Роль родителей в воспитании детей

Роль родителей в воспитании детей

Существует мнение, что у хороших родителей всегда вырастают хорошие дети. Но что же такое хорошие родители? Ведь у каждого свое понимание хорошего. Мы попробуем разобраться, какая роль родителей в воспитании детей.

Что такое хорошие родители?

Перед рождением малыша, чтобы стать хорошими родителями многие будущие мамы и папы изучают множество педагогической и психологической информации. Но, как показывает практика, знания, конечно, — хорошо, но теория без практики существовать не может.

В разных семьях роль родителей в воспитании детей абсолютно разная. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети.

К сожалению, и те, и другие родители хорошими считаются только с их точки зрения, хотя на самом деле, ни повышенная родительская уверенность, ни излишняя тревожность не содействуют успешному воспитанию хороших детей.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Главная роль родителей в воспитании детей

Но как же тогда правильно воспитать ребенка? Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главная роль родителей в воспитании ребенка – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте ребенка не оставлять его наедине самим с собой.

Основа для сохранения душевного единения — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Стили воспитания детей

Роль родителей в воспитании детей зависит от становления самооценки ребенка. В связи с этим существуют определенные стили семейного воспитания.
3 стиля семейного воспитания:
— демократический
— авторитарный
— попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Главные правила воспитания ребенка

Для того, чтобы роль родителей в воспитании детей несла положительный результат, необходимо помнить основные внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

· принимать активное участие в жизни семьи;

· всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

· интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

· не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

· иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

· уважать право ребенка на собственное мнение;

· уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

· с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Читай также: Как наладить семейные отношения?

Консультация по теме: Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет спокойскую модель воспитания,забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Роль родителей в жизни ребенка

Сегодняшний пост, я надеюсь, будет полезен родителям⚠️ Всем без исключения. Даже, если ваши дети давно уже взрослые.
Современные родители всё больше времени проводят на работе, а своих детей доверяют няням и бабушкам. Давно не секрет, что накормить, постирать, сделать уроки может няня, а научить рыбачить и кататься на велосипеде может и сосед и любимый дед. Многие мамы и папы считают своей основной обязанностью перед ребенком – зарабатывание денег. И чем больше денег, тем больше они уверены, что вот теперь точно у их ребенка будет прекрасная жизнь. К большому сожалению это не так. Даже при наличии хорошего финансового фундамента, не все дети живут счастливой жизнью. Основная причина в том, что родители бывают разные: поддерживающие, критикующие, контролирующие, безразличные, токсичные. Но какую роль в жизни ребенка выполняет родитель и каким он должен быть, спросите вы?

Читаем ниже и запоминаем:

⚜️способным давать тепло и любовь даже тогда, когда ребенок меньше всего это заслуживает (любить безусловно);
⚜️ не оценивать ребенка (ты плохой или ты хороший), а оценивать его поступки;
видеть в ребенке его сильные стороны;
⚜️верить, что ваш ребенок достоин самого лучшего; верить, что ваш ребенок обязательно достигнет поставленной цели просто потому, что он любим.
⚜️учить ребенка понимать и принимать сначала свои эмоции, а позже и эмоции окружающих его людей.
Узнали себя? А может увидели то, на что раньше не обращали внимание? Что бы вы добавили в этот список? Делитесь своими мыслями в комментариях.

Елена Переверзева
Роль родителей в жизни ребенка

В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери. Общепризнано: «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу», «Всю жизнь день и ночь трудись — труд матери не возместишь», «Ласка матери и до камня доходит», «Из уст матери и проклятие благословение», «Грудь матери — колыбель сына». Так повествуют афоризмы. Имя матери — надежная опора человека до конца жизни. Не случайно с мягкой иронией в народе говорят: «Когда река понесла старика — он закричал: «Мама!» Матери — главные зодчие человечества. Мать — единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Любовь к детям — это очень важная педагогическая проблема, так как на этой почве родители допускают много непоправимых ошибок

Любить детей — это значит уважать личность ребенка, быть внимательным к его играм, забавам, интересам; знать возрастные и психологические особенности, не потакать во имя любви капризам и неразумным требованиям, формировать лучшие человеческие качества, духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

Любовь родителей к детям — это священное чувство, и потому она должна проявляться по-человечески, как выражение духовной близости и родства, Неразумная любовь к детям, стремление постоянно подчеркивать красоту своих детей приводят к несчастным последствиям: у детей развиваются чувства себялюбия, исключительности, высокомерия.

Сыновнее почтение, уважение к родителям и старшим — характерная черта. Родители оказывают огромное влияние на воспитание и формирование личности ребенка. В каждом взрослом — его детство, и оно так или иначе оказывает влияние на стиль воспитания следующего поколения

Материнская, родительская любовь – первый вид любви, которую познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства.

Уже в период беременности устанавливается тесная связь матери и ребёнка, и характер отношения матери к ребёнку в данный период не безразличен для его развития.

Отец не может так интимно сжиться с ребёнком, как мать, вынашивая его под своим сердцем, но он играет важную роль в его воспитании. Английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребёнок – отец мужчины. Именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом, это касается и женщины, более того, собственно семья начинается с детей. Забота о ребёнке, от которой напрямую зависит его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новыми общими интересами.

На разных возрастных этапах дети испытывают чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени, но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины — чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи — физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается — психически, физически, интеллектуально, эмоционально.

Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача — освоение половой роли, для нее мать — образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери, отношение детей (кукла — модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать — к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.

У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие — признание их «мужского достоинства» одновременно. Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь (в отличии от отцовской, является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.

Безусловная любовь матери дает ребенку: чувство защищенности, безопасность, дает прочное ощущение надежности; дарит способность доверять людям, миру, себе; вкладывает чувство принадлежности к роду, нации; устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления; помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни. Первый род проблем связан с чувствами, которые ребенок испытывает к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею потребностями. Эта группа проблем в последствии определяет отношение к детству. Это проявляется в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строится взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям – жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам.

Второй род проблем — это схемы и динамика отношений с матерью, которым ребенок научился в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом, но воспроизводящиеся в настоящем: нежелания близости или трудности в близких отношениях; привычка угождать всем; подавление чувств, невозможность открыться для партнера; агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины; избыточный контроль других, членов семьи.

Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. От кого дети так быстро учатся держать игрушку, бутылочку, для того, чтоб быть хоть немного полезным, ведь это не может возникнуть само по себе? Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которым он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит. Малыши учатся переворачиваться, ползать для того, чтобы добраться до желаемой цели, затем они учатся сидеть, стоять, бросать что – либо и т. д., поскольку они готовы к этой стадии развития, благодаря своим родителям. Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей, идеалом здесь служит мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот. Из ребенка получается именно то, что закладывают в него родители в процессе его роста и развития. Они влияют на формирование характера ребенка своим собственным примером, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которые дают маленькому человечку. Поэтому у родителей должна быть ясная цель, определенная программа воспитания. Они должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Родители должны не только воспитывать ребенка хорошим человеком, заинтересованным гражданином, патриотом, но и сами быть такими.

Самое главное в воспитании детей – это личный пример родителей. Бесполезно втолковывать ребенку, что нужно с уважением относиться к старшим, если родители сами не могут найти общий язык со своими родителями. Ведь ребенок все видит и запоминает, а затем копирует поведение родителей, а еще у него возникает непонимание – почему взрослые говорят одно, а делают совершенно другое. Когда ребенок может рассчитывать на то, что дома ему уделят достаточное количество времени, поймут и поддержат его, то у ребенка появляется и укрепляется чувство безопасности и понимание того, что он дорог родителям. Необходимо понять, что все это поможет ему не только в самой школе, но также и в их будущей самостоятельной жизни.

. Ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его.

Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными.

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей индивидуальностью в мудрости, самостоятельности, творчестве, любви. Ребенка нельзя сделать человеком, этому нужно содействовать и не мешать, чтоб он сам в себе вырабатывал идейного человека и стремился бы в жизни руководить этим идеалом. Не следует заставлять ребенка сидеть, ползать, вставать, ходить, раньше, чем он это в состоянии сделать сам. Необходимо, чтобы младенец сам осложнял свои действия по мере сил и возможности. Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать всё самому; взрослые не должны забегать наперед и делать что – то для своего личного удобства и удовольствия, а с самого первого дня появления ребенка на свет всегда должны относиться к ребенку, как к человеку, с полноценным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. Самое важное – это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка, как на раба, как на игрушку или обузу. Надо научиться смотреть на ребенка, как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть ещё не могущего быть борцом и строителем, но все же человека, притом человека будущего.

Задача родителей – дать каждому ребенку счастье, которое заключается в том, чтоб человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым – одним словом, в том, чтобы растить детей настоящими людьми

Консультация «Роль родителей в воспитании детей»

Людмила Кикина
Консультация «Роль родителей в воспитании детей»

Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью российских граждан. Это требование, провозглашенное конституцией РФ («Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Статья 38, отражает воспитательные возможности, которыми располагает сегодня российская семья. Повышение материального и культурного уровня российской семьи, ее нравственное совершенствование, обусловленное прогрессивным развитием нашего общества, необычайно расширили педагогические возможности семьи, выдвинули на первый план, сделали ведущей ее важнейшую социальную функцию – воспитание детей. Наше общество кровно заинтересовано в прочной нравственно здоровой семье. Поэтому необходимо создать такие формы общественного воспитания, которые не отрывали бы детей от родителей.

А. С. Макаренко видел в родительской любви основу влияния семьи на ребенка. Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных отношений, эмоциональная близость между членами семьи. Наиболее велико значение этого фактора на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте. Маленький ребенок особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь ребенка к родителям, беспредельное доверие к ним делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца, определяют прочность воздействия на ребенка их примера. Сила семейного воспитания заключается в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребенка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою роль, свою воспитательную деятельность: специально обучают его тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т. д. ; на ребенка оказывают влияние особенности быта, уклад жизни семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности, интересы.

Семья для дошкольников – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. В семье имеются благоприятные возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную деятельность взрослых, опосредованного приобщения его к труду родителей.

Велико значение семьи в формировании коллективистских качеств ребенка. Бескорыстная забота каждого члена семьи о других ее членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребенка. Н. К. Крупская подчеркивала, что «не только родительская любовь, но и общественные качества матери, отца, их моральный облик определяют, какие нравственные качества будут воспитаны у детей в семье».

По мере повышения уровня благосостояния всех российских людей, уровня их культуры, семья получает все больше возможностей для всестороннего развития, воспитания детей, для удовлетворения их потребности и интересов. Однако в некоторых семья из-за неправильного понимания принципов «все для детей» родители допускают серьезные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания ребенка, создать ему «счастливое детство» они физически и нравственно изнеживают его. Если ребенок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребности других членов семьи, он растет эгоистом. Научить ребенка с уважением относиться к близким – метери, отцу, бабушке, дедушке – значит заложить в нем зерно человечности, чувства долга, сыновьей ответственности, умение жить среди людей. Ведь трудно представить, что плохой сын, став взрослым может быть чутким отцом, верным другом, хорошим товарищем, семьянином, преданным гражданином своей Родины. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего руководствоваться высокими идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми — задача высокая и гуманная. И эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые.

Роль матери в воспитании огромна, поэтому надо всячески стараться укреплять привязанность ребенка к матери; воспитывать уважение и чуткое отношение к ней, выражающиеся в поведении и поступках – умение охранять ее покой, оказывать посильную помощь. Важно, чтобы чувство любви и привязанности к матери выражалось у ребенка не только на словах, но и на деле. Это задача большого социального значения: с воспитания уважения и любви к матери, которая живет в нашей стране общественными интересами и работает на благо народа, начинается и воспитание в растущем человеке любви к Родине. В. А Сухомлинский говорил: «От матери человек берет все прекрасное и самое чистое…»

Часто родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строится неправильно, ребенок растет потребителем, баловнем, проявляет эгоистические наклонности – все то, что мешает формированию в нем таких ценных свойств человеческой души, как доброта, отзывчивость, чуткость, умение считаться с интересами и возможностями семьи. Родители за сиюминутной радостью своего обожаемого дитяти по существу забывают о его завтрашней радости. Непомерное потакание детским прихотям в дальнейшем может обернуться несчастьем для ребенка, особенно когда не станет отца с матерью, и не с кого будет требовать «дай», «хочу», «купи». А самому удовлетворить непомерные потребности, которые были бы мерилом его благополучия, увы, он не сможет, ибо не привык соразмерять свое «хочу» с объективными возможностями. Родители – первые воспитатели ребенка. Их влияние на развивающуюся личность трудно переоценить. Однако успех воспитания зависит от их авторитета, единства взглядов на воспитание. Почему же одни родители пользуются авторитетом у детей, а другие нет? В семьях, где требования к детям согласованы, где мать и отец заботятся о своем авторитете, дети уважают их слово, растут послушными. К сожалению, в практике семейного воспитания можно наблюдать иное, строгое требовательное отношение к детям со стороны одного из родителей и снисходительное, бескорыстное со стороны другого. Бывает и так, что один из родителей устраняется от воспитания ребенка. Чаще так поступают отцы. Ссылаясь на занятость, они не вмешиваются в «детские дела», всецело доверяют воспитательские функции маме, бабушке. Особенно пагубно отражается на воспитании ребенка то, что отец остается сторонним наблюдателем в конфликтных ситуациях матери и ребенка. Линия невмешательства – худший вид попустительства. Некоторые папы и мамы добиваются послушания у детей путем подкупа, обещаниями. «Будешь слушаться, куплю это», сходим в парк, цирк и т. д. Разумеется, родители должны водить детей в кино, покупать игрушки, но не за то, что ребенок слушается. Еще хуже, когда папа или мама, пообещав, забывают о своих обещаниях. Дети перестают им верить. Каждый отец, каждая мать должны укреплять свой авторитет. И здесь важно все – нравственный микроклимат семьи, чем живут взрослые, как ведут они себя в быту, как о них отзываются люди, чем они интересуются, как проводят сой досуг, каковы их друзья.

Отец привносит в воспитание дух мужской твердости, требовательности, принципиальности, строгости, тем самым создается гармония воспитания. Мать, как истинная воспитательница является носителем доброты, внимания, сострадания, заботы. Отцовское внимание, его забота, все умеющие мужские руки, как это важно и необходимо для гармоничного развития. У отца, как правило, более ровное отношение к детям. Мать – то чрезмерно ласкова, то проявляет несдержанность.

Каждая мать и каждый отец должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе отчет относительно собственных родительских желаний. И если дети устают иногда от чрезмерной материнской опеки, то отцовского внимания им подчас не хватает. С матерью и отцом ребенок соприкасается «денно и нощно», с них берет пример, им отдает свою любовь и привязанность, ими изумляется и гордится, рядом с ними шлифует свой разум и приобретает опыт, без них он не может обойтись. Влияние5 их на ребенка – главное в воспитании. Детям всегда необходимы они оба. Ему всегда нужно, чтобы рядом с доброй и нежной матерью был мудрый и мужественный отец. Семья – эта та колыбель, через которую проходит каждый. Это начало всех начал. И дети привнесут в свою будущую семью то, что усвоили в отчем доме. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни, и как не вспомнить слова А. С. Макаренко: «Наши дети – будущие граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезу. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»

Литература:

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1990

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988

Ковалев Л. Е. Микроклимат в семье. М. ,1999

Конвенция ООН о правах ребенка (1991)

Конституция РФ.

Советы родителям о воспитании детей/ Под ред. А. П. Усовой. Изд. АПН, Москва

Задачи семьи

В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.

Основные задачи семьи:

  • создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
  • обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
  • давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
  • прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
  • воспитывать чувство собственного достоинства;
  • закладывать основы для успешной реализации личности;
  • готовить к жизни в социуме.

При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими.

Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой. Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными. Почему?

  • Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
  • Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
  • У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
  • На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.

Совет

Если хотите, чтобы ребенок рос полноценным и счастливым, позаботьтесь о том, чтобы он не чувствовал себя заброшенным, лишним, чтобы был уверен в вашей безоговорочной любви к нему, постоянно ощущал на себе вашу заботу и внимание, был уверен в вашей защите и поддержке.

В любви и заботе

То, каким вырастет маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье. Каждый знает, что детей нужно любить. При этом не все понимают, что истинная любовь есть истинное благо, ее порой путают с другими, извращенными формами любви, которые способны нанести серьезный вред психике маленькой личности.

  • Чрезмерное умиление. Дети, растущие в такой среде, не знают «тормозов» в виде слов «нельзя» или «нужно». У них нет чувства долга перед родителями, они не приемлют ценности и значимости труда. Такой ребенок чаще всего излишне самовлюблен, он уверен, что делает своих родителей (да, наверное, и весь мир) счастливыми уже только оттого, что он есть на свете такой замечательный. Читайте – эгоист.
  • Деспотичная любовь. Когда родители все свои «благие намерения» оправдывают словами «тебе же лучше будет», «для тебя стараемся», «потом спасибо скажешь», они рискуют никогда не услышать этого «спасибо». Такие родители всегда демонстрируют ребенку свою начальственность по отношению к нему, его подчиненную позицию. Он вынужден терпеть вечные упреки и придирки, постепенно теряя веру в самых близких людей, в гармонию мира, в добро и справедливость. Такие дети ожесточаются, устав гнаться за покорением очередной родительской планки. Представление о семейных отношениях, любви, заботе, счастье они получают извращенное. С этим «багажом» они пойдут строить и свои семьи.
  • Любовь-откуп. Не находя достаточно времени для полноценного общения с ребенком, родители считают, что могут компенсировать это материальными благами: бесконечными новыми игрушками, дорогими подарками. При этом их дети вырастают бездушными и алчными, привыкшими к тому, что родители – это денежный мешок, умеющий решать все их проблемы (которые сводятся только к материальному благополучию), что любовь и забота – это их кошелек.
  • Любовь-невмешательство. Попросту – равнодушие. Мама или папа не стараются «лезть в душу» своему чаду, считая, что у него есть свои права, свое мнение и видение жизни. Они считают себя демократичными, ничего не запрещают ребенку, но и не делают ничего, чтобы направить развитие маленькой личности в нужное русло. На самом деле такие дети уверены, что отец и мать просто равнодушны к ним. При этом может вырасти как полностью пассивная личность, «плывущая по течению», так и настоящий бунтарь, жаждущий внимания окружающих любой ценой.
  • Чрезмерная опека. Дети, за которых заботливая мама все всегда делает и решает, вырастают «безрукими» в плане социализации. Они не умеют принимать решения, отвечать за свои поступки, не имеют важных целей, элементарно не могут обслужить свои потребности, создать уют в доме.

Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботится и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.

Гармония – на родительском примере

Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера. Поэтому так важно, каким он будет, этот пример.

Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать. Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.

Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.

Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».

Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.

Воспитать не значит вырастить

Чтобы жизнь чада не пошла по самому неудачному сценарию, родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная наша задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях, как:

  • долг;
  • ответственность;
  • честь;
  • гуманность;
  • благородство;
  • добро или зло;
  • хорошо или плохо;
  • умение дружить и любить;
  • вежливость;
  • воспитанность;
  • тактичность и т. д.

Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах, сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.

При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно-нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно следовать призрачным для них идеалам.

Семейные традиции

Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.

К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.

Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…

Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.

Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:

  • ощущение стабильности, порядка в мире;
  • укрепление связи между поколениями;
  • укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
  • ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.

Как заслужить доверие ребенка?

Как уже было сказано, основой продуктивных семейных отношений между взрослыми и детьми является доверие. Если оно установлено, родители без труда смогут вовремя выявить и скорректировать начинающиеся проблемы, обеспечить ребенку чувство уверенности в себе, своих силах, подготовить его к жизни в социуме. Это значит также подготовить к всевозможным опасностям внешнего мира, таким как:

  • дорога;
  • общественные места;
  • подозрительные незнакомцы или мошенники;
  • «плохие компании», где подростка могут склонить к употреблению наркотиков, алкоголя, толкнуть на нарушение закона, даже на суицид;
  • опасные интернет-ресурсы, пропагандирующие насилие, агрессию, и т. д.

Как же завоевать безусловное расположение своего чада? Во-первых, помнить, что его нужно любить, всеми силами демонстрируя ему свои чувства. Не стоит бояться «залюбить» ребенка: его можно только «заопекать». Во-вторых, стараться не разграничивать семейное пространство по принципу начальников и подчиненных. Ребенок должен понимать, что с ним общаются как с равным.

Также стоит воспользоваться следующими советами.

  • Всегда проявляйте интерес ко всем переживаниям ребенка, разделяйте его радость, удивление, восторг. Если ваш малыш будет расти уверенным, что его чувства не интересны, что на него самого вам плевать, он никогда не принесет вам свои горести-проблемы. Зачем – ведь вам это безразлично!
  • Всегда обращайте внимание на его вкусы, желания, начинайте душевную беседу при любой его фразе «мне нравится». Разделяйте его интересы, делитесь своими детскими воспоминаниями о похожих вещах. Это не только создает доверительную атмосферу, но и объединяет еще больше.
  • Поощряйте его интерес к периоду, когда он был очень маленьким: показывайте фото, его первые «каляки-маляки», рассказывайте, каким он был, как говорил, что любил делать. Такие воспоминания для детей очень дороги, и ваше участие при этом бесценно.
  • Никогда не осмеивайте, небрежно «задвигая» чувства подростка, который пришел поделиться с вами своей бедой. Возможно, вам эта проблема кажется незначительной или даже смешной, но для него первый прыщ или насмешка девочки – истинная катастрофа. Поэтому он никогда не будет доверять людям, которые его обижают насмешками над самым личным.
  • Дайте ребенку право на «свою территорию». У него должны быть личные секреты. Пытаться всеми правдами-неправдами их выведать – значит окончательно подорвать свой авторитет. Нельзя заставить ребенка быть откровенным насильно! Наоборот!
  • Рассказывайте подростку о своих подобных проблемах в этом возрасте: что вы чувствовали, как вышли из ситуации. Это не только сделает вас еще ближе, но и даст ему ощущение, что его случай не конец света: многие это проходили, из этого есть выход.
  • Не бойтесь признавать свою неправоту, просить за нее прощения у ребенка. Это даст ему правильный пример поведения, покажет, что вы общаетесь с ним на равных, вам можно доверять.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свои чувства к супругу, стараясь скрыть серьезные проблемы ваших отношений (решайте их вдвоем). Пример взаимной нежности, теплой привязанности, объятия, поцелуи не только создают позитивный пример родительской пары, но и делают семейные отношения более теплыми, доверительными.

Да, семья как первый институт в жизни человека – это сложно, ответственно. Но правильно построенные отношения между членами семьи способствуют становлению гармонично развитой, успешной личности. Поэтому осваивать эту «науку» нужно обязательно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *