Скрининг новорожденных

Зачем берут кровь из пятки у новорожденного

Различают большое количество очень серьезных, в основном наследственных болезней, присутствие которых нереально выявить до появления на свет новорожденного. Поэтому обязательным является анализ, чтобы обнаружить заболевания, как только дети рождаются.

Это обусловлено стремительным повышением шансов на поправку грудничка, в результате осуществления терапии до момента появления первоначальных признаков. И когда родители интересуются, зачем на первые дни жизни малыша сдавать материал из пятки, причина кроется в тяжких генетических болезнях.

Диагностирование материала из пяток новорожденных в роддоме принято называть пяточным тестированием. В основном тестирование осуществляется на 4-ый день, когда малыш появляется на свет по срокам, и на 7-ой день проводится забор крови из пятки у новорожденного, рожденного раньше времени.

Почему возьмут материал из стопы новорожденного на диагностику уже понятно. При этом немаловажно знать, когда берут кровь из пятки, какие выявляют при этом патологии:

  • Гипотиреоз – проявляется сменой производительности гормонов щитовидки.
  • Фенилкетонурия – характеризуется наследственным изменением обменных процессов, которые приводят к нарушениям в функциональности головного мозга и тяжелым невралгическим разладам.
  • Муковисцидоз – формирование изменения деятельности в пищеварительной системе и дыхательной функции новорожденного.
  • Адреногенитальный синдром – проявляется сменой производительности андрогенных гормонов, которые ведут к быстрому развитию половых органов, в дальнейшем грозящие бесплодием.
  • Галактоземия – болезнь представлена невыносимостью молочного белка, спровоцированная нехваткой требуемые энзимов печени, и ведет к возникновению желтухи.

Что подразумевается под скринингом

Неонатальный анализ материала с пятки новорожденного осуществляется, чтобы выявить тяжелые наследственные болезненные процессы, которые на стадии формирования протекают без выраженных признаков.

Раннее обнаружение трудностей со здоровьем позволяет сразу приступить к терапии и остеречься возникновения тяжких исходов.

Изначально анализирование материала с пятки проводили, чтобы выявить врожденные отклонения, которые способны спровоцировать появление отсталости на умственном уровне у новорожденного. Сегодня исследование проходит на предмет обнаружения 5-ти самых зачастую встречаемых генетических болезней.

Забор материала из вены новорожденного, не всегда выходит взять сразу. Чтобы найти подходящий сосуд можно долго искалывать руку малыша. Кровь из пальца не всегда является целесообразным, требуемый объем собрать не получается. А материал из пятки новорожденного можно получить в достаточном количестве.

Суть скрининга на генетику – это как прививка в пятку новорожденному, заключающаяся в предоставлении материала и последующего смазывания кровью специальной бумаги.

В диагностике новорожденного учитывают 2 исследования:

  1. Определение объема ТТГ – своеобразный тиреотропный гормон в кровеносной системе. При повышенном значении, есть вероятность наследования ребенком гипотиреоза.
  2. Поиск фенилкетонурии – если он присутствует в большом количестве, то это один из симптомов фенилкетонурии.

После врачом ставится отметка в карте новорожденного, а взятый биоматериал отправляют для лабораторного исследования.

Анализ не проходят малышам до 3 дней жизни, так как во время скрининга, выполненного в столь ранние сроки, существует риск ошибки. Исследование способно показать как ложноположительный, так и ложноотрицательный исход. Рекомендовано пройти исследование на протяжении 10 суток после рождения.

Обнаружение наследственных изменений обменных процессов на раннем этапе немаловажно для благоприятного результата.

Если рождение ребенка проходит не в стенах больницы и ему не оказывается требуемая помощь медицинского персонала, соответственно и анализы новорожденному не проводятся. В таком случае роженицы подвергают своих детей риску. Нужно непременно показать новорожденного врачам, сдать необходимые анализы и пройти ультразвуковое исследование.

Неонатальный скрининг

Проведение неонатального скрининга предусмотрено каждому новорожденному. Благодаря такому экспресс-анализу можно выявить болезни со стороны защитной функции организма и обменных процессов. Достоинством такого обследования является то, что присутствующие отклонения выявляются до формирования первоначальных признаков серьезных патологий.

Скрининг с пятки новорожденного берется на голодный желудок, малыша последний раз кормят за 3 часа до манипуляции. Делая небольшой прокол в пятке новорожденного, извлекают пару капелек крови. Ею смазывают тестовый бланк, имеющий 5 разделов. После чего ответы отправляются для проведения лабораторного анализа.

Патологии врожденного характера ведут к запозданиям в созревании малыша. Верно и вовремя начав терапию, можно будет избежать негативных последствий.

При положительном исходе тестирования, специалистом, исходя из единоразового скрининга пятки, не будет выставлено заболевание новорожденному. Для постановки диагноза потребуется провести иные информативные методы.

Какие заболевания можно выявить с помощью скрининга новорожденных

Важно понимать, что анализируя кровь из пятки новорожденного, можно предотвратить формирование множества нарушений со здоровьем в дальнейшем. Перечень наследственных генетических патологических процессов, идентифицируемых за счет скрининга незначительный, но значителен по своей серьезности.

Он может не быть зависимым от положения здоровья родителей, ведь врожденные заболевания можно выявить через поколения.

Анализ материала с пятки назначают всем новорожденным, независимо, есть ли у родственников генетические болезни. Какие заболевания диагностируются за счет обследования крови с пятки можно узнать у врача.

За счет того, что исследование проводят сразу в родильном доме, это дает возможность на ранних стадиях выявить такие патологии:

  • Фенилкетонурию
  • Муковисцидоз
  • Галактоземию
  • Гипотиреоз
  • Иные

Как только вспомогательный скрининг, проведенный по причине положительного исхода, даст возможность поставить верный диагноз, назначить требуемое лечение.

Можно ли отказаться от анализа? Прохождение новорожденным обследования неизбежно. Вследствие верного осуществления скрининга, когда забор материала с пятки взят натощак, то достоверность результата высокая. Однако когда родители желают, чтобы не брали кровь с пятки новорожденного, они могут отказаться, поставив свою подпись на официальном документе – отказе, с занесением его в карту.

Родителям достаточно редко не говорят, какой генетической болезнью болен их младенец, а у малыша спустя время возникают признаки болезни. Это может говорить о ложноотрицательном исходе анализа крови с пятки. Если имеются сомнения, с пятки у ребенка берут анализ повторно.

Болезни, которые обнаруживаются в результате, не всегда могут переходить по наследству, бывает, что родители здоровы, а малыш рождается больной.

Гипотиреоз

По данным статистики, на 5000 обследованных детей первого месяца жизни, приходится 1 ребенок, у которого выявляют гипотиреоз. Зачастую наследственное заболевание фиксируется только у лиц женского пола. Щитовидкой производится в недостаточном объеме гормонов, что ведет к нарушениям функции всех важных органов.

Не приступив сразу к терапии, фиксируются трудности умственного и физического характера – позднее формирование костей и суставов, прорезывание зубов, протяженное созревание нервных тканей, мозга. Вследствие этого, формирование организма имеет тяжкие нарушения на физическом и интеллектуальном уровне.

При выявлении болезни до возникновения признаков во время новорожденности, прописывается курс лечения гормонами. Благодаря терапии есть высокий шанс навсегда избавиться от патологии при положительном исходе диагностики.

Муковисцидоз

Когда развивается тяжелое течение такого заболевания как муковисцидоз, тогда нарушен процесс производительности секрета в легких, пищеварительном тракте. Фактором патологии выступают генные изменения. Жидкость, выходящая с клетками, приобретают густую консистенцию, что ведет к серьезным разладам в функционировании легких, печени, железы поджелудочной.

Вследствие появления муковисцидоза, наблюдается формирование:

  • Бронхита
  • Пневмонии
  • Цирроза печени

Когда родителям известно о болезни, можно вовремя начать терапию. Если малышу с рождения предоставят соответствующий лечебный курс, он может избавиться от проблемы.

По данным статистики при анализе материала с пятки, болезнь фиксируется у 1-го младенца на 10 тысяч малышей.

Адреногенитальный синдром

Болезнь обнаруживают редко, примерно 1 ребенок на 15 тысяч новорожденных. Сюда относят генетические патологии, вызванные изменением производительности кортизола в коре надпочечников. По причине того, что наблюдается избыточное накопление половых и стероидных гормонов, развивается стремительное изменение солевого обмена, тормозится развитие.

Также последствиями адреногенитального синдрома являются:

  1. Неверное формирование половых органов – развитие девочек по мужскому типу.
  2. Наблюдаются проблемы с таким органами – почки, сердце, сосуды.

Возможна смерть новорожденного, в случае неоказания своевременного лечебного курса. В качестве терапии назначаются средства гормонального происхождения, используемые на протяжении всей жизни.

Галактоземия

Проявления галактоземии возникают у младенца не сразу. Длительный промежуток времени положение его здоровья не предвещает предпосылок.

При этом недостаток энзима, который несет ответственность за распад галактозы, ведет к возникновению ряда симптомов:

  • Отечность
  • Желтуха
  • Появляется в моче белок
  • Ребенок утрачивает аппетит
  • Фиксируются частые приступы рвоты

При этом спустя 7-14 дней, если терапия отсутствует, из-за болезни появятся разлады в деятельности печени, у ребенка снизится зрительная острота, замедлится развитие на физическом и интеллектуальном уровне.

В теории заболевание ведет к гибели новорожденного. Однако если сразу включить специальное диетическое питание, которое подразумевает отказ от приема пищи, которая содержит лактозу, у ребенка есть шанс полноценно развиваться и расти.

Такая наследованная патология наблюдается в редких случаях. Проводимые в родильных домах тесты фиксируют, лишь одного ребенка с галактоземией из 20 тысяч протестированных.

Фенилкетонурия

Данную патологию относят к довольно серьезной, и редко встречающейся болезни. Фенилкетонурия проявляется не имением у больного энзима, способного растворять фенилаланин.

Фенилаланин является аминокарбоновой кислотой, накапливающейся в белковой продукции. Когда не происходит расщепление этой кислоты, она скапливается, преобразуясь в отравляющее вещество. Позже оно оказывает угрожающее действие на головной мозг и нервную систему младенца. Если не обнаружить фенилкетонурию и не проводить терапию в детском возрасте, ребенок станет неразвитым умственно до конца жизни.

При адекватной терапии, приеме необходимых медикаментозных средств, строгом диетическом столе, исключающий приход в организм фенилаланина, формирование ребенка будет нормальным, но все же останется носителем болезни на всю жизнь.

Многочисленные обследования показывают, что развитие патологии свойственно 1 малышу из 100 тысяч новорожденных.

Также существуют и другие патологии, на которые проходит забор материала с пятки. В цивилизованных странах при осуществлении скрининга новорожденного, врачи могут выявить различное количество генетических патологий. В Германии материал малыша тестируется на 14 тестовых бумагах. В США у ребенка могут обнаружить 1 патологию из 40 анализируемых.

В России забор крови осуществляется на выявление 5 самых серьезных наследственных болезней. Если ребенок появляется на свет раньше положенного срока либо включен в группу риска, то диагностирование осуществляется по 16 патологиям.

Сроки и условия проведения скрининга

Неонатальный скрининг проводится в стенах родильного дома после рождения ребенка или же в течение первого месяца жизни. Если во время родов не было осложнений, то взятие крови из пятки новорожденного осуществляется на 4-е сутки.

Детям, которые недоношены, обследование назначают на 7-ой день от рождения. Если маму с грудничком отпустили домой ранее положенного времени, то обследование на обнаружение генетических патологий проводят в поликлинике либо на дому.

Важное условие забора крови – сдавать материал на голодный желудок, через 3 часа после последнего кормления.

Исследование крови с пятки новорожденного занимает около 10 суток. Бывают случаи, чтобы изучить материал требуется 21 день.

Когда исход отрицательный, то родителей не оповещают об этом, а анализы фиксируются в карте новорожденного. При положительном итоге, маму информируют сразу. Тогда рекомендуется повторная сдача крови из пятки. Также родителям назначают консультирование с генетиком, где будут обсуждаться профилактические мероприятия, способные препятствовать формированию заболевания, а при надобности пропишется терапевтический курс.

Иногда исследование, может быть положительного результата на наличии муковисцидоза, а в последствие такой диагноз опровергают.

Как проводится скрининг новорожденных

Зачастую, когда проводится процедура скрининга, роженицу не оповещают о заборе у новорожденного крови с пятки. Пугаться не стоит, ведь скрининг является абсолютно безопасным.

Пяточное Тестирование (Рис-1)

Проводится скрининг только из пятки, поскольку пальцы новорожденного маленькие и неразвитые.

Для процедуры, с пяточки новорожденного берется несколько капель крови. Изначально ногу моют с мылом, протирают спиртовым раствором и насухо протирают, с использованием стерильной салфетки, а затем пяточная зона стопы прокалывается на 1-2 мм в глубину.

Первую каплю снимают с помощью стерильной салфетки. После сдавливая, пятку новорожденному кровью смазывают лабораторные тестовые бланки, так, чтобы кровь пропитала бумагу насквозь. После забора крови пятка грудничка станет синим цветом на некоторый промежуток времени.

Пяточное Тестирование (Рис-2)

В бланке фиксируется полная информация о новорожденном, учреждении, где брали кровь с пятки. В основном потребуется закрасить 5 кружков бумаги, на предмет 5-ти распространенных генетических болезней. Бланки пропитаны реактивом, когда материал попадает на тест, он окрашивает его в определенный цвет. Тестовую бумагу высушивают 4 часа, кладут в конверт и отдают на анализирование.

Саму процедуру скрининга принято называть тандемной масс-спектрометрией – что означает лабораторное обозрение пятна сухой крови.

Когда можно узнать результат

Осуществление анализа крови из пятки у новорожденного вызывает у большинства родителей тревожность и опасение. По этой причине родителей не уведомляют о заборе материала с пятки.

Исследование материала осуществляется около 3-х недель. Когда ответ отрицательный, а это большинство случаев, то о результате никому не сообщают. Только данные анализа фиксируются в карточке новорожденного.

При положительном исходе перезванивают из больницы и просят, повторно сдать материал с пятки. Если при повторном обследовании диагноз не подтвердился, то родителей просят явиться к генетику.

Он направит к специалистам узкого профиля, где будут проведены дополнительные обследования:

  1. Копрограмма.
  2. ДНК-диагностика.
  3. Потовый тест, если есть подозрение на наличие муковисцидоза.

В случае получения положительного результата после ряда обследований, врач решает вопрос о назначении курса терапии новорожденному.

Возможно ли проведение обследования новорожденных дома? Бывают ситуации, когда маму с грудничком выписывают на 3-ие сутки после появления на свет и из-за этого обследование на предмет генетических болезней не проводилось. Тогда анализирование проходит в больнице.

Некоторые роженицы рассказывают о своем опыте, что некоторые вызывали врача на дом, другие ходили на сдачу крови с пятки в клинику. А также были случаи, когда медсестра сама являлась к новорожденному на дом и брала материал для скрининга наследственных болезней.

Можно воспользоваться услугами платной лаборатории, когда сроки сдачи материала с пятки поджимают. Кроме того, родители могут пойти в вышестоящую инстанцию здравоохранения, для получения информации о дальнейшем их действии в сложившемся положении.

Все болезни, присутствие которых способно обнаружить неонатальное обследование, являются тяжкими и могут спровоцировать глубокую инвалидность в последующем. Но при раннем выявлении, еще на этапе рождения малыша, от заболеваний реально избавиться полностью, или же приостановить их формирование на том этапе, когда заболевание еще не обрело непоправимые формы.

Забор материала с пятки новорожденных в родильном доме делается быстро, он безболезненный для детей. Медиками рекомендуется осознанно подходить к процедуре обследования, которое проходит по программе государства и инициативе ВОЗ. К несчастью, при запоздалом обнаружении наследственных патологий обменных явлений ведет к необратимым последствиям, инвалидности и гибели маленьких пациентов.

Скрининг новорожденных (с англ. screening — сортировка) — один из самых эффективных методов диагностики генетических заболеваний неонатального периода. Генетическое исследование проводится по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В России скрининг включен в список обязательных диагностических мероприятий на протяжении последних пятнадцати лет. Из большого перечня генетических заболеваний рекомендовано проводить диагностику пяти патологий, с учетом таких факторов: распространенность, степень тяжести заболеваний, а также возможность получать достоверные результаты анализов и применять эффективное лечение.

Как проводится скрининг новорожденных?

  • У доношенных малышей анализ делают на 4 день в роддоме.
  • Недоношенным детям скрининг проводят на 7 день жизни и позже.
  • Если ребенка выписали из роддома раньше, малышу делают анализ дома или в поликлинике по месту жительства.
  • Для скрининга берется периферийная кровь (из пятки), отсюда «пяточный тест».
  • Кровь наносится на 5 отдельных бланков (кружочков) фильтрованной бумаги.
  • Анализ берется натощак, нельзя кормить новорожденного за 3 часа до скрининга.

Когда делать скрининг? Если сделать анализ раньше — на 2 или 3 день жизни — результаты могут оказаться как ложноположительными, так и ложноотрицательными. Желательно сдать анализ в течение 10 первых суток жизни. Выявление генетических нарушений обмена веществ на ранних стадиях важно для благоприятного прогноза.

Диагностика патологий генного уровня

Какие врожденные заболевания диагностируются при помощи скрининга в России? В список входят те болезни, которые можно вылечить или уменьшить степень их тяжести на раннем сроке выявления. Это патологии, связанные с различными нарушениями обмена веществ. Сюда, к примеру, не входит диагностика такой хромосомной болезни, как синдром Дауна.

  • Гипотиреоз. Это заболевание связано с нарушением выработки гормонов щитовидной железы. Последствия этого заболевания тяжелые: общая физическая и психическая задержка развития. В среднем на 5 тысяч новорожденных регистрируется один случай наследственного гипотиреоза, при чем чаще болеют девочки. Шансы полностью вылечить заболевание, выявленное после положительных результатов скрининга, довольно высоки, гипотиреоз можно победить. Требуется гормональная терапия. Подробнее о гипотиреозе, о нормах ТТГ у детей читайте в другой нашей статье.
  • Муковисцидоз. При этом заболевании нарушается выработка секрета в легких и пищеварительном тракте. Жидкость, выделяемая клетками, становится густой, это приводит к серьезным нарушениям функций легких, печени, поджелудочной железы. Муковисцидоз — одно из самых частых заболеваний, которое обнаруживается при скрининге, регистрируется один случай на 2–3 тысячи новорожденных. Прогноз благоприятный, если начнется своевременное лечение.
  • Адреногенитальный синдром. Встречается редко, примерно один случай на 15 тысяч новорожденных. Сюда входит группа генетических заболеваний, которые спровоцированы нарушением выработки кортизола (в коре надпочечников). Каковы последствия этого заболевания? Задерживается развитие половых органов, страдают почки, сердце, сосуды. Вероятен смертельный исход, если не оказана медицинская помощь. Лечение заключается в пожизненном приеме гормональных препаратов.
  • Галактоземия. Причина этой болезни — дефицит фермента, который расщепляет галактазу. Это вещество поступает в организм с глюкозой, содержится в лактозе. Симптомы галактоземии проявляются постепенно, и новорожденный кажется вполне здоровым ребенком. Но уже через несколько недель может появиться рвота, потеря аппетита, отечность, белок в моче, желтуха. Галактоземия опасна своими последствиями: серьезные нарушения функций печени, снижение остроты зрения, замедленное физическое, интеллектуальное развитие. Это самое редкое заболевание, которое диагностируется при скрининге, встречается один раз на 30 тысяч новорожденных. Лечение галактоземии заключается в строгой диете, исключающей молочные продукты.
  • Фенилкетонурия. Редкое наследственное заболевание, которое встречается один раз на 15 тысяч новорожденных. Фенилкетонурия появляется в результате нарушения выработки фермента, который должен разрушать кислоту фенилаланина. Продукты распада фенилаланина негативно воздействуют на весь организм и накапливаются в крови. В первую очередь страдает центральная нервная система, мозг, появляются судороги. Чтобы избежать осложнения заболевания, необходима строжайшая диета, которая исключает поступление в организм фенилаланина.

В медицине насчитывается около пятисот заболеваний, связанных с нарушением метаболизма, или обмена веществ. Например, в Германии диагностируется 14 генетических заболеваний при помощи скрининга новорожденных, в США — свыше 40 болезней. В России неонатальный скрининг проводится для диагностики пяти, самых опасных патологий, которые начинают развиваться в раннем возрасте. По желанию родителей, если малыш относится к группе риска, можно расширить скрининг до 16 заболеваний.

Вокруг темы скрининга новорожденных много споров. Родители, которые пережили стресс после ложного положительного результата у крохи, не советуют проходить процедуру. Другие мамы и папы, у малышей которых были обнаружены серьезные диагнозы, благодарны этой диагностике, потому что удалось спасти ребенка от тяжелых последствий, приостановить или вылечить болезнь.

5 вопросов, волнующих родителей

Проведение скрининга вызывает у многих мам и пап беспокойство, а период ожидания результата наполнен тревогой и страхом. У особенно тревожных мам даже могут начаться проблемы с лактацией. Может быть, поэтому в некоторых роддомах вообще не уведомляют мамочек, для каких именно целей берется анализ.

  1. Когда можно получить результат? Анализ проводится в течение трех недель. Если результаты отрицательные (а так и бывает в большинстве случаев), никто об этом не сообщает. Но данные записывают в медицинскую карточку малыша. Если же есть положительный результат, то обязательно перезвонят из поликлиники и попросят сдать анализ повторно. Чаще всего ложные положительные анализы бывают на муковисцидоз.
  2. Если повторный скрининг подтвердил предыдущий анализ? Родителей приглашают на беседу с врачом-генетиком. Он дает направления к узким специалистам, где проводится дополнительное обследование: копрограмма, ДНК-диагностика, анализ сухого пятна крови, при подозрении на муковисцидоз — потовый тест. Если после дополнительных анализов диагноз все-таки подтвержден, решается вопрос о тактике лечения малыша.
  3. Можно ли проводить скрининг новорожденных на дому? Если по каким-либо причинам скрининг не проводился в роддоме или выписка была на 3 сутки, анализ делается в поликлинике по месту жительства. Некоторые мамы, комментируя ситуацию, делятся опытом: кто-то вызывал медсестру на дом, кто-то ходил в поликлинику, а к кому-то медсестра приходила сама домой и брала забор крови для скрининга. Если возникли трудности, а сроки взятия крови на скрининг поджимают, можно сделать анализ в платной лаборатории. Также можно обратиться в вышестоящие инстанции здравоохранения, которым подчинены районный роддом и поликлиника, и спросить, как действовать в сложившейся ситуации.
  4. Насколько высока достоверность скрининга? Если анализ проведен в сроки, если малыш не ел за 3 часа до забора крови, достоверность анализов высока. Но диагноз никогда не устанавливается после первого положительного результата. Бывают редкие случаи, когда скрининг показывает ложные отрицательные результаты. В этом случае заболевание обнаруживается поздно, когда уже появляются симптомы.
  5. Можно ли отказаться от скрининга? Да, можно. Родители берут на себя ответственность и подписывают документ, в котором отказываются проводить скрининг новорожденного. Это бумага вклеивается в карточку малыша. Медсестра или врач районной поликлиники будут звонить, приходить домой, оставлять записки с просьбой пройти скрининг до тех пор, пока не будет написан отказ родителей.

Важно знать, что патологические нарушения метаболизма могут быть не только наследственными заболеваниями. У совершенно здоровых родителей могут рождаться дети с муковисцидозом, гипотиреозом, галактоземией, фенилкетонурией, адреногенитальным синдромом. Также важно знать, что при подтверждении диагноза нельзя затягивать с лечением и пренебрегать рекомендованной диетой при фенилкетонурии или галактоземии.

Скрининг новорожденных в роддоме проводится быстро, бесплатно и безболезненно для малышей. Медицинские работники рекомендуют родителям сознательно подойти к этой диагностике, которая проводится по государственной программе и инициативе ВОЗ. К сожалению, запоздалое выявление генетических заболеваний обмена веществ приводит к необратимым последствиям, инвалидности и смертности детей.

Томск, 2006

По статистическим данным, полученным в некоторых регионах страны, только один из трех детей в России рождается здоровым. Уровень заболеваний среди детей в стране за последние 5 лет вырос на 25 процентов. Умножилось количество детей с пониженным слухом, близорукостью, сколиозом, неврозами. Абсолютное большинство детей страдают гельминтозами. Более 60 процентов подростков нуждаются в каком-либо лечении, К окончанию средней школы у большинства детей фиксируются 2-3 хронических заболевания. Лишь 10% молодых людей к 18 годам можно назвать здоровыми.

Здоровье детей дошкольного и школьного возраста зависну от таких факторов, как наследственность и здоровье родителей, состояние окружающей среды, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.

Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.

Диспансеризация детей и подростков в образовательных учреждениях

Медицинское обеспечение детей дошкольного и школьного возрастов — комплекс мероприятий, позволяющий осуществлять контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры, профессиональной ориентации. Диспансеризация детей проводится в соответствии с действующими приказами. В основе профилактической работы с детьми лежит диспансеризация.

Диспансеризация — метод лечебно-профилактического обслуживания населения, состоящий в обязательном учете определенных контингентов населения, активном наблюдении за ними в ранние периоды заболевания, своевременном проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья.

Суть профилактической медицины еще в 1820 году высказал русский терапевт М.Я. Мудров: «Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача, и покойно — ибо легче предохранять от болезней, нежели их лечить, и в сем состоит первая его обязанность» (Мудров М.Я. Избранные произведения. М, 1949).

Диспансерное наблюдение включает в себя:

систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей и подростков, их физическим и нервно-психическим развитием;

активное выявление начальных форм заболеваний или патологических состояний, протекающих со слабо выраженной клинической симптоматикой;

проведение профилактических и лечебных мероприятий по оздоровлению детей и подростков с выявленными отклонениями в состоянии здоровья;

создание детям во время пребывания в образовательном учреждении оптимальных условий совместными усилиями медицинских работников и педагогов.

Диспансеризация осуществляется с проведением углубленных профилактических осмотров в переломные возрастные периоды

перед поступлением в дошкольное учреждение;

за год до поступления в школу;

перед поступлением в школу;

конец первого года обучения;

переход к предметному обучению;

пубертатный период;

перед окончанием образовательного учреждения.

Плановые профилактические осмотры проводятся детям в возрасте:

3 года, 10 лет,

5 лет, 12 лет,

7 лет, 14-17 лет.

Профилактический осмотр осуществляется врачом-педиатром образовательного учреждения и бригадой специалистов из территориальной детской поликлиники в составе: невролога, хирурга, ортопеда, офтальмолога, отоларинголога, дерматолога, стоматолога, психолога (педагога), логопеда (с 3 до 7 лет, далее по показаниям).

С 10 лет вводится обязательный эндокринологический, гинекологический (для девочек) и андрологический (для мальчиков) осмотры.

Во время профилактических осмотров проводится лабораторное обследование (анализы крови, мочи и кала), дополнительные методы исследования: ЭКГ с 10 лет, флюорография с 15 лет, 1 раз в 2 года.

Контроль за состоянием здоровья дошкольников и школьников осуществляется с использованием базовой скрининг-программы, что повышает эффективность медицинских осмотров.

Медицинское обследование проводится в три этапа:

I этап (доврачебный) — обследование всех детей по скрининг-программе проводится средним медицинским персоналом образовательного учреждения;

II этап — обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, врачом-педиатром образовательного учреждения;

III этап — обследование детей врачами-специалистами территориальной детской поликлиники.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья, выявленными с помощью скрининг-тестов, после уточнения диагноза берутся на диспансерный учет и получают необходимое лечение.

Особенно ответственным является I этап медицинского обследования.

Доврачебное обследование по скрининг-программам выполняется средним медицинским работником образовательного учреждения.

Скрининг-программа базовая и расширенная дошкольного и школьного этапов представлена в виде таблицы (приложения 2, 3, 4), где по вертикали расположены названия скрининг-тестов, а по горизонтали — возраст скрининг-обследования школьников. Для комплексной оценки здоровья детей необходимо проведение тестов расширенной скрининг-программы, которые являются обязательными для выполнения.

Скрининг-обследование проводится ежегодно. Однако в каждом возрасте проводится определенный набор тестов. К проведению отдельных тестов привлекаются педагог, психолог (тест Керна-Иерасика, психометрия и оценка нервно-психического развития), преподаватель физкультуры (тесты для исследования уровня физической подготовленности). Результаты этих тестов фельдшер вносит в форму № 026/у-2000.

Программа скрининг-тестов для детей дошкольного возраста составлена для ребенка, готовящегося к поступлению в образовательное учреждение начального общего образования с 7 лет. Если ребенок поступает в образовательное учреждение с 6 лет, то в 5 лет (за год до поступления), он будет обследоваться по скрининг-программе 6-летнего ребенка, а в 6 лет (непосредственно перед поступлением) — по программе 7-летнего ребенка.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКРИНИНГ-ТЕСТОВ

диспансеризация скрининг медицинский оздоровление

— Анкетный тест-опрос родителей и учащихся.

— Антропометрия и оценка физического развития.

— Измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипотонических состояний.

— Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуально-инструментального исследования.

— Исследование остроты зрения.

— Выявление предмиопии (склонность к близорукости) с помощью теста Малиновского.

— Выявление нарушений бинокулярного зрения

— Выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи.

— Выявление протеинурии и глокозурии с помощью скрининг-тестов.

— Оценка уровня физической подготовленности.

СОДЕРЖАНИЕ РАСШИРЕННОЙ СКРИНИНГ-ПРОГРАММЫ ДОВРАЧЕБНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (ДОШКОЛЬНЫЙЭТАП)

Уровень биологического развития (по срокам прорезывания постоянных зубов). Дефект речи.

Тест Керна-Иерасика.

Выявление невротических расстройств (анкета).

Нервно-психическое развитие.

Число заболеваний за год.

СОДЕРЖАНИЕ РАСШИРЕННОЙ СКРИНИНГ-ПРОГРАММЫ ДОВРАЧЕБНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

Уровень биологического развития (по вторичным половым признакам).

Оценка репродуктивного здоровья (анкета).

3.Выявление невротических расстройств (анкета). 4. Нервно-психическое развитие.

5.Тест на выявление нарушений цветового зрения.

6.Число заболеваний за год.

В качестве примера приведем скрининг-тест для выявления нарушения осанки.

Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников и школьников при проведении массовых осмотров включает:

— визуальное выявление нарушений осанки;

— визуальное выявление истинного сколиоза (методика ЦИТО им. Н.Н. Приорова);

— плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статистического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).

Характерные черты нормальной осанки у детей дошкольного возраста: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен вперед, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Характерные черты нормальной осанки у детей среднего школьного возраста: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди — небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6-7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная, расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков — прямая или незначительно варусная (О-образная), расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца).

Наиболее высокая стабильность физиологических особенностей осанки отмечается у детей в возрасте 10 лет.

Данное тестовое обследование проводится следующим образом: медработник осматривает ребенка и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая «ДА» или «НЕТ» в тестовой карте каждого ребенка. Во время осмотра ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок проведения обследования.

1. Осмотр в фас, руки вдоль туловища — определяется:

форма ног (нормальная. О-образная или Х-образная);

положение головы, шеи;

симметрия плеч;

равенство треугольников талии (просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии);

деформация грудной клетки;

симметрия бедер.

2.Осмотр сбоку (в прежней позе) — определяется:

форма грудной клетки;

форма живота;

форма спины;

выступание лопаток.

3.Осмотр со спины (позе сохраняется) — определяется:

симметрия лопаток;

равенство треугольников талии;

форма позвоночника;

форма ног;

ось пяток (вальгусная или нет).

4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.

Таблица 1. Тестовая карта для выявления нарушений осанки

Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

ДА

НЕТ

Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, бедра, установлены несимметрично

ДА

НЕТ

Грудная клетка «сапожника», «куриная», деформированная

ДА

НЕТ

Чрезмерное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

ДА

НЕТ

Чрезмерное отставание лопаток

ДА

НЕТ

Чрезмерное выступание живота

ДА

НЕТ

Нарушение осей нижних конечностей (0-образные или X-образные)

ДА

НЕТ

Неравенство треугольников талии

ДА

НЕТ

Вальгусное положение пятки или обеих пяток (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

ДА

НЕТ

Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др.

ДА

НЕТ

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

нормальная осанка для данного возраста — отрицательные ответы на все вопросы;

некоторые отклонения в осанке — положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3 до 7 включительно.

Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача образовательного учреждения, поликлиники.

3) значительные нарушения осанки — положительные ответы на вопросы 1,2, 8,9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию ортопеда.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТИННОГО СКОЛИОЗА

К истинному сколиозу относится только тот сколиоз, который сопровождается торсией. Торсия (torsia)- поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед (рис. 3). Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух положениях: сзади и спереди.

При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить торсию грудопоясничного и поясничного отделов.

При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно выявить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Данное тестовое обследование проводится фельдшером дошкольного учреждения, школы, поликлиники.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Плоскостопие у детей может быть врожденным и приобретенным, причем последнее выявляется значительно чаще. У детей с приобретенным плоскостопием часто отмечается рахитное плоскостопие, возникающее в связи с некоторым размягчением костного скелета стопы и ослаблением общего тонуса мышечно-связочного аппарата. Для раннего выявления плоскостопия и своевременного проведения корригирующих мероприятий необходим профилактический осмотр сводов стопы у дошкольников и школьников не только визуальный, но и с применением плантографии (отпечатков стоп). Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна плантография в скрининг-модификации по методике А.В. Сидоровой (с оценкой плантограммы по методике В.А. Яра-лова-Яралянца, рис. 4, 5).

Описание плантографа. На деревянную рамку высотой 2 см и размером 40×40 см натянуто полотно и поверх него -полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки, разведенными водой (1:1) с помощью ватного тампона. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется лист чистой бумаги.

Порядок проведения обследования

1. Для получения отпечатков стоп у дошкольников и младших школьников дети ставят одну ногу на полиэтиленовую пленку плантографа, затем приставляют другую ногу.

2. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину полиэтиленовойпленки. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления стоп с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп — плантограмму.

При получении отпечатков стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков одна нога ставится на середину плантографа, другая — рядом с плантографом на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев ноги медицинскому работнику необходимо при исследовании слегка прижать рукой к полу пальцы ног обследуемого.

Оценка плантограммы. Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке.

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основанная большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии — стопа нормальная. Если первая линия внутри него — уплощенная, если обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы, то она — плоская. Дети с уплощенной и плоской стопой должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Данное обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения, школы, поликлиники. Плантограммы должны храниться в «Медицинской карте ребенка для образовательных учреждений» (форма № 026/у-2000) или в «Истории развития ребенка» (форма №112/у).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Список литературы

1. Здоровье детей в образовательных учреждениях: организация и контроль / Под ред.М.Ф. Рзянинной.- Ростовн/Д: Феникс, 2005.- 376 с. — (Медицина для вас)

2. Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов: Методические указания.- М., 1984.- 27 с.

3. Руководство для врачей школ / Под ред. Г. Н. Сердюковской.- М: Медицина, 1983.- 305 с.

4.Фельдшер образовательных учреждений / Л.А. Степанова.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384 с.-(Медицина для вас)

Приложения

Приложение 1

Переломные возрастные периоды

Доврачебный этап (скрининг и лабораторное обследование)

Врачебно-педагогический этап

Специализированный этап

педиатр

педагог, психолог

Перед поступлением в дошкольное учреждение

Средний работник ЛПУ

Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение по группам здоровья

Рекомендации по режиму адаптации в дошкольном учреждении

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, логопед (с 3 лет), по показаниям психиатр и другие специалисты.

За год до поступления в школу

Средний медработник дошкольного учреждения

Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования.

Определение функциональной готовности к обучению в школе.

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям логопед, психиатр.

Перед поступлением в школу

Средний медработник дошкольного учреждения

Осмотр с анализом данных скрининг-теста и лабораторного обследования. Распределение на медицинские группы для занятий физкультурой

Определение функциональной готовности к школе.

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед.

Конец первого года обучения

Средний медработник школы

Рекомендации для оздоровления в летние каникулы

Оценка адаптации к обучению в школе, рекомендации на каникулы

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед.

Переход к предметному обучению

Средний медработник школы

Оценка нервно-психического и физического развития, определение биологоческого возраста ребенка и соответствия паспортному

Оценка адаптации

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог.

Пубертатный период (14-15 лет)

Средний медработник школы

Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкомат.

Врачебно-профессиональная консультация

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог.

Перед окончанием образовательного учреждения (10-11 класс, 16-17 лет)

Средний медработник школы

Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкомат.

Врачебно-профессиональная консультация

Невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог

Приложение 2

Скрининг-программа базовая. Дошкольный этап

3 года

4 года

5 лет

6 лет (год до школы)

7 лет (перед школой)

Анкетный тест

— норма — отклонения

— норма — отклонения

— норма — отклонения

— норма — отклонения

— норма — отклонения

Дата

Рост, см.

Физическое развитие:

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

АД мм. рт. ст.

Осанка

— нормальная — незнач. отклонения — значительные нарушения

— нормальная — незнач. отклонения — значительные нарушения

— нормальная — незнач. отклонения — значительные нарушения

— нормальная — незнач. отклонения — значительные нарушения

Состояние стопы

— нормальная — уплощенная — плоская

— нормальная — уплощенная — плоская

Острота зрения

ОД= OS= — нормальная — снижена

ОД= OS= — нормальная — снижена

ОД= OS= — нормальная — снижена

Тест Малиновского (возрастная рефракция)

— нормальная -предмиопия

Бинокулярное зрение

— норма — нарушение

Острота слуха

— норма — снижена

— норма — снижена

Дннамометрм

Правая рука Левая рука

Правая рука Левая рука

Правая рука Левая рука

Правая рука Левая рука

Физическая подготовл-сть

— норма — снижена — повышена

— норма — снижена — повышена

— норма — снижена — повышена

— норма — снижена — повышена

Определение белка в моче

— норма — следы белка — белок в моче

— норма — следы белка — белок в моче

Определение глюкозы в моче

— норма — глюкоза в моче

— норма — глюкоза в моче

Биологический возраст (в соответствии с паспортным)

— соответствует — опережает — отстает

— соответствует — опережает -отстает

Дефекты речи

-есть -нет

Тест Кериа-Иерасика

баллов

баллов

Выявление невротических расстройств (анкета)

— норма — отклонения

— норма — отклонения

Нервно-психическое развитие

— норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

— норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

— норма — отклонение -норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

— норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

Приложение 3

Скрининг-программа базовая. Школьный этап

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

Анкетный тест: нет риска указать направленность риска

Нет риска

Нет риска

Нет риска

Нет риска

Нет риска

Дата

Рост, см.

\

Масса, кг.

Заключение по физическому развитию:

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

АД мм. рт. ст.

— норма — отклонения

-норма — отклонения

— норма — отклонения

-норма — отклонения

-норма — отклонения

Осанка

— нормальная — незначительные отклонения — значительные нарушения

— нормальная — незначительные отклонения — значительные нарушения

Состояние стопы (плантограмма)

— нормальная — уплощенная — плоская

— нормальная — уплощенная -плоская

Острота зрения

ОД= OS= — нормальная — снижена

ОД= OS= — нормальная — снижена

ОД= OS= — нормальная — снижена

Бинокулярное зрение

— норма — нарушение

Острота слуха

— норма — снижена

— норма — снижена

Динамометрия: правая рука, левая рука

Физическая подготовл-ность

-норма — снижена — повышена

— норма — снижена — повышена

-норма — снижена — повышена

-норма — снижена — повышена

— норма — снижена — повышена

Определение белка в моче

-норма -следы белка — белок в моче

-норма

— следы белка — белок в моче

— норма — следы белка — белок в моче

Определение глюкозы в моче

— норма — глюкоза в моче

— норма

— глюкоза в моче

— норма

— глюкоза в моче

Выявление невротических расстройств (анкета)

— нет риска — риск развития

— нет риска — риск развития

— нет риска — риск развития

Нервно-психическое развитие

— эмоционально-вегетативная сфера — психомоторная сфера и поведение — интеллектуальная сфера

-норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

— норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

— норма — отклонение — норма — отклонение -норма — отклонение

-норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

Оценка вторичных половых признаков

Ах Р Ma Me Pol

Нарушение репродуктивного здоровья (анкета)

Приложение 4

Скрининг-программа базовая. Школьный этап

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16-17 лет

Анкетный тест: нет риска указать направленность риска

Нет риска

Нет риска

Нет риска

Нет риска

Дата

Рост, см

Масса, кг

Заключение по физическому развитию:

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

— нормальное — низкий рост — дефицит массы — избыток массы

АД мм. рт. ст.

— норма — отклонения

— норма — отклонения

— норма — отклонения

— норма — отклонения

— норма — отклонения

Осанка

— нормальная — незначительные отклонения — значительные нарушения

— нормальная — незначительные отклонения — значительные нарушения

Состояние стопы (плянто грамма)

— нормальная — уплощенная — плоская

— нормальная — уплощенная — плоская

Острота зрения

ОД= OS= нормальная — снижена

ОД= OS= — нормальная — снижена

Острота слуха

— норма — снижена

— норма — снижена

Динамометр рука, левая

правая рука

Физическая подготовленность

-норма — снижена — повышена

— норма — снижена — повышена

— норма — снижена — повышена

-норма — снижена — повышена

-норма — снижена -повышена

Определен» белка в моче

-норма — следы белка — белок в моче

— норма — следы белка — белок в моче

Определение глюкозы в моче

-норма — глюкоза в моче

-норма — глюкоза в моче

Число заболеваний за год

Выявление невротических расстройств

— нет риска -риск развития

— нет риска — риск развития

— нет риска — риск развития

— нет риска — риск развития

— нет риска — риск развития

Нервно-психическое развитие

— эмоционально-вегетативная сфера — психомоторная сфера и поведение — интеллектуальная сфера

-норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

— норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

— норма — отклонение — норма — отклонение — норма — отклонение

-норма — отклонение — норма

— отклонение — норма — отклонение

Оценка вторичных Половых признаков

Ах Р Ma Me Pol

Ах Р Ma Me Pol

Ах Р Ma Me Pol

Нарушение репродуктивного здоровья (анкета)

Приложение 5

Схема профилактического осмотра детей в возрасте 11-12 лет (дополнение, утвержденное Приказом Минздрава РФ 5 мая 1999 г. М154)

Возрастные периоды

Доврачебный этап (скрининг и лабораторное обследование)

Врачебно-педагогический этап

Специализированный этап

педиатр

педагог, психолог

Н-12лет (пубертатный возраст)

Средний работник школы или ЛПУ

Осмотр с анализом данных доврачебного обследования, оценка состояния здоровья (включая состояние нервно-психического развитая, соматических) и репродуктивного здоровья, рекомендации по оздоровлению, коррекции, лечению и реабилитации, врачебно-профессиональные консультации

Оценка психологического статуса, адаптации к обучению (особенно в школах нового вида), по показаниям психическо-педагогическая коррекция.

Невропатолог, окулист, стоматолог, ЛОР, хирург (хирург-ортопед), эндокринолог, психолог, андрологический осмотр (возможно включение других. специалистов в зависимости от регионов и проблем здоровья детей)

Размещено на Allbest.ru

Скрининг новорожденных

Неонатальный скрининг — это массовое обследование новорожденных, введенное в рамках национального проекта «Здоровье» в 2006 году и направленное на раннее выявление некоторых врожденных заболеваний в целях профилактики детской смертности и инвалидности.

На сегодняшний день проводимый у нас в стране неонатальный скрининг позволяет выявить у ребенка 5 врожденных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, при своевременном лечении которых можно избежать многих страшных последствий.

Если раньше наследственные патологии обнаруживались поздно, и дети доживали до 10-12 лет, то теперь диагностика и лечение позволяют пациентам с таким диагнозом жить 50-60 лет.

Из различных видов заболеваний выбраны именно те, что отвечают определенным критериям:

  • частота заболеваний выше чем 1 на 10 тысяч новорожденных;
  • разработаны эффективные методы лечения;
  • разработаны точные биохимические методы лабораторной диагностики до проявления первых клинических симптомов;
  • без своевременного лечения приводят к глубокой инвалидности.

Какие заболевания выявляет анализ

Обследование новорожденных проводится для раннего выявления следующих заболеваний:

  • фенилкетонурия;
  • муковисцидоз;
  • галактоземия;
  • адреногенитальный синдром;
  • врожденный гипотиреоз.

Фенилкетонурия — это наследственное заболевание, вызванное нехваткой в организме фермента, участвующего в расщеплении аминокислоты фенилаланин.

Накопление этого вещества в крови оказывает токсичное действие, приводит к тяжелой интоксикации организма и грозит нарушением работы нервной системы и умственной отсталостью. Поскольку фенилаланин содержится в большинстве продуктов питания, основное лечение заключается в организации специального режима.

При выявлении заболевания на ранней стадии и своевременном лечении ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом без отклонений.

Муковисцидоз — связанное с генной мутацией заболевание, особенностью которого является сгущение слизи, вырабатываемой в организме. Вязкая слизь покрывает органы пищеварительной и дыхательной систем и приводит к их поражению. Из-за плохого отхождения мокроты в легких развиваются воспалительные процессы, провоцирующие бронхит и пневмонию.

Лечение включает в себя прием препаратов, разжижающих слизь, специальных ферментов для усваивания пищи, гепатопротекторов для улучшения функции печеночных клеток и разжижении желчи.

Гипотиреоз возникает из-за дефицита гормонов щитовидной железы и ведет к нарушению роста и отставанию в психическом развитии. Если не диагностировать это заболевание у ребенка до 3 месяцев, в организме наступают необратимые изменения, затрагивающие интеллект. При раннем выявлении заболевания с помощью неонатального скрининга назначается терапия гормоном щитовидной железы, и отклонения в развитии ребенка можно избежать.

Галактоземия также относится к наследственным заболеваниям обмена веществ. Мутационный ген не вырабатывает фермент для преобразования простого сахара галактозы в глюкозу, и в результате происходит накопление непереработанного токсичного вещества, отравляющего организм, — прежде всего печень и нервную систему.

Чтобы снизить разрушающее воздействие галактозы, из питания исключают молоко и молочные продукты, в том числе грудное молоко и детские молочные смеси. При соблюдении правильной диеты и приеме назначенных препаратов необратимых последствий для организма можно избежать.

Адреногенитальный синдром представляет собой врожденное генетическое заболевание, которое проявляется недостатком ферментов, участвующих в образовании гормонов коры надпочечников, на фоне увеличенной выработки андрогенов — мужских половых гормонов. При таком синдроме помимо внутренних гормональных изменений в организме могут возникнуть внешние патологии половых органов, требующие хирургического вмешательства. Терапевтическое лечение заключается в регулярном приеме гормональных препаратов, восполняющих дефицит необходимых гормонов в организме.

Совет! Если по каким-то причинам ребенку не провели скрининг на врожденные заболевания в роддоме, то сдать этот анализ также можно в поликлинике по месту жительства.

Аудиологический скрининг

Не менее важным для здоровья ребенка и его полноценного развития является своевременное выявление нарушений работы слухового аппарата. С этой целью в роддоме новорожденным проводят аудиологический скрининг. Эта простая безболезненная процедура занимает несколько минут, но при этом дает возможность выявить у ребенка проблемы со слухом на ранних стадиях и вовремя начать лечение и коррекцию.

Снижение уровня слышимости у новорожденных бывает по разным причинам. Среди них:

  • генетические заболевания (в том числе наследственные нарушения слуха);
  • инфекционные заболевания у матери в период беременности;
  • недоношенность и рождение с критично малым весом (до 1500 г.);
  • родовая травма.

Диагностика слухового аппарата ребенка проводится на третий день после рождения в состоянии покоя, как правило, пока ребенок спит. Для обследования в ушко малышу вставляется небольшой вкладыш, подсоединенный к специальному прибору. Принцип действия устройства заключается в передаче особых сигналов в ухо ребенка и фиксировании реакции на них волосковых клеток. Результат может быть положительный — нарушений слуха не обнаружено, или отрицательный, что означает необходимость дополнительных уточняющих обследований, но еще не является причиной постановки диагноза, связанного с нарушением слуха.

Слух играет большую роль в общем развитии ребенка: от него зависят коммуникативные навыки и развитие речи, посредством слуха малыш получает информацию из внешнего мира. Поэтому проведение аудиологического скрининга крайне важно: если вовремя распознать все возможные отклонения, то своевременная помощь специалистов даст возможность малышу полноценно расти и развиваться.

УЗИ новорожденных

Ультразвуковое исследование, проводимое в первый месяц после рождения ребенка, помогает выявить врожденные аномалии внутренних органов. Если нет подозрений на скрытые патологии, то проведение УЗИ можно отложить до исполнения малышу 1 месяца.

Но если присутствуют следующие факторы, диагностику необходимо провести в роддоме:

  • патологические роды;
  • врожденные заболевания и родовые травмы;
  • внутриутробное инфицирование;
  • длительная внутриутробная гипоксия;
  • недоношенность.

УЗИ скрининг включает следующие виды обследования:

  • Нейросонография — это УЗИ головного мозга. Проводится через родничок младенца, поэтому после его зарастания проведение нейросонографии становится невозможным. Помимо врожденных аномалий в развитии головного мозга, это обследование позволяет выявить полученные повреждения в процессе родов и неврологические расстройства.
  • УЗИ тазобедренных суставов проводится для исключения дефектов развития опорно-двигательного аппарата, таких как врожденный вывих бедра или дисплазия тазобедренных суставов.
  • УЗИ органов брюшной полости включает в себя обследование печени, селезенки, поджелудочной железы и желчного пузыря.
  • УЗИ сердца поможет вовремя выявить врожденные аномалии или структурные изменения в этом важнейшем органе.
  • УЗИ почек необходимо сделать для исключения возможных пороков развития органов мочевыделительной системы.

На сегодняшний день ультразвуковая диагностика является одной из самых безопасных и достоверных методов исследования. УЗИ неопасно для малыша, абсолютно безболезненно и не требует особой подготовки, при этом полученный результат позволяет врачу достаточно точно поставить диагноз.

Многие заболевания сразу после рождения ребенка никак себя не проявляют и раньше, до включения скринингов в обязательную программу обследования новорожденных, большое количество патологий выявлялись после того, как начали свое разрушительное воздействие на детский организм. Сегодня благодаря своевременной диагностике, несмотря на серьезные диагнозы дети могут полноценно жить, расти и развиваться.

Каким образом проводится обследование?

Скрининг новорожденных является обязательной процедурой, и проводится бесплатно в рамках государственной программы. Обследование предусмотрено в отношении как доношенных, так и недоношенных детей. Скрининг делается по образцу крови, который берется из пятки малыша. Обязательным условием является то, что забор крови делают через 3 часа после кормления. Предусмотрены следующие временные рамки:

  • для недоношенных детей – 7 день после рождения;
  • для детей, родившихся в положенный срок, – 4 день после рождения.

Образец крови берется на специальный бланк с бумажным фильтром. На этом бланке имеется 5 кружков, именно в них нужно промокнуть кровь. Количество этих кругов соответствует количеству заболеваний, на которые проводится скрининг. Прежде чем проколоть пятку ребенка, ее протирают стерильной салфеткой.

Если выписка из родильного дома была раньше указанных сроков, выдается специальный бланк и в карте отмечается, что анализ крови на скрининг не был проведен. Мама малыша должна обратиться в детскую поликлинику, и там пройти процедуру скрининга. Ранее отмеченных сроков такое обследование не проводится, поскольку может дать ложные результаты.

Образцы крови исследуют в медико-генетических лабораториях. Срок, отводимый для этого, — 10 дней. Результаты сообщаются родителям, только если были обнаружены отклонения. Если выявляется повышение показателей, то проводится повторное исследование, которое даст окончательный ответ на вопрос, имеется заболевание или нет. В случае подтверждения наличия генетических заболеваний, предусмотренных скринингом, ребенок будет направлен к соответствующим специалистам, которые назначат лечение и будут наблюдать ребенка. Важным является своевременное начало лечения, поскольку от этого зависит его успешность. Практически все заболевания, которые выявляются в результате такого обследования, подлежат длительному лечению, на протяжении нескольких лет.

Кроме того, предусмотрен аудиологический скрининг новорожденных, с помощью него выявляются возможные нарушения слуха ребенка. Он проводится с помощью аудиометра, который вставляется в ухо ребенка. Результаты такого исследования получаются сразу после его проведения. Если по каким-то причинам такой скрининг в роддоме не был проведён, его проводят в поликлинике, когда ребенку исполнится 1 месяц.

Какие заболевания выявляет скрининг?

В программу скрининга новорождённых входит выявление 5 генетических заболеваний:

  • Врожденный гипотериоз — связан с нарушением выработки некоторых гормонов. Щитовидная железа вырабатывает недостаточно гормонов, и поэтому это приводит к нарушению обмена веществ, отставанию в умственном и физическом развитии. Кроме того, могут наблюдаться нарушения работы важных органов и систем организма. Заболевание лечится с помощью гормональных средств. Лечебные меры, начатые до проявления клинических симптомов заболевания, позволят предотвратить или свести к минимуму дальнейшее развитие болезни.

  • Адреногенитальный синдром – наблюдается недостаточность гормонов коры надпочечников – кортизола, при избыточной выработке андрогенов. Болезнь проявляется в том, что половое развитие детей нарушается, и они часто страдают низкорослостью. Кроме того, могут наблюдаться проблемы с почками, которые часто становятся причиной смерти ребенка.
  • Фенилкетонурия – отмечается дефицит ферментов, расщепляющих особую аминокислоту – фенилаланин, он содержится в большинстве белковых продуктов. Невозможность его расщепления приводит к тому, что она накапливается в организме и оказывает токсичное действие на нервные клетки и клетки головного мозга. Следствием такого состояния является умственная отсталость ребенка. Лечение заключается в соблюдении строгой диеты и приеме специальных препаратов. Своевременно начатое лечение может исключить такие грозные осложнения, но заболевание все равно останется на всю жизнь.

  • Галактоземия – связана с нарушением обмена веществ, характеризуется мутированием гена, отвечающего за преобразование галактозы. Вследствие этого она не ферментируется и, накапливаясь в организме, отравляет его. Поражается центральная нервная система, страдает печень и ухудшается зрение. Галактоза содержится в молоке, и поэтому лечение должно заключаться в полном исключении его из рациона ребенка.
  • Муковисцидоз – это заболевание связано с нарушением функционирования всех органов, которые вырабатывают слизь и секрет. Это кишечник, поджелудочная железа, бронхи и легкие, потовые и сальные железы. Слизь и секрет, вырабатываемые ими, густеют и становятся вязкими, что значительно затрудняет работу органов и, как следствие, вызывает нарушение пищеварения и дыхания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *