Психология мальчик 10 лет

Содержание

Возрастные особенности детей 10-11 лет

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.
Дело в том, что многих возрастных особенностей детей этого возраста родители не понимают.

Руганью и недовольством родители только лишь усугубляют ситуацию. Нужно понимать, что для подростка это трудное время. Он осознаёт перемены в собственной жизни, видит, что теперь взрослеет. Ему необходима поддержка взрослых, он активно её ищет. Поэтому старайтесь проводить с детьми больше времени, доверительно общайтесь, разговаривайте. Тогда вы станете надёжной опорой в то время, когда мир вокруг для ваших детей буквально меняется.

Конец детства

Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.

У этого возраста присутствуют некоторые особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать следующим образом:

  • подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;
  • поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;
  • среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;
  • обращается к родителям за помощью.

Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу, поощрение от родственников, учителей.

Психологические особенности

Взросление — процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.

Позитивные проявления

Сюда можно отнести:

  • повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
  • расширение интересов;
  • появление планов на будущее.

Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.

Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.

Негативные проявления

Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:

  • частые смены настроения;
  • огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
  • протесты против запретов.

Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.

Общие проблемы всех подростков

Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:

  • высокий уровень тревожности, неуверенности в себе;
  • мальчиков беспокоит, что они медленно растут;
  • девочки начинают волноваться из-за внешности, лишнего веса;
  • начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы сексуальности, личной жизни;
  • начинается пора первых влюблённостей;
  • хочется как можно больше свободы и независимости;
  • родителей и взрослых уважают, но стараются больше времени проводить со сверстниками.

Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.

Как могут помочь родители

С высоты своего опыта каждая мама может сказать дочке, что для 11 лет её рост и вес нормальные, а если нет — впереди ещё много лет, чтобы это исправить. Первая влюбленность часто вызывает смех у взрослых. Проблемы в школе не кажутся родителям такими уж важными. Это большая ошибка — так легкомысленно относиться к тому, что сильно беспокоит детей. От вас не всегда ждут совета, но поговорить, довериться — бесценно.

Лучше всего ещё до этого возраста попытаться выстроить доверительные отношения с ребёнком. Тогда он не побоится прийти к вам в трудный момент. Смеяться или ругать, называть детские проблемы глупостями не стоит. Это лишь уверит ребёнка в том, что вы — взрослый и мудрый — не можете его понять. Соответственно не можете и помочь, и за помощью он будет обращаться к кому-то другому.

Несколько советов для родителей подростков

Чтобы помочь своим детям, в первую очередь нужно понимать психологические особенности возраста. Без этого ничего не получится. Пусть вам кажется, что ваш сын или дочь развиваются не так быстро, как должны, мало читают, не слишком внимательны или увлекаются откровенной ерундой. Отбросьте свои мысли и попытайтесь вспомнить себя в этом возрасте:

  • что для вас было важно;
  • как реагировали родители на ваши проблемы;
  • к кому вы шли за советом.

Можно предложить родителям несколько простых советов по воспитанию и общению в этот период:

  • говорите с ребёнком, даже если тема не самая простая или деликатная;
  • больше рассказывайте о себе в его возрасте;
  • не стесняйтесь говорить с детьми, общайтесь открыто;
  • занижать перед ребёнком значимость его проблемы — ошибка;
  • не показывайте им свою любовь, но говорите комплименты;
  • внимательно следите за изменениями характера ребёнка.

Так вы поможете ребёнку гораздо больше, чем если будете осуждать, высмеивать или ругать его.

Полное собрание материалов по теме: кризис 10 лет у детей от специалистов своего дела.

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы. Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по

мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще

всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта. Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета». Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно

поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

Важные рекомендации родителям

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

В возрасте 9-10 лет у ребенка начинается период переходного возраста. Он вступает в подростковый возраст. Нагрузка по учебе растет, меняется обстановка, его начинает интересовать жизнь за пределами школы. Что же делать родителям, когда у ребенка кризис 9-10 лет?

Тактика родителей

Если в возрасте 9-10 лет у ребенка появляется кризисное состояние – это свидетельствует о том, что он взрослеет. Этот период сложный для него, он меняется, поэтому может стать неуправляемым.

В этот период очень важную роль играют родители, им следует:

  1. Если ребенок не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось, ну нужно его заставлять. Правильным будет познакомить его с миром, показать ему те занятия, о которых он не знал. Пусть он пробует, бросает, начинает что-то другое. Следует дать ему возможность выбрать, что ему на сам деле интересно. Возможно он даже вернется к тому, что бросил. Задача родителей не ругать за закинутое дело, а помогать в изучении нового.
  2. В возрасте 9-10 лет идет осознание взрослости. Не нужно нагружать ребенка домашними делами, лучше разрешить ему делать то, что ему нравится (петь, рисовать, танцевать). В силу увеличения нагрузок в школьной программе, ребенку нужно давать время на отдых, можно сходить с ним, например, в зоопарк. В этом возрасте он воспринимает старые, известные вещи по-новому, слышит те же самые истории по-другому. Уделяя много времени ребенку, давая ему право выбора, родители становятся ему друзьями, а это очень важно. Тогда они в его образе закрепятся как любящие и понимающие.
  3. В этот период у ребенка начинает формироваться самооценка, для него очень важно, что о нем подумают окружающие (друзья, учителя). В такие моменты нужно больше разговаривать, помочь разобраться во всем. Только не приводить примеры, не использовать заумные фразы – это только запутает. Следует понимать, что самое важное для юного подростка – это поддержка и любовь родителей. Ему нужно знать, что к нему относятся хорошо и друзья и окружающий мир в целом.
  4. В 9-10 лет также появляется желание познавать новое. Ребенок может начать экспериментировать со своей внешностью или внешним видом. Этого не нужно пугаться, а наоборот изучать мир с ним. Подыскать ему интересные опыты и проводить их вместе.
  5. Для формирующегося подростка играет важную роль общение с сверстниками. Пригласите их в гости, помогите ребенку сформировать досуг, придумайте игры. Он обязательно этим заинтересуется и будет гордится своими родителями.

В период кризиса у ребенка 9-10 лет следует проживать все эмоции вместе с ним, будь то радость и счастье или разочарования и неприятности.

Если в возрасте 9-10 лет у ребенка появляется кризисное состояние – это свидетельствует о том, что он взрослеет. Этот период сложный для него, он меняется, поэтому может стать неуправляемым.

В этот период очень важную роль играют родители, им следует:

Если ребенок не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось, ну нужно его заставлять. Правильным будет познакомить его с миром, показать ему те занятия, о которых он не знал. Пусть он пробует, бросает, начинает что-то другое. Следует дать ему возможность выбрать, что ему на сам деле интересно. Возможно он даже вернется к тому, что бросил. Задача родителей не ругать за закинутое дело, а помогать в изучении нового.

В возрасте 9-10 лет идет осознание взрослости. Не нужно нагружать ребенка домашними делами, лучше разрешить ему делать то, что ему нравится (петь, рисовать, танцевать). В силу увеличения нагрузок в школьной программе, ребенку нужно давать время на отдых, можно сходить с ним, например, в зоопарк. В этом возрасте он воспринимает старые, известные вещи по-новому, слышит те же самые истории по-другому. Уделяя много времени ребенку, давая ему право выбора, родители становятся ему друзьями, а это очень важно. Тогда они в его образе закрепятся как любящие и понимающие.

В этот период у ребенка начинает формироваться самооценка, для него очень важно, что о нем подумают окружающие (друзья, учителя). В такие моменты нужно больше разговаривать, помочь разобраться во всем. Только не приводить примеры, не использовать заумные фразы – это только запутает. Следует понимать, что самое важное для юного подростка – это поддержка и любовь родителей. Ему нужно знать, что к нему относятся хорошо и друзья и окружающий мир в целом.

В 9-10 лет также появляется желание познавать новое. Ребенок может начать экспериментировать со своей внешностью или внешним видом. Этого не нужно пугаться, а наоборот изучать мир с ним. Подыскать ему интересные опыты и проводить их вместе.

Для формирующегося подростка играет важную роль общение с сверстниками. Пригласите их в гости, помогите ребенку сформировать досуг, придумайте игры. Он обязательно этим заинтересуется и будет гордится своими родителями.

В период кризиса у ребенка 9-10 лет следует проживать все эмоции вместе с ним, будь то радость и счастье или разочарования и неприятности.

Источник

А как вы справляетесь со своим ребенком в таком возрасте?

Родители считают, что девять лет — это самый безоблачный период в отношениях с ребенком. Позади адаптационный период первого класса, первые успехи и неудачи учебной деятельности. Далеко в будущем потрясения грозного подросткового возраста. Но именно в девять лет в душе происходят очень серьезные изменения, выливающиеся в кризис девятилеток.

Особенности развития в девять лет

Так повелось, что родителей больше всего волнует внешняя сторона воспитания: обут, одет, социально адаптирован. Внутренние аспекты развития зачастую остаются без внимания. Ребенка девяти лет можно сравнить с ангелом, который упал на землю и потерял свои крылья.

В этот период дети начинают мыслить категориями формальной логики. Отходит на второй план восприятие мира душой нараспашку. До девяти лет малыш воспринимал мир, как место для чудес, легко ассоциировал себя с неодушевленными предметами и не сомневался в целостности происходящего. Теперь же на пике формирования логического мышления все его представления о мире стали подчиняться рассудку. Ребенок начинает замечать несправедливость мира и взрослых в целом, противоречивость многих обыденных событий.

Дружба, как форма взаимодействия, по-прежнему остается основной, и даже выходит на первый план. Дети учатся помогать друг другу, разделять интересы других людей. В этот период дружба основывается на уважении, а не на общности интересов, как ранее. Становится очень важно занять свое особое место в группе сверстников.

Ко всем этим переживаниям добавляется еще одно, очень важное для психоэмоционального формирования ребенка – это влюбленность. Пока еще это чувство второстепенно, в нем много наигранности и наивности. Но все чувства и эмоции вполне глубокие и настоящие, требующие уважения со стороны взрослого.

Способы преодоления кризиса

В первую очередь это разговоры с отпрыском «ни о чём». Взрослые должны отводить на эти разговоры по душам достаточно много времени и в основном слушать. Умение слушать и слышать позволит лучше понимать друг друга.
Обязательно структурируйте жизнь: распорядок дня и секций, обязанности по дому, семейные праздники. Все это позволяет преодолеть ощущение враждебности внешнего мира.

Читайте вместе хорошие добрые книги. Таким образом, у ребенка сохранится подорванная вера в жизнь, добро и справедливость.

Будьте с детьми искренними. Всегда объясняйте свои чувства и эмоции. Не стесняйтесь говорить, почему вы обижены или расстроены, называйте правдивые причины. Это позволит сформировать у ребенка правильное отношение к жизненным трудностям.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.
Вам не трудно, а автору приятно.
Спасибо.

(

Если в семье растет мальчик 10 лет, психология воспитания чрезвычайно интересует родителей. Ведь этот возраст не зря считается переходным между детством и взрослостью. У ребенка резко меняется гормональный фон или только обнаруживаются предпосылки к изменениям в физиологии и психологии подростка. Задача родителей — помочь сыну преодолеть это непростое время, сделав акцент на том, что изменения — это нормально, и повзрослеть.

Особенности раннего подросткового возраста

Подростковый возраст является одним из самых важных, влияющим на дальнейшее развитие личности, критическим периодом в жизни человека. Физиологические и психологические перестройки, противоречивые тенденции обуславливают резкие перемены в настроении, импульсивность в поведении ребенка, а порой и неадекватность, неожиданную смену интересов.

Подростковую пору называют временем второго рождения личности. И рождение это не обходится без мук. Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые: дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны. Мир подростка сложен, противоречив, полон постоянных перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым — самое первое, чего хотят подростки.

Подросток не может справиться с последствиями изменений, происходящих со стороны нервной системы, и ищет причину в своем окружении — родителях и друзьях. Родители раздражают ребенка своими требованиями, просьбами; друзья — непонятливостью, непоследовательностью. Неуравновешенность психики приводит к тому, что в отношениях с друзьями и взрослыми отсутствует стабильность. Не исключена и дружба с «плохой» компанией. В этом случае не стоит критиковать друзей сына или запрещать с ними общаться, ведь ребенок сделает все наоборот просто потому, что главенствует чувство противоречия. Задача родителей — тактично и спокойно объяснить ребенку достоинства или недостатки друзей, да и свои собственные, и подвести его к определенным выводам. Если подросток самостоятельно сформулирует, каким должен быть друг, это будет его собственное мнение.

С 10 лет происходит преобразование процесса мышления. Абстрактные понятия, такие как дружба, любовь, предательство и другие, наполняются для ребенка реальным содержанием. Он начинает замечать, что окружающие люди могут говорить одно, а делать совершенно другое. Понимая противоречия мыслей, слов и поступков, растущий человек начинает более критично относиться к требованиям взрослых, зачастую вступая с ними в конфликтные отношения. В большей степени это характерно для мальчиков, которые по своей природе более активны и агрессивны.

Личностное и эмоциональное развитие мальчиков

Для этого периода показательны как положительные (проявление самостоятельности, охват новых сфер деятельности), так и отрицательные (повышенная агрессивность и конфликтность, дисгармоничность характера) моменты.

Задачи развития, которые возникают перед ребенком в десять лет и продолжаются до окончания подросткового возраста:

  • формирование полоролевой идентичности;
  • развитие навыков межличностного общения, эффективной коммуникации;
  • изменение отношений в семье на основе эмоциональной независимости при сохранении материальной и моральной поддержки;
  • развитие абстрактного мышления;
  • формирование адекватной самооценки и развитие самосознания;
  • становление ценностных ориентаций и мировосприятия.

Борьба за стремление быть как все и в то же время выделяться приводит к эмоциональной нестабильности. Мнение других ребят для сына становится важнее мнения родителей. Мальчики самоутверждаются за счет дружбы со старшими по возрасту ребятами, сленга, грубости или паясничества, силы или услужливости более сильному. Этот период у всех проходит по-разному. Из многообразия требований и норм общества, образцов поведения подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности — системой личностных смыслов.

Сложности воспитания сына

В этом возрасте психологический мониторинг обнаруживает заниженную самооценку детей, неприятие себя, своего тела и способностей, застенчивость, неуверенность в себе. По отношению к родителям ребенок может себя вести грубо и вызывающе, так он пытается продемонстрировать свою взрослость и выразить накопившиеся переживания. Он постоянно проверяет свою храбрость и силу воли. Подобные изменения в личности сына неизбежно требуют перестройки детско-родительских отношений — от авторитета послушания к равноправному партнерству.

Сложность подросткового возраста определяется особенностями 2 противоречивых процессов, которые у мальчиков протекают в более острой форме, нежели у девочек:

  • обособление подростка от мира взрослых, развитие независимости, избавление от статуса ребенка (хотя он по-прежнему зависит от родителей материально и психологически);
  • интеграция ребенка с миром взрослых, поиск своего места и становление личности.

Противоречий подросткового возраста невозможно избежать, можно только начать действовать заранее. С помощью умелой воспитательной работы трудности сглаживаются, ослабляются, а при неумелой — заостряются, приводят к непониманию и конфликтам. Желательно, чтобы родители служили примером и образцом для подражания, были последовательны в воспитательных воздействиях, тогда их авторитет сохранится на долгие годы.

От того, как сформируется отношение мальчика к себе, к другим людям и миру, будет зависеть его жизненная ориентация, отношение к жизни и сама жизнь. Задача, которая стоит в этом случае перед взрослыми, — тактичная помощь сыну в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы и становлении системы жизненных ценностей. В таком случае через год-другой ребенок будет с благодарностью вспоминать это время.

Психологические рекомендации для семьи

Многие родители задумываются, как воспитывать мальчика 10 лет, когда он фактически подошел к началу подросткового кризиса. Что делать в данный период развития, как помочь ребенку, ведь воспитание мальчика — непростой процесс даже для полной семьи, не говоря уже о матерях-одиночках.

Родителям ничего не остается, как смириться с тем фактом, что ребенок взрослеет, отдаляется от семьи. Контроль необходим, но гораздо более мягкий и настойчивый. Сын должен понимать, что есть определенные границы, выходить за которые в своих поступках нельзя. В то же время у него должна быть определенная свобода в выборе дополнительных занятий, друзей, как проводить досуг и т.п.

Важно общение с обоими родителями. Мать даст по-прежнему такие необходимые эмоционально тепло и заботу, а отец — мужские модели поведения, разовьет смелость и решительность. В этом возрасте ребенок стремится контактировать с любым мужчиной, оказавшимся поблизости, всеми доступными ему средствами. Если же отца или отчима поблизости нет, матери необходимо позаботиться о положительном мужском влиянии на сына. Это может быть дедушка, неравнодушный сосед, тренер в спортивной секции и т.п. В противном случае мальчик имеет высокие шансы вырасти мягким и нерешительным.

Советы психолога родителям сыновей подросткового возраста:

  • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами, найдите причину такого поведения, помните, что к вашему сыну нужен индивидуальный подход.
  • Проявляйте интерес к увлечениям ребенка, поддерживайте его в любых начинаниях, старайтесь быть сыну другом.
  • В ситуациях конфликта начинайте не с критики в адрес ребенка, а попробуйте понять мотив его поступка и вместе найти выход.
  • Определите сильные стороны, качества ребенка и развивайте их, давая посильные задания. Огромное значение имеет для мальчика испытать счастье, радость от успеха.
  • Помогайте сыну быть хорошим, умным, добрым, смелым. Замечайте его мужские поступки и верьте в него, подростку необходимо чувствовать себя значимым, особенным, нужным. Это будет способствовать становлению его самооценки.
  • Помогайте подростку в формировании у него жизненных целей, научите его с уверенностью отстаивать свою точку зрения в различных ситуациях.
  • Поступайте с ребенком так, как вы хотите, чтобы он поступал с вами и другими людьми.

Если родители уважают в сыне личность, он вырастет гармонично развитым человеком с чувством собственного достоинства, успешным, смелым и решительным — каким и должен быть настоящий мужчина.

Метки:Воспитание, Мальчик

Воспитание ребёнка в возрасте 11 лет. Что нам важно знать.

Дети в 11 лет изменяются физиологически и психологически: начинается половое созревание, меняется гормональный фон, появляется интерес к противоположному полу. Начинается кризис переходного возраста, поведение портится, ребенок отдаляется от родителей.

Особенности развития

К 11 годам меняется гормональный фон ребенка, из-за чего его тело трансформируется. У мальчиков меняется голос, у девочек начинаются менструации, увеличивается грудь. Другими становятся осанка, походка.
Родителям важно понимать возрастные особенности детей 11 лет, чтобы не потерять контакт с ними.

В этот период жизни подросток отдаляется от семьи. Большую значимость получают сверстники. Подростки стремятся больше времени проводить с друзьями, мнение которых оказывает большое влияние на установки, мировоззрение. Ребенку важно положение в социуме, поэтому появляется озабоченность внешним видом, интерес к моде.
Для девочек в 11 лет значение приобретают отношения с противоположным полом. В этом возрасте интерес к мальчикам чаще платонический. Половое созревание мальчиков происходит позже, поэтому интерес к девушкам в этом возрасте может не отмечаться.

Особенности воспитания

Для развития здоровой личности важно участие обоих родителей. Если подростка воспитывает только один родитель, в его окружении должны появиться другие взрослые, являющиеся авторитетом: бабушки и дедушки, тети и дяди, тренеры в спортивных секциях, учителя, преподаватели в кружках.
В этом возрасте ребенок трудолюбив, желает заслужить одобрение. Важно привить подростку любовь к труду, приучить его выполнять домашние обязанности: убирать за собой, мыть пол, готовить. Девочку следует научить шитью, вязанью, рукоделию.

Девочки

Переходный возраст у девочек наступает на 1-3 года раньше, чем у мальчиков. Из-за перемены гормонального фона настроение девочки становится нестабильным. Она может стать капризной, плаксивой, нервной.
Из-за внешних перемен дочь может чувствовать себя некрасивой, захочет выглядеть лучше. Возможны эксперименты со своей внешностью. Появится желание следовать моде, интерес к уходу за собой. Маме следует научить дочку пользоваться косметикой, ухаживать за лицом, телом: это не только пригодится девчонке, но и поможет наладить контакт.
Родителям нужно внимательно относиться к окружению девочки. Общение со старшими мальчиками лучше ограничить. Это убережет дочь от возможных домогательств, развратных действий в ее сторону.
Полезно будет дополнительное образование, дочке это позволит раскрыть таланты, выбрать будущую профессию, обрести уверенность в себе. Родителям не следует настаивать на том, чтобы дочь оставалась в кружке или секции, если ей там не понравилось. Лучше дать девочке возможность попробовать большее количество разных занятий, чтобы она выбрала подходящие.

Мальчики

У юношей пубертатный период наступает позже. Психика мальчика начинает меняться раньше, чем тело. Ребенок хочет выразить себя, он высказывает свое отношение к происходящим событиям. Полезно будет изучить труды по психологии воспитания.
Родителям важно понимать, как воспитывать мальчика, чтобы вырастить здоровую личность. Не следует чрезмерно опекать его. Сын должен учиться сам справляться с трудностями. Папе следует обучить сына мужским делам: забивать гвозди, взять с собой на рыбалку, вместе собрать шкаф или повесить полку.
В отношении воспитания мальчиков советом психолога является активное слушание. Родителям следует внимательно выслушивать рассказы юноши, интересоваться подробностями. Если взрослые согласны с мыслями сына, показывайте одобрение.
В 11 лет мальчишку нужно приучать к занятиям спортом, закаливанию. Совместные тренировки папы и сына помогут наладить контакт, будут полезны для физического здоровья мальчика.

Режим дня

В 11 лет ребенок посещает школу, поэтому режим подстраивайте под его занятия. Поскольку вставать приходится рано, поздний отбой будет вреден для здоровья. Ложиться спать подростку нужно не позднее 22:00. В одиннадцать лет спать нужно не менее 9 часов в сутки.
Дети много времени проводят сидя за партами. Чтобы осанка не испортилась, нужно включить в распорядок дня зарядку, занятия спортом.

Особенности питания

Питание должно быть сбалансированным. Отдавайте предпочтение натуральной здоровой пище. Еду быстрого приготовления следует ограничивать. Сладкое лучше давать в первой половине дня.
Для девочек в 11 лет становится важна красота. Нужно следить, чтобы стремление к красивой фигуре не привело к расстройствам пищевого поведения. Лучше убрать из меню мучное и белый сахар: это положительно скажется на здоровье, весе и состоянии кожи.
Взрослый сын нуждается в увеличении количества пищи. Происходит скачок роста, для поддержания организма требуется много калорий.

Как развивать ребенка

При выборе дополнительных занятий, кружков, секций учитывайте черты характера ребенка и интересы. Не выбирайте занятия за него: у подростка не будет интереса и желания заниматься нелюбимым делом. Лучше дать возможность самостоятельно выбрать кружки и секции: это поможет младшему члену семьи развить таланты, определиться с интересами и сильными сторонами.
Важно воспитывать в детях чувство ответственности. У них должны появляться обязанности по дому: подросток может выносить мусор, ходить в магазин, мыть посуду и пол, убираться в своей комнате. Особенно важно приучение девочек к работе по дому, готовке, стирке, глажке. Если у вас есть домашнее животное, можно поручить подростку прогулки с четвероногим другом, уход за ним.
Подросток должен отвечать за последствия принятых решений. Не следует чрезмерно опекать его, поскольку юноша или девушка привыкнут полагаться на вас, вырастут инфантильными. Запреты должны быть обоснованными. Лучше не запрещать напрямую, а говорить, какие последствия могут быть у того или иного поведения. В этом возрасте дети способны анализировать и самостоятельно делать выводы из услышанного. Родителям, интересующимся, как воспитать самостоятельность у ребенка, рекомендуется больше говорить с чадом.

Игры и игрушки для младших подростков

Не стоит давать подростку много времени сидеть за компьютером или мобильным телефоном. От этого зрение и осанка испортятся.
Хорошим вариантом станут настольные игры. Полезно играть в них всей семьей: это поможет наладить контакт, сблизит взрослых с ребенком. Следует подбирать игры, интересные для детей 11 лет. Подойдут: «Шакал», «Эволюция», «Монополия», «Эрудит».
Если подросток интересуется физикой или химией, можно купить наборы для простых опытов. Выполнять эксперименты можно только под присмотром взрослых.
К 11 годам интерес к игрушкам слабеет. Не стоит покупать наборы солдатиков и кукол. Мальчикам могут быть интересны радиоуправляемые машинки и вертолеты. Девочки чаще предпочитают плюшевых животных. Подойдут для ребенка и коллекционные фигурки.

Что должен знать ребенок в этом возрасте

К 11 годам дети должны научиться самостоятельно себя обслуживать. Подростки в норме умеют выполнять домашние обязанности, устраивать быт, соблюдать личную гигиену.
Полезно научить ребенка самостоятельно распоряжаться временем: выбирать, когда лучше сделать уроки, вымести комнату, погулять с друзьями. Следует доверять подростку принятие простых решений: это даст ему проявить себя, научит самостоятельности, укрепит его уважение к родителям. В этом возрасте младший член семьи умеет анализировать последствия своих поступков и принимать разумные решения.
В раннем подростковом возрасте начинается половое созревание: у девочек могут начаться менструации, у мальчиков — поллюции. Следует объяснить ребенку причину этих явлений, чтобы он не испугался, столкнувшись с ними. Также родителям нужно рассказать о возможных последствиях половой жизни: беременности, заболеваниях, передающихся половым путем.

Полезные советы родителям

В пубертатный период изменение поведения является нормой. Чтобы помочь подростку избежать проблем, родителям следует ознакомиться с практическими рекомендациями психологов.
Важно сохранять доверительные отношения с подрастающими детьми. Это позволит вам узнать первыми, если у подростка возникнут проблемы, и вовремя отреагировать.

Причины агрессии

Причиной агрессии у ребенка в 11 лет является стремление к самостоятельности. Часто это попытки защиты от чрезмерного контроля со стороны родителей.
Чтобы уменьшить возникновение нежелательных ситуаций, взрослым нужно избегать ответной агрессии. Нужно поддерживать подростка, давать проявлять самостоятельность там, где это допустимо.

Что делать с истериками

Истерики могут появляться не только у девочек, но и у мальчиков 11-летних. Причины этого состояния различны. Ребенок может использовать истерику как метод манипуляции родителями. Это явление может стать следствием эмоционального перенапряжения: подросток считает, что знает, как ему следует жить, и несогласие родителей с его точкой зрения может привести к подобным срывам. Бурные проявления эмоций возможны, если у взрослеющего человека проблемы с общением в коллективе: так он проживает негативные эмоции.
Взрослым не следует реагировать на нежелательную реакцию. Успокаивать подростка не стоит, лучше дать ему выплакаться. Можно обнять ребенка, оказав ему поддержку. Иногда лучше оставить его одного, пока не успокоится. С возрастом истерики прекратятся.

Что делать, если ребенок стал неуправляемый

Подросток становится неуправляемым, желая самоутвердиться. Родителям следует признать, что он растет, взрослеет. Полезно будет дать подростку больше самостоятельности. Контролировать и наказывать нельзя: это может привести к ухудшению отношений, к вранью, поступкам назло.

Почему ребенок врет

Детская ложь возникает из-за страха наказания, негативных эмоций. Чтобы избежать этого, нужно использовать методы педагогического контроля, выстраивать доверительные отношения. Подросток должен понимать, что его любят и принимают вне зависимости от его поступков.
Если ложь зашла слишком далеко, ребенок путается в собственных фантазиях, рекомендуется обратиться к психологу.

Что делать, если ребенок ворует

Подросток может воровать из-за соблазна или на спор с друзьями, чтобы самоутвердиться. Родителям не следует рассказывать кому-либо о происшествии, чтобы не травмировать детскую психику. С провинившимися детьми нужно поговорить, объяснить им, почему нельзя так поступать. Если происшествие повторится, стоит отвести провинившегося к психологу.

Что делать, если ребенок очень нервный

Дети становятся нервными из-за неправильного воспитания (чрезмерного контроля или постоянного недостатка внимания), гормональной перестройки. Родителям следует выстраивать доверительные отношения, больше говорить с подростком, поддерживать. Важно прекратить контролировать: гиперопека сделает юного человека скрытным, приведет к проблемам.
Повышенная нервозность может быть признаком проблем, беспокоящих подростка. Родителям следует выяснить, что стало причиной такого поведения, подумать, как защитить ребенка, помочь ему справиться с ситуацией.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

  • Tweet
  • Share 0
  • Skype
  • +1
  • Email

Проблемы поведения десятилетнего ребенка

Сложный период, как со стороны физических изменений тела, так и психологических особенностей.

В возрасте десяти лет у ребенка происходит новый этап в развитии, но постепенно из малыша, несмышленыша, переходит в подростки. Это сложный период, как со стороны физических изменений тела, так и психологических особенностей.

Дети все сильнее и активнее заявляют о своем собственном «я» и самостоятельности, зачастую у них могут возникать сложности с родителями, в общении со сверстниками. Так проявляется кризисный период, характерный для 10-ти лет, когда ребенок вновь проверяет для себя границы дозволенного и испытывает на прочность родительские нервы. В это время могут проявляться разные формы поведения, от плаксивости и капризов, до агрессии и опасного, агрессивного поведения.

Агрессия у ребенка 10 лет. Что делать

В отличие от агрессии малышей, проявляющейся на физическом уровне, в этом возрасте это проявление агрессии на уровне поведения. Дети меняют поведение в сторону мстительности, преднамеренности действий, они могут вступать в агрессивные споры и пререкания, могут зло дразнить и оскорблять младших, запугивать и даже проявлять жестокость и причинять вред. При этом на случайные провокации сверстников ребенок может не реагировать, а вот намеренные провокации могут выливаться у него в приступы агрессии. При этом, агрессия может выражаться вербально в форме обзывания, унижений и насмешек, аффективных реакций с криками и приступами гнева.

Причины такой агрессии, как собственно и многих других проявлений (истерик, неуправляемости, непослушания) – это чувство того, что ребенка не любят, он ощущает себя незначимым, испытывает отвращение к себе, ощущает ненужность его родителям и многие другие негативные чувства. При помощи подобного поведения ребенок подсознательно привлекает к себе внимание окружающих и родителей, ищет поддержки и понимания.

Истерики у ребенка 10 лет. Что делать

В этом возрасте нередки и истерики, они возникают по тем же причинам, что и приступы агрессии. Ребенок свое недовольство может выражать криками, слезами, эмоциональными вспышками. Часто родители переживают, почему ребенок 10 лет постоянно плачет? Иногда ребенок и а не может понять, почему он ведет себя таким образом, и что происходит с ним на самом деле. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, к ограничению многих из запретов. Но, с другой стороны, ему важно установление особых отношений с родителями, определение новых границ опасности мира, контроля родителей. Если возникают истерики, как успокоить ребенка 10 лет? Прежде всего, нужно дать ребенку выплеснуть эмоции, выговориться и рассказать о проблемах. Важно не кричать, не срываться, а проявить заботу и участие. Даже самые истеричные дети нуждаются в понимании, заботе и ощущении того, что им готовы помочь в любой момент.

Неуправляемый ребенок 10 лет. Что делать

В период кризисного периода из спокойного и ласкового ребенка вдруг вырастает непослушный ребенок 10 лет, что делать в такой ситуации. Как и с истериками и агрессией, важно проявлять терпение, выработать единую тактику отношения к поведению малыша. Не стоит вестись на истерики и провокации, нужно сохранять спокойствие, вне зависимости от поведения. Если нет нужной ему реакции, психи и истерики теряют смысл. Установите четко границы дозволенного и строго им следуйте, не нарушая свои ж слова. В спорах и конфликтах не давите авторитетом, договаривайтесь, ищите компромисс, отвлекайте от капризов.

Ребенок 10 лет очень нервный. Что делать

Иногда нервозность ребенка может быть следствием заболеваний или внутренних проблем. Стоит поговорить с ним, уделить больше времени. При постоянной нервозности помогает общение с психологом, откровенные беседы, отдых. По согласованию с врачом могут применяться легкие успокоительные, травяные чаи и седативные средства.

Почему ребенок 10 лет врет

Часто детская ложь указывает на глубокие психологические проблемы. Прежде всего, дети врут из-за страхов быть наказанными, особенно если родители применяют жесткую систему воспитания. Отсрочить наказание или избежать его дети пытаются за счет лжи. Также дети за счет лжи пытаются повысить свою самооценку, выставляя себя героем в глазах других. Ложь может быть способом протеста против действий родителей, попытки установления личностных границ или постоянное вранье указывает на проблемы в семье. Особенно плохо, если вранье сочетается еще и с попытками воровства – это крик о помощи ребенка.

Ребенок 10 лет ворует. Что делать

Этот этап проходят почти все дети в периоде семи лет и 10-12 лет. Это происходит при недостатке внимания со стороны родителей к потребностям ребенка, при потребности самоутвердиться, желании быть не хуже других. Также добавляет сюда осознание безнаказанности поступка, а также подстрекание к воровству из-за вымогательства старших в школе.

Важно выяснить причины и разобраться в произошедшем, кричать, позорить ребенка и угрожать ему криминальным будущим непродуктивно. Нужно решать проблему в семье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *