Нейросонограмма новорожденных

Содержание

Показания для выполнения нейросонографии

Показаний для проведения НСГ для малыша первого года жизни много. Это может быть сложная беременность и роды, подозрения на различные патологии развития, врожденные пороки и др.

Некоторые взрослые для собственного спокойствия за здоровье малыша сами решаются на процедуру. Мозг – это сложная и хрупкая «конструкция», а организм новорожденных практически не имеет защиты. К тому же выявление патологии на ранних этапах дает большие шансы на полное выздоровление.

УЗИ для малышей в возрасте 1 месяца

Главные показания для НСГ головного мозга у новорожденного ребенка:

  • профилактический скрининговый осмотр;
  • малыш родился ранее 36 недели;
  • при рождении весил меньше 2,8 кг;
  • оценка по Апгар составила 7/7 и ниже (особенно, если второй показатель 7 и меньше) (подробнее в статье: что значит 7 балов по шкале Апгар?);
  • наличие патологий ЦНС или подозрения на них;
  • имеются явные внешние пороки (дефекты формы и размера ушей, меньшее или большее количество пальцев и др.);
  • родничок выступает выше уровня черепа (набухает);
  • имеется грыжа головного мозга;
  • если при рождении ребенок не кричал или закричал не сразу;
  • после рождения малыш находился в отделении интенсивной терапии;
  • имеются родовые травмы;
  • судороги;
  • тяжелые роды;
  • после отхождения околоплодных вод процесс родов долго не начинался (без околоплодной жидкости плод совсем не защищен от внешних факторов);
  • врачи имеют подозрения на внутриутробное инфицирование плода;
  • произошло внутриматочное инфицирование от роженицы к ребенку;
  • резус-конфликт;
  • во время беременности на УЗИ были замечены отклонения или патологии в мозгу и др.

УЗИ деткам старше 1 месяца

УЗИ головы ребенку старше 1 месяца назначается в следующих случаях:

  • малыш родился путем кесарева сечения;
  • мама не смогла родить самостоятельно, и были применены акушерские приспособления (щипцы, вакуум, ручное пособие);
  • повторный ультразвук недоношенным и детям, которые родились с весом менее 2800 г;
  • когда форма и размер головы имеют отклонения от нормы;
  • повторное обследование при нарушениях центральной нервной системы или при перинатальной энцефалопатии;
  • судороги;
  • ребенок часто ведет себя беспокойно, плач невозможно унять;
  • часто и обильно срыгивает (не только после кормления);
  • выявились патологии или пороки в других системах и органах;
  • контрольные УЗИ во время терапии неврологических патологий;
  • при перенесенных травмах головы, менингите, энцефалите;
  • при наличии генетических болезней;
  • при подозрениях на серьезные диагнозы, например, внутричерепное кровоизлияние, гидроцефалию, внутримозговой абсцесс, кисту, повреждение вещества и др.

Показатели нормы

Нужно помнить, что результаты могут варьироваться в зависимости возраста малыша и от того, на какой неделе он родился (доношенный или недоношенный).

Однако существует ряд показателей, которые не должны иметь отклонений. Ребенок полностью здоров при следующих показателях:

  1. все мозговые составляющие структуры расположены симметрично;
  2. стволовые структуры не смещены;
  3. извилины четкие, каждую из них можно рассмотреть;
  4. структура желудочков и цистерн однородна;
  5. подкорковые ядра и таламус эхогенны;
  6. сплетение сосудов гиперэхогенны;
  7. длина переднего рога бокового желудочка не более 2 мм;
  8. глубина бокового желудочка составляет 4 мм;
  9. расстояние между полушариями не более 2 мм, оно не должно быть заполнено жидкостью;
  10. прозрачная перегородка имеет квадратную полость, заполненную ликвором (перегородка разделяет переднюю часть и мозолистое тело);
  11. третий желудочек в среднем 2-4 мм;
  12. величина большой цистерны составляет от 3 до 6 мм.

Нормальные показатели меняются по мере взросления малыша. В таблице представлена расшифровка данных для новорожденных и детей 3 месяцев.

Структура мозга Новорожденные (в мм) 3 месяца (в мм)
Боковые желудочки Передние рога 2 – 4, затылочные рога 10 – 15, глубина тела до 4 Передние рога до 4, затылочные до 15, глубина 2 – 4
3-й желудочек 3 – 5 не более 5
4-й желудочек до 4 до 4
Межполушарное пространство 3 – 4 не более 3 – 4
Большая цистерна до 10 6
Субарахноидальное пространство не более 3 3

Расшифровка наиболее частых диагнозов

Расширение и увеличение тела желудочка указывают на гидроцефалию. В народе такое заболевание известно как водянка. Это значит, что в определенном участке мозга скапливается ликвор. При прогрессировании гидроцефалии у ребенка симптомы становятся заметными внешне. Голова ребенка увеличивается в размерах, родничок выпирает. Водянка повышает внутричерепное давление. Малыш постоянно капризничает, так как чувствует головную боль. Болезнь обязательно подлежит лечению. В противном случае возможно психологическое и физиологическое отставание в развитии.

Субарахноидальное (подпаутинное) пространство представляет собой небольшую полость между паутинной и мягкой оболочкой мозга. Увеличенные показатели этого пространства (более 3 мм) могут свидетельствовать о нарушениях или быть нормой.

Если ребенок слишком часто срыгивает, у него повысилась температура тела и наблюдается общее нездоровое состояние, увеличенные цифры указывают на менингит или арахноидит (воспаление паутинной оболочки). При отсутствии сопутствующих симптомов, когда патология была найдена случайно, врач может заподозрить гидроцефалию. В отдельных случаях, когда других проблем не найдено, расширенное субарахноидальное пространство может считаться индивидуальной нормой.

УЗИ головного мозга у грудничка иногда показывает кисту сосудистой сетки. Желудочки мозга покрывает сплетение сосудов, которые вырабатывают ликвор. Иногда на этом сплетении образовываются небольшие полые кисты, заполненные спинномозговой жидкостью. Они не доставляют проблем или дискомфорта, обычно рассасываются самостоятельно. При этом необходим регулярный медицинский контроль.

Киста у ребенка в голове, образовавшаяся в паутинной оболочке, называется арахноидальной. При больших размерах образования оказывается давление на мозг, что становится причиной эпилептических припадков. Киста требует лечения, так как самостоятельно не исчезает.

При помощи ультразвука врачи определяют кровоизлияния в желудочек или непосредственно в вещество. Серьезный диагноз может угрожать здоровью ребенка. Требуется квалифицированная медицинская помощь, индивидуальный подход в зависимости от состояния малыша, а также регулярное наблюдение и диагностика.

Сосуды, покрывающие орган и переносящие спинномозговую жидкость, выполняют функцию питания отведенной им области мозга. Ишемический очаг предполагает, что определенный сосуд «вышел из строя» и перестал снабжать ликвором свой участок. При значительном размере очага (когда перестало функционировать много сосудов) поражается большой участок мозга. В этом случае он не восстановится, и ребенок будет страдать отклонениями в развитии.

Где делают НСГ и сколько стоит обследование?

Где можно сделать НСГ? В больших городах проблем с исследованием не возникает. Существует широкий список клиник (частных и государственных), диагностических центров, а также узкоспециализированных медицинских учреждений. В маленьких городах выбор меньше, однако нейросонографию делают в центральных больницах, частных центрах или даже роддомах.

При назначении процедуры доктор иногда сразу выписывает направление, поэтому проблем с поиском медучреждения не возникает. Стоимость УЗИ головного мозга для ребенка зависит от города и клиники. В среднем она варьируется от 1000 до 2000 рублей.

Головной мозг – наиболее сложная и функциональная часть человеческого организма. С самого рождения важно контролировать его здоровье и происходящие в нем процессы.

В случае с новорожденными и детьми младшего возраста УЗИ является оптимальным методом диагностики головного мозга. Что собой представляет данная процедура, и когда ее назначают? Как проводится нейросонография, и что показывают ее результаты? Где делают обследование и сколько оно стоит?

Строение головного мозга новорожденных

Оболочки и цистерны мозга

Головной мозг защищает многослойный футляр оболочек: твердая, паутинная, мягкая.

Твердая оболочка на основании черепа неразрывна с надкостницей, в крыше крепится рыхло; отростки (серп мозга, палатка и серп мозжечка, крышка турецкого седла) разделяют отсеки; между слоями венозные синусы (сагиттальный, прямой, поперечный, клиновидный, пещеристый, межпещеристый).

Паутинная оболочка бессосудистая; с твердой оболочкой стыкуется рыхло, в некоторых местах грибовидными выростами; переходит с извилины на извилину, не погружаясь в борозды; с мягкой оболочкой соединяется тонкими нитями.

Мягкая (сосудистая) оболочка проникает во все борозды и прилегает к веществу мозга; состоит из сосудов и обильно питает серое вещество; образует сосудистые сплетения желудочков.

В подпаутинном пространстве обращается ликвор, крупные сосуды и нервы погружены в цистерны.

  • Большая цистерна между мозжечком, продолговатым мозгом и затылочной костью.
  • Цистерна моста кпереди от моста, здесь основная артерия разделяется на две ветви.
  • Базальная цистерна включает цистерну перекреста и межножковую; представляет пятиугольник, где углы соответствуют артериям Виллизиева круга.
  • Цистерна четверохолмия между сосудистым сплетением III желудочка и червем мозжечка.
  • Обводная цистерна связывает цистерну четверохолмия и базальные цистерны.
  • Цистерна островка в латеральной щели мозга.

Извилины и борозды

Поверхность головного мозга рассекают борозды, между ними возвышаются извилины. Глубокие борозды отграничивают пять долей полушария: лобная, теменная, височная, затылочная и островок.

По бороздам и извилинам определяют степень зрелости мозга новорожденного: в 22-23 недели гестации проступает теменно-затылочная и шпорная борозда; в 26 — поясная; в 27-28 — обонятельная; в 28-29 — верхняя височная и борозды островка; в 34-36 — верхняя лобная; к 40-й неделе латеральная борозда полностью закрывает островок.

Мозолистое тело, полость прозрачной перегородки и карман Верге

Полушария мозга соединяет мозолистое тело, где спереди назад выделяют клюв, колено, ствол и валик. Ствол мозолистого тела срастается со столбами свода.

Под мозолистым телом срединная эмбриональная полость. Она не сообщается с желудочковой системой, отделена от боковых желудочков листками прозрачной перегородки, ликвор пробивается через поры.

У 60% доношенных новорожденных срединная эмбриональная полость определяется кпереди от столбов свода, у недоношенных и незрелых — от колена до валика мозолистого тела.

Срединная эмбриональная полость кпереди от столбов свода называется полость прозрачной перегородки, кзади — карман Верге. С возрастом закрывается сначала карман Верге, затем полость прозрачной перегородки.

Желудочки мозга

В каждом полушарии есть боковой желудочек, в промежуточном мозге — III желудочек, в среднем мозге — водопровод, в заднем мозге (мост и мозжечок) — IV желудочек. Желудочки содержат ликвор, который вырабатывают сосудистые сплетения.

Боковой желудочек состоит из лобного, височного и затылочного рога, которые сходятся в атриуме. Лобный рог лежит над головкой хвостатого ядра и продолжается в тело; височный рог опускается в височную долю; затылочный рог упирается в затылочную долю.

III желудочек – узкая вертикальная полость между зрительными буграми; в центре межталамическое сращение. На сагиттальном срезе спереди карман воронки, сзади карман шишковидного отростка. III желудочек сообщается с боковыми желудочками через отверстия Монро, с IV желудочком через водопровод.

IV желудочек — полость заднего мозга. Дно образовано мостом и продолговатым мозгом; имеет форму ромба; боковые карманы через отверстия Люшко открываются в мосто-мозжечковые цистерны. Шатер крыши врезается в червь мозжечка; через срединное отверстие Мажанди сообщается с большой цистерной.

Сосудистые сплетения есть в крыше IV и III желудочка. Сосудистое сплетение III желудочка через отверстие Монро переходит на дно тела бокового желудочка и продолжается в крышу височного рога; в атриуме заметно утолщение — сосудистый клубочек; передние и затылочные рога не содержат сосудистых сплетений.

До 5-го месяца внутриутробного развития желудочки представляют замкнутую систему, затем через отверстия Люшка и Мажанди ликвор попадает в подпаутинное пространство. С увеличением возраста гестации желудочки уменьшаются, у зрелого новорожденного они щелевидные.

Подкорковые ядра

Подкорковые ядра — это скопления серого вещества в глубоких отделах мозга; относят зрительный бугор, хвостатое и чечевицеобразное ядро; чечевицеобразное ядро в наружных отделах — скорлупа, внутренняя часть — бледный шар.

Хвостатое ядро состоит из головки, тела и хвоста: головка образует дно переднего рога бокового желудочка, тело — дно тела бокового желудочка, хвост — крышу височного рога. Зрительные ядра формируют боковые стенки III желудочка; соединены межталамической спайкой.

На продольном и поперечном срезах чередование полос серого и белого вещества называют полосатым телом; состоит из хвостатого и чечевицеобразного ядра; чечевицеобразное ядро имеет наружную более темную скорлупу и внутренний бледный шар.

Между хвостатым ядром и зрительным бугром различают каудоталамическую выемку. Здесь у недоношенных детей залегает герминальный матрикс, который регрессирует после 35 недели гестации. Эмбриональная ткань с хрупкими сосудами — частый источник пери- и интравентрикулярных кровоизлияний.

Мозжечок

Мозжечок расположен в задней черепной ямке; бороздой делится на два полушария, связанных червем. На срединно-сагиттальном срезе мозжечок имеет форму «яблока» с треугольной выемкой IV желудочка в центре вентральной части.

Техника нейросонографии

У детей с открытым большим родничком используют секторный или микроконвексный датчик 5,0 МГц. Если родничок закрыт, попробуйте конвексный датчик 3,5 МГц. Для оценки поверхностных структур и у недоношенных детей подходит линейный датчик 7,5-10 МГц.

Головной мозг младенца до 12-14 месяцев жизни исследуют через передний родничок. У недоношенных хороший вид через венечный и стреловидный швы. Заднюю черепную ямку до 6-ти месяцев жизни осматривают через задний и боковые роднички, позже через большое затылочное отверстие.

На УЗИ гиперэхогенные — кости черепа, мозговые оболочки, борозды и щели, сосудистые сплетения и сосуды, червь мозжечка; средней эхогенности — полушария мозга и мозжечка, подкорковые ядра; анэхогенные — желудочки, цистерны, полость прозрачной перегородки и карман Верге.

Через отверстие в черепе датчик устанавливают на твердую мозговую оболочку: гиперэхогенная паутинная оболочка (∇) разделяет субдуральное (∗) и подпаутинное пространство; гиперэхогенная сосудистая оболочкой плотно прилегает к гипоэхогенной ленте серого вещества коры (↓), эхоплотность белого вещества чуть выше.

Протокол НСГ включает 16 стандартных срезов головного мозга: через передний родничок получают 6 коронарных срезов ото лба к затылку (1), затем выполняют 1 сагиттальный и по 3 парасагиттальных среза в каждом полушарии (2); через боковые роднички доступны 3 аксиальных среза (3).

Коронарные срезы

Поместите датчик в середину переднего родничка. На коронарном срезе получите симметричное изображение, возможна небольшая асимметрия в лобных рогах или телах желудочков. Настройте глубину, чтобы видеть контур черепа. При небольшом размере родничка возможны затруднения.

Для последовательного изучения передних и задних отделов мозга изменяют наклон датчика. Шесть стандартных коронарных срезов: в передней черепной ямке, через передние рога боковых желудочков, через отверстия Монро и III желудочек, через тела боковых желудочков, через атриум, через затылочные доли.

Коронарный срез в передней черепной ямке: с боков яркая лобная и височная кости, основание — решетчатые кости; центрально гиперэхогенный серп и межполушарная щель, от которой отходят борозды; в веществе лобных долей видно полуовальные области средней эхогенности — мощные пучки проводящих волокон.

Коронарный срез через передние рога: по обе стороны от межполушарной щели анэхогенные «бумеранги» боковых желудочков; между внутренними стенками передних рогов листки прозрачной перегородки ограничивают полость; крышу передних рогов образует мозолистое тело, дно — головка хвостатого ядра.

Коронарный срез через отверстия Монро: передние рога боковых желудочков вытягиваются в «тюльпан», ножкой которого служит третий желудочек; отверстия Монро соединяют III и боковые желудочки; сосудистое сплетение крыши III желудочка простирается в дно боковых желудочков и образует гиперэхогенную «U».

Кнаружи от III желудочка располагаются зрительные бугры, дальше подкорковые ядра, гиперэхогенный островок и латеральная Y-борозда. Нижние рога боковых желудочков проецируются на внутреннюю поверхность височной доли в вершине извилины гиппокампа, в норме из-за узости просвета не определяются.

Коронарный срез через тело боковых желудочков: гиперэхогенное U-пятно сосудистых сплетений боковых и III желудочка разделяется на три части; ниже тела бокового желудочка последовательно располагаются хвостатое ядро и зрительные бугры, гипоэхогенные ножки мозга; в задних отделах гиперэхогенный намет мозжечка в форме треугольника с вершиной кпереди, гипоэхогенные полушария мозжечка и гиперэхогенный червь по центру; почти анэхогенная зона кзади от червя мозжечка — большая цистерна мозга.

Коронарный срез через атриум: сосудистые сплетения боковых желудочков определяются в виде полос высокой эхогенности; по внутренней поверхности задней части сплетений за контур выступают сосудистые клубочки; иногда между боковыми желудочками можно различить анэхогенную полость Верге, а в задних отделах валик мозолистого тела и гиперэхогенный намет мозжечка.

Коронарный срез в задне-теменной области: центрально гиперэхогенный серп и межполушарная щель; в веществе теменных долей овальные области средней эхогенности — мощные пучки проводящих волокон; паренхима мозга упирается в яркие теменные и затылочную кости, между которыми видно лямбдовидный шов.

Задача. На каком уровне головного мозга проходят коронарные срезы?

Сагиттальные срезы

Датчик разворачивают на 90° и последовательно изучают правое и левое полушария. Семь стандартных срезов: через срединные структуры головного мозга; в правом и левом полушарии дублируют изображения через каудоталамическую вырезку, через боковой желудочек, через островок.

Срединный сагиттальный срез: центрально располагается мозолистое тело — гипоэхогенная дуга с тонким гиперэхогенным контуром; над мозолистым телом поясная борозда; под мозолистым телом полость прозрачной перегородки, позади сосудистого сплетения III желудочка заканчивается карманом Верге.

В центре III желудочка можно разглядеть гиперэхогенное межталамическое сращение; в заднем кармане III желудочка шишковидная железа; затем последовательно пластина четверохолмия и соответствующая цистерна, гиперэхогенный червь мозжечка, куда вклинивается анэхогенный треугольник IV желудочка, большая цистерна, затылочная кость; выше IV желудочка гипоэхогенные ножки мозга, затем мост и продолговатый мозг; теменно-затылочная борозда отграничивает теменную долю от затылочной.

Парасагиттальный срез через каудоталамическую вырезку получается при наклоне датчика на 10-15° от средней линии, оптимальный подход для исследования зрительных бугров и полосатого тела; между медиальной частью головки хвостатого ядра и зрительным бугром у недоношенных детей можно увидеть гиперэхогенную область герминативного матрикса.

Парасагиттальный срез через боковой желудочек получают под углом более 20° от средней линии, выводят все части бокового желудочка — хорошо видно лобный рог, тело и атриум; затылочный и височный рог плохо определяется из-за их узости; сосудистое сплетение кзади от отверстия Монро в виде гиперэхогенной структуры, дорсально продолжающейся до нижнего рога, окаймляя подкорковые ядра; в атриум сосудистое сплетение образует утолщение — сосудистый клубочек.

Парасагиттальный срез через островок получают при наклоне датчика на 30-40° от средней линии, четко видно латеральную борозду, круговую островковую борозду, поверхность островка с длинной и короткими извилинами.

Задача. Определите на каком уровне сделаны УЗИ-срезы и какие структуры головного мозга представлены.

Аксиальные срезы

Датчик размещают горизонтально над ухом на стыке височной, лобной и теменной костей — передний боковой родничок. Последовательно изучают три стандартных аксиальных среза: через ножки мозга, через III желудочек и зрительные бугры, через тела боковых желудочков.

Аксиальный срез через ножки мозга: центрально расположена гипоэхогенная «бабочка» — ножки мозга; между ножками часто видно гиперэхогенный водопровод; кпереди от ножек – щелевидный III желудочек; хорошо видно височные доли; при ЦДК круг Виллиса.


Аксиальный срез через III желудочек и зрительные бугры: центрально гиперэхогенная линия III желудочка, боковые стенки образованы зрительными буграми; в расширенном желудочке можно увидеть межталамическое сращение.

Аксиальный срез через боковые желудочки датчик смещаю кверху и сканируют через чешую височной кости: центрально гиперэхогенная межполушарная щель с серповидным отростком твердой мозговой оболочки, полость прозрачной перегородки; параллельно ей с каждой стороны располагаются линейные эхогенные образования, представляющие латеральные стенки боковых желудочков, можно вывести сосудистые сплетения боковых желудочков, их медиальные стенки.

Дополнительные доступы

Для исследования задней черепной ямки датчик помещают позади уха на стыке височной, теменной и затылочной костей — задний боковой родничок: видно IV желудочек и его карманы; при расширенном желудочке можно увидеть его соединение с большой цистерной через отверстие Мажанди; отверстия Люшка видно только при крайней степени вентрикуломегалии; кпереди водопровод соединяет IV и III желудочки; кзади от IV желудочка червь и полушария мозжечка.

Сканирование через задний родничок коронарный срез через III и боковые желудочки:

Срединный сагиттальный срез через задний родничок.

Сканирование через большое затылочное отверстие: полно выводится анэхогенная большая цистерна мозга, гипоэхогенные стволовые структуры (мост, продолговатый мозг), начальные отделы спинного мозга; кзади от стволовых образований гиперэхогенный червь мозжечка.

Нормальный мозг при нейросонографии

В норме сосудистые сплетения почти полностью занимают просвет боковых желудочков (за исключением передних и задних рогов!), симметричны по размерам и эхогенности, имеют ровные и четкие контуры. Легкая асимметрия боковых желудочков (до 2 мм) встречается в 50% случаев и не является признаком патологии.

В паренхиме полушарий мозга вокруг боковых желудочков, преимущественно лобных и затылочных рогов, часто симметричные зоны повышенной эхогенности с размытым контуром — нормальный вариант для недоношенных и незрелых детей; обычно на 2-м месяце жизни бесследно исчезают. Эхоплотность этих зон на уровне сосудистых сплетений характерно для гипоксически-ишемических проявлений — перивентрикулярная лейкомаляции.

Сглаженность борозд и извилин у зрелого, доношенного ребенка может быть признаком отека мозга или свидетельствовать о врожденном пороке развития мозга.

Особенности НСГ у недоношенных детей:

  • относительно большее количество спинномозговой жидкости — обычно шире межполушарная щель, субарахноидальное пространство, сильвиевы борозды и боковые желудочки;
  • ткань мозга более податлива и боковые желудочки могут увеличиваться («натекать») в зависимости от положения головы;
  • сосудистые сплетения относительно шире;
  • чаще визуализируются полости прозрачной перегородки и Верге;
  • видно гиперэхогенную полоску герминального матрикса в области отверстий Монро;
  • дифференцированность борозд и извилин мозга снижена.

Задача. Нейросонграфия у недоношенного 28 недель: на поперечном (1) и продольном (2) срезах хорошо видно структуры мозга, поверхность незрелого мозга гладкая.

Задача. У новорожденного в возрасте 1 день на УЗИ задний коронарный срез через передний родничок (1): гиперэхогенный участок треугольной формы в месте соединения левой лобной и височной доли () — псевдоповреждение; гиперэхогенный очаг округлой формы в лобной доле справа (∇) — подтвержденный очаговый геморрагический инфаркт. У новорожденного в возрасте 5-ти дней на УЗИ левый парасагиттальный срез через задний родничок (2) гиперэхогенная округлая зона в таламусе (), при сканирование через передний родничок (3) очаг исчез — таламическое псевдоповреждение.

Задача. НСГ новорожденного в возрасте 2-х дней: левый парасагиттальный срез через передний родничок (1) определяет гиперэхогенный очаг позади расширенного затылочного рога бокового желудочка (), который исчез на парасагиттальном срезе через задний родничок (2) — псевдоповреждение. НСГ корональный срез через задний родничок (3) в обоих желудочках определяются симметричные двойные гиперэхогенные сосудистые сплетения — вариант нормального строения.

Задача. НСГ новорожденного в возрасте 3-х дней: коронарный срез через передний родничок (1) показал скопление участок повышенной эхогенности на внутренней стенке бокового желудочка (∗); на парасагиттальном срезе (2) гипоэхогенная зона в проекци затылочного рога имитирует внутрижелудочковое кровоизлияние — на медиальной стенке заднего рога заметен валик — птичья шпора, calcar avis, образованная вдавлением со стороны sulcus calcarinus. НСГ на парасагиттальном срезе (3) гиперэхогенный очаг () — сосудистый клубочек в сосудистом сплетении бокового желудочка.

Берегите себя, Ваш Диагностер!

Метки: голова лекции НСГ УЗИ

Диагностика заболеваний головного мозга новорождённых с помощью нейросонографии

Есть два варианта трактовки термина.

  1. Нейросонография — чаще всего под этим термином имеют в виду исследование головного мозга новорождённого через передний (большой) родничок.
  2. Группа методов исследования в реальном режиме времени мозга новорождённых и взрослых, включающая в себя также ультрасонографию скальпа, черепа, спинного и головного мозга, ультрасонографию мышц и интраоперационную ультрасонографию. Большую популярность у практических врачей имеет УЗИ головного мозга.

В дальнейшем будет рассматриваться чрезродничковая ультрасонография.

Принципы исследования

Так как с момента, когда закрываются роднички, проведение НСГ становится невозможным, диагностическую ценность она имеет только у детей первого года жизни.

Большой родничок в процессе окостенения черепа закрывается к возрасту 6 месяцев — 1 года.

Исследование головного мозга проводится через роднички: большой (передний), малый (задний), заднебоковой и большое затылочное отверстие. На месте проекции указанных образований на коже головы устанавливается ультразвуковой датчик.

Врач, последовательно устанавливая датчик на эти точки, может осмотреть все структуры головного мозга.

С помощью ультразвука можно «увидеть» кости черепа: решетчатую и носовую, кости глазниц, оценить состояние межполушарной щели и пространств под оболочками головного мозга, структуру и целостность вещества головного мозга, изучить состояние желудочков мозга и измерить количество спинномозговой жидкости в них.

Роднички у новорождённых в ультразвуковой диагностике называют «акустическими окнами», потому что хрящ, которым они образованы, в отличие от кости, способен пропускать ультразвук.

Информативность

Более точную информацию о состоянии головного мозга может дать только МРТ.

Большое место среди причин смертности новорождённых занимают кровоизлияния в головной мозг и ишемия. Чрезродничковая нейросонография используется при этих неотложных состояниях, зачастую это единственный метод, который позволяет подтвердить диагноз.

Размер переднего родничка влияет на данные, полученные при ультрасонографии.

Также сложность представляет диагностика оболочечных гематом, которые представляют опасность для новорождённого и являются одной из частых причин возникновения неотложных состояний.

Безопасность

Исследование не требует вмешательства в организм малыша, безопасно и безболезненно. Нет достоверных публикаций, подтверждающих вред ультразвуковой диагностики для человека в целом.

Кому показана НСГ?

Это основной метод выявления структурной патологии головного мозга у новорождённых. Основным показанием для проведения диагностики является отклонение неврологического статуса младенца вкупе с нарушением ряда лабораторных показателей.

Метод бесценный, если состояние ребёнка тяжёлое и не возможна его транспортировка в отделение функциональной диагностики для проведения МРТ.

Нейрохирургические операции несут за собой высокий риск, так как сложна ориентация в полости черепа и структурах мозга.

Ультрасонография может помочь хирургу обеспечить максимально быстрое и точное попадание хирургического инструмента в цель, используя минимум технических средств.

УЗИ помогает определить локализацию, глубину залегания, размеры хирургической мишени, выбрать оптимальный доступ при минимальном операционном окне.

Дети первого месяца жизни

Проводится, если педиатр или неонатолог подозревает или диагностировал следующие состояния:

  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • гипоксия в анамнезе (во время беременности или в родах);
  • аномалии развития органов или систем;
  • аномалии развития костей лицевого и мозгового отделов черепа;
  • обнаружены инфекционные заболевания у матери или ребёнка.

Дети до года

У детей постарше исследование помогает отследить своевременность развития головного мозга, выявить причину возникновения неврологических симптомов (судороги, боли и т.д.).

Стоит помнить при проведении НСГ, что чем старше ребёнок — тем меньше родничок и уже акустическое окно. Следовательно, меньший угол обзора для датчика.

Детям до года доступен метод ультрасонографии — визуализация структур спинного мозга. Спинальную ультрасонографию используют перед проведением люмбальных пункций, в качестве скринингового метода для диагностики патологии спинномозгового канала.

Выполняется ли взрослым?

Редко, но выполняется. У взрослых кости черепа соединены швами, закрыты роднички и нет хрящей между костями мозгового отдела черепа. Ультразвук не может проникнуть в полость черепа, что делает исследование не возможным (в традиционном понимании — исследование через роднички).

У взрослых возможно проведение транскраниальной ультрасонографии. Возможна диагностика отёка мозга, дислокации, увеличения III желудочка. Но в ряде случаев у взрослых головной мозг не доступен для исследования из-за узкого «акустического окна».

Применение результатов ультрасонографии и интерпретация клинической картины, делает эффективной диагностику внутричерепных гематом, которые часто присутствуют у взрослых больных с нарушением мозгового кровообращения.

Но основной метод нейровизуализации у взрослых и у старших детей — КТ и МРТ.

Расшифровка результатов НСГ головного мозга у новорожденных

Норма — это не конкретная цифра, а отсутствие какой-то органической патологии у младенца. Расшифровка проводится только квалифицированным диагностом, неонатологом или педиатром.

Нормальные значения

За нормальные значения размеров желудочков мозга принимают значения, равные удвоенному значению стандартного отклонения. Все параметры зависят от того, какое количество недель ребёнок развивался внутриутробно (недоношенный или переношенный), нормы рассчитываются исходя из этого.

Также параметр зависит от того, на какие сутки жизни ребёнка проводится исследование. Для каждого клинического случая есть своя норма.

Отклонения от нормы

Нормой показателей, полученных при нейросонографии, нельзя считать какое-то конкретное число. Особенность нормирования у детей любого возраста — есть верхняя и нижняя граница нормы, значения внутри которой не являются отклонениями.

Все данные, полученные при исследовании головного мозга, может оценить только невролог с учётом лабораторных показателей и клинической картины.

Стоимость исследования

Стоимость исследования зависит от клиники, в которой оно проводится и уровня специалиста. В среднем, нейросонография может стоить около 2 500 — 3 000 рублей.

Поражения центральной нервной системы доминируют у новорождённых среди общей заболеваемости и смертности. Особенно часто встречаются внутрижелудочковые кровоизлияния. Чем меньше срок, на котором родился ребёнок, тем больше опасность кровоизлияния. НСГ головного мозга новорождённых — исследование, направленное на раннюю диагностику таких угрожающих жизни и развитию малыша патологических состояний.

Сам метод не представляет опасности для новорождённого и не является поводом для беспокойства родителей.

Исследование доступно в качестве платной услуги. Оно проводится в отделении реанимации или патологии новорождённых при возникновении ряда экстренных состояний, также проведение ультразвукового исследования возможно интраоперационно для исследования мозга в режиме реального времени.

При выполнении серии исследований можно оценить динамику патологического процесса (уменьшение объёма гематомы или размеров третьего желудочка после проводимых вмешательств).

Нейрографика это творческая форма передачи восприятия мира в процессе постановки и решения психологических задач. В основе уникальной техники в рисовании заложены зрительные образы после осмысливания проблемы, изображенные графически.

Принципы рисования основаны на эмоциональном выражении беспокойства через кисть. Метод изображения существующей проблемы разработал и применил на практике в 2014 году психолог, доктор PHD Пискарев Павел Михайлович.

Уникальность нейрографики в ее принадлежности к эффективным методам арт-психологии и арт-терапии. Такой способ достижения гармонии эффективен как для взрослых, так и для детей.

Принципы рисования

Нейрографика, принципы рисования для детей которой ориентированы на положительный результат, в условиях арт-терапии основывается на нескольких основных правилах.

  1. Правило спонтанности.

Рисунок рождается при передаче эмоции от неприятных воспоминаний, навязчивых мыслей и страхов. Лучше изображать существующую проблему закрытыми глазами быстрыми движениями в течение 3-5 сек. Таким образом происходит «выброс» негатива наружу. Первый принцип – создание эмоционального отпечатка на листе бумаги.

  1. Отсутствие критериев оценки.

Отсутствие оценки и критики получившегося рисунка освобождает от комплекса «каракулей», развивает уверенность в себе, освобождает от комплексов. Для нейрорисования не требуется наличие художественного таланта.

Первые рисунки не дадут качественного результата. Вызвать у ребенка восторг от процесса – лучший результат. Второй принцип – любой рисунок прекрасен, а в результате доработки станет еще лучше.

  1. Рисунок не имеет границ.

Мир воображения безграничен. Рисунок свободен от конкретного образа и размера. Рисование «без границ» освобождает от скованности, побуждает к движению вперед. Третий принцип – рисунок в процессе доработки занимает весь лист.

  1. Правило избавления от острых углов.

Эмоционально изображенный рисунок при плохом настроении и конфликтной ситуации имеет острые углы и оборванные линии. Спонтанный «счастливый» рисунок передает нейронный код гармонии. На таком рисунке будет больше закругленных форм и волн. Важным правилом нейрографики является правило последующего «скругления» углов, если они появились при рисовании.

На месте пересечения линий рисуют овалы и круги. Закрашивают их более темным цветом для того, чтобы визуально не воспринимались острые углы.

Оборванные линии продолжаются и соединяются с уже нарисованными. Ребенок рисует спокойно, без определенных правил так, как ему подсказывает настроение. На этом этапе доработка рисунка означает начало работы над существующей проблемой.

Круг воспринимается на подсознательном уровне как гармония. Чем больше кругов на рисунке, тем больше гармонии вносится в зону проблемного восприятия мира. Четвертый принцип – все изображенные линии и фигуры заряжены энергией. Если энергия отрицательная, ее следует превратить в положительную.

  1. Завершение рисунка – линии поля.

Нейрографические линии, которые проводятся ребенком через лист к его краям, передают ощущения. Они могут быть разной толщины и степени извилистости.

Нейрографическая линия в рисунке не повторяется и заканчивается в неожиданном месте листа. Эти линии создают фоновое поле, благодаря которому у рисунка нет границ. В результате получается красивый рисунок, объединяющий линии и смысл. Принцип пятый – изображение бесконечно, рисунок можно рисовать много раз.

  1. Правило рисунка без образов.

При доработке рисунка не анализируют изображение, не ищут сходства с конкретными образами. Ребенок, дорабатывая рисунок самостоятельно, прорабатывает «выброс». В этом случае нейроны мозга и нейронные связи откликаются на рисунок и подсознательно воспринимаются.

При этом происходят положительные изменения в восприятии ребенком мира и существующей проблемы, которую он «выбросил» на бумагу. Принцип шестой – рисовать настроение в линиях, а не картину. Нейрографика, принципы рисования для детей которой соблюдаются на занятиях, учит слышать и познавать себя.

Алгоритмы в нейрографике

Алгоритмы в нейрографике позволяют решать проблемы эмоционального состояния, задачи по достижению целей, моделировать реальность. Количество нейрографических техник с каждым днем увеличивается, пополняясь авторскими разработками. Базовыми алгоритмами для создания новых техник признаны несколько основных алгоритмов.

Снятия ограничений

Этот основной базовый и доступный алгоритм:

  • борется с внутренними противоречиями;
  • снимает ограничения;
  • трансформирует отрицательное в положительное.

Любая техника из последовательных рисунков для достижения поставленной цели или избавления от проблемы начинается с алгоритма снятия ограничений. Алгоритм базируется на вышеперечисленных принципах и позволяет избавиться от беспокойства, обрести чувство свободы, безопасности и уверенности в себе.

Нейрографика, принципы рисования для детей которой сосредоточены в этом алгоритме, снизит уровень тревожности ребенка, повысит его самооценку.

Коммуникации

Алгоритм нацелен на устранение конфликтов в общении детей друг с другом и взрослыми.

Алгоритм задается через темы, вытекающие из конфликтоной ситуации и проблемного общения:

  1. «Я и он» / «Я и она».
  2. «Я и они».
  3. «Я и мама».
  4. «Я и родители».
  5. «Я и детский сад».

Тема для проработки проблем коммуникации выбирается в зависимости от степени важности для ребенка. Выбор темы для алгоритма может сопровождаться неприятными эмоциями со стороны ребенка: страхом, слезами. Эффективно реализовать все алгоритмы нейрографики можно только в присутствии воспитателя, психолога, педагога.

Линия времени

Алгоритм работает по накопительному принципу. Все результаты, достигнутые в процессе занятий нейрографикой, аккумулируются с течением времени. Рисунки сравниваются, отслеживается динамика изменений в поведении ребенка и восприятии им окружающего мира. Использование перечисленных алгоритмов является обязательным при работе с подсознанием детей посредством рисунка.

Что потребуется из канцелярии

Для нейрографики подойдут все пишущие средства: карандаши, шариковые и гелевые ручки, фломастеры для создания основной линии. Для заполнения цветом откорректированного рисунка понадобится цветная пастель или краски с кистью. Инструменты для рисования следует предложить ребенку на выбор, ориентируясь на его предпочтения.

Раскрашивание цветными карандашами или фломастерами не рекомендуется из-за низкой плотности закрашивания. Создаются нежелательные линии и штрихи с возможным пересечением, при котором создаются острые углы (конфликт). Результат всей работы при таком способе сводится к нулю.

Подходящий формат бумаги А5, А4. При работе нельзя пользоваться ластиком и корректором. Все созданные на листе бумаги линии представляют ценность для выражения состояния ребенка по отношению к ситуации.

При правильной организации занятия работа над доработкой рисунка сопровождается вдохновением. В этой работе задействовано количество нейронов, значительно превышающее проблемную задачу, с которой началось занятие.

Уроки от П. Пискарева

Автор методики называет нейрографику сущностью и считает, что она обладает душой. Свойство души — помещаться в форму. Форма определяется принципами. Принципы нейрографики украшают жизнь.

Через рисунок можно передать как проблемы, так и фантазии. Лаконичные и простые изобразительные средства (линии, круги, треугольники, квадраты) отражают эмоциональное состояние ребенка, находятся во взаимосвязи.

Особенность техники Пискарева – достижение новых желаемых состояний с помощью алгоритмов нейрографики. Рисунок становится установкой на позитивное мышление, инструментом для управления реальностью. Он генерирует правильное поведение для достижения желаемых изменений.

Пискарев приравнивает принципы нейрографики к принципам развития души:

  1. Образ создает смысл.
  2. Смысл концентрирует состояние.
  3. Проблема рождается разумом.
  4. У решения качество бионики.
  5. От гармонии приходит удовлетворение.
  6. На острие карандаша весь мир.
  7. Задача любой сложности решается графически.
  8. Плоскость рисунка безгранична.
  9. Мир – это фигуры и линии.
  10. Рисовать несложно.

При этом нейрографика не является волшебным рисованием. Если человек нарисовал желания, то они обязательно сбываются. Мечты перейдут в реальность при условии стараний самого человека и желания изменить рисунок, а вместе с ним настроение, мысли. На этом основано «встраивание» положительных событий в жизнь через рисунок.

Уроки от Андрея Константинова

Метод преподавателя ресурсного рисования «Я-графика» позволяет освободить человеку скопившуюся внутри него «заблокированную» энергию. Нейрографика позволяет направить освободившуюся энергию в нужное русло. Методика базируется не на четких алгоритмах, а на ощущениях человека.

Сущность «Я-графики» Андрея Константинова:

  1. Осознание собственного положительного «Я».

Необходимо мысленно собрать все положительное о себе и определить «Что есть я? Кем и чем я являюсь?» Трудности в жизни, состояние дисбаланса происходит от того, что человек «выпадает» из собственного «Я». Ритм жизни, определенные обстоятельства «вытягивают» его из естественного для него состояния. Важно сосредоточиться на сущности своего «Я».

  1. Состояние радости.

Люди находятся в состоянии радости не от событий, которые с ними происходят или не происходят. Люди созданы для радости, это их естественное состояние. Необходимо помнить об этом.

  1. Нет проблем, есть задачи, и они решаемы.

Естественное для человека состояние радости – ресурсное состояние, из которого будут браться ресурсы для выполнения задач.

  1. Я — не просто часть мира, я — весь мир.

Тесная взаимосвязь между человеком и миром. Взаимообмен между мыслями и тем, что происходит. «Я» — это бесконечность, нет никаких границ.

  1. Изображение собственного «Я» на бумаге.

Конечная цель: попасть в свое «Я» через графику. Вывести свой ресурс из тени, освободить энергию.

С помощью инфографики можно узнать кем ребенок себя видит в этом мире. Это поможет родителям скорректировать его будущее

С помощью этого метода детям дается шанс проработать внутренние ресурсы посредством рисования. Рассуждая о собственном «Я» им свойственно ассоциировать себя со сказочными персонажами и супергероями. При этом важно сосредоточить внимание ребенка на качествах, свойственных этому герою, проговорить их вместе с ним.

Самостоятельно и с помощью родителей или педагогов-психологов рождается внутренняя мотивация соответствовать собственному «Я», следовать ему и не выходить из его ресурсной зоны в дальнейшем.

Рисование новых фигур, совершенствование собственного «Я» — ресурса в графике изменяют отношение к миру. При возникновении задачи организм всегда найдет ресурс для ее решения.

Польза нейрографики для развития детей

Частые страхи («я сделаю все неправильно»), тревожность («у меня ничего не получится»), заниженная самооценка у детей сигнализируют о проблемах с психологическим здоровьем. При отсутствии своевременной поддержки психоэмоционального здоровья ребенка наступают проблемы со здоровьем физическим.

Нейрографика как средство невербального общения, благодаря своим принципам превращает для детей рисование в творческий процесс, направленный на развитие личностных качеств и уверенности в себе.

Преимущества нейрографики перед другими методами:

  1. Развитие речи.

Через рисунок передаются чувства, эмоциональное состояние ребенка. В данном случае кисть руки выступает органом речи. Прорисовывая проблемы, желания и собственные фантазии методом нейрографики у детей создаются новые нейронные связи, меняется мышление, развивается речь.

  1. Эстетическое развитие.

Ребенок увлекается рисованием, появляется желание рисовать больше, создавать образы из фантазий. При этом прослеживается положительная динамика развития. Увеличивается количество фигур, растет их сложность. Став художником, ребенок меняется сам и меняет отношение к миру.

  1. Эмоциональная уравновешенность.

Снятие напряжения и стрессовых ситуаций. Спокойствие при общении с другими детьми. Избавление от агрессии, отрицательной энергии.

  1. Развитие самостоятельности.

Нейрографика развивает самостоятельность в работе над собой и познании себя: от исправления рисунка до перемен в собственном поведении. Благодаря технике у детей развивается «самопомощь» — умение выхода из конфликтов, стрессов, проблем.

  1. Развитие воображения.

Приводить рисунок к сходству с некими образами не требуется. Но у ребенка после завершения рисунка рекомендуется спрашивать о том, на что похожи некоторые фигуры. Что они напоминают, с чем или с кем ассоциируются. Это интересно.

Примеры рисунков в нейрографике для детей

Доступные рисунки в нейрографике для детей начинаются с линии.

Пошаговое выполнение рисунка:

  1. Изображение спонтанной линии на листе бумаги в течение 3-5 сек. Во время рисования ребенок может думать о своей проблеме, погружаться в свое настроение.
  2. Рисование кругов на пересечении линий («наложение»), образующих острые «колющие» углы.
  3. Продление и закругление оборванных линий.
  4. Заполнение форм цветом.
  5. Завершение рисунка — проведение линий поля.

Оценить эмоциональное состояние ребенка можно при помощи фигур, изображенных на рисунке.

Наименование фигуры Значение
Спирали (изнутри по часовой линии) Увеличение и рост энергии
Спирали (снаружи по часовой линии) Уменьшение энергии
Четырехугольники, многоугольники Объединение простых форм в сложные системы
Треугольники, углы Острые вопросы, проблемные задачи, конфликт, агрессия
Круги, полусферы Гармония, защищенность

Выбор ребенком фигур, применяемых для корректировки рисунка, зависит от его возраста и развития. Наличие полусфер и закругленных линий на рисунке вместо шара означают гармонию, спокойствие. Наличие «зигзагов» и острых прерывистых линий вместо треугольников означает тревогу и состояние конфликта.

Использование этих же фигур трактуется иначе при выполнении рисунка-установки, рисунка – мотивации. К примеру, треугольник означает движение вперед, динамику развития, целеустремленность. Квадрат дает нейрографу установку на основательность и уверенность. Зафиксировать результат проделанной работы поможет нарисованный квадрат.

Круг большого размера вдохновит на удачу. Поместить в этот круг необходимо все, что требуется в данный момент жизни.

В нейрографике нет привязки к значению цвета. Закрашивание геометрического рисунка разными цветами происходит в ключе его совершенствования. Рисунок должен получиться ярким и красивым. Применение техники нейрографики в сочетании с другими традиционными методами и приемами развивают личность, формируют ее творческий потенциал, художественные способности.

Рисование в технике нейрографики способствует нравственно-эстетическому развитию детей. Ребенок ставит перед собой задачи и пытается самостоятельно их решать. При этом желание и труд ребенка необходимо стимулировать и поддерживать.

Нейрографика –техника рисования без границ. Принципы этого метода позволяют устранять ненужные установки на уровне бессознательного. В другой форме применения техника позволяет моделировать желаемое будущее с помощью рисования и давать «правильные» установки.

Для детей и взрослых нейрографика применяется на первом этапе как освобождение от лишнего груза мыслей и эмоций. На втором этапе нейрографика формирует внутренний потенциал способный смоделировать желаемые изменения.

Оформление статьи: Владимир Великий

Нейрографика – что это такое?

Метод нейрографики – это современный подход к формулированию, постановке и раскрытию смысла задач с помощью переноса графических образов на бумажный или иной носитель. Нейрографика в современном понимании – это воплощение идей Юнга, которые были сформулированы великим психологом и стали основой теории графических образов.

Сложное название метода – это синтез понятий, касающихся высшей нервной деятельности (нейро) и воспроизведения зрительных образов на рисунке (графика). Суть и смысл этой методики можно рассматривать как исследованное и приведенное к системе стремление человека визуализировать образы своих проблем, картины мира, чтобы придать им наглядное представление.
В основе метода лежит синтез идей Юнга, теории гештальт-терапии и теории поля, однако, последнее в картине несколько спорно. Если задаться вопросом, что такое нейрографика, то уместнее всего вспомнить о знакомой многим из нас привычке в моменты сильного напряжения, связанного с решением сложной задачи, рисовать круги, треугольники и даже объемные фигуры.

На чем основана нейрографика?

Нейрографика как методика коучинга основана на систематизации зрительных образов, которые мы выносим на рисунок в период постановки, формулирования и решения сложной проблемы. Что мы знаем из собственного опыта и исследований психологов?
1. Человек, носитель разума, создает собственную картину мира – это отражение окружающей действительности в сознании, интерпретация реальности на когнитивном и эмоциональном уровне.
2. Зрительные образы остаются одними из основополагающих в создании собственной картины мира, они отражают глубинные связи между нейронами, “поля” которых создают пространство взаимодействия, формируют сложные системы сигналов, составляющих наше сознание и образ мира в нем.
3. Перенося эти образы на лист бумаги, человек получает возможность увидеть, как проблема, поставленная перед собой, выражается в простых представлениях – окружностях, треугольниках, многоугольниках и сложных объемных фигурах.
4. Перенося на бумагу “образ проблемы” в простых графических символах, мы получаем представление о ней, как о системе вопросов и ответов, а ведь известно, что правильная постановка вопроса – это половина решения сложной задачи.
Итак, нейрографика – это техника переноса образа проблем или сложных ситуаций в зрительные образы, инструмент визуализации и осознания проблемы как системы вопросов и ответов, которые на бумаге обретают видимые связи и становятся более понятными для восприятия, что позволяет найти простые пути выхода из кажущихся запутанными ситуаций.

Как использовать нейрографику? Как это работает?

Как использовать нейрографику на практике? Принципы рисования в нейрографике просты и понятны на интуитивном уровне. Возьмите лист бумаги и маркер (ручку), задумайтесь над своей проблемой и просто рисуйте то, что приходит вам в голову. Вы заметите, что поверхность листа постепенно заполняется фигурами – это ассоциативное отображение образов ваших проблем и вопросов.
Круги и сферы (по Юнгу) – это стремление создать гармоничный, замкнутый образ, который на уровне подсознания стремиться к воплощению в совершенной форме окружности. Треугольники – это острые вопросы и кажущиеся неразрешимыми вопросы, квадраты и многоугольники – это попытки подсознания связать простые формы в сложные системы вопросов и ответов.
Не ищите в полученной “карте подсознания” прямых связей с реальностью – это всего лишь графическая интерпретация того, что сейчас происходит в вашем подсознании. Не пытайтесь расшифровать образы – они не имеют прямой когнитивной связи с вашей картиной мира. Полученная карта – это и есть ваш внутренний мир, который нашел выход в зрительную область.

Информация по записи и стоимости обучения.

Занятие проводит
Инструктор Нейрографики, Коуч Нейрограф

Для чего нужен инструктор? Когда вы видите рецепт блюда в интернете с фото, у кого из вас было в конце разочарование что получилось не так? В чем причина? В мелочах, нужно было вначале всыпать, потом водой залить или в начале воду влить, потом всыпать и все, уже что то идет не так. Что бы этого избежать, нужен более опытный человек.

Что вы получите от занятий?
Вы сможете нарисовать и перерисовать, снимая внутренние ограничения, накопленные за годы жизни, напряжения любого вида: страхи, обиды, неуверенность, разочарования, а также свои желания, мечты, то – что хотите именно вы.

Для кого: для тех, кто любит рисовать и осваивать новое; для тех, кто стремится к гармонии внутреннего мира и внешних проявлений.

Освоить метод может любой, способный держать в руках маркер, в любом возрасте, для этого не нужно уметь рисовать.

На занятие можно прийти с детьми, развитие мелкой моторики способствует развитию головного мозга, формированию новых нейронных связей.

Метод прост и интересен!
Варианты прохождения занятий: Занятия возможны индивидуальные и в группе.

Стоимость:
индивидуальные занятия 3000 руб.,
в группе 2500 руб. (от 5 человек)

Время занятия 3-5 часов.

Необходимые инструменты: чёрный маркер, цветные тексто выделители, фломастеры, бумага А4, можно альбом для рисования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *