Слухоречевая память

Игры на развитие слухового внимания и памяти

Елена Быкова
Игры на развитие слухового внимания и памяти

Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер. Но, на самом ли деле, ребенок просто не хочет слушать? Может вся проблема в проблемах со слуховой памятью?

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Фонематическое восприятие — это слуховое восприятие речевых звуков и слов окружающего мира ребенка (родителей, воспитателей, учителей, животных и т. д). Нарушение слухового внимания ведет к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) схожие по звучанию или подобные по артикуляции речевые звуки.

Одним из направлений речевого развития детей является — воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи, надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»).

Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: «Найди мишку» (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).

В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.

Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки, акустическим свойствам (громкость, высота, длительность, количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.

-Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т. д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит так, чтобы ребенок не видел.

Звуки должны быть ясные и контрастные.

-Игра «О чём говорит улица?»

Во время прогулки по улице, попробуйте назвать максимальное количество звуков (кто больше?

На развитие слуховой памяти, возможно использование следующих игр:

1. «Запоминай и выполняй».

Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми последовательности и называет их (при условии, если произносит все нужные звуки).три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване.

2.»Посмотри и запомни».

Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их.

3.»Правильно отберёшь — фишку возьмёшь».

На столе восемь — десять картинок или игрушек. Называются любые три-четыре из них, которые ребёнок отбирает в той же

4.»Возьми свои картинки».

Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три из них для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их.

5.»Что я не назвала?»

Обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять, и, по возможности, называют их.

6.»Продавец».

Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков,затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям.

7. «Море волнуется раз». Вместе с ребенком придумайте позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Затем включите музыку и предложите ребенку подвигаться в танце. Как только музыка закончится, назовите одну из букв. Ребенок должен немедленно принять оговоренную позу.

8. «Цепочка действий». Предложите малышу цепочку действий, которую необходимо выполнить последовательно. К примеру, можно дать указание: «Сходи на кухню. Возьми букет цветов и принести его в зал. Поставь цветы в вазу».

9.»Анализ текста». Прочитайте текст, взятый из рассказа или сказки. Затем попросите пересказать то, что он услышал. Если малыш затрудняется с пересказом, повторно перечитайте ему сказку опять (с большим выражением). Спросите, о чем повествуется в сказке (рассказе? Постарайтесь провести параллель с тем, что малышу знакомо и хорошо известно и сравните с тем новым, что он почерпнул в этой сказке (рассказе). Попросите малыша провести параллель между сходством и отличием. Отвечая на Ваши вопросы, малыш мыслит, сравнивает, делится своими наблюдениями, думает. Подобный диалог может неплохо развивать слуховую память и мышление ребенка. Пусть ребенок повторно перескажет текст. В свою очередь, вы увидите, насколько его пересказ стал осмысленнее.

Слухоречевая память – это образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста.

Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

На протяжении длительного времени ученых привлекали процессы памяти и её свойства. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Изучением процессами памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Г. Маклаков, Т. П. Зинченко и многие другие. Мы столкнулись с тем, что у учёных, занимающихся изучением проблемы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития, различный взгляд на структуру и развитие памяти.

По В. В. Захарову слухоречевая память складывается не обособленно от остальных психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет меняться в течении возрастного развития детей, будет модифицироваться и её психологическое содержание.

В психологической науке накоплено огромное количество материалов по влиянию различных индивидуальных особенностей, окружающего мира на формирование слухоречевой памяти. Проблемой изучения особенностей слухоречевой памяти школьников с задержкой психического развития занимались ученые Т. В. Егорова, В. И. Лубовский, Т. А. Власова, В. Л. Подобед , М. С. Певзнер.

Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на специфические особенности памяти детей с ЗПР: снижение объема памяти и скорости запоминания, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме, преобладание наглядной памяти над словесной, снижение произвольной памяти, нарушение механической памяти.

Необходимо отметить, что слухоречевая память детей с задержкой психического развития формируется в процессе деятельности так же, как и у нормальных школьников. Но процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с задержкой психического развития имеют свои особенности.

На современном этапе развития младшего школьного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов школьных учреждений.

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и «слуховое внимание» развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов — мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита.

Итак, развитая слуховая память — сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать при любых жизненных обстоятельствах.

В связи с этим нами было проведено исследование слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития.

В результате теоретического исследование мы рассмотрели понятие «слуховая память», «слухоречевую память» под которой понимаем образную память, связанную с деятельностью слухового анализатора и направленную на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. рассмотрели её особенности в младшем школьном возрасте развивающихся в норме и детей с задержкой психического развития.

Для этого мы изучили и проанализировали литературу по теме исследования, подобрали методики диагностики слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития, отобрали детей с ЗПР и нормально развивающихся детей для экспериментального исследования, провели их обследование. С целью изучения слухоречевой памяти у младших школьников нами были подобраны следующие методики: «10 слов» А. Р. Лурия, «Долговременная память» А. Р. Лурия, «Парные ассоциации «Запомни пару» Н. А. Киселевой.

На этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти младших школьников по методике «10 слов» А. Р. Лурия было выявлено, что разные категории детей справляются с запоминанием по разному. Почти все дети из коррекционного класса справились с инструкцией, только у двух девочек возникли трудности с пониманием инструкции и воспроизведением услышанного материала. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. Чувствительность и активность дети с задержкой психического развития и детьми развивающихся в норме почти не отличаются друг от друга.

При анализе второй методики по исследованию долговременной памяти я пришла к следующим результатам: детям намного сложнее воспроизводить слова через несколько дней, уровень их запоминания ниже чем детям в норме.

Анализируя методику парные ассоциации «Запомни пару» с первого раза не все дети поняли инструкцию, но после повторного объяснения младшие школьники контрольной и экспериментальной групп показали хорошие результаты, почти не допуская ошибки.

В результате анализа полученных результатов исследования нам удалось выявить, что низкий объем кратковременной и оперативной слуховой памяти ведет к утере большей части воспринимаемого материала. Значит, необходимо обучать детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить объем и время нахождения воспринятой информации в кратковременной и оперативной памяти и способствующих успешному переводу её в долговременную память.

Уровень развития даже элементарных форм смысловой (логической) памяти у детей испытуемой группы низок. Дети с задержкой психического развития могут устанавливать смысловые связи между предметами (картинками), но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения.

Подобранный пакет психодиагностических методик, направленный на изучение слухоречевой памяти детей с задержкой психического развития может быть использован в практической деятельности учителя-логопеда, социальных педагогов, психологов, учителей. Студенты могут использовать материал освещающий процессы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития при прохождении педагогической практики, на практических и лабораторных занятиях.

Итак, на этапе эксперимента нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с задержкой психического развития. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов младшие школьники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Таким образом, коррекцию развития слухоречевой памяти возможно осуществлять посредством игр и упражнений направленных на развитие слухоречевой памяти у детей с ЗПР.

При обучении детей с ЗПР особую роль играют педагогические приемы, повышающие заинтересованность и познавательную активность учащихся. Использование набора из трех психологических методик с учетом данных клинического обследования позволяет не только диагностировать задержку психического развития, но и объективно оценить ведущий фактор в структуре интеллектуального дефекта, что имеет практическое значение для выбора адекватных коррекционных мероприятий.

1. «Запоминай и выполняй».

Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване.

2.»Посмотри и запомни».

Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их.

3.»Правильно отберёшь — фишку возьмёшь».

На столе восемь — десять картинок или игрушек. Называются любые три-четыре из них, которые ребёнок отбирает в той же последовательности и называет их (при условии, если произносит все нужные звуки).

4.»Угадай, что на картинке».

Названные картинки переворачивают рисунком вниз, и ребёнок должен угадать, где лежит та или иная картинка.

5.»Наведи порядок».

Называют пять картинок в любом порядке, ребёнок должен разложить их в той же последовательности.

6.»Угадай, чего не стало».

На столе разложены шесть картинок. Две из них один ребёнок откладывает к остальным рисункам. Другой ребёнок должен их там найти и назвать.

7.»Возьми свои картинки».

Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три из них для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их.

8.»Что я не назвала?»

Обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять и по возможности называют их.

9.»Продавец».

Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков,

затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям.

10.»Наседка и цыплята».

После того как «наседка» постучит по столу, ребёнок «пищит» столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке.

11.»Кидай и слушай».

Двое детей кидают друг другу мяч. Если ребёнок слышит слова «раз, два, три», то кидает мяч другому; если же слышит только «раз, два», то до мяча не дотрагивается, иначе получает штрафное очко.

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Игры на совершенствование слуховой памяти

Игры на совершенствование слуховой памяти

Составила

учитель-логопед

Назарова Н.В.

г. Ростов — на — Дону

Слуховая память относится к образной, т.е. это память на определенные образы при помощи слухового анализатора. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

Слуховая память– это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания.

Поэтому предлагаю использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух. Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

1.Игра «Запоминай и выполняй»

Выполнение ребёнком 4-6 простых действий по словесной инструкции. Педагог говорит шёпотом, на расстоянии четырёх метров от ребёнка.

-Подойди к столу, возьми книгу и мячик. Книгу поставь на полку, а мячик положи в корзину.

Постепенно задания усложняются, путём введения слов, близких по звучанию.

2.Игра «Посмотри и запомни».

Ребёнку показывают и называют три-пять картинок. Затем картинки закрываются, а ребёнок должен выложить такие же картинки, называя их .

3.Игра «Волшебные звуки».
Ход игры: Взрослый в игровой форме (выбирается герой) предлагает детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их.

Вариант 1:Педагог задаёт вопрос: «А-О-И?». Ребёнок с интонацией ответа повторяет цепочку: «А-О-И.»
Вариант 2: проговаривая звук, детям предлагают нарисовать соответствующую букву перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто они рисуют на листе белой бумаги.

4.Игра «Будь внимателен!»

Вариант 1.Ребёнку предлагается ряд картинок или игрушек (до десяти). Педагог называет любые из них (три-четыре), которые надо отобрать в той же последовательности и назвать их). Количество запоминаемых слов постепенно увеличивается.

Вариант 2. Ребёнка посылают в «магазин» и просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинать необходимо с двух – трёх предметов, постепенно увеличивая их количество.

5. Игра. «День рождения куклы»
Оборудование: набор игрушек (4-5 кукол, зайцев, медвежат и т.п.), набор игрушечной посуды.
Ход игры: Ребёнку сообщают, что у куклы (или зайца) сегодня день рождения, скоро придут гости. А как зовут гостей, он узнает позже. Взрослый достаёт 4-5 игрушек и называет ребёнку их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребёнок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени.
Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается до 6-7.

6.Игра «Слушай и выполняй».
Ход игры: Взрослый называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений (например: подпрыгнуть, присесть, 3 раза хлопнуть в ладоши, 3 раза топнуть ногой), не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы взрослым.

7.Игра «Угадай, где картинка».

Ребёнку предлагают и называют 5-6 картинок. Затем картинки переворачивают, а ребёнок должен угадать где лежит та или иная картинка.

8.Игра «Вспомни слова с помощью картинок».
Оборудование: карточка с определённым набором слов (например, корова, кресло, вода, отец, сидеть, собака); набор картинок (например, груша, утюг, чайник, лошадь, кость, телефон, петух, лопата, чашка, стул, корзина, дерево).
Ход игры: Перед ребёнком раскладывают карточки с изображением отдельных предметов и говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово и отложи её в сторону». Затем зачитывают первое слово. После того, как ребёнок отложил картинку, читается второе слово и т.д. Далее ребёнок должен воспроизвести предъявляемые слова с помощью выбранных им картинок.

9.Игра «Наведи порядок».

На столе набор картинок (пять-шесть). Педагог называет картинки в любом порядке. Ребёнок должен разложить их в той же последовательности.

10.Игра «Зоопарк».
Оборудование: карточка с набором слов, обозначающих названия животных (лось, тигр, крокодил, баран, медведь и т.д.); картинки разных животных.
Ход игры: Ребёнку предлагают представить, что он гуляет по зоопарку, и перечисляют животных. Затем просят назвать тех животных, кого не назвал педагог. Далее ребёнку предлагают посмотреть на картинки и показать животных, которых называл взрослый. Картинки убираются и ребёнка просят вспомнить и назвать животных в том порядке, в каком они предъявлялись в начале.

11.Игра «Возьми свои картинки».

Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три картинки для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их.

12.Игра «Наседка и цыплята».

Педагог («наседка») стучит по столу. Ребёнок должен «пропищать» столько раз, сколько у него нарисовано на карточке точек, квадратиков, цыплят и т.д.

13.Игра «Мама укладывает в чемодан…»
Ход игры: Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше — компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Мама укладывает в чемодан… расческу», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Мама укладывает в свой чемодан расческу и… тапочки» и т. Д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.

14.Игра «Добавь слово».
Ход игры: В эту игру можно играть с одним ребёнком или с несколькими детьми. Эта игра хороша для закрепления лексических тем. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему своё. Следующий называет все слова по порядку и добавляет к ним своё слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Эту игру целесообразно проводить неоднократно. Постепенно будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, следовательно, будет увеличиваться объем памяти.

15.Игра » Запоминаем слова».
Оборудование: набор слов, начинающихся с одной буквы (например, сапоги, сено, сосна, старик, стакан, Снегурочка), лист бумаги (А-4), карандаш.
Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить несколько слов и повторить их. Затем ребёнку предлагается ряд заданий:
— Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
— Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши её.
— Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
— Вспомни и назови те слова, которые я просила тебя запомнить.

16.»Игра в слова».
Оборудование: карточка с набором слов (например, кошка, коза, кровать, ослик, шкаф, собака, стол).
Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить ряд слов и повторить их. Затем ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части?». Ребёнку предлагают вспомнить и перечислить сначала домашних животных, а потом назвать предметы мебели. После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов.

17.Игра «Троечки».
Оборудование: карточки с «тройками» слов. Слова в «тройках» связаны между собой по смыслу (корова-молоко-масло, овца — шерсть — носки, курица — яйцо — яичница и т.д.).
Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить «тройки» слов и по первому слову вспомнить второе и третье.
Начинать с 2 «троек» слов, постепенно увеличивая их количество.

18. «Запоминаем скороговорки».
Ход игры: Предложить детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

19. «Волшебный мешочек».
Оборудование: мешочек (коробочка, пакет), набор предметов (игрушек).
Ход игры: Проводится с подгруппой детей.
Первый играющий должен положить в мешочек какой-нибудь предмет, назвать его и передать мешочек следующему участнику. Каждый последующий участник игры должен назвать все положенные до него предметы, а затем свой. -5-

20.Игра » Мамины помощники».
Оборудование: предметные картинки по различным лексическим темам. Картинки должны быть подобраны в комплекты, состоящие из четырёх – пяти однородных предметов. Число таких комплектов должно соответствовать числу участников игры. Несколько комплектов желательно иметь в запасе для варьирования поручений.
Ход игры: Игра носит сюжетный характер. Взрослый берет на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения — запомнить и принести то, что нужно для дома.
-Я хочу сварить для вас вкусный овощной суп. Вовочка, сыночек, принеси мне для супа капусту, морковку, картошку, лук. Повтори, что мне нужно принести для того, чтобы сварить суп?» Ответив на вопрос воспитателя, ребенок подходит к столу, где заранее разложены все картинки, и выбирает те, которые ему нужны. Затем он показывает их всем детям, а они вместе с воспитателем оценивают, правильно ли выполнено поручение: все ли он принес, не перепутал ли что-нибудь. Мама благодарит Вову и понарошку варит суп. «Хочется угостить вас чем-нибудь вкусным, — говорит она через некоторое время. — Сходи-ка, доченька, в магазин и принеси нам виноград, грушу и апельсин, яблоко. Запомнила, что нужно купить?» Дочка идет выполнять мамино поручение.
В процессе игры мама поручает своим детям принести самые разные предметы (четыре – пять видов), каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купить игрушки детям (машинку, куклу, мишку, мячик) или посуду, чтобы накрыть стол (чашку, чайник, сахарницу, блюдце).
Имея два стола с игровым материалом, можно одновременно давать поручения сразу двоим детям. Все участники игры оценивают вместе с воспитателем правильность выполнения маминых поручений.

21.Игра «Эстафета слов».

Проводится по принципу «снежного кома. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. Д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. Д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *