Профилактика неврозов у детей

Виды неврозов в детском возрасте

Страх у ребенка может быть проявлением невроза.

  1. Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.

В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

  1. Невроз навязчивых состояний. Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.

Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

  1. Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
  1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.

Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.

Дети, страдающие неврастенией — плаксивы и раздражительны.

  1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.

Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

  1. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
  1. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
  1. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, конъюнктивит вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.

Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

  1. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм, разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
  1. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).

Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

  1. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.

К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

  1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
  1. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.

При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

  • плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
  • тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
  • зацикленность на конфликтной ситуации;
  • снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
  • повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
  • трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
  • повышенная потливость, учащенное сердцебиение, колебания кровяного давления.

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Одинаково вредным будет как полное равнодушие, невнимание к ребенку и его проблемам, так и родительская жестокость, вызывающая постоянное чувство страха. Неудивительным будет проявление агрессивности у таких детей.

Во многих семьях, особенно имеющих единственного ребенка, культивируют у любимого чада его исключительность, пророчат успех и звездное будущее. Иногда такие дети обречены на многочасовые занятия (выбранные для них родителями), не имея возможности общения со сверстниками и развлечений. В этих условиях зачастую у ребенка развивается истерический невроз.

Психолог, прежде чем назначить лечение, постарается обязательно выяснить семейные обстоятельства и методы воспитания ребенка. Очень многое зависит не от действия предписанных лекарств (если они вообще понадобятся), а от родителей, от понимания ими своих ошибок в воспитании и готовности их исправить.

Исцелению ребенка будет способствовать также соблюдение режима дня, рациональное питание, занятие физкультурой, ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Получили заслуженное признание методы лечения детских неврозов с помощью музыкальной терапии, лечение при помощи животных (дельфинов, лошадей, рыбок и т.д.).

Неврозы. Профилактика неврозов у детей

Размещено на http://allbest.ru/

Размещено на http://allbest.ru/

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО «Удмуртский Республиканский Социально-Педагогический Колледж»

Контрольная работа

по дисциплине: «Возрастная анатомия»

Тема: Неврозы. Профилактика неврозов у детей.

Белышева Наталья Владимировна

Проверил: преподаватель: Торохова Елена Рудольфовна

Ижевск 2009 г.

Введение

Что такое невротизм невроз? Какие бывают неврозы

Причины неврозов

Предупреждение, профилактика неврозов

Роль детского сада

Заключение

Список использованной литературы

психический эмоциональный невроз детский

Введение

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости, (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится поверхностно («само пройдет»), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”, “Привычка — вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: «тюфяк, разгильдяй, оболтус», то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта «вытекает» нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых, и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного «Я» доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою «воспитательную политику», то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы?

Судя по масштабу распространения этой проблемы — в недалеком будущем нам грозит «полная невротизация населения». Общество, состоящее в большинстве своем из невротиков, не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

Да, проблема важна, очень. Все больше родителей придает значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное — они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит — современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Что такое невротизм, невроз? Какие бывают неврозы

Невротизм — психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой. симптомы могут возникать у нормального ребенка в случае сильного эмоционального напряжения, когда малыш перестает чувствовать себя счастливым, любимым и уверенным.

Неврозы — при сверхсильном для ребенка раздражителе — травмирующем событии, с которым его психика не в состоянии справиться, он заболевает неврозом. Невроз — одна из форм нервно-психических расстройств. Больной неврозом обостренно реагирует на травмирующую его психику ситуацию. Основными невротическими проявлениями у детей являются: невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи (энурез), отсутствие аппетита, речевые неврозы.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.).

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверх ценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием разнообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия и навязчивые страхи. В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий и невроз навязчивых страхов. Часто встречаются смешанные навязчивости.

Невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями — навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения — морганием, гримасничанье, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Навязчивые тикозные движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.

Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и школьном возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

4.Истерический невроз.

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект — респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: (гипер)- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза — повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время — истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз.

Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.

У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, под острые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.

Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыканье», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) — распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.

У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также хождениями во сне и говорениями во сне. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и говорения во сне тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).

Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.

Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты замедленного действия и тревожности в характере, а также наследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в основном в длительной эмоциональной депрессии, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.

Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей, генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

· Длительное недосыпание

· Физические и умственные перегрузки

НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2, 3, 5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

Выраженность «я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства «я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

С нервно-соматической ослабленностю. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

Предупреждение, профилактика неврозов

Неврозы — заболевание излечимое, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся течение невроза часто результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка, несвоевременного ее лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика нервности и неврозов у детей прежде всего сводится к устранению всех тех факторов, которые способствуют формированию слабого или неуравновешенного (возбудимого) типа нервной высшей деятельности.

ПРОФИЛАКТИКА НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ должна начинаться с самого раннего возраста. Особое место в предупреждении «нервности» принадлежит режиму и индивидуальному подходу к ребенку. Режим должен быть составлен с учетом возрастных и нервно-психических особенностей ребенка. Ребенка следует постепенно знакомить с окружающими предметами и оберегать от всяких травмирующих нервную систему моментов. С ранних лет нужно приучать ребенка к самостоятельности, избегать изнеженности и заласкивания, ибо в противном случае легко развивается беспомощность, боязливость, пугливость и нерешительность. Так как страхи, запугивания, психические переживания, а также чрезмерное возбуждение нервной системы ребенка вызывают различные неврозы, чаще всего нарушение сна, расстройство аппетита (анорексия), заикание, ночное недержание мочи и т. д., необходимо со дня рождения ребенка создать вокруг него спокойную обстановку. В профилактике нервных заболеваний большую роль играет гимнастика, спорт, влажные обтирания, сон на воздухе и другие виды закаливания. Физкультура укрепляет нервную систему, регулирует обмен веществ, улучшает кровообращение, способствует правильному и гармоническому развитию всей моторики, развивает волю и настойчивость. Для предупреждения истощения нервной системы и возможных срывов в поведении ребенку школьного возраста необходимо установить строгий распорядок дня с точным чередованием часов занятий и отдыха. Во время занятий нельзя отвлекать ребенка посторонними разговорами — нужно выключить радио. Особый надзор требуют книги, которые читает школьник. Необходимо также регламентировать посещение кино, театра, цирка и просмотр телевизионных передач. В профилактике нервных заболеваний, большое место занимает гигиена беременности и особенно ограждение беременной от различных психических переживаний. Для предупреждения неврозов необходимо независимо от возраста и характера деятельности при любой работе правильно чередовать труд и отдых и особо тщательно соблюдать режим рабочего дня. Работникам умственного труда очень полезно регулярно заниматься посильным физическим трудом, особенно в выходные дни и во время отпуска. В ряде случаев целесообразно временно изменить условия быта больного: направить его в общий или ночной санаторий. Хорошо успокаивает нервную систему охота, рыбная ловля, путешествие по воде, легкий туристический маршрут, поездка в деревню и т. п. Нужно, однако, помнить, что длительное пребывание на солнце (солнечные ванны), особенно с непокрытой головой, действует неблагоприятно. Не последнее место в предупреждении нервных заболеваний принадлежит также питанию. Пища должна быть разнообразной, с достаточным количеством белков, жиров, углеводов и витаминов; нельзя допускать длительных перерывов в приеме пищи.

Личная гигиена, гигиена половой жизни, нормальное отправление физиологических потребностей, борьба с глистами, тщательное и своевременное лечение всех заболеваний являются могучими факторами в профилактике заболеваний нервной системы. В предупреждении нервных заболеваний значительное место занимает борьба с курением, употреблением спиртных напитков, опия, морфина и других наркотиков.

Профилактика инфекционных заболеваний нервной системы должна проводиться по тем же методикам, как и профилактика всех инфекционных заболеваний (см. гл. II Инфекционные болезни).

В профилактике травматических поражений и профессиональных заболеваний нервной системы большое место принадлежит соблюдению всех правил охраны труда.

Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением.

Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они не только причиняют боль, но и озлобляют, оскорбляют ребенка.

Роль детского сада в предупреждении неврозов у детей

Отрыв ребенка от родителей при раннем помещении в ясли — серьезное эмоциональное потрясение для него. Дефицит контакта с родителями не может быть полностью восполнен воспитателями детского учреждения. Мальчики более чувствительны к разлуки с матерью, чем девочки. Следует отметить, что ребенок, до 1г.6м. не способен привязываться ни к какому другому лицу, кроме матери. Он воспринимает чужих людей с чувством страха и тревоги. При отрыве от родителей страх перед чужими легко перерастает в страх одиночества, темноты. Следствием травмирующего опыта разлуки ребенка с родителями при раннем помещении его в детское дошкольное учреждение является развитие невроза.

В дошкольных учреждениях и дома ребенку надо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности. Особого внимания в детском учреждении требуют дети с расстройством речи: во-первых, потому что таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности; во-вторых, ребенку, страдающему расстройством речи, могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от2 до3лет). При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги или делают внезапную остановку в начале, в середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становиться неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергиванием мышц лица, зажмуриванием глаз, высовыванием языка, движениями рук и ног. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей.

Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их сверстников исправиться, если они к ним будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения надо прийти на помощь, не говорить при нем о его недостатке.

Ребенок поступает в дошкольное учреждение с прогнозом, какую степень тяжести адаптации можно у него ожидать. Если в выписке из поликлиники такого прогноза нет, то врач детского учреждения должен сам на основе анамнеза и состояния здоровья прогнозировать характер адаптации.

В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей. Воспитателя заранее предупреждают, когда придет новенький. Следует определить, чем его кормить, где уложить спать. Вновь поступающие дети должны быть окружены особым вниманием, лаской и заботой.

Заключение

Чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, нужно многое преодолеть, в первую очередь, самим родителям. Взрослые обычно думают, что в страхах их детей виноваты испуги, обстоятельства, детский сад, школа, но только не они сами. Однако давно подмечено, что эмоциональные и нервные расстройства формируются, развиваются как раз в семье, в условиях неправильного воспитания и конфликтов, а внешние стрессы выступают в качестве «последней капли» или толчка. Чтобы ребенок вылечился от страха, родителям нужно преодолеть:

1. недостаточную эмоциональную отзывчивость и отликаемость;

2. чрезмерную фиксацию на себе и своих интересах, равно как и недоверие к возможностям детей;

3. неспособность пойти на жертвы во имя ребенка, в том числе экономического характера;

4. собственные недостатки характера и поведения, являющиеся отрицательным примером для детей;

5. ригидные, изжившие себя стереотипы воспитания, в том числе чрезмерную принципиальность, формализм и диктат в общении с детьми;

6. непримиримые, неприязненные, конфликтные отношения с другим родителем;

7. нервные расстройства, если они имеют место, а также неадекватно повышенную чувствительность к стрессу и отсутствие психологической защиты.

Только с учетом всех этих изменений можно обеспечить надежный эффект освобождения ребенка от невротического заболевания и навязчивых страхов. Для того, чтобы помочь ребенку в избавлении от навязчивых страхов, кроме перечисленных рекомендаций, родители и воспитатели должны постараться развить в себе следующие качества:

1. понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать беды вашего ребенка, любить его и ценить его здоровье;

2. доброта и искреннее желание помочь ребенку;

3. способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы;

4. способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами;

5. готовность к переменам;

6. контроль за своими чувствами и поступками;

7. терпение и последовательность;

8. согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка;

9. вера и положительные результаты лечения (если ваш ребенок в нем нуждается).

Совместными усилиями, большим желанием и стремлением, любовью, терпением и лаской нужно помочь ребенку как можно скорее избавиться от страхов и начать жить нормальной жизнью.

Список использованной литературы

1. www.it-med.ru/libarary/n/neurosis.htm

2. http://destvo.ru/psychology/ps_nevroz/

3. www.medikal.ru

4. www.medicus.ru

5. Чабовский А.П. Основы педиатрии и гигиены дошкольного возраста. М.,1980 г.

6. Захарова А.И. Неврозы у детей и подростков — Л.,1982 г.

7. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошкольное воспитание»и №2010 «Воспитание в дощк. Учреждениях». — М.: Просвещение, 1988. — 336с.

8. Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. — М.:АСТ — ПРЕСС КНИГА., 2007г.

Размещено на Allbest.ru

Невротические расстройства присущи людям всех возрастов, но четкие клинические очертания болезни заметны лишь после 7-8 лет. Неврозы у детей дошкольного возраста не бросаются в глаза и трудны в диагностировании. Нередко родители отмахиваются от проявлений невроза у ребенка, утверждая, что он это «перерастет». Такое расстройство перерасти невозможно. Патология не устранится сама по себе — она может только усилиться в подростковой и взрослой жизни.

Поэтому самые первые симптомы требуют срочного обращения к специалисту — детскому психотерапевту, психиатру или неврологу.

Неврозы у детей дошкольного возраста: симптомы и классификация заболевания

Невротическое расстройство у дошкольников — обратимое психогенное нарушение, которое представляет собой ответную реакцию ребенка на психотравмирующие обстоятельства. Симптомы различны и зависят от типа патологии, личностных характеристик больного. Общие проявления следующие:

  • неустойчивость и резкие перепады эмоционального фона, настроения;
  • повышенная слезливость и капризность по малейшим поводам;
  • раздражительность, гипервозбудимость;
  • непереносимость каких-либо внешних раздражителей: яркого света, определенного запаха, звука и т.д.;
  • повышенная двигательная активность, возможны навязчивые движения при неврозе навязчивых состояний у детей дошкольного возраста;
  • неустойчивость заинтересованности к играм и развлечениям;
  • плохая концентрация внимания;
  • нарушение аппетита и сна.



Психологические симптомы сопровождаются нарушениями психосоматики: головная боль в висках, тремор рук или ног, нарушение чувствительности тела, повышенная утомляемость — спутники невроза у детей. Виды расстройств:

  • Невроз страха. Дошкольный период характеризуется повышенной склонностью к фобиям и страхам. Чаще всего такой тип патологии выражается в истериках или капризах перед сном. Причинами выступают: страх темноты, страх ложиться спать и засыпать. У немалого количества детей наблюдается страх посещения детского сада. В этой ситуации взрослым нельзя ругать малыша, наказывать и стыдить.
  • Невроз навязчивых состояний проявляется в необычных движениях и привычках. Это может быть покусывание пальцев, обгрызание ногтей, выдергивание волос, раскачивания тела ритмичными однообразными движениями.
  • Истерический невроз проявляется повышенной раздражительностью. Маленький пациент слишком бурно реагирует на родительское «нет» – демонстративно падает на асфальт, бьется руками и ногами о пол, кричит, рыдает.
  • Патологический энурез — явление, которое происходит ночью после психотравмирующей ситуацией. Развитию энуреза способствуют родительские физические наказания, моральное давление, стрессы в жизни малыша. Кроме недержания мочи наблюдается повышенная плаксивость и капризность. Возможно появление тиков, заикания.

Терапия и профилактические меры

Лечение неврозов у детей дошкольного возраста состоит из посещения специалиста и обязательной педагогической просвещенности родителей. Возможно, взрослым нужно пересмотреть свое отношение к дошкольнику и методы воспитательного процесса, которые к нему применяются.

Детский психотерапевт занимается постановкой диагноза, выявлением причин заболевания и назначением лечения.

Основной метод лечения — психотерапия, которая нормализует обстановку в семье и корректирует родительское влияние на ребенка. Индивидуальные сеансы работы с ребенком направлены на коррекцию психосоматического состояния и устранение симптомов заболевания.

Профилактика неврозов у детей дошкольного возраста заключается в соблюдении определенных поведенческих факторов.

  • В первую очередь — спокойное общение между взрослыми, которые окружают ребенка. Отсутствие ссор, повышения тона голоса, агрессивной атмосферы общения.
  • Адекватная нагрузка на психику, соблюдение полноценного режима питания, отдыха и сна.
  • Отсутствие физического или морального насилия над ребенком, педагогическая образованность родителей.
  • Внимание к малышу, к его личности, к его желаниям, мнению, достоинству.
  • Профилактика и лечение имеющихся психологических проблем родителей, отсутствие видимой ребенку тревожности или страхов у мамы с папой.


К сожалению, родители и педагоги не всегда распознают ранние симптомы невроза или недооценивают серьезность невротического состояния ребенка. Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного лечения.

Детский невроз – это расстройство нервной системы ребенка, возникающее в результате психических травм, индивидуальных особенностей личности, неправильного воспитания, неблагоприятного эмоционального климата в семье. Проявлениями невроза может быть депрессия, заикание и нарушение речи, страхи и фобии, нервный тик, нарушение сна, потеря аппетита, эмоциональная неустойчивость.

К сожалению, родители и педагоги не всегда распознают ранние симптомы невроза или недооценивают серьезность невротического состояния ребенка. Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного лечения.

А чтобы не допустить появления и развития этого психического расстройства, необходимо принимать особые меры профилактики детских неврозов.

Профилактика детских неврозов – это действия, направленные на укрепление нервной системы ребенка и устранение раздражителей, вызывающих ее перенапряжение.

Профилактика детских неврозов начинается задолго до рождения ребенка (путем избегания стрессов, преодоления страхов и тревог, настроем на благополучные роды, уверенностью в рождении здорового ребенка), а затем продолжается по мере роста, физического и эмоционального развития ребенка и включает:

  • формирование тесной привязанности и доверительных отношений между родителями и ребенком;
  • создание благоприятной атмосферы в семье: отсутствие ссор и скандалов, отчуждения и размолвок между родителями и детьми;
  • правильное воспитание ребенка: заботливое и чуткое, но не потакающее прихотям и капризам, твердое и уверенное, но не жестокое и излишне строгое;
  • предупреждение психических травм: испуга, физического насилия, конфликта в семье, избытка впечатлений и других стрессовых ситуаций;
  • полноценное физическое развитие ребенка: здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, процедуры закаливания;
  • творческое, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Создание благоприятных условий для психического развития ребенка позволит избежать появления различных неврозов и сохранить психическое здоровье на всю жизнь.

Неврозы — это обратные, временные функциональные заболевания нервной системы, вызванные срывом основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Основными причинами неврозов являются длительные психические травмы — психические потрясения, наследственность, насилие в семье, алкоголизм родителей, дидактогенни факторы т.д.. Неврозы — это болезнетворные формы реакций нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому их иначе называют психогенными патологическими реакциями.

Болезненные воздействия психической травмы в большинстве определяется возрастом ребенка и индивидуальными особенностями нервной системы. В разном возрасте ребенок по-разному реагирует на психические травмы. Чем меньше ребенок, тем меньше психическая травма может вызвать у нее срыв нервной деятельности. Для детей раннего возраста чрезвычайно сильными раздражителями могут оказаться незнакомые объекты, новый человек, гром, сильный гудок автомобиля, поезда и др.. Травмирующим психику фактором в этом возрасте может быть пребывание ребенка в первые недели в дошкольном учреждении, встреча с незнакомыми людьми. У старших детей большое значение в развитии неврозов имеют такие факторы, как испуг, ссоры между родителями. Дети старшего возраста тяжело реагируют на жизненные трудности разрушение семьи, смерть близких, проблемы в обучении и т.п.. Особенно болезнетворных реагируют на неблагоприятные факторы дети, перенесшие заболевание, значительно ослабили нервную систему, дети со слабым типом нервной системы.

Основными невротическими проявлениями у детей является психогенные шоковые реакции, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых движений, ночное недержание мочи (энурез), нервная анорексия (отсутствие аппетита), языковые неврозы.

Психогенные шоковые реакции «возникают вследствие острых психических травм (пожар, авария на транспорте, землетрясение и др.).. Они проявляются резким паническим страхом, расстройством сознания, психомоторным возбуждением — бессмысленным бросанием на месте, попыткой куда-то бежать или наоборот — психомоторным торможением (ступор), ослаблением реакции на внешние раздражители. Тогда часто выраженные функциональные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта (понос, рвота), возможно повышение температуры тела. Частым проявлением шоковой реакции бывает аутизм (прекращение речевого общения с другими) с последующим заиканием.

Неврастения — нервное истощение, вызванное переутомлением или длительным воздействием психотравмирующих факторов. Неврастении вызывают непосильные нагрузки, особенно в тех случаях, когда ребенок рядом с привычным школьным нагрузкам имеет дополнительное: изучает иностранный язык, учится в музыкальной школе, занимается в различных кружках и т.п.. Часто неврастения развивается у детей, длительное время находящихся в психотравмирующих ситуациях (проблемы в семье, неудачи в школе), не меньшей степени это касается и детей, которые имеют слабый тип нервной системы или перенесли длительное изнуряющего заболевания.

Неврастения проявляется в форме нестабильности эмоционального состояния (настроения), повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, усталостью. Работоспособность ребенка значительно снижается, он быстро устает, появляются головная боль, вялость, сонливость, пассивность. В одних случаях преобладает повышенная раздражительность, капризность, иногда психомоторное возбуждение, а в других наоборот — вялость, усталость, испуганный состояние, застенчивость. Порой у детей могут быть выражены лишь отдельные симптомы неврастении: головная боль, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности.

Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является невроз страха. Страхи у детей сами по себе не должны рассматриваться как проявление болезни, поскольку повышенная пугливость является их физиологической особенностью. Иногда в результате неправильного воспитания (устрашения детей) или психической травматизации страхи имеют устойчивый характер. Тогда может меняться поведение ребенка. Она начинает бояться темноты, находиться одна в помещении, боится новых людей. У маленьких детей часто возникают ночные страхи. Они могут иметь затяжное течение.

Проявлением невроза страха является беспокойство ребенка за свое будущее, он боится умереть или потерять своих близких. Обычно эти страхи развиваются с тревожно-мнительным складом характера. Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов, характеризуется повторением, может быть затяжным. В таком случае говорят о навязчивые страхи (фобии).

Одним из частых неврозов у детей является невроз навязчивых состояний. Навязчивые состояния чаще развиваются в возрасте десяти-четырнадцати лет, но могут возникать и значительно раньше — в возрасте двух с половиной — четырех лет. Характерными для детского возраста являются навязчивые страхи (фобии) острых предметов, открытых пространств (агорафобия) — когда ребенок представляет опасными природные и сказочные явления, смерть, тьму, школьные ситуации, боится заразиться. Невроз навязчивых состояний часто развивается у детей с истерическим развитием (эгоцентрической, капризных, которые требуют к себе особого внимания, астенических, ослабленных после болезни, уставших, колеблющихся). Эти дети уже в раннем возрасте обычно отличались боязнью всего нового, немотивированными страхами. В школьном возрасте у них проявляется уязвимость, боязнь заразиться, заболеть. Иногда навязчивые действия имеют характер защитных ритуалов, которые по своему происхождению связаны с навязчивыми страхами.

Невроз навязчивых движений характеризуется появлением любых лишних движений (подергивание, тик): сморкание носом, частые моргания, ужимки, различные движения рукой, плечом и др.. Такие движения отличаются от гиперкинезов (автоматических нецелесообразных движений, вызванных непроизвольными сокращениями скелетных мышц) тем, что ребенок может на время преодолеть их усилием воли, они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением, однако вновь появляются и усиливаются в связи с появлением людей и нежелании отвечать на уроке.

В некоторых случаях навязчивые движения приобретают характер защитных ритуалов. Эта форма неврозов навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и трудно лечатся.

Частым проявлением неврозов у детей является ночное недержание мочи (энурез). Вообще энурез наблюдается у детей довольно часто. Однако о неврологическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы. Такое недержание мочи может вызвать вторичное неврологическое наслоение результате переживания ребенком своего «дефекта», особенно тогда, когда его стыдят, наказывают, упрекают. Ребенок становится раздражительным, грубым, застенчивой, замкнутым, отказывается от товарищей. В дальнейшем это может привести к патологическому развитию личности. С возрастом энурез исчезает, как правило, и без лечения.

Довольно частыми неврозами являются языковые неврозы, или логоневроз — заикание, аутизм (прекращение речевого общения с другими). Причиной невротического заикания зачастую являются острые и подострые психические травмы (испуг, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа, например, положили ребенка в больницу и т.п.). Благоприятными условиями для появления заикания могут быть врожденные особенности нервно-психического развития, семейная обременительность заикания, ослабление организма в результате различных заболеваний, ошибки в воспитании, особенно перегрузки ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к ее собственного языка и др.. Важное место в возникновении невротического заикания принадлежит фактору подражания. В таких случаях заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса.

При невротическом заикании ребенок проявляет (сразу или через некоторое время) характерную реакцию на свой дефект. Она зависит от возраста, когда наступает заикания, а также от особенностей его высшей нервной деятельности. Ребенок начинает избегать речевое общение, особенно с незнакомыми людьми. При попытках говорить у ннего усиливаются вегето-сосудистые нарушения и сопутствующие движения.

Характерным признаком неврологического заикания является логофобия — страх речи. Она выражена в основном в школьном возрасте. Появление логофобии значительно ухудшает течение заикания, способствует школьной и социальной дезадаптации и может проявляться в виде повышенной возбудимости, ухудшение сна, иногда ночного недержания мочи, подергивания.

К невротическим форм речевого расстройства относятся мутизм и сурдомутизм. Мутизм (немота) возникает после острой тяжелой психической травмы. В таких случаях он сочетается с другими невротическими расстройствами. Такое происхождение может иметь и сурдомутизм (глухонемота). Чаще мутизм возникает как пассивная реакция протеста на неблагоприятные воздействия окружающей среды.

В таких случаях мутизм всегда соответствующую избирательность (елективнисть) и направленность. Ребенок не разговаривает с соответствующим человеком через чувство обиды на нее, желание его «отомстить». Порой он перестает общаться только со взрослыми. Считают, что в основе такого мутизма есть желание ребенка освободиться от тяжелой для него ситуации.

Мутизм наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У девочек он возникает вдвое чаще, чем у мальчиков. Благоприятными факторами возникновения мутизма есть остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности личности ребенка. Мутизм может быть одним из первых признаков психического заболевания (в частности детской шизофрении). Мутизм может быть также проявлением истерических реакций.

При лечении неврозов, кроме специальных методов (назначение успокаивающих и других лекарственных средств), большое значение имеет его профилактика.

Профилактика неврозов у детей

Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства.

«Тепличная обстановка» при воспитании может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется «жалким трусом», — отмечал И. П. Павлов. Вот почему в основе воспитания в детском и юношеском возрасте на первом плане должны стоять меры, которые развивают выдержку, стойкость в достижении цели, любовь к труду, желание самосовершенствования. Целесообразно сказать, что здесь нельзя недооценивать большое значение не только домашнего воспитания, но и воздействие педагогического коллектива, класса, дают многочисленные примеры для подражания.

В воспитании волевых качеств большая роль принадлежит физической культуре и спорту с их разнообразными видами и методами, среди которых всегда можно найти такие, которые могут быть интересны для молодого человека. Организованые соревнования способствуют развитию устойчивости, воли к победе, коллективных навыков. Воспитание в коллективе (в дошкольном учреждении, школе) прививает ребенку чувство товарищества, дружбы, общей цели. По статистическим данным, неврозами часто болеют дети, воспитывающиеся одиночками среди взрослых, которые делают их центром своего внимания, поэтому потакают всем их желаниям и требованиям.

Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.

Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна. Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок. Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей. Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса.

Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избежания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *