Отсутствие материнского инстинкта

Scisne?

Сегодня мы поговорим о материнском инстинкте. В мире, пожалуй, не найдется ни одного ученого, который смог бы четко сформулировать определение материнского инстинкта, поскольку само содержание понятия «материнский инстинкт» не определено. Представленный в этой статье материал является попыткой перевести с научного языка на «общечеловеческий» выводы исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. А поскольку понятие «материнский инстинкт» распространено в нашем обществе и окружено большим количеством мифов, надеюсь, изложенные ниже материалы, помогут читателям глубже понять природу материнства.


Молодая мать смотрит на своего ребенка. Вильям-Адольф Бугро

Представления о материнстве, принятые в современном обществе существенно отличаются от образов матерей, присущих предыдущим эпохам. Так, Ллойд де Моз описывает типичный случай для колониального Бостона: «После ужина мать уложила детей в комнате, где они спали одни, и родители отправились в гости к соседу. По возвращении <…> мать подошла к постели и не нашла младшего ребенка (девочку около пяти лет). После долгих поисков, ее нашли упавшей в колодец в их подвале <…>, родители сочли смерть ребенка «наказанием» за работу в праздник». Как видно, смерть ребенка не была оценена ни матерью, ни отцом как результат их халатности, а лишь как «божья кара» за нарушение религиозных правил, не имеющих прямого отношения к родительству.

Этот пример – лишь малое свидетельство того, как относились к детям, к материнству и родительству вплоть до конца XVIII века. Здесь, как нельзя лучше, подходит поговорка: «Бог дал, бог взял». В бедных пролетарских и крестьянских семьях (а именно такие семьи составляли большую часть населения как России, так и Европы), очередная беременность не воспринималась как радость, ибо в семье появлялся «лишний рот», а женщина на некоторое время теряла былую работоспособность. И, напротив, смерть детей зачастую воспринималась положительно, так как семья избавлялась от «лишнего рта». Женщины же из знатных семей считали зазорным грудное вскармливание и нанимали для своих младенцев кормилиц (женщин бедных сословий, чьи дети умерли вскоре после рождения).

Материнская любовь, в том виде, в котором мы говорим о ней сегодня, как норма стала формироваться только к концу XVIII века. «Новая мать» в конце XVIII – начале XIX века начинает иначе заботиться о ребенке: становится немодным отдавать ребенка в интернаты, модным – общаться с ребенком, приемлемым становится также грудное вскармливание, на которое решаются матери-дворянки (в литературе это нашло отражение в образе Наташи Ростовой). Не любить детей стало стыдно.

Если задаться вопросом, что такое материнский инстинкт в представлениях большинства людей, то получим примерно такой ответ: «Это любовь матери к ребенку, стремление заботиться о нем и опекать, стремление защищать его от невзгод, готовность отдать свою жизнь за него» и т.п. Но всем нам известны случаи, когда женщины убивают своих детей, собственноручно или в результате халатности. О таких случаях нам рассказывают многочисленные СМИ, и, к сожалению, довольно часто… Выходит, если существует материнский инстинкт, то он как биологически данный нам, женщинам, феномен должен быть присущ каждой из нас? А что сказать о женщинах, оставляющих своих детей в роддомах, сдающих их в приюты и интернаты? А женщины, ведущие асоциальный образ жизни, и просто-напросто забывающие кормить своих детей? Где их материнский инстинкт?

В то же время, нам известны случаи, когда матери жертвуют собственными жизнями, ради сохранения жизни ребенка (помните рассказы о войне, когда женщины накрывали детей собственным телом, подставляясь под пули, но сохраняя жизнь детям?), годами (а иногда десятилетиями) переживают горе, связанное со смертью рожденных или так и не успевших родиться детей, самоотверженно выхаживают тяжелобольных малышей, отказываясь от любых благ и комфорта…

Даже если не говорить о случаях экстремальных, из ряда вон выходящих, то почти каждая благополучная (примем это условное понятия для описания здоровых матерей здоровых младенцев) мать преданно заботится о своем чаде, жертвует сном и отдыхом, а иногда и отношениями с мужем, отказывается от многих благ и удовольствий, отдавая всю себя младенцу. Иногда ее одолевает усталость, и она плачет от бессилия, но все равно продолжает исполнять свой материнский долг, чувствует физическую связь с младенцем, плохо переносит, даже кратковременную, разлуку с ним.

Исследования ученых достоверно подтвердили, что на формирование материнского поведения значительное влияние оказывает социальное окружение (ожидания окружающих от женщины, угроза социальному статусу, отношение к внебрачной беременности, карьерные интересы и т.п.), а так же традиции материнства, принятые в обществе в каждый исторический период.

Так, в тех случаях, когда рождение ребенка не приветствуется или даже осуждается социальным окружением, женщины используют различные, в том числе весьма жесткие способы, чтобы избавиться от ребенка. И это уже касается не только прошлых времен, но и настоящего. Так, до сих пор в деревнях встречаются случаи, когда внебрачный ребенок одинокой женщины (молодой и не очень) либо оказывается убит собственной матерью, либо подкинут чужим людям, либо оставлен в роддоме. Непутевая мамаша скрывает факт своей беременности и родов (зачастую ей это успешно удается) и надеется на то, что жизнь потечет своим чередом, как раньше.

Кроме того, на формирование материнских качеств и того, что мы называем материнским инстинктом, существенное влияние оказывает опыт женщины во взаимоотношениях с собственной матерью. Материнство зарождается в женщине не тогда, когда она родила, а тогда, когда она родилась сама. Именно самый ранний опыт взаимоотношений девочки с мамой закладывает в ней необходимые для осуществления материнства способности, такие как: чувственность и чуткость, доверие и способность к самоотдаче, искренность и нежность, а также безусловную любовь к детям.

Женщины, имевшие трудности во взаимоотношениях с матерями, испытывавшие недостаток материнской любви и ласки испытывают серьезные трудности в собственном материнстве. Как крайний вариант, они отказываются от материнства вообще, отдавая предпочтение карьерным интересам, либо перекладывают заботы о ребенке на плечи государства (помещая ребенка в социальные учреждения), в более легких случаях – заботы о ребенке перекладываются на плечи родственников (бабушек и тетушек), наемных помощниц (нянь). При этом, если женщина-мать принадлежит к социально благополучным слоям населения, то передача материнских функций третьи лицам всегда происходит под благовидным предлогом (нельзя прервать учебу в вузе, нельзя потерять престижное место работы, необходимо срочно защитить диссертацию, и пр.), который, однако, при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным (всегда можно взять академический отпуск, карьеру можно сделать и после отпуска по уходу за ребенком, как и диссертацию).

Женщины из более низких социальных слоев оправдания находят менее «возвышенные» – нет денег, негде жить, и совершенно потрясающий довод: «Нужно устраивать личную жизнь». Любая успешная и любящая мать подтвердит: все представленные доводы гроша ломаного не стоят. Но даже если женщина, недолюбленная собственной матерью в детстве, воспитывает своего ребенка сама, она чаще, чем прочие матери, раздражается на него, быстрее и чаще устает от него, острее переживает вынужденную социальную изоляцию, связанную с уходом за младенцем. Само собой разумеется, что дети таких матерей имеют более высокий риск по формированию эмоциональных и поведенческих расстройств, чаще болеют.

Исследователи, предпочитающие социоцентристскую позицию, убеждены, что материнский инстинкт – это миф. По их мнению, материнская любовь – это понятие, которое не просто эволюционирует, но и наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Рассматриваются три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины, – и в разные эпохи главенствуют разные женские роли: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство». В таком случае, материнство – это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на материнство.

Не стоит объяснять, что человек, невзирая на разум и духовность, еще и существо биологическое, и многое, что присуще животным, присуще нам. Так же, как все млекопитающие, женщины вскармливают детей грудным молоком, да и процесс зачатия и вынашивания плода не так сильно отличается от того, как это происходит у животных отряда млекопитающих. В связи с этим ученые-этологи, проводили и проводят исследования, касающиеся заботы о потомстве, наблюдая за представителями животного мира и находя признаки сходства с тем, как это происходит у людей. Одним из виднейших представителей этологии, Боулби, разработана концепция о формировании привязанности, которая является важнейшим условием не только для нормального развития ребенка, но и его выживания.

Феномен привязанности был изначально описан у животных и птиц, в качестве примера можно привести гусыню и ее выводок, который неотступно следует за ней. Оказывается, для человека так же важно формирование привязанности между матерью и младенцем. Формируется она постепенно, еще с момента зачатия и достигает своего пика через семь-восемь месяцев после рождения ребенка. Формирование привязанности матери к младенцу – процесс, скорее, биологический, чем социальный или психологический, и происходит он под воздействием как инстинктивных реакций (на улыбку и «воркование» ребенка, его выражение лица и зависимость от матери), так и гормональных изменений, происходящих в организме матери и во время беременности, и в период родов, и в период грудного вскармливания. Так, некоторые запахи, связанные с жизнедеятельностью младенца воспринимаются матерями как приятные, тогда как все окружающие морщат носы.

В целом, развитие привязанности матери к ребенку после родов, с точки зрения физиологии, содержит три важных компонента:

  1. Присутствие ребенка изменяет уровень гормонов в крови матери (эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина), которые стимулируют в женщине материнское поведение. При разлучении матери и новорожденного уровень соответствующих гормонов меняется, формируется стрессовая гормональная картина.
  2. Телесный и эмоциональный контакт между матерью и ребенком в первые 36 часов после родов обеспечивает адекватный гормональный ответ в организме матери и способствует формированию привязанности между ними на период новорожденности.
  3. Грудное вскармливание, обеспечиваемое гормоном пролактином, стимулирует выработку эндорфинов, что дает физиологическую поддержку развития привязанности.

Итак, материнское поведение формируется под влиянием трех основных факторов:

  1. Биологические (генетически заложенные формы поведения и реакции, гормональные изменения);
  2. Социальные (традиции материнства, принятые в обществе, влияние ближайшего социального окружения);
  3. Психологические (личная история женщины, опыт взаимоотношений с собственной матерью).

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере, в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» (М. Мид).

Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, если роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным кормлением по педиатрическим рецептам, то в этих условиях обнаруживается значительное нарушение материнских чувств.

Что такое материнский инстинкт, не может точно объяснить никто, но изучая заданный в теме статьи вопрос, мы получили возможность узнать, насколько сложен и тонок путь в успешное материнство, и знание это лишь увеличивает его ценность.

А. Кабирова

Источник: «Информационная группа 74»

История

Материнский инстинкт как таковой был замечен ещё с древних времён. Точно не известно, кто ввёл само понятие «материнского инстинкта», однако авторство приписывают Уильяму Мак-Дугаллу — англо-американскому психологу, основателю гормонической психологии — хотя он и не называл его напрямую материнским инстинктом. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности Конрада Лоренца). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врождённым инстинктивным влечением, которое лишь находит своё проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают своё выражение в соответствующих телесных приспособлениях.

Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменён Мак-Дугаллом на термин «склонность» — представляет собой врождённое образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определённую последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом, это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию.

Первоначально выделялось 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность (удивление) — ещё в 1908 г. Мак-Дугалл указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов — агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания.

По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции.

Опираясь на учение Ч. Дарвина об эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определённая эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью.

Известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри (1923—1990), автор учебника «Основы зоопсихологии» (1976), неустанно подчеркивал, что инстинкт и научение не составляют 2 последовательные стадии в эволюционном развитии поведения; и будучи компонентами единого процесса поведения, они друг без друга не могут существовать. Иначе говоря, так называемых «чистых» инстинктов не существует. Поэтому классифицируя, например, строительство гнёзд у шимпанзе, крыс, птиц, рыб, и ос как инстинктивное поведение, необходимо учитывать огромное разнообразие реальных психофизиологических механизмов такого поведения, оно в значительной степени может быть результатом научения и интеллектуального решения.

В 1919 году Карл Густав Юнг ввёл понятие психологического архетипа в работе «Инстинкт и бессознательное». В его понимании архетипы — универсальные изначально врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа, называется комплексом. Одним из таких комплексов являлся материнский комплекс, связанный с материнским архетипом. Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, по аналогии с органами тела, так как в тех и других есть морфологические задатки, которые проявляются в ходе развития. То, что образ матери в большинстве случаев предстаёт как нежная, заботливая и понимающая женщина, он объяснил как ответная реакция ребёнка на материнский инстинкт.

Происхождение

С одной стороны, биохимики уверенно доказывают, что материнский инстинкт базируется на выработке специального белка пролактина во время беременности и лактации. Но, одновременно с этим, другие научные группы продемонстрировали опытным путём, что материнский инстинкт может формироваться у бездетных самок млекопитающих, которым поручено воспитание чужих малышей. Наглядные результаты были получены при изучении грызунов, приматов и даже людей.

Мияко Фурута и Роберт Бриджес — нейробиологи из Школы ветеринарной медицины — отметили, что количество новых нейронов, образовавшихся в субвентрикулярном отделе головного мозга, существенно различается у крыс, которые не имеют своего потомства и не воспитывают чужое, и теми бездетными особями, которым доверили воспитание молодняка. Дополнительные исследования показали, что подобный интенсивный рост нейронов наблюдается у беременных и кормящих самок грызунов и приматов.

«Как и во всех научных исследованиях, наша работа дала один ответ и множество новых вопросов, — говорит Роберт Бриджес, глава отдела репродукции и нейрофизиологии Школы ветеринарной медицины Университета Тафтс. — На следующих этапах исследования нам предстоит взломать ещё несколько тайн. Почему самки всегда безошибочно находят своих малышей среди множества подобных? Или, например, как новые нейроны перемещаются в другие отделы головного мозга, если формируются они в одном месте?»

Наивысшего своего развития забота о потомстве достигает у культурного человека, обречённого со времени рождения на продолжительную беспомощность и требующего продолжительного подготовления к социальным условиям жизни. В то время как млекопитающие до тех пор кормят своих детей, пока они не получат возможности самостоятельно себя прокормить, что обыкновенно случается спустя несколько недель и самое большее несколько месяцев или два-три года по рождении, у человека забота о потомстве простирается до наступления периода, дающего возможность самостоятельно добывать себе пропитание, а у культурных классов — до наступления полной умственной трудоспособности, на чём, собственно, и основано образование семьи, имеющее своею основною целью воспитание детей.

«Процессы, происходящие в нервных тканях, во многом ещё остаются для нас загадкой. Каждое новое открытие, действительно, задаёт больше вопросов, чем даёт ответов. Что уж говорить о механизмах регенерации. Объяснить многие из них современная неврология не может — остаётся лишь догадываться. Для того, чтобы хотя бы представить сложность человеческого организма, нужно просто вспомнить, что каждый из нас — это не нечто единое, а сообщество неисчислимого множества органических клеток, каждая из которых живёт своей жизнью и не имеет представления о том, что является частью чего-то большего. Нам необходимо разобраться в их образе жизни, что позволит научиться контролировать свой организм и оберегать его».

По МоП’ю, стремление матери кормить своего ребёнка и её способность выполнять своё стремление с помощью особого органа — молочных желез — вполне замещают собою способность новорождённого поддерживать своё существование. Одно из двух излишне и так как принцип целесообразности не признает излишества, то упомянутые обратные отношения между материнским инстинктом и способностью новорождённого к самосохранению вполне основательны. Гусеница, вылупившись из яйца, может сама прокормиться, а потому ей никакой матери не надо, млекопитающее же без матери погибло бы, а потому мать в силу наследственного инстинкта принимает на себя заботу о своем ребёнке.

Влияние общества

Психологи считают, что все инстинкты у нас сглажены, затушеваны влиянием общества. Все-таки мы не звери и не природа управляет нашими решениями и поступками. И материнская привязанность у нас не чисто животная, а освященная общественным мнением. Общество может поднимать материнскую привязанность к детям на щит, приветствовать беби-бум, осуждать матерей, которые холодно относятся к своим детям, и тогда все мамы становятся супермамочками. А может, наоборот, равнодушно взирать на свое потомство и находить тысячу оправданий тем женщинам, которые не интересуются своими детьми.

Когда-то женщины простых сословий говорили: «Бог дал, Бог взял» и не очень-то переживали из-за потери одного ребенка из многих своих детей. А дамы высшего света вообще не растили их – отправляли в деревню к кормилицам и не испытывали по этому поводу никаких угрызений совести. В Европе были распространены приюты, куда отдавали внебрачных детей матери разных сословий. Но в XVIII веке идеи гуманизма покорили цивилизованный мир, Жан Жак Руссо провозгласил, что ребенок – тоже человек, воспел материнство, и быть хорошей мамой стало модно. Женщины высшего света, покинув светские салоны, обосновались в детских комнатах, и многие с радостью. Начали сами кормить своих детей. Общественные настроения усилили их материнский инстинкт.

Но среда может как вознести, так и притупить инстинкты женщины. Наши психологи как-то изучали в роддомах матерей, которые отказывались от своих детей. В основном это были женщины, не защищенные обществом: без постоянной работы, без постоянного жилья, без мужа, без образования, приехавшие в столицу из патриархальной глубинки за счастьем, но не получившие даже его маленького кусочка. Так вот, оказалось, что среди этих бедолаг было много таких, которые, уже будучи беременными, не осознавали свою беременность до самых поздних сроков. Они не чувствовали, что ребенок уже шевелится у них в животе! Они не замечали токсикоза, не обращали внимания на свою толщину, не оберегали себя от физических нагрузок… Психологи объясняют этот феномен грубой психологической защитой: социальные условия этих женщин были таковы, что им некуда было деть детей, вот инстинкт материнства и замер в них до такой степени, что они даже не видели явных физиологических изменений в себе. А сложись обстоятельства по-другому, вполне возможно, эти женщины по-иному отнеслись бы к своим детям.

Так что, когда девушка, которая еще совсем недавно была занята лишь учебой, романами с молодыми людьми, поиском интересной работы, вдруг в один прекрасный день осознает, что она хочет ребенка и начинает с умилением заглядывать во все проезжающие мимо детские колясочки, психологи не могут с уверенностью сказать, что это в ней проснулся инстинкт материнства. Может, и инстинкт, а может, и подспудное, неосознанное влияние общества: мнение мамы, которая вскользь обронила, что они с папой ждут не дождутся внуков, или пример подружек, которые уже завели малышей, или разъяснения медиков, что рождение здорового ребенка не стоит откладывать до 40 лет – репродуктивный век женщины недолог…

Тонкая настройка

Если можно притупить материнский инстинкт, то можно его и усилить, настроить. Женщина, в которой он заговорил, воспринимает месяцы и годы, посвященные маленьким детям, как самые счастливые в своей жизни. Ей хорошо с ними, ей заниматься ими интереснее, чем составлять балансовый отчет или отвечать в офисе на телефонные звонки.
Но над настройкой инстинкта сначала придется потрудиться будущей бабушке. Для этого надо:

● Побуждать дочку играть в игры, свойственные девочкам: в куклы, семью, обустройство дома… Читать ей сказки, а не сажать с трех лет к компьютеру. Между прочим, среди женщин, отказавшихся в роддоме от своих детей, много таких, которые предпочитали в детстве играть в машинки и в «войнушку».

● Дать девяти-десятилетней девочке возможность понянчить малышей, если не родных сестренок и братишек, так хоть детей соседей, родственников, друзей. Но нельзя перекладывать на старшую дочку все заботы о младших сестрах и братьях, ответственность за чужих детей может так утомить, что не захочется хлопот со своими.

● Растить девочку в атмосфере любви и нежности. Не бояться сажать ее на колени, гладить… Психологи заметили, что холодность к собственному ребенку может возникнуть у молодой женщины, если ее родители, особенно мать, были излишне холодны к ней самой в детстве. Собственного ребенка, даже только что родившегося, совсем маленького, такая женщина может бессознательно воспринимать как конкурента. Ей до сих пор хочется внимания и заботы от своей матери, того, чего недополучила в детстве, поэтому она не в состоянии опекать и оберегать то крохотное существо, которое требует любви от нее.

● Беременную женщину окружать вниманием, всячески ее поддерживать. Материнские чувства не всегда просыпаются с первой беременностью, особенно, если эта беременность случайная, а не запланированная. Хорошо, когда будущую маму более опытные дамы вовлекают в своеобразный женский клуб. Ей полезно послушать, как другие женщины носили, рожали, кормили… Беременной женщине важно погрузиться в атмосферу материнских забот, почувствовать всю значимость и сакральность происходящего.

Природа ей помогает настроиться на материнство в это время тоже. Толчки ребенка, его шевеление, набухание груди, все физиологические изменения, которые происходят в организме будущей мамы, меняют и ее настроение. Ребенок начинает ей сниться, она все время о нем думает, старается представить, как он может выглядеть, разговаривает с ним и уже начинает его любить.

● Родившей женщине надо сразу дать покормить малыша, потрогать его, почувствовать своим телом, вдохнуть его сладкий, ни с чем не сравнимый запах. Ведь если ребенка не видишь, то и не испытываешь к нему привязанности. Ученые, изучающие поведение животных в естественных условиях, говорят, что даже овца, если не дать ей облизать только что рожденного ягненка, теряет к нему интерес. Вот оно – пробуждение инстинкта: потрогать, вдохнуть запах, прижать!.. Все, мой, люблю!

Ловушка для супермамы

Старые акушеры говорят, что сегодня наши женщины меньше привязаны к только что рожденным детям, чем поколение их матерей. Сегодня у женщин среди приоритетов значатся карьера, образованность, установка на личный успех. Чаша весов качнулась в другую сторону. И интерес к материнству не проснется в обществе до тех пор, пока не возникнет реальная угроза исчезновения нации или пока новый повелитель умов не провозгласит его первостепенной ценностью. И тогда опять случится беби-бум, и опять женщины променяют офисы на детские. Развитие идет циклично.

Но как жить здесь и сейчас конкретной женщине, которая страстно любит детей и хочет посвятить им себя? Трудно ей придется в наше прагматичное время, окружающие вряд ли ее поймут. Но еще труднее такой гипермаме не попасть в ловушку, подстроенную собственным инстинктом, и не превратиться в «квохчущую» мамашу. Мама-волчица, мама-кошка, мама-овца легко отпускают подросшего детеныша на волю – живи, кормись, продолжай наш род сам… Материнский инстинкт мамы-зверя удовлетворяется с рождением следующего детеныша, и следующего, и следующего, пока не выполнит этот зверь своего предназначения на земле. Женщина же, которая посвятила свои лучшие годы двум, пусть даже трем детям, а большего количества детей в наше время и не заводят, ощущает страшную пустоту, когда оказывается, что теперь она им не нужна, ее опека, ее постоянное вмешательство в их жизнь им даже мешают. Так вот, чтобы, следуя инстинкту, мама могла спокойно отпустить своих детей на волю, ее жизнь должна быть заполнена чем-то еще, кроме заботы о потомстве. Такой парадокс.

Отсутствие материнского инстинкта

Материнский инстинкт – норма женского поведения по отношению к собственному ребенку. Проявляется в уходе и заботе о нем, также любви и нежности.
Но также известно, что 7-8 % женщин не обладают данным чувством. Какие могут быть на то причины?

1. Женщины с развитым слухом и зрением

Или, так называемые, кожно-зрительные женщины.
В древние времена такие женщины ходили на охоту с мужьями. Родить детей они не могли и к детям никаких чувств не испытывали. Их применяли для защиты рожающих. По сути дела, это является психическим отклонением, т.к. в организме женщины, как правило, содержится некий ген, отвечающий з формирование материнского инстинкта.
Психика человека подразделяется на векторы. У мужчин развито несколько векторов. Женский пол же является многовекторным существом. С рождением ребенка в ней просыпается материнский инстинкт. Голос зверя. Защитная система ребенка.
Девочки, у которых развито несколько векторов, явление редкое и достаточно жестокое. Они способны на убийство, действуют в основном эмоциями. Но именно они помогли выжить роду человеческому. Действуя импульсивно, они спасали целые племена.

2. Существование бездетных популяций

В каждом человеке заложен «пакет» генов и хромосом, отвечающих за зачатие деток. У некоторых людей (как у мужчин, так и у женщин), такие функции отсутствуют. То есть они не могут иметь детей. Вообще. С такими отклонениями, эти люди не могут любить детей. Как правило, они к ним относятся индифферентно.

3. Запоздалый материнский инстинкт

Это наличие «непроснувшегося» материнского инстинкта. Есть много мифов о том, что голос зверя проснется в родившей сразу после родов. Или же через сутки. Но бывает, что чувства просыпаются не сразу.
Вот причины, которые могут привести к запозданию:

  • тяжелые роды;
  • роды с медикаментами;
  • кесарево сечение.

После мук женщина не сразу ощущает любовь к ребенку. Инстинкт приходит через несколько суток, а иной раз и месяцев…

4. Психологическое отсутствие материнского инстинкта

Часто бывает, что родители мало уделяют внимания детям, неблагополучные семьи или занятость на работе…
Глядя на такое отношение, у чада закладывается не очень хорошее воспоминание. Как следствие, такие детки не горят желанием заводить детей. Подсознательно, ограждая свое создание от «нелюбви» и разочарования. Как бы, спасая их от разочарования.

Чайлдфри и чайлдхейт — что за жизненная позиция?

Эти два определения пришли к нам с Запада. Они означают «свобода от детей» и «ненависть к детям», от английского слова чайлд – дети, фри – свобода, хейт – ненависть (childfree, childhate).
Люди с такими позициями в жизни сознательно бездетны. Они не желают иметь детей. «Хейтеры» вообще желали бы их уничтожать. Но к сожалению закон не позволяет. Чем же мотивируют свой выбор эти люди? Чем занимаются?
В свободное время они путешествуют, увлекаются различными видами деятельности, любят животных. Но ни в коем случае не хотят детей (относится к чайлдфри). При этом частенько называют деток оскорбительными словами, а мамочкам дали прозвище «овуляшки», «овуляхи». Как приходит человек к такой позиции? Какими путями? Ведь рождаются все с одинаковым незнанием мира.

1. Пришедшие к чайлдфри подростки

Аргументируют они свою стезю тем, что малыши — это зло. Иногда в словах играет разными красками нецензурная лексика. Среди подростков мало кто относится к крохам адекватно. Чаще всего настрой агрессивный.
Если опросить большинство позиционеров, то, можно у каждого проследить более или менее сложное детство, в котором присутствуют младшие брат или сестра. На фоне обиды на родителей, подростковый возраст отыгрывается на детях.
В общем то, не зря этот период жизни считают самым сложным. Перестановка психики, половое созревание… Такие чайлдфри оставляют надежду на то, что со временем многое поймут и пересмотрят взгляды на жизнь.

2. Пришедшие к чайлдфри девушки до 22 лет

Здесь, как правило, проявляют себя обиженные чувства. Неудачная любовь, беременность и аборт, некрасивые расставания. Все это достаточно тяжело переносится, особенно девушками. Но им всего лишь нужно время на реабилитацию. В большинстве случаев все проходит.

3. Пришедшие к чайлдфри в зрелом возрасте

Чаще всего женщины. Обычно это скрывают, но вероятнее всего, они бездетны. А для того, чтобы не рассказывать о своей проблеме направо и налево, они прикрываются данной позицией. Т.к. ничего больше не остается.

4. Чайлдфри – пропаганда из Европы

Европа… Многие хотят жить по европейским стандартам. Получать высокие зарплаты и ездить в путешествия. В настоящее время, у европейцев процветает гомосексуализм, желание жить «для себя» …
То же самое происходит и в России. Если людей после 40 лет уже сломить не получится, то молодежь, пожалуйста. Неимение детей «внедряют» для того, чтобы люди как можно меньше рожали. Меньшая численность армии. Меньше патриотов. Идеальные марионетки.
Такой вид чайлдфри, как правило, образованные люди. Они много размышляют, читают книги, занимаются различной деятельностью. Но не хотят «размножаться». Некоторые даже делают операцию вазэктомии, стерилизации.
С этим слоем общества сложно общаться обычным людям. Они, как правило, критикуют всех детей и родителей, комментируя, что у последних нет мозгов…

5. Чайлдхейт – детоненавистники

Усугубленная позиция чайлдфри. Пропагандируют не рождение, стерилизацию, а также убийство детей.
Считают, что раз от них нет пользы, то и не нужны на этом белом свете. Причем большинство из них, негативно относятся ко всем людям, считая, что те их будут все время учить жизни и проповедовать деторождение.
Какая же она, позиция «свободных от детей»? Почему они их не любят? Чаще всего от этих людей можно услышать о невоспитанных детях. О поощрении их мамами на некрасивые поступки. Но по сути дела, малыши тут и не причем. Они же не сами себя воспитывают. Таким образом позиционеры не любят невоспитанных взрослых людей, а нелюбовь к деткам, уже последствие воспитания.
Возможно, позиционеры неправильно расставили приоритеты, а возможно просто избавляются от огромной ответственности.
Из всего вышеописанного видно, что не всегда отсутствие материнского инстинкта — это ошибка природы. Преобладает данное отклонение в силу мощной пропаганды извне.

Цыгвинцева Анастасия · 28 фев, 2019

Когда появляется материнский инстинкт

С понятием материнский инстинкт более менее разобрались, теперь попытаемся ответить на вопрос, когда же он возникает. Начнем с опровержения распространенного мифа, что материнский инстинкт появляется еще до беременности, по крайней мере, у идеальной мамы, а что касается плохой, так он и вовсе отсутствует.

Еще больше усложняют подружки и знакомые, которые чуть ли не хором утверждают, что чем раньше появится материнский инстинкт, тем лучше. А если вы не ощущаете его по истечению первого триместра беременности, можно вообще о нем забыть. Так вот, даже не пытайтесь принимать такие заверения близко к сердцу, а еще лучше вообще их не слушайте и не тревожьтесь, переживания во время беременности ни к чему.

Нет, никто и не говорит, что материнский инстинкт не может появиться очень рано. У некоторых он просыпается на ранних сроках беременности. А бывает, что будущей мамочке даже тест не нужен, она и без него осознает, что скоро станет мамой. Но все это дается природой, точно так же, как цвет волос или форма носа, и если одним дано прочувствовать тот самый инстинкт сразу, то другим на это нужно время.

Не исключено, что материнский инстинкт появится только после появления малютки на свет. Толчком к этому может послужить момент, когда вы впервые возьмете ребенка на руки и прижмете к груди. В этот момент и может возникнуть ни с чем не сравнимое желание ухаживать, кормить, носить на руках…

К сожалению, бывает и такое, что вид новорожденного не вызывает в душе мамы волнующих переживаний и эмоций. Но проблема даже не в отсутствии первое время материнского инстинкта, а в реакции на него. Проходит неделя-другая и мама, начинает все больше осознавать, что обязанности по уходу за ребенком даются ей с усилием и приходится постоянно воспитывать в себе этот инстинкт.

Естественно, по прошествии небольшого промежутка времени появляются мысли, что ты плохая мама, которая не может полноценно любить маленького. Проблема осложняется еще и тем, что поделиться ей не с кем. Признаться родным и близким зачастую просто не хватает смелости. Да и как им сказать, что у тебя нет материнского инстинкта? Все это сильно угнетает и мешает полноценно жить.

Но выход есть из любой ситуации, и эта не исключение. Причем все банально просто. Нужно только перестать думать о материнском инстинкте, о словах подруг, которые хвалятся им еще со времен беременности, и о том, что подумают о вас другие. Вместо этого сосредоточьте все свое внимание на ребенке. Больше разговаривайте с ним, играйте, читайте ему сказки (по ссылке можете прочесть: когда детям начинают читать), пойте песенки. И буквально через несколько недель начнете ловить себя на мысли, что такая жизнь вам нравиться, а ребенок становится самым близким человечком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *