Ребенок в 5 лет развитие

Содержание

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

>Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Основные умения и навыки ребенка 5 лет

В этом возрасте дети становятся очень любознательными. Они готовы впитывать различные знания, изобретать новые приспособления для своих игрушек и сочинять собственные истории. При этом малыши проявляют самостоятельность и выражают желание помогать взрослым. В пять лет ребенок должен хорошо освоить основные умения и навыки:

  • Использование столовых приборов. Дошкольник не только должен уверенно держать ложку и вилку, но и понимать, для каких блюд они применяются. Он должен уметь разделить большой кусок пищи на маленькие, переложить еду из одной тарелки в другую.
  • Уход за своим телом. К данному пункту относятся чистка зубов, мытье рук, намыливание и смывание гигиенических средств с туловища, обтирание полотенцем.
  • Одевание и снимание одежды. Для нормально развивающегося ребенка не составляет трудности самостоятельно одеться и раздеться. Он знает, в каком порядке одеваться (сначала нижнее белье, потом штаны и футболка и т. д.).
  • Внятная речь. Дети умеют говорить предложениями по 6-8 слов. Их речь осмысленная, они могут объяснить, что их беспокоит.
  • Ролевые игры. Дети могут играть группами, распределяя роли для каждого участника.
  • Использование карандашей, ручек, ножниц. Ребенок не только должен правильно держать канцелярские принадлежности, но и уметь нарисовать и вырезать фигуру.
  • Уверенная координация движений. В этом возрасте ребенок бегает и прыгает, ходит по лестнице с предметами в руках.

ИНТЕРЕСНО: что должен знать и уметь ребенок, идя в первый класс?

Физическое развитие детей

У многих детей в данный период происходит резкий скачок в росте. В связи с этим очень важно соблюдать режим дня питания. К этому возрасту будущие мужчины, как правило, выше девочек, грудная клетка также немного шире. Основные физиологические параметры детей отражены в таблице.

Пол Рост, см Масса тела, кг Ширина грудной клетки, см
Девочки 102-111 15,4-19 51,6-56,6
Мальчики 106-116 16-19,7 52-57

Дети в этом возрасте очень подвижны. Главные показатели их развития – двигательные навыки и мелкая моторика. Малыш должен уметь:

  • бегать в быстром режиме без остановки и особых усилий не менее 1-1,5 минут;
  • пробегать расстояние 200 м;
  • стоять и подпрыгивать на одной ноге;
  • прыгать с возвышения 20-40 см;
  • сохранять равновесие при передвижении по скамье шириной 25 см;
  • перепрыгивать и перешагивать через линии и невысокие преграды;
  • лазать по спортивной лесенке;
  • ловить мяч или более мелкие предметы, подброшенные вверх;
  • бросать предметы поочередно разными руками на расстояние 3-6 м;
  • кидать мяч в цель, отдаленную на 2 м;
  • дошкольников можно научить кататься на двухколесном велосипеде (подробнее в статье: как быстро научить ребенка ездить на двухколесном велосипеде?).

Важное значение при подготовке к школе приобретает мелкая моторика рук. Дети должны уметь правильно держать ручку и карандаши, заштриховывать и разрисовывать фигуры, проводить прямые линии, обводить нарисованные контуры. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш?

В 5 лет развитый ребенок умеет складывать пазлы, собирать из конструктора различные фигуры, выкладывать аппликацию по предложенному образцу, срисовывать несложные рисунки и рисовать геометрические фигуры. В домашних условиях моторике помогают развивающие игры.

ИНТЕРЕСНО: каким должен быть рост мальчика в 5 лет?

Умственное развитие

Дети учатся анализировать происходящее вокруг и высказывать свое мнение. Они готовы воспринимать новую информацию, поэтому в этот период важно развивать умственные способности будущего школьника в детском саду или дома. Ребенок должен уметь:

  • считать от 1 до 10;
  • знать, чем отличаются простые геометрические фигуры, называть их;
  • сравнивать количество предметов;
  • описывать расположение предметов по отношению друг к другу и к себе;
  • пользоваться знаками «+», «-«, «=»;
  • правильно произносить все звуки (исключение «р»);
  • описывать произошедшие с ним события, составлять короткие рассказы;
  • создавать описание картинки при помощи связанных предложений;
  • запоминать короткие стихи, считалочки, поговорки;
  • распознавать основные цвета и оттенки;
  • называть по порядку дни недели, месяцы, времена года;
  • назвать свои личные данные (фамилию, имя, адрес проживания, имена родителей);
  • находить отличия на развивающих картинках;
  • называть овощи и фрукты;
  • отличия между днем и ночью;
  • правильно переходить дорогу.

Многие дети в этом возрасте начинают читать по слогам и выполнять простые задания. Также для ребенка в 5-6 лет не составляет труда запоминать иностранные слова, которые он неоднократно слышал. Если родители начинают готовить малыша к школе, необходимо учитывать, что пятилетние дети основную часть информации усваивают в игровой форме, поэтому все задания предпочтительнее проводить в форме игры, а не школьного урока. Нельзя насильно заставлять учиться и ругать за допущенные ошибки.

Бытовые навыки

В современном мире высоких технологий дети быстро овладевают навыкам пользования компьютером, планшетом, мобильным телефоном, телевизором. Однако в этом возрасте особое внимание необходимо уделить простым бытовым умениям.

Если ребенок к пяти годам не научился убирать за собой игрушки или застилать постель, самое время научить его этому. Нужно, чтобы малыш знал, откуда он взял предмет и куда его нужно положить. Для обучения ребенка следует несколько раз показать, как это делает мама. За старания ребенка всегда нужно хвалить, несмотря на то, что результаты будут далеки от идеала.

Необходимо приобщать дошкольника к уборке в доме. Следует ему дать простое задание — вытереть пыль или полить цветы. Для развития интереса к уходу за домашними растениями можно завести комнатный цветок, за которым будет присматривать только ребенок. Ему будет интересно наблюдать, как благодаря его стараниям вырастают новые листочки.

К 5 годам малыш должен научиться аккуратно вешать свои вещи на стульчик. Для его рубашек и футболок нужно приобрести небольшой стул, до спинки которого он сможет легко дотянуться. Ребенка необходимо приучить самостоятельно расчесывать волосы утром и перед сном. Дошкольники должны обладать умением завязывать себе шнурки.

Если ребенок проявляет интерес к кулинарии, следует его поощрять. Ребенок в 5 лет сможет самостоятельно сделать себе и родителям бутерброды из предварительно нарезанных продуктов. Во время готовки малыш сумеет просеять муку, подать маме ложку или миску.

Социально-эмоциональное развитие

Пятилетки должны уметь взаимодействовать в коллективе. Они легко входят в контакт, как со своими сверстниками, так и со старшими детьми и взрослыми. 5 лет – это возраст, когда ребенку будет комфортно в различных кружках и секциях. В этот период дети понимают, что есть малыши младше, требующие особой защиты и заботы.

Дети в 5 лет способны запомнить, в каких магазинах родители приобретают различные товары. Они осознают, что продукты покупают за деньги, знают, что такое сдача, цена. В этом возрасте можно приобрести ребенку первую копилку.

В эмоциональном развитии ребенка 5 лет также происходят большие изменения. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Умеют сдерживать эмоции, мало спорят и не капризничают. В этот период начинает формироваться характер. Становится понятным, будет ли ребенок застенчивым.

ИНТЕРЕСНО: каким должен быть рост девочки в 5 лет?

Однако в 5 лет у родителей есть возможность бороться со стеснительностью дошкольника, чтобы облегчить ему адаптацию к школе. Для этого следует предлагать ему игры, к которым взрослый легко способен привлечь других детей.

У ребенка проявляются чувства справедливости и сострадания, симпатия и антипатия. Он может пожалеть бездомного щенка или заступиться за слабого товарища. При этом малыш болезненно реагирует на несправедливую критику или замечания от родителей при посторонних людях. В связи с этим, необходимо осуществлять воспитательный процесс без свидетелей.

Развитие девочек и мальчиков

К пяти годам дети хорошо осознают свою половую принадлежность. Как мальчики, так и девочки негативно реагируют, если кто-либо выскажет сомнение в их принадлежности к определенному полу.

В этом возрасте дети начинают четко очерчивать круг мужских и женских обязанностей, девчоночьи и мальчишеские игрушки. Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам. Им больше нравятся ролевые игры, в которых они ассоциируют себя со взрослыми персонажами.

Девочки предпочитают играть с различными игрушками. В играх они используют привычную модель жизни и семьи. Играя, девочка нередко представляет себя в роли мамы, ребенком при этом становится любимая кукла.

Примером для мальчика является отец или дедушка, а для девочки – мать или бабушка. Девочка наблюдает за поведением мамы, старается подражать ее манерам, что отражается на играх. Мальчики повторяют многие действия отца. Однако немалое влияние также оказывают окружающие. Пятилетние дети запоминают поведение взрослых и переносят усвоенную модель в круг своих сверстников.

Физическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.

В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.

Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.

Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.

Нервно-психическое развитие

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.

Социальное развитие малыша в 5 лет

Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.

Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.

Девочки и мальчики в 5 лет

Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.

В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

В сегодняшней нашей статье речь пойдет о том, что должен знать и уметь ребенок в 5.5 лет. По навыкам, которые карапуз успел приобрести в том или ином возрасте, психологи, педиатры и неврологи могут сформировать картинку о его нормальном физическом и психологическом развитии. Регулярный осмотр дошкольника у специалиста позволяет своевременно выявить нарушения и подобрать индивидуальную программу, позволяющую скорректировать развитие маленького непоседы. Нелишними будут эти знания и для родителей.

Психическое развитие и мышление

Итак, что должен уметь ребенок в 5.5-6 лет со стороны мышления? Большинство психологов и педиатров считает, что именно в этом возрасте малыша следует готовить к школе. Объясняется это достижением пика познавательной активности. Если кроха постоянно задает вопросы, старайтесь максимально развернуто отвечать на них. Но перегружать детскую психику информацией нельзя. Если он переутомится, это может на долгое время отбить у него желание узнавать что-либо.

Прежде чем узнать, что же должен уметь карапуз, напомним, что его навыки во многом зависят от того, насколько часто родители занимаются с ним. Итак, малыш в 5.5 лет должен обладать такими умениями:

Автор статьи Алёна Сонникова Автор сайта malishzdorov.com. Высшее медицинское образование. 4 года работы в центральной городской больнице г. Самара. Написано статей 176

  • Называет цифры от одного до десяти, показывает их на картинке, считает предметы. Некоторые умеют считать до 10 и больше.
  • Иногда дети умеют решать элементарные примеры, например, 3-1, 2+2 и так далее. Чаще они просто запоминают решение этих примеров, так как логическое мышление в этом возрасте развито еще недостаточно.
  • Мальчик или девочка умеет различать простые геометрические фигуры, рисует их изображение на листе бумаги. Чаще это круг, квадрат, треугольник.
  • Многие дети знают некоторые буквы, могут подобрать слова, которые начинаются с них. Если попросить найти ту или иную букву среди других, дошкольник находит ее, иногда может написать на бумаге.
  • Редко малыши в 5.5 лет начинают уже читать по слогам, но так случается, скорее, в случае исключения.
  • Ребенок различает животных, показывает их на картинке, изображает звуки, которые издают эти животные.
  • Различает цвета и некоторые оттенки, может показать их на картинке, найти тот или иной предмет определенного цвета, по просьбе взрослого.
  • Знает название дней недели и месяцев, но ориентироваться при этом во времени кроха еще вряд ли умеет.
  • Карапуз умеет решать элементарные задачи и загадки.
  • В 5.5 лет он уже вполне собирает несложные пазлы, кубики, пирамиды.
  • Находит общие и различные черты между предметами, может объединить их по какому-либо признаку или, наоборот, исключить лишний, при этом объяснить свое решение.

Логическое мышление в дошкольном возрасте начинает активно развиваться, но сейчас логика малыша имеет свои особенности.

Если вам кажется, что непоседа делает абсолютно неправильные выводы, не стоит настаивать на своем и ругать его. Со временем все встанет на свои места. Для хорошего развития логики родителям необходимо больше читать своему чаду, отдавая предпочтение познавательной литературе для определенного возраста. Подойдет информация о птицах, животных, растениях, странах и прочем.

Физическое развитие детей в 5.5 лет

Координация движений у малыша сейчас уже достаточно развита. Он ловко бегает, прыгает, лазает по лестнице, спускается с горки на детской площадке. Сейчас непоседа уже четко знает, на что способно его тело. С каждым днем навыки усовершенствуются. Мальчики, как правило, активнее девочек, но так бывает не всегда.

Пятилетний малыш должен обладать следующими физическими навыками:

  • Быстро и ловко бежит на довольно большое расстояние, при этом преодолевает различные преграды (бугорки, ямы, канавки и прочее).
  • Мальчик или девочка без труда взбирается на довольно высокие предметы (лавочки, бордюры), с легкостью спрыгивает с них.
  • Умело орудует мячом, ловит его, бросает в цель, толкает ногой, набивает о землю несколько раз.
  • Ребенок в 5.5 лет умеет пройти по узкой доске, удерживая при этом равновесие.
  • У дошкольника отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому он долго может качаться на качелях, крутиться на карусели. Кувырки и стойка на голове также не доставляют ему дискомфорта.
  • Некоторые дети без труда удерживаются на канате, заползают по нему, лазают по горизонтальным лестницам, перебирая руками.

С каждым днем маленький непоседа становится более выносливым. Длительные прогулки уже не доставляют ему такого дискомфорта, как раньше. Малыш открывает новую информацию, которая откладывается в головном мозге.

Развитие мелкой моторики

В 4-5 лет ребенок должен уметь совершать действия с мелкими предметами довольно легко. Несмотря на это, важно ежедневно выполнять с ним занятия на развитие мелкой моторики. Это поможет совершенствовать уже полученные навыки.

Способности малыша в этом возрасте:

  • Уверенно держит ножницы, ручку, карандаш. Умеет рисовать мелкие предметы, регулирует силу нажатия.
  • С легкостью завязывает шнурки, умеет развязать узел, образовавшийся на них.
  • При раскрашивании рисунков не выходит за линию.
  • Может навести буквы и цифры по образцу на линейке или в клеточках.
  • Умеет делать мелкие детали из пластилина.

Развитие мелкой моторики тесно связано с мозговой деятельности. Чем лучше развит этот навык, тем активнее будет развиваться и логическое мышление. Именно поэтому родителям так важно научить карапуза орудовать с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином и прочим. Заинтересовать малыша можно, занимаясь вместе с ним.

Возможно, вам будет интересно почитать статью на тему «Рост ребенка по месяцам». Вся необходимая информация .

Речь у детей в 5.5 лет

Словарный запас дошкольника позволяет ему четко выражать свою мысль, ведь он уже довольно разнообразен. Он без труда составляет сложные предложения, четко выражая свои эмоции и желания. Мальчик или девочка умело использует вводные слова и сложные конструкции.

С каждым днем эти навыки усовершенствуются:

  • 5-летний ребенок четко произносит все звуки, лишь некоторые буквы могут не поддаваться ему, чаще это «р», «с», «ш». Если наблюдается такая картина, родителям нужно записать маленького непоседу к логопеду.
  • Умело склоняет слова и использует превосходные и сравнительные формы прилагательных.
  • Четко умеет определить и использовать интонационную окрашенность предложения. Это касается восклицательных, вопросительных и других форм предложения. Стихотворения ребенок рассказывает с интонацией и расстановкой.
  • Понимает понятие слов «сегодня», «завтра» и «вчера». Лишь некоторые дети сейчас до сих пор путают их.
  • Может назвать свой адрес и фамилию. Знает имя и фамилию родителей.

На этом этапе развивается наглядно-образное мышление. Сейчас всезнайка умеет четко выразить мысли, возникающие в его голове при увиденном. К 5 годам он легко вступает в диалог со взрослым и своими сверстниками, но на длительный монолог он еще не совсем способен.

Родители должны стараться как можно чаще разговаривать со своим чадом, выводить его на диалог, задавать и отвечать на вопросы. Это значительно ускорит речевое развитие.

Психология ребенка

В 5.5 лет кроха уже умеет использовать личный опыт, анализируя те или иные предметы. Он оценивает различные критерии этих предметов, различая их по форме, размеру, цвету, ширине и другим признакам. Карапуз четко различает мельчайшие детали, сравнивает предметы. В этом возрасте наблюдаются очень активные психические процессы.

Свою речь ребенок использует не только для общения с людьми, но и для обработки данных, поступающих от другого человека. Изучить окружающий мир ему помогает получение аргументированных ответов от взрослых. Для нормального психического развития родителям важно придерживаться таких советов:

  • Четко и терпеливо выслушивать все вопросы.
  • Прислушиваться к мнению своего чада.
  • Принимать позицию малыша, даже если вы с ней не совсем согласны.
  • Нельзя насмехаться над умозаключениями, даже если они кажутся глупыми.
  • Стараться поощрить любознательность всезнайки.

Еще один важнейший процесс, формирующийся именно на этом этапе, это воображение. Это умение используется для лучшего усвоения полученной информации во время общения со взрослыми, сверстниками и во время процесса обучения. Воображение позволяет малышу фантазировать, что сопровождается позитивными эмоциями.

Часто фантазии детей тесно связаны с реальностью. Именно поэтому воображаемые друзья становятся для мальчика или девочки такими же важными, как и реальные.

Социальные и бытовые навыки

Большинство детей в 5.5 лет вполне могут проводить время наедине с собой, играя игрушками, но все же предпочитают компанию сверстников или взрослых. Больше малышам нравятся активные и подвижные занятия. При этом правила маленькие непоседы часто придумывают самостоятельно, используя свое воображение. Девочки с удовольствием кормят кукол, готовят еду на игрушечной кухне, укладывают спать мишек и зайцев. Мальчики катают машинки, строят башни, собирают конструктор, складывают пазлы.

В этом возрасте карапуз уже умеет самостоятельно и без напоминания выполнять такие бытовые навыки:

  • После ночного сна умывается и чистит зубы, повторяет аналогичные процедуры вечером.
  • После прогулки снимает верхнюю одежду и обувь.
  • Моет руки после туалета и перед едой.
  • Умело использует столовые приборы, знает правила поведения за столом.
  • Самостоятельно моется, используя мочалку и мыло.
  • Здоровается со знакомыми людьми.
  • Знает слова «спасибо» и «пожалуйста».

Родители должны прививать и развивать социальные и бытовые навыки своему чаду с раннего возраста. К 5 годам они уже отлично усвоятся, что поможет дать крохе отличное воспитание. Конечно, многое здесь зависит от характера ребенка, но без усилий папы и мамы успеха в этом деле не добиться.

Эмоциональный аспект развития детей

В 5.5 лет родители уже вполне могут понять, каким вырастит их чадо. Сейчас психика крохи уже вполне сформирована. Психологи утверждают, что именно этот возраст у детей самый спокойный. Он уже пережил кризис в 2 и 3 года, а следующий трудный период ожидается к семи годам. А сейчас маленький непоседа легко идет на компромисс, с ним можно договориться. Истерики в этом возрасте случаются редко. Ребенок может выразить свои желания словами. Чаще карапуз пребывает в хорошем расположении духа.

Общаясь со сверстниками, непоседы предпочитают дружить с кем-то одним. К некоторым малышам он может проявлять неприязнь. Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, стараться узнать, что его волнует или почему возникли негативные эмоции. В 5.5 лет мальчик или девочка умеет выражать радостные и грустные эмоции. Сильно развито чувство стеснения при общении с посторонними людьми или, если приходится выступать на публику.

Если вам кажется, что сын или дочка отстает в эмоциональном развитии от своих сверстников, можно показать его психологу. Специалист использует различные методики и тесты, позволяющие оценить психическое здоровье ребенка.

Что должны уметь дети в 5.5 лет: ФГОС памятка для родителей

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, дети в пятилетнем возрасте должны уметь:

  • Называть предметы и описывать их.
  • Свободно передвигаться и ориентироваться дома и в детском саду.
  • Знать элементарные правила дорожного движения.
  • Указывать свой адрес проживания, свое имя, фамилию, а также имя и фамилию своих родителей.
  • Распознавать не менее 7 видов растений и называть их части.
  • Называть не менее 7 животных, подражать их звукам.
  • Знать 5-7 видов птиц, называть их.
  • Проявлять интерес к окружающему миру.
  • Использовать простые и сложные предложения в речи, уметь выражать свои эмоции словесно.
  • Математика: считать от 1 до 10, решать простые примеры, уметь найти цифры, нарисовать их.
  • Говорить внятно, произносить все звуки.
  • Знать названия и последовательность дней недели.
  • Рисовать, лепить из пластилина, вырезать ножницами простые фигуры.
  • Писать буквы по образцу.
  • Выполнять элементарные задания, отгадывать загадки.
  • Вступать в контакт с другими детьми, иметь коллективные навыки работы.
  • Уметь объяснять правила игры другим детям.

Кроме этого, в 5.5 лет ребенок должен уметь самостоятельно чистить зубы, умываться, надевать и снимать обувь, одежду. Должна быть хорошо развита мелкая моторика. Карапуз должен без труда брать и удерживать пальцами небольшие предметы. Дети в этом возрасте должны проявлять живой интерес к природе, заботиться о домашних питомцах. На площадке вступать в контакт с другими сверстниками, уметь вести диалог, находить общие интересы и увлечения.

Родители должны во всем помогать своему чаду, учить правилам поведения и этикета. Это поможет воспитать и вырастить полноценную личность.

Что интересно детям в этом возрасте

В 5.5 лет малышам интересно в буквальном смысле все. Какие бы совместные занятия ни предложили родители, маленький непоседа, несомненно, будет заниматься вместе с ними. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, чем можно заняться с дошкольником:

  • Обучение цифрам в виде игры. Например, нарисовать карточки, где каждая карта будет иметь сою цифру. Их нужно перекладывать с места на место, просить малыша найти ту или иную цифру. В процесс игры можно подключить кукол и мягкие игрушки, провести для них урок. Такая домашняя учеба пойдет сыну или дочке на пользу.
  • На улице будет полезно заняться спортом. Для этого подойдут игры с мячом, скакалкой, теннисными ракетками. Занятия спортом допускаются и дома. Развить ловкость можно с помощью игры «меткий стрелок». При этом нужно взять мячик и стараться закинуть его в небольшое ведерко.
  • Занять маленького непоседу будет полезно рисованием. Подойдут карандаши, фломастеры, краски. Рисовать можно что угодно: природу, зверей, портреты.
  • Прекрасное проведение досуга – лепка из пластилина. Это будет интересно для детей и взрослых. Можно создавать различные фигурки, играть с ними.
  • Проверить память поможет игра в слова. Нужно называть карапузу несколько слов подряд и просить его повторить их в той же очередности. Для этого также используются картинки или предметы.

Если говорить о том, куда можно водить детей после 5-ти лет, здесь выбор огромный. В этом возрасте сын или дочка с удовольствием будет посещать спортивные секции, творческие кружки, театральную школу.

Здесь все зависит от финансовых возможностей мамы и папы, от того, какие кружки есть в вашем городе и какие увлечения имеет ваш всезнайка. Ну и, конечно же, старайтесь чаще гулять со своим чадом на улице. Это подарит позитивные эмоции и отлично укрепит здоровье.

Общие советы родителям

Малыши в 5 лет стремительно развиваются как с физической стороны, так и в психологическом аспекте. Сейчас им очень важна поддержка родителей. Чтобы наладить тесный контакт со своим чадом и оказаться рядом в трудную минуту мама и папа должны помнить несколько важных советов. Давайте их рассмотрим:

  • Все время следите за своим тоном. Нельзя повышать голос и переходить на крик. Тон должен быть доброжелательным. Если даже кроха в чем-то провинился, нужно постараться спокойно объяснить, почему так делать нельзя.
  • При любых обстоятельствах старайтесь выслушать непоседу. Даже если вы немного заняты, нельзя перебивать ребенка.
  • Четко обозначьте правила поведения для своего чада. Если определенные вещи запрещены, не меняйте своего решения. Главное, не сдавать позиции самому взрослому. Если вы сказали, что на сегодня смотреть телевизор хватит, запрет должен оставаться запретом.
  • Иногда случается так, что малыш стал замкнутым, его тяжело разговорить, он перестал делиться своими мыслями со взрослыми, агрессивно реагирует на сверстников. Здесь необходима консультация специалиста. Нужно показать кроху психологу или неврологу.
  • Будьте терпимы, если сын или дочка выполняет элементарные вещи (чистит зубы, умывается, одевается) медленнее, чем вам бы этого хотелось. Не забывайте, что вы тоже не сразу освоили те или иные навыки.

Старайтесь во всем поощрять любознательность карапуза, отвечайте на его вопросы четко и развернуто. Ведь для своего всезнайки вы пока являетесь главным источником информации. Постарайтесь проводить с ним время за чтением книг, будьте эрудированными.

Если вы не можете ответить на тот или иной вопрос, поищите ответ на него в книгах или интернете вместе со своим чадом. Кроме этого, важно помнить такие советы:

  • Обязательно следите за тем, чем интересуется дошкольник в 5 лет. Старайтесь как можно лучше развить его навыки в этой сфере. Возможно, у вас в семье растет маленький астроном или биолог. При этом навязывать свои интересы нежелательно. Если сын или дочка не хочет заниматься музыкой, не нужно отдавать его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь стать положительным примером. Следите за своими поступками и эмоциями. Даже если вы в чем-то ошиблись, не бойтесь признать вину и исправиться.

Психологи делают акцент на том, что ни в коем случае нельзя сравнивать своего малыша с другими, говорить, что у него что-то получается хуже, чем, например, у соседского мальчика. Это больно ударит по самооценке. Не выдвигайте требований, которые крохе попросту не по плечу в силу его возраста. Если у него что-то не получается, постарайтесь поддержать и помочь. Это наладит доброжелательные отношения и поможет вырастить полноценную личность.

Если вас интересует размерная сетка для детей, предлагаем почитать подробную информацию в этой статье.

Что ребенок должен уметь и знать ребенок в возрасте 5 лет

Дошкольники развиваются особенно быстро, что и позволяет специалистам на основе знаний, умений и навыков судить о его уровне развития. Это, в свою очередь, помогает построить для конкретного малыша программу коррекции, в случае необходимости. Возможно, нелишним будет и родителям знать те критерии, на которые опираются медики при оценке физического, психического и умственного развития ребенка.

Пять лет — это довольно сложный возраст, ведь именно с него начинается подготовка старшего дошкольника ко взрослой жизни в школе. Ребенок этого возраста все так же подвижен и любит общаться с ровесниками, но его уже все чаще можно увидеть рисующим или мастерящим, он чаще тянется к книгам и другим источникам знания впитывая все новое, как губка.

Детям очень нравятся ролевые сюжетные игры, и они уже способны сами договорится о распределении ролей.

Ваш малыш уже не такой маленький, как раньше, у него уже имеется свое мнение по любому вопросу. В пять лет он уже самостоятельная личность со своими потребностями и желаниями, независящими от родителей.

Задача родителей — подготовить своего малыша к школе, обеспечить его недостающими знаниями и умениями, привить нужные навыки.

Физическое развитие пятилеток

Окружность грудной клетки 52 — 57 см, рост 100 — 120 см, вес 17 — 25 кг.

Малыш начинает активно расти, поэтому его питание очень важно. Задача родителей — исключить из его рациона фастфуд, газировку и постараться, чтобы малыш забыл о перекусах. Практически все потребляемые им калории сейчас уходят на рост и развитие, а значит, если малыш начал поправляться — ищите проблему. Развитие пятилетнего человечка позволяет ему довольно быстро осваивать спортивные навыки, поэтому этот возраст считают самым лучшим для того, чтобы отдать малыша в спортивную секцию.

Главные физические навыки, на развитие которых стоит обратить внимание — координация, равновесие и скорость.

Что должен уметь пятилетний человечек:

  • Пробежать без остановки до 200 м (из них на скорость около 60м).
  • Бежать без остановки 90 сек.
  • Прыгнуть с высоты в 40 см.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Ходить по гимнастической скамейке.
  • Бросать мяч в отстоящую на 2 м мишень.
  • Лазать по гимнастической стенке.

Его движения хорошо скоординированы, он становится сильнее и выносливее. Любимыми играми становятся те, в которых надо бегать и лазать где-то.

Она развита у детей уже достаточно хорошо, они практически правильно держат ручку или карандаш, рисуют различные по нажиму и наклону линии, делают аппликации, используя ножницы, складывают пазлы и фигуры из деталей конструктора по образцу или схеме. Но ее дальнейшему развитию все же стоит уделить особое внимание, учите его аккуратно раскрашивать не выходя за границы рисунка и срисовывать простые рисунки, правильно располагая их на бумаге, рисуйте «графические диктанты».

Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка

Это благодатный возраст для родителей желающих чему-то научить своего малыша, ведь именно сейчас развитие малыша позволяет ему легче вбирать новые знания. И тут главное — не переусердствовать и опираться на желание и интерес маленького человека.

К этому возрасту он должен уметь определять последовательность событий и отгадывать загадки, понимать смысл пословиц. Малыши уже способны находить сходства и отличия предметов, исключать лишнее.

В этом возрасте начинает развиваться логическое мышление, правда, логика малыша еще сильно отличается от логики взрослого человека, не стоит доказывать свою правоту, просто выясните всю его логическую цепочку.

Сейчас стоит начать учить его читать.

Что знает пятилетний малыш:

  • Цифры 1 – 10 и их изображения.
  • Геометрические фигуры, умеет рисовать и делить их на равные части.
  • Почти все буквы, называет слова на эти буквы, умеет написать хотя бы часть из знакомых букв самостоятельно, есть такие дети, которые умеют читать по слогам, но их мало.
  • Знает и умеет показывать цвета и их оттенки.
  • Дни недели, месяцы, умеет называть пальчики (необязательно по порядку).
  • Свои фамилию и адрес, хорошо бы ещё и номер телефона кого-то из родителей.

Что он должен уметь ребенок в 5 лет:

  • Решать самые простые задачи на вычитание и сложение в пределах двух единиц.
  • Некоторые умеют читать по слогам, но это никак не норма.
  • Умеет решать логические задачки.
  • Самостоятельно собирает пазлы из 10-15 кусочков.
  • Умеет систематизировать предметы по общему признаку.
  • Находит 6 отличий.
  • Пересказывает сюжет картин.
  • Запоминает иностранные слова, не путает их со словами родного языка.
  • Умеет различать овощи, фрукты и ягоды.

Память и внимание

Именно в пять лет лучше всего начать готовить ребёнка к школе, главное – опираться на его интересы, иначе вы навсегда отобьете у него желание учиться. В это время его запоминание становится сознательным, а значит он сам выбирает, какие знания ему нужны, а какие неинтересны. Ребенок запоминает одновременно 8 предметов (называет что пропало или появилось), легко запоминает короткие стихи, считалки, может пересказать сказку, запоминает порядок событий, умеет находить до 10 отличий.

Концентрация внимания на одном занятии уже 10-15 минут.

Словарный запас у ребенка в 5 лет уже достаточно большой для того, чтобы он мог, не путаясь в словах, объясниться практически на любую интересующую его тему. Он строит большие фразы по 6-8 слов, принадлежащих к разным частям речи. Малыш уже четко произносит все звуки (кроме «р»). читает стихи с выражением, редко путает слова, обозначающие время (вчера, сегодня и т.д.).

Речь становится наглядно-образной — он уже непросто повторяет за кем-то, а воспроизводит на словах собственные мысли.

Восприятие окружающего мира

Зрение обостряется, а значит ребенок может разглядеть мелкие детали и предметы. Появляется способность к планированию.

Ребенок, должный в силу возраста активно познавать мир, знает названия некоторых растений, и многих животных и птиц, а также природных явлений.

Больше читайте, и лучше познавательную литературу.

Каким полезным в быту навыкам стоит научить ребенка пяти лет? В наше время высоких технологий дети пяти лет вполне могут справиться с компьютером, зато не могут сами заправить кровать, а иногда даже одеться. А все потому, что мы, родители зачастую забываем, что таким простым, на первый взгляд, вещам нужно учить.

Чем раньше вы начнете привлекать малыша к работе по дому, тем самостоятельнее он вырастет, и тут важно поймать его настроение, его интерес к такому рода занятиям. Обязательно научите ребенка убирать квартиру. Пусть все что нужно для уборки будет в его полном распоряжении. «Пролил что-то на пол – вытри за собой» – заведите такое правило. И неважно, что после такой «уборки» вам все придется переделать, и «Москва не сразу строилась», ваш малыш постепенно всему научится, главное, помочь. Не начинайте исправлять все за ним, подскажите что и где не так, а пока он играет — исправьте, в следующий раз будет лучше. Ребенок уже вполне способен убирать игрушки, вытирать пыль, пылесосить и убирать со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 лет? Он должен самостоятельно умываться, одеваться и кушать. А еще дети этого возраста могут помогать маме во всем, главное – никогда не отказывайтесь от помощи, иначе ребенок привыкнет к тому, что мама со всем способна справиться сама.

Пусть малыш поможет вам в стирке. Самое простое – пусть достает белье из машинки, посложнее – объясните режимы стирки, как сортировать белье по цвету, как включать машинку, пусть пока и под вашим присмотром.

А ваш малыш выращивает растение? Нет. А зря. Купите ему набор юного садовода, это необязательно будут цветы, это может быть и что-то съедобное. Пусть он сам посадит, будет поливать и увидит, как появляется росток ЕГО собственного растения.

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Дети очень быстро впитывают новую информацию

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Речевое развитие ребенка в пять лет

Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

Малыш уже помогает родителям

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

Режим и питание ребенка в 5 лет

Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

  • Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
  • Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
  • Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
  • Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.

Вот что лучше всего покупать ребенку:

  • Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
  • Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
  • Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
  • Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.

Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

Занятия с ребенком пяти лет

Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров —перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.

Математические занятия можно проводить с помощью специальных палочек для счета, пригодятся развивающие пособия с простыми детскими задачками. Не паникуйте, когда ваш ребенок протестует и не хочет учиться. Он не ленивый, ему просто не интересна пока учеба. Попробуйте превратить занятия в игру, только так пятилетку можно заставить осваивать новый материал.

Творческое развитие детей

Творческое развитие детей не менее важно, чем умственное. Малыши в 5 лет хорошо рисуют, следует поощрять их способности. Предложите новые материалы, пускай рисует не только акварелью, но и гуашью или акрилом. Пригодятся для занятий мелки, карандаши, фломастеры, маркеры. Увидите, что ваш малыш с помощью новых материалов может создавать великолепные картинки. Кроме рисования, займитесь с ним лепкой и аппликацией, сложите вместе оригами. Такие упражнения помогают развивать мелкую моторику, тренируют координацию пальчиков. Это пригодится ему во время подготовки к школе.

Читайте ребенку сказки и рассказы, попросите их пересказать. Помогите ему уловить суть и основную тему прочитанного, выделить главное и второстепенное. Занятия развивают не только речь, но и логическое мышление. В пять лет можно начинать изучать английский. Найдите в интернете сайт для раннего изучения языка, он поможет вам освоить методику. А еще лучше отдайте малыша в специальную языковую школу.

Обучение детей перед школой должно быть интересное и познавательное. Не следует постоянно устраивать им тесты и проверки. Сейчас этого не делают даже в начальной школе. Очень распространенной ошибкой родителей является игнорирование физического развития малышей. Не следует все время ребенка занимать лишь развитием ума, тело не менее важно. Если он много знает, но его активность ограничена, начнутся проблемы со здоровьем. Подходите к воспитанию комплексно. Только гармоничное развитие поможет вырасти малышу успешным и счастливым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *