Нетрадиционная техника рисования в ДОУ

Виды и техники нетрадиционного рисования .Статья:»Нетрадиционные техники рисование в детском саду.»

Нетрадиционные техники рисование в детском саду.

СУЩЕСТВУЕТ МНОГО ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ, ИХ НЕОБЫЧНОСТЬ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОНИ ПОЗВОЛЯЮТ ДЕТЯМ БЫСТРО ДОСТИЧЬ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА.

Нетрадиционные техники рисование в детском саду.

Немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • Внимания и усидчивости;

  • Мышления;

  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

1. Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;

  • рисование мыльными пузырями;

  • рисование мятой бумагой;

  • кляксография с трубочкой;

  • печать по трафарету;

  • монотипия предметная;

  • кляксография обычная;

  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 — 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Заключение

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Ценные находки из книжных магазинов

«УчМаг» организовал заманчивое предложение: пополните личный счет и бесплатно сможете посетить офлайн-семинар «Классические и нетрадиционные материалы в детском изобразительном творчестве». Советую коллегам и активным родителям воспользоваться такой возможностью!

«Лабиринт.ру» подготовил отличную подборку книг. Все, что вас интересует про использование нетрадиционных техник в ИЗО, вы найдете на этом портале.

«OZON.RU»поможет сориентироваться во всем разнообразии нестандартных методик. Так, советую такие книги:

«Рисуем пальчиками» – методика обучения деток 1-3 лет этому увлекательному виду творчества;

«22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» – методическое пособие для воспитателей и руководителей художественных студий, а также для родителей, которые хотят приобщить своих детей к миру искусства;

«Оригинальные техники изобразительной деятельности» – здесь представлены 60 описаний занятий с дошкольниками. В пособии демонстрируются всевозможные виды нетрадиционных техник и способы использования необычных материалов для творчества;

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» –книгу в первую очередь оценят детские логопеды и родители деток со слаборазвитой моторикой пальцев.

Почему важно предоставлять ребенку возможность экспериментировать?

Меня так увлекает данная тема, что я думаю, мое самообразование как педагога обязательно должно охватить все нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие детей. Как вы считаете?

Итак, что дает ребенку необычное рисование?

  • Эстетическое удовольствие от процесса и результата;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Полет фантазии и развитие воображения;
  • Мотивация к поиску новых способов изобразить задуманное;
  • Возможность выразить свой взгляд на мир;
  • Дает свободу и воспитывает смелость;
  • Развивает чувство композиции, цветовосприятия, ритма, колорита;
  • Дает четкие понятия о форме и фактуре предметов;
  • Расширяет кругозор;
  • Взращивает интеллект и нестандартное мышление;
  • Тренирует пространственное мышление;
  • Показывает методы использования разнообразных материалов;
  • Дает уверенность в своих способностях и силах.

Вы знаете, что по нетрадиционному рисованию проводится психологическая диагностика ребенка? С помощью специальной методики можно определить, насколько развито воображение, фантазия, технические навыки у дошкольника и в дальнейшем делать упор на коррекции некоторых проявлений.

Что говорить, актуальность нетрадиционных техник в воспитании современного ЧЕЛОВЕКА – высока. Намного больше возможностей получает воспитатель или родители, если использует нестандартный подход в обучении ребят изобразительному искусству.

Я уже в статье «Необычные способы рисования: не бойтесь экспериментировать!» подавала на ваше рассмотрение список нестандартных техник, но еще в моем арсенале «завалялись» несколько эксклюзивных секретов.

Как внести креатив в занятия по рисованию?

В предложенном мною списке не указаны интересные техники – рисование птичьими перышками и мыльными пузырями.

Если макать в краску перышко, а потом водить им по бумаге, получаются очень красивые плавные линии, из которых можно создать узор. Также этим способом можно изображать травку, крону деревьев, хвост Жар-Птицы и все, что требует тонкости исполнения.

С мыльными пузырями немного сложней: нужно смешать краску (гуашь) и моющее средство или шампунь. Пузырек хорошо взболтать, чтобы получить высокую пену. Когда цветная пена поднимется, приложить к ней лист бумаги – получится забавные отпечаток. Угадываем, что он нам напоминает, и дорисовываем нужные детали.

Наконец, все техники нам известны, нужно еще придумать, как заинтересовать малышей.

Предлагаю разнообразить ваши занятия с малышом следующими способами:

  • Рисование в паре. Это очень интересно и весело! Берется сдвоенный лист бумаги или длинный кусок рулонной бумаги. Предлагаем ребятам изображать каждый свое или общий сюжет. В любом случае – результат вызовет позитивные эмоции, плюс – дети получат навыки работы в паре;
  • Рисование с секретом. Это целый аттракцион! Удобно делать это в компании взрослого. Смысл в следующем: взрослый рисует часть какого-то предмета или туловища животного, растение и т.п. Листок сгибается так, чтобы прикрыть примерно треть рисунка. Ребенок должен продолжить рисовать, ориентируясь на видимую часть. Развернув готовый рисунок, получим порой очень неожиданный и смешной результат!
  • Автопортрет. Хотя это традиционный сюжет в живописи, но дети редко себя изображают. А зря. Это действительно может получиться интересный проект – используя разные техники, дети рисуют себя такими, какими себя воспринимают. Вы сможете очень понять, что малыш думает о самом себе и какова его самооценка.
  • Рисуем на камешках. Поистине нетрадиционное рисование, живопись на морской гальке сегодня очень популярна. Я вот посмотрела интересный мастер-класс и вдохновилась, наконец, вместе с сыном разрисовать плоские камешки. Но можно использовать любые породы, хоть и керамзит, который по форме напоминает разных маленьких существ.

  • Рисунки-коллажи – используются разные техники для создания цельной композиции. Допустим, деревья изображаем в технике оттиск с сухих листьев, траву – пальчиковая живопись, цветы – метод сухого тычка и т.п.
  • Рисуем с дождем. Скучно ребенку, если идет дождь и не выйти на улицу? Самое время рисовать с дождиком на пару. Это очень прикольно – ставим на бумагу «жирные» кляксы разного цвета так, чтобы заполнился весь лист бумаги. Затем выставляем рисунок под дождь и наблюдаем за мокрым творчеством. Получится интересный эффект мокрого рисунка.

Что можно нарисовать с детьми с помощью альтернативных техник?

Предложите ребятам интересное занятие – рисование цветов нетрадиционными способами. Давайте попробуем изобразить большую клумбу, используя техники, который я вам описала.

Например, астры удачно получатся, если их рисовать перышками. У этих цветочков пышные и остролистые бутоны как раз подходят для этого способа. Также их можно изобразить зубьями вилки. Кстати, вилкой с тремя зубьями отличные получаются тюльпаны. Нужно поставить отпечаток не только зубьев, но и основания.

Сухой тычок отлично справится с гладиолусами, а крупные веточки мимозы, ландыши, сирени лучше рисовать пальчиками. Если сделать штампы из картофелины, то у ребенка получится нарисовать любые цветочки. Красивые отпечатки выходят от донышка пластиковой бутылки – напоминают цветок.

Очень мне нравится использовать с детками нетрадиционные техники для изображения зимы.

Здесь подойдет вообще любая из названных мною ранее техник. Красиво выглядят рисунки белой краской на голубом, синем и черном фоне. Если использовать нитки, то можно изобразить вьюгу. Рисование солью, манкой, сахаром – идеально для снежных холмов и заснеженных деревьев.

Макая поролоновую губку в белую гуашь, легко нарисовать зимний пейзаж. Круто выходит, если рисовать зубной щеткой. Снегопад изобразим набрызгом, пальчиками, ватными палочками.

Снежинки – штампами их картошки, вилкой, перышком, а также в технике кляксография…

Перечислять что и как можно рисовать, нет смысла, по-моему. Главное – ваше желание вместе с ребенком приобщиться к многогранному миру изобразительного искусства!

Интересно было читать? В таком случае, просьба – делитесь ссылками с единомышленниками в соцсетях. Также приветствуется подписка на новости!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Особенности необычной техники

Любой вид изобразительного искусства предоставляет неограниченные возможности для самовыражения, более тонкого понимания окружающего мира, фиксирования и передачи мимолётных впечатлений и настроений, а также способствует обретению внутренней гармонии и развитию личности.

Помимо привычных техник рисования, в дошкольных образовательных учреждениях широко применяются и нетрадиционные направления изобразительного творчества. Они предоставляют массу дополнительных возможностей для постижения окружающего мира и воплощения оригинальных замыслов.

В отличие от традиционных методик, необычные техники позволяют ребёнку максимально раскрыть свой творческий потенциал, не обременяя его рамками

Большинство нетрадиционных техник рисования направлены на свободу, не навязывая при этом страх совершить ошибку, который в дальнейшем мешает творчеству и личностному развитию, превращая талантливых людей в посредственность. Оригинальные способы позволяют использовать различные материалы и помогают научиться мыслить нестандартно.

Чем полезно рисование нетрадиционными способами

Нетрадиционная техника рисования в детском саду или подготовительной дошкольной группе развивает ум и творческие способности. С раннего возраста нужно прививать детям любовь к искусству и поощрять творческие проявления. Малыш учится связывать единую композицию, создавая её из мелких деталей, гармонично располагать различные элементы, реализовать задуманное или импровизировать.

Необычные техники рисования имеют массу преимуществ:

  • Определённые разновидности изобразительного искусства не требуют особых навыков и способностей. Любой ребёнок сможет создать оригинальную картину при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках.
  • По сравнению с традиционным рисованием, необычные техники позволяют затрачивать значительные меньше времени на создание картин. Это очень важно для детей дошкольного возраста, ведь у многих из них не хватает усидчивости и терпения для продолжительной работы.
  • Благодаря использованию всевозможных материалов, различных по форме, размеру и фактуре, у детей развивается мелкая моторика. Это в свою очередь положительно сказывается на мышлении и дикции, поскольку способствует развитию определённых участков мозга.
  • Необходимость смешивать цвета и находить новые оттенки. Это развивает цветовосприятие и эстетический вкус.
  • Дети знакомятся с формой и объёмом, что развивает пространственное мышление и воображение.
  • Применение необычных инструментов и материалов помогает научиться принимать нестандартные решения, находить ответы в любых ситуациях.
  • Ребёнок учится планированию, заранее определяя последовательность простых действий.
  • Некоторые методики могут освоить даже маленькие дети, которые ещё не научились правильно держать карандаш или кисточку.

    Рисование пальчиками — одна из популярных нетрадиционных техник, широко применяющаяся на занятиях в детском саду

  • У детей развивается наблюдательность и более тонкое восприятие образов.
  • Осознание сопричастности к созидательному процессу положительно сказывается на развитии многих личностных качеств. Эта техника позволяет ребёнку почувствовать самостоятельность и значимость собственной работы.
  • Развивается внимательность, усидчивость и способность к концентрации. Однако это происходит легко и без принуждения, поскольку большинство техник подразумевают выполнение рисунка за короткий промежуток времени. Это даёт ребёнку возможность постепенно привыкать к новым видам деятельности.
  • Детям прививается эстетический вкус, развивается эмоциональная отзывчивость.

Рисование ладошками

Нетрадиционная техника изображения, наиболее распространённая в детском саду, — это рисование ладошками и пальцами. Такую методику способен освоить каждый ребёнок. Техника выполнения чрезвычайно проста – достаточно просто опустить руку в ёмкость с краской или раскрасить ладонь при помощи кисти, а затем поставить отпечаток на листе бумаги.

При организации этого процесса преподаватель должен действовать по принципу «от простого к сложному». В ясельной или младшей дошкольной группе (возраст от 1 до 3 лет) дети ещё не создают композиционные произведения. На данном этапе они знакомятся с цветом и фактурой краски.

Для ребенка от 1 до 3 лет рисование ладошками – оптимальный вариант, поскольку он ещё не может правильно держать кисть или карандаш. Для детей средней группы (возраст от 3 до 4 лет) уже подойдёт создание картин при помощи данной техники.

Для начала следует выбирать самые простые и привычные для детей образцы:

  • цветы;
  • солнце;
  • деревья;
  • рыбки.

Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, завершающими образ. В старшей группе дети уже учатся создавать более детализированные картины. Изображения чаще несут сюжетный характер.

Техника рисования ладошками благотворно влияет на психику ребёнка, позволяет ему успокоиться, привыкнуть к незнакомой обстановке на этапе адаптации к новой окружающее среде. Эта увлекательная игра также помогает детям научиться находить общий язык со сверстниками.

В группах дошкольного возраста можно предлагать коллективную работу – каждый ребёнок оставляет отпечаток, и создаётся какой-то образ. Для развития творческого потенциала рекомендуется давать детям возможность определить созданный образ и дополнить его недостающими деталями.

Рисование ладонями и пальцами не требует специальных материалов и инструментов. Понадобится лист бумаги и краски. Для этого вида творчества рекомендуется использовать гуашевую краску, слегка разбавленную водой.

Лучше всего налить цветную жидкость в блюдце. Также существует прекрасная альтернатива – так называемые, пальчиковые краски. Они абсолютно безопасны для ребёнка, легко смываются и не содержат токсичных веществ. Для более старшего возраста подойдёт акварель.

Идеи для рисования

Дерево

Для создания такой картины рекомендуется следующая последовательность действий:

  • на ладонь наносится коричневая краска и ставится отпечаток на листе бумаги; это изображение массивного ствола многовекового дуба;
  • мелкими штрихами, при помощи пальцев дереву пририсовываются листья;
  • для завершения картины можно лёгкими синими разводами изобразить небо.

Цветы

Здесь открываются безграничные возможности для фантазии.

Ладошками можно изображать различные цветы:

  • с небольшим смещением по кругу наносится несколько отпечатков (при этом ладонь изображает сердцевину цветка, а пальцы рисуют лепестки), что позволяет получить изображение сказочных цветов, напоминающих астры или хризантемы.
  • если пальцы держать вместе, такие отпечатки будут похожи на тюльпаны.

Динозавр или дракон

Пальцы развести в стороны и нанести отпечаток на бумагу. При этом большой палец изображает голову дракона, ладонь – туловище, а остальные пальцы – иголки на спине. Затем детям предлагается дорисовать недостающие элементы – глаза, ноги и хвост дракона.

Рисование поролоном

Нетрадиционная техника рисования в детском саду зачастую подразумевает применение простых материалов необычным способом. Одна из таких методик – рисование поролоном. Эта техника даёт возможность получить оригинальные изображения, которые невозможно выполнить кистью.

Для работы понадобятся акварельные краски, кусочки поролона разной величины и листы бумаги. Суть метода очень проста – губка окунается в слегка разведённую водой акварель и прикладывается к листу бумаги. Также можно выполнять штрихи и разводы. Различная сила нажатия помогает варьировать текстуру.

Польза техники рисования поролоном:

  • Развивается воображение. Ребёнок учится распознавать знакомые предметы в замысловатых оттисках. После нанесения основных элементов, рисунок дополняется деталями, завершающими картину.
  • Дети учатся наносить крупные элементы, располагая детали в соответствии с размером листа. Это даёт начальные понятия о композиции.
  • Развиваются импровизационные навыки.
  • Дети учатся распознавать различные по текстуре изображения.

Рисование точками

Эта методика позволяет детям научиться гармонично воспринимать разрознённые мелкие детали и собирать их в общую картину. Данное направление изобразительного искусства также известно под названием техники «пуантилизма» или «дивизионизма». Рисование точками впервые предложил французский художник-постимпрессионист Жорж-Пьер Сёра.

Точечное рисование предполагает использование чистых цветов, без смешивания оттенков.

Например, вместо зелёного наносится синий и жёлтый цвета, а вместо оранжевого – красный и жёлтый. Восприятие цвета происходит посредством оптического эффекта. Если рассматривать такое произведение с близкого расстояния, то зритель увидит лишь отдельные точки. А издалека они образуют форму и цвета.

Для создания картин в этой технике понадобятся акварельные краски и бумага. Что касается инструмента для рисования, здесь выбор безграничен – от карандаша с ластиком на конце (при помощи которого и будут наноситься точки), до ватных палочек.

Точки не должны быть слишком маленькими, иначе на создание рисунка понадобится слишком много времени. Это направление изобразительного искусства замечательно подходит для детей 3-6 лет.

Рисование в технике «набрызг»

Одна из самых простых, но не менее интересных методик, — рисование в технике «набрызг». Суть этого направления отображена в самом названии – капли краски разбрызгиваются на поверхности бумаги.

Нередко для создания картин применяются трафареты. Для этой цели подойдут засушенные листья, цветы, фигурки, вырезанные из бумаги. Также можно выполнять многослойный «набрызг» при помощи нескольких трафаретов. Рисование в этой технике рекомендуется для детей в возрасте от 3-4 лет.

Для работы понадобится Последовательность действий
  • краски (акварель или гуашь);
  • старые зубные щётки;
  • пластиковые линейки;
  • стеки (инструмент в виде лопаточки, применяемый скульпторами);
  • трафареты;
  • клеёнка для стола (или газеты), фартук и нарукавники.
  • Щётку окунуть в стакан с водой, стряхивая лишнюю воду.
  • Набрать небольшое количество краски.
  • Держа щётку в левой руке (для левшей, наоборот, в правой), взять в другую руку стеку или маленькую пластиковую линейку.
  • Поднести инструменты к листу бумаги. Проводить по щётке стекой, направляя инструмент в обратную сторону от листа, так чтобы брызги попадали на бумагу. Движения должны быть точными и быстрыми.
  • Таким образом тонируется вся поверхность листа или нужный фрагмент.

Кляксография

Нетрадиционная техника рисования в детском саду способствует развитию творческих способностей детей. Одна из интересных методик живописи основана на рисовании пятнами и кляксами.

Этот вид творчества интересно тем, что заранее невозможно предугадать, что получится в результате. Суть метода заключается в следующем: на листе бумаги ставится клякса, а затем раздувается в разные стороны через соломинку.

Следующим этапом будет дорисовка полученных пятен. Идея придаёт кляксам смысл. Одно и то же пятно можно интерпретировать по-разному, дополняя его всевозможными деталями. При этом воспитатель или родители помогают детям, задавая наводящие вопросы, помогающие определить, какое изображение скрывает в себе клякса. Прорисовка дополнительных элементов является важной частью работы.

Для проведения занятий понадобятся жидкие акварельные краски, кисти, плотная бумага и соломинки (трубочки). Если же в наличии есть только обычная акварель, её нужно заранее разбавить и налить в удобные ёмкости.

Техника включает два основных приёма:

  • Капли. Кисть, обильно смоченная в жидкой краске, стряхивается над листом бумаги, оставляя различные по размеру кляксы и капли. Этот метод чем-то похож на технику «набрызг», однако здесь вместо зубных щёток применяются толстые мягкие кисти.
  • Растекание. При помощи кисти на бумагу наносится большое пятно краски, которое затем раздувается при помощи соломинки. Также можно наклонять лист в разные стороны, давая возможность каплям краски растекаться по поверхности.

Данная техника хорошо подойдёт для детей средней и старшей группы дошкольного образовательного учреждения (возраст от 3 до 6 лет).

Песок, бисер и крупы

Нетрадиционная техника рисования в детском саду может подразумевать использование любых материалов. При помощи различных круп, песка и бисера можно создавать оригинальные картины.

Причём, существует два направления:

  • песочная анимация;
  • фиксирование сыпучих материалов на поверхности листа при помощи клея.

Анимация

Для этой техники обычно применяется песок или манная крупа. Материал насыпают на контрастную по цвету поверхность. Рисовать нужно непосредственно руками на поверхности.

Эта техника очень полезна для детей. Работа с сыпучими материалами помогает избавиться от негативных эмоций, успокоиться, преодолеть внутренние личностные преграды и научиться импровизировать. У детей развивается координация, мелкая моторика, воображение, фантазия и память. Техника подходит для детей любого возраста.

Урок песочной анимации для детей:

Картины с клеем и сыпучими материалами

Данная методика заключается в следующем: на бумаге прорисовывается контур рисунка и промазывается клеем. Затем на поверхность насыпается песок или крупа. Готовая картина обретает объём. Сочетание различных круп позволяет варьировать разную текстуру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *