Ребенок не слышит

Когда ребенок должен начать слушаться?

Начнем с самого главного: а не рано ли мы ждем от малыша послушания? Не слишком ли много выдвигаем для него требований?

Одно дело, если ребенку уже 10 лет. И совсем другое, если ему 2, 3 или 4 года… Я уже писала, что ребенка до 5 лет лучше поменьше ограничивать, он еще не способен включить разум, осознать необходимость запрета и принять волевое решение. («Как воспитывать ребенка в 2 года: запреты»)

Меня любят обвинять во вседозволенности, упрекать в неосмотрительности. Как же потом дети научатся уважать чужие границы? Жить в обществе? Преодолевать свои негативные качества?

И я повторяю еще и еще раз. Я не поддерживаю вседозволенность. Я за разумный ввод правил и ограничений, учитывающий возраст и возможности ребенка.

В нашем обществе есть странная тенденция… Страх, что если ребенок не освоит что-то прямо с рождения, он это не освоит никогда. И все, что мы делаем с ребенком после рождения — он запоминает на всю жизнь. А главное — сможет жить только так, как жил в первые годы.

Матери боятся приучать детей к рукам… Ведь если ребенка носить на руках в первый год жизни, он потом не слезет с вас лет до 18, правда? Боятся кормить грудью дольше года. Опять же, иначе грудное вскармливание продлится до пенсии. И нередко хотят, чтобы дитя с пеленок освоило все правила поведения, учитывало все запреты и немедленно реагировало на слово «нельзя».

Запреты нужны. И если ребенок после 7 лет не понимает слова «нет» — это ненормально. Но запреты должны вводиться постепенно. Так, чтоб малыш был в состоянии их усвоить. Сначала — самое простое и очевидное. Потом — более сложное. И только потом — некоторые тонкости поведения в обществе.

Почему так?

  • следование ограничениям требует развитой силы воли. У ребенка до 5 лет сила воли либо отсутствует, либо только начинает развиваться. Вы же не требуете от младенца, чтоб он сразу встал и пошел? Вот и тут наберитесь терпения;
  • в возрасте до 5 лет малыш должен исследовать мир. И желательно, чтоб это исследование было максимально свободным (но естественно, безопасным для всех!);
  • сначала ребенок должен усвоить самые основные запреты, чтоб точно знать о действительно важных вещах. Когда вы запрещаете почти все — слово «нет» превращается в пустой звук;
  • в раннем возрасте формируется «я» ребенка, когда малышу важно ощущать свою индивидуальность, делать выбор. Ему тяжело сталкиваться с ограничениями;
  • до 5-7 лет малыш не может осознать смысла ограничений. С его точки зрения — это просто ваша прихоть;
  • маленькие дети нередко воспринимают запреты только так: «мама — злая, я — плохой»;
  • в этом возрасте очень важно выстроить фундамент — крепкую связь с родителями. А дисциплине вы еще успеете научить. Чуть позже.

Как вводить правила?

Ограничения вводятся с учетом не только возраста, но и индивидуальности ребенка. Пожалуйста, забудьте слова бабушек: «Как ты потом ему объяснишь, почему раньше было можно, а сейчас — нельзя?» Легко объясните.

Во-первых, чем старше ребенок, тем лучше он понимает объяснения. А во-вторых, дети очень хотят поскорее стать большими. И нередко самым мощным аргументом становится следующий: «Потому что ты уже стал таким большим!»

Чем лучше у вас отношения с ребенком, тем легче он сотрудничает с вами. Тем охотнее он прислушивается к вашим словам. И гораздо сложнее ввести запрет раньше времени, чем сначала долго что-то позволять, а потом — запретить.

Сейчас расскажу вам ужасный пример из собственной жизни. Когда нашему младшему сыну был один год, я позволяла ему залезать на обеденный стол, пока сама готовила еду. Все бабушки пришли бы в ужас. И старшей дочери я такого ужаса не позволяла. Но с младшим…

В этом возрасте он постоянно лез вверх. Был очень активным. Лез, лез и лез… Первое время я по привычке снимала его со стола. А потом поняла, что лучше пусть он будет там (он никогда не падал), чем около плиты. У меня не получалось занять его ничем спокойным. А еду готовить надо.

И примерно 6-9 месяцев малыш ежедневно залезал на этот стол. Но затем он стал спокойнее, у него прошла эта потребность постоянно лезть наверх. Он мог заняться и чем-то еще… И в определенный момент я стала препятствовать этому прыганию на столе.

Сейчас сыну 2 года. На стол он больше не залезает. А если начинает лезть (очень редко) — я его немедленно снимаю. Это не вызывает истерик. Сейчас ребенок готов к такому ограничению.

Существуют запреты разного уровня:

  1. Безопасность ребенка и окружающих. Первое, чему нужно учить — не выбегать на дорогу, не залезать слишком высоко, не бить других детей и т.п.
  2. Ограничения в обращении с другими предметами. Не рассыпать крупу на пол. Не портить книги. Не ломать игрушки.
  3. Не брать чужое. Не лезть на папин стол. Не открывать мамину сумку.
  4. Все, что касается «приличного» поведения и культуры.

Если вашему ребенку год-полтора, пусть он освоит хотя бы первый уровень. Уберите свою сумку куда-то максимально высоко, чтоб малыш не добрался до ее содержимого. Если вы оставили открытый пакет с крупой на столе — это ваша ошибка. Не ругайте ребенка, если он все высыпал на пол. Ему пока сложно понять ваше недовольство. И конечно же, просто не давайте ему те книги, которые он может испортить.

В 2-3 года ваш карапуз может быть готов к постепенному освоению следующего уровня. Кто-то — раньше, кто-то — позже. Ближе к 4 годам вы сможете спокойно оставлять свою сумку на видном месте. А к школе ваше чадо освоит главные правила поведения в обществе.

Основные принципы

Важно добавить следующее:

  1. Вводя запреты, будьте максимально спокойны и доброжелательны. Но тверды.
  2. Не торопитесь. Не торопитесь!! Если ребенок часто нарушает ваши запреты — может, просто еще рано? Подождите еще хотя бы полгода.
  3. Если у вас есть четкое правило — не позволяйте его нарушать. Нельзя залезать на подоконник? Значит, нельзя. Спокойно снимайте малыша оттуда каждый раз, несмотря на крики и слезы.
  4. Не злитесь. До 5-7 лет ребенок еще не может проявлять силу воли. И не может отказаться от правила «если очень хочется — то можно».
  5. Если малыш вдруг начал нарушать все правила — возможно, это кризис трех лет или что-то подобное.
  6. Вкладывайтесь в отношения с ребенком! Если малыш не слушается — значит, ваши отношения требуют работы. Вам нужно давать ребенку больше тепла, внимания, уважения.
  7. Постарайтесь сделать так, чтоб до 5-7 лет ограничений было поменьше. Только то, что действительно важно.

Посмотрите полезное видео от Руслана Нарушевича:

А если ребенок истерит?

Пару слов об истериках. Правил должно быть мало. Но пусть они будут твердыми. И как бы малыш в 4 года не истерил, требуя запрещенные папины инструменты… Нельзя — значит, нельзя.

Будьте твердыми, но доброжелательными. Объясняйте свою позицию спокойно, с добротой и состраданием. Пожалейте, обнимите… Но не сдавайтесь под натиском малыша.

Всегда оставайтесь любящими и спокойными родителями. Несмотря на вводимые рамки поведения.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам счастья! До связи!

Что делать,если ребенок вас не слышит.

(мини-статья для чутких родителей)

По телевизору идет очередная передача о детях (развитие, кормление, воспитание и т.д.). Слушаю вполуха, так как все это уже слышано много раз. И тут звучит фраза о том, что же делать, если ваш ребенок вас не слышит, когда вы повторяете ему по 20 раз, и полностью игнорирует ваши просьбы. Честно говоря, у нас это иногда происходит, поэтому я прислушалась. Психолог стала говорить, что к ней обращается много родителей с такой проблемой, и первый вопрос, который она им задает, это «а как вы разговариваете со своим ребенком? По-взрослому, как с равным или по-детски?» И очень многие отвечают, что по-взрослому и что с самого рождения. В этом оказывается и заключается наша ошибка. Чтобы ребенок нас слышал, с ним нужно общаться, соблюдая три золотых правила:
1. По-детски, играя
2. Эмоционально
3. Переключая внимание.

Это относится к детям примерно от 2 до 5 лет. Ребенок в таком возрасте воспринимает мир и отношения в игровой форме, и когда мы общаемся с малышом обычным тоном, ему становится скучно с нами, и он нас игнорирует. Поэтому общение должно быть эмоционально окрашенным, то есть все свои фразы нужно произносить таким тоном, чтобы заинтересовать ребенка. Еще важно одушевлять окружающие вас предметы. Например, ребенок не хочет одеваться. Вместо того, чтобы 20 раз повторять что пора одеваться и при этом с каждой минутой все больше раздражаться, превратите одевание в игру, одушевите колготки, скажите: «Колготки, идите скорее сюда, нам уже пора одеваться!» Кстати, по поводу одевания припомнилось собственное детство, когда мне было уже лет 7. Одевалась уже сама, но уж очень медленно, почему-то было ужасно скучно натягивать вещи одну за другой. В итоге я сама для себя придумала игру, которая помогла мне одеваться быстро и с интересом. Игра заключалась в том, что каждая вещь в зависимости от цвета превращалась в частичку Природы. Например, голубые колготки превращались в речку, а желтая маечка — в песочный берег, скучная школьная форма (коричневая, если кто помнит) была табуном коней и т.д. Я в этой игре была голой планетой, а «части природы» соревновались между собой, кто же будет первый, и даже вели друг с другом оживленные переговоры (у меня в голове). Например, песок (желтые трусики) хвастался, что он первый, на что речка (колготки) отвечала, что она хоть и не первая, зато закроет собой весь песок. И дальше в том же духе.

Знаете, вспомнила я о своей игре только после той передачи и попробовала ее (игру) использовать уже при одевании собственного ребенка. Эксперимент прошел на «ура». А потом подумалось, что ведь это не просто отвлечение внимания от каждодневной скучной процедуры, а еще и развитие творческого потенциала ребенка, возможность ему пофантазировать, придумать что-то свое, личное. Мне кажется, эта возможность очень важна именно в наше время, когда так много игрушек, в которых уже все предусмотрено и которые не дают работы воображению (эта тема шире раскрыта в статье «Творческие игры»).

Еще одна возможность проверить на практике советы психолога появилась вечером, когда нужно было чистить зубы. Ребенок играл машинками и все мои призывы прекратить игру и прийти в ванну, успешно игнорировались. Тогда на помощь пришла одушевленная зубная щетка, которая изменившимся маминым голосом стала причитать из ванной, что ее покинули и забыли, что она замерзла и очень ждет своего маленького хозяина, который ее согреет в своей ручке. Ну что вам сказать — зубки были почищены в рекордно короткие сроки!

Да, наши детки нуждаются в игре, они живут в ней. И если мы чуткие и любящие родители, то должны удовлетворять эту потребность в игре. Тем более так не будет всегда — в один прекрасный момент ребенок даст вам понять, что не нужно с ним разговаривать как с маленьким. И тогда вы вдвоем будете готовы перейти на качественно новый уровень общения.:)

Ребенок вас не слышит: 5 ошибок родителя


В десятке топовых тем родительских жалоб и обращений к психологу, находятся вопросы непослушания и непонимания. Когда дети просто не слышат родительских просьб и замечаний.

Например, часто можно услышать следующие фразы родителей:

«Говоришь-говоришь, а ему все как о стенку горох», «Тебе что, сто раз надо повторять?», «Пока не напомнишь и не прикрикнешь – не сделает сам ничего!» и т.д и т.п.

Родительская привычка давать взрослые указания не работает с детьми. Потому что у ребенка другое восприятие. Если вы хотите быть услышанными, избегайте следующих ошибок:

1. Отсутствие зрительного контакта.

Когда голос мамы доносится из соседней комнаты или чаще всего откуда-то сверху, ребенку сложно это воспринимать. Это то же самое, что голос с другой планеты. Важно подойти к ребенку, опуститься до его уровня роста (присесть на корточки, взять его на руки или посадить на колени), установить визуальный контакт глазами. Т.е. переключить его внимание на себя полностью. Также можно при этом и тактильный контакт установить – взять за руку, потрепать по плечу или волосам, назвать по имени. И только после этого говорить о чем-то и просить.

2. Сложные просьбы, состоящие из нескольких.

Мозг ребенка-дошкольника может концентрироваться на одной задаче и обладает одноканальным вниманием. Ему сложно воспринять следующую фразу мамы: «Долго ты еще будешь сидеть в этом песке? Иди в дом, переоденься, помой руки и садись кушать». Говорите с ребенком просто, коротко и понятно. Ставьте простые задачи и давайте короткие задания. Например: «Переоденься», «Вымой руки», «Садись за стол» и т.д. Дети не понимают сарказм, метафорические обороты и еще не обладают образным мышлением. Такие длинные предложения вызывают у ребенка непонимание того, чего же от него собственно хотели. Услышав конец фразы, он уже совершенно не помнит того, о чем его просили в начале. Поэтому, чем короче, конкретней и понятней будет просьба, тем быстрее ребенок ее поймет и выполнит.

3. Крик.

Когда родитель кричит, ребенок вообще ничего не слышит. Почему? Потому что появляется страх и тревога. Что, в свою очередь, приводит к тому, что способность мыслить, как таковая, снижается. И хотя ребенок в этот момент может вам сказать, что все понял, все услышал, все осознал и даже может попросить прощения у вас, на самом деле он так скажет только затем, чтобы избежать наказания. Лучше всего использовать спокойный, твердый и уверенный тон в голосе и при этом быть в зрительном контакте. Дети отлично считывают родительские эмоции по одним расширенным зрачкам и раздутым ноздрям. Вы можете не кричать, а говорить спокойным голосом, но при этом на лице все будет написано, и ребенок и так почувствует, что вы злитесь на него, или рассержены или раздражены.

4. Отрицание.

Восприятие ребенка такого, что частицу «не» оно пропускает мимо ушей. Запреты родителей: «Не стучи», «Не лезь», «Не трогай», «Не бери», «Не беги» и т.п. воспринимаются без этой частицы, т.е. наоборот. Ребенок трогает, лезет, берет, бежит. Родителям важно учиться строить фразы-предупреждения без частицы «не», заменять их на следующие: «Иди спокойный шагом», «Говори тише», «Обойди лужу», «Спустись, пожалуйста», «Будь аккуратным» и т.п. Предлагайте детям альтернативу или игру. Например, кто тише закроет дверь, кто быстрее обойдет лужу по бордюру и т.п.

5. Ожидание быстрых изменений.

Дети воспринимают сказанное с задержкой в несколько секунд, т.е. не так быстро, как взрослые. Произвольное внимание формируется только к 6-7 годам (когда усилием воли мы можем выбирать между тем, что хочется и интересно и тем, что надо). Т.е. если мама попросила одеться, потому что надо идти к врачу, а ребенок в это время увлеченно играет с машинкой или куклой, то он в принципе не бросит свое занятие в ту же секунду. Желательно дать ему немного времени, как минимум 5 минут, чтобы завершить свою игру и переключиться. Или, например, после долгой прогулки домой не можете снять ребенка с качели или горки. Необходимо дать ребенку время и договориться, что он может съехать с горки какое-то количество раз, и дальше ваша просьба будет выполнена.


Если в общении с ребенком возникают сложности и вам нужна профессиональная помощь и поддержка, то приглашаю на индивидуальные и семейные консультации.

Рада быть полезной!

Ольга Левко, психолог

Психолог Татьяна Чернева: Что делать, если ребёнок не слышит с первого раза?

Практически каждый родитель сталкивается с проблемой неоднократного повторения своих просьб ребёнку. «Иди есть», – а ребёнок продолжает увлечённо играть.

– Иди есть, повторяет мама, и звук голоса становится громче.

– Ты, что не слышишь, я тебе уже 100 раз повторила, – окрушается она, теряя самообладание.

Так почему же ребёнок «не слышит», а вернее даже сказать «не слушает» вас?! В чём причина проблемы и как её решить, давайте разбираться.

Представьте себе, что вы убираете квартиру, и неожиданно за окном раздаётся рычание. Вы прекращаете уборку, подходите к окну, изучаете источник звука. Увидев, что рабочие обрезают деревья, возвращаетесь к домашним делам. Больше звук за окном не отвлекает вашего внимания, вы поняли, что какое-то время он будет нарушать тишину, а вскоре не будете его замечать.

Теперь вернёмся к ребенку. Как часто мы ему что-то говорим, но при этом наши слова не несут за собой ощутимых последствий? Если в вашем доме такое случается часто, то ребёнок начинает относиться к вашим словам так, как вы к обрезаемым за окном деревьям. Закладывается такая модель, к сожалению, очень рано! И когда мы уже хотим от ребёнка всё же выполнения наших просьб, она успевает прочно закрепиться в его восприятии. Дальше мы естественным образом начинаем сначала раздражаться, потом злиться, потом сотрясать воздух упрёками, но опять же, до ребёнка не доходит за всем этим «шумом» суть ситуации! Когда же и как мы ошибаемся? Пока ребёнок совсем маленький, только начинает ходить, мы ему говорим, к примеру, «подай маме игрушку!», но его внимание уже улетело к стайке весёлых воробьев, и мама сама берёт игрушку. Что стоило сделать? Да просто вновь привлечь внимание к игрушке! Даже если вы её взяли, то отдавая её в детские руки заинтересованного всей этой ситуацией, вы уже делаете ваши слова значимыми, связанными с действием, а не абстрактным «белым шумом» на фоне.

Если такая модель у ребёнка уже сформировалась, не отчаивайтесь. Проблема решаема, хотя и не сразу. Первоначально ваша попытка придавать словам вес и значение действием вызовет детский протест. Ребёнок надеется оставить все как есть и будет искать лазейку. Но, если вы сможете быть последовательны в своих шагах — всё получится!

Вот несколько правил, которым можно следовать для исправления ситуации:

Правило 1. «Зрительный контакт»

У маленьких детей мозг может концентрироваться на решении только одной задачи. Если малыш поглощён игрой, а вы зовёте его к обеду, не стоит раздражаться, что она вас не слышит, он не способен на это. Прежде, чем озвучивать свою просьбу, ВАЖНО установить зрительный контакт с ребёнком и переключить его внимание на себя. Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка, ещё лучше взять его за руку. Обратитесь к нему по имени: «Саша, посмотри на меня», «Лена, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 лет полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаёшь сам себе, выполнять гораздо приятней.

Правило 2. «Одно задание»

Дети не всегда могут отследить последовательность родительских просьб. «Возьми стакан, поставь в раковину, а потом вытри стол или разденься, вымой руки и иди кушать». Дети не могут запомнить весь алгоритм действий и застревают на каком-то этапе. Разбейте сложные задачи на простые. Озвучивайте ребёнку одно задание: «Убери стакан», и если оно выполнено, переходите к следующей просьбе.

Правило 3. «Говорить на понятном языке»

До 7 лет дети не владеют абстрактным мышлением. И если в своих диалогах родители используют фразы типа: «Ты долго будешь ещё ворон считать?», то маленький ребёнок не понимает, что в этой фразе мама побуждает его к действию. Говорите на понятном и родном для ребёнка языке, так, чтобы он смог вас понять.

Правило 4. «Здесь и сейчас»

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не подходи к старшему брату, не бери его конструктор! Ты уже забыл, как тот расквасил тебе нос, хочешь получить от него ещё раз?.. и т. д.».

Понятно, что у родителя, что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребёнка. Но выслушивая длинную нотацию, малыш только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идёт речь. Не стоит припоминать ребёнку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Так, кстати, вы формируете у маленького человека катастрофическое мышление. Дети живут «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Нельзя ломать постройки брата». После этого переключить внимание малыша, поиграть с ним прятки, догонялки, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило — если не можете изменить поведение ребёнка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, выделите для старшего ребёнка специальное пространство для игры, где ему никто не помешает.

Правило 5. «Быть последовательными»

Не кричите на детей, кроме страха , тревоги, плохого настроения, злости и обиды вы не вызываете у него ничего. Он привык к вашим просьбам, как к звуковому фону за окном. А после собственных эмоциональных всплесков, скорее всего, вас будет охватывать только вина и стыд за «невзрослое» поведение.

Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребёнок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

Правило 6. «Предупреждайте заранее»

Дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести не может. Давайте малышу «временной» запас.. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если сын «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

Правило 7. «Напомнить заранее»

У детей очень развита зрительная память поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трём ситуациям. Каждое мытье рук ребёнок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

Правило 8. «Побудить к желаемому действию»

Наш мозг устроен очень интересно, он схватывает то, что услышал и немедленно побуждает к этому действию, при этом частица «не» неслышна для ребёнка. «Не ходи по луже!» звучит, как заманчивое предложение испробовать её глубину. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику».

Правило 9. «Не одергивать»

Сколько раз я слышала, как неугомонные мамы то и дело поправляют ребенка. «Стой, там собака», «Не упади», «Не запачкайся» – и так целый день. В какой-то момент уставший от давления ребёнок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон». Попробуйте посчитать, сколько раз за прогулку вы делаете ребёнку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

Итак: не нужно негатива! Переключайте, заинтересовывайте, мотивируйте ребёнка, но! И ПОМНИТЕ, СЛОВА ДОЛЖНЫ ПОДКРЕПЛЯТЬСЯ ДЕЙСТВИЕМ! Именно тогда они обретают смысл и значение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *