета,
Да муки насейте,
Пирожки затейте.
Пирожки-то на дрожжах –
Не удержишь на вожжах.

Может, папа и подкинул бы под потолок свое сокровище, но ритм пестушки не позволит совершить неаккуратные, размашистые движения. Это и хорошо, так как не привыкшего к пространству ребенка легко испугать. Кстати, это упражнение может выполнять с малышом и мама.

Наш малыш в этом возрасте совершенно спокойно может повернуться со спины на бок, а то и на живот. Поэтому глаз да глаз за таким сорванцом. А что еще он умеет?

Родительский ликбез

К концу третьего месяца наш малыш
– лежа на животе, поднимает голову и удерживает ее;
– лежа на спине, подносит руки ко рту;
– сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадает податливый предмет;
– смотрит на движения своей руки;
– смотрит на предмет, который держит в руке;
– улыбается, увидев что-то знакомое;
– переворачивается со спины на бок, а иногда и на живот;
– различает голоса близких людей, выделяет голос матери.

Все в порядке? Можно двигаться дальше.

Страница 1 — 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

Стишки для тактильных игр с малышом

Носик с носиком встречался
Носик носиком бодался.
А потом «привет» сказал,
Носик весь зацеловал!

Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,
Скоро быстро побегут!

Ручки-ручки, все хваталки
Крепко маму обнималки,
Мы потянем ручки вверх,
Скоро дорастем до всех!

Пятки, розовые пятки,
Поиграем с мамой в прятки!
Мама спряталась: ку-ку!
Я найти ее смогу!

Этот мягонький животик
Подарил нам бегемотик!
Если пузик целовать,
Малыш будет хохотать.

Есть у ежика щетинка,
Наша гладенькая спинка!
Вот бежит сороконожка –
Это мамина ладошка.

Носик, носик, носопырка –
Справа дырка, слева дырка
А на кончике звоночек,
Сам звенит, когда захочет.

Щечки, сладенькие щечки
Нежные, как лепесточки.
Щечка – раз и щечка – два!
Целовать давно пора!

Все прекрасно слышат ушки,
Наши ушки-непослушки!
Когда глазки крепко спят,
Ушки маму сторожат.

Прилетел к нам ангелочек
Сел на правый наш носочек
Покачался и взлетел –
На головушку присел.

Прилетела к нам синичка
Села (имя) на реснички
Крыльями закрыла глазки,
Чтобы снились (имя) сказки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *