Ребенок 1.4 года развитие

Содержание

Физиологические особенности

Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.

Параметр Девочка Мальчик
Рост (см) 77-78,5 79,5-81
Вес (кг) 10,3-11 11-11,3

Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.

Эмоциональное развитие

У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:

  • кормит;
  • качает, обнимает;
  • носит на руках.

Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.

Интеллектуальное развитие

Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.

У ребенка идет интенсивное развитие мозга:

  • начинает развиваться память;
  • появляется понятие формы, цвета, расстояния;
  • малыш учится оценивать величину предметов.

Какие игрушки подходят для этого возраста?

Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.

Размер рыбок, утят, кукол-голышей не должен превышать 10-15 см. Для прогулок тоже подходят наборы из пластика для песочниц.

Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.

Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:

  • коляску для кукол;
  • машины разного размера с кузовом и без него;
  • каталки.

Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.

Физическая активность

В таком возрасте, в независимости от пола, ребенок может самостоятельно:

  • делать, как минимум, несколько шагов;
  • ходить, держась за опору или руку взрослого;
  • вставать без поддержки.

При помощи взрослого может:

  • спускаться или подниматься по ступенькам;
  • слезать и залезать на кресло, диван или стул.

Параметры веса и роста:

Пол Средний рост, в см Средний вес, в кг
Мальчики 82 11
Девочки 75 10

В 16 месяцев малыш начинает проявлять интерес к самостоятельному использованию столовых приборов. Именно в этот период большинство детей начинают сами пить из чашки и кушать ложкой.

Это время идеально подходит для начала приучения к горшку и постепенном отказе от использования подгузников. Малыш уже понимает, что ему не комфортно в мокрых штанишках и через время начнет сам садиться на горшок.

Малыш начинает ходить на горшок

У большинства детей в 1 год и 4 месяца начинается период прорезывания коренных зубов и верхних клыков, как правило, это доставляет множество хлопот родителям и дискомфорт самому малышу. В этой ситуации многие педиатры рекомендуют использовать обезболивающие гели и специальные прорезыватели зубов.

Если ребенку не удается выполнение попыток самостоятельно ходить или же он не проявляет желание это делать, нужно показать его специалисту для исключения различных патологий.

Психомоторные навыки

Ребенок становится более общительным и активным. Родители каждый день слышат от своего чада новые слова, замечают, что он начал быстрее осваивать новые действия.

Многие сравнивают малышей с обезьянками, которые все повторяют за другими, им интересно попробовать новое, облизать и потрогать.

Известно, что дети начинают познавать мир через руки и рот.

Родители должны быть бдительными, особенно когда к ребенку в руки попадают мелкие предметы.

Ребенок уже может сказать приблизительно 15 слов. Понимает отличия между частями тела, животными, овощами и фруктами. Приобрести новые знания помогают игры сюжетного характера такие как, кормление игрушек, кукол, переливание воды, пересыпания песка, раскладывание круп.

Происходят перемены также и в эмоциональном плане. Малыш уже реагирует на встречу или расставание с родителями, бабушками и дедушками, проявляя огорчение или радость. Резко поднять настроение может красивая вещица, а вот сломанная игрушка или развалившаяся пирамидка вызовет крик или слезы.

Если попросить ребенка что-то показать, принести или дать он отлично с этим справится. Положительное влияние оказывает занятие гимнастикой, детки обычно очень это любят, охотно начинают крутить кистями, отводить за спину и поднимать руки. Как вариант можно поиграть в паровозик, представить что он птичка и рыбка, таким образом упражнения выполняются в форме игры.

Гимнастика с малышом

Этот возраст подходит для приучения к порядку, для этого можно пробовать заниматься совместной уборкой игрушек или расстановкой кухонной утвари по местам.

Большую роль в развитии играет регулярное чтение книг, рассматривание ярких картинок, где нарисованы животные, фрукты, машины. Благодаря этому ребенок начинает быстрее воспринимать информацию, развивать речевые навыки.

Частые перепады настроения являются нормой в этот период, это может приводить к истерике, в таком случае рекомендуется сразу переключать внимание малыша на другой не менее интересный предмет, для предотвращения истеричных ситуаций в дальнейшем.

Психологи считают, что учить ребенка нужно с самого рождения. Развивающие картинки для новорожденных помогают познавать мир и запоминать предметы.

О симптомах и методах лечения ветрянки у детей читайте .

Гигиена полости рта – с какого возраста учить ребенка чистить зубы, расскажем в этой статье.

Питание 16 месячного ребенка

В этом возрасте полноценным считается четырех разовое питание. Меню включает в себя:

  1. Завтраки — сыр, хлеб, молоко, чай, какао, вареные яйца, сырники. Каша: манная, овсяная, рисовая, кукурузная, гречневая.
  2. Обеды — овощи, гарниры из круп, картофельное или овощное пюре, вермишель; рыбные и мясные вторые блюда: запеканки, котлеты или тефтели приготовленные на пару, отварная курица или рыба. Супы: рассольник, щи, борщ, овощной, вермишелевый с фрикадельками. Салаты из овощей: капустные, свекольные, огуречные, морковные. Зелень: шпинат, салат, петрушка.
  3. Полдники — молоко, чай или кефир, печенье, фрукты, творожная запеканка либо творог с фруктами, йогурт.
  4. Ужины — запеканки или пюре из овощей, каши, бутерброд с конфитюрами и маслом, молоко, фрукты.

Питание в таком возрасте является полноценным, но ради безопасности пока еще желательно давать пищу в измельченном виде, или рубленном на мелкие кусочки. Приучать к крупной пище стоит постепенно, чтобы ребенок мог осваивать способность пережевывания.

Каша ребенку на завтрак

Стоит также обратить внимание на то, что у ребенка уже формируются вкусовые предпочтения, с периодическими изменениями. Их надо учитывать, и ни в коем случае, не заставлять его кушать нелюбимый продукт, однако и полностью потакать прихотям тоже нельзя, так как в дальнейшем будет крайне сложно угодить маленькому гурману.

В графике кормлений также могут происходить временные изменения, все зависит от того, насколько ребенок перед этим хорошо покушал или если не было возможности покормить его в нужное время. Но важно следить за временными промежутками между приемами пищи.

Часто бывают ситуации, когда малыш ест мало или вовсе отказывается, и если со здоровьем все в порядке не стоит переживать. Дети в таком возрасте уже хорошо чувствуют голод и в случае чего смогут намекнуть маме о желании покушать.

Развивающие игры и занятия

Особенностью данного возраста является практически полное подражание взрослым.

Поэтому для полноценного развития мелкой моторики нужно использование игрушек бытового и развивающего характера:

  • стаканчики, вставляющиеся один в один, пирамидки;
  • пуговицы, бусинки, конструкторы, мозаики (во время таких занятий ребенок обязательно должен находиться под присмотром взрослых);
  • игрушечные предметы мебели, бытовой и кухонной утвари, детская посудка, фрукты и овощи.

Мальчики и девочки постепенно начинают проявлять интересы к разным играм. Мальчишки становятся более активными, отдают предпочтение мячам и машинкам. А вот девочки любят подражать маме в уборке дома, играть куклами и устраивать чаепития.

Но не стоит переживать если малыш отдает предпочтения игрушкам противоположного пола, как правило, при попадании в общество детей, ребенок начинает менять свои интересы.

Полезными будут игры в «шершавый-гладкий», «низкий-высокий»,» большой-маленький», «далеко-близко», это нужно для развития сравнительных и ориентировочных навыков.

Кукольная мебель

Педиатры рекомендуют как можно чаще давать ребенку рисовать, пусть пока у него не получится изобразить солнышко или домик, но это поможет научиться держать рукой карандаш или кисточку и осваивать творческие навыки. Сейчас есть огромный выбор красок для самых маленьких, в том числе и пальчиковые краски. Но для занятий последними, малыша лучше раздеть и что-нибудь постелить, чтобы он не разукрасил весь дом.

Нередко родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание делиться игрушками с другими детьми или взрослыми. В данной ситуации стоит сразу переключать внимание, чтобы не укоренить в характере такую черту как жадность.

Именно через игру малыши развиваются и постигают этот мир. Развивающие игры для детей 8 месяцев предложены в этой теме.

Рвота с температурой у ребенка – симптом тревожный. О каких заболеваниях может идти речь, расскажем в этом материале.

Вес также может повлиять на физическое развитие, так худенькие детки обычно более активны по сравнению с пухленькими.

Но не стоит переживать если ребенок не соответствует этим параметрам или опережает их. Все дети индивидуальны, большую роль в способностях малыша играет и генетическая предрасположенность.

В таком возрасте крохе непросто — он уже хочет самостоятельно бегать, играть, исследовать окружающий мир, но непослушные ножки и ручки часто подводят малыша, поэтому малютка и капризничает. В 1 год и 4 месяца высок риск травм. Дети лезут на возвышения (стулья, диваны, лавочки), учатся бегать – падений не избежать. Нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.

В этом возрасте можно ориентироваться на следующие физиологические параметры:

  • Рост: в пределах 78–80 см, причем девочки выше. Не стоить забывать, что этот параметр зависит от того, с каким ростом родился малыш, и от генетических особенностей (если родители высокие, то и кроха будет опережать сверстников).
  • Вес: от 10,5 до 11,3 кг, а вот вес у мальчиков больше, чем у девочек.
  • Голова: размер головы по окружности от 45,5 до 48,9 см.
  • Грудная клетка: окружность груди в пределах 47,2–53,2 см.
  • Количество зубов: у малыша по нормам должно уже быть 8–12 штук, и в этот период начинают прорезываться клыки на верхней десне. Часто малыш на прорезывание клыков реагирует особенно болезненно, может повышаться температура, нарушаться сон. Нужно обеспечить кроху прорезывателями, при сильном беспокойстве поможет обезболивающий гель. Зуб может преодолевать десну до месяца, иногда дольше.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как помочь ребенку, когда у него режутся зубы?

Ребенок может не соответствовать вышеприведенным параметрам: это нормально, ведь каждый малыш индивидуален. Если ребенок активен, нормально кушает и спит – поводов для беспокойства нет.

Навыки

Навыки у деток одного возраста отличаются. Согласно нормам, к 16 месяцам ребенок:

  1. Умеет вставать из положений лежа и сидя, ходить, держась за руку или стенку. Малыш осваивает подъемы-спуски по лестнице (придерживаясь за руку или перила), пытается вскарабкаться на кровати, стулья и другие возвышения. Координация движений еще не отточена, поэтому часто попытки заканчиваются падением. Важно не оставлять чадо без присмотра, обезопасить в доме потенциально опасные места. Не нужно забывать о розетках, дверцах шкафчиков. Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше.
  2. Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище. Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки.
  3. Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе.
  4. Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе.
  5. В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках.
  6. Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать.
  7. Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет.

В этом возрасте кроха продолжает исследовать мир всеми органами чувств: трогает, пробует на вкус, рассматривает, прислушивается ко всему происходящему. Нужно утолить информационный голод и дать возможность выплеснуть энергию — идеально подходят длительные прогулки, причем в теплое время желательно выбирать разные маршруты.

Развитие ребенка

Речь ребенка с 1 года 4 месяцев стремительно развивается. Запас слов у каждого разный: один говорит четыре слова, а другой 25 – все зависит от индивидуальных особенностей. Для стимуляции развития необходимы занятия с мамой, не стоит спешить отдавать кроху в школы раннего развития, в домашних условиях информация усваивается лучше. Детки, которым хватает любви и внимания, быстрее начинают говорить. Как развить речь:
(подробнее в статье: как развить речь у ребенка в 1 год?)

  • Лучше всего на развитие крохи влияет чтение. Начинать нужно с коротких стишков-потешек, затем увеличивать объем текста. Идеально подходят стихи Чуковского, Маршака, Барто.
  • Чтобы информация лучше усваивалась, книги должны быть яркими и с хорошими иллюстрациями.
  • При чтении стоит показывать на картинках, о чем или ком идет речь.
  • Побуждать ребенка произносить слова из стишков. Для этого стоит останавливаться в конце строки и давать время малышу, чтобы вставить слово.

ИНТЕРЕСНО: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Расширяется и эмоциональный спектр:

  • радость или расстройство по поводу достижения желаемого;
  • выражение эмоций через мимику и жесты;
  • разная реакция на своих и чужих;
  • испуг от неожиданного;
  • «цепная реакция» — если один малыш на площадке заплакал, второй может подхватить «за компанию», так же и со смехом.

Ярче проявляется разница между полами: девочки более эмоциональны, восприимчивы, нуждаются в телесном контакте с родными, а мальчишки уже проявляют самостоятельность и независимость, хотя бывают и исключения.

Питание

Доктор Комаровский советует к 16 месяцам переходить на питание 4 раза в день, но если ребенок плохо кушает и не съедает порцию, можно дополнить рацион кефирчиком, йогуртом или молочком. При покупке детских молочных продуктов обязательно обращать внимание на срок годности – натуральный продукт не может храниться более 5–7 дней.

После года детей постепенно переводят на общее меню, но с учетом возрастных ограничений и потребностей детки. Следует стремиться кормить ребенка в одно и то же время — это способствует лучшему усвоению пищи, да и малыш привыкнет и будет проще накормить нехочуху (рекомендуем прочитать: чем кормить ребенка после года: примерное меню). Желательно выработать режим питания, чтобы завтрак проходил в период с 8 до 9 утра, обед – с 12 до 13, полдник – с 15 до 16, а ужин – с 19 до 20 часов. Пример меню на день для малыша в 1 год и 4 месяца приведен в таблице (рекомендуем прочитать: каким должно быть меню ребенка в возрасте 1 год и 7 месяцев?).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно кормить ребенка в 9 месяцев?

Завтрак: Обед: Полдник: Ужин:
  • Молочная каша (овсяная, гречневая, рисовая) – 150 г.
  • Молочко или некрепкий чай с добавлением молока – 150 мл.
  • Сухарик или хлеб с маслом.
  • Суп (овощной, с крупой или маленькими макаронами) – 100 мл.
  • Отварное мясо или паровая котлета (из рыбы, крольчатины, индюшатины или телятины) – 50 г.
  • Гарнир (овощное пюре, каша, макароны) – 80 г.
  • Салат из сезонных овощей – 10 г.
  • Компот или сок – 100 мл.
  • Детский творог или запеканка – 50 г.
  • Фрукты по сезону – 100 г.
  • Чай – 150 мл.
  • Печенье – 10 г.
  • Каша на молоке или пюре из овощей – 150 г.
  • Молоко, кефир или йогурт – 150 мл.

Важно развивать в крохе навыки жевания твердой пищи. Основное питание в виде пюре или мелко нарезанное, но небольшое количество добавляется в неизмельченном виде (рекомендуем прочитать: каким в норме должен быть режим питания ребенка в 1 месяц?).

Рацион ребенка после 1 года должен быть разнообразным, пища – вкусной. В интернете есть рецепты множества детских блюд. Не нужно повторять одни и те же чаще двух раз в неделю, также не стоит спешить со сладостями: чем позже они попадут в детское питание, тем лучше для здоровья.

Занятия и игры

Дети в 1 год и 4 месяца склонны повторять действия, особенно за взрослыми. На помощь придут игрушечные веники, посуда и утюги для девочек и инструменты для мальчиков. С помощью правильных игр можно научить кроху всем необходимым навыкам:

  1. В магазинах большой выбор развивающих игрушек. Для малыша подойдут мозаики и конструкторы с крупными яркими деталями, всевозможные шнуровки. Такие игры тренируют мелкую моторику ручек, что благотворно отображается на развитии.
  2. В домашних условиях занять малыша можно нанизыванием на прочную нить крупных бусин или пуговичек.
  3. Заинтересуют кроху разные стаканчики, которые можно прятать друг в друга, матрешки, пирамидки.
  4. Можно начинать осваивать занятия посложнее: рамки со вкладышами, сортеры, лабиринты.
  5. Смотреть развивающие видео с малышом. Только не больше 15 минут.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: какие занятия проводить с ребенком в 1 год?

Нужно учитывать различия между мальчиками и девочками. Маленькие дамы предпочитают спокойные занятия с мелкими предметами и игры на бытовые темы (больничка, посудка, уборка), а вот юным джентльменам по душе бегалки, прыгалки, машинки. Можно купить тесто для лепки или пластилин.

Можно понемногу осваивать цвета, формы, сравнение (маленький-большой, мягкий-твердый и так далее). Важно, чтобы занятия были в радость маме и малышу, если заставлять кроху – это плохо скажется любознательности.

Питание ребенка в 1 год и 4 месяца становится все более разнообразным. Но, предлагая малышу новые блюда и продукты, следует по-прежнему соблюдать осторожность, чтобы не спровоцировать появление аллергической реакции.
  • Десять важных советов от специалистов
  • Что входит в меню малыша в 1 год и 4 месяца
  • От каких продуктов пока нужно воздержаться

Десять важных советов от специалистов

Сбалансированность, питательность и соответствие возрастным возможностям – вот основные принципы, которыми нужно руководствоваться, составляя меню для ребенка в 1 год и 4 месяца. Кроме того, педиатры и специалисты по детскому питанию дают такие рекомендации:

  1. После первого дня рождения меню ребенка с каждым месяцем становится все более «взрослым». Однако, это не означает, что карапузу нужно давать пробовать все блюда с общего стола. Пищеварительная система малыша пока не в состоянии усваивать жареные, копченые или маринованные продукты. Поэтому при приготовлении их нужно отваривать, тушить с минимальным количеством жира или запекать.
  2. Учитывая, что во рту у крохи уже, как минимум, восемь зубов еду для него достаточно слегка разминать вилкой. Чтобы малыш не выплевывал небольшие комочки, его нужно постепенно приучать откусывать и грызть, вручая в качестве десерта яблоко, морковку, сухарик или сушку.
  3. Многие дети ближе к полутора годам уже не хотят питаться пять раз в день, а довольствуются только завтраком, обедом и ужином. Огорчаться из-за этого и пытаться насильно кормить малыша каждые четыре часа не стоит. Главное, чтобы за три кормления ребенок получил все необходимые калории.
  4. Объем пищи, необходимый детям от года до 1,5 лет составляет 1000 — 1200 мл, при этом около 700 мл должно приходиться на долю молока в чистом виде и в составе различных блюд.
  5. Родителям, которые жалуются на плохой аппетит у ребенка второго года жизни, следует учесть, что после года скорость роста малыша постепенно уменьшается, следовательно, снижается потребность в количестве получаемой пищи. По мнению известного педиатра доктора Комаровского, отсутствие аппетита у детей – признак лености или большой занятости родителей. Карапуза, который перед обедом гулял в парке, бегал по дорожкам, играл в мяч или лазал по лесенкам на спортивной площадке, не придется уговаривать съесть хотя-бы ложечку «за маму, за папу».
  6. Зачастую мамы стараются покормить ребенка заранее, чтобы «не мешал кушать взрослым». Такой подход считается неправильным. Малыш с самого раннего возраста должен приучаться к семейным трапезам, поэтому его нужно усаживать вместе со всеми за общий стол или за собственный столик. Крохе нужно вручить ложку и предоставить возможность питаться самостоятельно, а когда его силы иссякнут – осторожно докормить.
  7. Вводить в рацион малыша новые продукты следует небольшими порциями, внимательно наблюдая за реакцией. При этом рекомендуется добавлять продукты по одному в неделю, чтобы в случае появления кишечного расстройства или признаков аллергии, знать, что их спровоцировало.
  8. Иногда незнакомый вкус новых продуктов не вызывает у ребенка восторга, и он отказывается от еды. Заставлять малыша есть насильно или подмешивать непонравившийся продукт в другие блюда не стоит – кроха откажется и от них. Лучше всего, оставить новинку «до лучших времен», когда карапуз вырастет и сможет по достоинству оценить его вкус.
  9. В 1 год и 4 месяца ребенка нужно потихоньку знакомить со сладостями. Это могут быть домашние джемы, варенья или повидло из фруктов и ягод, на которые у малыша нет аллергии. Из покупных «вкусняшек» самыми подходящими будут мармелад или пастила. По-прежнему нельзя давать малышу шоколад и мед, которые могут спровоцировать нежелательные реакции организма и принести вред. Сладкие продукты должны быть десертом после основного блюда, а не использоваться вместо него или в качестве перекуса.
  10. Нельзя забывать про жидкость, которую ребенок должен получать в достаточном количестве. Нормой считается 50 мл в сутки на килограмм веса. Давать малышу следует специальную детскую или кипяченую воду. Подойдут также несладкий чай или разведенный водой сок. Злоупотреблять сладкими компотами или морсами не следует: они не только не утоляют жажду, но снижают аппетит и излишне нагружают поджелудочную железу ребенка.

Ребенка, который до данного возраста находится на грудном вскармливании, нужно понемногу отучать от маминого молочка. Однако делать это следует постепенно, оставляя молоко только на «первый завтрак» сразу после пробуждения или на «последний ужин» перед отходом ко сну.

Что входит в меню малыша в 1 год и 4 месяца

Несмотря на то, что перечень разрешенных продуктов с каждым месяцем становится все длиннее, рецепты приготовления блюд должны быть простыми, без кулинарных изысков.

Как и раньше нельзя добавлять перец, специи и другие «улучшители вкуса». Вся пища должна быть на взрослый вкус немного недосоленной, причем лучше всего пользоваться йодированной солью.

Полезные советы мамочкам: РАЦИОН РЕБЕНКА ОТ ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ

Первые блюда

Как утверждает доктор Комаровский, ежедневное употребление супов и борщей – не потребность организма, а дань сложившимся привычкам и традициям. Во многих странах взрослые и дети обходятся без жидких блюд без всякого ущерба для здоровья.

Однако, если в семье принято есть суп, то не стоит приучать малыша к «сухоедению».

В 1 год и 4 месяца ему можно кушать не только овощные, но также мясные и куриные бульоны. Один-два раза в неделю крохе нужно предлагать суп из морской рыбы (хека, минтая, трески).

Его необходимо процедить через ситечко или марлю, чтобы не допустить попадания костей.

Кроме овощей в суп можно добавлять любые крупы или мелкие макаронные изделия. Перед тем, как подать крохе, первое блюдо следует размять вилкой, а затем посыпать мелконарезанной зеленью петрушки или укропа.

Каши

Крупы – важный источник белков, углеводов, витаминов и микроэлементов. Поэтому каши, запеканки, суфле и другие блюда с крупами необходимо ежедневно включать в детское меню.

В данном возрасте в меню можно включать любые крупы, за исключением манки, содержащей большое количество глютена, на который у многих детей аллергия.

При приготовлении крупу нужно хорошо разварить, а затем немного «потомить», закутав кастрюлю в одеяло или полотенце. Тогда каша получится мягкой и малышу легко будет ее жевать и глотать. Перетирать кашу через сито уже нет необходимости.

Молочные продукты

Кроме молока и приготовленных на нем блюд, в рационе малыша должны быть кисломолочные продукты: кефир, натуральный йогурт, творожок, сметана.

Лучше всего, если они будут приготовлены в домашних условиях, например, при помощи специальной электройогуртницы. Вместе с тем, жирность молочных продуктов не должна быть высокой, чтобы не вызвать кишечное расстройство и другие заболевания пищеварительной системы.

При покупке кисломолочки в магазинах следует отдавать предпочтение продукции без консервантов, подсластителей, красителей и других добавок.

Овощи и фрукты

В 1 год и 4 месяца ребенок может употреблять любые овощи. С осторожностью следует давать лишь фасоль и горох, которые могут вызвать повышенное газообразование и жидкий стул.

В этом возрасте обед малыша можно начинать с салата из свежих овощей, для чего натереть на мелкой терке огурец, тыкву или морковь и заправить сметаной или небольшим количеством рафинированного растительного масла.

В фруктовое меню к яблокам, грушам, сливам и абрикосам можно добавить крыжовник, малину, вишню, черешню, смородину. Не стоит спешить с цитрусовыми, ананасами и другой «экзотикой», которые нередко становятся причиной крапивницы и других проявлений аллергии.

Мясо и рыба

Мясные блюда по-прежнему нужно готовить из нежирных сортов: телятины, говядины, индейки или курицы. К уже знакомым паштетам и котлеткам можно добавить мясные суфле, запеканки, фрикадельки, тефтели.

Очень полезно сочетать мясо с овощами, приготовив для ребенка фаршированные кабачки, тыкву или голубцы.

Два раза в неделю мясные блюда заменяют рыбой. Ее можно отварить, потушить или запечь с овощами в фольге.

Яйца, масло, хлеб

После года малыш может кушать не только желток, но и белок, при условии, что яйца не вызывают у него аллергию. Врачи считают нормой ½ куриного или 1 перепелиное яйцо в день. Их можно сварить вкрутую и дать на завтрак или ввести в состав запеканки, суфле и других блюд. Один из вариантов яичного блюда – омлет с овощами.

Сливочное масло ребенку нужно давать в свежем виде, не подвергая кулинарной обработке. Самое лучшее – намазать на хлеб или добавить в кашу.

Хлеб должен быть из пшеничной муки, который хорошо усваивается детским организмом. Предпочтительнее давать не свежий, а слегка подсохший («вчерашний»).

От каких продуктов пока нужно воздержаться

Часто за общим столом кроха тянется к тарелке со «взрослой» пищей, а мама или папа не в силах ему отказать. В результате у малыша появляются признаки аллергии или возникают проблемы с пищеварением.

В перечень продуктов, с которыми ребенок сможет познакомиться только после трех лет, входят такие:

  • морепродукты;
  • икра;
  • колбаса, сосиски;
  • виноград, дыня;
  • мороженое;
  • песочное, слоеное и другое жирное печенье;
  • орехи, мед;
  • какао, шоколад.

Чтобы не вызывать интерес ребенка к этим продуктам и не провоцировать слезы, не стоит выставлять их на стол, когда за ним находится малыш.

Примерное меню для ребенка в 1 год и 4 месяца

Чтобы ребенку понравилась еда, важно не только вкусно приготовить, но и красиво подать блюда. Столик нужно застелить скатертью, малышу надеть чистый фартучек.

С малого возраста приучая кроху к этикету, суп нужно подавать в глубокой тарелке, второе блюдо – на мелкой. Перед малышом нужно положить тканевую или бумажную салфетку и показать, как ей пользоваться.

Приведенная ниже таблица содержит примерное меню на неделю на завтрак, обед и ужин.

Завтрак Обед Ужин
Понедельник Каша овсяная с сухофруктами

Чай, печенье

Салат из моркови со сметаной

Суп-пюре овощной

Котлета куриная с гречневой кашей

Компот

Рагу овощное с мясом

Кефир, печенье

Вторник Творожная запеканка со сметаной

Чай, хлеб с маслом

Салат из свежих огурцов с зеленью и растительным маслом

Бульон куриный с вермишелью

Рыбные тефтели с рисом

Компот

Каша овсяная с тыквой

Котлеты из индейки

Чай, хлеб с маслом

Среда Каша рисовая с яблоком

Чай, сухарики

Салат из тыквы с яблоком

Суп на рыбном бульоне

Запеканка картофельно-мясная

Кисель ягодный

Пудинг из риса с мясом

Яблочное пюре

Йогурт

Четверг Омлет с брокколи

Отвар шиповника, хлеб с маслом

Салат из моркови со сметаной

Суп с фрикадельками

Голубцы

Компот

Мясо, тушеное с овощами

Фруктовый мусс

Кефир

Пятница Каша пшенная молочная

Чай, печенье

Икра из кабачка

Суп-пюре с зеленым горошком

Суфле мясное с рисом

Кисель

Овощное рагу с куриным мясом

Печеное яблоко

Чай

Суббота Суфле яблочно-рисовое

Кисель, сухарики

Салат из огурцов

Суп рыбный с пшеном

Пюре из тыквы с котлетой из телятины

Компот

Омлет паровой с картофелем

Кефир, хлеб с маслом

Воскресенье Каша гречневая с молоком

Отварное яйцо

Чай, хлеб с маслом

Салат из моркови и свеклы

Суп овощной

Кабачки, фаршированные мясом

Кисель

Рыба, запеченная с овощами

Творожный мусс

Чай, сухарики

На второй завтрак и полдник малышу можно предложить свежие фрукты, натуральный йогурт, кефир с печеньем или подсушенным бисквитом, ягодный или фруктовый мусс.

Основы режима

Родители часто переоценивают возможности крохи, поэтому рано переводят его на одноразовый сон. Взрослым кажется, что лишний час бодрствования — это пустяк. Но ребенок еще слишком мал, чтобы рассказать о своем переутомлении. Усталость постепенно накапливается, и малыш становится капризным.

Первые полтора года детям необходимо спать днем два раза. Нередко родители уже в год пытаются ввести в режим одноразовый сон, аргументируя свое решение тем, что вторично кроха засыпает с трудом. Но психологи утверждают, что проблемы возникают именно у тех детей, которым сон крайне необходим. У впечатлительных ребят следует не отнимать драгоценный отдых, а создать благоприятные условия для засыпания: тишину, свежий воздух, спокойствие.

Дневной отдых составляет два раза по 1,5-2 часа. Переход к режиму с одноразовым сном происходит с полуторагодовалого возраста. Определить количество времени бодрствования поможет наблюдение за поведением крохи.

Активность необходимо сократить на 30-40 минут, если малыш:

  • капризничает;
  • не слушается;
  • кричит;
  • беспричинно смеется;
  • становится вялым;
  • хнычет;
  • обижается без причины.

Возможна и другая ситуация, когда крошка во время укладывания активен, уравновешен, но никак не может заснуть. В таком случае лучше продлить время бодрствования на полчаса.

Твердый режим не означает, что все пункты выполняются поминутно, независимо от обстоятельств. Возможны незначительные сдвиги в распорядке, которые спровоцированы:

  • самочувствием крохи;
  • погодными условиями;
  • временем года;
  • переменой места пребывания.

Резкие перепады в поведении свидетельствуют о том, что нервная система исчерпала свои возможности. Маленькому человеку требуется отдых.

Кормить ребенка в 1 год и 5 месяцев необходимо 4 раза в день. Интервалы между приемами пищи составляют 3,5-4 часа.

  1. Первый завтрак – через час после утреннего пробуждения.
  2. Обед – за час до дневного сна.
  3. Полдник – через полчаса после отдыха.
  4. Ужин – за час-полтора до ночного сна.

Ослабленные дети с плохим аппетитом получают тот же объем пищи, но 5-6 раз в день. Режим питания и меню необходимо согласовать с врачом.

Малыши на втором году жизни получают измельченные и протертые продукты. Но постепенно, по мере прорезывания зубов, в рацион вводят блюда, приучающие к жеванию:

  • оладьи;
  • пудинги;
  • овощи и фрукты, нарезанные кусочками;
  • паровые котлеты.

Специалисты рекомендуют составлять меню сразу на неделю. Стол получится разнообразным, и все требования к рациону будут учтены. Чем больше продуктов, тем легче удовлетворить потребности малыша в пище. К тому же, однообразное питание быстро приедается.

Суточный рацион распределяется таким образом:

  • обед – 35-40%;
  • полдник – 10-15%;
  • завтрак + ужин – 55-45%.

Следует учитывать вкусовые предпочтения крохи: зачастую еда, которая уплетается с аппетитом, и пользы приносит больше.

Физическое развитие

Будь это мальчик или девочка, ребенок в 1 год и 4 месяца умеет без дополнительной помощи:

  • вставать,
  • ходить (допустимо держаться за руку или опору),
  • делать ряд самостоятельных шагов.

С поддержкой родителей ребенку удается:

  • шагать вверх-вниз по лестнице,
  • забираться и слезать со стульев, диванов и кресел.

Если Ваш малыш не делает попыток и не пытается самостоятельно ходить, следует обратиться к врачу во избежание недостатка в организме витаминов и развития нижних конечностей.

Среднестатистический рост детей к этому возрасту составляет 77-78см для мальчиков и в районе 80см для девочек. Весят представительницы слабого пола около 10,5кг, мальчишки опережают вес на 0,8-1кг.

В возрасте 1 года 4 месяцев ребенку становится интересно пользоваться столовыми приборами, уверенно держа в руке ложку, а также дети пытаются самостоятельно пить из кружки.

Такой возраст хорош для приучения малыша к туалету и постепенного отказа от подгузников. Неприятные ощущения мокрых штанов станут неплохим стимулом ребенку проситься на горшок.

В 16 месяцев прорезываются верхние клыки и коренные зубы, которые доставляют родителям немало хлопот.

К достижению 1 года 4 месяцев малыш становится как очень активным, так и очень общительным. С каждым новым днем у него пополняется словарный запас и увеличивается количество освоенных действий. Подобно маленькой обезьянке, он копирует действия взрослых, всё изучает и трогает руками, пробует на вкус. В связи с этим родителям следует быть особо внимательными, чтобы ребенок не подавился мелкими предметами и не получил травмы.

В этом возрасте дети обычно знают и говорят до 10 слов, различая такие понятия, как фрукты, овощи, животных, некоторые части тела. Важное и эффективное развитие дают сюжетные игры: пересыпание веществ (например, песка в песочнице), переливание жидкости, укладывание спать кукол, умение кормить любимые игрушки.

Развиваются по достижению 1 года 4 месяцев и эмоции. Так, Ваше чадо уже реагирует на расставания и встречи с близкими людьми: радуется появлению и огорчается, когда уходят. Многие красивые вещицы приводят его в восторг, а развалившиеся вдруг кубики или сломавшаяся игрушка вызывает слезы.

Успешно дети справляются с просьбами что-нибудь показать, дать и принести, а также с удовольствием делают своеобразную гимнастику и знают, как поднимать руки, отводить их за спину и в стороны, крутить кистями рук.

В возрасте 1 года 4 месяцев можно пробовать приучать ребенку навыки приборки, собирая вместе с ним игрушки, веся его одежду на стульчик.

Больше читайте своему ребенку ярких книг. Это не только развивает речь, но и помогают визуальному восприятию информации.

Уход и питание в 16 месяцев

Гигиена малыша после 1 года 4 месяцев предполагает такие процедуры, как:

  • водные процедуры утром и вечером,
  • чистку зубов,
  • мытье рук после туалета,
  • дневной сон,
  • ежедневные прогулки.

При приучении к пользованию горшком необходимость в частом мытье начинает отпадать.

Важно преподать ребенку первые уроки чистоплотности: просить мыть грязные руки и менять испачканную одежду.

Меню четырехразового питания в возрасте 1 года 4 месяцев включает в себя:

  • завтраки – каши (гречневая, рисовая, овсяная, манная), сырники, вареные яйца, какао, чай или молоко, хлеб, сыры;
  • обеды – овощные салаты (морковные, огуречные, свекольные, капустные), супы (вермишелевые, овощные, борщи, щи, рассольники), вторые мясные и рыбные блюда (отварная рыба или курица, мясные паровые котлеты или запеканки), картофельное пюре, гарниры из круп, вермишель или овощи, компоты, морсы, соки;
  • полдники – творог и творожные запеканки, фрукты, печенье, кефир, чай или молоко,
  • ужины – каши, овощные пюре и запеканки (морковные и капустные), чай или молоко, фрукты, бутерброды с маслом и конфитюрами.

На перекусы давайте ребенку молоко или кефир с печеньем, а также фрукты.

К возрасту 1 года 4 месяцев у детей полноценное питание, включающее в себя все продукты, но врачи советуют готовить ребенку блюда пока еще в измельченном или рубленом виде, постепенно добавляя пищу кусками, чтобы развивать навыки пережевывания.

Следует учитывать, что дети этого возраста уже начинают выбирать, что они будут есть, меняя ежедневно свои вкусы, потому к пожеланиям ребёнка необходимо прислушиваться, но идти на поводу и потакать ребенку не стоит. Может поменяться и график кормления, когда аппетит приходит раньше или позже. В таких случаях придется принимать во внимание смену режима, но постараться, чтобы кардинальных временных промежутков между приемами пищи все-таки не было. В любом случае, не следует бить тревогу, думая, что ребенок не доедает. В возрасте 1 года 4 месяцев дети уже не остаются голодными и по зову растущего организма непременно будут требовать пищу.

Занятия и игры для развития

Подражающий характер поведения детей в возрасте 1 года 4 месяцев потребуют от родителей развития мелкой моторики и использования игрушечных предметов быта «как у взрослых», поэтому дома должны появиться:

  • детская посудка, утюжки, венички и прочие игрушечные предметы мебели и кухонной утвари;
  • разноцветные мозаики, конструкторы со шнурками, бусинками, пуговицами;
  • пирамидки и вставляющиеся друг в друга стаканчики.

У девочек и мальчиков интеллектуальное развитие начинает отличаться: происходит разделение между играми. Первые начинают предпочитать кормить кукол и прибирать дом, обладая запасом терпения и возможностью сосредоточиться на одном занятии. Последние же наоборот становятся очень активными в своих движениях и любят игры с использованием машинок и мячей.

Давайте детям рисовать

При достижении 1 года 4 месяца ребенку можно прививать умение играть в сравнительные игры «маленький-большой», «высокий-низкий», «гладкий-шершавый».

В этом детском возрасте родители зачастую сталкиваются с проблемой отказа делиться игрушками, поэтому необходимо стараться переключать внимание ребенка в таких ситуациях.

Режим питания в 16 месяцев

В год и четыре месяца малыш по-прежнему может находиться на грудном вскармливании. При этом маме крохи нужно понимать, что грудное молоко уже не может быть для него основным источником необходимых питательных веществ. Докармливать молоком ребенка можно только после основных приемов пищи, постепенно готовя его к отлучению от груди.

В целом шестадцатимесячный малыш, развитие которого идет своим чередом, должен есть три раза в день. Самую калорийную пищу ребенок должен получать в обед, самую легкую — после сна, на полдник. Между приемами пищи ребенку можно давать соки, компоты или свежие фрукты.

Примерно к полутора годам в рационе крохи появятся нежирная свинина и мясо птицы. Также можно будет включить в него нежирные сорта рыбы: минтай и хек. Рыбное мясо ребенок должен получать два раза в неделю и только при условии отсутствия на него аллергической реакции. Готовить рыбу лучше на пару, в том числе и в виде котлет или фрикаделек, и подавать с овощами.

Несколько раз в неделю ребенку можно давать куриные желтки, ржаной хлеб. Из круп лучше всего подойдут:

  • рис;
  • гречка;
  • овсянка.

Со временем в рацион можно будет включить и кукурузную крупу, если ее хорошо разваривать перед подачей.

Приправлять блюда для ребенка лучше естественными приправами, например чесноком, укропом, луком или шпинатом. Количество соли и сахара нужно стараться сократить до минимума. А вот блюда на основе бобовых, например фасоли и гороха, вводить в рацион малыша нужно очень аккуратно, отслеживая реакцию желудка на эти продукты.

Что умеет ребенок в 16 месяцев?

Физическое развитие малыша в год и четыре месяца позволяет ему ходить не только по прямой, но и по кругу, менять направление. Кроха отлично бегает, но все еще беспокоит родителей частыми падениями. Многие дети вполне уверенно поднимаются по лестницам, залезают на стулья, столы и другие предметы мебели.

Если до года у малыша был круглый живот и мягкие конечности, что особенно удобно для ползания, то в год и четыре месяца тело крохи становится более спортивным и подтянутым. Чем дольше ребенок оттачивает навыки ходьбы, тем лучше у него это получается.

У ребенка в этом возрасте улучшается развитие мелкой моторики – для него не составляет труда использовать по назначению столовые приборы и мелкие предметы обихода.

В этом возрасте кроха уже способен запоминать недавно произошедшие с ним события, о которых он может попытаться рассказать, используя то небольшое количество слов, которое у него имеется в активном словаре. Мозг малыша постепенно накапливает информацию, которая со временем будет извлечена и использована в жизни.

Как заниматься с малышом?

В год и четыре месяца для ребенка особенно увлекательно проводить причинно-следственные связи. Он с удовольствием использует в игре все, что ему попадается под руку, отдавая особое предпочтение предметам для взрослых: начиная от пульта ДУ и заканчивая кухонной утварью.

Кроха с большим удовольствием «помогает» маме на кухне, вытаскивая все из шкафчиков, открывая и закрывая контейнеры и коробочки. Очень важно не пресекать желание ребенка ознакомиться с содержимым шкафчиков. Так протекает его развитие, поэтому задача родителей — показывать предметы и рассказывать об их назначении, обезопасив малыша от того, что может принести ему вред.

Позволяйте крохе вынимать содержимое шкафов, разрешайте пересыпать крупы, горох, фасоль, муку. Пусть малыш поищет в крупе спрятанные игрушки или порисует по высыпанным крупам пальчиком. Такие простые игры будут способствовать развитию мелкой моторики пальцев и доставят удовольствие ребенку.

Отличный вариант времяпровождения с малышом в этом возрасте — это совместное купание в детском бассейне. Малыш будет в восторге от возможности поплескаться в теплой воде вместе с мамой или папой. Найдите возможность записать кроху на занятия для самых маленьких: это не только развлечет его, но и оздоровит.

Развитие речи и налаживание общения

Развитие речи в год и четыре месяца переходит на новый уровень, обретает осмысленные формы. Теперь малыш уже не лепечет на только ему понятном языке. Кроха пробует применять пусть пока и простые, но соответствующие ситуации слова. Например, ребенок в этом возрасте уже пробует называть животных, увидев их на улице, правильно называет по имени родных и знакомых. В активном словаре крохи к этому времени уже около 60 слов.

Если малыш в 1 год и 4 месяца не делает попыток заговорить, возможно, следует стимулировать развитие речи путем налаживания общения, регулярного чтения вслух простых и интересных детских книжек. Пусть малыш пока будет только слушать, но его пассивный словарь будет наполняться, и спустя несколько месяцев он обязательно заговорит. Выбирайте для чтения детские книжки с простыми рифмами, которые в этом возрасте воспринимаются лучше прозы.

Разглядывая яркие картинки в книжках, озвучиваемые приятным маминым или папиным голосом, малыш будет лучше усваивать информацию как визуально, так и на слух.

В этом возрасте также можно заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой для корректировки произношения звуков.

Логопеды утверждают, что к двум годам кроха уже должен уметь четко произносить большую часть согласных звуков. Именно поэтому, занимаясь совместным чтением, очень важно хвалить малыша за любые попытки произнести какой-то слог или слово.

Важно понимать, что скорость развития речи у детей в этом возрасте во многом зависит от особенностей памяти. Часто малыши легко и быстро запоминают названия предметов, но не могут правильно произнести их названия.

В год и четыре месяца эмоции становятся более разноплановыми. Малыш уже знает, что такое разочарование, злость, обида, счастье. Он выражает эмоции, подкрепляя их мимикой, но пока не имеет возможности себя контролировать.

Бытовые навыки у ребенка в 16 месяцев

По мере взросления ребенка совершенствуются и его навыки. В год и четыре месяца кроха много чего умеет делать самостоятельно. Он пытается самостоятельно есть, пить, при этом отдает предпочтение только вкусным блюдам, с возмущением отталкивая от себя нелюбимые продукты.

В процессе приема пищи малыш пока удерживает ложку кулачком — это нормально, и переучивать его не имеет смысла. Со временем ребенок научится есть правильно. Главное поощрить рвение крохи к самостоятельности и не отбить у него охоту есть самому.

Некоторые малыши в этом возрасте уже пробуют самостоятельно пользоваться горшком, с удовольствием моют руки и чистят зубы без помощи взрослых.

В заключение отметим, что в 1 год и 4 месяца происходит развитие личности ребенка. Для него действительно важны поддержка и понимание родителей, которые должны свести к минимуму количество запретов в жизни крохи и помочь ему справиться с первыми пусть детскими, но все же испытаниями: прорезанием зубов, освоением новых звуков и слов, обучением пользованию столовыми приборами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *