Семейное воспитание

Принципы и методы семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
— стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Рассмотрим влияние семьи на ребенка.
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Особенность семейного воспитания — органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.
Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
— неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
— бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
— авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
— безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
— отсутствие нормального психологического климата в семье;
— фанатизм в любых его проявлениях;
— безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.
Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному — воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.
Понятие «воспитательный (иногда говорят — педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.
Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.
Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во мно¬гом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.
Семья — сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.
Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.
Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.
Удобная и красивая среда обитания — это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка.
По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи.
Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.
Принципы семейного воспитания
Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
— дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
— родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
— воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
— диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
— личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
— воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
— все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
— оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.
Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.
Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.
Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.
Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.
Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.
К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.
К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула… Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.
Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.
Методы семейного воспитания
Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Выбор методов
В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
• от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
• отношения в семье и образа жизни;
• числа детей в семье;
• родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
• личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
• опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.
Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.
Реализация метода родительского требования
Непосредственное(прямое) родительское требование Опосредованное(косвенное) родительское требование
• в виде поручения • в виде показа образа
• предупреждения • пожелания
• распоряжения • совета
• категорического приказа • напоминания
• другие виды • переключения
• • другие виды
Основные условия действенности родительского требования
1. Положительный пример родителей
2. Благожелательность
3. Последовательность
4. Учет возрастных особенностей детей
5. Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников
6. Уважение личности ребенка
7. Справедливость
8. Посильность
9. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей
10. Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)

Понятие «семейное воспитание»

Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1987. — С. 248. Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:

Влияние семьи на ребёнка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно слабеет, но никогда не утрачиваются полностью.

В семье формируются те качества, которые ни где, кроме как в семье сформированы быть не могут.

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья — таково общество.

Семья обеспечивает преемственность традиций.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою функцию — воспитание детей. Причины кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране — у них более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индивидуальную реализацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нрав и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины, и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей. Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 18 минут, в выходные — 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместное занятие, к сожалению для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводятся в основном к контролю за учёбой ребёнка в школе, а сам контроль — к выяснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворённого воспитания детей в семье отметим следующее:

  • — невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию.
  • — низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряжённость, неудовлетворённость в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.
  • — двойная нагрузка на женщину в семье — в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома 36. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье составляет 11 часов.
  • — высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда проблема в воспитании детей.
  • — бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании ребёнка. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остаётся святой обязанностью матери. Объявленная ранее законом равное право отца и матери воспитание детей на практике нарушаются.
  • — обострение конфликтов между поколениями, который день ото дня становятся напряжённой. Сообщения об убийствах на бытовой почве не исчезают с газетных страниц.
  • — увеличение разрыва между семьёй и школой. Обычная общеобразовательная школа, в следствие многих причин ставшая не престижной, малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. Многие общественные институты хотя и появились, но ещё не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь в семье.

Впервые за последние 70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (5-6%) вообще лишена семейного угла. Заботу о них вынужденно брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличиваются. Детские приюты, дома ребёнка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей кров.

Что же может педагогика для преодоления кризиса семьи и повышении её воспитательного воздействия? Педагоги перестраивают свою деятельность по отношения к семье в плане гуманизации отношений. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требование, запугивание уже исчерпали себя — когда людям нечего терять, эти методы не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей. Далее, происходит объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях. Наконец, необходимо координация усилий школы и гуманитарных фондов, обществ, волонтёрских организаций, в частности организаций Красного Креста, разработка совместных благотворительно-воспитательных программ.

Статья о семейном воспитании

Статья о семейном воспитании

«Отанды cүю – от басынан басталады» — «К Родине любовь у семейного очага рождается» гласит казахская пословица.

Семейное воспитание, согласно определение энциклопедического словаря, — это

«систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада «. Главная и общая задача семейного воспитания — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная – усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. На семейное воспитание влияет множество факторов: наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность семьи, ее социальное положение и уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение взрослых к ребенку.

Главными задачами семейного воспитания являются:

1) обеспечение гармонического развития ребенка: забота о его физическом, интеллектуальном, морально-нравственном и общекультурном развитии;

2) забота о здоровье ребенка;

3) развитие его способностей, склонностей, интересов;

4) помощь в процессе обучения;

5) помощь в социализации – умении жить и трудиться в обществе;

6) трудовое воспитание;

7) помощь в выборе профессии, развитие творческого начала в личности ребенка;

8) формирование навыков установления и поддержания гуманных, эмоционально-нравственных отношений с окружающими людьми; толерантного общения;

9) половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни;

10) формирование ответственности, ориентации на ценности солидарности и патриотизма, готовности к активной созидательной работе на благо Родины;

11) подготовка к самовоспитанию и саморазвитию в период взрослости.

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю страны, а значит – и историю мира», — писал педагог – новатор А.С.Макаренко (Макаренко А.С. Книга для родителей. 1953 г.). Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором всем нам предстоит жить в будущем. Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах, стоящих перед современным суверенным Казахстаном, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подчеркнул необходимость обратить самое серьезное внимание на воспитание подрастающего поколения. «Основную роль здесь играет, конечно же, семья, — отметил Н.А.Назарбаев. – Но и государство не должно стоять в стороне. Начиная с детского сада, в школе, в колледже или вузе, в армии, мы должны не только учить, но и воспитывать нашу молодежь…

Надо учить нашу молодежь слушать и понимать других, уважать язык, религию и обычаи других народов. Молодые казахстанцы должны быть патриотами своей страны, иметь надежный иммунитет т к любым экстренным идеям, будь-то на этнической, конфессиональной или любой другой основе. Только так мы сможем дать достойны отпор кризисам и другим современным вызовам и сделаем Казахстан процветающим и успешным государством » (Назарбаев Н.А. Материалы XII сессии Ассамблеи народа Казахстана. 24 октября 2006 г). В течение последнего столетия институт семьи один из древнейших социальных институтов, возникший намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка, оказался вовлеченным в процесс глубинной трансформации, отразив те экономические, политические, правовые изменения, которые происходит в обществе. И сегодня семья осталось неизменной основой общества, как бы ни менялось его социально- экономическое устройство.

Семья представляет собой оптимальную среду для воспитания благодаря следующим признакам:

1) состав семьи, обеспечивающий возможность постоянного и непосредственного контакта всех ее членов (ребенок имеет возможность общаться с людьми разных возрастов, разного пола, разной профессиональной принадлежности);

2) руководство воспитанием родителями — супругами, объединенными узами любви и дружбы и представляющими детям достойные образцы для подражания;

3) сплочение семьи, единство целей;

4) эмоциональные связи между членами семьи;

5) взаимоотношения, основанные на уважении личностных прав всех членов семьи и способствующие наиболее полному удовлетворению их потребностей.

Семья благодаря всему комплексу межличностных отношений, взаимодействию супругов, родителей и детей создает наиболее благоприятные условия для физического, психического, интеллектуального и социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, традиций, образов поведения и способов общения.

Одним из усилия взаимодействия семьи и образовательных социальных институтов, прежде всего, является ШКОЛА. Качественное семейное воспитание невозможно без согласованных усилий родителей и педагогов, школьных психологов, других специалистов, работающих с учащимися. Учить и воспитывать надо не только детей, но и родителей. «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими своих родительских функций.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс и во внеурочную деятельность, на развитие эффективного сотрудничества с детьми и педагогами.

Задачи взаимодействия:

1) повышение ответственности семьи за воспитание и развитие ребенка — формирование у родителей активной воспитательно-педагогической позиции;

2) вооружением родителей педагогическими знаниями и умениями для повышения их компетентности в области психического развития ребенка на определенных возрастных этапах;

3) повышение культурного уровня семьи, формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.

Семейное воспитание. Воспитание ребенка в семье. Функции семьи в воспитании детей

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ — НАЧАЛО НАЧАЛ

Семья представляет собой группу людей, объединенных родством, общим хозяйством и сложными уровнями взаимоотношений. Это некая самоорганизующаяся система, встроенная в культуру общества, в котором она функционирует. С одной стороны, несомненно, на становление семьи действует окружающая среда, вынуждая ее считаться с предметом и содержанием этого действия. С другой стороны, семья как общность обладает внутренними резервами и источниками формирования своих членов.

Одним из назначений семьи является воспроизводство жизни и изменение ее к лучшему. Реализовать эту цель в полной мере можно только при наличии детей, потому что брак — это только первый этап создания семьи. По-настоящему семейные отношения между мужем и женой становятся полными и гармоничными с появлением ребенка. Ребенка можно родить и вне брака — достаточно мимолетной близости мужчины и женщины. Но только в процессе совместной жизни родители способны передать ребенку свои обоюдные ценности, воспроизвести культуру интимно-родственных отношений.

В отличие от общества семья общается с ребенком каждодневно, поэтому располагает неограниченными возможностями воздействия на него. Именно в семье складываются осно­вы нравственности, терпимости, духовности ребенка. В семье начинает формироваться личность ребенка, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья, с одной стороны, предстает как самостоятельная и в некоторых случаях достаточно закрытая общественная единица, а с другой, являясь компонентом социальной воспитательной системы, тесно связана с педагогическими общественными институтами. От взаимосвязи семьи и школы в наибольшей степени зависят развитие и формирование детей.

Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспи­тание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой — безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни.

Семья обладает системой функций, позволяющей ей функционировать в индивидуальном режиме, присущем только данной семье. Прежде всего всех членов семьи, живущих вместе, связывает экономическая деятельность. Каждая семья — это клеточка экономического потенциала страны, поскольку каждый работающий «вливает свой труд в труд своей республики». Все работающие члены семьи озабочены ее благосостоянием. На это работают семейный уклад и дух семьи. Финансовое обеспечение семьи складывается по- разному. В одной семье все члены «сбрасываются», и деньги идут на обеспечение жизни каждого члена в соответствии с решением «семейного клана» и целесообразностью поку­пок и оплат. В другой семье приняты другие правила: каждый член семьи дает какую-то часть в общий котел, оставляя себе индивидуальный запас. В третьей могут по-другому распределять получаемые средства. Но в любом случае функция экономического обеспечения каждого члена семьи — одна из важнейших ее функций. Но самое главное заключается в том, что семья является первым институтом социализации ребенка.

Семья — это первый и самый важный воспитатель ребенка. Семейное воспитание имеет свою специфику и значительно отличается от школьного воспитания. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувстве. Именно чувство определяет тип, стиль, тон взаимоотношений членов семьи. Чувственный мир семьи является неким гарантом для ребенка. Он защищает его от внешних неблагоприятных воздействий и дает чувство уверенности в своей нужности в этом мире. Ребенок в семье включается в разнообразные виды деятельности, в ходе которой родители влияют на формирование ценностных ориентации и идеалов своих детей. Причем это процесс бесконечный, длящийся всю жизнь, и результаты родительского влияния видны далеко не сразу.

Семья, являясь по сути «разновозрастной группой», имеет возможность влиять на ребенка с точки зрения различных поколений. Наличие бабушек, дедушек, других близких родственников благотворно воздействует на формирование качеств личности при наличии гармоничных отношений между членами семьи. Но если семья «одинока», ребенок вырастает некото­рым образом обделенным родственными связями. Ему никто не может подсказать и показать, как действовать в разных ситуациях, кроме родителей. Он ощущает родственную пустоту. Такое положение влияет на жизнь ребенка, поскольку в его будущей семье тоже будет ощущаться нехватка старшего поколения. Результаты семейного воспитания зависят в большой степени и от умения членов семьи качественно выстраивать взаимоотношения.

Семейные отношения — особый вид взаимодействия людей. Люди взаимодействует по разным основаниям. Это могут быть бытовые, деловые, профессиональные, личные, интимные, сексуальные и другие взаимодействия. В семье же все они фокусируются на «маленьком пространстве» семейных отношений. В силу близости и каждодневного взаимодействия эти отношения являются специфическими и очень отличаются от таких же по характеру, но присущих чужим людям отношений, которые пронизывают всю нашу жизнь.

Характеризуя отношения между членами семьи, обратимся к психологии. В современной социальной психологии можно найти разные виды отношений между людьми. Это сотрудничество, соревновательность, паритет, антагонизм, конкуренция. Сами названия отношений определяют их суть.

Сотрудничество — самый продуктивный вид семейных отношений. В этом случае все члены семьи связаны нравственными и духовными узами. Взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимоуважение — вот основные элементы взаимодействия между ее членами. Как правило, все поколения связаны между собой независимо от того, живут они вместе или раздельно. Причем связь эта прежде всего духовная. Именно такая связь предполагает и нравственную, и материальную поддержку престарелых членов семьи.

Соревнование в семье при нравственных условиях — прекрасный тип отношений, поскольку он активизирует прежде всего молодое поколение на овладение необходимыми для жизни знаниями и умениями. Ожидание результатов деятель­ности, их сравнение, сделанное в доброжелательной манере, развивает потенциал всех членов семьи, овладевающих новыми видами деятельности.

Конкуренция может тоже иметь положительный оттенок, если главной ее целью является доброжелательное соперничество. Человек, обладающий амбициями, воспитанный в нравственно-духовном мире семьи, не может превратить конкуренцию в «выживание сильнейшего». Но, если члены семьи хотят главенствовать, невзирая на то, обладают ли они для этого главенства необходимым потенциалом, такая конкуренция ведет к подавлению одного члена семьи другим.

Антагонизм рассматривается как резкое противоречие между членами семьи. Как правило, он ведет к конфликтами. Конечно, члены семьи, вынужденные жить вместе, «смиряются» с предложенными обстоятельствами. Но это только на время. При любом удобном случае противоречие обостряется и семья переходит на новый виток внутрисемейных конфликтов.

Характерно то, что есть семьи, в которых совершенно ясно и отчетливо проявляется тот или иной тип отношений.

В других семья эти типы могут быть на переходной грани. К примеру, сотрудничество может включать элементы здоровой соревновательности и конкуренции. А паритет легко переходит в антагонизм. Конечно, самым благоприятным для развития семьи типом является «сотрудничество», но еще Л.Н. Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина» сказал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые — несчастны по-своему». Не берясь спорить с классиком, однако же, хочется заметить, что обстоятельства, формирующие как счастье, так и несчастья, бывают разными. А значит, мы можем с полной долей уверенности говорить о том, что похожих семей не бывает. В каждой семье есть свой «скелет в шкафу», но разница заключается в том, что одни умеют преодолевать невзгоды, противостоять разрушительным силам. А другим это не удается.

В системе отношений, связывающих членов семьи, значительная роль принадлежит тем позициям, которые эти члены семьи занимают. Естественно, нас интересует прежде всего позиция ребенка в семье.

Мы хотели бы представить разработанную нами систему типичных для современных семей позиций родителей по отношению к своим детям. Это «Ребенок-сберкнижка», «Ребенок-собственность», «Ребенок-обуза», «Ребенок-не­удачник», «Ребенок-должник», «Ребенок-божество», «Ребенок — маленький друг».

«Ребенок-сберкнижка» — весьма распространенная форма любви и отношения родителей к своим детям. В ее основе жесточайший родительский эгоизм. Он выражается в том, что родители рожают и воспитывают ребенка для себя в будущем. Причем трагедия этого типа заключается в том, что родители, рассчитывая на высокие «проценты» отдачи любви, уважения, долга в будущем, зачастую пренебрегают настоящим. В итоге вместо радости открытия ребенка в каждой совместно прожитой минуте — мучительное ожидание отдачи. Такие родители крайне придирчиво присматриваются к ребенку, все ли у него так, как они заложили, взлелеяли, ожидали. Виды деятельности для ребенка выбираются исключительно из видения родителями результатов этой деятельности, без учета интересов, склонностей и способностей ребенка. Не­редки в такой семье патетические восклицания типа «Я тебе всю жизнь отдала, а ты..!»; «Ты только нам, своей семье всем обязан за свою жизнь и удачи!» и т. п. Ребенок растет с мыс­лью, что семья — это некий тотем, достойный поклонения, а не теплый очаг, «начало начал».

«Ребенок-собственность» — один из самых опасных видов отношения к ребенку со стороны родителей. Такие родители уподобляются герою повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», сказавшему своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью». В этом случае ребенок рассматривается как собственность того или иного родителя, принадлежащего ему по праву. Причем следует отметить две крайние тенденции, характеризующие этот тип отношения к ребенку. Если он живет в любящей семье и является ее кумиром, то все проблемы решаются родственниками. Основной девиз такой семьи «У ребенка не должно быть никаких проблем». Безоговорочное рабство покупается за счет благ в виде хороших игрушек, красивой одежды, вкусной еды. Если же этот тип отношений реализуется в семье, пренебрегающей нравственными ценностями, или в семье с пьющими родителями, то для ребенка наступает сущий ад. Он становится либо забитым, со страхом взирающим на каждого взрослого, либо убегает из дома и скитается где придется. Плоды такой позиции мы можем наблюдать в нашем обществе повсеместно. Как правило, дети, выросшие в такой семье, сами становятся или тиранами, или «слабаками», готовыми подчиняться любому более сильному и властному всю оставшуюся жизнь.

«Ребенок-обуза» — самый обидный для ребенка тип отношений. Как правило, это нежданный, незапланированный или просто нелюбимый в силу различных причин ребенок. Он чувствует себя ненужным, лишним в такой семье. Родители постоянно подчеркивают, как много ценного времени и сил он отнимает, как никчемны его проблемы, да и сам не более чем надоедливое существо. Родители, по возможности пытаясь избавиться от родительской ответственности, перекладывают свои обязанности на бабушек, тетушек, если таковые имеются, или на социальные органы. Для ребенка из подобной семьи жизненный путь обозначен четко: школа — продленка — деревня (дача) — оздоровительный лагерь. Именно такой тип часто толкает ребенка к суициду, или на улицу, или в референтную группу с отрицательной направлен­ностью. Там ребенок ищет понимания, соучастия, принятия своей детской жизни и ее ценностей. В последнее время такой тип реализуется в семьях с повышенным достатком. Там родители попросту откупаются от ребенка, и цена откупа го­раздо выше, чем в обычных семьях. Ребенку нанимают свиту нянь, гувернеров, тренеров и т. д. Но по сути даже в такой золотой клетке, без родительского тепла, как бы папа с мамой ни объясняли вселенской занятостью свое отсутствие рядом с ребенком, он чувствует себя лишним, ненужным. Достаток же рождает в его душе циничное отношение ко всему, в том числе и к родителям, носителям этого достатка. Годы обеспеченного одиночества проходят быстро, и вот ребенок уже среди золотой молодежи. Лень, наркотики, алкоголь! Бездумное времяпрепровождение, не несущее пользы ни себе, ни родителям, ни обществу.

«Ребенок-неудачник». Эта позиция отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении име­ются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия. Они не верят в успешность своего дитяти, постоянно говорят ему об этом, не пытаясь загладить неумелые действия ребенка. В семье с такой позицией ребенок не может вырасти умелым и успешным, поскольку он с детства «тащит» на себе горб неудачника.

«Ребенок-должник». В семье с подобной позицией ребенка властвует идея вселенской задолженности ребенка своим родственникам. Эта позиция формирует черствость и злобность детей, поскольку у них нет возможности заниматься своими проблемами. Они постоянно всем что-то должны. Не пошел в магазин, не встретил сестренку из школы, не убрал в комнате, не вымыл посуду… и т. д., и т. п. На ребенка взваливается такой груз ответственности, что он не может с ним спра­виться. Это его угнетает, показывает его несостоятельность в решении жизненных проблем. Такая позиция определяет лобное место ребенка, на котором его постоянно «казнят» за неудачи. Родители не задумываются, что таким поведением и отношением они формируют у него образ неудачника. Поскольку он не может «объять необъятное», отсутствие результата приписывается его неумению или нежеланию участвовать в жизни семьи. При этом родители, как правило, заняты своими проблемами и на ребенка обращают мало внимания. Они не вникают в его трудности, не помогают решать заданные ими же жизненные задачи.

«Ребенок-божество». В этой семье ребенок — кумир, «центр вселенной» и «пуп Земли». Повышенное внимание к любым проявлениям поведения ребенка, оценке окружающей действительности формируют у него устойчивое чувство вседозволенности и неадекватную самооценку. Такому ребенку внушается, что он лучше всех, что вся Вселенная создана исключительно для него и в угоду ему существуют миры. Незаслуженная похвала формирует у него позицию «лучшего в мире», что в столкновении с действительностью часто приводит к разочарованию и обиде на весь мир, ведь ребенок привык слушать только похвалу. Любое его движе­ние воспринимается семьей как необыкновенный подвиг. Нетрудно представить такого ребенка в школе. Если действительно ребенок умен, обладает творческим потенциалом, сообразительный, физический развитый, да к тому же еще и симпатичный внешне, то вполне вероятно он станет лидером если не всего класса, то определенной группы детей. Если же ребенок не обладает системой подобных качеств, то его претензии на самое лучшее место в группе будут абсолютно неосновательны, на что и укажут ему дети. Вот тогда ребенка постигнет разочарование в действительности. Он может противопоставить себя коллективу, а может «сломаться» и уйти в тень. Сломленного ребенка легче всего свернуть на дурную дорожку, особенно если семья этого ребенка будет продолжать его славословить.

И, наконец, позиция «Ребенок — маленький друг». Самая благодатная позиция для реализации взаимоотношений ребенка и родителей в условиях семейного воспитания. Это самый верный и гуманистический тип отношений. В его основе лежит взаимодействие равноправных партнеров. Только один более старший, а значит, и более мудрый, а другой младше и менее опытен в разрешении жизненных коллизий. Родители, принимая позицию ребенка, стараются заложить в нем основы взаимной любви и уважения, принятия семейных ценностей. В таких семьях царит атмосфера дружбы и любви. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что нет специальной науки любви — есть наука человечности. Воспитанный на принципах такой науки ребенок становится субъектом своей собственной деятельности и поведения, что помогает ему занять адекватную нишу в социуме. Взрослея, он понимает, что истинная сущность любви состоит в уме­нии отказаться от себя ради другого человека и именно в этом забвении обрести себя. Это формирует свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, умеющую принимать необходимые решения и свободно выбирать фор­мы и содержание своей деятельности. Такой тип не зависит от того, каков достаток в семье. Даже очень занятые родители находят время для общения с ребенком. Для этого надо воспринимать это общение не как докуку, а как необходимое, жизненно важное не только для ребенка, а и для родителя. Этот воспитательный «симбиоз» формирует ответственность у детей. Ребенок понимает, что его папа или мама очень занятые люди, у них мало времени, поэтому ему, ребенку, нуж­но быть более организованным, если он хочет обсудить свои проблемы с близкими людьми.

Последняя позиция ребенка реализуется в семье с типом отношений «сотрудничество». Поскольку именно уважением к ребенку предполагает принятие его практически как равного, с учетом его возраста и жизненного опыта.

Родительский дом для ребенка — это его пристанище на всю жизнь. Где бы они ни был, как бы далеко ни занесла судьба птенца, покинувшего гнездо, он всегда найдет дорогу домой, если это теплый и приветливый дом, если все члены семьи связаны сетью сложных, но прекрасных и надежных отношений. В завершение хочется обратиться к родителям. Уважаемые родители, помните, что от вас зависит тепло вашего очага. Постарайтесь создать ваш дом таким притягательным для детей, чтобы они всегда в него возвращались, пусть и ненадолго.

Я же со своей стороны хотела бы помочь в осуществлении этих желаний, для чего собрала для вас «Советы бывалого педагога».

В родительский блокнот

❀ Родители — источник эмоционального тепла и дружеской поддержки.

❀ Культивируйте семейные отношения, приучайте детей с детства к теплу семейного очага.

❀ Для ребенка важно, как построены взаимоотношения между членами семьи. Помните об этом, даже если живете со свекровью и свекром и вам кажется, что это невыносимо.

❀ Будьте сами положительным примером для своих детей. Это тя­жело все время следить за собой. А кто сказал, что воспитывать детей легкое дело?

❀ Вы для своих детей высшая ступень власти. Помните об этом и не злоупотребляйте ею. Власть над человеком, особенно над собственным ребенком, коварная штука. Не успеете оглянуться, как станете тираном.

❀ Дети растут быстро, не упустите периоды, предназначенные для развития тех или иных его особенностей. Помните, что условия развития психических свойств не возвращаются.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Вы — самое старшее поколение. Помните о своей ответственности перед семейным кланом.

❀ Не следите за каждым словом своих детей, сказанных по отношению к вам. Если они что-то говорят не то или не так, это воспитали вы!

❀ Ваши дети полноценно трудятся, поэтому примите ношу воспитания внуков как необходимый элемент семейной корпорации.

❀ Не разрешайте своим внукам неуважительно к вам относиться. Пресекайте каждое поползновение. Начинать надо с пеленок или в крайнем случае с младшего дошкольного возраста.

Петрова Л. И., педагог

Рекомендуем посмотреть:

Как ребенок влияет на взаимоотношения в семье

История происхождения семьи

Игрушки для ребёнка от 1 года до 2 лет

Игрушки для ребёнка от 2 до 3 лет

Родительский авторитет. Как завоевать авторитет у ребенка

Семейное воспитание

Что же такое воспитание? Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Семья для ребёнка — это место, где ребёнок родился и основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В семье у ребёнка находятся только самые близкие люди, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают ребёнка. В семье могут формироваться все личностные качества. Семья — это довольно сложная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, детей между собой . В своём исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчёркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка» .

Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному . Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.

Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В., целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, её успеть вовремя предотвратить. Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий .

Ребёнок, который недополучил родительской любви на протяжении всего «счастливого» детства обязательно, к очень большому сожалению, вырастает недоброжелательным, озлобленным на весь мир, чёрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже замкнутым, неприкаянным и даже чрезмерно застенчивым, что в будущем может очень отрицательно повлиять на жизнь ребёнка. Ребёнок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви, ласки, заботы, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия, что тоже может сказаться отрицательно во взрослой жизни ребёнка.

Если в семье нет ни гармонии, ни чувств, то в таких семьях развитие ребёнка осложняется и семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека. Существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Семья заметно влияет на процессы и результаты становления личности и именно семье должны уделять первостепенное знание правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.

Основные и важные методы семейного воспитания:

  1. убеждение (объяснение, внушение, совет);
  2. личный пример (родителя, старшего поколения);
  3. поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  4. наказание (лишение каких-либо удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё потому что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по иным поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, но не гнев, сочувствие, но не мстительность — именно таковы эмоции тех понимающих родителей, которые истинно любят своих детей .

Цель семейного воспитания — это формирование таких качеств личности у ребёнка, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, которые могут встретятся на жизненном пути малыша на протяжении всей его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, также нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, также большое влияние имеет физическое здоровье детей, их счастье — всё это зависит, безусловно, от семьи, в которой воспитывается ребёнок, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребёнку, тем больших результатов он добьется. Именно родители — первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.

Таким образом, семейное воспитание играет главную роль в процессе развития личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *