Развитие 2 месяца

2-ОЙ МЕСЯЦ !

Вашему ребенку исполнился месяц — первый юбилей в жизни человека. Теперь его уже нельзя назвать новорожденным. Период приспособления организма к внеутробной жизни закончен и начинается активная фаза роста. Народная мудрость описывает этот процесс словами «не по дням, а по часам», а наука — более привычными фразами о том, что никогда человек не растет так быстро и не меняется так стремительно, как в первый год своей жизни.

Физиология ребенка второго месяца жизни
На втором месяце жизни ребенок начинает очень активно развиваться физически. К концу второго месяца он уже наберет около 800 грамм (что составляет примерно 25% от его веса в конце первого месяца), вырастет на 3-4 сантиметра, окружность его груди увеличится примерно на 20 миллиметров. На втором месяце жизни он по-прежнему много спит (по 20 часов в сутки) и не слишком много бодрствует. Хотя само бодрствование сильно отличается от первого месяца.
Организму для обеспечения такого семимильного темпа роста (т.е., нормального для ребенка) необходимо огромное количество энергии. Получает он ее за счет питания и сна — двух краеугольных факторов развития малыша в первый год жизни. На втором месяце суточный объем материнского молока, который должен получать ребенок, составляет примерно четверть его собственной массы. Это значит, что если ваше чадо весит, например, 4 килограмма, то его дневной рацион должен составлять не менее 800 грамм. Кто-то взвешивает ребенка перед каждым кормлением и после него, строго контролируя таким образом объем еды. На самом деле, это вовсе не обязательно. Малыш отлично знает, какое количество молока ему нужно, и обычно вполне понятно объясняет это маме.
Очень важно, чтобы на втором месяце уже выработался определенный режим сна и кормления. Хорошо, если у вас появится ритуал подготовки к ночному сну. Ночной сон — самый долгий и самый здоровый, в это время ребенок наиболее активно растет, поэтому необходимо психологически подготовить малыша к вечернему укладыванию. Идеальный вариант — купание. Дети обычно купаться любят. К тому же, вода способствует снятию стресса и напряжения, а ребенок в первые месяцы жизни, как бы странно это ни звучало, пребывает в постоянном стрессе. Слишком сильно условия жизни отличаются от тех, к которым он привык, будучи в утробе матери. Новорожденных рекомендуют купать в течение пяти минут, на втором месяце можно немного увеличить время водных процедур, постепенно доводя его до десяти минут. Идеальная температура для купания +24 +26 (воздух) и +37 (вода). Следите, чтобы вода не остывала. Младенцы чувствительны к понижению температуры.
Психология ребенка второго месяца жизни
В первый год жизни психологически ребенок развивается так же стремительно, как физически. Уже на втором месяце его реакции становятся более осмысленными, а внимание более сосредоточенным, чем у новорожденного. Постепенно угасают рефлексы новорожденного, им на смену приходит сознательное (насколько это возможно в таком возрасте) восприятие действительности.
Зрение
Взгляд ребенка становится более сфокусированным, чем в первый месяц. Он уже способен фиксировать яркие или просто новые предметы, попадающие в поле его зрения. Малыш может водить взглядом, сопровождая движущийся предмет, если этот предмет находится на не очень большом от него расстоянии (не дальше метра). И — самое главное — теперь он способен зрительно отличить родителей от других людей. Обычно ничто не радует мам и пап так сильно, как улыбка чада в ответ на их появление около детской кроватки. Улыбка, кстати, тоже становится осознанной, и ей малыш может отвечать вам на ваши ласковые слова и хорошее настроение.

Слух
Наряду со зрением, активно развивается и слух. На втором месяце ребенок уже умеет определять, откуда исходит шум. Если потрясти погремушкой вне поля зрения малыша, вы увидите, что сначала он на какое-то время замрет, анализируя ситуацию, а затем повернет голову в ту сторону, откуда идет звук. Помимо искусственных звуковых раздражителей в этом возрасте ребенок начинает реагировать и на человеческие голоса, а иногда даже различать их.
Также на втором месяце ребенок учится выстраивать первые причинно-следственные связи. В этот период он начинает понимать, что, например, когда он подает голос, к нему обязательно подходят.
Навыки и умения ребенка второго месяца жизни
В течение второго месяца жизни ребенок активно осваивает новые навыки — прежде всего двигательные. Итак, что же умеет малыш в возрасте от одного до двух месяцев?
Может самостоятельно поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении несколько десятков секунд;
Лежа на животе, может приподнимать голову и грудь и удерживать такое положение несколько секунд;
Малыш способен некоторое время удерживать в руках игрушку или другой предмет, крепко держа его ладонью;
Может лежать расслабленно и спокойно, вытянув ручки и ножки. Непроизвольное сокращение мышц происходит значительно реже, чем в первый месяц жизни;
К концу второго месяца исчезает рефлекс ползания.
Советы родителям ребенка второго месяца жизни
На втором месяце ребенок может быть осмотрен педиатром, окулистом, ортопедом и невропатологом. Врачи измеряют физические показатели и оценивают общее развитие.
Обратите внимание на пупочную ранку. Обычно корочка с пупочной ранки отпадает при достижении двухнедельного возраста, но иногда сама ранка нуждается в обработке и на втором месяце.
Если ваш ребенок систематически плохо ест и неспокойно спит, рекомендуется обратиться к врачу. Полноценное питание и качественный сон исключительно важны для нормального физического и психологического развития.

Воспитание малыша

На втором месяце жизни ребенок быстро развивается физически: он растет, набирает вес, больше двигается, больше ест. Главным способом общения с окружающими для него по-прежнему остается плач, но уже появляются и другие звуки, которые малыш все охотнее издает, – гуление. Сейчас его интерес к окружающему миру становится все заметнее.
Как организовать жизнь ребенка в 2 месяца
Выберите звук, которым будете обозначать время кормления и включайте его каждый раз перед тем, как соберетесь покормить малыша: через некоторое время он начнет его узнавать. Можно увеличить количество прогулок, а также начать делать гимнастику и массаж.
Двигательное развитие ребенка в 2 месяца
В это время ребенок охотно крутит головой в разные стороны, изгибается, машет ручками и ножками, прогибает спинку, перестает сжимать пальцы в кулачки и проявляет большой интерес к своим ручкам. У него появляется также желание все хватать – простыню, протянутую руку взрослого, висящую над кроваткой игрушку, до которой малыш может дотянуться.
Лежа на животе или находясь на руках у взрослого, некоторые дети пробуют поднимать и удерживать голову. С двух с половиной месяцев рекомендуется почаще выкладывать ребенка на животик – таким образом, он будет тренироваться держать голову. Желательно также дать ребенку свободу движений, не кутать его и не пеленать – тогда он будет лучше развиваться.
Как играть с ребенком в 2 месяца
В это время малыш может не только долго следить за движущимся предметом, но и задерживать взгляд на неподвижном. Повесьте над кроваткой игрушки разного цвета и размера – от больших мягких шаров до маленьких бубенчиков, – трогая их ручками и ножками, ребенок будет получать различные ощущения и впечатления.
В это время у ребенка появляется интерес к тому, что происходит вокруг – вы можете звонить в колокольчик, периодически меняя его положение, и спрашивать малыша: «Где звенит?»: ребенок будет поворачивать головку на звук. А для того, чтобы пальчики малыша разжимались лучше, подойдет игра в «сороку-белобоку».
Чему можно научить ребенка в 2 месяца
Подражайте тем звукам, которые он произносит, повторяйте их ему, преувеличенно артикулируя – малыш через некоторое время начнет складывать губки так же, как вы. Читайте ребенку сказки и потешки, выбирая те, где присутствуют произносимые малышом звуки.
Показывайте ему игрушки в виде разных зверей и подражайте тем звукам, которые они издают – ребенок будет очень рад вашему мычанию и мяуканью и может даже перестать плакать, если до этого был чем-то недоволен. Еще можно играть с малышом, укладывая его животиком на большой мяч и бережно покачивая – такая гимнастика развивает мышцы и облегчает колики.
Что чувствует ребенок в 2 месяца
В это время малыш улыбается в ответ на ласковые слова уже осознанно, причем улыбается по-разному: американские исследователи заметили у младенцев несколько видов улыбок, которые связаны с дружеским расположением, радостью от собственных свершений или удовольствием от того, что закончилось что-то неприятное. А по вечерам малыш может начать плакать – от того, что устал, не может заснуть или потому, что просто хочет на руки к маме. Конечно, его надо сразу же обнять.
Что слышит и понимает в 2 месяца
С двух-трех месяцев малыш начинает связывать звучание голоса с присутствием взрослого и начинает искать его глазами. Поэтому, входя в комнату ребенка, позовите его по имени, начните разговаривать с ним, чтобы он повернул голову в вашу сторону и посмотрел на вас.
И постарайтесь побольше разговаривать с малышом без сюсюканья – у тех детей, с которыми родители говорят «взрослым языком», речь развивается быстрее. Почаще держите ребенка на руках, ходите с ним по квартире, поднимайте его вверх и опускайте вниз – так у него появится возможность посмотреть на то, что находится в вашем доме, под разным углом зрения.
Задача родителей
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, окруженным постоянным вниманием и теплом мамы, и при этом приобретать новые впечатления, удовлетворять свой интерес к миру. Если малыш получает достаточно общения и при этом не устает от него, к концу второго месяца в полной степени проявится комплекс оживления – этот рубеж считается завершением кризиса новорожденности.

В возрасте двух месяцев у младенца начинается “время открытий”. Буквально с каждым днем кроха из полностью зависимого от мамы новорожденного превращается в активного грудничка, интересующегося всем происходящим вокруг. Родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца, какие умения и навыки будут появляться в этот период, чтобы определить правильный ритм развития своего малыша.

Рост и развитие двухмесячного ребенка

За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.

Параметры развития Примерные показатели нормы в 2 месяца
девочки мальчики
Рост, см 57 58
Вес, кг 5,1 5,6
Окружность головы, см 38,3 39,1
Окружность груди, см 38,1 39

На заметку! Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.

В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.

Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:

  • Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
  • Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
  • Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
  • Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
  • Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.

Обратите внимание! Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).

Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:

  • подносить руку ко рту, сосать пальчики;
  • не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
  • отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
  • некоторое время способны держать голову на весу;
  • лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
  • тереть кулачком глаза и носик;
  • прислушиваться к голосам взрослых.

Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.

Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:

  • чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
  • услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
  • видит не только очертания предметов, может замечать детали;
  • учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
  • пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.

В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.

Речь Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”.
Слух Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает.
Зрение С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов.
Эмоции Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым.
Моторика Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь.

Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:

Примерный режим дня в 2 месяца

В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.

Питание

В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.

Купание

Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).

Сон

Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Первый дневной сон 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Второй дневной сон 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Третий дневной сон 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*Первое ночное кормление 22.00
*Второе ночное кормление 01.30 или 03.00

Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.

Всестороннее развитие 2-месячного малыша

Общение и контакт

Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.

Улыбка и игра

Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.

Положительные эмоции

Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.

Правильные игрушки

В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке. Первое время кроха будет наблюдать за ними, но настанет момент, и ребенок потянется к ним, чтобы попробовать схватить. Приближая и отдаляя игрушки, тренируются мышцы глаз.

Гимнастика

Легкая физическая нагрузка поможет ребенку расти здоровым и крепким. На этом пункте остановимся более подробно. Представляем видео о том, как необходимо правильно делать массаж и гимнастику для 2-х месячных малышей:

Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.

Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.

На заметку! Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили каждый день. Но если крохе нездоровится или он перенес плановую прививку, то с физическими упражнениями лучше повременить.>Календарь развития ребенка: 22-24 месяца

Время рисовать

  • Образная и символичная игра
  • Роль родителей в символьной игре
  • Каляки-маляки и иное художественное творчество
  • Новая кровать
  • Приучение к горшку
  • Двухлетие
  • Родительское беспокойство

Интересно ли вам, что обычно происходит в последней четверти второго года жизни ребенка? Читайте о том, как ребенок расширяет свой словарный запас и начинает использовать воображение.

Образная и символичная игра

Наблюдаете ли вы, как ребенок подносит к уху свой игрушечный телефон и ведет вполне реальную беседу с воображаемым собеседником – так же, как вы сами разговариваете по телефону с реальными людьми? Угощал ли малыш вас «очень вкусным соком» из пустой игрушечной чашечки?

Ваш ребенок открывает дверь в прекрасный и загадочный мир воображения, где понарошку проигрываются все жизненные ситуации. В этом волшебном мире задействуются все области развития ребенка: и интеллектуальная, и физическая, и языковая, и эмоциональная.

Этот тип игры основан на имитации того, что ребенок наблюдает в действительности. Вселенная ребенка – огромная палитра впечатлений, которые он получает в реальной жизни. Из этой палитры он каждый раз выбирает отдельные цвета, чтобы смешать их и получить новую необычную картинку, какой до этого никто еще не создавал. Это начало творчества.

Роль родителей в символьной игре

Двухлетний ребенок активно тренирует навыки, необходимые для общения с другими людьми. Самый простой способ – обучение совместной игре, включение других людей в придуманную игру. Любимый партнер ребенка – вы. Кто, кроме мамы, может так искренно обрадоваться новой идее? Кто поддержит новое начинание и активно включится в игру, забыв о своей взрослости и серьезности? Конечно, мама. Присоединяйтесь к игре ребенка так, будто вы его ровесник. Предлагайте новые идеи, но не забывайте, что инициатор – ребенок. Играйте по его правилам, даже если вам они кажутся смешными и нелепыми. С энтузиазмом подхватывайте любые начинания ребенка, ведь ему очень важно осознать, что он может генерировать уникальные идеи и самостоятельно придумывать захватывающие сюжеты. Проговаривайте то, что вы видите, задавайте ребенку уточняющие вопросы о том, что он строит, что делают его персонажи, что они думают и чувствуют.

Если у ребенка есть возможность общаться с более старшими детьми, вы увидите, с каким восхищением ваш малыш будет наблюдать за их действиями, с каким восторгом принимать их идеи и включаться в игру. Для малыша, которому уделяют внимание дети постарше, очень важно быть принятым в игру. Кроме того, разновозрастные игровые группы оказывают неоценимое влияние на развитие ребенка. Наблюдая за вариантами игры, до которых он сам еще не додумался, малыш будет стремиться повторять, а чуть позже – и изобретать такие же «взрослые» игры.

Каляки-маляки и иное художественное творчество

Одним из прекрасных способов занять ребенка, пока вы готовите обед или красите глаза, является художественное творчество. Выдайте ребенку большой лист плотной бумаги и толстый яркий карандаш. Для первых художественных опытов прекрасно подойдет оборотная сторона старых обоев. Покажите ребенку, как раскрашивать им же нарисованную фигуру. Рисование очень способствует развитию мелкой моторики. Одни малыши будут малевать крупными штрихами, другие станут пытаться прорисовать мелкие детали. В любом случае, вам будет чем похвастаться родственникам, когда они придут в гости и увидят на холодильнике картины юного художника.

Детям возраста полутора – двух лет обычно очень нравятся пальчиковые краски. Безусловно, не стоит рисовать пальчиковыми красками на ковре. И уж, конечно, ребенка нужно переодеть в домашнюю одежду, которую не жалко испачкать. Предлагаем вам альтернативные и безопасные места, где любое творчество не нанесет ущерба свежему ремонты или дорогой мебели. Можно рисовать во время купания на стенках ванны или на кафеле (пальчиковые краски прекрасно смываются) или посадить голого ребенка на пол, покрытый ламинатом или линолеумом – например, на кухне. Уверяем вас, если вы дадите ребенку возможность рисовать так, как ему вздумается, это доставит маленькому художнику непревзойденное удовольствие. Особенно если у него будет шанс беспрепятственно рисовать на себе.

Попробуйте дать ребенку акварельные краски, несколько кистей разного размера, кусок губки и все, чем, по вашему мнению, можно рисовать.

Новая кровать

Если вы не спите вместе с ребенком, и малыш проводит ночи в кроватке, возможно, он пытается перелезать через решетку, рискуя свернуть себе шею и переломать конечности. Вероятно, пришло время подумать о перемещении ребенка в кровать большего размера.

Новая кровать, похожая на взрослую, – большой и серьезный шаг для ребенка. Это начало обретения самостоятельности, но не у всех этот этап проходит гладко и спокойно. Некоторые дети с огромной радостью ждут возможности спать в большой кровати, как мама с папой и старшие дети в семье, тогда как другие еще долго предпочитают уютное гнездышко младенческой кроватки. Первые уже во многом готовы имитировать жизнь взрослых и стремятся все делать, «как большие»: и помогать по дому, и одеваться полностью самостоятельно, и спать в своей кровати – находясь при этом дальше от родителей, чем раньше. Тем не менее, всем детям нужен некий ритуал прощания с детской кроваткой, поскольку она много месяцев служила им безопасным местом для сна и игр. Придумайте, как обыграть расставание с детской кроваткой: ее можно подарить другому малышу, можно торжественно собрать и спрятать в кладовку или на антресоли – позже она перейдет следующему малышу в вашей семье. В любом случае переезд ребенка в свою кровать стоит того, чтобы день был празднично-особым.

Есть два важных фактора, о которых мы должны упомянуть в связи с разговором о смене места сна ребенка.

  • Время переезда в новую кровать. Не стоит менять кровать, если привычный ритм жизни ребенка нарушен какими бы то ни было событиями. Это может быть болезнь малыша, недавняя поездка в отпуск, рождение еще одного ребенка, первые недели в детском саду или появление няни, переезд в новую квартиру и т.п. Любые нововведения тем легче воспримутся ребенком, чем безопаснее и предсказуемее каждый его день.
  • Безопасность. Умеет ли ребенок чувствовать край кровати? Безусловно, у кроватей для дошкольников есть бортики, но не крутится ли ваш ребенок ночью так, что никакие бортики ниже тридцати сантиметров не помешают ему свалиться на пол? Перемещая ребенка в кровать, откуда он может упасть, подготовьтесь к плавному обучению ребенка чувствованию края. Пусть сначала вплотную к кровати стоят стулья или кресло. Со временем вы сможете заменить эти предметы мебели большими подушками, чей уровень будет ниже, чем у предыдущих «подпорок». Чуть позже вам будет достаточно положить на пол мягкий прикроватный коврик. Рано или поздно ребенок научится даже во сне контролировать свои перемещения по кровати и не падать.

Учтите, что теперь ребенок может сам ночью встать в туалет. Или ему приснится страшный сон, и он пойдет искать у вас утешения. Значит, вам нужно обеспечить ему свободный проход по комнате (квартире), чтобы малыш в темноте не натыкался на мебель и другие предметы. И если переезд ребенка в большую кровать сопровождается одновременным переездом в отдельную комнату, не забудьте оставлять двери на пути ребенка открытыми, чтобы услышать, если ночью малыш вас позовет.

Приучение к горшку

Вопрос туалета ребенка – один из тех, что волнует любого родителя в первые несколько лет жизни ребенка. Использовать ли одноразовые промышленные подгузники или многоразовые из органического хлопка? Если покупать готовые, то какой фирмы? Как часто менять? Когда пробовать приучать ребенка к горшку и стоит ли настаивать на том, чтобы малыш отвыкал от подгузников? Последний вопрос вызывает, кажется, самые горячие и бурные обсуждения среди мам во всем цивилизованном мире.

Существует несколько признаков готовности ребенка отказаться от подгузников. Упомянем только основные (Более подробно можно почитать в статье). Ребенок может живо интересоваться тем, что взрослые периодически посещают туалет. Дайте малышу возможность понаблюдать за процессом. В возрасте около двух лет дети очень хотят во всем походить взрослых, и это любопытство и желание стоит использовать. Еще один важный признак – когда утром ребенок просыпается сухим. В таком случае надо успеть снять подгузник и предложить ребенку сходить на горшок. Эта простая мера будет сама собой закреплять «сухие» ночи.

Однако мы обязаны предупредить, что у многих детей могут явно присутствовать указанные признаки, но на деле ребенок не готов к отказу от подгузника. В любом случае поддержите ребенка. Выберите вместе с ребенком красивый горшок и поставьте его на видное место. Пусть малыш исследует его: играет с ним, наливает в него воду, складывает в него игрушки. Если малыш захочет посидеть на нем, поощряйте его одобрением. А уж если вдруг (даже случайно) ребенок использует его по назначению, ваша реакция должна быть весьма яркой и позитивной, чтобы у ребенка появилась мотивация к повторению.

Умение контролировать сфинктеры и терпеть до возможности справить естественную нужду – огромный прорыв для ребенка. Переход на этот этап свидетельствует о новом витке физической, эмоциональной и когнитивной зрелости. Самому ребенку очень важно научиться проситься на горшок, вовремя отслеживая потребность в опорожнении, поскольку это умение означает, что малыш может контролировать собственные действия и претендовать на некоторую самостоятельность.

Двухлетие

Неуклонно и стремительно время приближается к тому дню, когда вы будете праздновать двухлетие своего ребенка. В отличие от прошлого дня рождения ребенок уже гораздо спокойнее переносит шум, движение и суету, хотя, безусловно, во всем нужно знать меру. Нам кажется, что, если вы не хотите устраивать семейного сборища за столом, где ребенку может быть скучно и/или сложно от количества внимания, есть прекрасные альтернативы такому празднованию. Например, вы можете отвести ребенка в парк развлечений и покататься с ним на машинках или паровозике. Особенно нравятся детям этого возраста (и старше) электромобили. Нам кажется, что лучший способ сделать день запоминающимся и необычным – предложить ребенку новые впечатления. Только хорошенько подумайте, куда именно сходить с ребенком, чтобы впечатлений не оказалось слишком много и малыш не устал раньше, чем вы планировали.

Родительское беспокойство

Что бы ни происходило с вашим здоровым ребенком, с какой бы скоростью он ни развивался, помните, что каждый младенец уникален. Нет четкого срока, к которому все дети обязаны начать проситься на горшок или спать всю ночь в большой кровати. Если малыш еще не умеет того, что уже некоторое время может делать ребенок подруги, не беспокойтесь – время освоить новый навык обязательно придет. Помните о том, что ни один здоровый взрослый еще не застрял на этапе неумения контролировать свои физиологические потребности или ясно выражать свои мысли, а значит, наступит время, когда ваш ребенок тоже освоит все, что необходимо ему для жизни. И уж чего точно не стоит делать, так это ориентироваться в вехах развития ребенка на наш календарь, поскольку границы месяцев слишком размыты.

Развитие малыша в двадцать два месяца

Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что к этому возрасту он уже достаточно много умеет, физически крепкий, ловкий и быстрый. Кроха продолжает с упоением знакомиться с окружающим миром, готов идти на контакт, с радостью принимает попытки взрослых поиграть в совместные игры, позаниматься чтением или музыкой.

Поговорим о том, на что стоит обратить внимание родителям, которые тщательно следят за развитием малыша, сравнивая его показатели с нормами. Но, прежде чем мы углубимся в изучение особенностей развития детей в 1 год и 10 месяцев, отметим, что единого плана, которому должен соответствовать каждый ребенок, нет и быть не может.

Несмотря на существующие нормы, на которые опираются педиатры при обследовании детей, каждый малыш развивается в соответствии с собственным ритмом, заданным прежде всего его нервной системой, физической активностью, генетикой и целым рядом косвенных факторов.

Так, например, если для одного крохи в конце второго года жизни абсолютно нормальным является знать основные буквы алфавита и считать до десяти, то другой к этому времени еще не начнет говорить вовсе, и это не будет считаться отклонением.

Нормы нужны для того, чтобы родители могли анализировать показатели развития детей, делая соответствующие выводы, но не более.

Основные навыки малыша

Описывая основные навыки ребенка, опустим слово «должен». В 1 год и 10 месяцев ребенок никому и нечего не должен. К этому времени он действительно может освоить некоторые навыки, но ожидать от каждого малыша выполнения полного перечня перечисленных навыков все же не стоит. Итак, малыш в 1 год и 10 месяцев может быть способен:

  • самостоятельно подниматься и спускаться по ступеням, причем часто не используя опору;
  • играть с мячом (ловить, пинать, бросать и так далее), проявляя высокий уровень координационных способностей;
  • есть без помощи взрослых, правильно используя столовые приборы, сохраняя предельную аккуратность;
  • самостоятельно надевать и снимать с себя некоторые элементы одежды;
  • мыть руки, умываться и чистить зубы;
  • пользоваться горшком;
  • копировать действия старших;
  • выполнять простые требования и следовать несложным инструкциям;
  • различать основные цвета;
  • сопереживать и заботиться о младших, о близких, о домашних питомцах.

Все эти навыки присущи малышам в возрасте года и 10 месяцев в большинстве случаев, тем не менее встречаются как дети, которые к этому возрасту обладают куда более солидным багажом умений, так и те, которые пока только стремятся ими овладеть. И те, и другие, если речь не идет о проблемах с физическим или психическим развитием, сравняются к среднему дошкольному возрасту.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальный мир ребенка в возрасте года и 10 месяцев достаточно богат и разнообразен. Приближаясь к отметке в два года, дети становятся более наблюдательными, что можно отметить в их отчаянных попытках повторять действия, привычки взрослых, которых они боготворят. Малыши стараются вести себя как взрослые, говорить так же, как они, копируют их мимику и тембр голоса. Это вполне нормально, поэтому не стоит насмехаться над попытками малышей казаться старше.

В возрасте года и 10 месяцев почти каждый малыш с легкостью сможет выполнить простую просьбу взрослого, даже если в ней будет несколько последовательных действий. Лучше всего навыки малышей развиваются в процессе игры, когда кроха старается воспроизвести действия взрослых, перенося их на игрушки.

В 1 год и 10 месяцев малыши чаще всего играют в ролевые игры, где воображают себя родителями, водителями автомобилей или продавцами в магазинах, стараясь скопировать манеру поведения знакомых им взрослых. Не менее увлекательными для малышей являются и созидательные игры, связанные со сбором конструктора, крупных пазлов, пирамидки или кубиков.

В этом возрасте детям безумно нравится играть вместе со взрослыми, которые должны им показывать пример, вызывая интерес к происходящему.

Что нужно знать про игры и развивающие уроки?

Главная проблема молодых семей, как правило, это отсутствие времени, необходимого для занятий с малышом. Чаще всего занимается с крохой один из родителей (мама), тогда как второй занят тем, что улаживает общие семейные дела. Это неплохо, но для ребенка в возрасте 1 года и 10 месяцев важно чувствовать присутствие и участие в его жизни обоих родителей как можно чаще. Только в этом случае он будет ощущать себя защищенным, любимым и нужным.

Впрочем, все время ни мама, ни папа посвятить крохе не смогут, поэтому для того, чтобы из общения с ними малыш смог получить максимум пользы, им стоит научиться правильно планировать вечера и совместные прогулки с ребенком. Так, например, каждые выходные можно всем вместе выезжать за город, куда обязательно нужно брать игрушки малыша, с которыми он будет чувствовать себя в непривычной для него обстановке более комфортно. По вечерам вместе с ребенком по возможности стоит бывать в парках и на детских площадках.

О роли совместных игр

Конечно же, ребенок должен общаться с другими детьми, пусть даже они будут немного старше или младше него. Регулярное общение и совместные игры будут стимулировать развитие социальных навыков ребенка, который начнет проявлять все больше интереса к коллективным играм.

В 1 год и 10 месяцев кроха уже имеет начальные понятия о нормах поведения в обществе других детей, поэтому вполне способен найти общий язык с детьми на прогулке и избегать конфликтов.

Обычно малыши в этом возрасте с удовольствием бегают друг за другом или играют с мячом. Родители могут предложить крохе взять с собой на прогулку несколько игрушек, которые он сможет обменять на игрушки других детей, таким образом налаживая коммуникативные навыки.

Бытовые навыки

Развитие детей в 1 год и 10 месяцев позволяет им демонстрировать целый ряд бытовых навыков, упрощающих жизнь как им самим, так и родителям. Как правило, малыши в этом возрасте умеют:

  • кушать ложкой и вилкой;
  • пить из чашки;
  • надевать и снимать обувь, определяя правильную ногу;
  • умываться, мыть руки, вытираться;
  • пользоваться горшком;
  • убирать за собой игрушки;
  • ухаживать за домашним питомцем (на примитивном уровне).

Малышам в этом возрасте особенно интересно помогать взрослым в домашних делах. Они открыто предлагают свою помощь в ожидании поддержки и похвалы, стараются полностью скопировать действия старших, чтобы их не подвести.

В свою очередь родители должны проявить такт и не лишать кроху удовольствия помочь, даже если помощь эта не так уж необходима или, более того, принесет за собой дополнительные хлопоты. Только так, с детства поощряя инициативу крохи, можно будет вырастить из него отзывчивого, трудолюбивого и честного человека.

В 1 год и 10 месяцев малышей все еще интересуют всевозможные емкости, шкафы и двери. Дети следят за действиями взрослых и стараются их воспроизвести, вытаскивая содержимое шкафов в спальне, на кухне, пересыпая, разливая, разбирая. Все это может причинять определенный дискомфорт родителям, вселять в них беспокойство в отношении безопасности крохи.

Чтобы упростить ситуацию, родителям рекомендуется заменить бесконечные запреты подготовкой помещения, где будет изучать мир малыш, под его маленькие подвиги, удалив из зоны досягаемости все предметы, способные нанести вред его здоровью. Зная, что кроха не поранится и не испортит ценных вещей, родители могут доверить ему исследование содержимого ящиков и шкафов, лишний раз не тратя нервы на созерцание его «ловких» действий.

И еще один важный момент. В возрасте 1 года и 10 месяцев психическое и физическое развитие малышей уже позволяет им спать в отдельной от родителей кровати. Переводить в отдельную комнату ребенка в этом возрасте, может быть, и рано, но заменить его детскую кроватку с прутьями, ограничивающими движения, на более взрослую модель стоит.

Если кроха привык спать с родителями, то к этому возрасту нужно будет постепенно отучить его от этой привычки, увлекая дизайном и комфортом новой кроватки «для больших и самостоятельных деток».

Коммуникативные навыки детей

К 1 году и 10 месяцам малыши начинают обращать внимание на других детей, изъявляя желание наладить контакт. Кроме того, внимание крохи привлекают люди, открыто проявляющие эмоции. Увидев на улице громко смеющегося или плачущего человека, малыш может остановиться и долго смотреть ему вслед, осмысливая происходящее.

Как уже было сказано выше, к двум годам детям становится интересно играть в совместные игры с другими детьми. Если более старшие ребята не принимают малышей в игру, они могут молча стоять и наблюдать за их действиями, которые затем постараются воспроизвести, не привлекая к себе внимания.

Родители должны понять, что в этот период дети особенно эмоционально чувствительны, поэтому могут негативно отреагировать на насильственные попытки «свести» их со сверстниками. Правильнее будет предоставить детям свободу в этом отношении. Со временем они обязательно смогут наладить контакт и заведут себе первых друзей «по песочнице».

Понимание и общение

В возрасте 22 месяцев малыш тонко улавливает интонации в речи, обращенной к нему. Кроха внимательно вслушивается в разговор, его настроение может меняться в зависимости от настроения собеседника.

В этом возрасте у детей активно функционируют мышление, память, они с удовольствием играют в игры, в которых нужно проявить способности к запоминанию, образному мышлению.

Где гулять с крохой?

В 1 год и 10 месяцев малыш способен к освоению большого потока информации. В это время все полученные им знания послужат для стимуляции развития интеллектуальных способностей. Именно поэтому с ребенком нужно чаще гулять, общаясь во время прогулки.

Крохе будет интересно побывать не только в парках и на детских площадках, но и в культурных местах, например на выставках, связанных с детским творческом, или выставках животных, в живописных местах, в цирке, в зоопарке. Если есть возможность, ребенка стоит сводить в ботанический сад, прогулка по которому поспособствует укреплению его связи с природой.

Особенности психоэмоционального развития

Настроение детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, так как перепады быстро пройдут и малыш снова будет готов к легкому общению.

В 1 год и 10 месяцев уже можно определить, какая рука у крохи ведущая: левая или правая. Как правило, большая часть детей в качестве ведущей использует правую руку, и не более 10 процентов — левую.

В 22 месяца дети проявляют чудеса консерватизма, вынуждая родителей соблюдать установившиеся в семье правила и традиции. Только в этом случае малыши чувствуют себя защищенными, испытывают уверенность в завтрашнем дне. Дети могут просить читать им одну и ту же сказку много раз, предпочитают есть привычную еду, выбирают одну чашку и отказываются пить из других. Все это не отклонения, а лишь особенности психоэмоционального развития детей этого возраста.

О развитии речи

В 1 год и 10 месяцев развитие речи у малыша идет полным ходом. Его словарный запас с каждым днем пополняется новыми словами, из которых он пробует составлять короткие фразы и даже предложения. Речевые навыки находятся на начальной стадии развития, поэтому не стоит беспокоиться о том, что кроха не может пока выговаривать все буквы.

Чтобы речевое развитие продолжалось, родители должны уделять внимание общению с малышом, рассказывая ему обо всем, с чем ему приходится сталкиваться, читая, разучивая песенки и стишки. Кроме того, стоит помнить, что малыши в этом возрасте нуждаются в особом внимании взрослых, даже когда их рассказ им кажется наивным и неинтересным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *