Психогимнастика для дошкольников

Польза психогимнастики для детей

Методика направлена на устранение непоседливости, истощаемости и утомляемости у малышей, обладающих замкнутым или вспыльчивым характером. При детальном рассмотрении психогимнастики можно рассмотреть плюсы:

  • Анализ эмоций и их изучение. Во время занятий ребенок знакомится с миром чувств, проходит обучение, в результате которого может управлять собой, не делать порывистых движений.
  • Избавление от комплексов в общении с людьми. Ребенок перестает бояться общения, идет на контакт.
  • Снятие психического напряжения. При формировании личности ребенка важно научить его уходить от стрессов и блокировать такие состояния, сводить на нет богатое воображение, страхи.
  • Самовыражение. В процессе работы дети проявляют фантазию, актерские данные. Вместе с другими они учатся, перенимая полезные навыки друг у друга.
  • Улучшение мимики, жестов, речи. Движения у детей чаще скованные. Занятия помогают расслабиться и обрести естественность. Психогимнастические упражнения для дошкольников помогут избавиться от хаотичных движений.

Методика проведения

Психогимнастика для дошкольников различается в зависимости от возраста ребенка. К малышу 2–3 лет применяется один подход, а вот к ребенку дошкольного или уже школьного возраста – другой. Основная особенность психогимнастических занятий в том, что по сути это игра. Каждое упражнение – сценка в театральном кружке, которую разыгрывают дети. Фоном всегда звучит специально подобранное к уроку музыкальное сопровождение.

Перед началом занятий проводится разминка для расслабления. Объекты внимания на занятии – голоса, люди, эмоции, одежда, предметы, звуки, сказочные персонажи, карточки с различными изображениями.

Психогимнастика для младших школьников включает в себя и индивидуальный тренинг.

Упражнения, выполняемые в одиночестве, направлены на формирование правильной мимики лица, снятие эмоционального напряжения. Одно занятие занимает от 20 до 40 минут.

Упражнения для детей 2–3 лет

Заниматься психогимнастикой можно начинать примерно с 2 лет. Дети в этом возрасте уже воспринимают инструкции. Малыши с помощью педагога изображают на лице разные эмоции: спокойствие, печаль, радость, злость. Им предлагаются разные упражнения в игровой форме. Примеры:

  • Пылинки и пылесос. Дети выступают в роли первых, воспитатель их собирает. Сначала пылинки медленно танцуют в солнечных лучах. Потом начинает работать пылесос. Пылинки кружатся вокруг себя все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает: кого коснется, тот выходит из игры. Цель психогимнастики – эмоциональное и мышечное расслабление. Когда ребенок оседает на пол, плечи и спина расслабляются, руки опускаются, голова наклоняется вниз.
  • Кошка и мышки. Играют только дети. Два мышонка должны перейти дорогу, но на ней спит котенок. Они крадутся на носочках, останавливаются, показывают друг другу знак «тише!». Во время упражнения развивается мимика, групповое взаимодействие.
  • Слушай хлопки. Дети идут по кругу. Когда воспитатель хлопает в ладоши один раз, малыши останавливаются и принимают позу аиста. Если ведущий делает 2 удара, играющие имитируют лягушку. На 3 хлопка ходьба возобновляется. Во время такой психогимнастики развивается слуховое восприятие.
  • Вот так позы. Малыши по очереди принимают разные положения. Другие дети должны запомнить их и повторить. Упражнение формирует внимание.
  • Поводырь. Один малыш изображает незрячего человека. Он кладет руку на плечо друга, который становится поводырем. В медленном темпе пара передвигается по залу, преодолевая препятствия. Потом дети меняются местами. Упражнение развивает доверие к партнеру.

Психогимнастика для детей 3–4 лет

В этом возрасте важно развивать эмоциональное общение, дать возможность ребятам подружиться. Примеры психогимнастики для малышей 3–4 лет:

  • Покажи меня. Суть – в копировании других людей. Для тренировки детям предлагают без слов изобразить, как улыбается мама, хмурится строгий доктор, пугаются трусливые животные и другие эмоции.
  • Зеркало. Участники встают напротив друг друга парами. Один из них играет роль отражения в зеркале. Один ребенок выполняет разные игровые действия с воображаемыми предметами (расчесывание, чистка зубов и т. д.). Игрок-отражение точно их повторяет, сохраняя зеркальность. Упражнение развивает внимание, моторику.
  • Изобрази героев. Для выражения своих чувств малыш должен научиться их правильно демонстрировать. Педагог своим подопечным предлагает сыграть эпизод из известной сказки. Например, Красная Шапочка идет к бабушке (на лице – радость). По пути встречаются дровосеки (любопытство, улыбка), потом появляется на пути волк (испуг). Во время игры дети не только используют мимику, но и двигаются.
  • Игра в мяч. Участникам группы предлагаются оценки героев: Колобок – глупый, Баба-Яга – добрая, Лиса – хитрая и другие. Малыши четко должны понимать, о ком идет речь. Для согласия с утверждением воспитанник ловит мяч, при несогласии – пропускает. Упражнение развивает внимание.
  • Прощание. Под веселую музыку малышам предлагается улыбаться друг другу, хлопать в ладоши, обнять друзей. Невербальное общение следует закончить исполнением коллективной песни, взаимным пожеланием хорошего настроения. Особенно важно такое упражнение для эмоционально закрытых дошкольников.

Упражнения для школьников

Воспитанники начальных классов активны, поэтому в сборник занятий включены подвижные игры. Младшие школьники 6–11 лет еще испытывают робость перед сверстниками и коллективом, поэтому работа педагогов направлена на ее преодоление. Пример психогимнастических игр:

  • Прорвись в круг. Ребенка, который испытывает сложности с общением со сверстниками, отводят в сторону. Остальные товарищи создают круг, берутся за руки. Воспитанник должен разбежаться, прорвать круг, проникнуть в него.
  • Доверяй падение. Две пары школьников встают друг за другом. Педагог становится между ними для страховки. Один ученик падает, другой – его ловит. Падающий должен закрыть глаза, расслабиться. Упражнение развивает доверие к сверстникам, уверенность в их поддержке.
  • Кто есть кто. Учащиеся разбиваются на пары. Один игрок изображает всем известного сказочного персонажа, например, Кота в сапогах, Буратино или других, а другой – угадывает. Школьники при помощи жестов и мимики демонстрируют не только внешние данные героя, но и повадки. Упражнение дается для развития наблюдения за чертами характера людей.

Психогимнастика для подростков

Тренинг для старших школьников включает в себя упражнения, раскрывающие личные ресурсы, особенности, возможности. В ходе психогимнастики у подростков снижается напряженность, скованность, повышается настроение. Педагогами поощряется свободное обсуждение любых тем, взаимооценка. Примеры упражнений:

  • Разговор через стекло. Упражнение на понимание состояния другого человека. Участникам тренинга нужно договориться о чем-либо без слов с помощью жестов.
  • Запретный плод. Формирование взаимодействия с членами коллектива, обучение невербальному поведению. Роль запретного плода играет любой выбранный предмет. Подростки по очереди показывают, как ведут себя, когда желание расходится с внутренними или внешними нормами.

Коллеги — педагогический журнал Казахстана

Занятие 1
Тема «Скоро в школу я пойду»
1 часть.
а) «Доброе утро» ( представляют себя спящими, сидя на стульчике. Ведущий ласково произносит: «Доброе утро» и дети, выгибая спину назад, разводя руки вверх – в стороны, поджимая ноги под себя – потягиваются).
б) «Умывашка» (имитируют умывание лица, глаз, щек, ушей).
Читается стихотворение К. И. Чуковского «Мойдодыр»
в) «Завтракать пора» (имитируют движения рук, спины, губ во время завтрака).
г) Этюд «Тяжёлый ранец» (выполняют движения — спина слегка отклонена назад, голова поднята высоко, шаг бодрый – несем ранец).
2 часть
а) «Робкий ребёнок»
Ребенок первый день в школе. Он робеет. Ему кажется, что учительница им недовольна, а дети вот-вот его обидят.
Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, голова опущена.
б) «Вежливый ребёнок»
В зале сидит педагог. Каждый ребенок подходит, называет его по имени- отчеству, вежливо здоровается.
в) «Урок музыки»
Педагог читает стихотворение.
Сеньор Мажор:
Друзья, представиться спешу
Знакомству очень рад.
Меня зовут сеньор Мажор
Я лучший друг ребят!
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружен ты со мной
То ждет тебя успех.
Сеньор Мажор:
А я зовусь сеньор Минор
И вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу
Люблю, вздыхая слезы лить
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим
О чем – не знаю сам.
Сеньор Мажор:
Со мною будешь, бодр и смел
И всем на удивление
Любую трудность победишь
Мажорным настроением!
Сеньор Мажор:
Так пусть всегда, так пусть везде
Улыбка красит лица
Сеньор Мажор:
Улыбка с грустью пополам
Всем тоже пригодится
Сеньор Мажор:
А станет страшно вдруг
В пути – смелей дружок, не трусь!
Ты позови: «Сеньор Минор!»
И вместе погрустим.
Сеньор Мажор:
А если грустные деньки
Припомнить захотим
Зовите так: «Сеньор Минор!»
И вместе погрустим.
Дети подходят к тому сеньору, с которым они хотели бы играть. Звучат грустные, веселые этюды.
3 часть
а) » Урок лепки»
Педагог предлагает вспомнить этюд «Маленький скульптор» и говорит, что на этот раз скульптор решил вылепить скульптурную группу, которая будет называться «Волк и заяц». Он ставит двух детей на середину зала и показывает каждому из них позу и мимику: заяц удит рыбу и не замечает. Что за его спиной стоит волк и вот – вот набросится. Скульптор обходит вокруг скульптурной группы. Поправляет ее, любуется ей. Скульптор устал, ложится отдыхать. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего. Но как только скульптор просыпается, волк и заяц занимают свои места. Скульптор не знает, что они оживали.
Б) «Урок немецкого языка»
Педагог читает стихотворение, в это время дети показывают движения, изображающие слова.
Стол – TISCH (стоя ноги вместе, спина прямая, руки «полочкой» перед грудью).
Рыба — FISCH (стоя ноги вместе, плавные движения руками перед грудью).
Маслобойка – BUTTER FAST (стоя ноги вместе, круговые движения рук перед грудью)
Что такое? – WAS IST DAS? (плечи поднять, голову втянуть)
4 часть.
Этюд «Хочется спать»
Мальчик пришел из школы. Он устал. Чем ближе вечер, тем ему больше хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает. Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.
Занятие 2
Тема «Зоопарк»
1 часть.
«Игровая ситуация»
а) Этюд “Қоразға “ А. Сапыбаев
Оятпа, қораз, сен бізді
Өзім де сәздім – таң атты.
Сенсіз-ақ білем мезгілді,
Танимын енді сағатты.
Дети тянут руки вверх, выгибая при этом спину назад. Голова наклоняется то влево, то вправо, сгибают ноги в коленях, кричат: «Ку-ка-ре-ку»
б) Игра «Что слышно?»
Приехал зоопарк и в окошко хорошо слышны крики животных. Дети должны угадать кому, какой голос принадлежит.
в) Этюд «Возьми и передай билет в зоопарк»
Дети, сидя на стульях, передают » билет» до той поры, пока «билеты» не окажутся у всех.
2 часть.
а) Этюд «Лама» А. Ершуов
,, Көзінен көз жоқ артық, (Осторожность)
Жәудіреп ол қарар тік.
Бұл да бота, алған тек
Екі өркешін жоғалтып.”
Идти гордо, высоко подняв голову, осторожно переступая ногами.
в) Этюд “Кенгуру” А. Ершуов
,,Баласы – бар тілігі,
Қалдырмайды бір елі, (Заботливость)
Қалтасына салып ап ,
Қажымай-ақ жүреді.”
Ловко прыгать на двух ногах, руки согнуты в локтях.
в) ,, Су сиыр” А. Ершуов
,, Аузын ашса апандай,
Әрбір тісі бақандай.
Аяқтары бір қарыс, (Неуклюжесть)
Үсті-басы былғаныш,
Қарны үлкен қабақтай,
Қарайды жұрт жаратпай.
Тяжело переступать с ноги на ногу, неуклюже двигаясь вперёд.
часть.
а) Упражнение “ Жадный поросёнок”
Котёнок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. В этот момент проходит толстый поросёнок и жуёт большую булку. Котёнок и щенок просят дать им кусочек булки, на что тот отвечает им грубым хрюканьем. Тогда котёнок хватает поросёнка за хвостик. Тот с визгом убегает жаловаться маме.
б) Этюд “ Страшный зверь” В. Семёрин
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь
У него торчат клыки,
И усы топорщатся,
У него горят зрачки –
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нём лоснится.
Может это львица?
Может быть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
— Рысь!
Дети, получившие роль кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.
в) Минутка шалости
4 часть.
“Игра с муравьём”
На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть на себя носки ног, ноги при этом напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги. Повторить 2-3 раза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *