Польза спорта для детей

Содержание

1. Захотел сам

Шахматы — тоже спорт. И мой ребёнок захотел на них пойти. Это уж потом я узнала, что семь лет — не рано, а уже поздновато. Даже турнир такой специальный есть — «приз шестилетки», и выигрывают на них иногда сопливые шкетики из средней группы детского сада. А в тот момент я искренне не понимала, зачем ему вообще эти шахматы. Побаивалась их. Прочла «Защиту Лужина». Прошёл год. Ребёнок хотеть не перестал, а наоборот, напоминал мне: «Когда на шахматы-то отдашь?» Пришлось и правда «отдать». Боялась я зря: шахматы оказались игрой не аутичной, а весёлой и красивой. Ребёнок готов подолгу и с охотой решать задачки и играть на турнирах, рвётся выигрывать, учит дебюты. Недавно вот «второй взрослый» заработал. Одним словом, развивается. Приятно!

Вывод делаю простой: если ребёнок долго просит отдать его в какой-нибудь спорт — лучше всего так и сделать.

Неважно, станет ли он гроссмейстером «Зенита». Скорее всего — не станет. Но мир футбола, мир шахмат, мир бокса навсегда останется в его душе. Потому что он там уже есть. Ребёнок уже чувствует себя немножко шахматистом. А значит — есть мотивация преодолевать трудности и выигрывать.

9. Сам этим занимался

Есть определённый резон в том, чтобы отдать ребёнка на тот же спорт, каким занимался в детстве сам. Но будем внимательны. Вдруг ребёнок не в нас? Или вдруг он совсем, вообще не хочет заниматься именно этим — а хотим-то мы, но у нас нет времени? Или мы не добились побед и пытаемся «продолжить» за счёт сына? Выловим свою мотивацию, и если она честная (дать ребёнку ту же радость, которую знал сам) — то очень даже хорошо. Тем более если какой-то вид спорта нам знаком, мы сможем дать ребёнку дельный совет. Или даже стать для него «помощником» или спарринг-партнёром.

Если суммировать наши советы и предположения — то можно сказать, что спорт, как и все остальное, надо выбирать, глядя на сам предмет выбора, а не «в небо».

Хорошо: «я знаю классного тренера», «он высокий/она гибкая и любит лазить», «похож на меня — не боится мяча», «врач посоветовал плавание», «это весёло!»

Плохо: «такой неловкий, надо развивать», «там научат жизни», «пусть лучше там дерётся, чем в школе», «ни за что на свете, у них у всех сломанные носы», «чемпионом всё равно не станет, зачем тогда».

То есть руководствоваться стоит простыми и конкретными, а не абстрактными соображениями. Как и везде.

Как выбрать секцию или кружок для ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.

Мудрые родители думают не только о том, что ребенку интересно, но и о том, что ему пригодится в жизни. В частности, у девочек в связи с этим должен быть свой подбор кружков и секций, у мальчиков — свой, мальчишеский набор.

Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…» Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.

Каким спортом ты хочешь заниматься — обсуждается. Но то, что ты спортом занимаешься — это не обсуждается. В нашей семье это обязательно.

Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: «Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!» Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.

Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.

Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его «недруги». Конфликт «переселится» вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?

Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.

С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий.

Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.

Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.

У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.

  • Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.
  • Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.
  • Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег.
  • Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей — организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.

Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.

Ясно дайте понять ребенку, что кружок — это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Один раз, в самом начале, однозначно и категорично объяснить это ребенку — правильно и просто обязательно, но поминать это при любой мелочи не стоит: используйте эту договоренность только в важных случаях.

Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет — напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?

Нужны ли спорт и физические упражнения для гиперактивных детей? И стоит ли гиперактивных детей заставлять заниматься спортом?

Сразу скажу, что заставлять ни в коем случае нельзя. Да Вам, скорее всего, это и не удастся! Пытаться принуждать гиперактивных детей к чему бы то ни было – дело бесперспективное. А, вот, помочь им найти занятие по душе – это, как раз, то, за что они Вам в будущем скажут «спасибо». К тому же, уважение, проявленное к Вашему гиперактивному ребенку, принесет добрые плоды. Вы со своим сыном или дочерью станете единомышленниками!

Что же касается занятий спортом, то все мы слышали об их пользе. Даже несколько простых упражнений в течение дня сделают ребенка более крепким, энергичным и собранным. Но, обратимся к фактам.

У гиперактивных детей неустойчивая, очень чувствительная нервная система. По сути, СДВГ – это нарушение в работе нервной системы. Но, известно, что физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм. Знаменитый физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И. П. Павлов отмечал, что физические упражнения «величайшее средство в случае расстройства высшей нервной деятельности».

О пользе спорта и физических упражнений известно с древнейших времен. Древнеримский врач Гален (130–200 г. н.э.), занимавшийся, в числе прочих медицинских наук, неврологией, писал: “Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений”.

Великий древнегреческий медик Гиппократ (живший около 460–370 г. до н.э.), также, применял физические упражнения для лечения своих пациентов.

Сегодня, с развитием медицины, появилось и высокоточное медицинское оборудование. Оно подтверждает, что умеренные физические нагрузки улучшают обмен веществ и регенерацию тканей в организме, стимулируют нейрорегуляторную функцию.

Со спортом дело обстоит иначе. Усиленные тренировки воздействуют на организм более жестко, вызывая стресс. Речь, конечно, не идет о детских спортивных секциях. Занятия в них строятся на основе базовых педагогических и медицинских норм. Но, вступая в жестокий мир профессионального спорта, приходится забыть об этих нормах. Здесь главное – результат. И все средства хороши для достижения цели.

Однако, большинство родителей, а особенно, воспитывающие гиперактивного ребенка, выбирая секцию, имеют в виду его оздоровление и гармоничное физическое развитие. Из этих принципов будем исходить и мы.

Физические упражнения и виды нагрузок

Все физические упражнения можно разделить по виду нагрузок на:

  1. аэробные (выполняемые ритмично, равномерно, длительное время и тренирующие дыхательную и сердечно-сосудистую системы)
  2. силовые (упражнения на сопротивление, укрепляющие мышцы)
  3. растягивающие (различные растягивания и скручивания)

Для гармоничного физического развития ребенка желательно эти виды нагрузок сочетать.

В любом виде спорта опытные тренеры каждое занятие начинают с разминки и разогрева мышц. Разминка важна, т.к. она предотвращает травмы: разогретые мышцы более пластичны. Они легче справляются с нагрузками, лучше растягиваются. Учитывая повышенную склонность гиперактивных детей к травматизму, это особенно важно. Для разогрева используют легкие аэробные нагрузки, такие, как пробежка.

Вторым этапом большинства тренировок бывают силовые нагрузки. Для соблюдения оптимального баланса важно развивать все мышцы равномерно. Прорабатывая различные группы мышц, ребята становятся более сильными физически.

Известно, что резко обрывать тренировку крайне нежелательно. Поэтому заключительный этап любого занятия предусматривает упражнения на растягивание и гибкость. Кроме гибкости, такие упражнения стимулируют процессы регенерации, позволяют восстановиться после нагрузок. Они выравнивают дыхание, замедляют сердцебиение и пульс.

Какие виды спорта выбрать

При выборе вида спорта и секции нужно учитывать множество факторов: здоровье ребенка, уровень начальной физической подготовки, способности, характер и, конечно, личные предпочтения.

В каком возрасте начинать занятия спортом

Если ребенок не имеет ограничений, связанных со здоровьем, ему предоставляется огромный выбор. Есть лишь возрастные рамки для начала занятий. Рекомендован минимальный возраст, до достижения которого ребенка в секцию, скорее всего, не запишут. Однако, никаким видом спорта не поздно заняться и в более старшем возрасте.

6-7 лет: Плавание, аквааэробика, прыжки в воду, фигурное катание, теннис, хоккей, аэробика, гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, танцы, айкидо, баскетбол, лыжный туризм, шахматы, американский пул

8-9 лет: Легкая атлетика, футбол, волейбол, гандбол, биатлон, вольная борьба, водное поло, фехтование, дзюдо, самбо, тхэквондо, русский бильярд

После 10-12 лет: Гребля, парусный спорт, стрельба, ушу, каратэ, альпинизм, скалолазание, бокс, кикбоксинг, тяжелая атлетика, конный спорт

Влияет ли темперамент на выбор спортивной секции

Еще как влияет! В этой таблице рассмотрены 4 основных типа темперамента. Определить свой темперамент можно с помощью теста. Хотя, психологи отмечают, что крайне редко у человека проявляется один определенный тип. Гораздо чаще можно заметить их сочетание. В таком случае, при выборе спортивной секции, ориентироваться стоит на тот, что проявлен ярче.

Темперамент Виды спорта
Холерический
Обидчивый, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный, поддающийся настроениям
Бокс, различные виды единоборств, командные виды спорта
Сангвинический
Общительный, открытый (контактный), разговорчивый, доступный, отзывчивый, жизнерадостный, беззаботный, инициативный
Командные игры, бег с препятствиями, фехтование, каратэ, гребля на байдарках, альпинизм, дельтапланеризм
Флегматический
Пассивный, спокойный, надежный, ровный, управляемый, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, доброжелательный
Бег, лыжный спорт, велоспорт, тяжелая атлетика, бильярд, шахматы, йога, восточные единоборства
Меланхолический
Тихий, ригидный, тревожный, сдержанный, необщительный, пессимистичный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся
Парусный спорт, танцы, йога, стрельба, конный спорт, метание копья, метание диска

Склонность к видам спорта зависит от типа телосложения

В таблице приведены средние статистические показатели. Но, нужно понимать, что, так же, как и темперамент, телосложение редко подходит на 100% к определенному типу. Несмотря на это, можно выделить основной, доминирующий тип.

Телосложение Виды спорта
Астеноидный
Высокие, часто сутулые, кость тонкая, грудная клетка плоская. Четко просматривается костный рельеф и суставы. Ноги часто О-образной формы. Вялая, плохо развитая мускулатура.
Для них представляют сложность виды спорта, требующие силы выносливости и большой скорости. Но они добиваются успеха там, где требуется кратковременное напряжение и ускорение.
Легкая атлетика, особенно, бег на короткие дистанции, танцы, художественная гимнастика.
Торакальный
Тонкая кость, спина и ноги чаще прямые, грудная клетка цилиндрической формы, с большим объемом легких. Высокий тонус мышц при небольшой мышечной массе.
При небольшой силе, средней выносливости и скорости, имеют хорошие результаты в видах спорта и упражнениях на равновесие.
Легкая атлетика, лыжи, спортивная гимнастика, акробатика, различные прыжки, плавание, биатлон, велогонки, гребля, футбол.
Мышечный
Массивный скелет, хорошо развитая грудная клетка, значительный объем мышечной массы.
Средние показатели силы и выносливости. Достигают успехов в спорте, требующем равновесия, скорости и гибкости.
Футбол, хоккей, теннис, прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, единоборства, альпинизм.
Дигестивный
Массивный скелет, широкая кость, широкая грудная клетка, спина прямая. Значительный мышечный тонус и объем мышечной массы. Отличается преобладанием жировой ткани.
Небольшой объем легких. При значительной мышечной силе выносливость невысока.
Борьба, различные единоборства, хоккей, стрельба, тяжелая атлетика.

Спорт и упражнения при нарушениях здоровья

Грамотно применяя физические упражнения, можно добиться значительных улучшений в состоянии здоровья детей с различными заболеваниями. Но есть несколько правил.

  1. Заниматься можно лишь с разрешения лечащего врача
  2. Придется отказаться от интенсивных тренировок и амбиций, связанных со спортивными достижениями
  3. Тренер непременно должен быть проинформирован как о заболевании, так и о рекомендациях Вашего доктора

Гиперактивные дети

Спорт, как и любые упражнения, для гиперактивных детей может принести огромную пользу. Только, выбирая секцию для гиперактивного ребенка, следует принимать во внимание особенности его заболевания и рекомендации врача.

  1. Избегайте больших коллективов и командных видов спорта. Гиперактивные дети с трудом усваивают правила и не могут эффективно взаимодействовать в большой группе. Кроме насмешек сверстников и комплекса неполноценности, такие занятия могут еще и усилить гиперактивность
  2. Для гиперактивных детей категорически не рекомендуются спорт и упражнения с большими силовыми нагрузками. Исключите из своего списка различные виды борьбы и тяжелую атлетику
  3. Не стоит выбирать для гиперактивных детей высокотравматичные виды спорта и упражнений. Дети с СДВГ умудряются получать травмы и различные повреждения, как говорится, на ровном месте. А что уж говорить о боксе, баскетболе, футболе, хоккее, конном спорте, гольфе, гандболе, тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, акробатике, фехтовании, стрельбе, альпинизме, скалолазании, прыжках в воду и, даже, теннисе!
  4. Агрессивные виды спорта, также, ни в коем случае не приемлемы для гиперактивных детей. Кик-боксинг, бокс, различные виды единоборств должны быть под запретом
  5. Гиперактивные дети быстро теряют интерес к монотонным однообразным действиям, поэтому им трудно заниматься таким спортом, как бег

Что же остается? Какой спорт подходит для гиперактивных?

Вот список безопасных и полезных видов спорта для гиперактивных детей.

  1. Плавание
  2. Аквааэробика
  3. Танцы
  4. Художественная гимнастика
  5. Легкая атлетика
  6. Лыжный спорт
  7. Аэробика
  8. Прыжки на батуте
  9. Айкикай – разновидность айкидо (только с разрешения врача)
  10. Йога
  11. Бильярд
  12. Шахматы

Часто у гиперактивных детей наблюдаются и другие нарушения здоровья. Неустойчивая нервная система, к сожалению, провоцирует целый ряд психосоматических (и не только) расстройств. Все их нужно учитывать при выборе вида спорта и спортивной секции для гиперактивных детей.

Случается и так, что противопоказаний слишком много. И тогда врач, скорее всего, порекомендует заменить спорт упражнениями ЛФК для гиперактивных и детей с СДВГ. Прислушайтесь к советам врача.

Помимо гиперактивных детей в спорте или физических упражнениях нуждаются и другие ребята. Вот некоторые рекомендации для них:

Дети с аутизмом

От командных видов спорта стоит воздержаться. Но стоит попробовать силы в таких видах, как:

  1. Плавание
  2. Легкая атлетика
  3. Велоспорт
  4. Боулинг
  5. Пеший туризм

Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В зависимости от тяжести заболевания, лечащий врач определяет, можно ли детям заниматься какими-либо видами спорта. Однако, в первую очередь из списка разрешенных будут исключены все аэробные и силовые нагрузки. Возможно, доктор порекомендует курс ЛФК.

Дети с заболеваниями дыхательной системы

При нетяжелом течении заболевания, с разрешения врача, в период ремиссии детям можно заниматься приведенными ниже видами спорта. Однако, режим занятий должен быть щадящим. Кроме этих спортивных секций больным детям будут полезны упражнения ЛФК и дыхательной гимнастики.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Легкая атлетика
  4. Баскетбол
  5. Волейбол
  6. Аэробика

Дети с нарушениями зрения

Важную роль играет степень нарушения. Если имеет место небольшое отклонение от нормы, то оно не препятствует занятиям, особенно, если дети носят очки или контактные линзы. Осложненное заболевание требует индивидуального подхода. Здесь последнее слово – за лечащим врачом.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Парусный спорт
  4. Гребля
  5. Спортивная ходьба
  6. Бег
  7. Биатлон
  8. Шахматы
  9. Шашки

Дети со сколиозом

Правильно подобранные физические упражнения способны улучшить состояние здоровья детей со сколиозом. Главное – посоветоваться с доктором, выполнять все его предписания и, ни в коем случае, не нарушать его запретов и ограничений. Кроме специально разработанных для этого заболевания упражнений ЛФК, пользу принесут такие виды спорта, как:

  1. Плавание
  2. Спортивная ходьба
  3. Ходьба со скандинавскими палками

Дети с плоскостопием

Свод стопы у детей формируется примерно к 10 годам. Однако, нарушения в ее развитии врач может заметить и в более раннем возрасте. Плоскостопие бывает разным. Только врач-ортопед может подобрать адекватное лечение и физические нагрузки для детей с плоскостопием. В любом случае, нужно знать, что рекомендованные детям занятия должны проходить не как полноценные спортивные тренировки, а в виде щадящих лечебно-терапевтических упражнений. После консультации с врачом возможны:

  1. Плавание свободным стилем
  2. Конный спорт
  3. Восточные единоборства
  4. Ходьба на лыжах

Дети с гастритом и заболеваниями ЖКТ

Детям при заболеваниях желудка важно избегать нагрузок на пресс, силовых упражнений, различных единоборств, занятий тяжелой атлетикой и альпинизмом. Однако, имеет смысл присмотреться к таким видам спорта, как:

  1. Плавание
  2. Йога
  3. Спортивная ходьба
  4. Легкий бег
  5. Теннис

Всех заболеваний, конечно, перечислить невозможно. В каждом конкретном случае важны рекомендации специалиста, наблюдающего и лечащего ребенка. Одно можно сказать: позитивный настрой, умеренность, настойчивость в борьбе с недугом и дисциплина способны творить чудеса.

Тема, затронутая в этом посте, обширна. Поделитесь своими историями и советами в комментариях. Это важно и актуально для многих родителей, воспитывающих как гиперактивных, так и здоровых детей.

Категории:

  • Физкультура и спорт

Теги: Виды спорта, Физические упражнения

Если у Вас есть знакомые, которые тоже воспитывают гиперактивных детей, поделитесь с ними этой информацией в социальных сетях. Возможно она будет им полезна.

Выбираем спортивную секцию для ребенка

Как выбрать спортивную секцию для детей? Вроде бы, не самый сложный вопрос. Взрослые, которые думают, куда бы отправить детей заниматься спортом, часто решают его, исходя из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Однако родителям стоит отдавать себе отчет в том, что секцию они выбирают для ребенка, а значит, прежде всего, следует ориентироваться на его способности и возможности.

Самое главное – не спешить. Во-первых, у малышей еще практически невозможно выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта. Во-вторых, тренеров, способных к работе с детьми, легко пересчитать. Из прочих видов спорта в этом возрасте доступны разве что ушу, айкидо и горные лыжи. Но следует иметь в виду, что все подобные секции – коммерческие, их тоже мало, и находиться они, скорее всего, будут вдали от вашего дома.
О территориальном расположении спортивной школы следует подумать в первую очередь. Большие расстояния утомительны. И практика показывает, что первыми устают от дальних поездок на тренировку отнюдь не дети, а взрослые. Именно со стороны взрослых провоцируются прогулы, а в дальнейшем – и отказ от занятий. Сам факт прекращения тренировок – еще не самое страшное. Другое дело, что в оправдание этого факта родители и бабушки нередко выдвигают такие аргументы, что у ребенка в подсознании откладывается, что спорт – это не самое главное и без него можно прожить. Прожить, конечно, можно. Однако именно после упомянутых случаев обычно пропадает охота заниматься чем-либо вообще, и тогда юноша выбирает привычный для себя путь «школа – компьютер – улица».
Поэтому следует помнить – на поездку в спортивную секцию нужно тратить не более 40–50 минут. Если получается больше – надо найти другое место, поближе. В противном случае благое стремление к физической культуре принесет элементарный вред. Ведь наряду со спортом в жизни остаются школьные домашние задания, а их выполнение, на ночь глядя – не самая радужная перспектива.
Существует незамысловатый, но эффективный метод выбора территории, на которой должна располагаться спортивная секция. Это так называемый метод циркуля. Нужно взять карту города, отыскать свой дом и поставить на это место иглу циркуля, затем – очертить окружность небольшого радиуса – так, чтобы внутри нее уместилось расстояние, преодолеваемое за время в пределах часа – с учетом дорожных пробок, ожиданий автобуса и пересадок в метро. В этом кружочке и надо искать место для занятий спортом. Кстати, бывает так, что юноша постигает азы спортивного мастерства за тридевять земель – притом что отличный дворец спорта, где развивают тот же вид спорта, располагается через две улицы.

Индивидуальные особенности

Если ребенок слаб здоровьем – значит, спорт не для него. Спорт в данном случае воспринимается как источник нагрузок, которые подвергают опасности и без того уязвимый организм. Основания для такой позиции – плохая кардиограмма, например, заболевания органов дыхания, частый травматизм. Но не все так однозначно. Единственная серьезная причина исключить спорт из повседневности – инвалидность. Все остальное – сигнал к тому, чтобы поискать вид спорта, подходящий конкретному ребенку. Скажем, проблемы с давлением и сосудами – повод держаться подальше от единоборств, но шанс заняться волейболом или горными лыжами. Бронхиальная астма подразумевает отказ от беговых нагрузок, но вполне допускает водные виды, различные типы борьбы и автоспорт. Здесь важно понять, что в своей осторожности взрослые должны знать меру. Все знаменитые чемпионы-рекордсмены – это отнюдь не богатыри от рождения, а, наоборот – в большинстве своем люди, преодолевшие детские недуги и в чем-то нарушившие рекомендации врачей.

Рекомендации по выбору спортивной секции

Прежде всего – все зависит от индивидуальных особенностей самих детей. Необходима оценка ребенка максимально объективно. Лучше всего предрасположенность ребенка к определенному виду спорта видна в интервале от 5 до 7 лет. Отдать малыша в секцию раньше, конечно, можно, но это не более надежный выбор. Глобальная же задача – максимально использовать детские природные данные.
Вот, например, у ребенка лишний вес, а его тащат в секцию футбола, исходя из того, что он заодно и похудеет. Это неправильно. В футболе важны подвижность и координированность, а конституция этого ребенка – гарантия того, что тренировочный процесс для него превратится в сплошное унижение. Разумеется, все это может привести к неприятию спорта в целом. Полным детям гораздо больше подойдут плавание, дзюдо, некоторые разновидности легкой атлетики или хоккей – это, кстати, тот самый игровой вид спорта, в котором изрядный вес даже приветствуется.
Далее – рост. Не секрет, что высокие люди особо ценятся в таких играх, как баскетбол и волейбол. Длина тела в сантиметрах – настолько важный для этих игр фактор, что тренеры готовы простить потенциальным воспитанникам и некоторую медлительность и посредственную координацию движений. Так что если ребенок хорошо растет – нужно обратить внимание в первую очередь на «паркетные» виды спорта. Кроме того, исходя из роста родителей, можно спрогнозировать и будущие габариты ребенка – у высоких взрослых и дитя, как правило, достигает приличных показателей. Кстати, бывают случаи, когда высокий рост становится помехой для занятий. В спортивной гимнастике, например, долговязых не любят, считая их нескладными и бесперспективными.
Что касается футбола и хоккея, то здесь есть достаточно жесткие критерии: скорость, ловкость, резкость. Скорость – это единственное качество, которое невозможно «привить» – она дается от природы, и увеличить ее в ходе тренировок можно лишь на 10% – научно доказано. Поэтому, как бы ни хотелось удовлетворить свои родительские амбиции, заняв чадо самой популярной в мире игрой, вряд ли стоит мучить флегматичного парня заведомо бесполезным процессом. Надо проверить: возможно, он будущий чемпион мира по боулингу – есть и такие секции.

Другие особенности при выборе секции

Давайте определимся, что физкультура и спорт – это не одно и то же. Заниматься для себя или заниматься для получения медалей — совершенно разные вещи. Общее в этих двух понятиях «физкультура» и «спорт» – то, какие средства для этого используются, в основном физические упражнения и игры.
Отличаются же они постановкой целей: физкультурой занимаются, чтобы быть здоровым, а спортом – ради достижений, результатов, побед. Физкультура направлена на исправление физических недостатков, а спорт – на развитие физических достоинств.
Спортивный тренировочный процесс, даже самый профессионально поставленный, все равно способствует износу организма. И зачастую развитие физических качеств ведется за счет и в ущерб другим – интеллектуальным и моральным. Последнее время уже официально начали признавать, что спорт, особенно профессиональный и детский, имеет побочные эффекты. И, тем не менее, именно дети становятся основным объектом спортивных тренеров. Кстати, в детском спорте тоже действует свойственный нашему миру естественный отбор, в результате которого слабые детишки отсеиваются как неперспективные, а в наибольшей степени страдают физически здоровые люди, способные выдерживать большие физические нагрузки.

Делать из ребенка олимпийского чемпиона совсем необязательно. Вполне достаточно того, чтобы он просто был физически подготовлен и все время занят. Таким образом, можно оградить его от пагубного влияния улицы и благотворно повлиять на состояние здоровья.
Как следует все обдумав, можно отправить ребенка в спортивную секцию. Осталось самое главное: определиться, в какую именно секцию податься. Дабы упростить задачу выбора, отметим некоторые положительные и отрицательные моменты в наиболее распространенных видах спорта, доступных возрасту старшего дошкольника.
Борьба, боевые искусства — с 5-6 лет (айкидо, дзюдо, самбо, бокс, карате и др.). Данные спортивные дисциплины будут способствовать развитию точности движений, реакции, гибкости. Для мальчика крайне важно уметь постоять за себя и своих друзей. Главное, чтобы боевое искусство не перешло в просто банальное размахивание руками и ногами. Учитель, как старший наставник, должен нести детям некую философию, а не просто вырабатывать в душах обучаемых детей агрессию.
Гимнастика — с 3-4 лет (спортивная или художественная). Гимнастика способствует развитию гибкости и грации, красоты, точности движений и творческому восприятию мира. Гибкие и стройные фигуры обычно прельщают родителей девочек. Красивый вид спорта, ловкие и рассчитанные движения радуют глаз, но синяки, растянутые связки и мышцы, вывихнутые суставы – далеко не весь список увечий, характерных для данного вида спорта. Но вполне можно предложить своей дочке заниматься, к примеру, танцами или ритмикой, которые также развивают те же самые качества, а негативных последствий для ребенка гораздо меньше.
Силовые виды спорта: — с 14-16 лет. Тяжелая атлетика, бодибилдинг и все, что с ними связано, должны быть полностью исключены. Пока организм вашего ребенка еще растет, не стоит злоупотреблять, перегружая его. Гибкие и до конца не сформировавшиеся детские кости и суставы и так испытывают большую нагрузку в период роста ребенка, а поэтому не стоит нагружать их еще больше. Занятия силовыми видами спорта можно начинать в четырнадцать – шестнадцать лет. Раньше никаких результатов все равно не добьетесь, а вот навредите здоровью ребенка скорее всего.
Плавание — с 3-4 лет. Один из самых полезных видов спорта. О его положительном влиянии даже спорить не приходится – только одна польза. Родителей девочек могут немного насторожить широкие плечи профессиональных пловчих, однако это если заниматься профессионально в надежде на золото Олимпийских игр, а занятие плаванием пару раз в неделю отразятся на детской фигуре только в лучшую сторону и польза для здоровья будет огромная.
Командные виды спорта — с 5-6 лет (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.). Конечно, травмы, как и во всех видах спорта, здесь присутствуют. Но у командных видов спорта есть одно преимущество. Родителям стоит задуматься, насколько социально адаптирован их ребенок. Если он не ходил в детский сад, а воспитывался дома, то для него это еще один шанс научиться общаться со сверстниками и развить командный дух. Ну а если ваш ребенок и так свободно сходится с людьми, для него эти занятия станут дополнительным приятным мероприятием.
Легкая атлетика — с 5-6 лет (бег, метание копья, спортивная ходьба, прыжки в длину, прыжки в высоту и др.). Конечно, принятого в секцию ребенка пяти – семи лет не поставят сразу же толкать ядро или бежать марафон. Его научат правильному дыханию, постановке ноги при беге и ходьбе, что очень важно, дабы, играя в «догонялки» на детской площадке, не получить травму.
Лыжи — с 7-8 лет. Человечество, столько лет стремившееся к комфортной жизни в больших красивых городах, стало объектом урбанизации (увеличение доли городского населения). Далеко не в каждом городе есть возможность пройтись на лыжах. Пешеходные дороги улиц зимой посыпают солью, снег тает, едва коснувшись земли. Это, конечно, не плохо, но не для лыжников. Вам крупно повезло, если вы живете недалеко от леса или хотя бы парка. В этом случае в вашем районе, скорее всего, есть лыжная секция. Если же нет, то на выходные вполне можно, собравшись всей семьей, отправиться за город на лыжах. Прогулка на природе с любимыми и близкими ребенку людьми принесет ему, да и вам тоже, гораздо больше удовольствия и пользы, чем даже самая профессиональная спортивная секция.
Большой теннис — с 5 лет. Вид спорта, ставший очень модным последнее время, а потому весьма дорогой. Если позволяет достаток, то почему бы и нет: ловкость, быстрота реакции, умение побеждать и, что немаловажно, проигрывать еще никому не повредили. Если же семейный бюджет весьма ограничен – не стоит расстраиваться, те же качества поможет развить и легкая атлетика, и футбол, и многие другие виды спорта.
Как правило, при каждом детском саде и при каждой школе сейчас существуют бесплатные (или с символической платой) секции, где вашему ребенку будет уделено необходимое внимание. Если же таких секций по какой-то причине нет, можно всей семьей бегать по утрам, обливаться холодной водой, соблюдать правильный режим питания и т. д. Главное – нагрузки должны быть обязательно систематизированы, регулярны. Если же во время отпуска бегать каждое утро, в трудовые будни два раза в неделю (и то под напором настоятельных просьб малыша), а в период завала на работе уставать настолько, что и думать о здоровом образе жизни забываете, лучше не начинать и вовсе.

Что, если ребенку не нравится секция

Что же делать, если ребенок после первого же занятия вернулся разочарованным и наотрез отказывается от дальнейшего обучения? Для начала следует обдумать, не был ли выбор спортивной секции обусловлен какими-либо неудовлетворенными амбициями. Может, родители всегда хотели заниматься гимнастикой, а ребенку ближе что-то другое? Достаточно трудно бывает признаться самому себе в этом. Практика показывает, что родители зачастую стараются реализовать себя в ребенке. Папа, мечтавший быть хоккеистом, но в силу обстоятельств не ставший им, отдает ребенка в хоккейную секцию, а у малыша душа лежит, скажем, к музыке, рисованию или чему-то другому.
Если же родители неамбициозные, тогда стоит поговорить с ребенком. Может быть, его отказ посещать занятия обусловлен просто плохим приемом. Возможно, он некомфортно чувствует себя среди занимающихся или ему несимпатичен тренер. Или, может, ему гораздо больше нравится делать по утрам зарядку, а вечером во дворе кататься на велосипеде, играть в бадминтон или мяч, зимой всей семьей ходить на каток или выезжать за город на лыжах? При выборе полезных для ребенка занятий обязательно надо ориентироваться на его личные желания. Зачастую, только совместными усилиями можно сделать правильный выбор, и тогда ребенок вырастет здоровым, умным и морально устойчивым человеком.

Об индивидуальных особенностях характера

При выборе спортивной секции крайне важно учесть темперамент ребенка. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом, в том числе и для того, чтобы направить в организованное русло энергию ребенка. Желание вполне оправданное, однако, не стоит забывать вот о чем: импульсивные, эмоциональные дети крайне тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта – таким, где требуются терпение, вдумчивость, старание в повторениях многочисленных монотонных упражнений. К ним относятся и теннис, и гимнастика, и фигурное катание. Разумеется, квалифицированный тренер способен частично исправить ситуацию и помочь своему ученику реализовать свои стремления в поддержании и укреплении фигуры. Но в целом перспективы маленьких экстравертов могут быть весьма туманными.
Другое дело – командные игры. Поэтому ментальность – фактор, который нельзя не принимать во внимание. Ну, а коль скоро психика ребенка имеет такое судьбоносное значение, не нужно забывать, что родительская задача – подобрать для маленького спортсмена наставника, который будет тактично подходить к своему делу.
Подведем же итоги. Выбирая спортивную школу или секцию для своего ребенка, надо помнить о том, что самая главная задача – доставить ему будущими занятиями удовольствие, стимулировать его желание идти рука об руку со спортом всю жизнь, а не просто загрузить его некоей повинностью. Выбирая секцию, также следует принимать во внимание два фактора – личностные качества малыша и удаленность потенциального места тренировок от дома. Не нужно драматизировать ситуацию по пустякам и внушать ребенку смолоду, что для спорта он слишком слаб и болезнен. Ну, а когда выбор сделан, надо заняться поиском более квалифицированного тренера, который будет внимательно относиться к каждому конкретному обучаемому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *