Современные детские писатели

«Когда здесь была Марни», Джоан Робинсон

Издательство: «Азбука-Аттикус», 2016

Для детей от 12 лет

Книга «Когда здесь была Марни» популярного во всём мире автора детских книг Джоан Робинсон сразу после выхода в свет была номинирована на престижную медаль Карнеги. В России этот роман выходит в необычной книжной серии «Почти взрослые книги» с иллюстрациями знаменитой английской художницы Пегги Форнум, автора оригинальных иллюстраций к книгам о медвежонке Паддингтоне. Историю дружбы Анны и Марни сегодня читают во всём мире. К примеру, ей заинтересовался знаменитый режиссёр Хаяо Миядзаки, который включил «Когда здесь была Марни» в список детских книг к обязательному прочтению.

Сегодня мы расскажем о книгах интересных современных авторов, многие их которых стали победителями конкурса издательства «РОСМЭН» «Новая детская книга». Это один из крупнейших российских конкурсов в области детской и юношеской литературы, ежегодно проводимый издательством. Все книги написаны российскими авторами и предназначены для детей младшего школьного возраста.

1. Антон Соя,
«Маша и Аркаша-таракаша»

Автор книги – рок-продюсер, поэт и прозаик Антон Соя – придумал очень харизматичного персонажа, который просто обречен стать звездой. Настоящий щегол, посоледний из таракан по имени Аркадио Скарафаджо (для друзей просто Аркаша) носит темные очки и клетчатые шорты, сыпет мудрыми изречениями, танцует сальсу и вальс и поет шаляпинским басом.
Аркаша – таракан непростой судьбы. Оставшись сиротой, он бродил по свету и даже месяц прожил на атомной электростанции, обрел сверхспособности и стал невидимым. А вот третьеклассница Маша Колокольчикова, в чьей квартире и поселился Аркаша, его видит. Так начинается история большой дружбы, в которой будут и тараканьи бега, и философские споры, и хоровое пение на уроках музыки, и даже путешествие в будущее.
Яркие и милые иллюстрации к сказке нарисовал российский художник-иллюстратор и мультипликатор, лауреата премии «Образ книги 2014» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и подростков» Сергей Гаврилова.
Купить книгу

2. Анна Никольская,
«Чемодановна»

Бабушка значит много в жизни детей. А если эта бабушка – великая и грандиозная Чемодановна, жизнь детей тут же превращается в приключение. Герои книги – 9-летние близнецы Борис Эдуардович и Ольга Эдуардовна Прикольские, скромный мальчик и нескромная девочка. Жили они в городе Большие Пупсики и слушались свою ненавистную няню Изольду Тихоновну Кикиморову. Пока одной субботней ночью в доме не объявилась Авдотья Чемодановна Свирепова. Женщина колоссальных размеров, с большим сердцем, размером ноги и челюстью; ростом, занесенным в Книгу рекордов Гиннесса, с малиновой прической в форме дома объявила, что будет с ними жить, и что она – их бабушка. А прадед их – Чемодан. Так началась новая жизнь: с ватрушками на завтрак, прогулками по лужам вместо мультиков, и с… полетами в Антарктиду.
Писатель Анна Никольская – обладатель золотой медали имени Сергея Михалкова, лауреат премии имени В. Крапивина, «Книжной премии Рунета», Премии «СтартАП», «Книга года: выбирают дети». А иллюстрировал «Чемодановну» петербургский художник Екатерина Бауман. Прототипом графического образа Чемодановны, по словам Екатерины, стала великая Фаина Раневская: «Потому как у нее в любом, даже самом демоническом проявлении, во взгляде просвечивает доброта, ее не спрятать».
Купить книгу

3. Ирина Наумова,
«Мальчик с пальчик и добрая мачеха»

Когда твоя мачеха – колдунья, скучать некогда. Она кого угодно может превратить в кота или в лягушку, а еще может тебя самого в кого-нибудь превратить. Так и случилось с мальчиком Юриком – мачеха Света уменьшила его в размерах и наделила способностью понимать всех живых существ. Юрик решил найти себе новый дом и отправился в лес.
Оказалось, что смотреть на мир снизу вверх очень интересно! Роса, сияя на траве, отражает тысячи солнц, громада леса тянется в небо, самый обычный пень начинает напоминать средневековый замок с множеством башен и окошек-бойниц, а лесные звери и насекомые превращаются в интересных собеседников.
Ирина Наумова – художник по образованию, победитель первого сезона конкурса «Новая детская книга». В 2013 году ее сказочный цикл «Приключения господина Куцехвоста» вошел в шорт-лист премии Baby-НОС в числе 10 финалистов, претендовавших на звание «Лучшей детской книги десятилетия».
Купить книгу

4. Ая эН,
«Сказки не по правилам»

Писатель и физик Ая эН решила переписать традиционные сюжеты сказок и характеры всем знакомых сказочных персонажей. Падчерица в этих сказках вовсе не добрая, послушная и рассудительная Золушка, а капризная Злушка-Вреднюшка. И мачеха ее не тиранит, а обожает. Младший брат вовсе не Иван-Царевич, а сразу два Ивана, два брата-близнеца. И обитающее в царском саду диво дивное, чудо чýдное – это никакая не жар-птица, а холод-рыба.
Будучи кандидатом физико-математических наук, Ая эН пишет новые сюжеты сказок на вполне научной основе. Герои сказок ботаник Исаак, Чар-быг, барилямбда обыкновенная, Ферапонт Опилкин и читатели попадают в такие истории, что быстро узнают все про черные дыры, постоянную Планка, принцип неопределенности. А еще о том, из чего состоит человек, с точки зрения химии (а именно: на 70% состоит из воды и еще в нем много белка, жира, аминокислот и так далее до микроэлементов) и что такое пустота, с точки зрения физики. Узнают и делают вывод, что мир устроен сложно. Но очень логично. А потом вырастают и становятся гениями. Совсем как автор.
Купить книгу

5. Юрий Никитинский,
«Дом дворников»

Cентиментальная повесть про отважных дворников, которые живут в доме с чердаком, причем у каждого дворника есть собственный этаж. А все потому, что дворник – профессия ответственная. Каждый день дворники совершают маленькие подвиги, оберегают покой жителей и рассылают письма с хорошими пожеланиями. А еще спасают утопающих и собирают деньги на открытие детской больницы и кинотеатра. В дворницкой вселенной вместо злого «Вытиррррайте ноги» можно увидеть совсем другие таблички и предупреждающие знаки, которые юные фантазеры могут придумать сами.
Иллюстрировал книгу Евгений Подколзин, театральный художник-постановщик. «Очень важным считаю наличие как графической культуры, так и цветового решения детской книги, уход от чрезмерной яркости и аляповатости. Мне кажется, что детскую книжку надо делать очень серьёзно, так как формирование вкуса происходит очень рано, с первых букв и картинок, сопутствующих им», – говорит художник.
Купить книгу

6. Юлия Симбирская,
«Здравствуй, Таня!»

В одной из обычных городских высоток живут две лучшие подруги Тани. Как водится среди лучших подруг, они совершенно непохожи. Тани делают домашние задания, ходят в гости к другу Сереже, строят дома из папок диссертации отца одной Тани, едят конфеты из сухофруктов от бабушки Веры — другой Тани, и спорят, что «неполезней»: сырокопченая колбаса или шоколадная паста. Тани живут совершенно обыкновенной жизнью совершенно обыкновенных, но нисколько не скучных, третьеклассниц. Двум Таням вместе предстоит сделать много всего интересного: приручить белую мышку, запустить звездолёт, навестить льва в зоопарке, выучить французский… А ведь в детстве не бывает пустяков, и самые короткие каникулы зачастую оказываются длиной в целую жизнь.
Автор повести – молодая писательница из Ярославля Юлия Симбирская.
Купить книгу

7. Светлана Лаврова и Ольга Колпакова,
«Привидение — это к счастью!»


«Привидение – это к счастью» является продолжением книги «Верните новенький скелет!», вышедшей в издательстве «Росмэн» в 2013 году, и частью трилогии о приключениях сестер Саши и Стаси Сергеевой, маленькой Даши и Ивана Лапшовых и огромной собаки Кошмар.
Герои новой повести во время каникул решили серьезно заняться бегом. Забег начинает Матильда – ведьма и по совместительству соседка семей Лапшовых и Сергеевых, проживающих в обычной уральской многоэтажке. К ней присоединяются собака Кошмар, семиклассник Иван Лапшов, первоклассница Стася Сергеева, бабушка семейства Лапшовых, двухлетняя Даша Лапшова и неизвестный джентльмен в синем костюме. Причиной вдруг проснувшейся тяги к здоровому образу жизни персонажи называют колдовство, и лишь в финале выясняется истинная причина всеобщей любви к бегу.
Авторы Светлана Лаврова и Ольга Колпакова являются обладателями многих литературных премий и наград, сами входят в жюри Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина.
Купить книгу

8. Анастасия Орлова,
«Обожаю ходить по облакам»

От плохого настроения можно избавиться при помощи ветра. «Ветер влетает в одно ухо, как в открытую форточку, а в другое вылетает. И плохое настроение сквозняком выносит наружу. Голова становится пустая и лёгкая. И солнце просвечивает её до самого донышка. А в пустоте сразу вырастают симпатичные новенькие мысли». Это одна из множества маленьких историй, собранных в книге. Все истории рассказывает 6-летний мальчик – про маму и папу, про маленького брата, про лето, солнце, ветер и море.
Анастасия Орлова с раннего детства пишет стихи. Она известна как поэт, участник писательских семинаров и форумов, победитель литературных конкурсов и лауреат премии Дельвига. Иллюстрации к книге нарисовал художник Анаит Гардян.
Купить книгу

9. Елена Явецкая, Игорь Жуков,
«Бопси! Допси! Пум!»

Новогодняя история про девочку Нину и ее подругу, плюшевую обезьянку Дусю. Нина и Дуся отправляются за подарками и попадают (из чистого любопытства!) в магазинчик господина Морозини. Там они находят удивительный снежный шар, в котором рождественская пастораль внезапно сменяется сценой из зловещего триллера. И героиням приходится спасать обитателей шара.
В ходе истории Нина и Дуся познакомятся с мальчиком-музыкантом Зябликом, ослом-поэтом Варфоломеем, бабой-спортсменкой Снежанной, и из всего этого получится смешная детективная история с интересными сказочными персонажами, интригами и авантюрами.
Купить книгу

10. Валерий Роньшин,
«Сказки про космонавтов»

В книге петербургского писателя Валерия Роньшина собраны веселые фантастические истории про космонавта-принца с планеты Эллония, прилетевшего на Землю в поисках принцессы; космонавта Егора, мечтающего отыскать прекрасную планету, увиденную во сне; кассира Земляничкина, побывавшего на Луне и подружившегося с местным чудовищем Вя-вя; потомственного космонавта Игорька, попавшего к инопланетянам. А еще про лошадь, впервые ступившую ра Марс:
«— Ну почему, почему такая несправедливость? — всё время жаловалась мне моя знакомая лошадь. — Собаки в космос летали, крысы летали, даже люди — и те в космос летали, а мы, лошади, нет.
— А потому, — отвечал я ей, — что для лошади-космонавта очень трудно подобрать космический скафандр, опять же лошадь-космонавт слишком много места займёт в космическом корабле. Не говоря уже о том, что к космическому кораблю надо будет прицеплять космический прицеп с сеном, чтобы лошади-космонавту было что хрумкать во время своего космического путешествия».
Купить книгу

***

Если не быть завсегдатаем книжных сайтов и фестивалей, то может показаться, что лучше Носова, Рыбакова и Булычева для детей все еще ничего не придумали. Тем временем, детская литература в России неплохо развивается. Каждый день появляются новые книги, конкурсы и авторы. Журналист Лиза Биргер выбрала 10 современных писателей, чьи книги можно смело ставить на книжную полку в детской.

СЕРГЕЙ СЕДОВ

Сергей Седов из тех писателей, что завораживают при личной встрече не меньше, чем при встрече с его текстами — такой настоящий современный сказочник, человек, не привязанный к пространству и времени, бывший учитель и московский дворник, сказками которого мы начали зачитываться еще в 80-х. Не сосчитать, сколько раз эти сказки — про мальчика Лёшу, про лягушку Пипу, про королей, про дураков — забывались и издавались за последние лет тридцать, и все равно они звучат ошеломительно ново. У Седова замечательная манера легкого письма, кажется, что все, к чему он прикасается, превращается в увлекательную игру, не присоединиться к которой невозможно. Но главное в Седове — бесконечная свобода его воображения, по духу своему совершенно детская, его фирменная странность, благодаря которой он может позволить своим героям удивительные превращения в пылесос и воздушный шарик, а в своих сказках про мам разрешает себе показать маму-пьяницу и равнодушную маму. Все это — проявления одной трогательной заботы, но на разный лад. Было время, когда Седова издавали чуть больше и лучше, но сейчас, к сожалению, непросто найти ни его страшилки, ни замечательно смешной пересказ древнегреческих мифов «Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца», ни даже его новогоднюю сказку «Как Дед Мороз на свет появился», написанную в сотрудничестве с Мариной Москвиной. Тем не менее, всегда в продаже «Сказки про Лёшу» — Седов классический во всех отношениях, вызывающий одинаковый восторг родителей и детей.

МАРИЯ БЕРШАДСКАЯ

Выпускница ВГИКа и сценарист Мария Бершадская, работавшая, в числе прочего, над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе, серию книг «Большая маленькая девочка». Ее героиня Женя, — не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни — это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то история о смерти близкого человека, о школьном романе, о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение — увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

СТАНИСЛАВ ВОСТОКОВ

Большой любитель животных, Станислав Востоков с детства мечтал пойти по стопам Джеральда Даррелла — мечтал и сделал. Уже в пятнадцать лет он публиковал свои переводы из Даррелла в ташкентской газете «Пионер Востока» и, учась в художественном училище, рисовал слонов и журавлей. Из Ташкента он отправился защищать природу в Камбодже, оттуда — проходить практику в основанном Дарреллом Международном обучающем центре сохранения природы на остров Джерси. После поработал в Московском зоопарке и в Научно-исследовательском центре охраны природы, и обо всем этом рассказал в своих книгах. Хотя полюбили Востокова мы именно за жанр рассказа о животных (см. «Не кормить и не дразнить» о Московском зоопарке и книгу «Остров, одетый в Джерси»), о которых он умеет говорить просто, с пониманием и сочувствием, он отлично освоил и прочие жанры, и на сегодняшний день получил все мыслимые детские премии. Например за книгу рассказов про Фросю Коровину, «настоящую деревенскую бабу семи лет от роду» из деревни Папаново Вологодской области, или серию воздушных, вдохновленных, скорее, Юрием Ковалем, чем мастерами деревенской прозы, рассказов о деревенском укладе «Кум королю», и о птицах и зверях, которых можно увидеть почти из окошка.

АРТУР ГИВАРГИЗОВ

Эстетическая родина Артура Гиваргизова — советская школьная проза, все вот это родное и любимое, от Носова до Драгунского. Только чувствует он себя и в сюжетах и в языке гораздо вольнее, так что некоторые нервные родители ругают его за непедагогичность (родители, которые не понимают шуток или же требуют, чтобы мораль была в детской книге на первом месте — главные враги детской прозы). На самом деле, в свете достижений мировой детской психологии, согласно которой важным для детей должна быть игра, а не учебник, свобода воображения, а не зубрежка, Гиваргизов — именно тот писатель, который нужен для создания атмосферы тотального смеха и веселья. Он никогда не подводит, и, хотя многие его стихи и рассказы кажутся шутками, играми, их важной темой неизменно становятся поиски свободы в любой отдельно взятой ситуации, будь то разговоры с взрослыми, школьные уроки или дальние путешествия. Если не знать, что Земля обладает притяжением, можно взять и полететь, а если не хотеть писать диктант, то можно сбежать в лес а вместо себя подсунуть учительнице медведя и волка, чтобы они, переругиваясь и списывая друг у друга как заправские хулиганы, старательно выводили «Ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик».

Гиваргизова, к счастью, издают бесперебойно, и все его книги очень хорошие — из него одного можно составить отличную домашнюю библиотеку. Но родителям имеет смысл не упустить, пока есть, книгу «С дедского на детский», где рассказы и стихи Артура Гиваргизова обсуждает, читая со своими внуками, лингвист Максим Кронгауз.

ТАМАРА МИХЕЕВА

Тамара Михеева — профессиональный детский писатель. Это значит, что ей одинаково хорошо удаются и книжки-картинки о животных, и подростковые истории, вроде «Дети дельфинов». Это неизменно добрые, неизменно светлые книги, населенные чудесными волшебными созданиями. В современной детской прозе Тамара Михеева играет роль главной сказочницы: в ее горах растут живые деревья («Легкие горы»), в ее лесах обитают волшебные гномы («Асино лето»), а ее шумсы, обитатели деревьев, стали одним из лучших детских фантастических сериалов. В общем, безупречные истории для детей, которые только учатся читать и любить книги, и родителей, которые хотят, чтобы книги эти были только про волшебное и доброе — никакого другого мира для Михеевой будто и не существует вовсе.

МАРИНА АРОМШТАМ

Педагог, психолог и специалист по детскому чтению Мария Аромштам до середины нулевых занималась написанием познавательных книг о педагогике для взрослых и обучающих пособий для начинающих читать детей. Но с тех пор, как в 2008 году ее повесть «Когда отдыхают ангелы» получила премию «Заветная мечта», Аромштам превратилась не только в одного из наших любимых писателей, но и в главного пропагандиста детской книги. Придуманный ею сайт «Папмамбук» существует ровно для того, чтобы помочь родителям читать книги вместе со своими детьми. За прошедшие десять лет Марина Аромштам нарастила солидную библиографию и сама уже превратилась в классика современной литературы. Причем, слово «классик» хочется тут применить за ту ненавязчивую поучительность ее текстов, за которую мы привыкли ценить книги нашего детства, а лучше сказать — за ту свободу мысли и чувства, которую эти книги неизменно обещают. Она одинаково уверенно чувствует себя в разных темах и жанрах, будь то реалистическая повесть о школьной жизни («Когда отдыхают ангелы»), историческая повесть из Англии XIV века («Кот Ланселот и золотой город. Старая английская история»), сказки-мифы о рождении мира («Однажды в новом мире») или книжки-картинки для детей («Желуденок»). Что бы она ни писала, это всегда о терапевтическом эффекте чтения и рассказывания историй — ровно то, что многие и заказывали.

МАРИЯ БОТЕВА

Первая книга сказок Марии Ботевой «Световая азбука. Две сестры, два ветра» вышла в издательстве НЛО в 2005 году — тогда же она получила премию «Триумф» и вошла в шорт-листы «Дебюта» и «Заветной мечты». Мы довольно долго после этого о ней не слышали, пока ее не открыло заново издательство «КомпасГид», и тут стало ясно, что Ботева — это прежде всего точный, верный и внимательный писатель подростковой жизни. Две книги ее повестей, «Мороженое в вафельных стаканчиках» (2013) и «Ты идешь по ковру» (2016) — это прямо какое-то радостное приобретения для любой детской библиотеки. Потому что главной темой становятся здесь не какие-то исключительные горести подростковой жизни, а, наоборот, самое узнаваемое в ней, разговоры, чувства, ежедневные переживания. Так, в новой книге «Ты идешь по ковру» главные героини пьют чай, болтают скороговорки, болтаются без дела, но именно это «Лето скучное снова, просто тоски кусок» становится для нее неимоверно богатым сюжетом. Это такое ошеломительное, искреннее понимание подростковой жизни, что даже взрослому может помочь вспомнить, как оно все было. Чтобы представить, почему это так хорошо, достаточно почитать сайт автора.

АСЯ ПЕТРОВА

Выпускница Сорбонны, замечательный переводчик с французского, жена одного из лучших современных детских поэтов Михаила Яснова и, прежде всего, замечательный детский автор. Доказано, если хотите, даже литературными премиями — их у Петровой целый букет, от первой премии «Книгуру» за сборник рассказов «Волки на парашютах» и премии Маршака до шорт-листов «Дебюта» и «Baby-НОСа». Главное в Асе Петровой, впрочем — это умение говорить с подростком на его языке, погрузиться в мир его переживаний, где буквально все становится вопросом экзистенциальным — от нежелания надевать рейтузы до страха, что бабушка умрет. Сборник рассказов «Волки на парашютах. Взрослые молчат», объединяющий истории для средних школьников и вдумчивую и сочувственную прозу о подростках, являет собой все то прекрасное, страшное, грустное, нелепое, из чего сделана обычная подростковая жизнь.

НИНА ДАШЕВСКАЯ

Писательница Нина Дашевская уже трижды получала литературную премию «Книгуру”, при том, что свою первую повесть опубликовала в 2011 году. Музыкант по образованию, она окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и сейчас играет в оркестре театра им. Натальи Сац. И первые ее книги, в том числе «Около музыки», были посвящены той огромной перемене, которую звучание музыки способно совершить в жизни маленького человека. Это вообще главная тема подростковой прозы Дашевской — выход из темноты к свету, волшебная перемена, которая гарантированно поможет избавиться от одиночества и несчастья. Грустный мальчик станет веселым, у одинокого подростка появятся друзья, ребенок с СДВГ найдет понимание, всех ждет хороший конец. Учитывая, как просто и радостно эти книги написаны, ничего удивительного, что они так нравятся детям — да и взрослым тоже.

НАТАЛЬЯ ЕВДОКИМОВА

В каком-нибудь другом мире, где фантастика, например, не считалась бы жанром в литературе второстепенным, Наталья Евдокимова стала бы большой литературной звездой — трудно найти автора, который чувствовал бы себя в этой теме настолько свободно. Ее антиутопия «Конец света» рассказывает о мире, который время от времени меняется целиком. Его законы странны, причудливы и иногда даже репрессивны, но остается вера, что однажды какой-то из миров окажется тем, что изобрел ты. Совсем новая книжка «Кимка&Компания» рассказывает о мальчике, который улетел от уставившихся в телевизор родителей в воображаемые миры, и путешествует по ним, прихватив с собой новорожденного брата. А есть еще совсем простая, пронзительная по интонации «Лето пахнет солью», подростковые герои которой вырываются на свободу к лету и морю от затянувшейся зимы и плена многоэтажек. В целом, это необходимая прививка фантазии от скучной и иногда тяжелой повседневности — и просто очень хорошая литература.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Лучшие русские детские книги XXI века по версии детских писателей

Открытый Университет попросил автора популярной детской дилогии «Дети ворона» и «Краденый город» Юлию Яковлеву составить список из пяти самых важных русских книг XXI века для детей. Девушка попробовала сделать это опросом коллег, но получила целых 15 разных детских книг.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Главные «кузницы» новой детской литературы появились в начале нулевых — «Самокат» и «КомпасГид». Сначала они переводили западные книги и, как оказалось, «это стало школой сразу для всех: сначала читателей, потом подтянулись писатели и иллюстраторы». Учились создавать новую, качественную литературу, думать по-другому.

«В 2016 году лед по-настоящему затрещал. Впервые можно говорить о „новой русской детской книге“ как эстетическом явлении. О поколении»

Пять самых важных книг 2000–2016 годов Юлия решила выбрать, спросив троих своих коллег. «Замысел был простой: поставить в рейтинг те названия, которые пересекутся у всех троих. Замысел рухнул сразу. На выходе получился список из пятнадцати книг; не пересеклось ничего, — пишет девушка. — И это лучшее свидетельство того, насколько еще не остыла картина: перемены произошли только что и происходят так быстро, что коллективное зрение не успевает сфокусироваться».

Девушка смогла уверено выбрать четыре лучшие книги и еще 13 возвела в ранг «любая из них могла бы стоять пятой в этом списке»:

2008. Дарья Вильке. «Шутовской колпак» («Самокат»)

Здесь четко звучит слово «гомосексуализм», но книга не о нем. Книга Вильке обо всем (театре, детях, растущих за кулисами, и том, почему никто из взрослых ни за какие коврижки не хотел бы снова стать подростком), но не о гомосексуализме. Вернее, гомосексуальность в ней — простой факт, как цвет глаз или кожи: для спокойного принятия с констатацией «все люди разные». Говорить вот так в русских детских книгах раньше не умели.

2012. Эдуард Веркин. «Облачный полк» («КомпасГид»)

Веркин рассказывает про похождения мальчишек-партизан. Но рассказывает так, как следовало это сделать, если рассказываешь честно. Война ужасна, абсурдна, и временами герои Веркина напоминают не то персонажей «В ожидании Годо», не то «Слепых» Метерлинка, но именно что лишь несколько напоминают. Проза у Веркина — прозрачная и отчетливая.

2014. Ольга Громова. «Сахарный ребенок» («КомпасГид»)

Это, строго говоря, не роман: Ольга Громова записала историю со слов Стеллы Нудольской, с которой случилось только одно несчастье — быть ребенком в 1930-е в СССР; все остальные беды оказались лишь следствием. Арест, этап, лагерь, ссылка — такие приметы советского детства впервые вошли в современную детскую литературу. Рассказ безыскусен, это не литература, это голос свидетеля.

2016. Юлия Яковлева. «Дети ворона» («Самокат»)

«Дети ворона» — первая в серии «Ленинградских сказок», действие которых начинается в красноречивом 1938 году, а закончится в не менее красноречивом 1953-м, — делает это в форме гротеска, сказки, которую могут читать, в том числе и люди, юридически считающиеся детьми. По словам автора, эта книга появилась, потому что нужно «переварить наследство, полученное от советского времени: его табу, ужас, проклятия, ложь, его золотые крупинки и даже клише».

Другие отмеченные книги, любая из которых могла бы стоять пятой в этом списке:

  1. Евгений Рудашевский. «Здравствуй, брат мой Бзоу»
  2. Мария Мартиросова. «Фотографии на память»
  3. Александра Литвина, Анна Десницкая. «История старой квартиры»
  4. Екатерина Мурашова. «Класс коррекции»
  5. Марина Аромштам. «Когда отдыхают ангелы»
  6. Мария Ботева. «Мороженое в вафельных стаканчиках»
  7. Юлия Кузнецова. «Где папа?»
  8. Артур Гиваргизов. «Контрольный диктант, или Древнегреческая трагедия»
  9. Наталья Евдокимова. «Конец света»
  10. Нина Дашевская. «Около музыки»
  11. Нина Дашевская. «Я не тормоз»
  12. Мария Бершадская. «Большая маленькая девочка»
  13. Юлия Яковлева. «Краденый город»

В сентябре «Мел» составил список из 100 лучших книг 2016 года для детей и подростков: книга Юлии Яковлевой в него, кстати, тоже вошла. Больше о книжных новинках и фестивалях читайте в материалах «Мела» по специальному тегу: Книги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *