Ребенок устает после школы

Ребенок устает в школе

Дети устают в школе, это правда. Повышенная нагрузка, требования педагогов, отношения с одноклассниками, вовлечение в чужие интересы, эмоции, потребности и еще много чего утомляют ребенка в течение дня и из-за дня в день. Но усталость, которая возникла в школе, выражается уже в домашних условиях. В школе много факторов, на которые переключается внимание ребенка, да и регламент учебной деятельности предотвращает повышенную утомляемость. Возвращаясь домой, ребенок попадает в другую эмоциональную ситуацию и, казалось бы, должен переключиться на отдых, а на его, наоборот, «накатывает» усталость.

Хорошо, если дома. Но обычно-то за школой следом идут музыкалка, танцы, спорт, кружки, репетиторы. Силы заканчиваются быстрее, усталость возникает чаще. А вечером еще уроки делать…

Взрослые тоже устают, не меньше детей, но за свою жизнь они научаются бороться с усталостью и отдыхать простыми жизненными способами. Уставший взрослый может стать молчаливым (поберечь силы), присесть или прилечь на 5 минуток (восстанавить силы), на короткое время открыть окно (обогатить легкие кислородом), взять интересную книгу (переключиться с усталости на удовольствие), парочку раз присесть или отжаться (разрядить эмоциональное напряжение).

А что делает уставший ребенок? Раздражается, капризничает, закатывает истерики, кричит, психует, обижается по мелочам, дерется с младшими, кидается на старших. Заботливый родитель его успокаивает, но это не снимает усталости.

Чем же можно помочь ребенку сразу после школы?
1. Самый простой, эффективный и почти бесплатный способ — прогулки. После уроков мама, бабушка встречают ребенка и идут с ним гулять, одновременно бегать, прыгать, по пути к дому придумывать разные истории, делиться яркими впечатлениями. Важно переключить ребенка, увести от школы как физически, так и психологически. Но, увы, родители иногда работают, а бабушки спешат с внуками на дополнительные занятия… Погулять можно и вечером или перед сном, для взрослых тоже полезно.
2. Нормализуем режим сна: ложится рано и вставать тоже рано. Если ребенок уже привык к позднему укладыванию, придется немного потерпеть, «переустанавливая» режим. Но ночной 9-часовой сон для ребенка – лучшая профилактика переутомления. Важно и время пробуждения: не следует ждать до той самой последней минутки, после которой одеваются, уже подпрыгивая и с реактивной скоростью. Ребенку нужно время, чтобы проснуться и плавно перейти от сна к бодрствованию.
3. Сразу после школьных занятий детский мозг следует немного «перенастроить». Если ученик сразу утыкается в гаджеты или смотрит мультфильм, ни о каком отдыхе речь не идет. Поэтому смена деятельности: небольшие танцы-пляски дома, песенные мини-конкурс, легкая помощь бабушке на кухне, постройка «шалаша» под столом. Любые игры по типу физкультминутки просто необходимы, особенно если ребенок не был на улице.
4. Стрессовое напряжение можно вывести арт-терапевтическими способами. Рисовать: дайте кисточки и краски, фломастеры, карандаши и пусть рисует, один или вместе со взрослыми, братьями и сестрами. А есть еще пластилин, аппликации, изготовление поделок из бумаги или подручных материалов. Сотворите вместе ручное чудо!

5. Играйте с ребенком в развивающие игры (лото, шашки, нарды), квесты и лабиринты – отличная тренировка для мозга, которая со временем поможет предотвратить интеллектуальное утомление. И, конечно, читайте книги!

6. А еще много-премного объятий и поцелуев. Ребенку любого возраста важно проявление нежности и понимание, что его любят.

Оберегайте своих детей от стрессов!

После учебного дня ребёнок выглядит измученным и вялым? Это неудивительно, ведь школьная нагрузка становится более и более интенсивной, а уроки – сложнее и сложнее. И далеко не все дети могут справиться с навалившимся грузом знаний, сохранив при этом крепкий иммунитет и хорошее настроение. Можно ли помочь ребёнку в столь непростой ситуации, и как это сделать?
Стоит разобраться, в чём заключается основная нагрузка современных школьников. Почему получать знания стало слишком утомительным занятием?
Разгадка кроется не в том, что родители отправляют своих чад в какие только можно кружки, секции и школы сразу. Причиной является именно расширение школьной программы. Детям постоянно добавляют дополнительные предметы, иногда совершенно бесполезные. Лишний урок физкультуры, труда или религиозного воспитания. Важно ли это? Некоторые дети и так занимаются в спортивной секции в свободное от школы время, а большинство учеников младших классов вряд ли поймут всё, что им расскажут про религию. Вот и получается, что много энергии, сил и времени ребёнок, по сути, тратит впустую. Вместо этого он мог бы пообщаться с родителями или друзьями, погулять на свежем воздухе, уделить время своему хобби, поиграть в увлекательные компьютерные игры или же просто отдохнуть. Часто школы вводят ещё и разные факультативные занятия, которые необходимо посещать всем. Здесь и компьютерные курсы, и шахматы, и театральные кружки. Ребёнок физически не может справиться с такой нагрузкой, а родители, постоянно упрекая его в неуспеваемости и лени, только подливают масла в огонь.

Хотите разрушить отношения с ребёнком? Поступайте так же в случае каждой его неудачи

На что следует обратить внимание

Каждый ребёнок реагирует на перегрузки по-разному. На это влияют характер и состояние здоровья. Однако есть общие симптомы перегрузки, на которые родители должны обратить внимание первым делом:

  • Ребёнок слишком быстро утомляется. В его поведении появляется раздражительность, капризность, нервозность.
  • Также возможны проблемы при общении со сверстниками и взрослыми.
  • Полное отсутствие сна либо, наоборот, постоянная сонливость и вялость.
  • Ухудшение состояния здоровья: частые болезни и недомогания (головные боли, боли в животе).
  • Отсутствие у ребёнка стремления что-либо делать, жалобы на усталость, желание бросить учёбу.
  • Невнимательность, рассеянность, большое количество орфографических ошибок, которых раньше не наблюдалось.
  • Ребёнок постоянно находится в хорошем настроении, у него чересчур много энергии даже в конце трудного дня. Это также является симптомом перегрузки организма.

Не стоит переживать, если вы заметили у своего ребёнка эти симптомы. Решение есть! Нет необходимости полностью избавлять школьника от нагрузок. Важно только умело сократить их количество.

  1. Проанализируйте уровень способностей вашего ребёнка. Потянет ли он школу с углублённым изучением какого-либо предмета, которую вы для него выбрали?
  2. Делайте уроки вместе. Помогайте ребёнку с заданиями, ведь так ему будет легче и интереснее справиться с домашней работой. Например, вместе разберите сложную задачу, найдите материал для сообщения, перескажите текст или напишите сочинение.
  3. Развивайте своё чадо, смотрите с ним познавательные фильмы, решайте головоломки, постоянно рассказывайте что-то новое и увлекательное. Это поможет ему в процессе запоминания новой информации, разовьёт его логику.
  4. Ограничьте использование ребёнком новомодных гаджетов. Следите за тем, чтобы он больше двигался, чем смотрел в монитор компьютера. Не позволяйте ему брать технику с собой в школу. Она не только является дополнительной нагрузкой на зрение, но ещё и не даёт ребёнку возможности поиграть в подвижные игры на перемене.

    Помните, нынешнее поколение буквально воспитано гаджетами, и полностью лишать этого удовольствия ребёнка не стоит!

  5. Иногда устраивайте ребёнку мини-каникулы: разрешите ему не ходить в школу пару дней, если он очень устал. За это время он выспится, отдохнёт от суеты и восстановит свои силы.
    Результат будет невероятный!
    Последнее, но, пожалуй, самое важное: как можно чаще хвалите своего ребёнка! Поверьте, ему нужна ваша поддержка!

Что делать, если ребенок устает в школе

  • С самого раннего детства желательно приучать ребенка время от времени отвлекаться от занятий хотя бы на несколько минут. Лучшим способом расслабления мышц являются физические и дыхательные упражнения. Они могут выполняться в любое время и в любой обстановке.
  • Неусидчивость, непослушание и разговоры на уроках возникают потому, что школьники переутомились, их внимание рассеялось. Для детей это своеобразна подсознательна защита и естественная форма отдыха. Если во время уроков предоставить детям хотя бы минуту для расслабления, это положительно повлияет на память и поведение. Даже самый короткий отдых оптимизирует запоминание и концентрацию внимания.
  • Вне школы хорошо бы приучать детей при выполнении домашнего задания посвящать несколько мнут гимнастике, упражнениям на спортивном тренажере, делать им легкий массаж после уроков или перед сном, что способствует расслаблению всех мышц. Очень важно, чтобы упражнения вошли у детей в привычку.
  • На первых порах родителям придется напоминать об этом ребенку. Проблема преодоления усталости особенно актуальна для первоклассников, ведь они еще не привыкли долго сидеть в одном положении, поскольку это так утомительно.

Упражнения, предотвращающие утомление

  1. Сидя на стуле, распрямить спину, свестилопатки и втянуть живот. Поднять руки над головой и потнуться к потолку.
  2. Выполнить 10 приседаний. Отдохнуть. глубоко дыша.
  3. Сидя на стуле, выпрямить спину и втянуть живот. Напрячь ягодицы и попробовать легко приподнять бедра. Отдохнуть. Повторить 5 раз.

Упражнения, улучшающие концентрацию внимания

  1. В течение минуты подпрыгивать и попеременно дотрагиватьс левой рукой до правой ноги, а правой рукой – до левой ноги.
  2. Поочередно прикладывать одну руку ко лбу, а другую – к затылку. Можно кратковременно надавливать указательным и средним пальцами обеих рук на лоб над бровями.

От усталости до смерти. Более 40% детей жалуются на головные боли из-за уроков

Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб.

Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают «из-за учёбы» головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.

В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее.

В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.

Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна.

К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше.

— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, «чтобы вечер был свободный». Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить… В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы.

Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.

По мнению Аршинской, детей нужно учить «здоровьесбережению» — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни.

Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.

Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат «в плоскости» тихих прогулок. Выходит, действительно, либо «куча домашки», либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе…

Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%.

Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.

— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то… Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.

В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало.

— В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская.

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых.

— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.

При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.

— Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку.

Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.

Ребенок устает в школе: причины и план действий

Ваш маленький ученик приходит после школы вялый и жалуется на усталость?

Если это происходит чаще раза в месяц, стоит обратить внимание на его здоровье.

Многие родители считают, что ребенок просто не хочет идти в школу, поэтому придумывает отговорки об усталости.

Врачи же рекомендуют тщательно следить за самочувствием школьника и вовремя его корректирровать, потому что, согласно исследованиям, всего лишь 3% выпускников заканчивают школу без каких-либо патологий.

Причин ухудшения детского здоровья довольно много. Отразиться на самочувствии могут как объективные факторы (плохая экология, снижение иммунитета и т.д.), так и субъективные (несбалансированное питание, неправильный режим дня, сильные учебные нагрузки, низкая физическая активность). И если с объективными причинами справиться довольно сложно, то устранить субъективные – вам под силу.

Перегрузка в школе

Современная система образования стремится сделать из каждого ребенка гения, постоянно добавляя новшества в школьную программу. Родители лишь усугубляют ситуацию несколькими кружками и секциями в расписании отпрыска. Чрезмерные нагрузки могут привести к стрессам, неврозам, негативно отразиться на общем психическом и физическом состоянии школьника.

Врачи доказали, что существует прямая связь между количеством хронических заболеваний, приобретенных в школе, и интенсивностью учебной программы. Помните, что режим школьника нужно правильно организовывать, у него обязательно должно быть свободное время. Пусть кружки и секции ребенок выбирает сам, чтобы они эмоционально заряжали его.

Светлана Подорожняк, психолог: «Часто дети очень быстро устают в школе из-за того, что их слишком рано туда отдали. Ребенок может быть не готов к учебе даже физиологически. Проверить это можно, попросив его проставить точки в клеточки. В норме ребенок за минуту проставляет 70 точек. Если результат ниже, то кости его руки еще не готовы к такой нагрузке. К тому же, к моменту поступления в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 вверху и 2 внизу. Биологическая неготовность к школе приводит к тяжелой адаптации, когда ученик быстро утомляется и не справляется с заданиями. Дальше он может даже начать ненавидеть школу».

Школьные болезни

Довольно часто у детей с поступлением в школу появляются: нарушение работы пищеварительной системы (гастрит), проблемы со зрением (близорукость) и искривление позвоночника (сколиоз).

Причиной гастрита является несбалансированное и нерегулярное питание ребенка во время учебного года. Вы, конечно, можете проконтролировать завтрак дома, но вот рацион дня – практически невозможно. Кто мешает ему на переменке сбегать за чипсами вместо предложенного в обед «невкусного супа»? Поэтому родителям важно донести до своего сорванца, насколько важны для его здоровья и самочувствия именно эти «невкусный суп» или каша. Ограничьте карманные деньги ребенка до минимума, оплачивайте обеды в школе заранее, на ужин готовьте побольше овощей, кисломолочной продукции и поменьше жирной и тяжелой пищи.

Ухудшение зрения влечет за собой головные боли, усталость, снижение внимания. Нужно снижать нагрузку на глазные мышцы за счет вредного телевизора или компьютерных игр. Позаботьтесь о том, чтобы уроки ребенок делал в хорошо освещенном месте, не читал лежа и чередовал зрительные нагрузки с физическими (дадут отдых глазам). Время перед компьютером и телевизором ограничьте до 30-60 минут в день, кормите своего маленького ученика морковкой, рыбой, творогом, капустой, красными ягодами, зеленью. Также следите за осанкой во время домашнего задания, ведь неправильное положение тела тоже может снизить зрение.

Читай также: Какие продукты полезны для зрения ребенка

Сколиоз, который приобретают в школе многие дети, касается не только эстетической или психологической проблемы, но и физической. Только правильное положение тела, при котором мышцы напрягаются оптимально, способствует нормальной работе внутренних органов. Поэтому так важно следить за тем, в каком положении ребенок сидит, выполняя домашнюю работу, или за компьютером. Выберите ему подходящий стол и стул.

Что касается осанки во время ходьбы – подскажите ребенку, в каком положении должно находиться тело. Ежедневно проделывайте одно упражнение: прислоните школьника к стене, прижмите к ней одновременно пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок. Занимайтесь зарядкой для укрепления мышц спины – тело само будет подсказывать ребенку, как ему удобнее держаться. Если же ребенок будет сутулиться, то организм будет испытывать недостаток кислорода – отсюда и быстрая утомляемость, и снижение скорости мышления.

Мамочка-форумчанка Инга рассказывает: «Моя дочь абсолютно не хочет учиться. Говорит, что сильно устает, ничего не запоминает, болеет постоянно. Ленивая стала какая-то. Я даже не знаю, что с ней делать. Может, витамины какие попить?».

Мама Вера считает так: «Если ребенок устает, значит нужно сменить режим и приобщить ребенка к спорту и частым прогулкам. Пересмотрите рацион, может, вы дочу свою перекармливаете или ей не хватает фруктов-овощей. К сожалению, нет волшебных витаминов, которые могли бы сразу наладить здоровье и самочувствие ребенка».

Иммунитет

Крепкий иммунитет позволит ребенку сохранить активность и бодрость духа. Чтобы поддерживать свой организм в тонусе, нужно заниматься спортом и принимать поливитамины.

Укрепят иммунитет и полезные продукты. Недостаток определенных микроэлементов замедляет мозговую деятельность, снижает внимание и ухудшает оценки в школе. Замените сладости на фрукты, обеспечьте ребенку достаточное количество белка, омега-3 жирных кислот, йода (все это есть в рыбе). Следите за тем, чтобы ребенок выпивал не меньше 1,5 литра воды в день.

Помните, что от вас зависит то, каким вырастет Ваш ребенок. Уделяйте ему как можно больше времени, интересуйтесь его проблемами и не откладывайте их решение «на потом». Через несколько лет проблема лишь усугубится, и справиться с ней будет гораздо сложнее.

Следите за здоровьем своего школьника – тогда он будет бодрым и здоровым, а хорошие оценки станут его постоянными спутниками.

Читай также: Талассотерапия: как повысить иммунитет ребенка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *