Соц сеть для подростков

Молодежные соцсети: обзор социальных платформ для подростков

В конце октября предположения некоторых экспертов интернет-отрасли подтвердились: финансовый директор Facebook, комментируя квартальной отчет корпорации, заявил об оттоке подростковой аудитории из социальной сети. По словам Дэвида Эберсмана, главной силой, потянувшей за собой сокращение аудитории, стали самые молодые пользователи.

Между тем через несколько дней после заявления руководителей Facebook стало известно, что самый известный подросток Джастин Бибер решил продолжить популярную среди артистов традицию и вложил деньги в развитие социальных сетей. Канадский певец потратил 1,1 млн долларов на платформу Shots Of Me от RockLive — сервис, который почти полностью ориентирован на подростков.

Аналитики отмечают, что причиной, по которой тинейджеры начинают искать «свои» сети, может быть увеличение числа пользователей популярных платформ. Так, от Facebook, сообщившей в августе 2013 года об амбициозной задаче объединить 5 млрд пользователей по всему миру, подростков отталкивает тесное соседство родителей и других родственников. Мамы и тетушки выкладывают фотографии милых питомцев, пишут жизнеутверждающие статусы и интересуются жизнью своих детей, но такое внимание им совсем не нравится. Дети не торопятся делиться фотографиями с вечеринок с родителями.

Управление репутаций бренда

ORM – один из самых быстро растущих сегментов digital-рынка. Стань экспертом в области управления репутацией вместе с новым курсом Skillbox и Sidorin.Lab (агентством №1 по профильному рейтингу Рувард).
3 месяца онлайн-обучения, работа с наставником, дипломная работа, трудоустройство для лучших в группе. Следующий поток обучения стартует уже 15 апреля. Cossa рекомендует!

Реклама

Согласно данным исследования Piper Jaffray, самой популярной платформой для подростковой аудитории по итогам лета-осени 2013 года стала социальная сеть Twitter: сервис микроблогов за полгода обогнал Facebook на 3%. Быстрее всех по итогам шести месяцев выросли показатели Instagram. Кроме этого, по данным аналитической группы GlobalWebIndex, с января по сентябрь заметно увеличилась молодежная аудитория таких сервисов, как Flickr, Skype, WhatsApp и Tumblr.

Кроме традиционных сетей, внимание подростков завоевывают сравнительно молодые продукты — мессенджеры, фото- и видеоприложения (причем основное предпочтение отдается мобильным версиям сайтов).

WeChat

Китайский мессенджер, вышедший на международный рынок в 2011 году, англоязычная реинкарнация китайского бренда WeiShin, от создателей самого популярного в стране мессенджера QQ.

Кроме обмена текстовыми сообщениями, программа поддерживает голосовую связь. Своеобразной копией функций Instagram являются «Моменты», раздел, который позволяет подписчикам делиться фотографиями, статусами, «лайками» и комментариями. Кроме этого WeChat предлагает опцию «Shake» («Встряска»), благодаря которой зарегистрированные пользователи могут найти других людей, встряхивающих телефон одновременно с ними и выражающих таким образом желание пообщаться.

Мессенджер можно интегрировать с другими сервисами материнской компании Tencent: китайским «твиттер-сервисом» Tencent Weibo и QQ Mail, а также с Facebook, несмотря на то, что американская соцсеть заблокирована в Китае.

Ежемесячная аудитория приложения составляет 250 млн пользователей, хотя еще недавно американские и европейские подростки почти ничего не знали о сервисе. При этом он пользуется невероятной популярностью на родине и в Юго-Восточной Азии.

Pheed

Социальная сеть, запуск которой состоялся в октябре 2012 года. Платформа сочетает в себе элементы Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, SoundCloud и других сервисов, что сближает ее с популярными азиатскими сетями вроде WeChat, KakaoTalk и LINE. В Pheed можно публиковать тексты, фотографии, видеоролики, аудиозаписи и ссылки на файлы, а также создавать онлайн-трансляции. Главная особенность сети в широких возможностях для использования платной подписки на аккаунты, причем половину денег от подписки получают разработчики, половину — создатели контента.

Первоначально Pheed была рассчитана на творческих людей, основателям социальной сети за первые месяцы работы даже удалось привлечь несколько сотен американских знаменитостей, большинство которых, однако, вскоре покинуло ее. Затем сервис стал набирать популярность среди кумиров американских подростков (одной из первых поклонникам рассказала о сервисе локальная интернет-знаменитость Акейша Бринли), и в результате в 2013 году основной приток пользователей на платформу был обеспечен благодаря подростковой аудитории.

KakaoTalk

Мобильный мессенджер от корейского разработчика Kakao Inc. Приложение, как и WeChat, сочетает в себе несколько функций популярных социальных сетей и продолжает быстро набирать популярность у подростков в Юго-Восточной Азии. Сервис обмена сообщениями работает на платформах iOS, Android, Bada OS, BlackBerry и Windows Phone.

Предлагаем вашему вниманию медиапроекты для детской аудитории, т.к. в последнее время разработчики веб-приложений стремятся приобщить к своим онлайновым продуктам не только взрослых, но и подрастающее поколение, увлечённое цифровыми технологиями и проводящее в Интернете всё больше и больше времени. Вот некоторые из таких сетевых ресурсов.

Дневник.ру – школьная социальная сеть, объединяющая все школы России.

Удобная и безопасная среда общения школьников, учителей и родителей. Домашние задания, расписание, оценки — все в одном месте. «Дневник.ру» — это сайт, который делает жизнь в школе и вокруг неё интереснее и разнообразнее.

Школьнику:

ü Удобная и безопасная среда для общения всей школы.

ü Общение только со сверстниками и отобранными взрослыми.

ü Удобное расписание и другие инструменты для учёбы.

ü Единый справочник обо всём и обо всех в школе.

ü Активное участие в школьной жизни.

ü Информационный центр для поступающих в ВУЗы.

ü Единый источник информации по ЕГЭ.

ü Всероссийский календарь олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.

ü Вакансии для школьников (работа во время каникул).

ü Современная электронная библиотека.

ü Консультации специалистов и многое другое…

Учителю:

ü Удобная и безопасная среда для общения всей школы.

ü Единый справочник обо всём и обо всех в школе.

ü Удобное расписание и другие инструменты для управления учебным процессом.

ü Удобные инструменты для оптимизации административной работы.

ü Общение и обмен опытом с учителями по всей стране и за рубежом.

ü Оптимизация общения с родителями.

ü Всероссийский календарь мероприятий.

ü Единый каталог учебников.

ü Современная электронная библиотека.

ü Дистанционные курсы по повышению квалификации.

Родителю:

ü Удобная и безопасная среда общения с классным руководителем, учителями, директором.

ü Общение и обмен опытом с другими родителями.

ü Доступ к информации об успеваемости и деятельности ребенка.

ü Единый календарь школьных мероприятий.

ü Единый источник информации по ЕГЭ.

ü Информационный центр для поступающих в ВУЗы.

ü Каталог всех секций и кружков в городе.

ü Современная электронная библиотека.

ü Консультации психологов и других специалистов.

Смешарики — социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала. В виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими участниками сети, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на любые каверзные вопросы. В системе ведется рейтинг наиболее активных пользователей, предусмотрен форум, а также имеется раздел для родителей, на котором представлена информация о правильном воспитании и обучении ребенка.

Опасайтесь травли

Одна из самых опасных вещей, которая происходит с подростками в соцсетях, — это онлайновая травля со стороны ровесников (в последнее время для этого явления часто используется калька с английского — кибербуллинг). Исследователями доказано, что это нешуточное явление имеет долговременные последствия, влияющие на судьбу жертв. По сравнению с обычными неприятностями в школе у онлайновой травли есть два больших опасных отличия: онлайновые преследования идут все время, не заканчиваясь после школьных часов, а также в отсутствие вышеупомянутого личного контакта принимают еще более уродливые и гипертрофированные формы.

Вариантов может быть много — подсмотреть пароль недруга и от его имени написать что-то в соцсети, выложить на обозрение одноклассников фото, ставящее жертву в неловкое положение, разгласить посторонним что-то поведанное по секрету и так далее. Эти виды травли не очень бросаются в глаза взрослым, но сильно угнетают подростка, поэтому при любых сомнениях, непонятном плохом настроении и так далее надо приложить серьезные усилия — от разговоров до мониторинга средствами родительского контроля, чтобы разобраться и прекратить травлю. В разных странах для этого есть различные организации, помогающие родителям, но даже в их отсутствие есть неплохой вариант — обратиться за помощью в школу, где учатся подростки. Также возможно обратное — вы обнаружите, что это ваш ребенок травит других. Реакция тоже должна быть незамедлительной и полномасштабной — нужно объяснить, насколько это серьезно и опасно, к каким последствиям может привести (уже бывали случаи суицида жертв и привлечения обидчиков к настоящей уголовной ответственности).

«Что он там нашел?»

Для современных подростков социальные сети – это всё в одном. Они там общаются, слушают музыку, просматривают видео, используют соцсети для обучения и подготовки к экзаменам. Даже когда они ищут информацию, то сначала пытаются найти ее в социальных сетях и только потом идут в поисковики. Социальные сети, хотим мы это или нет, настоящий микромир для подростков, в котором они удовлетворяют свои главные потребности.

Самое важное для подростков – это, с одной стороны, интимно-личностное общение с друзьями и сверстниками, а с другой стороны – поиск себя и проба разных образов. В целом, если посмотреть на социальные сети, то они предназначены и для того, и для другого, что очень удобно.

Подросток в сети может общаться тет-а-тет с кем-то одним или взаимодействовать с обществом в целом. Главное, у него есть возможность продемонстрировать что-то значимым для него людям и получить ответную реакцию, которая так важна подростку в поиске себя.

Если раньше, чтобы предъявить себя как настоящего рокера, нужно было сделать ирокез и прийти с ним в школу, то сегодня можно сделать селфи, выложить его в сеть и посмотреть как реагируют на это одноклассники.

Если новый образ получил мало лайков, то фотографию можно удалить и распрощаться с неподходящим образом, не обязательно в таком виде идти в школу. Подростки очень хорошо разбираются в том, сколько лайков у них в среднем получает фото и при каком количестве считается, что это «не катит».

Помимо текстов и фотографий, подростки активно высказываются через музыку, картинки и цитаты. Например, в этом возрасте еще сложно предъявить себя через собственные изречения, голос подростка только формируется. Примеряя различные понравившиеся цитаты, подросток заявляет, что хоть это сказал и не я, но мне это подходит.

Подростки вообще очень трепетно относятся к опубликованному на своей странице. Когда мы только начинали исследования в этой области, у нас был стереотип, что тинейджеры бездумно размещают в сети всё подряд. Это не так, они возвращаются к тому, как они предъявляли себя год, два года назад и чистят свою ленту, убирают то, что для них сегодня уже неактуально. Для подростков социальные сети – это шкатулочка, в которую они собирают самое ценное и сокровенное.

Развенчиваем мифы

Когда социальные сети только начали завоевывать Интернет-пространство, про них часто писали, что это зависимость, опасные контакты, что это темный мир, в котором подростки скрываются под вымышленными именами и чего там только не делают. Конечно, это присутствует, но наши исследования показывают, что всё не так мрачно, как это рисуют себе родители.

Социальная сеть скрывает истинное лицо

В настоящее время не так много подростков используют в сети вымышленные имена. В основном, это настоящие имена и фамилии, может с небольшими изменениями, а информация на странице – то, что действительно представляет подростка и отражает его мир.

Ребенок будет контактировать со взрослыми, неадекватными людьми

Подростки достаточно сознательно выбирают, с кем они будут общаться в социальных сетях. Такого, чтобы они бездумно добавляли в друзья «взрослых дяденек», мы в исследованиях не увидели. Подростки знают своих друзей, это может быть «пятое рукопожатие», но они все равно так или иначе знакомы. Да, все слышали об историях, когда родители вскрывали аккаунт ребенка и видели, что он переписывается с каким-то незнакомым взрослым, и все-таки подавляющее большинство подростков прекрасно осведомлены, с кем они переписываются и кто эти люди.

Виртуальное общение заменяет реальное

Это тоже оказалось не совсем так. Конечно, онлайн-общение занимает важное место, но совместные прогулки и живое общение продолжают оставаться для подростков очень значимыми. Сейчас эти два мира склеены между собой. Например, один участник исследования рассказывал, что когда он гуляет с друзьями, то вообще не смотрит в телефон, с товарищами сразу была договоренность – если мы вместе, то мобильные не трогаем. При этом, в его профиле были селфи с друзьями во время прогулки, а также переписка «здесь и сейчас» по поводу этих фотографий. На вопрос исследователей, считается ли это онлайн-общением, он ответил отрицательно, мол мы же просто сделали фотку и быстро обсудили. Поэтому такого понимания, что подросток только онлайн или только офлайн, сейчас нет. Если раньше подростки выходили на улицу, чтобы посмотреть, есть ли кто во дворе, то сегодня у них есть свои группы в социальных сетях, в которых обсуждается, кто и когда может выйти гулять. Компания начинает собираться сначала в сети, поэтому попытки вытолкать ребенка на улицу, когда так решил родитель, не всегда успешны. Подросток не может пойти «просто гулять», у него уже не тот возраст, когда прогулка – это бить палкой по забору. Чтобы быть на улице, подростку нужны друзья, которые, например, сейчас не могут выйти, и ребенок это видит в социальной сети.

В социальных сетях происходит много плохого

Подростки всегда стремятся попробовать что-то «другое», запретное, то, что родителям не понравится. Например, случается, что они начинают использовать нецензурную лексику во время переписки или вести себя вульгарно. Такого рода пробы характерны для подросткового возраста, они в любом случае где-то произойдут. И может быть лучше, если это будет в виртуальной реальности.

Социальные сети вызывают зависимость

Этот вопрос надо рассматривать, в первую очередь, с психологической точки зрения. Склонность к зависимости есть у ряда людей, и она может проявиться в чем угодно – не важно, в пристрастии к компьютерным играм, социальным сетям или наркотикам.

Социальная сеть – это не причина зависимости, а материал, на котором эта склонность может проявиться.

Социальные сети отвлекают от дел

Сегодняшняя мультизадачность – это действительно что-то новое. Дети делают уроки, при этом у них играет музыка, идет переписка в соцсетях, на видеосвязи висит кто-то из друзей. Вообще мультизадачность очень характерна для современного мира, и не только подросткового. Это и бесконечное количество информации, и большое количество задач, между которыми мы переключаемся. Плохо это или хорошо? Просто это наша реальность, в которой мы живем.

Родители «в друзьях» у детей

Что же делать родителям, чтобы отношение ребенка к социальным сетям было здоровым, а виртуальное общение приносило пользу? Сегодня практически у всех подростков есть гаджеты и никакой вины родителей или детей в этом нет, просто это современные реалии. Бывает, что родители принципиально не покупают детям никаких гаджетов, чтобы механически ограничить использование социальных сетей. По нашим исследованиям, своих гаджетов нет примерно у 2-3% московских школьников, в других крупных и малых городах процент увеличивается, но всё равно больше половины подростков обладают гаджетами даже в небольших населенных пунктах и селах. Поэтому сказать, что лишив ребенка гаджета, можно как-то его обезопасить и окружить заботой, я не могу. Подростки страдают, что они изолированы от этого общества, когда все собрались в соцсети, обсудили важные моменты, а им приходится узнавать об этом через друзей.

Конечно, чтобы регулировать вовлеченность подростка в виртуальную реальность, с ним нужно поддерживать контакт и понимать, что у него происходит в жизни. И это тема доверительных отношений, а не тотального контроля и лишения гаджетов.

Часто родители пытаются устроить за ребенком слежку в социальных сетях, есть даже такое понятие как «киберпреследование». Однако нет необходимости «подсматривать из-за угла», дети в интервью говорят, что они не против добавить в друзья родителей (или других значимых взрослых, например, учителя). Поэтому дружить с подростком виртуально вполне возможно по взаимному согласию. Вообще, очень полезно завести себе аккаунт в социальной сети, чтобы понимать, как этот механизм работает, видеть размещаемую информацию. Дети, как правило, не стесняются и публикуют то, что у них действительно происходит. Но здесь есть два момента. Во-первых, важно как родители реагируют на эту информацию. Агрессивное вмешательство в частную жизнь и «разборки» могут закончиться удалением из друзей. А это значит, что родителю снова придется «подсматривать из-за угла». Поэтому лучше выбирать нейтральную позицию наблюдателя и вмешиваться только в ситуации крайней необходимости. Второй момент – это понимание социального контекста, в котором ребенок находится. Не зная этого контекста, истолковать публикуемую информацию не всегда возможно. В западных исследованиях есть такой пример. Мама следила за дочерью в соцсетях и девушка об этом знала. Когда у нее случилась неприятная история с ее молодым человеком, она опубликовала у себя на странице статус: «Я сейчас чувствую себя как Гарри Поттер 31 октября». Мама, просмотрев страницу, не увидела в этом сообщении ничего настораживающего и спокойно продолжила заниматься своими делами. Только друзья, которые были в контексте и знали, что по книге 31 октября у Гарри Поттера умерли родители, поняли, что произошла какая-то трагедия, и начали писать слова поддержки. Такой социальный контекст и «шифры для своих» безусловно присутствуют.

Также нужно понимать, что переходы в социальные сети часто связаны со скукой. Именно об этом подростки рассказывают в своих дневниках. Переход в виртуальную реальность может быть и во время разговора с родителем, и во время урока. Сначала ребенок сфокусирован, а потом ему становится либо непонятно, либо это скучный материал. Можно в классе смотреть в окно и «считать ворон», а можно зависать в окне своего гаджета, прокручивая ленту обновлений. То же самое с родителями: если обсуждаемая тема не интересует подростка, или родитель включает «заезженную пластинку», высок шанс, что подросток уйдет туда, где ему будет интересно.

Соответственно, если стоит задача переключить ребенка с социальных сетей, то нужно предложить что-то интересное взамен, проводить с ним время качественно.

И это не вопросы: «Как у тебя дела в школе? Что ты поел? Сделал ли ты домашнее задание?», а совместные дела и активные мероприятия, например поход на футбол или увлекательная настольная игра, когда действительно нет возможности и желания достать гаджет.

Хорошо забытое старое

Сегодняшнее поколение сплошь пронизано современными технологиями, которые в принципе очень похожи на то, что происходило с родителями в их время – это прослушивание музыки, коллекционирование альбомов, пластинок, общение с друзьями, чтение книг, поиск информации по учебе.

Просто всё это из разных источников сфокусировалось в одном месте – волшебном гаджете и социальных сетях. Мы часто приводим такую аналогию, что социальные сети – это «место за гаражами». Такое пространство было у подростков предыдущих поколений, некое потайное место, куда они хотели спрятаться и провести время со сверстниками. Получается, что поменялись механизмы и оболочка, но суть и контекст остались прежними, поэтому нужно спокойнее к этому относится и больше доверять своему ребенку. Проводите больше времени друг с другом офлайн и онлайн, попробуйте себя в социальных сетях и подружитесь там со своим подростком. Будьте с ним на одной волне!

Беседовала Ирина Корнеева

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете. Пройти тест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *