Обучение детей рисованию

Методика обучения дошкольников рисованию.

Поиск Лекций

⇐ Предыдущая123456

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.

Первая младшая группа. Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

В работах В. Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу — проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения.

Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае — это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.

Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

Восприятие окружающей жизни — основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании. Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. В дальнейших исследованиях методика применения этих упражнений разработана еще более детально.

Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.

Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом. Приемы рисунка взрослого сложны для детей, и, кроме того, на картинке виден лишь результат работы, приемы остаются неизвестными.

Картина или рисунок, выполненные в реалистическом духе, создающие художественный образ, могут быть использованы в младшей группе только как объект для восприятия с целью уточнения представлений или создания интересов к теме.

Перед воспитателем средней группы стоит задача — научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.

У детей, пришедших в среднюю группу, уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие передать форму и некоторые признаки предметов. Вот почему повышаются требования педагога к детям.

Эти программные требования основываются на развитии способности более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования до занятия.

Именно поэтому в средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).

При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, какими они даются в изображении.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста — фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки — круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.

Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру — комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус, амариллис, плектогину. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у амариллиса 1-2 цветка).

Чтобы новое задание было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать 2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница.

С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества, несмотря на то что скопированные рисунки могут быть выполнены аккуратнее. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

Часто использование натуры, картины, образца требует показа способов изображения. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.

Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок — позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры — ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

Методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

Детей можно научить рисовать натуру с определенной точки зрения, если положение ее не очень сложно.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска — положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно. На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило — наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке — 3 ответвления, на другой — 2, у одной — все листики смотрят вверх, а у другой — в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.

⇐ Предыдущая123456

Рекомендуемые страницы:

>Поиск по сайту

Консультация по рисованию на тему: Обучение технике рисования детей дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительного искусства.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой личности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.

. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Под техникой рисунка для дошкольников следует понимать: владение материалами и инструментами; развитие глаза и руки, их согласованная деятельность; умелое и правильное изображение контура, формы предмета. Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способы работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

В детском изобразительном творчестве можно использовать разнообразные материалы для создания выразительного образа. Воспитателю необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.

Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются цветные карандаши типа «Радуга», » Искусство» и др. В каждой возрастной группе следует давать разные наборы карандашей. В 1 мл.гр. от 1 до 6 цветов, во 2 мл.гр. — 6 цветов, в средней – от 6 до 12, в старшей и подготовительной группах -24 цветов. (слайд). Карандаши всегда должны быть хорошо отточены, уже в средней группе можно привлекать детей к проверке карандашей, выбрать сломанные , чтобы воспитатель их заточил. А детей старшей и подгот.к школе группы следует приучать затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Для рисования используется графитный карандаш, который дают со старшей группы. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием цветными карандашами, красками, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Нужно показать детям правила работы простым карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз, тогда неправильно нарисованное можно исправить и после закрашивания будет не видно. Простым карандашом нужно прорисовывать только главное, без мелких частей и деталей.

Карандаш твердый и при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет. Существуют определенные правила рисования карандашами, которые дети должны запомнить. ( слайд)

Овладение карандашной техникой рисования считается необходимым и потому контурный рисунок – основа изображения. Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия передает контур предмета, она призвана определять границы формы. Не умея рисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения. Существуют 3 основных вида линий: прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные (диагональные). Есть еще кривые – волнистые, ломаные, спиральные. Линии могут быть толстые, в рисунке они выступают вперед, и тонкие линии, они отступают вглубь. Тонкая линия выполняется концом карандаша, поставленная почти вертикально к бумаге. Широкая линия выполняется боковой стороной грифеля наклонно к бумаге.

Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Умение правильно рисовать эти линии очень важно, так как из их сочетания строится изображение многих предметов; кроме того, рисование их развивает ориентировку на листе бумаги, умение сохранять правильное направление линий. Это умение необходимо при рисовании любых предметов прямолинейных очертаний (разнообразные здания, машины и т.) Способы рисования прямых линий карандашами и кистью отличаются. Рисуя карандашом вертикальную линию, рука движется сбоку линии. При рисовании горизонтальных линий рука движется слева направо внизу линии. При рисовании этих линий краской способ движения руки будет иным: кисть надо вести по ворсу.

Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движения: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье ( при закрашивании более крупных частей и изображений).

Дети старшего дошкольного возраста должны хорошо знать правила закрашивания изображения. (слайд).

Необходимо учить детей закрашивать изображения равномерно нажимая на карандаш и чуть сильнее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движения руки: закрашивать более быстрыми движениями середину изображения. А потом медленно, осторожно у линии контура.

Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи.

Штриховка – это прием нанесения тона штрихами острием карандаша. Их наносят движением руки справа-сверху, влево-вниз, следя за параллельностью штрихов.

К сожалению, дошкольники используют карандаши очень примитивно. Поэтому получаемые изображения не оставляют сильного эстетического впечатления. Чтобы этого не произошло, надо познакомить их с основными видами штриховки для использования в рисунке (небо, трава, горы и т.д.). Это: горизонтальная, вертикальная, наклонная, перекрестная, формообразующая штриховка (слайд) и научить, как надо штриховать – только в одном направлении, не выходить за контур фигуры, соблюдать параллельность линий. Для большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой, короткой щетиной зеленой травы (слайд). Но трава может быть высокой, колышущейся на ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, мелом, пастелью, углем, сангиной относится к «сухой технике»(слайд).

Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.

К «мокрой технике» относится рисунок кистью в технике акварели, гуаши, туши.

В работе с детьми можно использовать сочетание разных материалов в одном рисунке. Например. комбинировать рисование цветными карандашами с фломастерами (хорошо взаимодействуют друг с другом: первые мягко закрывают плоскость, вторые придают изображению четкость) или цветные карандаши и восковые мелки ( в этой комбинации главную роль играет плотный материал –восковые мелки, а цветные карандаши выступают как дополнительная техника, позволяющая смягчить рисунок). (слайд ), Выразительно выглядят сюжетные рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с акварелью. Можно вначале нарисовать все мелками, а потом небо покрыть акварелью или наоборот, можно начать с акварели, а потом рисовать мелками (слайд). Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Рассмотрим особенности рисования кистью. Кисть – мягкая, рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается при работе карандашом. Работа кистью и краской позволяет получить пятно. Сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затраты особых усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения. Что затрудняет формирование отчетливых кинестезических представлений о движении. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Техника рисования кистью отличается от техники рисования карандашом, поэтому необходимо учить детей правилам рисования и красками. (слайд)

Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми. При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается. Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей необходимо научить владеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании дерева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно. А тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Воду во время работы по мере загрязнения надо менять.

В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп одного размера, лучше всего среднего размера с 10 по 14, для детей старших групп двух размеров — маленькие со 2 по 6 размер, большие с 12 по 16. (слайд)

Первые краски, с которыми знакомится малыш и учится рисовать — гуашь. Краска эта густая, поэтому перед рисованием ее нужно развести водой (должна быть похожа на жидкую сметану). Рисуют гуашью во всех группах. В 1 мл.гр. сначала дают одну краску, но на занятиях можно давать разного цвета. К концу года две краски. Во 2 мл.гр. 2-3 краски, а концу года их может быть 4-6. В средней группе 4-6 цвета краски. В старших группах 5-6 цветов, а недостающие цвета дети учатся смешивать на палитре.

В старшей группе нужно учить работать акварелью. Есть разные наборы акварели в коробках по 8-12 и более цветов. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические или фарфоровые кюветики, а не сухую. Необходимо сразу показать правильные приемы работы с акварелью. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую, не касаясь при этом ворсом кисти. В старшей группе в конце года можно показать прием рисования по сырому слою. Делается это так: перед рисованием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, но так, чтобы вода не текла с листа бумаги и не образовалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно не дожидаясь, когда бумага просохнет. Для начала можно дать простые задания, например «ткань кукле на платье» Дети наносят пятнышки, листочки, цветочки. Краска растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы цвета. В подготовительной группе можно со второй половины года научить детей покрыванию большого пространства листа цветом способом размывки. Делается это так: в верхней части листа проводится полоса насыщенного цвета, а затем размывается смачиваемой в воде кистью быстрыми движениями к низу. При этом надо не забывать чаще смачивать кисть в воде и проводить линии сверху вниз от левой части листа к правой, без просветов.

Сейчас вошли в практику работы с детьми по рисованию такие материалы, как фломастеры, угольный карандаш, восковые и масляные мелки, сангина.

Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.

Занимаясь рисованием, дети знакомятся не только с карандашами, но и с другими материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Овладение этими навыками способствует их умственному развитию.

На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. У детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними. Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.

Доклад «Обучение детей технике рисования»

Марина Выйгетова
Доклад «Обучение детей технике рисования»

В системе воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. Поэтому одна из задач эстетического воспитания является развитие художественно – творческих способностей.

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Уже в дошкольном возрасте начинается формирование этих способностей.

В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Занятие рисованием развивают у детей умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

Чтобы правильно руководить изобразительной деятельностью маленького ребенка, нам педагогам необходимо знать ее особенности, понимать первые неумелые детские рисунки.

В детских рисунках можно найти элементы изображаемых предметов, явлений окружающей нас действительности.

Большой интерес представляют не только сами рисунки, но и процесс их выполнения.

— Что побуждает ребенка к рисованию?

— Как относиться нам, взрослым, к первым шагам ребенка в рисовании?

Эти вопросы часто возникают перед педагогами и родителями. Знания о процессе рисования детей помогут нам, воспитателям, создать определенные педагогические условия, при которых у ребенка появляется интерес, активность. А это самое главное для нас, педагогов. Пробудив интерес ребенка в изобразительной деятельности, воспитатель сможет правильно организовать занятия, предложить ребенку доступное содержание.

Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, во второй группе раннего возраста.

Программа обучения в этой группе невелика. Основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию, научить правильно держать карандаш и кисть: в пальцах, а не в кулачке.

На первом же занятии важно показать, как это нужно делать. Но очевидно, что общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение карандаша в пальцах. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога.

Во второй группе раннего возраста, прежде всего, необходимо познакомить детей с бумагой, обратить их внимание на то, что карандаш на бумаге — оставляет след. Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша на бумаге. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами. Овладевая карандашом, кистью, дети производят различные действия.

Под умелым руководством воспитателя у детей появляется потребность не просто манипулировать карандашом и кистью, а что – то изображать. Вначале дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, линиями. В рисунке появляются зигзаги. Постепенно дети начинают овладевать вращательным движением. Затем получаются очертания, простейшие формы и в рисунке появляется определенность графических изображений.

Одной из основных задач изобразительной деятельности в младшей группе является обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм, формообразующим движением, благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мира.

В связи с этим вводится обследование предметов перед их изображением, что способствует началу развития зрительного и осязательного восприятия детей.

Детям предоставляется больше самостоятельности в изображении предметов.

Так же в младшей группе необходимо научить детей правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю. Перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку. В данном возрасте, нам педагогам, необходимо исключить постоянный показ приемов изображения и образец воспитателя.

В средней группе продолжается обучение формообразующим движениям, но более дифференцированно (различие пропорций, величин, положения в пространстве). Развитие чувства цвета, композиции, расширение представления о цветах, величинах, геометрических формах. Появляется необходимость развития пространственных представлений у детей.

В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умении правильно и красиво закрашивать рисунки: навык сохранения направленности движений (в одном направлении, навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений.

Важное место в обучении детей старшей группы должны занимать уточнение и усложнение пространственных представлений. В основном дети должны научиться по–разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Овладев умением передавать строение предметов, дети получают возможность при изображении людей в движении изменять положение частей тела, туловища. От каждого ребенка требуется проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий, умения довести начатое дело до конца. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура. Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направлении к движению в другом направлении. Дети рисуют предметы более сложного строения (птицы, животные, машины, человек).

В данном возрасте необходимо уметь оценивать свою работу и работу товарища.

Впервые в старшей группе дети получают для рисования акварельные краски. В конце года можно показать детям прием рисования акварелью по сырому слою.

В подготовительной группе должно продолжаться решение тех изобразительных задач, которые были поставлены в старшей группе: передача пространственных и цветовых отношений, выражения сюжетного содержания.

Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное (различные вазы, фигурки животных). Продолжается обучение рисованию простым карандашом. Карандаш дается для подготовки контурного рисунка с последующим закрашиванием. Детей учат созданию красочных и черно – белых рисунков.

Во всех возрастных группах воспитателю нужно поддерживать у детей уверенность в своих силах, интерес к занятию, своевременно похвалить ребенка. И в то же время надо обращать внимание детей на небрежность в рисунке. Закончив рисовать, дети могут остаться у столов и рассмотреть рисунки.

Воспитатель должен развивать у детей интерес к результату своей работы и проводить просмотр детских работ. Детские рисунки остаются на столах или помещаются на стенд. И дети имеют возможность на некотором расстоянии увидеть то, что они нарисовали. Такая форма организации просмотра полезна тем, что дети могут одновременно видеть все работы. А в старших группах имеет место формы развернутого анализа. Все это занимает не более одной – двух минут.

Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности карандаша и кисти и разнообразные способы действия с ним.

Карандаш Твердый При работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Слабый нажим – более светлый цвет. Сильный нажим – более интенсивный цвет.

Кисть мягкая Вторая группа раннего возраста

н. г. — 1цвет;

к. г. — 2 цвета; Рисование ею не требует сильного нажима. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом. Работа кистью позволяет получить сочную широкую линию, быстро покрывать цветом поверхности. Линия контура получается расплывчатой, недостаточно четкой.

Младшая

н. г. — 2 – 3 цвета;

к. г. — 4 – 6 цвета;

Старшая и подготовительная 5 – 6 цветов;

Гуашь Все группы Перед рисованием ее нужно развести водой. После высыхания ее можно накладывать цвет на цвет, т. к. она кроющая краска. Чтобы получить более светлый тон к краске добавляется белила.

Акварель Старшая и подготовительная группа Перед рисованием краски надо смочить. Перед тем как начать рисовать нужно попробовать цвет. Линии стоит проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится, а линии получаются неровные. Мазки накладываются в одном направлении.

Фломастеры Вторая группа раннего возраста Фломастеры дают яркий сочный цвет. Рисовать им легко. Их дают малышам, т. к. слабая ручка малыша не может нажать на карандаш, чтобы получить отчетливый след. Применять их в изо деятельности старших детей нецелесообразно, т. к. они дают едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки.

Цветные восковые мелки Старшая и подготовительная группа Мелки рисуют мягко и дают широкую линию. Не следует их сжимать пальцами и надавливать, согреваясь в руке, мелок ломается. Мелок ложиться на бумагу с просветами. Мелки сочетаются с акварелью, с гуашью – белилами.

В разных возрастных группах количество занятий и длительность идет по возрастающей.

Группа Количество занятий Длительность

Вторая группа раннего возраста В неделю одно занятие 8 – 10 мин.

Младшая группа В неделю одно занятие 15 мин.

Средняя группа В неделю одно занятие 20 мин.

Старшая группа В неделю два занятия 20 -25 мин.

Подготовительная к школе группа В неделю два занятия 30 мин.

Последовательное освоение навыков по технике рисунка в соответствии с программой изобразительных задач

Возрастная группа Освоение изображения Линии и формы, лежащие в основе изображения Технические навыки и умения, необходимые для решения изобразительных задач

2 — ая группа раннего возраста Поощрять изобразительный характер рисунка Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.

Младшая группа Учить изображать предметы округлой формы, предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений; предметы прямоуг. формы; учить передавать характерный цвет некоторых предметов, закрашивать рисунки карандашами и красками Учить замыкать линии в округлые формы; проводить прямые линии слева направо и сверху вниз, пересекать линии; рисовать прямоугольные формы. Учить правильно держать карандаш и кисть, сильно не сгибая пальцев. Учить правильному приему обмакивания кисти в краску, промывая в воде, повторному обмакиванию по мере надобности. Учить слитному, неотрывному движению при проведении линий. Отрабатывать навык правильной остановки движения в нужной точке. Отрабатывать навык сохранения направления движений по окружности, по прямой, умение произвольно изменять направление по углам. Отрабатывать различные способы движения с карандашом и кистью при закрашивании: карандаш можно вести неотрывно туда – обратно, кисть только в одну сторону, не прерывая движение на середине.

Средняя группа Закреплять умение изображать предметы различной формы, как одночастные, так и из нескольких частей, передавать расположение частей, окраску предметов. Характерные детали формы. Учить передавать в рисунке округлую, овальную, прямоугольную и треугольную формы; передавать различие между кругом и овалом, прямоугольником и квадратом, различие форм по величине и положению – вертикальному и горизонтальному. Учить рисовать прямые и дуги в различных направлениях. Учить рисовать прямые линии : вертикальные и горизонтальные при правильном положении руки с карандашом. При рисовании краской учить вести кисть по ворсу в одном направлении. Учить рисовать мелкие предметы, производя движения только с пальцами руки, и крупные. Включая движение кисть руки в предплечье. Вырабатывать умение изменять направление движения (под углом, от движения по одной дуге к движению по другой дуге)

Старшая группа Учить выделять в предмете и передавать основную форму крупных частей. Затем характерную форму путем добавления деталей, отношение частей по величине и расположению; передавать пропорции форм и строение предметов (высокий – низкий, узкий – широкий, передавать характерную форму, строение и окраску предметов после тщательного наблюдения натуры, передавать изображение живых существ в движении

Учить передавать основную форму частей предмета, уподоблять ее известными геометрическими формами розеты, многоугольника, используя их в декоративном рисовании.

Учить приемам декоративного рисования. Учить правильно держать кисть при рисовании широких и тонких линий (при рисовании широких линий кисть ведут наклонно к бумаге, всем ворсом прижимая к бумаге, при рисовании тонких линий кисть надо держать палочкой вверх и вести ее, слегка касаясь бумаги концом ворса). Формировать умение изменять направление движений (под углом, от движения по одной дуге к движению по другой дуге, от движения по прямой к движению по дуге и наоборот). Учить рисовать гуашью, акварелью, цветными карандашами, восковыми мелками. Учить использовать простой карандаш для создания подготовительного рисунка. Учить изменять силу нажима на карандаш с целью получения разных оттенков одного и того же цвета. Учить смешивать краски, чтобы получить новый цвет.

Подготовительная группа Учить передавать характерную форму строение, окраску наблюдаемых в натуре предметов и явлений, их характерные признаки, черты Учить передавать формы и линии в различном положении в пространстве и в отношении друг к другу. Учить рисованию завитков разного характера. Формировать умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Закреплять умение регулировать движения по силе, размаху, длительности, легкости, свободе. Совершенствовать умения подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат). Учить детей использовать в рисунке разные материалы (карандаш, цветные карандаши, краски (гуашь, акварель, цветные мелки.

Правила рисования карандашом

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того. Чтобы видеть, как рисуешь, тогда получиться прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу. Не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах. Чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда – обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования краской.

1. Кистьнужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным накончиком, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно ку бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда – обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Ребенок должен назвать правильно, когда об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать. И руководствоваться этим в своей деятельности.

Список использованной литературы

Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники. М., «Просвещение»,1971.

Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. «Просвещение», 1973.

Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., «Просвещение», 1976.

Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду. М. ,Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *