Развитие речи в раннем детстве

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев , В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др.

Особенности :

    Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

  • Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
  • Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

  • Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

  • Возникает описательная речь;

  • Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

  • Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

  • Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Как организовать занятие с малышом

Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с задержкой в психофизическом развитии совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи в передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Родителям нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, выбрать время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка. Так же в игру можно превратить любой режимный момент, любую процедуру по уходу за ребёнком. Проводить игру лучше, когда ребёнок находится в хорошем настроении. Гимнастика, массаж — все эти необходимые процедуры дают возможность общаться родителям с малышом, привыкать к его
особенностям характера и темперамента, а малышу — приспосабливаться к новым условия и радоваться жизни.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация.или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение.
Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслитель¬ной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!

Заключение

Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен «образовательным», а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

  • говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;

  • каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
  • игра — основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.

  • не переходите на «детский язык» (не «сюсюкайте») сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь — образец для подражания.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
Условия речевого развития.

Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.
Этапы речевого развития.
Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.
Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.
Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.
Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.
Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.
Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.
Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.
Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией.
Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).
В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.
Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний.
К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.
Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра… до лампы… тогда я буду большой».
Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.
Функции детской речи.
Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией.
В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривает ребенок, общаясь со взрослыми? В основном, практические действия ребенка или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений. Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения.
В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре.Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.
Познавательная функция речи. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи.
В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить.
Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.
Психологические механизмы развития речи.
Как формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов этого процесса? Выделяют три основных механизма усвоения языка:
— подражание,
— образование условнорефлекторных ассоциаций,
— постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.
Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении языка.
Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что в домах ребенка дети лишены индивидуального внимания. И тем не менее в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.
Формулировка и проверка гипотез как механизм усвоения речи подтверждается фактами активного детского словотворчества. Однако, выделенный сам по себе, этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста.
По-видимому, речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения.

Как формируется речь от рождения до трёх лет

Вы знаете, что многословность маленького сорванца формируется ещё на этапе беременности? Считается, что чем больше будущая мама разговаривает с крохой, тем раньше он начнёт свой лепет. Ну а когда новорождённый появляется на свет, необходимо напрямую влиять на речевой аппарат.

Основные моменты выделяются по месяцам:

  • 1―4 мес.
  • 4―12 мес.
  • 12―18 мес.
  • 18―24 мес.
  • 24―36 мес.

Первое, что слышат родители, долгожданное агуканье. Да, появляется оно до 4 месяцев. Помню этот радостный момент, наше «агу». С этого этапа ждёшь новых звуков. Обязательно подражайте малышку и он будет с радостью отвечать. Когда после родов лежала в роддоме, нам раздавали много полезной литературы. В одной из брошюр было написано, что в период трёх недель новорождённый может повторить за мамой, если ты покажешь ему кончик языка. Знаете, это правда! Он повторяет. Радует тот момент, что есть реакция.

Примерно в 6―8 месяцев карапуз начинает произносить коротенькие слова: ма-ма, ба-ба. Но какая же это огромная радость! А к году он уже понимает смысл, но не может произнести.

К полутора годам речь формируется активно. Словарный запас пополняется новыми элементами. А к двум годам кроха уже способен повторять услышанное. Дальше ― больше. Первые предложения, потом стишки.

Как помочь заговорить

У нас сынок заагукал вовремя, и слова первые произнес в 8 месяцев. А потом стоп-пауза. Нет, словарный запас пополнялся, но крайне медленно. Даже показывали опытному неврологу. А причина оказалась банальная ― лень на фоне нашей активности. Мы потакали по каждому призыву. Он общался жестами, а мы исполняли. Когда же прекратили это делать, начались капризы, но вместе с ними новые слова! Поэтому роль родителей тут неоспорима. Но помогать необходимо посредством занятий, упражнений и игр.

Вас интересует, когда начинать заниматься с карапузом? Мой ответ, с самого рождения! Сначала грудничок видит на расстоянии 30 см, тут поможет элементарная мимика. А голос воспринимает ещё в утробе матери, поэтому обязательно разговаривайте с ним. Просто задавайте вопросы, и сами давайте ответы. Утром спросите: «А кто это у нас проснулся?». И сразу ответ: «Наша Машенька!». Чем старше становится непоседа, тем сложнее задача. Обязательно вооружитесь короткими сказками и прибаутками. Но важный совет, слова произносите чётко, без коверканий. Многие мамы стараются вторить детям и сюсюкают. Поверьте, это закладывается в голове младенца. Первые слова и без того будут ломанными, а за кем ему повторять, как не за Вами?

Упражнения для речи до года

Начнём с самых простых. Когда малышу ещё не исполнилось и полугода, Вам придут на помощь

  1. Мелкая моторика
  2. Фольклор
  3. Простейшие игры

Мелкая моторика

Роль моторики неоспорима. Благодаря простейшему массажу пальчиков подаются импульсы в головной мозг. Просто массируйте подушечки пальчиков на ручках. Это поспособствует лучшему формированию словарного запаса и интеллекта.

Фольклор

Прибаутки, короткие четверостишия всегда были неотъемлемой частью общения с детишками до года и старше. Рассказывайте с энтузиазмом и выражением. Сорванцу станет интересно, изучая мимику, жесты, первые простые слова. В 4 месяца непоседы уже способны реагировать на самые элементарные присказки. Главная цель ― заинтересовать общением.

Простейшие игры

Нет человека в нашей стране, который незнаком с забавной присказкой «коза ― рогатая» или «сорока ― сорока». Играйте весело и задорно. Детки это любят. А есть ещё одно продуктивное занятие с язычком. Говорю, основываясь на личном опыте. Просто до года я не придала этому значение, а вот в 2 года занимались с удовольствием. После этих занятий мы стали говорить намного активнее. Особенность заключается в том, что Вы высовываете свой язык и водите им во все стороны, но медленно. Пусть дитя за Вами повторит. Такие тренировки должны повторяться ежедневно.

Как помочь непоседе после года

Очень сложен вопрос, если кроха ещё не говорит после годовалого рубежа. Или говорит, но слабо. Тут нужна помощь специалиста. Это не значит, что есть отклонения или дефекты. Но мы, например, водили к специалисту своё чадо. Для меня лучше перестраховаться в таких вопросах. Хоть я полностью убеждена в том, что каждый ребенок индивидуален. Знаю случаи, когда малыш в 3 года не разговаривал, но потом, что называется, «прорвало». Ну а как мы ещё поможем? Обязательно разговаривайте на всех этапах. Именно в периоде 1―3 года формируется речевой аппарат. Отвечайте на вопросы терпеливо, когда настанет такая пора.

С года активно читайте книги. Просите повторять за Вами короткие слова. Поиграйте в животных. На примере игрушек пусть расскажет, кто как разговаривает. Показывайте картинки с животными, красочные иллюстрации. Просите маленького непоседу принести различные игрушки и положить их на диван или кресло.

А если хотите отдохнуть от говора, отвлеките его крупной мозаикой. Это снова методика, связанная с мелкой моторикой рук. Моя неугомонница очень любит собирать конструкторы всех типов. Очень интересно наблюдать, как она делает в этом успехи. Такие действия учат фантазировать, тренируя логику и мышление.

Как научить ребенка разговаривать или 10 «нужно» и 5 «нельзя» советы и рекомендации

Поговорим о дошколятах

Дошкольный возраст характеризуется любознательностью. На этом этапе сорванец уже говорит всё. Но кто-то не успевает за основной массой детей и немного отстаёт. Тут очень важным фактором служит общение со сверстниками. Ходите на детские площадки по возможности в платные кружки. Не пренебрегайте детским садом.

Но какие упражнения можно делать совместно в этот период? Да практически все. Он уже говорит и вовсю бегает. Усложняйте задачи, учите стишки, песенки. Ловите момент, пока дитя интересуется всем, направьте этот интерес в нужное русло.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет? Подборка лучших упражнений

Но не забывайте о роли мелкой моторики. В магазинах полно игр, направленных на интеллектуальное мышление. Лепите из пластилина, приобретите всевозможные наклейки со специальными журналами, пусть клеит на здоровье! Вообще, полезны те игры, где нужно что-то вынимать, вставлять ключики в замочную скважину, открывать двери.

Занятия для детей 5-7 лет подробнее.

Чуть позже может быть обнаружена проблема дефектов произношения. Это ближе к 5―6 годам. Например, злосчастная буква «Р». Борьбу с ней нужно вести ещё в детском саду. Но не самостоятельно, а при помощи хорошего логопеда. Нет, сами можете помогать специальными занятиями, направленными на правильное произношение. Но без специалиста не обойтись.

Что делать, если обнаружены серьёзные проблемы

Не паниковать! Вам известно, что волнение 100% передаётся крохе? Наряду с хорошим специалистом для такого малыша, должны быть созданы необходимые условия дома. Конечно, доброжелательная атмосфера. И ни дня без упражнений, которые Вам покажет хороший врач в зависимости от степени тяжести дефектов. Но главное и основное, упражнения должны быть очень активными. Ваша поддержка и нацеленность на результат дадут плоды в совместной терапии с лекарствами. Никаких поблажек. Занятия должны проходить в игровой форме. Вы слышали, что главное условие тренировки речевого аппарата ― хорошая дыхалка? Вот и возьмите на заметку! Дайте драгоценному созданию шары, пусть себе дует, положите кусочек ватки на стол, устройте соревнование, кто дальше. Ему будет интересно, а Вы будьте уверены в результате.

На этой ноте позвольте попрощаться. Пусть Ваши родные будут здоровыми, а мысли позитивными. Всего доброго! Да, не забудьте, на обновления нашего блога возможна подписка.

Главное связующее звено между человеком и внешним миром заключается в речевом общении. Умение говорить является самой сложной функцией мозга. Роль речи в развитии ребенка глобальна. Это не врожденная способность, а навык, который активно формируется под влиянием людей, окружающих малыша. Развитие речи в раннем возрасте основано на постоянной практике, которая позволяет раскрыть речевой потенциал крохи. Работать над ней необходимо с первых месяцев жизни младенца и до 5-6 летнего возраста. Умение общаться и правильно выражать свои мысли необходимо для гармоничной социальной адаптации и дальнейшей активной познавательной деятельности.

Важные этапы

Потребность крохи в речевом общении проявляется уже в несколько недель от рождения. Малыш начинает реагировать на звуки, и они пробуждают его нервную систему. Поэтому очень важно много и часто разговаривать с новорожденным, по мере его взросления переходить от общения информативного и описательного характера к обучающему. Развитие речи детей раннего возраста проходит в несколько этапов.

1 этап – доречевой

Он охватывает период жизни до 1 года. Малыш общается с родителями с помощью мимики, плача, жестов, затем появляется лепет и гуление. К 7-8 месяцам ребенок научился речевому подражанию – возникает способность повторять за взрослыми некоторые короткие звуки с различной интонацией. Годовалые малыши уже понимают многие фразы окружающих и правильно на них реагируют, растет их пассивный словарь.

2 этап – активный

Речевое развитие детей раннего возраста происходит стремительно. С 1,5 до 3 лет их словарный запас существенно увеличивается: в период от полутора до 2 лет в нем примерно 200 слов, а к 3 годам – 1-2 тысячи. Сначала малыш употребляет лишь слова-корни, которые могут обозначать сразу несколько действий или предметов. Затем учится выражать свои желания с помощью одного слова, в котором заложен смысл полноценного предложения: «есть» — я хочу кушать, «кошка» — по комнате идет кошка и т.д.

К 2,5 годам появляется «телеграфный» говор – ребенок употребляет лишь существительные и глаголы, пытаясь разговаривать со взрослыми. Такой стиль общения помогает освоить грамматику.

В 3 года развивается связной диалог. В разговоре маленьких мальчиков и девочек появляются сложные и распространенные предложения, слова имеют падежные окончания и родовые формы, возникает понятие будущего и прошлого времени.

3 этап – совершенствование

Повышение качества приобретенных навыков и использование их как средства общения. Дошкольники 4-5 лет уже обладают достаточным словарным запасом, позволяющим ясно излагать свои мысли и выражать желания, полноценно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Раннее развитие речи считают одним из самых важных критериев, по которым определяется нервно-психическое состояние малыша. Если кроха не спешит разговаривать, родители обязаны оказать дочке или сыну грамотную помощь.

Как работать над речевыми оборотами

Развитие речи у ребенка раннего возраста происходит постепенно, с резкими рывками вперед. Основным «двигателем» в этом процессе является влияние взрослых людей из ближайшего окружения. Однако не все дети одинаково успешно осваивают разговорные навыки. Как помочь крохе начать говорить?

Устные приемы

Задержка развития речи у детей может быть обоснована скудным речевым окружением. Чтобы ее избежать советуют больше разговаривать с дочерью или сыночком. Следите, чтобы ваш разговор был правильным с грамматической и логической сторон. При общении с маленькими детками не переходите на сюсюканье, всегда говорите литературным языком, а не детским.

Начиная с 3 лет, малыш любит задавать много вопросов обо всем на свете. Отвечайте на каждый из них развернуто, донося до чада как можно больше полезной информации. Это поможет малышу правильно мыслить и не бояться окружающего мира. Не обращайте внимания на первые ошибки, поправляйте кроху, но не критикуйте.

Выучите некоторые скороговорки для развития речи – для детей это отличная тренировка внимательности и памяти. Много читайте, повторяйте разные слова, заучивайте наизусть стихи и песенки.

Игры

Огромное значение в формировании и раскрытии речевого потенциала имеет тренировка мелкой моторики рук. Существуют специально разработанные игры для развития речи ребенка. Работа с предметами небольшого размера (бусинами, шариками, пазлами), шнуровками, лепка из пластилина положительно влияют на психомоторную активность. Разнообразные движения необходимы не только мышцам, но и мозгу – они дают новые ощущения, улучшают способность воспринимать и анализировать информацию.

Методики развития речи детей раннего возраста рекомендуют уделять больше времени ролевым играм, предусматривающих взаимодействие мамы и ее чада. Это благоприятно сказывается на будущих умениях маленького участника выстраивать диалоги и адаптироваться в коллективе. Рассказывайте о каждом этапе игры, любое действие сопровождайте описанием.

Мультфильмы

Сегодня созданы интереснейшие развивающие мультики для детей для развития речи. Повторяя звуки и простейшие слова за персонажами с экрана, кроха пополняет свой пассивный словарь, а со временем научиться использовать их в соответствующих ситуациях, придавая выражениям эмоциональную окраску.

Педагогические методики

О.С. Ушакова написала несколько книг о развитии речи детей, готовящихся к выпуску из детского сада и поступлению в школу. Ее труды помогут родителям разобраться в особенностях формирования личности дошкольников, понять какие средства развития речи детей дошкольного возраста помогут избавиться от речевых недостатков, мешающих успешному обучению. Предложенный материал вызовет интерес к родному языку, поможет увеличить активный словарный запас и научит выстраивать грамотные речевые обороты.

«Развитие речи детей раннего возраста»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 г Карабаша»

«Развитие речи детей раннего возраста»

Воспитатель: Н.В.Кабакова

2018г

«Развитие речи детей раннего возраста»

Развитие речи в раннем возрасте – основа грамотной, чёткой, красивой речи, пробуждение интереса ко всему, что нас окружает.

Всем известно, что начинать общение с ребенком нужно еще тогда, когда он находится в утробе матери. Начиная со второго триместра беременности, малыш слышит все, что говорит ему мама. Когда ребенок рождается, он уже может произносить первые звуки, а к началу второго месяца начинает произносить и первые слоги. Пройдет еще много времени, когда малыш научится говорить, но развитие речи у детей начинается с момента появления на свет и длится до 6-7 лет. Как это происходит? Отчего зависит, и как можно помочь ребенку в речевом развитии? В данной статье поговорим о развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех выполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не выполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сенситивным периодом в усвоении речи малышом. Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом и в общем развитии. Проблема развития речи, конечно, волнует взрослых. «Говорящий» малыш не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах; во-вторых, можно направить его действие в полезное русло и даже оградить от опасностей; в третьих, расширить знания об окружающем мире, таком занимательном и притягательном.

Можно выделить несколько этапов развития речи детей раннего возраста:

• Гуление ребенка. Оно начинается приблизительно со второго месяца жизни и продолжается до 6-7 месяцев.

• Лепет. С 7 месяцев ребенок начинает произносить много разных слогов, составлять из них несуществующие слова. С этого возраста они начинают подражать взрослым, и им хочется говорить так же, как и они. Самое активное развитие речи у детей начинается именно сейчас.

• Первые слова. Как правило, они появляются ближе к году. Но, как уже известно, исключения могут быть, особенно у детей раннего возраста. Поэтому если первые слова появляются у детей в возрасте от одного до трех лет, это тоже считается нормальным. Как уже говорилось выше, все зависит от многих факторов и условий развития ребенка

К двум годам в словарном запасе малыша уже имеется от 100 до 200 слов, и он уже умеет связывать по два-три слова в одно предложение. А к концу третьего года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложения, вести диалоги и рассказывать то, что видели или слышали.

Предлагаем несколько несложных правил, следуя которым родители смогут помочь малышу в его речевом развитии.

1. С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.

2. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.

3. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.

4. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.

5. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.

6. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.

7. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.

8. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.

9. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.

10. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.

Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить. Но их иногда бывает недостаточно, и, выполняя все рекомендации, родители порой никак не могут добиться от ребенка хотя бы слова. В таких случаях помогут некоторые упражнения, которые можно выполнять с ребенком ежедневно, начиная с полугода, когда малыш начинает лепетать. Приведем самые распространенные и эффективные из них.

Что же способствует развитию речи? Детям третьего года нужно давать как можно чаще речевые задания. Более простые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда учу произносить слово правильно. Более сложные – когда ребенка прошу: «Костик, Даша принесла тебе машину, и я советую тебе поблагодарить ее. Подойди к Даше, улыбнись ей, и скажи: «Спасибо тебе, Даша».

Во-первых, такие задания полезны для развития речи, потому что я даю ребенку образец речи и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно также сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения».

Во-вторых, эти задания полезны, потому что ребенок учится сознательно, осознанно строить свою речь.

В работе с детьми раннего возраста эффективно сочетать наглядность со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для развития речевого дыхания предлагать детям различные легкие упражнения (подуть на ватку, султанчики), игры «Бабочка летит», «Пускание корабликов».

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Одним словом – общайтесь: пойте, разговаривайте, инсценируйте, смейтесь, хлопайте, играйте. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей раннего возраста незаметным и желанным.

Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста

Белашова Татьяна Анатольевна
Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста

Педагогическая разработка по самообразованию на тему: Речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста

Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками, дразнилками. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Задача педагога — прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывать художественный вкус. Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, мы развиваем речь, получаем первые знания по культуре и поведению, познаем природу и животный мир, ну и наконец — получаем физическое развитие.

Современные реалии таковы, что большинство детей раннего возраста посещают детские сады, где они включаются в общий с другими детьми образ жизни. У многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, не замечают хорошие поступки, не стараются подражать хорошим делам. Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

Используя фольклор в своем общении с детьми, он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Фольклор окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекает внимание детей, оживляет повседневную жизнь ребенка. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?»

Из колодца принесла

Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Чистая водичка умоет

Саше личико

Анечке — ладошки,

пальчики — Антошке.

Дети охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.

Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка! Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условии для стимулировании чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности. Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения — заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное — использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например — имитируя действия, о которых идет речь. Под потешки дети выполяют движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.

При организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки в группе и на прогулке использую очень часто. Вызываю у детей интерес к народным произведениям, в которых имеются звукоподражания голосами животных и птиц. Дети ясельной группы<<приобщаются>> к экологическим проблемам, получают знания о животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаются гуманным отношением к ним, благодаря произведениям устного народного творчества. Они узнают что о животных надо заботится и что их <<благополучие>> зависит от людей.

<<Наши уточки с утра – кря – кря – кря!>>

<<Галки, вороны, все ли вы здоровы?>>

<<Пошел котик на торжок. >>

<<Ранним – рано по утру. Пастушок: ту – ру – ру – ру!>>

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них как можно больше.

И опять на помощь нам приходит народный фольклор:

<<Уж ты зимушка – зима,>>

<<Ой ты радуга – дуга,>>

<<У нашего Гришеньки под окошком вишенки,>>

<<Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей! >>

Проводимые дидактические игры, например: <<Узнай потешку>>, <<Подари петушку перышко>>, <<Кто что ест?>>, <<Купание куклы Кати>> и другие, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

В своей работе я практикую упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например <<про сороку>>. Читая потешку, предлагаю детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. Например, ребенок, исполняющий роль <<сороки>>, обращается к <<своим деткам>>: <<У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи, Коля, в магазин>>. Или <<Ксюша, налей воды, будем чай кипятить!>> В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность. Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, движений, словами.

Детский фольклор – удивительный жизненный учебник. Все в нем разумно, рачительно, все – для пользы. Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Для малыша до трех лет любая деятельность – игра, и в то же время любая игра – это вполне серьезное занятие.

<<Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Именно поэтому культурное наследие передается из поколения в поколение, как отец и мать развивая и обогащая мир маленького человека, должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *