Рост ребенка в 6

Особенности питания

Педиатры на ежемесячном осмотре всегда спрашивают о характере питания и режиме дня. В наше время родителям доступны многие информационные материалы, в том числе таблица развития и питания ребенка 6 месяцев.

Большую часть суток ребенка все так же занимает сон, а молоко (грудное или искусственное) остается основным питанием. Однако в этом время малыш начинает знакомиться и с другими продуктами.

Питание и режим дня ребенка 6 месяцев может быть разным – на них влияет грудное вскармливание, индивидуальные особенности ребенка и другие факторы. Многим малышам, которым питаются грудным молоком, вводят прикорм именно в 6 месяцев: сначала пюре из овощей и фруктов, потом мясные бульоны, затем мясное пюре, а также сливочное и растительное масло.

Если вы стали давать прикорм в 4 месяца, тогда рацион ребенка к полугодовому возрасту будет более разнообразным: к вышеперечисленному добавятся каши, творог и яичный желток. Этот же рацион характерен для детей на искусственном вскармливании.

Чтобы не путать сроки введения разных продуктов, можно посмотреть видео о развитии и питании ребенка 6 месяцев.

Первый год считается одним из самых важных в жизни ребенка. О возможных проблемах и трудностях развития детей в этот возрастной период и их преодолении читайте . О правилах ежедневного ухода за новорожденным можно узнать .

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Достижение полугодовалого возраста знаменует определенную веху в жизни ребенка – он переходит из пассивного младенчества к более активной жизни. Всех родителей интересует, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно, так как четких критериев для всех детей нет и быть не может. Каждый малыш развивается индивидуально, на этот процесс оказывают влияние различные факторы – обстоятельства вынашивания и рождения, индивидуальные особенности и наследственные факторы.

В этот период изменения касаются всех аспектов жизни малыша – физического, умственного, эмоционального развития. Большинство детей в 6 месяцев уже научились отлично переворачиваться со спины на живот и обратно, управляют обеими руками, многие уже хорошо держат спину и сидят, некоторые уже делают первые попытки ползать.

Малыши в шесть месяцев прекрасно знают лица и голоса близких людей, эмоционально реагируют на родителей, выражают свое настроение, проявляют потребности. Приобретенные к полугодовалому возрасту навыки дают ребенку возможность познавать окружающий мир, осваивать новые умения.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Стоит сразу отметить, что никаких строгих нормативов физического развития малыша нет. Есть определенные сравнительно свободные критерии оценки. Как взрослый человек имеет свои особенные физические данные, так и дети в любом возрасте развиваются каждый по-своему.

Среднестатистический набор веса у детей к полугоду составляет 500-600 г, а рост увеличивается на 2 – 2,5 см. Обычно мальчики активнее набирают вес и быстрее растут, но это не выступает строгим показателем. В зависимости от веса при рождении дети в шестимесячном возрасте в среднем весят около 9 кг, а рост их составляет 65-70 см.

Физические умения малыша в 6 месяцев:

  • К началу 7 месяца дети независимо от половой принадлежности уже умеют переворачиваться с боку на бок. Например, поворачиваются на звук голоса или за движением яркого предмета.
  • Большинство детей в этом возрасте хорошо переворачиваются на живот и обратно. Многим детям очень нравится лежать на животе, это положение увеличивает обзор, а малыши уже очень любопытны. Активные движения ребенка – это первая опасность, нельзя оставлять полугодовалого ребенка без присмотра на диване или кровати, высок риск, что он может упасть.
  • К полугодовалому возрасту мышцы спины и позвоночник большинства детей уже достаточно крепкие, что позволяет им садиться, причем многие малыши уже умеют делать это самостоятельно. Родителям нужно помнить, что даже если малыш уже умеет сам садиться и ему это нравится, подолгу находиться в этом положении ему еще нельзя. Специалисты считают, что ребенку можно сидеть 15-20 минут, а затем делать перерыв.
  • У ребенка к 6 месяцам очень хорошо развиваются ручки. Если в младенчестве движения рук хаотичны и рефлекторны, то у полугодовалый малыш целенаправленно тянется за игрушками, берет их, крутит, рассматривает.
  • Многие родители интересуются, можно ли 6-месячного малыша ставить на ноги с опорой. Врачи считают, что насильно этого делать не стоит. Хотя многие малыши уже делают первые попытки встать на ножки, держась за руку или бортик кровати, сажать малыша в ходунки или водить за руки длительное время еще рано.

Чтобы помочь ребенку приобретать новые умения, не надо насильно ограничивать свободу его движений. Это касается не только пространства, но и одежды. Чем легче и свободнее одежда на малыше, тем лучше он двигается. Специалисты рекомендуют постелить на пол одеяло, положить вокруг малыша яркие мягкие игрушки и дать ему возможность самостоятельно тянуться и передвигаться. Игрушки будут целью и мотиватором, ребенок будет пытаться их достать и взять в руки.

Еще один важный физиологический фактор в шесть месяцев – это прорезывание зубов. Дети по-разному переносят и реагируют на этот процесс. Если вы заметили, что малыш плачет и капризничает без видимых причин, тянет в рот ручки или посторонние предметы, у него повысилось слюноотделение, значит, скоро у него прорежутся зубки. У многих малышей в этот период ухудшается самочувствие, не оставляйте недомогания малыша без внимания. Если повысилась температура или малыш сильно плачет, обратитесь к участковому педиатру.

Психическое, эмоциональное и нервное развитие ребенка

У ребенка 6 месяцев нервно-психологические рефлексы развиваются и заменяются проявлением эмоций. Уже проявляются первые признаки темперамента и характер ребенка. Полугодовалый малыш отлично фокусирует взгляд на интересующих его предметах, проявляет эмоции – заинтересованно смотрит на игрушку, радуется, когда получает желаемое и расстраивается при отказе.

Малыш этого возраста уже прекрасно знает своих родителей. Он радуется, увидев маму, или услышав ее голос. Улыбка или слезы – уже не просто реакция, а чаще всего осознанная эмоция. Многие малыши уже интуитивно чувствуют, что могут управлять взрослыми. Например, если заплакать, то придет мама и возьмет на ручки.

Многие современные педиатры убеждены, что в полгода с ребенком уже можно начинать заниматься развивающими играми. Для этой цели можно купить малышу мягкие игрушки, наполненные мелкими предметами (шариками). Научно доказано, что развитие мелкой моторики, способствует более активному умственному развитию.

Дети в 6 месяцев очень чувствительны к настроениям и эмоциям близких людей, они реагируют на голос мамы. В этом возрасте можно и нужно читать самые простые сказки, рассказывать истории, петь детские песни и колыбельные. Если вы рассказываете ребенку историю про мишку, показывайте картинку или игрушку, демонстрируйте звуки, которые издают животные. Безусловно, все это нужно делать, когда у малыша есть настроение. Постоянные разговоры с малышом помогают эмоционально развиваться, в этот период закладываются первые речевые зачатки.

Лучшие игрушки для детей этого возраста – крупные пазлы, мячики, сортировочные игры. Специалисты рекомендуют выбирать малышам игрушки для развития мелкой моторики, музыкальные книжки с яркими картинками, мягкие игрушки из материалов разной текстуры. Чтобы облегчить процесс прорезывания зубов, можно давать малышу специальные кольца из каучука или силикона, которые облегчают зуд десен.

В полгода уже можно определить первые проявления темперамента ребенка и развивать природные способности малыша. Спокойные детки любят наблюдать за происходящим вокруг, изучать предметы, свои руки, они любят гулять, сидя в коляске и разглядывать мир вокруг себя. Активные малыши находятся в постоянном движении, они уже пытаются вставать, постоянно тянутся за игрушками. Во время прогулки такие малыши неохотно сидят в коляске, им необходимо движение и не стоит ограничивать их в этом желании. Нервно-психическое развитие детей еще более индивидуально, но напрямую связано с приобретением новых физических навыков и умений.

Главными условиями правильного развития шестимесячного малыша выступают – наблюдение, внимание, поддержка и обеспечение безопасности. Детки пока не способны понять, что опасно, что нельзя, поэтому любые ограничения воспринимают как препятствие и реагируют соответствующе – плачем и криком. Не стоит ругать их за это, на капризы отвечайте спокойно и просто отвлеките внимание ребенка чем-то ярким, шумным, интересным.

Популярный детский доктор Комаровский кратко обозначил основные аспекты развития детей в 6 месяцев:

  • малыш сам переворачивается с боку на бок, со спины на живот и обратно;
  • любит движение (попрыгать на коленях у взрослого);
  • садится с помощью взрослого (хватается за руки и подтягивается, чтобы сесть);
  • больше времени проводит в вертикальном положении;
  • целенаправленно тянется за игрушкой, берет ее обеими руками;
  • речевое развитие выражается в виде издания звуков – агуканье;
  • эмоционально реагирует на родителей, ласковые прикосновения и любимые игрушки – смеется, улыбается, кряхтит;
  • делает первые попытки имитировать звуки (собачка «ав», кошка «мяу», барашек «бе»);
  • самостоятельно пьет из бутылочки или чашки-поильника;
  • умеет есть с ложечки;
  • может показать свои желания – попросить пить или игрушку, потянувшись рукой к предмету.

В полугодовалом возрасте малыши уже начинают понимать вкус пищи и напитков. Их рацион постепенно разнообразится, к материнскому молоку или питательной смеси добавляется прикорм. Дети в этом возрасте уже определяют, что сок вкуснее воды, с удовольствием едят одни продукты и не очень хотят употреблять в пищу другие. Наблюдайте, что нравится ребенку и как его организм реагирует на ту или иную пищу. Помните, что любой прикорм вводится с очень маленьких доз.

Если вы хотите развиваться своего ребенка, учитывайте его настроение и желание. Любая развивающая игра, прежде всего, – забава, малышу должно быть интересно. На этом этапе можно развивать физические навыки. Малыш учится манипулировать предметами, проявляет эмоции и предпочтения к определенным игрушкам, пробует и выбирает вкусы. Если ребенок бросает игрушку – это возможно не каприз, а просто изучение и любопытство, ему интересно – что будет? И так он изучает все вокруг себя, помогайте ему в этом. Поддерживайте двигательную активность и стремление к изучению мира, но оберегайте от опасности. Полугодовалому малышу уже можно немножко посидеть в песочнице или на траве, это даст ему новые впечатления.

Одежда – важный фактор, влияющий на физическое и эмоциональное состояние ребенка. Требования к одежде для малышей просты:

  • вещи должны быть сшиты из натуральных материалов, хорошо пропускать воздух и давать коже дышать;
  • обратите внимание на швы, они должны быть крепкими, но не жесткими;
  • важный фактор для каждого ребенка – свобода движения, одежда не должна тянуть, сковывать, натирать нежную кожу;
  • верхнюю одежду для детей выбирайте по сезону, для осени и зимы – из непромокаемых материалов.

Далеко не всегда просто самостоятельно выбрать одежду для полугодовалого малыша и найти именно те вещи, которые подходят по сезону и особенностям климата. При выборе стоит учитывать и темперамент малыша. Для любителей гулять в коляске или для подвижных детей нужны разные виды одежды, особенно в холодный сезон. В нашем магазине представлены коллекции одежды для детей разного возраста. Брюки, комбинезоны, платья, ползунки – какая бы одежда не нравилась вашему ребенку, мы рады ее предложить, самого высокого качества.

689 руб.369 руб.599 руб.

Показатели нормального развития в числах

Окружность головы при рождении у малыша в среднем составляет 34–36 см, грудной клетки – 32 см. В первый месяц жизни голова растет быстрее, чем грудная клетка. Прибавляет приблизительно по 1 см каждый месяц. И только около 4 месяцев размеры становятся одинаковыми. К годовалому возрасту грудная клетка может быть примерно на 2 см больше, чем размеры головы.

За первый год жизни окружность головы увеличивается приблизительно на 12 см, а грудная клетка – на 16 см. У здорового ребенка грудная клетка всегда больше головы. У девочек и мальчиков существует небольшая разница в параметрах. Тревогу чаще всего вызывают размеры окружности головы и грудной клетки грудничка.

Таблица наглядно показывает, как увеличивается окружность головы и грудной клетки у детей на протяжении первого года жизни в зависимости от пола.

Возраст, мес. Мальчики Девочки
Окружность головы, см Окружность грудины, см Окружность головы, см Окружность грудины, см
1 37–38 36 37 36
2 39–40 38 38 37
3 41 39 39–40 38
4 42 40 41 39
5 43–44 42 42 40
6 44–45 43 43 41
7 45–46 44 44 42
8 46 45 45 43
9 47 45 46 44
10 48 46 46–47 45
11 48 47 47 46
12 49 48 48 47

Если есть отклонения от показателей, не стоит сразу волноваться, возможно, присутствует генетическая предрасположенность к той или иной окружности.

Если ребенок родился с крупной головой, то это может быть физиологической нормой. Если голова, наоборот, небольших размеров, причины могут быть в рождении ребенка раньше срока, внутриутробных проблемах в развитии. Наследственность также играет не последнюю роль.

Системой здравоохранения принята норма размера головы у детей в возрасте до 5 лет. Таблица наглядно отображает эти параметры.

Возраст Средние значения для мальчиков Средние значения для девочек
новорожденные 35 34
полгода 43 42
год 46 45
1,5 года 47 46
2 года 48 47
2,5 года 49 48
3 года 49 48
4 года 50 49
5 лет 51 50

Норма установлена отдельно для мальчиков и девочек. Данная таблица является показательной для педиатров и неврологов.

Таблица поможет определить, какая норма окружности грудной клетки у детей в возрасте с 1 до 6 лет.

Возраст Мальчики Девочки
1 год 49 48
1,5 года 50–52 49–50
2 года 52–53 51–52
2,5 года 53 52
3 года 54 53
3,5 года 55 53–54
4 года 55–56 54
4,5 года 56 55
5 лет 57 56
5,5 лет 58–59 57
6 лет 59–60 58

Рост у многих детей происходит неравномерно. Поэтому нужно записывать данные в течение длительного времени, чтобы понять, насколько существует разница между нормой и отклонением.

Определение нормы развития по форме

Внешний осмотр костной системы ребенка должен проводиться в положении стоя, сидя и лежа

Параметры, на которые в первую очередь обращает свое внимание специалист при осмотре головы ребенка:

  1. Форма черепа. В норме у ребенка она должна быть округлой формы. У новорожденных голова может быть вытянутой и продолговатой. Это связано с прохождением ребенка по родовым путям при естественном родоразрешении. В течение первых дней форма головы приобретает нормальную форму. Если голова имеет иную форму (увеличена лобная доля или теменная), то нужно исключить рахит или гидроцефалию.
  2. Симметричность черепа. У новорожденных можно обнаружить небольшую припухлость или отечность отдельных участков черепа. Это никакой опасности для здоровья не несет. Если асимметричные участки плотные, то можно говорить о кефалогематоме.
  3. Размеры черепа соотносятся с общепринятыми нормами. Если она меньше принятых норм, то говорят о микроцефалии, если, наоборот, больших размеров – это макроцефалия.

Насторожить должна слишком большая разница между полученными при измерении параметрами и установленной нормой. Заболевания, которые сопровождаются маленьким размером черепа, – микроцефалия или краниостеноз (характеризуется ранним сращением швов черепа).

Если голова слишком больших размеров, это может свидетельствовать о внутричерепной гипертензии или рахите.

Если малыш родился раньше положенного срока, то размеры должны увеличиваться быстрее и должны совпадать с периодом активной прибавки в весе. Уже к годовалому возрасту достигаются нормальные значения.

Кроме того, врач на ощупь определяет, насколько плотная костная ткань, оценивает ее цельность, гладкость. На осмотре выявляется, есть ли болезненность костей и суставов черепа. Врач определяет размеры швов и родничков. Размягчение костей темени и затылка может свидетельствовать о заболевании.

При осмотре грудной клетки ребенка внимание должно быть обращено на следующие параметры:

  1. Форма грудины. В норме существует три основные формы грудной клетки: плоская и в форме цилиндра или конуса.
  2. Симметричность.
  3. Измерение эпигастрального угла позволяет определить пропорции и тип строения: нормостенический, гиперстенический, астенический.

Во время прощупывании грудной клетки определяется незначительное утолщение при переходе костной части в хрящевую. Сильное утолщение говорит о рахите.

Форма грудины меняется по мере роста ребенка. У новорожденных детей она имеет форму узкой укороченной пирамиды. К третьему году форма становится конусообразной. К 6–7 годам начинает меняться угол наклона ребер. Усиленный рост грудной клетки начинается в промежутке между 11 и 12 годами.

Патологические изменения в развитии грудной клетки могут быть врожденными (имеют генетическую обусловленность) и приобретенными (являются следствием таких заболеваний, как рахит, сколиоз, туберкулез костей).

Формы грудной клетки, возникшие вследствие деформации: воронкообразная (западание ребер, хрящей), килевидная (сильное выпирание костей), паралитическая (плоская и узкая клетка), бочкообразная (ребра располагаются горизонтально и далеко друг от друга), ладьевидная (присутствует углубление в грудине). Все эти изменения негативно влияют на функционирование сердечно–сосудистой и дыхательной системы.

Не стоит сразу паниковать, если при самостоятельном измерении параметров тела ребенка были выявлены явные отклонения от нормы. Существуют свои особенности установления сантиметровой ленты, о которых знает врач. Поэтому нужно обратиться именно к нему для уточнения результата, самим не нужно предпринимать никаких действий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *