Ребенок не ест в садике, что делать?

Психологические причины, из-за которых ребенок отказывается от еды

Мало какой малыш с удовольствием кушает в первые дни своего пребывания в садике. Вначале ему необходимо привыкнуть к новому месту и незнакомым людям, которые его окружают. Иначе говоря, адаптироваться. Адаптация – одна из главных причин отказа ребенка кушать. Родители должны понимать, что резкая смена обстановки – это всегда стресс для малыша. Основные причины детского стресса в данном случае таковы:

  • Ранний подъем. В домашней обстановке ребенок мог просыпаться тогда, когда он выспался. В детсад его будят насильно и очень рано. Понятно, что детский организм и психика должны приспособиться к новому для него режиму. Пока же этого не произошло, малыш будет капризничать и отказываться от еды;
  • В детском саду много новых игрушек, которые могут быть интересны малышу. И пока он такими игрушками «не наиграется», ребенок, скорее всего, будет отказываться от еды, считая, что детсадовские завтраки и обеды мешают ему играть;
  • Слишком много ровесников. Дома малыш большей частью общался лишь с родителями, братом или сестрой, бабушкой и дедушкой или двумя-тремя ровесниками в песочнице во дворе. В детсаду круг его общения значительно расширился. Теперь его окружает множество сверстников. В первые дни своего пребывания в садике ребенок будет пытаться установить с ними отношения и, что называется, найти свое место в коллективе. Это – сложный психологический процесс, требующий много сил, и потому малыш может отказываться от еды;
  • Обычно, особенно в первые дни пребывания в детском саду, ребенку кажется, что его мама ушла и больше никогда не вернется. При этом никакие уверения, что мама обязательно его вечером заберет, на малыша не действуют. Так устроена детская психика. Ясно, что в таком состоянии малыш просто не может кушать, как следует;
  • Ребенок привык слушать только маму, и не желает слушаться воспитательницу. По этой причине он также может отказываться от еды в садике;
  • Будучи дома, малыш привык, что перед началом приема пмщи ему всегда рассказывают сказку, читают книжку или показывают мультфильм. По понятным причинам никто в детском саду специально для него этого делать не будет. В результате ребенок, не дождавшись сказки или любимого мультика, может отказаться есть;
  • Отказываясь кушать, малыш тем самым пытается манипулировать родителями. Он прекрасно осознает, что отказ от еды заставит родителей переживать и тревожиться, и они постараются забрать его как можно раньше, а то и вовсе не приводить больше в детсад. Такое проявление детского эгоизма далеко не единственное в данной ситуации. Другими эгоистическими проявлениями могут быть ежеутренние детские истерики, попытки бежать вслед за мамой, когда она оставляет ребенка в детском саду и т. д.

Это – лишь основной и самый общий перечень психологических причин, из-за которых малыш может отказываться кушать. Поскольку всякий ребенок – личность, то у каждого из малышей могут быть индивидуальные причины для отказа. Об индивидуальных особенностях характера ребенка родители должны уведомить воспитателей. Что касается воспитателей, то, соответственно, они обязаны учесть эту важную родительскую информацию, и постараться по мере возможности учитывать ее в процессе общения с ребенком.

Другие причины, из-за которых ребенок может оказываться от еды

Помимо психологических моментов и нюансов, дети могут оставаться голодными в детском саду и по другим причинам. Вот лишь самые распространенные из таких причин:

  • Ребенок очень избирателен в еде, и ему не нравятся детсадовские блюда. Сюда же можно отнести и то, что ребенок просто боится пробовать ту еду, которая ему не знакома. Если малышу исполнилось 2-3 года, то в силу возраста у него еще не успели сформироваться какие-то предпочтения в еде. В этом случае через несколько дней он привыкнет к новым для него блюдам. Если же ребенок впервые попал в детсад в 4-5-летнем возрасте, то привыкать к незнакомой пище он будет дольше и тяжелее;
  • Отказываясь есть, ребенок таким образом выражает протест. Такой детский «бунт» обычно бывает в нескольких случаях: малыш недавно поступил в садик, у него поменялась воспитательница, к которой он успел привыкнуть, его перевели в другую группу, ему не разрешили играть любимой игрушкой и т. д.;
  • Малыш оказывается от еды, потому что плохо себя чувствует: у него простудное заболевание, болит живот, шатается зуб и т. д.;
  • У ребенка врожденная аллергия на те или иные продукты. Об этом родители обязательно должны предупредить воспитателей перед тем, как отдавать малыша в детский сад;
  • Малыш мало ест по причине своих врожденных особенностей, и потому не в состоянии съесть все то, что ему предлагают в детском саду. Особенно это присуще детям, у которых маленький рост и вес, а также спокойный характер;
  • Будучи дома, ребенок привык к другому, чем в садике, режиму питания. Другими словами, в детсаду он не хочет кушать, когда ему предлагают, и хочет – когда это невозможно. Сюда же можно отнести и то обстоятельство, когда в домашних условиях малыша кормят не по режиму, а тогда, когда он попросит или когда это удобнее родителям;
  • Ребенок не умеет самостоятельно кушать ложкой. Прежде чем определить малыша в детский сад, родители в обязательном порядке должны научить его пользоваться ложкой и другими столовыми приборами. Если по каким-то причинам этого сделано не было, то почти наверняка малыш будет в садике голодать. Может так случиться, что воспитательница, занятая другими детьми, просто не обратит внимания на малыша-неумеху, чтобы его покормить;
  • Ребенка кормят перед тем, как отвести в садик. Понятно, что в этом случае малыш вряд ли станет кушать детсадовские блюда. Точно так же он не будет есть и тогда, когда родители набивают его карманы печеньями и конфетами «для перекуса»;
  • Ребенок плохо ест потому, что на него влияет время года. Известно, что летом дети растут быстрее, чем в зимнее время, а потому и кушают они летом с большим аппетитом, так как им необходимо больше энергии для роста;
  • Малыш чрезмерно подвержен природным биоритмам. Подверженность природным биоритмам – особенность многих людей, как взрослых, так и детей. По этой причине некоторые люди (в том числе и дети) могут не испытывать голода утром или вечером или – в это время кушать лишь какую-то определенную пищу, а не все, что им предлагают;
  • Ребенок может быть не голоден в силу своего спокойного характера и, как следствие, малой физической активности;
  • Процесс, связанный с едой, вызывает у малыша неприятные ассоциации. Это может быть в тех случаях, когда дома его часто ругают за то, что он не умеет вести себя за столом, плохо ест, роняет пищу на стол или на пол и т. д. В этом случае в саду ребенок также подспудно будет ожидать строгих замечаний и упреков, и, соответственно, мало кушать;
  • Малыш может плохо кушать из-за непоседливости и любопытства. Дети-непоседы не могут сидеть за столом долгое время, часто отвлекаются, шалят, что называется, заглядывают в чужие тарелки. Из-за этого они часто остаются голодными не только сами, но и мешают кушать другим;
  • Может случиться и так, кто кроха элементарно не наедается детсадовской едой. Причины здесь могут быть разными: некалорийная или плохо приготовленная еда, маленькие порции и пр.;

Опять-таки следует еще раз отметить, что это – далеко не все причины, из-за которых дети могут отказываться от еды в садике. Очень многое зависит от психологии, характера и физических особенностей каждого конкретного малыша.

Читаем также: Памятка родителям: 20 причин, почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать (часть 1)

Что делать, чтобы малыш кушал

Если говорить в общем, то ответ на этот вопрос очевиден. Чтобы ребенок не отказывался в садике от еды, необходимо выявить и устранить причины, по которым он не хочет (или не может) кушать. О причинах уже было сказано. Поговорим о том, как их можно устранить:

  • Перед тем, как отдать ребенка в садик, надо научить его самостоятельно пользоваться ложкой и другим предметами, которые применяются за столом. Ребенок, наученный пользоваться столовыми приборами, в психологическом плане чувствует себя намного уверенней, а потому и кушать он будет охотнее. Читаем о том, как научить ребенка пользоваться ложкой;
  • Необходимо постараться, чтобы дома у малыша был примерно такой же режим дня, как и в саду. Другими словами, кормить и укладывать спать малыша надо в то же самое время, что и в садике. Приспособившись к одинаковому режиму, ребенок приобретет привычку завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время, в результате чего он охотней станет кушать в детсаду;
  • В домашнее детское меню следует вносить разнообразие, стараясь, чтобы некоторые блюда были похожи на те, которыми малыша кормят в детском саду. Привыкнув к разнообразию блюд, ребенок перестанет бояться незнакомой еды, и в результате начнет кушать не только дома;
  • Следует всячески стараться, чтобы завтраки, обеды, полдники и ужины вызывали в малыше приятные ассоциации. Ни в коем случае не надо торопить ребенка во время еды и, тем более, критиковать его за неловкость и неумение. Наоборот, каждый детский успех надо стараться хвалить. Это выработает в ребенке уверенность в том, что он все делает правильно. Давно известно, что уверенный в себе человек ест гораздо больше и с большей охотой, чем неуверенный, запуганный и закомплексованный. Однако в данном случае надо соблюдать меру в том смысле, чтобы не превратить процесс еды в развлекательный аттракцион, иначе ребенок может это воспринять как должное, и в дальнейшем не захочет есть без развлечений;
  • Если малыш «бунтует» (отказывается от еды), чтобы вызвать у родителей жалость с тем, чтобы они не отводили его в детсад, то в этом случае убедить его, что детсад – это его работа (как и у мамы с папой);
  • Уважительное отношение к чужому труду – еще один способ убедить малыша в том, что ему обязательно надо кушать. Крохе следует объяснить, что тетя повар готовила еду именно для него, и если он откажется кушать, то тем самым ее обидит. Очень полезно время от времени показывать ребенку, как готовится то или иное блюдо;
  • Не надо кормить малыша перед тем, как отправлять его в детский сад;
  • Когда ребенок находится в садике, полезно сажать его за стол с теми детьми, которые не отказываются от еды. Малыш будет брать с них пример, и в результате очень скоро научится есть так же, как и другие дети;
  • Не следует забирать малыша домой раньше с тем, чтобы он обедал или ужинал дома. Пускай он привыкает кушать в коллективе, беря пример с тех сверстников, которые едят хорошо;
  • Если ребенок не захотел кушать в садике, то не надо на этом зацикливаться и делать трагедию, ругая малыша. Лучше сделать вид, что ничего страшного не произошло. Пока малыш не привыкнет кушать в детсаду, полезно беседовать с ним на темы о том, чем их сегодня кормили и что из еды ему понравилось;
  • Если малыш не наедается детсадовской пищей, то в этом случае необходимо кормить его завтраком перед тем, как отвести в детский сад, также кормить после детсада. Следует также поговорить с заведующей и поваром о том, чтобы какие-то блюда заменить другими. В настоящее время во многих детсадах родителям разрешается приносить в детсад домашнюю, дополнительную еду;
  • В случае детского «бунта» (отказа от еды) ребенку необходимо уделять как можно больше внимания, задавать ему всяческие вопросы о том, как обстоят дела в садике, внимательно выслушивать его ответы, старясь таким образом определить, из-за чего именно малыш отказывается от еды. В случае, если ситуация вам покажется серьезной, разумно будет проконсультироваться с детским психологом.
  • Если выяснится, что малыш, в силу своих психологических особенностей, не сможет привыкнуть к детсадовской обстановке, следует подумать о том, чтобы забрать его из детсада, и отвести его обратно лишь через год-полтора. Либо – нанять ребенку частную няню;

Как помочь ребенку адаптироваться

Чтобы малыш начал нормально кушать в детском саду, ему надо привыкнуть к новой для него обстановке. Иначе говоря, адаптироваться. Разумеется, многое зависит от самого малыша, его психологии, состояния здоровья и т. д. Но, вместе с тем, существует немало общих правил, учитывая которые, родители помогут своему ребенку быстрее и безболезненней пройти период адаптации.

  1. Во-первых: к детсаду малыша необходимо заблаговременно готовить. В данном случае речь идет не столько материальной подготовке (покупке новой одежды, коляски, на которой малыша будут возить в садик и пр.), сколько моральной помощи крохе. Ребенку надо заранее объяснить, что скоро в его жизни произойдут изменения, то есть, он пойдет в детский сад. При этом малыша всячески надо убеждать, что никто там его надолго не оставит и обязательно заберет домой, что там будет много интересных игрушек, новых друзей и т. д. Поверив вам, ребенок с большей охотой пойдет в детский сад, и намного быстрее привыкнет к новой для него обстановке и новым людям.
  2. Во-вторых, самим родителям также необходимо привыкнуть к тому, что их кроха какое-то время будет от них далеко. К этому родителям также надо готовиться заранее. Кроме того, родителям, прежде чем отдать своего малыша в садик, необходимо как можно ближе познакомиться с воспитателями, директором, поваром и другими людьми, которые работают в садике. И если случится так, что кто-то из этих людей родителям по каким-то причинам не понравится, то лучше будет поискать другой детсад. Почему так – понятно: та нервозность, которую мама и папа всякий раз будут испытывать, каждодневно отдавая своего малыша в руки людей, которым они не доверяют, обязательно передастся ребенку, и тогда ему адаптироваться будет намного сложнее.
  3. В-третьих, собственно сама адаптация. Вначале малыша нужно оставлять в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Затем – на час или два больше. Затем, в зависимости от того, как ребенок чувствует, можно оставлять уже на весь день. Каких-то конкретных сроков здесь не существует: многое зависит от самого малыша. Если позволяют условия, то в первые дни маме можно оставаться в садике вместе с малышом.

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно запастись терпением. Ни в коем случае не следует оказывать на кроху давление и стараться ускорить процесс адаптации. Обычно дети, в зависимости от особенностей характера, привыкают к детскому саду, начиная от срока в две-три недели и заканчивая месяцем-двумя. Очень важно, чтобы в период адаптации дома была благожелательная и спокойная атмосфера. В этом случае малыш, набравшись за день новых для него впечатлений, дома сможет спокойно отдохнуть, что поможет ему привыкнуть к новой для него обстановке.

Читаем также: Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Если ребенку не нравится детсадовская еда

Какао с пенкой вызывает отвращение, манная каша кажется похожей на клей, а один лишь запах тушеной капусты провоцирует тошноту. В этой ситуации кроху поймут не только другие дети, но и взрослые, ведь очень многие ненавидят еду из общепита. Попробуйте ребенка приучить к этой пище – в выходные дни, когда он дома, готовьте меню, близкое к садовскому, а это:

  • Каши молочные: геркулесовая, гречневая, пшенная.
  • Супы: картофельный с крупой, молочный с крупой или вермишелью, картофельный с фрикадельками, суп с бобами, борщ.
  • Второе: котлеты, тушеная рыба, жаркое, плов, солянка.
  • Гарнир: капуста тушеная, картофельное пюре, овощная икра, макароны, крупы.
  • Ужин: запеканки, тушеные овощи (свекла, тыква).
  • Напитки: чай, компот, какао с молоком, напиток лимонный, кефир, цикорий.

Конечно, полюбить все вышеперечисленные блюда не сможет ни один ребенок. Ничего страшного, если он откажется от горохового супа, но с удовольствием съест котлету и пюре.

Читаем также:

  • Ошибки родителей, из-за которых ребенок не хочет ходить в детский сад
  • Что должен уметь ребенок перед детским садом — 4 полезных навыка
  • 7 навыков, которые должен освоить ребёнок перед детским садом

Причины отказа от еды в детсадовском заведении

Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: с какого возраста можно отдать маленького ребенка в ясли?

Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:

  • адаптация к новому образу жизни и окружению;
  • непривычное для ребенка питание и избирательность в еде;
  • кроха не голоден;
  • неумение кушать ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой по советам Комаровского?);
  • метод манипуляции взрослыми.

Адаптационный период

Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:

  1. Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
  2. Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
  3. Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
  4. Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения «мама вернется», не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
  5. Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
  6. Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов — например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: период адаптации в детском саду

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок идет в детский сад — готовим к социальному периоду

Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.

Разновидность манипуляции

Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.

Избирательный аппетит и непривычные блюда

До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.

Случается и такое, что ввиду личных особенностей малыш и дома перебирает в еде, плохо ест. В результате в детском саду кроха тем более будет чувствовать себя неловко, так как не сможет попросить что-нибудь другое, а должен будет кушать то же, что и все дети. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок плохо ест

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить маленького ребенка есть твердую пищу?

Считается, что избирательность в еде — проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.

Болезнь и плохое самочувствие

Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась — например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.

Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.

Другие возможные причины нежелания кушать в саду

Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:

  1. Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
  2. Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
  3. Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
  4. Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
  5. Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
  6. Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
  7. Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
  8. Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество — важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка ходить в садик без слез, если он туда не хочет?

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду — кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек — проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что говорит Комаровский о том, что делать, если ребенок плачет в садике?

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

Чтобы у крохи не пропадал аппетит в детском саду, не следует кормить его перед выходом. Организм не успеет потратить такое количество калорий, чтобы проголодаться и захотеть есть. Также не стоит давать ему с собой конфет и других вкусностей для перекуса — он только перебьет аппетит и впоследствии останется голодным.

Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

Именно по этим причинам Ваш ребенок категорически не хочет есть в детском садике

Проблемы…проблемы..проблемы… Ребенок пошел в садик и опять они! Почему малыш не хочет кушать в детском саду — над этим часто ломают головы десятки родителей. Давайте выясним некоторые причины и вместе разберемся.

Все детки разные. Они отличаются по возрасту и степени речевого, психического развития и даже по темпераменту. Одни малыши уже могут сходить в туалет, переодеться и поесть без посторонней помощи, а другие ещё не научились отрабатывать навыки самообслуживания (4 полезных навыка перед детским садом). У всех детей разные родители, каждый из которых воспитывает своего ребёнка по-особенному. Всё это влияет на уровень тяжести и длительность периода привыкания к детскому саду, в течение которого ваше любимое чадо может отказываться от еды. Психологи-педагоги выделяют три группы причин этой проблемы:

  1. Физиологическая (в рамках нормы) адаптация малыша к порядкам детского сада.
  2. Ошибки со стороны родителей или воспитателей.
  3. Тяжёлая адаптация (за пределами нормы).

В детских садах есть отработанная и поддерживаемая воспитателями схема постепенного привыкания малыша к группе. Сначала ребёнка оставляют в группе на 2–3 часа, и с каждым днём время пребывания увеличивают. Большинство детей остаются в саду на целый день уже на 3–10 сутки.

Нам кажется, что этого времени достаточно для адаптации. Но в действительности многие родители сталкиваются с изменением поведения малыша. Это могут быть беспричинные (по мнению взрослых) капризы, тревожный сон, прерывающийся частыми пробуждениями и истошным плачем, истериками. Ситуацию усугубляют простуды, которые раньше не беспокоили так часто. А теперь воспитатель, провожая ребёнка в раздевалку, заявляет, что ваше чадо в детском саду не ест. Что же делать? Мы расскажем, как решить эту проблему правильно.

Как воспринимает детский сад ваш малыш

Дети, которые впервые пошли в сад, ещё не научились формулировать свои ощущения и мысли. Мы попробуем сделать это за них. А вариантов, что могут думать малыши о детском садике, масса. Вот некоторые из них:

1. Я пришёл в садик только поиграть! В формировании такого отношения к саду обычно виноваты сами родители. Они затягивают адаптационный период, желая сделать его максимально безболезненным. Но всё выходит иначе. Сначала мамы приводят детей после плотного домашнего завтрака прямо на детсадовскую игровую площадку. А оттуда они их забирают через пару часов домой, где дают хорошо пообедать. У ребёнка формируется представление, что «детский сад — это место для весёлых игр». В дальнейшем он отказывается от предложенной еды, даже не подходя к обеденному столу.

2. Меня разбудили, а я хочу спать. Есть я не хочу! Дневной сон нужен всем деткам. А в саду после него положен перекус. Но если ребёнок не приучен к такому распорядку дня, то от еды после сна он будет отказываться. Сформировать похожий режим мама может ещё дома.

3. Я не буду есть кашу, потому что я вкусно поел дома. А в кармане у меня припасены сладости. Мамы не хотят, чтобы малыш уморился от голода в детском саду в ожидании завтрака. Поэтому с утра его кормят дома, а ещё хуже — дают немного сладкого, чтобы «заморить червячка». После лёгкого перекуса ребёнок откажется от завтрака, а затем ему придётся слушать голодное урчание в животе вплоть до обеда.

4. Я не буду кушать, чтобы успеть поиграть во все игрушки. А их здесь так много! Обычно так думают дети, которые посещают сад всего несколько дней. Изучение новой обстановки и обилие незнакомых игрушек отнимают у них всё время. Разве тут до еды?

5. Прямо сейчас я есть не хочу. Может, захочу через две минуты, а может… потом ещё через десять… Так рассуждают дети, у которых сформирована нехорошая привычка перекусывать на ходу. Если они дома отказываются от обеда, родители всё равно не оставят их голодными: что-то да дадут перекусить прямо средь игры. Зачем есть сразу всё, что подают, если яблоко, печеньице или стакан сока появятся по первому требованию?

6. Я очень устал. Привыкание к новому порядку отнимает у ребёнка много сил. Тут в равной степени страдают и холерики, и флегматики. Первым приходится сдерживать себя, ведь воспитательница не мама — не пошалишь как дома. А вторым приходится себя поторапливаться, чтобы за всеми поспевать. Всего за несколько часов у малыша пропадают силы, и уже за обеденным столом он будет еле-еле ковыряться ложкой в тарелке супа, вспоминая, как ему хорошо было дома с мамой. Но есть вариант хуже: ваше чадо будет плакать или просто уснёт за обедом вместо того, чтобы кушать. Тяжелее всего приходится детям, которые поздно ложатся спать: им приходится наспех выбираться из тёплой постели и отправляться не отдохнувшими в сад.

7. Мама меня бросила навсегда! Да, мама несколько раз повторила своему чаду, что она вернётся. Но малыш всё равно расстался с ней навсегда. Это нормально, что он так думает: в этом заключается особенность психики деток 2–3 лет. После такого горя аппетит исчезает. Ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть, что родители уходят и приходят. Многое зависит также от его умения понимать взрослую речь, общаться и доверять. Психологи советуют приучать ребенка не бояться ухода мамы или папы. Для этого на некоторое время детей нужно оставлять у бабушек, других родственников или друзей.

8. Я буду слушаться только маму, а не эту тётю. Малышу нужно помочь усвоить, что воспитательница — это не посторонний человек. Ей нужно доверять, а тем более — слушаться. Если ребёнок этого не поймёт с помощью родителей, то ему будет тяжелее, потому что доходить до этого придётся, изучая поведение других ребят. А пока он не начнёт слушаться, накормить его в саду будет нелегко.

9. Тётя, которая заставляет меня кушать, очень злая. Меня от страха уже тошнит. Нет повода «обижаться» на воспитателей, не заставляющих малышей все доедать в период адаптации. Пусть он не доел, но зато его не вырвало. Через несколько дней аппетит придёт, а вот избавиться от привычной рвоты было бы сложнее.

10. Если я не буду кушать, то тётя позвонит маме, а она меня сразу заберёт домой. Так бывает часто. Мама еще не вышла из декретного отпуска на работу, и ей пока нетрудно забрать малыша домой в обед, чтобы накормить. Но дети быстро привыкают к хорошему…

11. Я не буду есть, чтобы в меня влезла вкуснятина, которую мне даст мама. Вспомните первые мысли, которые посетили вас после того, как воспитатель сказал, что малыш совсем не ест в детском саду. Конечно, вы решили накормить его за весь день! И обязательно только любимыми блюдами, ведь он так голоден! Что будет потом?… К хорошему дети так быстро привыкают… Как же поступить? Вместо того чтобы сразу отправиться есть, погуляйте на улице минимум час. Ребёнок попросит покушать, на что вы удивлённо скажете: «Разве ты не ел вкусную еду в садике? Ай-ай-ай… Я завтра хотела после сада пойти с тобой в парк. Если ты хочешь покататься там, не забудь хорошо покушать перед этим».

12. Дома я сижу на высоком стуле и за большим столом! Да, дома всегда лучше, чем в гостях. И не только детям. Это пройдёт само.

13. Это не моя любимая тарелка, ложка тоже неудобная… И к этому все детки быстро привыкают.

14. Я не хочу пить из кружки, мне нужен мой поильник (или ещё хуже — бутылочка)! Будет проще и вам, и ребёнку, если вы своевременно перестанете давать соску и научите малыша пользоваться посудой «для взрослых».

15. Очень интересно, что в тарелке у других? А что у них лежит в кармашках? Любопытство для детей — хорошее качество, помогающее гармонично развиваться их психике. Но оно очень мешает спокойно кушать. Придётся ждать, когда малыш подрастёт, и его любопытство станет более умеренным. А пока особо любопытных будет «приструнивать» воспитательница.

16. Разве меня не покормят сами? Лениться любят все, даже те, кто умеет пользуется ложкой. Но проверить всё равно надо: может быть, если отказаться кушать самостоятельно, то тётя покормит сама? Ведь с мамой это хорошо работает.

17. Я не буду есть без мультиков! Как нет телевизора? Ну, расскажите сказку, что ли… Да, игровые элементы во время приёма пищи используют даже сами воспитатели: «посмотрим, кто сегодня первый съест весь суп», или «съешь ещё ложечку за маму», или «цветочки будет поливать тот, у кого чашка первой станет пустой». Но нужна мера. Тем более мультики во время обеда мешают детям качественно прожёвывать пищу, при этом выделяется меньше пищеварительных соков. Всё это повышает риск несварения желудка.

18. Что это? Это совсем не то, чем кормит меня мама! Да, с этим не поспоришь. Но меню детского сада разработано специалистами с учётом потребностей малышей этого возраста. Там дают только полезную еду, которая укрепляет и поддерживает здоровье, а не жареную картошку. Но выход есть. Если мама дома будет включать в рацион ребёнка детсадовские блюда, то адаптационный период будет протекать легче. Познакомиться с технологией их приготовления можно в том же садике.

19. Мне мало соли! И сахара тоже. Я не ем лук и морковку. Запеканку тоже! Я не буду это есть никогда. Излишняя избирательность ребёнка в еде обычно связана с недостатком воспитания. Помните, что дети во всём копируют родителей. А всё ли едят ваши домочадцы? Вспомните, наверняка у вас дома звучали такие фразы: «это не готовь, это невкусно», «я это буду есть только с кетчупом», «зелень не клади, она только для кроликов», «фу… убери пенку с молока». Список фраз вы можете закончить сами. Очень сложно объяснить маме, любящей малыша, что ему нужно давать полезную еду, чтобы быть здоровым. И если молоко полезно, то его надо пить. А как научить его пить, если этого не делает никто из родителей? Достаточно лишь с искренней улыбкой выпить стакан молока, чтобы ваше чадо отважилось сделать то же самое. Не нужно кривиться от отвращения, ведь это так легко — все лишь улыбнуться тому, что вы пьёте молоко.

20. Как классно мама отчитала тётю заведующую за то, что повара плохо готовят и не дают мне лимонад с колбасой, а воспитательница не кормит меня с ложки! Раз мама поругала её, значит, я прав, что не ем ни пудингов, ни суфле, ни салатов. А вот дома мама ещё папе пожалуется, и тогда он всему саду покажет! Представление о детском садике у ребёнка формируется на основании отношения к нему его родителей. Всё, что говорят взрослые, слышат дети, даже если что-то было сказано шёпотом. Ведь у них всегда «ушки на макушке». Поэтому обсуждать детсадовских работников, а тем более конфликтовать с ними при детях не стоит. Иначе ребёнок скопирует манеру поведения и больше есть в группе совсем не будет. Ведь он не может доверять человеку, которому не доверяет мама. А вдруг она ещё и обидится потому, что он послушал воспитательницу? Что же делать? Если уж не хвалить, как в случае с кружкой молока, то хотя бы не отзываться о садике и их работниках плохо в присутствии вашего чада. А все недовольства можно будет выразить лично или на родительском собрании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *