Подвижные игры с детьми

Подвижные игры для детей 6-7 лет

22.09.2010 30768

– Игра «Набрось кольцо»

Задача: тренировать детей в набрасывании колец на определенную цель.

Оборудование: кольцо диаметром 15 см с широким ободком, к которому привязан шнурок; второй конец шнурка привязан к палочке длиной около 30 см.

Описание. Играющие по очереди подбрасывают кольцо и стараются набросить его на палочку. Один ребенок подряд делает три попытки и считает удачные. Затем передает палочку и кольцо другому играющему. Побеждает тот, кто большее количество раз смог набросить кольцо.

– Игра «Охота на зайцев» 1 вариант.

Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей.

Описание. Среди играющих выбирается охотник и бездомный заяц, остальные дети — «зайцы», стоящие в своих домиках (нарисованных на полу кружках).

Заяц, у которого нет своего дома, убегает от охотника и может забежать в любой «домик»-кружок. Тогда заяц, который уже стоял в этом кружке, становится бездомным и тоже убегает от охотника, который ловит теперь его. Если охотнику удалось поймать (дотронуться) зайца, он меняется с ним ролями, и игра повторяется.

2 вариант.

Задача: тренировать детей в попадании мячом (зимой — снежком) в определенную цель.

Оборудование: небольшие мячи (зимой снежки), предметы небольшой высоты для перешагивания или перепрыгивания: скамейки, натянутые шнуры, стульчики.

Описание: Среди играющих выбирается охотник, остальные — «зайцы», которые прячутся в разных местах. На расстоянии 3-4 м от них обозначается «дом» охотника (круг). Зайцы перепрыгивают через «кусты» (предметы, где они прятались) и передвигаются, скачут по всей площадке.

По сигналу взрослого охотник начинает «стрелять» в зайцев — бросать в них мячами (или зимой на улице снежками). Те, в кого он попадает, считаются пойманными и отходят к «домику» охотника. Через 2-3 повторения игры выбирается новый охотник, и игра начинается снова.

Бросать мячи (или снежки) разрешается только в ноги «зайцев». Тот, кто нарушает это правило, из игры исключается.

– Игра «Прятки»

Задача: развить двигательные навыки, внимание детей.

Описание: Среди играющих выбирается водящий, который встает у стены или дерева и, закрывая глаза, считает до 10 или 20. В это время остальные прячутся.

Перед тем как открыть глаза, водящий громко объявляет: «Я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!» Затем он идет искать и, заметив кого-либо, бежит к стене или дереву, стучит по нему, называя имя того, кого он нашел, и место, где он прятался: «Тук-тук, Катя под столом».

Каждый спрятавшийся может в удобный момент, когда водящий его не видит, прибежать к стене или дереву, постучать и сказать: «Тук-тук, за себя!» Когда все играющие найдены, водящим становится тот, кого нашли первым.

– Игра «Море волнуется раз» 1 вариант.

Задача: развить ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Описание. Выбранный водящий идет позади стоящих в нарисованных кружках игроков. Затем останавливается около кого-либо из них и говорит: «Море волнуется». Этот играющий должен встать за ним.

Таким образом должна получиться цепочка: дети ставят свои руки на плечи впереди стоящего или берутся за руки змейкой.

Через некоторое время водящий говорит: «Море спокойно!» и все, включая самого водящего, бегут в кружки. Тот, кому кружка не хватило, становится водящим, и игра повторяется.

2 вариант.

Задача: развить подражательность, координацию движений детей.

Описание. Выбранный водящий, обращаясь к остальным играющим (которые покачиваются в разные стороны и изображают морские волны), произносит слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри. После них играющие должны изобразить фигуру, относящуюся к названной теме, и замереть, не двигаясь. Водящий выбирает лучшую, по его мнению, фигуру и меняется с этим играющим ролями.

– Игра «Классики»

Задача: тренировать детей в умении прыгать поочередно на одной и двух ногах.

Оборудование: нарисованные на полу или асфальте классы — геометрические фигуры с определенным количеством делений, обозначенные числами, коробочки или камешки для вбрасывания.

Описание. Геометрическая фигура может быть нарисована по-разному: прямоугольник, разделенный вдоль на 2 класса и поперек на 4 класса, или классы расположены по кругу, или деление чередуется на 1 и 2 класса.

Но во всех случаях, кроме пронумерованных классов, рисуется полукруг — «огонь», при попадании камешка в который игрок начинает прыжки сначала.

Играющие по очереди бросают камешки в первый класс, берут их и начинают прыгать по классам на одной ноге, стараясь не заступать за линии. Если фигура имеет разное число расположенных рядом классов, значит, играющий прыгает то на одной, то на двух ногах, а чтобы вернуться, поворачивается тоже прыжком на двух ногах.

По мере тренировки задание усложняется: камешек после вбрасывания в 1 класс не берется в руку, а подталкивается прыжком во 2, 3 и т. д. классы, двигаясь к концу вместе с играющим.

– Игра «Прыгалки»

Описание. Вначале дети просто учатся совершать вращение прыгалки и сразу же ее перепрыгивать. Затем по мере тренировки движения могут усложняться: кто дольше? (прыжки на месте до первой ошибки); кто быстрее? (продвижение прыжками вперед до определенного места); как ты умеешь? (с выполнением придуманных ребенком вариантов прыжка).

– Игра «Мяч другому»

Задача: тренировать детей в быстрой передаче мяча по кругу, развить ловкость, меткость, двигательные навыки детей.

Описание. Играющие стоят в кругу и начинают передавать мяч друг другу, произнося текст:

Раз — два — три!

Мяч скорей бери.

Четыре — пять — шесть!

Вот он, вот он здесь!

Семь — восемь — девять!

Бросать кто умеет?

Я!

Тот, у кого окажется мяч на последнем слове «Я», встает в центр круга, а остальные дети разбегаются в разные стороны. Этот ребенок бросает в их ноги мячи. Тот, в кого он попал, пропускает одну игру. Остальные возвращаются в круг, и игра повторяется с передачей мяча в противоположную сторону.

– Игра «Постройся в круг»

Задача: развить ловкость, слуховое и зрительное внимание, скорость реакции детей, тренировать их в порядковом счете предметов в пределах 5.

Описание: Играющие стоят в кругу и по сигналу взрослого или водящего перестраиваются в круг группками: если взрослый произнес «два» — дети встают тарами, «три» — тройками, «четыре» — четверками, «пять» — пятерками.

Дети, которые не смогли найти себе партнеров в двойке, тройке и т. д., выходят из игры на один кон, затем опять встают в круг, и игра повторяется снова.

– Игра «Попади на линию»

Задача: тренировать детей в попадании мячом в определенное место с разного расстояния, развить Силу броска.

Описание. На земле чертится 4-5 линий на расстоянии 20 см друг от друга. Первая линия должна находиться на расстоянии 1-2 м от стены. Около каждой линии пишется соответствующая цифра. Играющие встают за первую линию и бросают мяч в стену, замечая, на какую линию он упадет. Побеждает играющий, попавший мячом на 4 или 5 линию. По мере тренировки игру можно усложнить, стараясь рассчитать силу броска так, чтобы мяч упал на заданную линию.

– Игра «Обезьянки»

Задача: тренировать детей в лазании, развить их ловкость, подражательность, координацию движений.

Оборудование: гимнастическая стенка, скамейка, детские стульчики, большие кубики и другие предметы для лазания.

Описание. Играющие делятся на обезьян и ловцов. Обезьяны располагаются на предметах для лазания, ловцы — на противоположной стороне площадки. Затем они выходят на середину и выполняют заранее задуманные движения, после чего уходят обратно.

Теперь обезьяны слезают с «деревьев», приближаются к месту, где были ловцы, и повторяют их движения.

По сигналу взрослого: «Ловцы!» они убегают обратно и снова влезают на деревья, а ловцы должны поймать и увести к себе тех обезьян, которые не успели влезть на «дерево».

После нескольких повторений игры дети меняются ролями.

– Игра «Стой!»

Задача: развить скорость реакции, координацию движений детей.

Описание. Водящий встает в конце площадки в нарисованном кружке. Играющие стоят на другой стороне площадки за линией. Отвернувшись от детей, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри — не зевай!»

В это время играющие начинают двигаться вперед к концу площадки. Затем через некоторое время водящий говорит: «Стой!», и все дети должны остановиться. Он быстро оглядывается и возвращает на исходную линию тех, кто сделал лишние движения. Далее он снова произносит слова, и все двигаются с того места, где остановились. Те, кого вернули, начинают идти с исходной линии.

Игра продолжается, пока кому-то из играющих не удастся подойти близко к водящему и встать в его кружок до слова: «Стой!» Тогда этот ребенок становится водящим, и игра повторяется.

– Игра «Краски»

Задача: развить навыки количественного счета, ловкость, двигательные навыки детей.

Описание. Среди играющих выбирается продавец и покупатель, остальные дети — «краски». Покупатель уходит на некоторое расстояние, а продавец и остальные дети договариваются, кто будет какой краской.

Затем приходит покупатель и говорит: Ту-тук! Продавец отвечает: Кто там? Покупатель: Это я! (называет свое имя)

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За синей (красной, желтой и т. д.)

Если такая краска есть, продавец называет ее цену (в пределах 10) и покупатель столько раз хлопает по вытянутой вперед ладони продавца. При последнем хлопке ребенок-названная краска убегает, а покупатель должен его догнать.

Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по синей (красной, желтой и т. д.) дорожке на одной ножке до… (называет место). Покупатель скачет и снова возвращается. Игра продолжается, когда дети меняются ролями.

– Игра «Не теряй равновесия!»

Задача: тренировать детей в умении сохранять равновесие.

Описание. Играющие стоят лицом друг к другу, сомкнув свои стопы, и начинают поочередно ударять друг друга ладонями. От удара можно уклоняться, разводя руки в стороны для равновесия, не нельзя передвигать с места ноги. Тот, кто не смог удержать равновесие, считается проигравшим.

– Игра «Скажи и покажи»

Задача: тренировать детей в показывании называемых частей лица и тела, закрепить их названия, развить внимание, скорость реакции.

Описание. Взрослый объясняет играющим, что при слове «нос» нужно дотронуться до носа, «лоб» -до лба и т. д. Затем он называет части лица, головы или туловища, а дети дотрагиваются до них. По мере тренировки игра усложняется: взрослый старается запутать играющих, называя одну часть, а дотрагиваясь до другой. Те, кто ошибаются, выходят из игры.

– Игра «Переправа»

Задача: развить равновесие, ловкость, двигательные навыки, координацию движений детей.

Оборудование: пары дощечек (фанерок, картонок и т. п.) по количеству играющих.

Описание. На расстоянии 3-4 м друг от друга проводятся 2 линии — это «болото». Играющие делятся на две команды и встают за одной из линий в колонны.

По сигналу взрослого играющие по очереди начинают переправляться через болото: кладут дощечку, встают на нее, кладут впереди себя вторую — встают, затем снова первую и т. д. Побеждает команда, в которой все игроки раньше игроков другой переправились через болото.

– Игра «Ловишки»

Задача: развить ловкость, скорость реакции, двигательные навыки детей. Описание.

1 вариант. Перебежки. Среди играющих выбирается ловишка. На противоположных сторонах площадки (комнаты) проводятся 2 линии, за одной из которых стоят играющие. В центре встает ловишка. По команде взрослого дети стараются перебежать за линию на другой стороне площадки, а ловишка их ловит. Если он успевает дотронуться до игрока до того, как он пересечет линию, тот считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 повторений подсчитываются пойманные и выбирается новый ловишка. Поначалу можно играть без линий, просто передвигаясь по всей площадке.

2 вариант. Ноги от земли. Играющие, убегая от ловишки, должны встать на какой-нибудь предмет: скамейку, стульчик, бревно и т. д.

3 вариант. С лентой. Играющие стоят в кругу, у каждого за пояс заправлена яркая ленточка. По команде взрослого дети начинают бегать по площадке, а ловишка старается догнать кого-нибудь из них и взять его ленточку. Потерявший ленту отходит в сторону, остальные возвращаются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и отдает их назад. Затем игра повторяется с новым ловишкой.

4 вариант. В круг — из круга. На земле чертится большой круг. Все играющие встают за ним через полшага. Выбранный водящий встает в центре круга и старается коснуться рукой детей (которые прыгают в круг и обратно), пока они находятся внутри него. Те, до кого он дотронулся, считаются пойманными и отходят в сторону. Через 2-3 повторения подсчитывается их количество, и выбирается новый водящий.

5 вариант. С мячом. Игра проводится, как в 4 варианте, только ловишка должен попасть в убегающих мячом.

6 вариант. С приседанием. Играющие, убегая от ловишки, должны присесть на корточки.

7 вариант. На одной ноге. Играющие, убегая от ловишки, должны встать на одну ногу и обхватить колено другой руками.

8 вариант. Лишний. Дети стоят в кругу по одному или парами (один позади другого). За кругом находятся два водящих, один из которых (ловишка) догоняет другого. Убегающий встает впереди кого-нибудь одного или пары, пока до него не дотронулся ловишка. Теперь убегает ребенок, оказавшийся вторым или третьим. Если ловишка успел коснуться убегающего, они меняются ролями.

10 вариант. Пустое место. Играющие встают по кругу близко друг к другу, держа руки за спиной. Выбранный водящий идет позади них, дотрагивается до кого-нибудь и бежит по кругу в любую сторону. Ребенок, до которого он дотронулся, бежит в противоположную сторону, стараясь быстрее него вернуться на свое место. Оставшийся без места становится водящим. Во время бега нужно стараться не наталкиваться и не трогать руками других детей.

11 вариант. В два круга. Играющие встают в два круга: внешний и внутренний. Оба круга движутся в разные стороны. По команде взрослого все останавливаются, и игроки внутреннего круга стараются дотронуться до игроков внешнего, пока они не присели на корточки. Те, до кого дотронулись, встают во внутренний круг, и игра продолжается, пока во внешнем круге не останется 4-6 игроков.

– Игра «Эстафета»

Задача: развить ловкость, скорость реакции, тренировать детей в умении быстро и правильно выполнять действия в команде, когда от каждого участника зависит общий результат всей команды.

Описание.

1 вариант. С обручами. Играющие разделяются на 2 группы и строятся в колонны, перед которыми проводится линия. На расстоянии 5-6 м от линии кладутся 2 обруча.

По команде взрослого первые участники команд бегут к обручам, поднимают их и пролезают внутрь, затем кладут обратно и возвращаются к своей колонне, дотрагиваясь до руки следующего участника, таким образом передавая ему эстафету, и встают в конец колонны. Так пробегают все участники команд. Побеждает та, участники которой сделают это раньше другой.

2 вариант. Парами. Дети становятся — парами в колонны на одной стороне площадки и одновременно начинают двигаться к другой стороне. Взявшись за руки, они обегают поставленные у финиша какие-либо предметы (кубики, стульчики) и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, бегут вторые пары и т. д. Выигрывает та колонна, все игроки которой быстрее игроков другой выполнят это задание, оставаясь в паре.

3 вариант. С флажком. Играющие делятся на 4 группы и встают спиной внутри нарисованного на полу круга в колонны. Первые игроки держат флажки и по команде взрослого бегут по кругу в одну сторону, стараясь обежать круг и быстрее остальных передать флажок игроку, стоящему за ним. Этот ребенок теперь становится первым и тоже начинает бежать по кругу.

4 вариант. С мячом. Играющие делятся на 2 команды и встают в колонны, расставив ноги на ширину плеч. Первым игрокам дается по мячу. По сигналу взрослого они поднимают руки вверх и начинают передавать мяч назад следующему ребенку, тот -следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он отдает его взрослому.

Побеждает команда, сделавшая это быстрее другой. По мере тренировки игру можно усложнить так, чтобы последний игрок возвращал мяч, передавая его другому между расставленными ногами. В конце игры мяч снова окажется у первого игрока.

5 вариант. Беги скорей! На одной стороне площадки за линией колоннами располагаются 2 команды играющих. Около них — пустые ведерки, коробки, корзины и т. д. На другой стороне напротив колонн стоят ящики с шишками, желудями и другими мелкими предметами. Первые участники бегут к своим ящикам, наполняют ведерки, приносят их обратно и высыпают в корзинки. Затем бегут вторые участники команд, третьи и т. д. Игра продолжается, пока первой не наполнится чья-нибудь корзинка. Игру можно усложнить, поставив на пути кегли, тумбы, которые дети должны обегать, перенося ведра.

6 вариант. Попади в круг. Участники команд бегут наперегонки, держа в каждой руке мешочек с песком. Добежав до линии через 7-10 м от старта, они должны остановиться и бросить мешочки в круги (или крупные корзины) диаметром 1 м на расстоянии 3 м от нее.

7 вариант. Перебрось мяч. Участники команд поочередно перебрасывают мяч через веревку, стоя от нее на расстоянии 1-2 м, и стараются поймать его, перебегая под веревкой на другую сторону. Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание и уронившая меньшее количество мячей.

8 вариант. Верни мяч водящему. Играющие делятся на 2 команды и строятся в колонны. Перед ними рисуются линии, за которыми встают 2 водящих, по одному для каждой команды. По сигналу взрослого водящие одновременно кидают мячи первым, стоящим в колонне игрокам. Поймав его, играющий возвращает мяч водящему и встает за послед- ним игроком. Теперь ловить мяч должен второй играющий и т. д. Побеждает команда, в которой последний играющий раньше другого вернет мяч водящему.

9 вариант. В мешках. Дети строятся в 2 колонны и от одной линии начинают движение, влезая в просторные мешки и придерживая их у пояса, до определенного места, обозначенного линией, флажком или другим предметом. Затем они обегают флажки и возвращаются к своим командам, передавая эстафету следующим игрокам. Выигрывает команда, все игроки которой выполнят задание быстрее другой.

– Игра «Снежная мишень»

Задача: тренировать детей в попадании снежком в определенную цель.

Оборудование: нарисованные на заборе или сугробе мишени в виде кругов диаметром 50-60 см, вылепленные детьми снежки по 6-8 штук на каждого.

Описание. Дети делятся на 2 группы и встают колоннами за линией, расположенной на расстоянии 3 м от мишеней. У каждого игрока свои снежки.

По команде взрослого каждая группа бросает снежки, стараясь залепить (покрыть) им свои мишени. Выигрывает команда, сделавшая это раньше другой. Если снежков не хватает, дети должны их быстро слепить по ходу игры.

Народные подвижные игры

– Игра «Камешки»

Задача: развить внимание, ловкость, меткость, глазомер, координацию движений детей.

Оборудование: 5 небольших округлых камешков, которые умещаются в ладони ребенка.

Описание. Играющие по очереди броском рассыпают камешки и начинают производить с ними действия: подбрасывают по одному камешку и ловят его, добавляя в эту же руку второй; отложив один камешек в сторону, бросают другой вверх и ловят его, взяв в руки остальные по одному; раскладывают камешки по 2 штуки и, подбросив один вверх, ловят его и берут сразу по 2 камешка; бросив камешек вверх, и пока он летит, берут один, откладывают его, снова бросают оставшийся и берут сразу три; бросают один и берут все 4 камешка вместе.

Если ребенок уронил камешек или не успел взять лежащие на столе, очередь передается следующему игроку, который продолжает выполнять начатую предыдущим фигуру. Выигрывает тот, кто раньше всех выполнит последнюю фигуру.

– Игра «Бирюльки»

Задача: развить глазомер, координацию мелких движений рук.

Оборудование: любые мелкие предметы, различные фигурки: чашечки, мисочки, тарелочки и т. д.; 2 крючка, коробка.

Описание. Все фигурки лежат в коробке. Играющие по очереди стараются вытащить крючком по одной бирюльке (фигурке) так, чтобы не пошевелились соседние. Тот, кому это удалось, получает право вытащить еще одну бирюльку. При неудаче крючок передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто сможет вытащить большее количество бирюлек.

– Игра «Серсо»

Задача: тренировать детей в набрасывании колец на палочку.

Оборудование: 2 палочки, 4-5 колец диаметром 20 см.

Описание. Дети играют парами, стоя друг напротив друга на расстоянии 2-3 м. Один с помощью палочки бросает другому кольца, а тот ловит их на свою палочку.

На первых порах можно подбрасывать кольца не палочкой, а рукой или ловить их на руку, а не на палку. Также можно играть с одним кольцом, перебрасывая его друг другу.

Игры связаны с метким попаданием и выбиванием определенной формы бабок или фигур из деревянных палочек (городков) с помощью биты. Городки и бабки расставляются на определенном расстоянии от игрока в определенной последовательности. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур с помощью меньшего количества бросков биты или как можно больше бабок определенным количеством.

Картотека подвижных игр для детей 6–7 лет

Елена Холодкова
Картотека подвижных игр для детей 6–7 лет

Холодкова Е. А. ,д/с №5 «Звоночек»,г. Тамбов

Картотека подвижных игр для детей 6 – 7 лет

Игра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети позна-ют предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получа-ют полезную информацию о разных сторонах жизни, моделируют поведение взрослых. Наибольшей частью детских игр являются подвижные игры. По-движные игры развивают основные движения детей: бег, ходьбу, различные виды прыжков. Они способствуют развитию координации движений, внима-тельности, сообразительности, быстроты реакций.

Ниже хочу представить картотеку подвижных игр различной интенсивнос-ти, подобранную для детей подготовительной группы.

Подвижные игры малой интенсивности

Пять шагов

Цель игры: воспитывать сообрази-тельность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 ша-гов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить лю-бое имя (женское или мужское в за-висимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с задани- ем.

! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, напри-мер, зверей, рыб, птиц и т. д.

Мяч соседу

Цель игры: закреплять быструю пере-дачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг на расстоя-нии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противопо-ложных сторонах круга, — по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра по-вторяется.

! Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

Воротца

Цель игры: закреплять ходьбу пара-ми, воспитывать организованность и коллективизм.

Игроки шагают по площадке в ко-лонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцеп-ленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!». По это-му сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.

! Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.

Запрещённое движение

Цель игры: развивать моторную па-мять.

Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – за-прещённое. Дети повторяют все дви-жения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмеча-ются игроки, которые не получили штрафных очков.

! Запрещённое движение надо ме-нять через 4 – 5 повторений.

Зеркало

Цель игры: воспитывать артистич-ность и выразительность движений.

Игроки находятся на площадке, во-дящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водя-щий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одно-временно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

! Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

У кого мяч?

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В цен-тре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то стано-вится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра по-вторяется 3 – 4 раза.

! Игрок, уронивший мяч при пере-даче, временно выбывает из игры.

Фантазёры

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки шагают в колонне по одно-му, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.). Дети останавлива-ются и позой, мимикой, жестами пы-таются изобразить то, что назвал пе-дагог. Отмечается самый интересный образ.

! Каждый игрок старается приду-мать свою фигуру.

Повтори наоборот

Цель игры: развивать пространствен-ную координацию.

Игроки находятся на площадке, во-дящий стоит к ним лицом. Он пока-зывает детям различные движения, которые они должны повторить нао-борот. Например, водящий выпрям-ляет руки вперёд – дети должны от-вести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.

Летает – не летает

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

Игроки шагают в колонне по одно-му, а педагог называет предметы. Ес- ли будут названы летающие предме-ты, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз.

! Можно построить игроков в ше-ренгу или в круг.

Эхо

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки принимают и. п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог про-износит короткие предложения, а де-ти отвечают, как эхо протягивая по-следнее слово. Например, педагог го-ворит «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам».

! В игру можно включить дыхатель- ные упражнения или звуковую гим-настику.

Подвижные игры средней интенсивности

Приветики

Цель игры: развивать танцевальные движения, медленный бег врассып-ную.

Под спокойную музыку дети мед-ленно бегают врассыпную или вы-полняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается – иг- рающие должны поприветствовать друг друга в парах необычным спосо-бом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т. д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обры-вается; каждый ребёнок выбирает се-бе пару, чтобы поздороваться.

Игра проводится 5 – 6 мин.

Сбей грушу

Цель игры: упражнять в равновесии, бросках мяча, метании.

Игроки делятся на 2 команды. Пер-вая – «груши», дети встают на ска-мейку, поставленную поперёк зала. Игроки второй команды – «метатели» берут по одному мячу и выстраива-ются в шеренгу на расстоянии 5 – 6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5 – 6 раз. Выигрывает команда, сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш»).

! Сбитым считается тот игрок-«гру-ша», в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

Озорные гномы

Цель игры: развивать быстроту реак-ций.

Дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 м, в середине зала стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, дру-гие выполняют разные движения. Во-дящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шерен-ге. Игра проводится 2 – 3 мин.

Слушай – танцуй

Цель игры: развивать танцевальные движения, быстроту реакций.

Дети двигаются под музыку. Музы-ка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подби-рается музыка разная по ритму.

! Во время движения дети не долж-ны задевать друг друга.

День и ночь

Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч.

У каждого из детей в руках по мя-чу. По команде «День!» дети выпол-няют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в коль-цо, набивание мяча на месте, в дви-жении и др.). По команде «Ночь!» — замереть в той позе, в которой заста-ла ночь.

Игра проводится 3 – 4 мин.

Дракон

Цель игры: развивать бег с увёртыва-нием, прыжки.

Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый – это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» стара-ется достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала «хвост», то «голо-ва» становится «хвостом», а следую-щий игрок «головой». Если «дракон» расцепился, значит он погиб. Назна-чаются новые «голова» и «хвост».

Смелый охотник

Цель игры: развивать умение ползать и бегать.

Из детей выбирается смелый охот-ник, он находится за линией. На рас-стоянии 6 – 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, за-ходит в лес и, медленно обходя дра-конов, считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охот-ника.

Большая черепаха

Цель игры: развивать координацию движений, умение ползать.

Группа из 2 – 6 детей встаёт на чет-вереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытается заставить че-репаху двигаться в одном направле-нии. В качестве панциря использует-ся гимнастический мат или что под-скажет фантазия из подручных мате-риалов: большой лист картона или пластика, одеяло, брезент, матрас.

У ребят порядок строгий

Цель игры: учить находить своё мес-то в игре, воспитывать самоорганизо-ванность и внимание.

Игроки строятся в 3 – 4 круга в раз-ных частях площадки, берутся за ру-ки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.

Горячая картошка

Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг, один из иг-роков держит в руках мяч. Под музы-ку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только му-зыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из иг-ры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победите-ля.

! При передаче мяч не бросать; уро-нившие мяч выбывают из игры

Кто внимательный?

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются са-

мые внимательные игроки.

! Сигналы подаются в разной по-следовательности, после каждого сиг-нала дети продолжают ходьбу в ко-лонне. Можно придумать и другие упражнения.

Ручейки и озёра

Цель игры: учить детей бегать и вы-полнять перестроения.

Дети стоят в 2-3 колоннах с одина-ковым количеством играющих в раз-ных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бе-гут друг за другом в разных направ-лениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавлива-ются, берутся за руки и строят круги-озёра.

Выигрывают те дети, которые быст-рее построят круг.

Быстро шагай

Цель игры: улучшать быстроту реак-ции на сигнал.

Игроки строятся в шеренгу на ли-нии старта на одной стороне площад-ки, на другой – водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на по-следнем слове останавливаются. Во-дящий быстро оглядывается, и тот иг-рок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий сно-ва произносит текст, а дети продол-жают движение. Игрок, который пер-вым пересечёт линию финиша, стано-вится водящим.

! Нельзя бежать – шагать быстро.

Переправа на плотах

Цель игры: развивать равновесие.

Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу», в руках у направляющего по 2 резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладёт один коврик перед собой на пол, и на него быстро стано-вятся 2-4 человека (в зависимости от размера коврика). Затем направляю-щий кладёт на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, пе-редавая первый коврик дальше. И т. д. вся группа переправляется через «ре-ку» на противоположный «берег», где участники остаются за чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следу

Подвижные игры высокой интенсивности

Караси и щука

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «ка-раси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятна-ет. Пойманные караси временно вы-бывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий.

! Карасям нельзя трогать камешки руками.

Линеечка

Цель игры: воспитывать самооргани-зацию.

Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигна-лу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построи-лась.

! Строиться только в своей коман-де, очерёдность в шеренге значения не имеет.

Охотники и утки

Цель игры: воспитывать ловкость.

Игроки-«утки» находятся на пло-щадке. 2 водящих – «охотники», сто-ят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у од-ного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной сторо-ны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в кото-рых попали мячом, временно выбы-вают из игры. Игра длится 1,5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.

! Мяч бросать в спину или ноги иг-рокам.

Части тела

Цель игры: развивать быстроту реак-ции и сообразительность.

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, пры-гают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

! Педагог может придумывать раз-ные комбинации – «рука-рука», «ру-ка-нос» и др.

Совушка

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки (жучки, паучки, мышки, ба-бочки) находятся на площадке, водя-щий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё ожи-вает!» игроки передвигаются по пло-щадке, выполняя имитационные дей-ствия. Со словами «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавлива-ются и замирают в неподвижной по-зе. Совушка выходит на охоту и заби-рает с собой тех игроков, которые по-шевелились.

! Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.

Рыбаки и рыбки

Цель игры: формировать согласован-ность двигательных действий.

Игроки-«рыбки» находятся на пло-щадке. Пара игроков – водящие, об-разуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бе-гают по площадке, а рыбаки догоня-ют рыбок и соединяют вокруг них ру-ки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра про-должается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойма-ны все игроки.

Плетень

Цель игры: воспитывать самооргани-зацию.

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторо-нах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки сосе-дей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в раз-ных направлениях, а по команде «Плетень!» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается коман-да, которая быстрее построится.

! Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.

Снежная королева

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки находятся на площадке, во-дящий – «Снежная королева» в сто-роне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и за-пятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.

Игры – это основная деятельность наших детей. Все, что они делают, дети обыгрывают. И подвижные игры не являются исключением. Активность, дополненная каким-либо игровым содержанием, несет положительные эмоции ребенку, облегчает его адаптацию в коллективе, усиливает все биологические процессы в организме и укрепляет иммунную систему. Как организовать досуг детей с помощью подвижных игр в детском саду, читайте в материалах этой статьи.

Роль и значение подвижной игры в жизни ребенка

Чтобы ребенок вырос счастливым и здоровым, надо очень постараться и семье, и детскому саду. Для укрепления здоровья малышей в детских садиках соблюдают определенный температурный режим, проветривают помещения, проводят зарядку, физкультминутки, физкультурные занятия, спортивные праздники и многое другое. Частью всех этих мероприятий являются подвижные игры.

С детворой играют во время утреннего приема, чтобы отвлечь от грустных мыслей при расставании с мамой и папой, поднять настроение, взбодрить. Между занятиями в группе проводят не очень шумную подвижную игру для снятия усталости. На физкультуре в спортивном зале организовывают игры на развитие выносливости, равновесия, ловкости и многое другое.

Развивающийся растущий организм ребенка постоянно требует движения. Данную физическую активность можно перевести в более организованное русло посредством привлечения детей к выполнению утренней зарядки, соревнованиям и проведения спортивно-массовых мероприятий, активному участию в музыкальных занятиях. Одним из таких видов физической активности у дошкольников являются подвижные игры в детском саду.

Значение подвижной игры трудно переоценить. В процессе игры у ребенка развиваются физические, моральные и нравственные качества. В естественной для малыша форме вырабатываются выдержка, сообразительность, находчивость. В игре дети получают радость от первых побед и горечь первых поражений. Учатся радоваться не только своим удачам, но и успехам своих друзей. Начинают понимать значение детской дружбы. Учатся переживать не только радость и восторг, но и обиду, и огорчение, и слезы разочарования. Все это делает маленького человека сильнее.

Воспитатель должен уметь правильно подобрать перечень подвижных игр для своих воспитанников, чтобы при них были максимально задействованы все органы и системы, формировалась правильная осанка у детей, повышалась функциональная деятельность их юного организма.

Что нужно учитывать, организуя детям подвижные игры в детском саду

Играть нужно учить! И учить нужно с раннего возраста. Если на протяжении всего дошкольного детства играм уделялось должное внимание, то к старшей – подготовительной группе дети любят и умеют играть, знают много игр, могут сами организовать игру. Они знают наизусть считалочки, умеют самостоятельно распределить роли и поделиться на команды. Хорошо организованная и проведенная подвижная игра со старшими дошкольниками – это результат кропотливой работы воспитателей.

Для того, чтобы игра удалась и принесла детям радость, воспитателю нужно хорошо подготовиться к ее проведению, продумать все детали. Выучить литературное содержание, подобрать соответствующую считалочку, определить место проведения, желательно иметь красочные атрибуты.

Эффективное проведение игры возможно только в том случае, если все участники хорошо понимают правила и содержание игры. Объяснение должно быть четким и кратким. Небольшие тактичные замечания при необходимости можно сделать в процессе игры, а лучше в перерыве.

При объяснении содержания любой игры используется приблизительная схема: название игры, роль каждого игрока или команды, места играющих, непосредственно сам ход игры, ее цель и правила. При повторном проведении подвижных игр правила можно просто напомнить.

При организации подвижной игры, воспитатель должен учитывать эмоциональное состояние каждого ребенка и всей группы в целом. Уделять особое внимание новеньким деткам, застенчивым малышам и тем, кто только пришел после болезни. Во время игры все дети должны хорошо видеть воспитателя и водящего, а воспитатель держать в поле зрения каждого ребенка.

Многие игры подразумевают деление на команды. В старшей и подготовительной группе дети уже знают, что сделать это можно несколькими способами: договориться, пересчитаться на «первый – второй», с помощью считалочки. Можно сначала выбрать капитанов, а они подберут себе команды.

Как правило, все дети хотят быть водящим или капитаном. Чтобы не было обид и слез, капитанов нужно выбирать честно: по желанию игроков или по результатам предыдущего тура игры. Можно провести жеребьевку или маленькое соревнование, например, кто из претендентов дальше прыгнет.

Начинать игру можно несколькими способами. Это и свисток, и хлопок, и взмах флажка. Любят дети речевку «Раз, два, три, начало игры!». При проведении подвижных игр, взрослому необходимо внимательно следить за состоянием всех детей. Не допускать переутомления, перегрев, излишний азарт, перевозбуждение и эмоциональность. Иначе ситуация может выйти из-под контроля, и результат будет плачевным.

В конце каждой игры надо обязательно подвести итог, объяснить ошибки, похвалить за успехи, наградить победителей. Такая организация приучает детей к самооценке и имеет хорошее воспитательное значение.

В старшем дошкольном возрасте дети вполне могут освоить элементы спортивных игр – футбола, волейбола, бадминтона, хоккея с шайбой и мячом, настольного тенниса. Все большее признание сейчас получает детский боулинг. Для проведения спортивных игр нужен минимум оборудования. Но в то же время в этих играх строгие правила, ограниченное время и количество игроков. Для положительного результата потребуется определенная физическая подготовка, тренированность, моральные качества ребенка, умение играть в коллективе. Мальчишки и девчонки учатся получать радость победы, добытой в нелегкой захватывающей командной борьбе.

В детском саду часто организовывают игры – соревнования. Дети их очень любят, так как побеждать нравится всем. А в игре – соревновании любой может продемонстрировать свои прекрасные физические качества. Тут уже пригодится талант и опыт воспитателя, чтобы лучшим смог побыть каждый ребенок. Для этого нужно просто продумать задания, нагрузку и количество повторений. Проводить игры – соревнования можно и в группе, и в спортивном зале, и на прогулке. Вот некоторые из них:

  • для развития силы – подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре, поднятие каких-либо тяжестей (мешочков, гантелей, набивных мячей и т.д.), метание вдаль;
  • для развития гибкости – наклоны, махи, растяжки;
  • для развития выносливости – бег в эстафетах, челночный бег, бег с препятствиями, попрыгунчики;
  • для прыгучести – прыжок с места, три прыжка в длину подряд, кто прыгнет выше к игрушке, с кочки на кочку, с цветка на цветок, прыжки боком, спиной, на одной ножке;
  • на развитие меткости – попади в цель, перебрось через веревку;
  • на точность движений – кольцеброс, жонглирование, сделай как я, упражнения с закрытыми глазами.

Ежедневно планируются и проводятся несколько подвижных игр. Чтобы игры не надоедали детям, их нужно чередовать и усложнять.

Кроме того, подбирать игры для детей следует таким образом, чтобы развивать в воспитанниках не только целеустремленность и рвение к победе, но и такие, которые будут иметь правильное воспитательное воздействие на ребенка, сдерживать его эгоистические порывы, нарушение дисциплины, формировать такие качества как выдержка, честность, ответственность. После окончания игр важно научить детей переключаться к более серьезным делам, уметь быстро успокаиваться после перевозбуждения, присущего активным играм.

Подвижные игры для детей в помещении

Без игр в помещении детсадовская жизнь была бы скучной и унылой. В арсенале воспитателей огромное количество малоподвижных игр для отдыха между занятиями, музыкальных, хороводных игр. Обязательно в конце физкультуры планируют две игры. Одно физкультурное занятие может полностью состоять из подвижных игр разной интенсивности и нагрузки.

Раз, два, три – замри

Цель игры: учить детей бесшумно двигаться по ограниченной площади, занимать выразительное статическое положение по сигналу.
Инвентарь: платок.
Ход игры: водящему завязывают глаза. Он медленно проговаривает «Раз, два, три – замри!». В это время дети бесшумно бегают. На слове «Замри!» принимают какое-либо узнаваемое положение. Водящий должен выбрать самую красивую фигуру. Этот ребенок становится водящим.

Не обожгись!

Цель игры: развивать у детей координацию движений, быстроту, умение владеть мячом.
Инвентарь: мяч среднего размера.
Ход игры: дети стоят по кругу. По сигналу мяч – колобок быстро передают друг другу, пока кто-то его не упустит. Этот ребенок выбывает.

Кузнечики

Цель игры: развивать прыгучесть, точность движений, умение прыгать, не сталкиваясь с другими детьми.
Инвентарь: вырезанные по количеству детей цветы.
Ход игры: по сигналу дети занимают разложенные на полу цветы. По второму сигналу перепрыгивают с цветка на цветок. Нужно побывать на всех цветках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *