Опыты с йодом

Рецепты с крахмалом

Крахмал получают из картофеля, кукурузного зерна и иных культур, и от этого зависят его полезные свойства. Однако, употребляя его в пищу, можно не бояться за собственное здоровье и насыщаемость организма: пищевая ценность продукта на 100 гр. составляет от 313 до 343 ккал.
Перед применением крахмала его желательно подвергнуть тепловой обработке. Так он лучше усваивается организмом.
Крахмал используют в кулинарии различных стран. Благодаря тому, что данный полисахарид не имеет собственного запаха, его можно употреблять во всем многообразии блюд.
У него две основных задачи:
● Загустить блюда. В этих целях этот порошок используется для приготовления кетчупа, майонеза, других соусов, подлив, фруктово-ягодных киселей, супа, теста для оладий и блинов;
● «Насытить» кушанья. Высокая калорийность ингредиента применяется тогда, когда необходимо повысить питательность блюда. Так его добавляют во всевозможные начинки, консервы, колбасные изделия.
Крахмал хорошо хранится в закрытой посуде или пакете, в которые не проникают посторонние запахи и влага.
Интересный факт:
Картофельный полисахарид применяют в медицине для изготовления таблеток.

Опыт с натертой картошкой

В этом случае берется один крупный клубень и натирается на терке. Дети видят, как твердый овощ превратился в жидкую кашицу, а это означает, что в нем точно содержится вода.

После этого кашица добавляется в стакан с водой. Жидкость становится мутной. Почему? Потому что в картофеле есть крахмал, и он не растворился в воде полностью.

Дальше нужно процедить всю жидкость через сито. Кашица из мякоти убирается в сторону, а вода в стакане остается и отстаивается. Через некоторое время на дне появится осадок беловатого оттенка. Теперь нужно взять тонкий шланг и с его помощью убрать верхние слои жидкости, оставляя только белый осадок. Дальше его извлекают на темную ткань и высушивают на солнце, благодаря чему он превратится в картофельную муку или же крахмал.

Таким образом, в ходе эксперимента можно сделать сразу несколько выводов. А именно:

  • в картофеле есть вода;
  • в нем также много крахмала, который не растворяется в воде;
  • крахмал можно высушить на солнце.

Эти простые эксперименты будут очень интересными для детей возрастом от 3 до 6 лет. А вот школьников такими простыми «фокусами» уже не удивишь, им подавай более сложные опыты, где все шипит, гремит и стреляет. Ниже приведены несколько экспериментов с овощем для школьников разных возрастов.

Картофель батарейка

Из картошки можно сделать даже батарейку, причем вполне рабочую. Это несложно, материалов потребуется совсем много:

  • 2 клубня среднего размера;
  • 2 оцинкованных гвоздя (чем длиннее, тем лучше);
  • медный провод большого сечения;
  • 3 провода, оснащенных зажимами-аллигаторами с обоих концов.

Итак, сначала в каждую картофелину нужно вставить по гвоздю. Желательно воткнуть поглубже, чтобы они надежно держались внутри мякоти. Потом в каждый клубень надо вставить по 1 куску медной проволоки. Главное условие – провода и гвозди не должны соприкасаться друг с другом ни снаружи, ни внутри мякоти.

Следующий этап – правильное соединение проводов с зажимами. Один из них фиксируется на гвозде, вставленном в одну из картофелин. Второй конец остается свободным. Другой проводок крепится к медной проволоке первой картофелины и гвоздь второго клубня. Третий провод нужно соединить с гвоздем второй картофелины. В результате на конструкции остаются свободными два конца с зажимами. Их нужно подсоединить к положительной и отрицательной клемме электроприбора (часов, фонарика).

Если электроприбор не работает, первым делом стоит проверить, не соприкасаются ли зажимы с кожурой клубней. Возможно, напряжение картофельной батарейки слишком низкое. В таком случае придется задействовать больше картофелин. Добавлять их надо по одной, перебор тоже ни к чему.

Вывод: овощ является электролитом. Если вам вдруг срочно понадобилось запитать какой-то простой прибор, а лишней батарейки в хозяйстве нет, тогда ее можно быстренько смастерить из перечисленных подручных средств.

Опыт с магнитами и лампой

Этот эксперимент тоже позволит зажечь лампу без привычного электричества. Для работы следует подготовить:

  • 1 большую картофелину;
  • медную проволоку;
  • 2 круглых магнита с отверстием в центре;
  • нож;
  • лампочку.

Ножом нужно сделать аккуратное отверстие в центре картофеля. Оно должно соответствовать форме и диаметру цоколя. Потом на магниты накручиваются куски медной проволоки (достаточно 3-4 витка). Концы проволок должны быть направлены в одну сторону. Магниты размещаются по сторонам таким образом, чтобы они притягивались, а не отталкивались. Между магнитами ставится картофелина с отверстием вверху. Один магнит надо воткнуть с правой стороны клубня, а второй с левой. Остается только вставить лампу в отверстие, и она должна зажечься.

Опыты с картошкой для школьников могут стать интересным занятием и для многих взрослых. Кто не хочет вернуться в детство? Во время экспериментов важно не забывать о мерах предосторожности и быть максимально аккуратным, чтобы ничего не разбить, не пролить и не навредить своему здоровью.

Опыты с картофелем в подготовительной группе

Надежда Талалай
Опыты с картофелем в подготовительной группе

Цели и задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами соли и йода. Показать их воздействие на картофель. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать интерес к проведению опытов.

Материалы и оборудование: две стеклянные банки, картофель, йод, пипетка, соль, сито.

Ход занятия:

Ребенок загадывает загадку:

Возле дома, меж кустов,

В поле, в грядке, вдоль лесов,

Растет важная культура

С крепкой, кроткою фактурой.

Клубни все мы соберем,

Высушим и приберем.

Будем кушать до весны,

Явства все ее вкусны.

В

спитатель: Что это за важная культура?

Дети: Это — картофель.

Воспитатель: Правильно, это картофель. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без него. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

(Ответы детей)

Воспитатель: Подберите слова – признаки к слову картофель, Какой он?

Дети: Круглый, твердый, полезный.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, сырой картофель вкусный? Можно его есть в сыром виде? (ответы детей). Много его не съешь. Поэтому ещё с давних времен человек научился употреблять в пищу вареный картофель, жареный (воспитатель читает стихотворение):

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печенки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из (картошки).

Сегодня мы с вами проведем опыты с картофелем. Перед вами на столе стоят две стеклянные банки. Одну из них я наполню проточной водой, а в другую налью проточную воду и добавлю шесть столовых ложек соли. Нужно соль размешивать ложкой или нет? (ответы детей). Соль нужно тщательно перемешать, чтобы она растворилась в воде. Напишу на бумаге слово «соль» и наклею на банку. А теперь внимание! Я опускаю картофель в банку с проточной водой. Что происходит с картофелем?

Дети: Картофель тонет. Он опустился на дно банки.

Воспитатель: Верно. Теперь я достану картофель из этой банки, и опущу его в банку с соленой водой. Что вы видите?

Дети: Картофель не тонет! Он плавает на поверхности.

Воспитатель: Правильно, оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной. Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.

Физминутка

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Выросла она большая — круглая, овальная,

Среди овощей – главная! (дети выполняют движения).

Воспитатель: Предлагаю вам проделать следующий опыт. Я разрежу картофель на две части. На одну из них пипеткой нанесу каплю йода. Обратите внимание, какого цвета картофель на срезе и какого цвета йод?

(дети рассматривают). Будьте внимательны: что происходит с картофелем, когда я капнула йод на него? Каким цветом он стал?

Дети: Картофель стал фиолетовым цветом.

Воспитатель: В картофеле находится крахмал. Под воздействием йода крахмал поменял цвет.

Воспитатель: Давайте попробуем выделить крахмал из клубней картофеля. Для этого я возьму мелкую тёрку, и натру картофель в тарелку на этой терке. Получилась своеобразная кашица. Немного подождем, и увидим, что появилась в кашице жидкость. Что это?

Дети: Это картофельный сок.

Воспитатель: Верно. Теперь тертый картофель зальем водой, немного подождем и профильтруем через марлю. Картофельную гущу хорошо размешаем с водой и пропустим через сито. Вода вымывает крупинки крахмала из картофеля. Придется немного подождать, чтобы крахмал осел на дно.

Затем сольем воду. Что вы видите?

Дети: Что- то белое.

Воспитатель: Это вещество и есть крахмал. Посмотрите, такой же крахмал продается в магазине (дети трогают его руками). Из крахмала можно приготовить кисель. Его добавляют в тесто при выпечке некоторых изделий. Предлагаю вам дома с родителями провести эти же опыты.

(воспитатель закрепляет полученные знания детей).

Описание:

Одно из свойств крахмала – это способность давать синюю окраску при взаимодействии с йодом. Эту окраску легко наблюдать, если поместить каплю раствора йода на срез картофеля или ломтик белого хлеба. Крахмал в качестве резервного питания накапливается в клубнях, плодах, семенах растений. Так, в клубнях картофеля содержится до 24 % крахмала, в зёрнах пшеницы — до 64 %, риса — 75 %, кукурузы — 70 %.

С помощью йода можно открыть самые незначительные количества крахмала.

йод + крахмал => соединение темно-синего цвета

I2 + (C6H10O5)n => I2*(C6H10O5)n

(желт.) (прозр.) (синий)

К разбавленному раствору крахмала добавляем немного раствора йода. Появляется синее окрашивание. Нагреваем синий раствор. Окраска постепенно исчезает, так как образующееся соединение неустойчиво. При охлаждении раствора окраска вновь появляется. Данная реакция иллюстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры.

Если более подробно, то…

Крахмал представляет собой природный полимер. Причем крахмал не индивидуальное вещество, а смесь двух полимеров состава (С6Н10О5)n –амилозы (10–20 %) и амилопектина (80–90 %), состоящих из остатков a-D-глюкозы.

В целом крахмал – это белое твердое вещество без запаха и вкуса, малорастворимое в холодной воде.

Являясь многоатомным спиртом, крахмал образует простые и сложные эфиры. Характерной качественной реакцией на крахмал является его реакция с йодом.

При взаимодействии йода с крахмалом образуется соединение включения (клатрат). Клатрат – это комплексное соединение, в котором частицы одного вещества («молекулы-гости») внедряются в кристаллическую структуру «молекул-хозяев». В роли «молекул-хозяев» выступают молекулы амилозы, а «гостями» являются молекулы йода. Попадая в спираль, молекулы йода испытывают сильное влияние со стороны своего окружения (ОН-групп), в результате чего увеличивается длина связи до 0,306 нм (в молекуле йода длина связи 0,267 нм). Данный процесс сопровождается изменением бурой окраски йода на сине-фиолетовую (lмакс 620–680 нм).

Амилопектин, в отличие от амилозы, дает с йодом красно-фиолетовое окрашивание (lмакс 520–555 нм). Хотя содержание амилопектина в зернах крахмала в не­сколько раз превышает количество амилозы, тем не ме­нее синее окрашивание, возникающее при действии йода на амилозу, перекрывает красно-фиолетовую окраску амилопектина. Окраска исчезает при нагревании и вос­станавливается при охлаждении крахмального клей­стера.

Крахмал широко распространен в растениях и является для них резервным источником энергии. В основном он содержится в клубнях, семенах и корнях в виде зерен.

Крахмал используют как пищевой продукт, компонент лекарственных средств и для накрахмаливания белья. Его применяют для получения патоки, глюкозы и этилового спирта, а также в аналитической химии для обнаружения йода.

>

Масса из кукурузного крахмала для развития сенсорики

21 November, 2013

Про свою и детскую любовь к “тазикам счастья” я уже писала и . А теперь хочу рассказать про нашу новую сенсорную коробку или просто сенсорную игру с крахмальной массой. Эта масса стоит копейки, готовится 5 минут, занимает детей не менее, чем на полчаса, правда, убирать потом мне тоже пришлось около получаса 🙂

Маленькие экспериментаторы

Что нам понадобилось для сенсорной игры с крахмальной массой?

  • кукурузный крахмал 0,5 кг
  • вода (около 300 мл)
  • пищевой краситель
  • ёмкости: тазик, поднос
  • силиконовая кулинарная кисточка

Как приготовить массу из крахмала?

Наливаем воду в миску. Постепенно насыпаем в неё крахмал Его нужно в 1,5-2 раза больше, чем воды. Постоянно мешаем до однородности, подсыпая крахмал, пока масса не получится густой. Вы можете проверить готовность массы, ударив по ней ладонью. Если ладонь не утонула, значит, готово. А теперь попробуйте аккуратно опустить ладонь в раствор – ага! – ладонь утонула. А если опять резко хлопнуть ней по поверхности, то Вам покажется, что Вы стукнули об плотное тело, а не о жидкость. Вот такая хитрая твёрдо-жидкая масса.

Твердая жидкость!?

Как мы играли с этой сенсорной массой?

Просто дурачились всей семьёй, опуская руки в массу, плюхая по ней ладонями и тыкая пальцами.

Тыц-тыц, а палец не тонет!

Потом брали в руки, поднимали высоко вверх и смотрели, как она течет кусочками 🙂 То же делали при помощи половника. В результате чего крахмальный раствор капал на скатерть и застывал твердыми крупинками, не впитываясь в ткань.

Сенсорная игра с крахмальной массой

Сухие капельки

Когда я взяла в кулак немного массы и начала катать, будто кусочек теста, то ощутила, что она стала плотной и запросто формируется в шарик. Как только я остановила ладони, масса быстро стала течь между пальцами.

Катаю шар из крахмальной массы

Попадая на одежду, раствор растекался только через пару секунд.

Мы добавили в массу пищевой краситель и она стала ещё более красивой.

Тягучее 🙂

Наигравшись, мы поставили остатки крахмального раствора в холодильник. А на следующий день ещё порисовали ним на подносе.

Рисуем по подносу

Когда ведешь пальцем по подносу, остается красивый развод, а потом он опять затягивается в одну сплошную массу. Рисование у нас было пальцами, ладошками и силиконовой кулинарной кистью.

Ксюша рисует силиконовой кисточкой

А потом малышки порисовали на полу и вдоволь запачкали всё вокруг себя. Благо, отмывается крахмальная масса очень легко, так как по сути она и не впитывается никуда, а просто размазывается по поверхности.

Плюх-плюх!

Кстати, это крахмальное вещество является неньютоновской жидкостью. Так что старшим деткам во время игры можно рассказать немного о физике. Такие опыты заинтересуют любого ребенка и привлекут его внимание к науке.

Желаем Вам весёлых открытий и увлекательных экспериментов!

Эта статья опубликована Grow clever в раздел 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6+, до 1 года, Сенсорное развитие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *