Стихи на звук с

Логопедические стихи для развития речи

Налью в чашечку котенку (1)
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке (2)
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку (1)
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, (3)
А потом — еще раз,
Чисто вымоет шубку (4)
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет —
Как мочалкой скоблит.
«Мурр!» — мне скажет с любовью:
«Все, спасибо: я сыт! »
(1) — «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
(2) — «Котенок»: имитируем движения язычка котенка — «захватываем язычком молочко и отправляем его в рот».
(3): облизываем по кругу губы.
(4): имитируем вылизывание котенком шерстки.
* * *
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка — Саше, чашка — Маше, (1)
Эта чашечка — Наташе
И пол-чашки — Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта — зайке, эта — мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! (2)
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)
Быстро съели все до крошки!
(1) — «Чашечка».
(2) — «Ложечка»: язычок становится более узким и длинным.
(3): широко открываем и закрываем рот).
* * *
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
— Не возьмете ли в корзинку?!
Упражнение «Грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
* * *
А теперь — смотри, смотри —
Мы с тобой — богатыри:
Рухнул старый-старый дом —
Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение «Грибок».
* * *
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка — дыханье ветра —
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской ветер — старший брат —
Этой песенке так рад! —
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики —
Белые журавлики —
Снова за леса плывут —
С моря дождики везут.
Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
* * *
— Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
— Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
Упражнение «Балалайка»: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
* * *
— Кто в лесу стучит, стучит?
— Дятел дерево долбит:
— Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу —
Это дерево лечу:
Под корой — жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Упражнение «Дятел»: «выбиваем» звук «Д» кончиком язычка на верхних альвеолах.
* * *
Гусь поспорил с индюком:
«Птичник, чей же это дом?»
Гусь шипит: «Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!»
А индюк: «Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник — мой!
Я иду к себе домой!»
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись: «Ш-ш-ш!»
И бегут на край села
Уточки от «Бл-бл-бла!»…
Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
Упражнение «Гусь»: шипим — дуем на язык, подняв его к небу.
Упражнение «Индюк»: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: «Бл-бл-бл».
* * *
Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!»
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор — синий богатырь —
Как мотор заводит? — Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом —
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит: — Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: «Ды-ды-ды».
Вот подходит пассажир —
Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: «Ррррр!»
Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р».
* * *
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел —
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад — вперед, — (1)
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед — назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
— Пауки пусть в сад уходят!
Сверху — все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
— Влево-вправо! — моет стенку:
— Вправо-влево! — вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок (3)
На забор наш старичок:
— Пыль стряхну с него раз пять —
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
— Заслужил я угощенье —
Чай малиновый. С вареньем!
(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок — снова расстелить на губе широкий («стряхиваем пыль»).
* * *
Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Вот лисичка:
— Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Ох, качели косолапый
Останавливает лапой:
— Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз.
* * *
Едет к бабушке Егорка: (1)
Забирается на горку, (2)
После горки — вновь низина. (3)
Речка… Мостик выгнул спину. (2)
Дальше ровная дорожка. (3)
Брызнул дождь — чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. (2)
(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
(2): выгнуть «спинку» языка.
(3): опустить язычок.
* * *
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
Упражнение «Крокодил»: широко открываем и закрываем рот.
* * *
Слоненок и зебра
В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! —
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает — (1)
Воду до-о-олго набирает.
Хобот — вверх: теперь дуть надо. (2)
— Дождь! — ах, как же зебра рада!
(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
(2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть.
* * *
У медведя нет корзины — (1)
Собирает в рот малину. (2)
(1): рот широко открыть и закрыть.
(2): плотно сжать губы.
* * *
Рыбка
Не наживка — без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: «О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!»
Упражнение «Рыбка»: округляем губы, делаем захватывающее движение губами.
* * *
Слоненок
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
— А я так умею тоже! —
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
— Посмотрите, как хорош! —
Я на слоника похож!
Упражнение «Хоботок»: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
* * *
Бурундук
Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки —
Щечка стала, словно мяч!
— Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
— Ничего за щечкой нет —
Видишь, тонкая какая.
— Видим — круглая другая.
Ты в секрете не держи —
Что за щечкой? Покажи!
— И за этой пусто тоже! —
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает: — Вот!
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
— Не тревожься и не злись!
На морковку — угостись!
Мы пойдем — нас ждет медвежка…
— Эй, ребята! Там — орешки.
Упражнение «Перекатываем орешки»: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.
* * *
Пони
Сбоку — дорожка, а в центре — лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.
Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
— Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!
Упражнение «Лошадка»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.
* * *
Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!
Упражнение «Перекатываем орешки».
* * *
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
Упражнение «Улыбка»: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
* * *
На даче
Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. (1)
В нем калитку сделать надо — (2)
Мы гостям хорошим рады!
(1) — «Заборчик»: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) «воротца»: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке)
* * *
Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.
Упражнение «Бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
* * *
Вот — забор, а в нем — дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут —
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот — Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке — молоко.
Пролезают: «Ох!» да «Ах!»…
А калитка — в двух шагах!
Чередование упражнений «Бублик» и «Заборчик».
* * *
Кролик — беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!
Упражнение «Кролик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
* * *
А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед —
Станет плоским клювом рот.
(Упражнение «Уточка»: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
* * *
Дам лошадке я картошку:
— На, полакомись немножко!
— Фрр! — лошадка недовольна.
— Лучше хлеб дай черный с солью!
Упражнение «Недовольная лошадка»: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.
* * *
Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!
Упражнение «Воздушный шар»: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.
* * *
Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.
Упражнение «Чистим зубы»: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.
* * *
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа — рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой —
Там, внизу, — забрать капусту?
Слева — с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
«Это выбрать? Это взять?»
Упражнение «Пятачок»: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
* * *
Что-то рыбку испугает —
Рыбка щеки надувает: (1)
Мол, меня не трогай лучше! —
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, (2)
Рыбка вновь худышкой стала.
(1): надуть щеки.
(2): втянуть щеки.
* * *
Мышка выглянет из норки —
Очень хочет сыра корку! —
Тут же прячется опять:
Рядом кошка — страшно взять!
Упражнение «Прятки»: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.
* * *
У меня сегодня — чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. (1)
Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)
А потом «спасибо» бабушке скажу.
(1) — «Вкусное варенье»: облизать верхнюю губу справа налево, затем — слева направо.
(2): облизывать губы по кругу.
* * *
Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты — слоненок!
Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».
* * *
Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: «Та-та-та!»
Будет в доме чистота!
Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: «Та-та-та».
* * *
Как часы, заладим в такт:
— Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
— Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
— Тик-так! Тик-так!
Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
* * *
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем — нижнюю губу.
* * *
Открываем сумочку —
В сумке видим трубочку.
Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».
* * *
Рыбка рыбке говорила:
— Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
— Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи —
Для борща траву ищи!
Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга.

Стихи для развития речи

«Р»
* * *
— Кар — кра — кра! Все вглубь двора!
Драка началась с утра!
Два задиры-петуха
Перья рвут и мнут бока:
— А я лучше всех украшен!
— Я как радуга раскрашен!
Драка из-за красоты…
В клочья крылья и хвосты!…
И в хвостах остались — кра! —
Только пух и два пера!
* * *
Розовый грустит щенок:
«Я бы быстро бегать смог,
Кошек прогонять, рычать…
Как мне настоящим стать?»
* * *
Сразу сорок семь сорок
Прилетели на урок:
Тараторили, галдели…
Что понять они сумели?
* * *
Слышишь, ручеек журчит?
Он торопится, спешит
К речке быстрой, говорливой,
Где живут рачки и рыбы.
* * *
Дождь: «Трам-трам,» — стучал по крышам.
Дробь дождя Егор услышал —
Старый барабан достал,
Тоже барабанить стал.
* * *
— Расскажи, сестра Маринка,
Что стрекочет у тропинки?
Кто заводит разговорчик?
Может, затрещал моторчик?
Может, трактор у букашек —
Они в травах поле пашут?
Может, стража у находки —
Страшный жук шумит трещоткой?
Может…
— Милый человечек,
Так скрипит крылом кузнечик…
* * *
Посмотри, посмотри:
Ярче утренней зари,
Ярче солнца ясного
Птичек грудки красные!
На рябину сели гости —
Словно ягод ярких грозди
Загорелись там и тут…
— Как, красавцы, вас зовут?
— Мы — любимцы Дед Мороза,
Снег нам — радость, не угроза.
Холод, бодрость подари! —
Любят зиму снегири.
* * *
Застучали топоры:
— Мы остры и мы быстры:
Рядом с этим крошкой — домом
Завтра вырастут хоромы.
* * *
Спорил с полем старый бор:
«Разве гордость — ширь, простор?
Грибов море, ягод горсти —
Торопитесь, люди, в гости!»
Проворчало горько поле:
«Говор трав утихнет вскоре.
Снег запорошит просторы —
У зимы свои узоры.
Вот ручьев проснется хор —
Мы весной продолжим спор.»
«Р/Л»
* * *
В январе смолил лис лыжи,
Куртку сшил, беретик рыжий,
И с утра — стрелой на горку,
Где растет осинник горький…
Куропатки вверх взлетают!
Хвост среди стволов мелькает!
— Караул! Беда! Кошмар!
В роще жар! Костер! Пожар!
-Ты, сорока, балаболка!

Логопедические стихи для детей 5-6 лет

Звук Ш
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
***
Звук Л
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.
***
Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.
***
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
***
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
***
Звук Р
Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!
***
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку — цап!
***
Звуки С Ц
Логопедический стишок №4
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
Автор стихов Т. Ляхович
***
С чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К
СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.
ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.
***
Чередование согласных П — Б:
ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.
***
Чередование согласных Т — Д:
ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.
***
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!
***
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
***
На звук «Ж»
Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!
***
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
***
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..
***
На звук «Ч»
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
***
Дифференциация И-Ы
Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.
***
Звуки Кь, Къ
Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!
Варежки — на ручки,
Валенки — на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!
Щечки — словно яблочки,
На носу — снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!
***
У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке — галушки, в духовке — ватрушки.
Кисель — в бутылке, монетки — в копилке.
На столике — плошки, вилки и ложки.
На этажерке — книжки о кошке.
В шкафчике мышки — рубашки, штанишки.
На вешалке — шапки, на коврике — тапки.
У мышки на полке — нитки, иголки,
А около печки — спички и свечки.
На двери — крючочки, цепочки, замочки…
Запасов у мышки — большие излишки!
***
Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка»,
Шевельнет ушами.

Учим стихи с малышами – договаривай сам

Ниже приведены самые популярные стихи и потешки для детей. Слова, которые ребенок должен произносить сам, выделены синим цветом. Постепенно увеличивайте паузы — пусть ребенок договаривает не одно слово, а несколько, а затем и целые строки.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Мячик

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Бычок

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Зайка

Зайку бросила хозяйка —
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.

Самолёт

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Солнышко

Смотрит солнышко в окошко.
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки
Очень рады солнышку.

Божья коровка

Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки,
Кушают конфетки!

>Зайчик

Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Не попал!
Серый зайчик убежал.

>Кукушка

У леса на опушке
Высоко на суку
С утра поет кукушка:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

>Божья коровка

Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Птичка

Села птичка на окошко.
«Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай!
Улетела: Ай!»

СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Для малышей

***

Раз, два, три, четыре, пять
Пошли пальчики гулять,
Подружились, покружились
И друг другу поклонились!

***

— Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою хрустишь?
— Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!

***

Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам —
Приходил бы лучше к нам:
Папам — сыро, мамам — грязно,
Нам с тобою — распpeкрасно!

***

Кричит ворона в небе:
— Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась осень.

***

У мышонка целый пир,
Ест мышонок вкусный сыр.
Маму просит:»Пи-пи-пи!
Сыра мне еще купи!»

***

Киска с бантиком играла,
Тихо лапками катала,
Убегала, догоняла:
«Мяу! Мяу! Я устала!»

***

Высокий дом многоэтажный,
Как великан — большой и важный.
Приземистый и низкий домик
В сравненьи с великаном — гномик.

***

Ливень, ливень льёт везде.
Рады птенчики в гнезде.
Мама дома посидит.
Никуда не улетит.

***

Раз — подскок!
Два — подскок!
Высоко потолок!
Я скачу, я лечу,
Стать высоким хочу!

***

В лужице хрюшку увидела хрюшка:
– Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!

***

Вышли волки на охоту.
Бродят стаей по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят.

***

Осень, осень, погоди!
И с дождями не спеши,
Дай еще нам лета,
Солнышка и света!

Автоматизация звука в рассказах – предпоследний этап в автоматизации. На этом этапе заканчивается работа со звуком в искусственно созданных условиях. В дальнейшем звук должен использоваться в самостоятельной, свободной речи.

Не всем детям требуется отработка звука в текстах – если ребенок без напряжения, свободно использует новый звук, можно сразу перейти к «свободному говорению». Другим же детям необходима автоматизация в рассказах. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком.

Итак, как работать с рассказами?

Обратите внимание, что в разделе присутствуют рассказы, различающиеся по объему и сложности излагаемого материала: от простейших,

3 строчки ,связанных одной мыслью рассказиков для детей 3-4 лет, до небольших «статей» из энциклопедий, интересных старшим дошкольникам.

При работе с рассказами и взрослый и ребенок используют звук без удлинения его, без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.

В данном разделе представлены рассказы различных типов:

1. Рассказы с картинками – переход от слов и словосочетаний к пересказу текстов. Они коротенькие, и звук чаще всего встречается только в одном слове, которое ребенок должен вставить в нужном месте предложения после предъявления картинки. Картинка может быть подобрана заранее, может быть нарисована взрослым в процессе рассказа, или же ее может рисовать сам ребенок. Кстати детям интереснее процесс рисования, чем разглядывание готового изображения. Возможная технология работы: показываем картинку, «Что это?» , «Давай прочитаем рассказ про это. Я читаю, а ты добавляешь это слово». Читая предложение, делаем паузу для нужного слова. Если ребенок не реагирует или использует слово в неправильной форме – задаем вопрос. Например, «В лесу мы видели … кого? – Сову». После того, как все предложения были совместно прочитаны, предлагаем ребенку самому рассказать этот маленький рассказик.

2. Рассказы-задачи. В этом случае тоже первоначальная работа ведется с одним-двумя словами. Взрослый читает задачу, ребенок заинтересован в том, чтобы посчитать и дать ответ – сначала одним словом, затем полным предложением. В случае успеха ребенок с радостью перескажет эту задачку другому человеку. Проследите за правильностью произношения звука в пересказе.

3. Рассказы с вопросами – самая замечательная часть работы. Дело в том, что неподготовленный ребенок сразу не сможет пересказать текст, даже не обращая внимание на звуки, он просто не запомнит информацию. Чтобы помочь ребенку в процессе пересказывания и используются вопросы. Наши действия: читаем весь рассказ, читаем первое предложение и задаем вопросы, которые расположены ниже, дочитав до конца, предлагаем ребенку пересказать весь рассказ. Как обычно – не забываем про произношение.

4. Обычные рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Здесь также, возможно, понадобится задавать вопросы. 5. Составление рассказа по заданной теме. Предлагаем ребенку тему для обсуждения и слова с отрабатываемым звуком, которые ребенок может использовать в своем рассказе. Чтобы сделать процесс интереснее – нарисуйте картинку вместе с ребенком. Этот вид работы подготавливает ребенка к свободной речи. Тексты и рассказы на звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, Р, С, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Кь, Ль, П, Пь, Рь, Сь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *