Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Отучаем показывать кулаки и язык старшим

Дети очень любят показывать язык и кулаки взрослым. Это их забавит. Причем доставляет радость малышам не само действие, а реакция старших. Чем активнее вы реагируете, тем чаще ваше чадо будет показывать вам и остальным язык. Ни в коем случае не выходите из себя, не бейте малыша по губам или рукам. Так вы только обозлите ребенка, ведь он не поймет такую вашу реакцию, для него это просто шалость. Не ругайте и не кричите на малыша, получите в ответ истерику.

Если вы решили пожурить ребенка, обязательно объясните причину. Ведь малышу все нужно объяснять. Не говорите просто, замолчи или прекрати. Скажите ему, почему нельзя показывать язык или кулаки взрослым. Ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми. Не говорите слов, типа, а вот Петя себя так не ведет. Дети очень не любят, когда их сравнивают.

Самым лучшим действием с вашей стороны или со стороны старшего, на кого направлена детская шалость, будет отсутствие реакции. Помните, что ребенку любопытна реакция взрослого. Если вы не будете проявлять никаких признаков раздражения или удивления в этот момент, то у малыша пропадет интерес показывать язык или кулаки. Вы потеряете для него интерес как объект.

Попросите всех своих знакомых, соседей, друзей не проявлять никакой реакции. И тогда вашему шалуну просто станет скучно и неинтересно показывать язык или кулаки, когда никто его не замечает. И со временем он совсем забудет про это и отучится шалить таким образом.

Пальчиковые игры для малышей

(13 голосов: 4.0 из 5)

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что маылшу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

* * *

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

* * *

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

* * *

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

* * *

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки ).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

* * *

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

* * *

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

* * *

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

* * *

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

* * *

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

* * *

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

* * *

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

* * *

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

* * *

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

* * *

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

* * *

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

* * *

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

* * *

«Зайцы»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Елена Бренер
Пальчиковые игры для самых маленьких

У новорожденных ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.

Пальчиковые игры интересны и полезны для каждого малыша.

Для такой игры берут малыша на руки, сажают на колени, обнимают, придерживают, когда трогают его ладошку, берут его пальчики, поглаживают или щекочут, похлопывают или раскачивают, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребенка, вызывает у него улыбку и смех.

Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка шевелит ушками», как «паучок бежит», «собачка лает», «птичка летит», и с помощью взрослого сам выполняет разнообразные движения. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев – делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.

Очень важно для развития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются, как заклинание, чем-то магическим, утешают и успокаивают. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение, для детей с полутора-двух лет – выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко.

Хорошо принимаются начинающими игры со щекоткой, «Дарики – комарики» — игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь- кусь!». Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь- кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.

«Дарики – комарики»

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, вились,

Вились, вились,

В носик вцепились!

В ушко вцепились!

В волосики вцепились!

В коленки вцепились!

– Закусали нас комарики.

Давайте их прогоним:

– Кыш -кыш-кыш!

Движения своей правой руки и левой руки ребенок воспринимает по-разному, так как они контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начинает легко выполнять нужные движения одной рукой, учите его выполнять в соответствии с текстом движения сразу двумя руками.

Пестование. Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите – это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: «Ах, ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту – в рукавчик. Ребенок должен знать, что его любят.

Умывая ребенка – произносите:

Водичка, водичка,

Умой мое личико –

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Делая массаж или зарядку, приговариваете:

Потягунюшки, порастунюшки

Поперек толстунюшки, Поглаживаем от головы до пяточек

А в ножки – ходунюшки, Двигаем ножками.

А в ручки – хватунюшки, Сжимаем и разжимаем кулачки.

А в ушки – слышунюшки, Показываем ушки.

А в глазки – глядунюшки, Показываем глазки.

А носику – сопунюшки, Показываем носик.

А в ротик – говорок, Показываем ротик.

А в головку – разумок!

Если используете потешки, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят «здоровый ритм» и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку – свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Игры – потешки

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Потешка – жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Можно сказать, что потешка – это веселая народная школа для самых маленьких.

«Сорока – белобока»

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила. Указательным пальцем правой руки выполняем круговые движения по ладони левой руки.

Этому дала, По очереди загибаем мизинец,

Этому дала, Безымянный,

Этому дала, Средний,

Этому дала, Указательный,

Этому дала, Большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала,

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе ничего нет! Большой палец не загибается.

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» – не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока – белобока кашу варила, деток кормила» стимулирует работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

Описывая работу «сороки – белобоки» каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного – желудка. Большой пальчик недостаточно просто сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику заболеваний.

Эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только вы уже сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатывается при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в «ладушки».

— Ладушки, ладушки! Выпрямляем пальчики малыша на своей ладони.

— Где были? У бабушки! Соединяем его ручки ладошка к ладошке.

— Что ели? Кашку!

— Что пили? Бражку!

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у, полетели! Хлопаем в ладоши

На головку сели!

Сели посидели,

Прочь улетели! Прикасается к своей голове.

Понятно, почему игра называется «ладушки»? Потому, что она налаживает работу детского организма.

«Три колодца»

Это, пожалуй, самая забытая из «лечебных игр». Тем не менее она – самая важная.

Игра строится на «легочном меридиане» — от большого пальца до подушечки.

Начинается с поглаживания большого пальца:

— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

— Здесь вода холодная, – нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему, профилактика простуды.

Теперь проверьте пальцы по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

— Здесь вода теплая, – мы регулируем работу легких.

Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него – мы почти закончили «массаж легких»:

— Здесь вода горячая…

— А тут кипяток! – Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется – а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

А вот эта игра для ручек – снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.

И батюшке – сажень,

И матушке – сажень,

И бабушке – сажень, Разводим ручки в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.

А ншему (ей) мальчику (девочке) – долга, долга, долга, долга! Делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.

Для разминки пальчиков используем стихи-потешки. В этих играх можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то взрослый помогает удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает взрослый, а совсем маленьким крошкам под эти потешки можно делать массаж пальчиков, легкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребенка.

Берем в правую руку левую руку ребенка и слегка сжимаем сустав, находящийся в основании мизинца, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируем аналогично суставы всех остальных пальцев. Повторяем упражнение несколько раз, меняя руки.

Это такие потешки про пальчики:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот крепко-крепко спит.

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

(русская народная)

В этих играх много положительных черт: развивается моторика руки – сгибаются и разгибаются пальчики; развивается память, речь.

Играя в игру «Вышли пальчики гулять» учим ребенка поочередно разгибать пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

«На лужок»

Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. Сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок!

Эти упражнения довольно примитивные, но именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют им массу удовольствий.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения без речевого сопровождения. Ребенку объясняют, взрослый все демонстрирует.

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Каждому пальчику свой карманчик» – одень перчатку.

«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Музыканты» – движения рук, имитирующие игру на различных инструментах.

В упражнениях изображающих предметы, животных, птиц нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой, упражнения выполнялись легко, без труда, чтобы занятие приносило радость.

«Черепаха», «Мы растем», «Стирка», «Туки-тук», «Повстречались», «Цветок», «Труба», «Флажок», «Лодка», «Шарик», «Елка», «Замок», «Идет коза рогатая».

Аналогично проводим пальчиковые игры с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук в пересказе коротких рассказов.

«Два козленка», «Замок открываем», «Помощник», «Ягодки», «Рыбки», «Ладушки-ладошки», «Белка».

Системные и продуманные игры с детьми побуждают детей к творчеству. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Материал на тему: Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.
Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.
Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей — специально для вас, родители, ниже.

Перчатка.
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Котята.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друг .

Кролик.
Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
«Чистим шёрстку».
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим «ушами».
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки

Черепашка.
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
«Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.

Вы, конечно, знаете, что пальчиковые игры для самых маленьких детей являются прекрасным инструментом раннего развития. И сегодня мы узнаем в какие именно пальчиковые игры лучше всего играть.

«Ум малыша находится на кончиках его пальцев» – говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский и был глубоко прав. Ведьработа детских пальчиков тесно связана с деятельностью головного мозга, активно стимулирует его. Поэтому родителям очень важно с самого раннего возраста развивать моторику пальцев малыша: загибать и разгибать его пальчики, сжимать их в кулачок, хлопать в ладоши, катать между ладошками ребенка шарик. Неоценимую помощь в выполнении такого рода упражнений могут оказать. Некоторые из таких игр можно проводить, начиная с полугодового возраста малыша.

Человечек.

Взять ручки ребенка в свои руки и прикладывать его пальчики поочередно к глазкам, бровкам, носику, ротику, овалу лица, ручкам, ножкам и туловищу, не спеша, четко проговаривая слова:

» Точка, точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик.

Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек».

Пальчики.

Загибать по очереди пальчики.

Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать.

Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул.

Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики). .

Стенка.

Стенка, стенка (похлопать ручками малыша по его щечкам).

Потолок (похлопать по лобику).

Две ступеньки (провести пальчиками по губкам).

Дзинь – звонок! (нажать пальчиком на носик).

Вместо носика в следующий раз можно нажать на ушко, пупик или другую часть тела малыша.

Комарики.

Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши).

Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку).

И в носик вцепились (схватить ребенка за нос).

Можно вцепиться в пупик, щечку, ручку, ножку.

Цветочек.

Сложить не плотно ладонь к ладони.

Солнце поднимается.

Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся).

Солнышко садится.

Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются).

Бай-бай!

Кошка.

Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони, стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики.

Кулачок, а в нем ладошка.

На ладошку села кошка.

Начала считать мышат,

Раз, два, три, четыре, пять.

Но мышата испугались

И по норкам разбежались.

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).

Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать).

В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).

Зайка.

Зайка, зайка! Где твой носик?

Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик).

Зайка, зайка! Где твой хвостик?

Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика).

Где твои лапки? Коготки-царапки.

Вот здесь. Вот здесь.

Зайка, зайка! А где ушки?

Ушки зайки –

на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).

Замок.

Пальцы рук сцепить.

На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад).

Кто его открыть бы смог?

Постучали (постучали ладонь о ладонь).

Покрутили (повертеть).

Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).

Зайка.

Топ-топ, топы-топ (хлопать в ладони).

Пляшет зайка у ворот.

Ходят ушки (пошевелить ладонями над головой).

На макушке.

Глазки смотрят в огород (глаза стреляют по сторонам).

Пальчики.

Сжать пальцы руки.

Этот пальчик – маленький (расправит мизинец).

Этот пальчик – славненький (открыть безымянный).

Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец).

Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный).

Этот пальчик – толстячок (открыть большой).

А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).

Водичка.

Водичка, водичка!

Умой мое личко! (провести ладонями по лицу).

Чтоб глазки блестели (помигать глазами).

Чтоб щечки горели (похлопать по щекам).

Чтоб кусались зубки (прикоснуться к зубам).

Чтоб смеялись губки (улыбнуться).

Гусь.

Выгибает шею гусь (согнуть ладонь под прямым углом).

«Ничего я не боюсь (шевелить рукой в стороны).

Вот щипну тебя за пятку (щипнуть).

Убежишь ты без оглядки.

Тесто.

Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук).

Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони).

Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони).

Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу).

Пальцы.

Чтоб красиво говорить (хлопать).

Надо с пальцами дружить.

Пальцы нужно крепко сжать,

А потом опять разжать.

Пальчики.

Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками.

Тук-тук, тук-тук. Это что за странный стук?

Это пальчики стучат. Поиграть они хотят.

С Данечкой играются: открываются (пальцы разжать).

Закрываются (пальцы сжать).

Сорока-белобока.

Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики.

Сорока — белобока утром печку топила.

Сорока — белобока деткам кашку варила.

По избе скакала, на стол накрывала.

Деток кормила, деткам говорила:

«Этому кашки дам, и этому кашки дам.

И этому тоже дам. А этому – не дам.

Он дров не рубил. Печку не топил.

Кашку не варил. Даню не кормил».

Пальчики.

Сложить ладони вместе, стучать пальцами.

Наши пальчики проснулись.

Потянулись и встряхнулись.

По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони).

Поскакали, поскакали.

Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони).

У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки).

Пусть поспят ладошки.

Паучок.

Указательные пальцы обеих рук соединить с большими пальцами другой руки. Остальные пальцы расправить и шевелить ими.

Чок-чок, чок-чок. Лезет мудрый паучок.

Паутину плетет. Там обед себе найдет.

Птичка.

Поглаживать ладонь малыша.

Птичка, птичка! Вот тебе водичка!

Вот тебе и крошки на моей ладошке.

Молоточек.

Стучать по ладони.

Молоточком постучу.

Гвоздики заколочу!

Я построю себе дом.

Буду жить я в доме том.

Били-били, колотили.

Мяли-мяли и трепали.

Скатертей себе наткали.

И столы понакрывали.

Зайки.

Зайки на лужку играли (хлопать ладонями по коленям).

Дружно лапки поднимали (поднять руки).

Вот так, вот так. Дружно лапки поднимали.

Оладушки.

Ладушки, ладушки (хлопать в ладоши).

Испекли оладушки.

Деток угощали. Чаем запивали.

На окно поставили. Остывать заставили.

Воробышки сели. Оладушки съели.

Кыш, кыш! Полетели! Полетели!

На головку сели.

Цыплята.

Стучать пальцем по ладошке малыша.

Ра, два, три, четыре, пять.

Шли цыплята погулять.

Свежей травки пощипать.

Вкусных зерен поклевать.

Кашка для букашки.

Водить пальцем по ладони ребенка.

Маленькой букашке захотелось кашки.

Мы сварили кашку накормить букашку.

Кашку варили, ложечкой мешали.

Деток накормили, кошек угощали.

Капуста.

Мы капусту рубим (стучать ребрами ладоней ).

Мы капусту режем (ребра ладоней – вперед-назад).

Мы капусту солим (сжимать и разжимать пальцы).

И морковку трем.

Лепешка.

Катать шарик между ладонями.

Я леплю, леплю лепешку.

Положу ее в ладошку.

Пирожочек испеку.

И детишек угощу.

Зайка.

Зайка серенький шалил.

И ушами шевелил (пошевелить ладонями над головой).

В-о-т так, в-о-т так. Он ушами шевелил.

Ладушки-ладошки.

Мыли деткам ушки (хлопать в ладони).

Мыли деткам ножки.

Ах, какие ладушки!

Ладушки-ладошки.

Наварили кашки.

Помешали ложкой.

Ах, какие ладушки!

Ладушки-ладошки.

Курочке-хохлатке

Накрошили крошки.

Ах, какие ладушки!

Ладушки-ладошки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *