Ребенок 17 месяцев развитие

Физическое развитие

К 17 месяцам малыш уже успел превратиться в «хозяина дома». Прошло время, когда он только ползал. Теперь он может вставать, самостоятельно «путешествовать» по квартире. Обязательно укладывайте его поспать днем, ведь активный образ жизни нужно сочетать с хорошим отдыхом. Ночью дети уже спят гораздо лучше, ведь успевают устать за целый день. Все больше времени они проводят на ногах, а значит, крепнут мышцы и кости.

Сейчас обратите внимание на питание ребенка. В рационе должно быть достаточно кальция, молочных продуктов и фруктов. Продолжается развитие внутренних органов, они увеличиваются в размере, некоторые функции меняются. Малыш уже не нуждается в материнском молоке – давно пора перевести его на твердую пищу. К этому возрасту вырастает 10-15 молочных зубов.

Кстати, для крохи в 1 год и 5 месяцев отлично подходят игры с мячом. Это помогает развивать моторику, подвижность пальчиков. Множество простых игр вы можете предложить ему дома и на улице. Научите его играть в «футбол», подбрасывать и ловить мячик. Это полезные упражнения для всего опорно-двигательного аппарата.

Что уже умеет малыш?

К этому возрасту кроха многому научился:

  • стоять, ходить самостоятельно;
  • играть с мячом, кубиками, машинками, куклами;
  • садиться, вставать;
  • открывать, закрывать дверцы;
  • перешагивать через предметы на полу;
  • держать ложку, кушать.

Это немало, тем более что многим вещам вы его не учили. Дети очень хотят скорее стать самостоятельными. Они повторяют многие движения за родителями. Обратите внимание: теперь ребенку все интересно потрогать, посмотреть, он везде хочет забраться. В доме должно быть безопасно – не оставляйте ножи, острые предметы там, где кроха может на них напороться при игре, убирайте подальше все мелкие предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.

В 1 год у детей еще плохая координация. Малыш только-только начал ходить, так что ему требуется помощь. Уже через 5 месяцев эта проблема практически уходит. К этому возрасту развитие координации шагнет далеко вперед. Малыш уже уверенно бегает.

Психическое развитие

Ребенку сейчас становится все интереснее изучать мир. У него появляется первый интерес к познавательной деятельности. Происходит быстрое психическое развитие, буквально каждый месяц малыш переживает что-то новое. Появляются бурные эмоциональные реакции. Дети сейчас не очень-то доверчивы к незнакомцам, так что приходящих в гости предупреждайте: если малыш боится, не хочет играть, не нужно его принуждать.

Ребенок становится все более самостоятельным, он уже не ищет маму по любому поводу, не нуждается в ежеминутном контроле. Ему интересно самому попробовать одеться, есть взрослую пищу, самому придумывать игры.

В 1 год и 5 месяцев самое время для начала обучения ребенка через игру. Психологи советуют родителям покупать побольше развивающих игрушек в этот период. Они помогают обогатить речь, стимулируют ее. Сейчас малыш может многому научиться, и через игру это очень легко сделать.

Дети начинают потихоньку взрослеть. Это невозможно не заметить. Повышается концентрация, малыш начинает действовать осмысленно. Психологи не советуют сейчас вмешиваться в ход игры или другой деятельности. Например, если малыш рисует, не пытайтесь исправлять картинку. Ему очень важно все делать самому и видеть результаты своей деятельности.

Что знает малыш?

Умеет и знает уже многое:

  • различает людей, узнает их по фото;
  • знает имена всех членов семьи, друзей;
  • имеет в словарном запасе около 20 слов;
  • различает и называет цвета;
  • может самостоятельно застегивать, расстегивать одежду на себе.

Кроме того, у ребенка в 17 месяцев уже хорошо развита способность понимать эмоции. Развитие эмоционального интеллекта началось практически с самого рождения и достигло определенного уровня. В этом возрасте малыши уже умеют сопереживать, подбадривают друг друга.

Детишки в этом возрасте хорошо чувствуют, как меняется настроение родителей. По лицу мамы малыш понимает, сердится ли она, нервничает или радуется. Сейчас происходит развитие мелкой моторики – мозг сам стимулирует интерес у ребенка к мелким движениям. Будут полезны всякие машинки, крупный конструктор, мячики, игрушки, которые нужно собирать.

Развитие речи

Для ребенка появление речи — совершенно естественный процесс. Он проходит больше подсознательно. Как только малыш начинает выговаривать слова, он быстро прогрессирует в речи. Новые слова появляются буквально каждую неделю. Развитие речи будет проходить до 5 лет, а после этого, как считается, ребенок уже вполне свободно владеет родным языком.

Сейчас малышу все еще удобнее объясняться с помощью жестов, криков, звуков. Многие мамы тормозят развитие речи, разговаривая с малышом на его языке, с искажением слов, сюсюканьем и т.д. Этого делать уже нельзя. Только правильная, грамотная речь должна звучать в доме – так вы стимулируете ребенка начать говорить.

У детей в 1 год и 5 месяцев хорошая память на слова. Обязательно контролируйте себя, иначе какие-то неприятные словечки могут прочно войти в обиход ребенка.

Девочки и мальчики теперь разные

Сейчас уже видны некоторые отличия психологии мальчиков и девочек. В 1 год и 5 месяцев они различаются по темпераменту. Девочки более чувствительные, ранимые. Малышка может долго плакать, если упадет, в то время как мальчик быстро забудет о падении и побежит играть.

Развитие девочек проходит быстрее в плане эмоций, сенситивности. Мальчики, наоборот, быстрее развиваются физически. Они более подтянутые, подвижные. Конечно, уже есть серьезные отличия предпочтений в плане игрушек и игр.

В 1 год и 5 месяцев мальчики делают попытки дружить с девочками. Многие интересуются конкретными девочками, обнимают их при встрече, дарят свои игрушки. Правда, чаще всего девочки не очень хорошо воспринимают таких маленьких «джентльменов». Но, конечно, родителям нужно поощрять уважительное отношение мальчиков к девочкам с ранних лет.

Малыш 1 года и 5 месяцев активно стремится к познанию мира, что ему весьма удается благодаря хорошей координации движений. Он не желает сидеть на месте, для него намного интересней прыгать и бегать. Если у ребенка не получаются какие-то вещи, освоенные его ровесниками, мамочка очень расстраивается. Чтобы не переживать понапрасну, следует помнить об уникальности каждого ребенка и непохожести на других. Знание ориентировочных норм развития в этом возрасте тоже не будет лишним.

Умения и навыки ребенка

Ребеночек 17 месяцев уже многое умеет делать на радость маме и папе (рекомендуем прочитать: что ребенок при здоровом развитии умеет делать в 5 месяцев?). Родители с умилением наблюдают, как он:

ИНТЕРЕСНО: что в норме должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев?

  • нарезает круги, бегает и скачет зайчиком, уверенно поворачивает на бегу;
  • шагает по ступенькам и через небольшие предметы;
  • забирается на стул или софу, кресло и спускается с них на пол;
  • старательно строит башенку из 4-5 кубиков;
  • ловит брошенный ему мяч и кидает его напарнику;
  • показывает пальчиком в книжке мышку, ежика, дерево или, к примеру, стол, безошибочно определяет их расположение.

Малыш получил несколько важных бытовых навыков:

  • просится на горшок (рекомендуем прочитать: как просто научить ребенка проситься на горшок?);
  • он хорошо держит во время еды ложку и очень старается кушать самостоятельно;
  • уже умеет пить из чашки.

Понаблюдать пристальнее за поведением малыша нужно в том случае, если он даже не пытается что-то делать из названного, хотя уже должен. Если же он откровенно пренебрегает обучением, то не стоит медлить с консультацией детского невролога.

Речевые навыки

Самое распространенное переживание родителей: крохе почти полтора года, а он толком не разговаривает, продолжая общаться на своем «птичьем» языке. Нет никаких причин для беспокойства. Ребенок 17 месяцев должен хорошо понимать речь, обращенную к нему, а заговорит он позже, и это абсолютно нормально.

В возрасте 1 года 5 месяцев ребенок должен:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок в 1,5 года: развитие, умения

  • показывать пальчиком, где ножки, где ротик, где глазки, где ушки;
  • различать игрушки по названиям и цвету, объединять их в группы и показывать по просьбе, где кубики, где цветочки, где шарики;
  • хорошо понимать и выполнять простейшие действия, как то «положи», «возьми», «принеси», «дай мне».

Внятная речь – сугубо индивидуальный показатель, здесь нет рецептов ускорения. Некоторые детки молчат до трех лет, а потом неожиданно «взрываются» и сразу начинают выдавать целые предложения. Таких детишек не так уж мало, но все же больше половины 17-месячных малышей умеют:

  • односложно выражать свои желания и эмоции: «дай», «нет», «да», «хочу», «не буду», «не хочу»;
  • знать имена членов семьи и показывать всех по просьбе;
  • относительно правильно и понятно произносить имена и слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «туту» (повторение слогов);
  • строить элементарные фразы, но озвучивать их на свой лад, несколько искаженно: «пойдем гулять» («айдем гаять»), «хочу кушать» («асю кусить»), «дай кашу» («дай касю»);
  • имитировать речь взрослого и копировать интонацию, но оставлять при этом нишу для своей собственной речи, понятной только ему и ему подобным.

Важно! Если ребенок молчит, не реагирует на обращенные к нему слова, не откликается и не называет предметы даже на своем языке, необходимо срочно показать его логопеду и ЛОРу.

Питание ребенка в 1 год 5 месяцев

Кормить ли ребенка грудью в таком возрасте, решает сама мамочка. Педиатры сходятся во мнении, что ограничений для грудного кормления по возрасту нет, а теория о вреде длительного кормления грудью для самого малыша и его развития – не более чем миф.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: чем рекомендуется кормить ребенка в полтора года?

Маминого молока уже недостаточно, ему нужно полноценное питание. Следует составить меню для малыша, разнообразить рацион питания, чтобы наверняка знать, что он наедается.

Примерный рацион питания ребенка 1 года и 5 месяцев:

1 день 2 день 3 день
Завтрак молочная рисовая каша 180 г, полстакана чая с молоком, 10 г пшеничного хлеба молочная манная каша 180 г, полчашки какао на молоке, ломтик хлеба 10 г с сыром молочная лапша 140 г, полстакана сладкого чая, фруктовое пюре 50 г
Обед овощной суп 100 мл, биточки из мяса на пару 40 г, гороховое пюре 90 г, пшеничный хлеб 10 г и настой шиповника 1 чашка (подробнее в статье: когда можно давать ребенку в прикорм гороховый суп?) суп-пюре из тыквы 100 мл, паровые кнели из курицы 40 г, яблочно-морковное пюре 90 г, черносмородиновый кисель 1 чашка и 10 г ржаного хлеба картофельный суп с горошком 100 мл, рыбное суфле 40 г, пюре из кабачков и тыквы 90 г, пшеничный хлеб
Полдник 100 мл кефира, детское печенье 100 мл простокваши, булочка 20 г 100 мл молока, 1 сухарик и яблочко
Ужин паровой омлет 50 г с сыром, каша гречневая 100 г, полчашки сладкого чая творожок с черносливом 80 г, пюре из картошки 90 г, полстакана чая с молоком свекольно-яблочное пюре 150 г, каша гречневая 100 г, полчашки настоя шиповника

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что приготовить на ужин для годовалого ребенка?

Такого питания можно придерживаться около 1 месяца, потом рацион следует сменить. Давать грудь ребенку надо перед отходом ко сну. Если грудное питание уже в прошлом, то на ночь крошке можно дать кефирчик или кипяченое молоко.

Развитие ребенка посредством игр

Речевые игры:

  • Побуждайте малыша говорить короткие слова, копировать звуки: «спой мишке песенку, а-а-а-а», «паровозик пыхтит, чух-чух-чух», «попроси у мамы ложку: дай, мама, дай-дай». Пусть он повторяет.
  • Попросите его сказать, как гавкает собака, как мяукает кошка и т. д. Потом обратная игра: кто говорит гав-гав, кто говорит ква-ква, кто говорит кар-кар, а ребенок должен назвать животное.

Логические игры:

  • «Выбери одно». Из разбросанных предметов выбрать, например, только желтые или только квадратные.
  • «Простой предмет». Вырезать из картона 2 фигурки и предложить ребенку сложить из них грибок, домик, дерево.
  • «По размеру». Попросить разложить пять предметов по уменьшению или увеличению их размера.

На внимание:

  • «Найди пару». Взять парные карточки. Половину разложить перед ребенком. Показать из второй стопки карточку и попросить показать такую же.
  • «По звуку». Спрятать музыкальную игрушку, малыш должен отыскать ее по звуку. Или может спрятаться папа/мама и позвать крошку.
  • «По признаку». Пусть из всех предметов в комнате ребенок соберет вместе круглые, или мягкие, или красные.

Для мелкой моторики:

  • «Золушка». Насыпать в коробочку горох и фасоль и предложить малышу рассортировать их по разным кучкам.
  • «Сюрприз». Завернуть «секрет» в многослойную ткань или бумагу, пусть малыш их аккуратно разворачивает.
  • «Бусы». Нанизать на шнурок или веревку кружки от пирамидки или фигурки с отверстиями.

В этом возрасте происходит невероятно активное развитие мозговой деятельности ребенка — чем больше мама и папа приложат усилий, тем лучшую отдачу они смогут получить. Развивать необходимо как мелкую, так и крупную моторику.

Лучшие игрушки в 1 год 5 месяцев

Игры должны быть включены в режим детского дня (рекомендуем прочитать: здоровый режим питания ребенка в 5 месяцев). Следите, чтобы в игрушках не было мелких элементов — сейчас ребенок чрезвычайно любопытен, а потому желание попробовать игрушку на вкус может закончиться трагедией. Самые полезные игрушки:

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: составляем режим дня для ребенка в возрасте 1 год и 3 месяца

  • Сортировщик. Ящик с окошками, куда надо складывать определенные фигурки.
  • Звуковые. Это и музыкальные инструменты, и игрушки с кнопками, при нажатии на которые они издают конкретный звук, имитирующий корову, собаку, кошку.
  • Конструктор. Важно, чтобы детали были насыщенными по цвету и большими по размеру.
  • Мячи из разного материала и разного размера. Нужна и корзина, в которую их можно бросать.
  • Пирамидки. Нужны и классические, и усложненные, в которых шайбы имеют более одного отверстия.

В 1 год и 5 месяцев ребенок хочет общаться с ровесниками. Прогулки на улице, песочницы, детские площадки, качели и будут способствовать его развитию.

ИНТЕРЕСНО: здоровое развитие ребенка в один год и два месяца

Особенности развития малыша в 17-месячном возрасте

Характерные особенности развития ребенка в один год и пять месяцев имеет свои отличительные черты. В этот период он становится настоящим хозяином своего дома, а каждое событие в семье происходит с его непосредственным участием.

Малыш в этом возрасте страшный непоседа, и порой кажется, что спрятаться от него практически невозможно. Некоторые психологи и педиатры считают, что в период 17-месячного возраста кроха должен постепенно приучаться к горшку, уметь держать и управлять ложкой во время еды, пить с помощью чашки и произносить не менее 10 слов.

Следует отметить, что другие врачи говорят о естественном развитии ребенка в этот возрастной период. Они утверждают, что в этом возрасте малыши развиваются в играх, а естественное любопытство и желание узнать новое толкает их к самостоятельному познанию мира.

Как видно, мнения абсолютно разные, поэтому опытные родители ищут золотую середину между этими двумя теориями: уделяя внимание физиологическому и психологическому развитию, не забывая при этом про развитие таких необходимых навыков в дальнейшей жизни малыша.

Физические способности крохи в этом возрасте

Ребенок в возрасте 1 год и 5 месяцев может легко выполнять такие движения:

  • уверенно ходить на ногах;
  • приставным шагом спускаться и подниматься по лестнице;
  • поворачиваться;
  • перешагивать через предметы;
  • садиться.

В этом возрасте у ребенка отмечается высокая физическая активность, которая проявляется в постоянном движении крохи. Ему буквально тяжело усидеть на месте, он бегает, ходит, везде лазит, его интересует буквально все, что раньше было недостижимо.

Если у малыша наблюдается низкая двигательная активность в возрасте 1 года и 5 мес., то это должно насторожить родителей, так как может быть сигналом об имеющихся неврологических нарушениях и возможных проблемах с опорно-двигательным аппаратом. Такая ситуация требует врачебного дообследования и выяснения причины сниженной двигательной активности.

Кроха в этом возрасте имеет только один дневной сон. Остальное время – это постоянное движение и изучение предметов вокруг. Самое любимое занятие для таких малышей – это выбрасывание вещей из шкафов, полок.

Дети в 1 год и 5 месяцев имеют достаточно развитый вестибулярный аппарат, который позволяет им удерживать равновесие. Такое развитие помогает им уверенно перешагивать через преграды.

У почти полуторагодовалых малышей проявляется интерес к мячу и играм с ним. Они пока еще не имеют навыком ловить и бросать его точно в цель, но с удовольствием толкают его ножкой.

Что касается других навыков, то в 17-месячном возрасте развитие крохи позволяет уверенно держать ложку и использовать ее по назначению.

Малыш умеет пить из чашки и может учиться пить с помощью трубочки. В ротовой полости у ребенка уже около 20 зубов, поэтому он самостоятельно может откусывать и пережевывать достаточно твердую пищу.

Также крохи в этом возрасте проявляют интерес к чужой еде и все время пытаются попробовать кусочек того, что лежит на тарелке мамы или папы.

Особенности психологического развития

Развитие психологических особенностей крохи в 1 год и пять месяцев идет семимильными шагами. Особенная черта этого возраста – это сделать все самостоятельно.

Теперь кроха не будет звать маму или папу на помощь, как только столкнётся с трудностями. Его психологическое развитие заставляет самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Если же решить самому не удается, только тогда он может взрослого попросить о помощи.

В этот период родители не должны препятствовать и помогать малышу найти решение проблемы без его на то просьбы. Дайте ребенку возможность самому перешагнуть через трудности. Любое вмешательство в этом возрасте может привести к тому, что кроха перестанет делать сам и будет просить о помощи взрослого, что совершенно неправильно.

Дети в этом возрасте не так часто плачут, кричат. Они учатся по-другому говорить о своих эмоциях, используя для этого мимику, жесты.

В этом возрасте ребенок уже может произносить некоторые простые слова. Объясняются и показывают свои желания дети с помощью мимики и жестов.

В 1 год и 5 месяцев малыш уже хорошо знает, где его одежда, он умеет умываться, пытается самостоятельно одеться. Кроха может выполнять минимальные просьбы окружающих его людей (принести знакомые ему предметы, похлопать в ладоши, потопать и т. д.).

Особое внимание малышей этого возраста привлекают яркие предметы. Характерными особенностями психологических навыков у крох в этом периоде будут такие:

  • Интерес к книгам с яркими рисунками. Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают.
  • В 1 год и 5 месяцев для малыша должны быть понятны тон и эмоции взрослых близких ему людей.
  • Дети более эмоционально спокойны. Они не так часто плачут и капризничают.
  • Со сверстниками они не умеют полноценно общаться, делиться, что часто приводит к дракам. Поэтому лучшими собеседниками в этом возрасте для малыша будут дети постарше, которые не будут составлять конкуренцию за игрушку, или взрослые.
  • Для малышей в этом возрасте наиболее интересными остаются игрушки, которые можно катать (коляски, машинки на веревочке), всевозможные пирамидки, за собиранием которых они могут просидеть достаточно много времени.

Родителям малыша в таком возрасте нужно набраться терпения, так как ребенок может подолгу повторять понравившийся ему новый навык. Крохи могут часами просить взрослого повторить действия, и отказывать ему в этом не стоит. Так как именно в этот период постоянный повтор – это один из способов обучиться и усвоить новое.

Вот основные характерные особенности развития ребенка в 1 год и 5 месяцев. Не забывайте, что каждый ребенок – это индивидуальность. Его развитие может немного отличаться от установленных канонов.

Физическое развитие в 1 год 5 месяцев

Дети этой возрастной категории все уверенней стоят на ногах, продолжают учиться с помощью родителей топать по лестницам, умело осваивают предметы мебели – стулья, диваны и кресла. При отсутствии нарушений опорно-двигательного аппарата дети в 1 год 5 месяцев обладают высокой двигательной активностью. Пребывая в состоянии покоя во время дневного сна лишь один раз в сутки, все остальное время малыш старательно осваивает пространство вокруг себя, постоянно передвигаясь, по пути открывая разнообразные дверцы, изучая содержимое шкафчиков и тумбочек. Любопытство – главная черта развития, приобретающая к 1 году 5 месяцам еще более устойчивый характер, а достаточно уверенная координация движений позволяет ребенку ее удовлетворять, день за днем познавая мир.

В 1 год 5 месяцев дети любят бросать мячи. Возьмите это на вооружение для проведения игрового досуга.

С каждым прожитым днем ложка прочно уживается в руке малыша, а кроме питья из кружек любопытное чадо пробует пользоваться трубочками, чтобы добыть из заветной коробочки вкусный сок.

Будьте готовы к тому, что ребенок в 1 год и 5 месяцев начинает настоятельно повторять то, что понравилось ему делать, возвращаясь к началу снова и снова. Пусть монотонные повторения одного и того же не станут для Вас раздражающим фактором, дайте возможность ребенку закреплять пройденный материал.

Среднестатистические показатели для развития следующие:

  • Рост: от 77 до 84 сантиметров,
  • Вес: в пределах 8,5 – 12 килограммов,
  • Зубы: продолжают резаться верхние клыки и коренные,
  • Окружность головы: 44,5-48 сантиметров.

Нервно-психические особенности

Взрослея с каждым днем, дети в 1 год 5 месяцев в своем развитии все чаще обходятся без помощи родителей и стараются меньше плакать, пытаясь решать свои проблемы самостоятельно. Лишь тогда, когда все способы исчерпаны и совсем ничего не получается, на глаза ребенку наворачиваются привычные ранее слезы, и можно услышать знакомый плач. В остальном же дети этого возраста уже начинают проявлять эмоции при помощи мимики и жестов. Не спешите сразу помогать своему ребенку в сложных ситуациях, пусть с пирамидкой или ведром с песком он попробует справиться сам. В противном случае можно лишить свое чадо мотива к самостоятельности.

В возрасте 1 год 5 месяцев дети начинают говорить все больше и больше простых слов. Среди словарного запаса:

  • простые просьбы по типу «дай», «хочу»,
  • знание родственников на уровне «мама», «папа», «баба», «деда»,
  • составление простых предложений «хочу пить», «пойдем гулять» и другие.

Ребенку такого возраста характерно умение показывать на свои части тела, он обобщает предметы, например, игрушки, посуду и прочее, а также умело различает просьбы взрослых в виде «дай», «принеси», «покажи». Туалетом дети в 1 год 5 месяцев пытаются не только пользоваться, но и многие уже умеют проситься на горшок.

Играйте с ребенком как можно чаще

В случае, если малыш молчит, не пытается на своем ломаном языке называть предметы, не отзывается на свое имя, следует показаться логопеду и лору, чтобы врач подсказал, как развивать речевые способности.

Игры и занятия для развития

Возраст 1 год 5 месяцев хорошо подходит для начала развития логического мышления. С этой целью:

  • даем задания на поиск среди кучи нужного предмета по цвету, форме или назначению, например, среди игрушек именно мяч, среди кубиков только синие,
  • из частей собираем единое целое, например, из веточек – дерево, из квадратов и прямоугольников – дом,
  • раскладываем предметы по возрастанию и убыванию: от большего к меньшему и наоборот.

Для развития внимания и координации:

  • среди массива карточек с рисунками ищем две одинаковые,
  • отыскиваем глазами переставленные местами предметы,
  • отбиваем ногами мячи,
  • носим кухонные подносы с предметами,
  • обходим препятствия по типу «змейка».

Продолжаем развивать ребенку моторику:

  • среди смешанного зерна ищем и собираем в посуду только один вид, например, среди гречки, риса и гороха берем только бобовые, в качестве материала можно использовать бусины и пуговицы,
  • нанизываем на шнурки предметы,
  • разворачиваем предварительно завернутые в бумагу и ткань сюрпризы.

Самыми лучшими игрушками для детей в 1 год 5 месяцев считаются:

  • музыкальные инструменты, издающие различные звуки,
  • кубы с окошками, через которые пролезают предметы только нужной формы,
  • яркие конструкторы с большими деталями, больших размеров пазлы,
  • пластилин, глина или мягкая масса для лепки с формами и ножами для резки,
  • мячи, пирамидки, куклы – без них никуда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *