Недоношенность 1 степени

Содержание

Недоношенный ребенок: основные понятия

Сразу после рождения определяется, насколько недоношен малыш, так как от этого зависит дальнейшая тактика лечения и создание условий для выхаживания.

При этом учитывается два основных критерия: масса тела при рождении и гестационный срок или возраст (количество полных недель беременности к моменту родов).

Первая степень недоношенности — роды на сроке 34-36 недель и шесть дней. Вес при рождении — от 2001 до 2500 граммов. Прогноз благоприятный, как правило, без создания особых условий для выхаживания. За исключением случаев, когда имеются другие состояния либо заболевания — например, инфекция, родовая травма, длительный безводный период.

Вторая или средняя степень недоношенности — ранние роды на сроке 31-33 недели и 6 дней. Вес при рождении — от 1501 до 2000 граммов. Прогноз благоприятный при оказании своевременной медицинской помощи, а также в условиях оптимального вскармливания и ухода.

Третья или тяжелая степень недоношенности — очень ранние роды на сроке 28-30 недель. Масса тела при рождении — от 1001 до 1500 грамм. Прогноз не совсем благоприятный, хотя многие из этих детей выживают. Однако в последующем они длительно находятся на выхаживании и получают лечение в связи с различными заболеваниями.

Четвертая степень или глубокая недоношенность — экстремально ранние роды на сроке до 28 недель. Вес при рождении — до 1000 грамм (экстремально низкий вес). Согласно статистике на этом сроке каждый пятый малыш рождается живым.

Однако прогноз неблагоприятный. Малыши, которые родились живыми до 26 недель, к сожалению, в 80-90% случаев погибают к месячному возрасту, а из тех, кто родился на 27-28 неделе — около 60-70%.

К тому же у глубоко недоношенного малыша в силу незрелости всех органов и систем возможно развитие многочисленных патологических состояний и заболеваний. Поэтому вопрос о дальнейшей судьбе малыша рекомендуется решать совместно с акушером-гинекологом, неонатологом и мамой ребенка. При этом родителям объясняются все последствия и необходимость длительного выхаживания.

Рожденный раньше срока: как выглядит недоношенный ребенок?

Конечно, недоношенный кроха внешне отличается от доношенного малыша, но многое зависит от гестационного возраста.

Основные внешние отличительные признаки недоношенных детей

Умеренная недоношенность: I-II степень

* Мышечный тонус несколько понижен, но в основном малыш активный.
* Кожа розового цвета, а подкожно-жировой слой умеренно истончен.
* Пушковые волосы (лануго) отсутствуют коже на лица с 32-33 недели, а начиная с 35-37 недели — обычно уже на всей поверхности кожи.
* Соски и околососковые области (кожа вокруг сосков) хорошо заметны и пигментированы (окрашены).
* Первые изгибы на ушных раковинах возникают на 35-37 неделе.
* Обычно телосложение пропорциональное: размеры головы и длина конечностей (рук, ног) относительно туловища имеют нормальные размеры.
* Пупок располагается ближе к центру живота, но все равно — несколько ниже, чем у доношенных малышей.
* Ногти, как правило, достигают краев пальчиков (ногтевого ложа).
* Наружные половые органы развиты неплохо. У девочек половая щель практически закрыта. У мальчиков яички находятся у входа в мошонку (в верхней трети), но иногда имеется односторонний крипторхизм (одно яичко не опускается в мошонку).

Глубокая недоношенность: III-IV степень

* Из-за пониженного тонуса мышц ребенок лежит с вытянутыми руками и ногами.
* Кожа темно-красного цвета, тонкая и морщинистая (как у старичка), нередко отечная, обильно покрыта пушковыми волосами.
* Подкожно-жировой слой истончен.
* У малыша несколько непропорциональное телосложение: размер головы большой по отношению к длине тела, а конечности короткие сравнительно с туловищем.
* Пупок располагается в нижней трети живота.
* Соски и околососковые области слабо пигментированы и плохо видны.
* Ушные раковины мягкие, не имеют извилин и бесформенные, прижаты к голове и расположены низко.
* Ногти у крохи недоразвиты и обычно не достигают до кончиков пальцев.
* Черепные швы открыты, малый, большой и боковые роднички имеют большие размеры, а кости черепа мягкие.
* Наружные половые органы недоразвиты. У девочек большие половые губы не прикрывают малые половые губы, поэтому половая щель зияет (раскрыта). У мальчиков яички обычно еще не опустились в мошонку.

Однако следует помнить, что не всегда у одного и того же малыша все признаки недоношенности проявляются одинаково четко и ярко в соответствии со сроком гестации. Нередко бывает так, что одни из них более выражены, а другие менее.

Жизнь вопреки всему…

Касательно недоношенных детей имеется общая тенденция: частота заболеваемости, смертности и инвалидности увеличивается по мере уменьшения срока гестации.

Однако прогноз остается всего лишь прогнозом и не является гарантией или приговором. Поскольку одни недоношенные малютки наперекор всем мрачным оценкам борются, выживают и растут здоровыми детьми. Тогда как другие малыши тяжело выхаживаются, а иногда даже погибают, хотя, казалось бы, изначально имеют более благоприятные данные.

Почему так происходит? Вопрос лучше адресовать Матушке Природе. Увы, ответ на него мы, скорее всего, не получим. Однако, пожалуй, можно объяснить этот феномен стремлением некоторых малышей цепляться за жизнь любыми способами.

Отсюда вывод: с каждым прожитым днем шансы выжить у малютки значительно повышаются.

Поэтому в следующем материале мы поговорим об особенностях физиологии недоношенного ребенка в зависимости от гестационного возраста на момент рождения. Напрямую с ними связано успешное выхаживание, приспособление к жизни вне утробы матери и здоровье недоношенного малыша.

Недоношенные дети

Недоношенными считаются дети, рожденные в период с 28 по 37 неделю беременности, имеющие массу тела 1000-2500 г и длину тела 35-45 см. Наиболее устойчивым критерием считается срок гестации; антропометрические показатели, в силу их значительной вариабельности, относятся к условным критериям недоношенности. Ежегодно в результате самопроизвольных преждевременных родов или искусственно индуцированного прерывания беременности на поздних сроках недоношенными появляются на свет 5-10% детей от общего числа новорожденных.

По определению ВОЗ (1974 г.), плод считается жизнеспособным при гестационном сроке более 22 недель, массе тела от 500 г, длине тела от 25 см. В отечественной неонатологии и педиатрии рождение плода ранее 28 недели гестации, имеющего массу тела менее 1000 г и длину менее 35 см расценивается как поздний выкидыш. Однако, если такой ребенок родился живым и прожил после рождения не менее 7 суток, он регистрируется как недоношенный. Уровень неонатальной смертности среди недоношенных детей намного выше такового среди доношенных младенцев, и в значительной мере зависит от качества оказания медицинской помощи в первые минуты и дни жизни ребенка.

Причины недоношенности

Все причины, приводящие к рождению недоношенных детей можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся социально-биологические факторы, включающие слишком юный или пожилой возраст родителей (моложе 18 и старше 40 лет), вредные привычки беременной, недостаточное питание и неудовлетворительные бытовые условия, профессиональные вредности, неблагоприятный психоэмоциональный фон и др. Риск преждевременного родоразрешения и рождения недоношенных детей выше у женщин, не планировавших беременность и пренебрегающих медицинским сопровождением беременности.

Вторую группу причин составляет отягощенный акушерско-гинекологической анамнез и патологическое течение настоящей беременности у будущей мамы. Здесь наибольшее значение имеют аборты в анамнезе, многоплодие, гестозы, гемолитическая болезнь плода, преждевременная отслойка плаценты. Причиной рождения недоношенных детей могут служить непродолжительные (менее 2-х лет) интервалы между родами. Нередко недоношенные дети рождаются у женщин, прибегающих к экстракорпоральному оплодотворению, однако это связано не с самим фактом использования ВРТ, а скорее – с «женским» фактором, препятствующим оплодотворению естественным путем. Неблагоприятно на вынашивании беременности сказываются гинекологические заболевания и пороки развития гениталий: цервицит, эндометрит, оофорит, фиброма, эндометриоз, двурогая седловидная матка, гипоплазия матки и др.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет, гипертоническая болезнь, пороки сердца, пиелонефрит, ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Внешние признаки недоношенности

Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела гипотрофия II-II степени), телосложение ребенка непропорциональное (голова большая и составляет примерно 1/3 от длины тела, конечности относительно короткие). Живот большой, распластанный с явно заметным расхождением прямых мышц, пупок расположен в нижней части живота.

У глубоко недоношенных детей все роднички и швы черепа открыты, черепные кости податливые, мозговой череп преобладает над лицевым. Характерно недоразвитие ушных раковин, слабое развитие ногтей (ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев), слабая пигментация сосков и околососковых кружков. Половые органы у недоношенных детей недоразвиты: у девочек отмечается зияние половой щели, у мальчиков – неопущение яичек в мошонку (крипторхизм).

Недоношенные дети, рожденные на сроке 33-34 недели гестации и позже, характеризуются большей зрелостью. Их внешний облик отличается розовым цветом кожных покровов, отсутствием пушка на лице и туловище, более пропорциональным телосложением (меньшей головой, более высоким расположением пупка и пр.). У недоношенных детей I-II степени сформированы изгибы ушных раковин, выражена пигментация сосков и околососковых кружков. У девочек большие половые губы практически полностью прикрывают половую щель; у мальчиков яички расположены у входа в мошонку.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма.

Характерными особенностями органов дыхания у недоношенных детей являются узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Данные морфологические особенности недоношенных детей обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.), склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд (апноэ недоношенных). Вследствие недоразвития эластической ткани легких, незрелости альвеол, сниженного содержания сурфактанта у недоношенных детей легко возникает синдром дыхательных расстройств (застойные пневмонии, респираторный дистресс-синдром).

Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется лабильностью пульса, тахикардией 120-180 в мин., приглушенностью сердечных тонов, артериальной гипотонией (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца (открытого Боталлова протока, открытого овального окна) могут выслушиваться шумы. Вследствие повышенной ломкости и проницаемости сосудистых стенок легко возникают кровоизлияния (подкожные, во внутренние органы, в мозг).

Морфологическими признаками незрелости ЦНС у недоношенных детей служат слабая дифференцировка серого и белого вещества, сглаженность борозд мозга, неполная миелинизация нервных волокон, обедненная васкуляризация подкорковых зон. Мышечный тонус у недоношенных детей слабый, физиологические рефлексы и двигательная активность снижены, реакция на раздражители замедлена, терморегуляция нарушена, имеется склонность как к гипо-, так и гипертермии. В первые 2-3 недели у недоношенного ребенка могут возникать преходящий нистагм и косоглазие, тремор, вздрагивания, клонус стоп.

У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов желудочно-кишечного тракта и низкая ферментовыделительная активность. В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям, развитию метеоризма, дисбактериоза. Желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных. Вследствие незрелости ферментных систем печени, повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера и бурного распада эритроцитов у недоношенных детей может легко развиваться билирубиновая энцефалопатия.

Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к изменению электролитного баланса (гипокальциемии, гипомагниемии, гипернатриемии, гиперкалиемии), декомпенсированному метаболическому ацидозу, склонности к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

Деятельность эндокринной системы характеризуется задержкой становления циркадного ритма выделения гормонов, быстрым истощением желез. У недоношенных детей отмечается низкий синтез катехоламинов, часто развивается транзиторный гипотиреоз, в первые дни жизни редко проявляется половой криз (физиологический мастит, физиологический вульвовагинит у девочек).

У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных, развивается ранняя анемия, имеется повышенный риск развития септицемии (сепсиса) и септикопиемии (гнойного менингита, остеомиелита, язвенно-некротического энтероколита).

В течение первого года жизни нарастание массы и длины тела у недоношенных детей происходит очень интенсивно. Однако по антропометрическим показателям недоношенные дети догоняют рожденных в срок сверстников только к 2-3 годам (иногда к 5-6 годам). Отставание в психомоторном и речевом развитии у недоношенных детей зависит от степени недоношенности и сопутствующей патологии. При благоприятном сценарии развития недоношенного ребенка выравнивание происходит на 2-ом году жизни.

Дальнейшее физическое и психомоторное развитие недоношенных детей может идти наравне со сверстниками или запаздывать.

Среди недоношенных детей чаще, чем среди доношенных сверстников встречаются неврологические нарушения: астено-вегетативный синдром, гидроцефалия, судорожный синдром, вегето-сосудистая дистония, детский церебральный паралич, гиперактивность, функциональная дислалия либо дизартрия. Почти у трети недоношенных детей обнаруживается патология органа зрения – близорукость и астигматизм различной степени выраженности, глаукома, косоглазие, отслойка сетчатки, атрофия зрительного нерва. Недоношенные дети склонны к частым повторным ОРВИ, отитам, на фоне чего может развиваться тугоухость.

Женщины, родившиеся недоношенными, во взрослой жизни часто страдают нарушениями менструального цикла, признаками полового инфантилизма; у них может отмечаться угроза самопроизвольного прерывания беременности и преждевременных родов.

Особенности ухода за недоношенными детьми

Дети, рожденные недоношенными, нуждаются в организации особого ухода. Их поэтапное выхаживание осуществляется специалистами неонатологами и педиатрами сначала в родильном доме, затем в детской больнице и поликлинике. Основными составляющими ухода за недоношенными детьми являются: обеспечение оптимального температурно-влажностного режима, рациональной кислородотерапии и дозированного вскармливания. У недоношенных детей осуществляется постоянный контроль электролитного состава и КОС крови, мониторирование газового состава крови, пульса и АД.

Глубоко недоношенные дети сразу после рождения помещаются в кувезы, где с учетом состояния ребенка поддерживается постоянная температура (32-35°С), влажность (в первые дни около 90%, затем 60-50%), уровень оксигенации (около 30%). Недоношенные дети I-II степени обычно размещаются в кроватках с обогревом или в обычных кроватках в специальных боксах, где поддерживается температура воздуха 24-25°С.

Недоношенные дети, способные самостоятельно поддерживать нормальную температуру тела, достигшие массы тела 2000 г, имеющие хорошую эпителизацию пупочной ранки, могут быть выписаны домой. Второй этап выхаживания в специализированных отделениях детских стационаров показан недоношенным, не достигшим в первые 2 недели массы тела 2000 г, и детям с перинатальной патологией.

Кормление недоношенных детей следует начинать уже в первые часы жизни. Дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами получают питание через желудочный зонд; если сосательный рефлекс выражен достаточно, но масса тела менее 1800 г – ребенка вскармливают через соску; дети с массой тела свыше 1800 г могут быть приложены к груди. Кратность кормлений недоношенных детей I-II степени 7-8 раз в сутки; III и IV степени — 10 раз в сутки. Расчет питания производится по специальным формулам.

Недоношенные дети с физиологической желтухой, должны получать фототерапию (общее УФО). В рамках реабилитации недоношенных детей на втором этапе полезно общение ребенка с матерью, контакт «кожа к коже».

А что он умеет? или развитие навыков недоношенного ребенка.

Очень часто родители недоношенных малышей спрашивают меня – что с ним будет дальше? Масла в огонь подливают родные и знакомые, рассказывая страшные истории о глубокой умственной отсталости и тяжелой инвалидности таких малышей. Но это не верно – глубокая недоношенность совершенно не значит, что ребенок станет инвалидом или будет неправильно развиваться. Конечно, они другие, к ним предъявляются другие требования – но это не значит – что такие дети ущербны. Чтоб развеять сомнения – поговорим об особенностях развития навыков недоношенных, об их нервно-психическом развитии и особенностях, которые надо знать вам, родителям.
В чем их отличие?
Основные навыки и возрастные умения (удержание головы, ползание, сидение, стояние и другие) у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно­шенных ребят. Недоношенные позже начинают сосредоточиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от того, насколько недоношен кроха. При сроке после 32 недель, навыки малыша будут формироваться позже примерно на 1-1,5 месяца, при рождении ранее 30-31 недели все они будут замедляться примерно на 3-4 месяца. К концу первого года жизни большинство детей с небольшими сроками недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2-3 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные малыши, рожденные с массой 500 и даже менее грамм. У длительно болеющих детей, детей с пороками развития или при отсутствии необходимого ухода, отставание в нервно-психическом развитии более выражено.
Для контроля за нервно-психическим развитием недоношенного ребенка, особенно с массой тела до 2500 г, используют специальные показатели нервно-психического развития недоношенных детей первого года жизни. Обычно все значения указываются в сравнении с возрастом для доношенных малышей и указываются границы колебаний, когда может проявиться новый признак у недоношенного крохи в зависимости от массы тела при рождении.
что мы можем?
Остановлюсь подробнее на точных сроках появления навыков, чтобы вам было легче ориентироваться в том, есть ли проблема или все у вас хорошо. Ненормальным будет считаться отставание от установленных сроков более чем на месяц.
Кроха с массой тела меньше 1500 грамм фиксирует взгляд, впервые улыбается, делает попытки удержать голову, лежа на животе в возрасте 2-4 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 2-3 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 1-2.5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 1-2 месяца жизни.
Малыш пытается следить и прислушиваться к вам, быстро отвечает вам улыбкой — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 3.5-4.5 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 3-5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 2-3 месяца жизни.
Ваш кроха сосредотачивается зрительно, прислушивается, оживляется при вашем появлении, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью, хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении, упирается ножками, начинает гулить. Эти навыки формируются при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6,5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 4-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 4-5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 3-4 месяца жизни.
Ребенок находит невидимый источник звука, громко смеется, захватывает подвешенную игрушку, гулит — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 5-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 5-6 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 4,5 месяца жизни.
Ваш малыш может различать тон обращенной к нему речи, отличить чужих от близких, четко брать игрушку из рук взрослых, может поворачиваться на живот, устойчиво стоять при поддержке, подолгу гулить. Такое приобретается при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6,5-7.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 6-7 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6-6.5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 5.5-6 месяца жизни.
Кроха умеет свободно брать игрушки из разных положений, может переворачиваться с живота на спину, подползать, начинает лепетать, может кушать с ложки и снимать пищу губами — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 7.5-8.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 7-8 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6.5-7 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 6-7 месяца жизни.
Малыш научился хорошо ползать, подолгу лепечет, на вопрос «Где?», находит предмет, расположенный в одном и том же месте — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9-11 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 8.5-10 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 8-9 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 7.5-8.5 месяцев жизни.
Ребенок долго занимается игрушками, сам садится и встает, держась за барьер, переступает, громко и повторно произносит слоги, выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свидания», сам ест хлеб, льет из чашки, которую держит взрослый — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9,5-12 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 9.5-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 9-10 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.
Действует с предметами по-разному: катает, вынимает, ходит, слегка придерживаясь, повторяет различные слоги за взрослыми, знает свое имя, на вопрос «где?», находит предмет в разных местах, проявляет навык опрятности — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 11.5-13 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 10.5-11 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.
Малыш открывает, вкладывает игрушку, влезает на высокую поверхность и слезает с нее, по просьбе «дай» подает знакомые предметы — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 12.5-14 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-13 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11.5-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 10-11 месяцев жизни.
Кроха накладывает кубики, снимает кольцо с пирамидки большим отверстием, самостоятельно стоит, употребляет первые с лова-обозначения: ав-ав, кис-кис — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 13.5-14.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11.5-12.5 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 11-12 месяцев жизни.
Начинает самостоятельно ходить, имеет запас слов около 10 простых, по просьбе выполняет действие: покачай лялю, где глазки и прочее – эти навыки малыш приобретает при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 14-16 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-15 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 12-13 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 13-13 месяцев жизни.
как же узнать, когда есть проблемы?
При оценке развития недоношенного ребенка сравнивается фактический уровень развития, что он уверенно умеет из предложенных навыков на сегодня и это сравнивается с норматив­ными показателями в данном возрасте. Так определяется индивидуальный темп созревания ребенка (замедленный, нормальный, ускоренный, мозаичный). Проблемами считается замедление освоения навыков на 1-2 месяца, и более чем по 2-3 линиям навыков.
Конечно, совершенно не правильно ровнять малыша. который родился в срок с малышом, который родился с весом менее килограмма – они очень сильно будут отличаться в развитии. Но, чтобы знать основные закономерности и уметь вовремя понять, что что-то идет не так, медики разрабатывают много схем оценки развития умений малыша.
Оценивают его способности, обязательно делая поправку на степень недоношенности. То есть, на сколько недель он поторопится на свет, это обычно 40 недель минус срок родов. С возрастом уровень психического развития недоношенного ребенка меняется и приближается к нормальному показателю, в результате чего сохранение начальной поправки утрачивает смысл, и для оценки уровня развития в возрасте 12-14 месяцев оптимальной становится ориентация на нормативы для обычных здоровых доношенных малышей. Если возникают проблемы в развитии – или вас волнует отсутствие того или иного навыка, не медлите – обратитесь к педиатру или неврологу. Врач оценит малыша по специальной углубленной шкале и скажет точно – есть или нет проблем у крохи. Тогда и лечение в случае надобности будет правильным и своевременным.
какие могут быть трудности?
Психологическую реабилитацию недоношенного младенца принято основывать, в первую очередь, на теплых эмоциональных контактах и благоприятном режиме получения слухового и двигательного опыта, создающих ощущение психологического комфорта и помогающих ребенку справляться с воздействием внешних и внутренних стрессов. С ними нужно говорить, носить их на руках, прижимая к животу, заниматься гимнастикой, развивающими методиками, много гулять. Это особенно важно глубоко недоношенным крошкам, ведь в первые годы жизни такие дети заметно отстают от нормы.
К сожалению – бывает, что недоношенность сопровождается повреждением нервной ткани, что может вызывать некоторые последствия. Чем меньше вес при рождении, тем значительнее нарушения. Большая часть нарушений интеллекта сохраняется на всю жизнь. Во всех случаях начальные проявления психических расстройств касаются вегетативно-инстинктивной сферы, сенсорного развития (органов чувств), моторики, эмоциональной сферы, сферы общения, познавательного развития, социального поведения и фор­мирования прообразов самосознания.
В структуре психических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей наиболее часто встречаются поведенческие и эмоциональные расстройства, нарушения психологичес­кого развития и органические психические расстройства. Среди поведенческих и эмоциональных отклонений у детей преобладают патологические привычные действия в виде кусания ногтей, сосания пальцев и пустышки. Органические психические расстройства (эпилепсия, судороги) у таких детей встречаются гораздо реже. Дефекты поведения и характера у преждевременно родившихся детей в дошкольном возрасте — наиболее частая причина обращения родителей к психиатру. У дошкольников это расстройства аппетита, сна, снохождение, патологические привычки, эмоциональная лабильность, страхи, нарушение адаптации в коллективе.
Однако, это совсем не значит, что ваш ребенок будет таким – вовремя начатая работа приводит к полноценному развитию и малыш вырастет здоровым. Просто вам потребуется больше сил, настойчивости и терпения в занятиях и развитии способностей, потребуется более тщательный уход за ребенком.
У детей, родившихся глубоко недоношенными, довольно низкий уровень развития в детстве. Особенно страдает речевое, сенсорное развитие, в старшем возрасте — мышление, внимание, память. Лишь 35% детей, у которых есть недоношенность, готовы к поступлению в школу, 9% не готовы, остальные условно готовы. Основными психологическими признаками у этих детей являются тревожность, незащищенность, трудности в общении, конфликтность, враждебность.
Что понадобится таким малышам? Первое – это ваша любовь, ласка, забота и внимание – это 90% успеха в лечении, выхаживании и полноценном развитии. Остальное – помощь врачей – педиатра, невролога, психолога, других специалистов, если понадобится. Медицина шагнула далеко вперед – мы умеем оказать помощь крохам весом в полкило, но!!!! Только любовь матери творит чудеса, она поднимает с постели безнадежно больных, она внушает веру и надежду в то, что все будет хорошо. Любите своего крошку, говорите ему о своей любви, плачьте и смейтесь вместе, всегда будьте месте и ваш кроха вырастет крепким и здоровым мальчиком или девочкой!

Недоношенные дети – степени и признаки недоношенности у новорожденного ребенка, особенности организма и поведения


У вас родился недоношенный малыш? Разумеется, вы волнуетесь и задаетесь массой вопросов, ответы на которые, увы, не всегда получаете своевременно. Между тем, зная «слабые» места малютки, вы легче справитесь со многими ситуациями — например, кормлением или купанием. Да и не вызовет беспокойства небольшой набор веса либо некоторое отставание крохи в развитии от сверстников.
К тому же помните, что любой прогноз медиков отнюдь не является окончательным «приговором». Нередко малыши, казалось бы, с благоприятными данными, погибают или отстают в развитии, а детки с мрачными перспективами выживают и растут здоровыми вопреки всему.
Итак, вы хотите узнать всё о недоношенных детях? Мы расскажем вам об особенностях физиологии, развития, выхаживания, кормления и восстановительного лечения младенцев, родившихся намного раньше предполагаемого срока.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Ребенок считается недоношенным, если он родился на сроке от 22 до 37 недель беременности (гестации) с весом от 500 до 2500 граммов и ростом от 25 до 40 сантиметров.
День недоношенного ребенка
Отмечается 17 ноября, который установлен в 2009 году Европейским фондом заботы о новорожденных пациентах.

Степени недоношенности

Определяются в зависимости от веса и числа полных недель беременности (гестации) на момент родов.
I степень
Малыш рождается в 34-36 недель и 6 дней с весом от 2001 до 2500 граммов. Ребенок вполне зрелый и самостоятельно жизнеспособен. Поэтому, как правило, не требуется создание особых условий. Однако иногда необходимо лечение и выхаживание — например, при затяжной желтухе, травме во время родов и некоторых других состояниях.
II степень
Ребенок рождается в 31-33 недели и 6 дней с весом от 1501 до 2000 граммов. Обычно младенец быстро адаптируется к новым условиям жизни при оказании своевременной медицинской помощи, а также создании соответствующих условий ухода и вскармливания.
III степень
Очень ранние роды в 28-30 недель беременности с весом ребенка от 1001 до 1500 граммов. Многие из таких деток выживают, но в дальнейшем нуждаются в длительном восстановительном лечении и наблюдении у врачей разных специальностей. Иногда некоторые малыши имеют различные заболевания, врожденные пороки развития или генетические отклонения.
IV степень
Роды до 28 недель беременности с экстремально низким весом ребенка до 1000 граммов. Кроха незрелый и совершенно не готов к новым условиям. Каждый пятый младенец рождается живым, но вероятность выживания крайне низкая. К сожалению, многие дети погибают, не дожив до месячного возраста: из родившихся до 26 недель — 80-90% малышей, на 27-28 неделе — 60-70%.
Более того, такие детки обычно имеют многочисленные тяжелые заболевания и/или врожденные пороки развития, что значительно ухудшает прогноз. Родителям объясняется дальнейшая вероятная судьба крохи и необходимость длительного выхаживания. Окончательное решение о ведении глубоко недоношенного ребенка рекомендуется принимать совместно с акушером-гинекологом, неонатологом и родителями.

Признаки недоношенности

Зависят от числа полных недель беременности (срока гестации) к моменту рождения.

Умеренная, или I-II степень недоношенности

Малыш в основном активный, двигает ручками и ножками, но мышечный тонус у него несколько понижен.
Кожа розовая, соски окрашены и хорошо видны. На коже можно заметить пушковые волосы или лануго. На лице они обычно сохраняются до 32-33 недель, но с 35-37 недели уже окончательно исчезают. Пупок располагается несколько ниже центра живота, у доношенных детей — по центру.
Кроха выглядит худым из-за недостаточно хорошо развитого подкожно-жирового слоя.
Голова имеет нормальные размеры относительно туловища, рук и ног.
Ногти мягкие и по длине обычно достигают кончиков пальцев.
Наружные половые органы. У девочек большие половые губы почти прикрывают малые. У мальчиков иногда одно яичко не опускается в мошонку либо оба яичка могут находиться у входа в мошонку.

Глубокая, или III-IV степень недоношенности

Из-за пониженного тонуса мышц малыш вялый, почти всё время спит и лежит с вытянутыми ножками и ручками.
Кожа имеет темно-красный цвет, на вид морщинистая и тонкая, обычно покрыта пушковыми волосами. Чем глубже недоношенность, тем выраженнее отечность кожи. Соски недоразвиты, а кожа вокруг них плохо видна. Пупок расположен низко — в нижней трети живота.
Развитие ребенка непропорциональное: ручки и ножки короткие по отношению к туловищу, а голова сравнительно с телом большая.
Ногти очень мягкие, недоразвиты и не достигают кончиков пальцев.
Наружные половые органы. У девочек половая щель раскрыта, поскольку большие половые губы не прикрывают малые. У мальчиков яички задерживаются в брюшной полости либо в паховом канале.
На заметку!
Иногда у одного и того же младенца одни проявления недоношенности более отчетливые, другие — менее, что говорит о нечеткой границе между степенями.

Особенности недоношенных детей

Родившись намного раньше предполагаемого срока, кроха не готов к переменившимся условиям: дышать и кушать самостоятельно, приспособиться к другой температуре воздуха и многому другому. То, насколько он быстро приспосабливается к изменениям, зависит от срока гестации: чем глубже недоношенность — тем труднее и длительнее это происходит.
При этом страдает работа всех органов и систем, нередко приводя к отставанию недоношенного малыша в развитии от сверстников либо возникновению у него заболеваний.

Нервная система

На момент рождения сформированы нервные волокна, узлы и нервные окончания, головной и спинной мозг. Однако созревание этих структур не завершено, что отражается на поведении ребенка, способности сосать мамину грудь и глотать, реагировать на звуки и на многом другом.
Строение нервных клеток и волокон
Нейрон, или нервная клетка, имеет тело с отходящими от нее отростками (волокнами), по которым передается нервный импульс от головного или спинного мозга к органам и тканям. По сути, всё, что мы делаем, контролируется нервной системой — едим, спим, ходим, плачем или смеемся и многое другое.
Выполнение нами определенного действия зависит от скорости и качества передачи «команды» (нервного импульса) из головного и/или спинного мозга. Для этого необходимо особое вещество — миелин, «одевающее» снаружи нервные волокна. У недоношенного крохи его недостаточно. Пока не закончится покрывание отростков миелином, передача нервного импульса остается нарушенной, поэтому страдает работа всех органов и систем.

У родившегося в срок ребенка тоже не все нервные волокна покрыты миелином. Однако если у доношенного малыша «одевание» отростков нервных клеток заканчивается к 3-5 месяцам жизни, то у недоношенного ребенка этот процесс может растянуться на несколько лет.
Головной мозг недоношенного ребенка
Кора больших полушарий слабо сформирована, имеет мало извилин и быстро истощается.
Недостаточно хорошо развиты некоторые структуры головного мозга:

  • Мозжечок, согласовывающий все движения. Поэтому кроха двигает руками и ногами хаотично, часто вздрагивает, замедленно реагирует на раздражения (прикосновение, громкий звук), быстро устает и большую часть времени обычно спит. Также у ребенка периодически возникает мелкое подергивание (тремор) ручек, ножек и подбородка.
  • Продолговатый мозг, в котором находятся центры, отвечающие за дыхание и работу сердца.

Сосуды головного мозга
Располагаются беспорядочно и соединяются между собой слаборазвитой сетью капилляров (мельчайших сосудов).
Понижена эластичность и прочность стенок сосудов, что ведет к быстрому их сужению и спаданию. Возникает спазм сосудов, нарушающий поступление артериальной крови к головному мозгу и отток из него венозной крови.
В чем кроется опасность? Головной мозг плохо обеспечивается питанием и кислородом, уменьшается поступление крови (может развиться ишемия).
На этом фоне нередко возникают кровоизлияния в некоторые участки головного мозга. Например, между черепной коробкой и оболочками головного мозга, желудочками и/или в ткани мозга и другие области.
Осложнения развиваются как внутриутробно, так и в момент прохождения малютки по родовым путям матери — когда на неготовую к родам головку оказывается колоссальная нагрузка.
И всё же Природа защитила малыша: до 34-36 недель в желудочках головного мозга сохраняется особая зародышевая ткань. На ней лежит важная «миссия»: способность растворять сгустки крови в случае кровотечения или кровоизлияний, а также устранять «поломки» при разрыве сосудов.
Сон, бодрствование и поведение
Чем меньше недель беременности на момент рождения, тем менее активен ребенок:

  • До 28 недель кроха большую часть времени спит. Однако при изменении положения тела или прикосновении он просыпается, начиная двигать ножками и ручками, открывает глаза, гримасничает или негромко плачет. Активность длится недолго — лишь несколько минут. Затем малыш, устав, быстро вновь засыпает.
  • 32-34 недель: ребенок способен самостоятельно просыпаться, какое-то время двигать ручками и ножками, плакать или гримасничать. Именно на этом сроке вырабатывается способность нервной системы разграничивать, а также чередовать периоды сна и бодрствования.
  • 35-37 недель: малыш самостоятельно просыпается и более длительно бодрствует, крик становится громче и отчетливее.

Недоношенный ребенок: рефлексы
Появление, отчетливость и длительность зависят от срока беременности, на котором родился ребенок.
Сосательный и глотательный рефлекс
Глотательный рефлекс появляется первым на 11-12 неделе внутриутробного развития, но у глубоко недоношенного ребенка он плохо вызывается и быстро угасает.

Сосательный рефлекс возникает примерно на 29 неделе, но он нечеткий и слабый. Поэтому глубоко недоношенного младенца кормят через зонд.
Малыш с умеренной степенью недоношенности рождается с сосательным и глотательным рефлексом пониженной силы.
Во время кормления может показаться, что кроха сосет грудь активно, но на самом деле молока высасывает немного. К тому же из-за незрелости нервной системы процесс сосания и глотания плохо координируется, затрудняя кормление и насыщение. Поэтому ребенок с умеренной степенью недоношенности при необходимости докармливается из шприца, ложечки или рожка.
Глотательный рефлекс сохраняется на протяжении всей жизни, а сосательный обычно исчезает к году.
Поисковый рефлекс
В ответ на касание к углу рта ребенок пытается отыскать пищу: поворачивает голову на сторону прикосновения и приоткрывает ротик, одновременно отпуская нижнюю губку.
У глубоко недоношенного крохи поисковый рефлекс не вызывается, у умеренно недоношенного малыша он невыраженный.
По мере взросления ребенок уже сам ищет пищу глазами. Поэтому необходимость в поисковом рефлексе отпадает, исчезая примерно к четырехмесячному возрасту.
Хватательный рефлекс
При вкладывании пальца в ладонь доношенный ребенок крепко захватывает его. У недоношенного крохи такая реакция слабая и появляется лишь к 32 неделе, но на 36-37 неделе этот рефлекс отчетливый. После четырехмесячного возраста хватательный рефлекс постепенно исчезает.
Другие рефлексы имеют медицинское значение. Их оценивает врач во время осмотра — например, рефлекс Бабинского, защитный Моро и некоторые другие.

Терморегуляция недоношенных детей

Чем меньше срок гестации — тем более выражена несовершенность процессов сохранения и отдачи тепла. Чем это чревато? Недоношенный малыш быстро перегревается и переохлаждается — в зависимости от температуры окружающей среды.
Быстрое переохлаждение обусловлено:

  • Плохо развитым подкожно-жировым слоем и тонкой кожей.
  • Незрелостью центра терморегуляции в головном мозге, что ведет к нарушению образования тепла.
  • Большой по отношению к весу поверхностью тела, что способствует отдаче тепла.
  • Недостаточным запасом бурого жира, который вырабатывает тепло.

Быстрое перегревание связано с незрелостью центра терморегуляции в головном мозге и потовых желез. Поэтому если температура окружающего воздуха повышена, то малыш быстро перегревается и быстро обезвоживается.
Такие особенности терморегуляции приводят к тому, что при инфекционных заболеваниях температура тела у недоношенного крохи может не повышаться.
Риск перегревания у недоношенного малыша сохранятся примерно до шестимесячного возраста. Тогда как механизмы отдачи тепла полностью начинают работать к восьми годам жизни даже у доношенного ребенка.

Пищеварительная система недоношенных детей

Работа нарушена, поскольку:

  • Незрелая нервная система плохо передает «команды» желудку и кишечнику. Понижается тонус мышц и двигательная активность желудочно-кишечного тракта, поэтому прохождение пищи по нему замедляется.
  • Незрелость клеток ЖКТ ведет к уменьшению выработки и активности пищеварительных ферментов в желудке, поджелудочной железе и кишечнике.
  • Нарушен баланс микрофлоры в кишечнике: имеется неправильное соотношение между полезными и болезнетворными микроорганизмами. Обусловлено тем, что после рождения у крохи кишечник заселяется микроорганизмами из окружающей среды. У ребенка, рожденного в срок, они нейтрализуются кислотностью желудочного сока. Тогда как у недоношенного малыша этот процесс нарушен, приводя к частому вздутию живота и возникновению кишечных колик.
  • Понижена активность лактазы — фермента, способствующего перевариванию лактозы (сахара материнского молока).
  • Имеется склонность к частому срыгиванию. Причины: небольшой объем желудка и слабость круговой мышцы входа в желудок (сфинктера).

Незрелость и особенности пищеварительной системы приводят к нарушению переваривания и усваивания витаминов, жиров, углеводов и белков. Между тем, незрелый организм нуждается в большей энергии и питательных веществах — для роста и правильного развития.
Однако Природа поступила мудро: в желудке вырабатывается сычужный фермент, створаживающий грудное молоко и защищающий ребенка от болезнетворных микроорганизмов. Поэтому грудное вскармливание наиболее предпочтительно для недоношенного малыша.

Особенности слуха

С 28 недели недоношенный ребенок реагирует вздрагиванием, миганием, движениями ручек и ножек на внезапный громкий звук. Лишь с 33-35 недели малыш начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя.

Зрение у недоношенного ребенка

Зрительная система созревает с 22 по 34 неделю. Поэтому кроха большую часть времени лежит с закрытыми глазами. С 30 недели можно заметить, что ребенок задерживает взгляд на ярких предметах, а примерно с 32 недели на недлительное время поворачивает голову к источнику света.
Сосуды в сетчатку глаза (светочувствительную зону) начинают прорастать с 16 недели. Лишь на 34 неделе образуется полноценная сосудистая сеть у носовой части сетчатки, на 39-40 — со стороны виска.
Сосуды сетчатки очень «нежны» и под воздействием неблагоприятных факторов быстро повреждаются, что нередко приводит к развитию ретинопатии недоношенных. Заболевание может стать причиной резкого ухудшения зрения либо полной слепоты. Доказано, что агрессивная реанимация ребенка в родильном зале, длительное и неправильное использование кислорода значительно увеличивает риск возникновения заболевания.

Дыхательная система недоношенных детей

На момент рождения не готова к полноценному самостоятельному дыханию, что обусловлено:

  • Незрелостью нервной системы и дыхательного центра, который плохо координирует вдох и выдох.
  • Узкими дыхательными путями: трахеи и бронхов.
  • Высоко стоящей диафрагмой — мышцей, разделяющей грудную и брюшную полость.
  • Податливостью и мягкостью костей грудной клетки: ребер и грудины.

Поэтому ребенок дышит часто и не делает полноценного вдоха, что не обеспечивает достаточный обмен кислорода и углекислого газа в легких. Частота дыхательных движений в минуту зависит от срока, на котором родился ребенок: чем глубже недоношенность — тем чаще малыш дышит.
Кроме того, у ребенка может периодически и на кроткий промежуток времени задерживаться или останавливаться дыхание (апноэ). Во время апноэ нередко возникает посинение кожи вокруг губ и носа (носогубной треугольник), пальцев или всей поверхности кожи.
Сурфактант легких
Во время внутриутробного развития легкие не участвуют в дыхании и находятся в «спящем» состоянии.
Для полноценного дыхания вне утробы матери необходим сурфактант, который начинает вырабатываться с 23 недели беременности и выстилает изнутри легочные пузырьки (альвеолы). В достаточном количестве сурфактант скапливается в пузырьках легких лишь к 35-36 неделе беременности.
«Миссия» вещества — обеспечить при первом вдохе раскрытие альвеол и подготовить легкие к самостоятельному дыханию. При его недостатке не все легочные мешочки расправляются и далее участвуют в дыхании — образуются участки ателектазов (спадания). В результате часто развивается синдром дыхательных расстройств или недостаточность дыхания.

В таких условиях уменьшается поступление кислорода в организм ребенка и, как правило, присоединяется инфекция, которая приводит к развитию пневмонии (воспалению легких).

Сердечно-сосудистая система недоношенных детей

Внутриутробно у плода имеется особое кровообращение. Дело в том, что легкие не участвуют в дыхании, а кислород поступает в кровь из сосудов плаценты. Артериальная кровь, попав в кровеносные сосуды малыша, смешивается с венозной кровью и вновь распределяется по организму.
Такой процесс возможен благодаря отверстиям, или шунтам, между камерами сердца и крупными сосудами.
У доношенного ребенка после первого вдоха закрываются вспомогательные отверстия. Так устанавливается кровообращение новорожденного, обеспечивая поступление к органам и тканям артериальной крови.
По причине незавершенного созревания тканей у недоношенного малыша такая перестройка происходит значительно позднее. Кроме того, этот процесс затягивается еще и в силу увеличения нагрузки на сердце и сосуды: проведение реанимации (оживления) в родильном зале, искусственная вентиляция легких, внутривенное вливание растворов.
Недоношенный малыш нередко имеет врожденные пороки сердца, значительно ухудшающие его состояние.
Ребенок, рожденный раньше предполагаемого срока, чутко реагирует на внешние раздражители (прикосновение, громкий звук) учащением частоты сердечных сокращений и повышением артериального давления.

Эндокринная система недоношенного ребенка

Недостаточно вырабатывается корой надпочечников кортизол — гормон, необходимый для приспособления малыша к жизни вне утробы и обеспечения адекватной реакции на стресс (роды). При надпочечниковой недостаточности состояние ребенка быстро ухудшается: резко падает артериальное давление и уменьшается количество мочи, понижается температура тела.
Временно уменьшена функция щитовидной железы (транзиторный гипотиреоз), что ведет к замедлению обмена веществ у малыша. Состояние проявляется склонностью к отекам, затяжной желтухе, плохому набору веса и различными нарушениями дыхания.
Половые железы вырабатывают гормоны в недостаточном количестве, поэтому половой криз не выражен:

  • У девочек умеренно увеличиваются молочные железы и набухают половые губы, а кровянистые выделения из половых органов не выражены либо отсутствуют.
  • У мальчиков может незначительно набухать мошонка и половой член.

Пониженный уровень сахара в крови (гипогликемия)

Часто возникает в первые 3-5 дней жизни, что обусловлено несколькими факторами:

  • Недостаточными запасами гликогена — форма хранения глюкозы в клетках.
  • Пониженной выработкой поджелудочной железой ферментов, что уменьшает расщепление и всасывание глюкозы из кишечника и желудка.
  • Повышенным синтезом в поджелудочной железе инсулина — гормона, способствующего проникновению глюкозы в клетки.

Норма глюкозы для новорожденных — от 2,8 до 4,4 ммоль/л.
В чем опасность гипогликемии? Нарушается созревание нервной ткани, в будущем возможно возникновение эпилептических припадков (судорог) и умственной отсталости.

Иммунная система недоношенных

Собственный иммунитет у малыша внутри утробы снижен: необходимо условие для того, чтобы иммунная система мамы не отторгла плод.
После рождения от болезнетворных микроорганизмов ребенка защищают мамины антитела — белки иммунной системы, передающиеся крохе через плаценту с 34 недели. То есть чем глубже недоношенность — тем меньше кроха защищен от инфекции и склонен к ее распространению по всему организму (развитию сепсиса).
Имеется и положительный момент в такой работе иммунной системы: у некоторых малышей несколько понижается риск развития аллергических реакций после рождения.
Однако, по мере взросления, наоборот, ребенок становится более восприимчивым к аллергенам. Могут развиваться аллергические реакции и/или заболевания: атопический дерматит, крапивница, диатез и другие состояния.

Костная система

На каком бы сроке ни родился малыш, все кости у него сформированы. Однако не завершен процесс накопления в них витамина D и минералов (кальция, фосфора и магния). В норме минерализация костей ребенка происходит на последних месяцах внутриутробного развития, поэтому у недоношенного малыша они мягкие.
Возможно недоразвитие или дисплазия тазобедренных суставов — неправильное расположение головки тазобедренной кости относительно вертлужной впадины.

Кроветворная система

Часто развивается анемия недоношенных детей, обусловленная:

  • Быстрым разрушением после рождения фетального, или плодового гемоглобина (соединение белка с железом — для переноса кислорода), находящегося в эритроцитах (красных кровяных клетках).
  • Незрелым костным мозгом, не успевающим формировать новые эритроциты.

Имеется высокий риск кровотечений с первых минут жизни, поскольку:

  • Понижен уровень витамина К, который участвует в образовании белков и некоторых факторов крови (например, протромбина), ответственных за нормальное свертывание крови.
  • Уменьшена способность тромбоцитов (клеток крови) склеиваться и образовывать тромбы.

Желтуха у недоношенных

Внутриутробно у плода образуется фетальный гемоглобин, переносящий больше кислорода к органам и тканям, что необходимо в условиях смешанного кровообращения.
После рождения фетальный гемоглобин быстро разрушается, образуя билирубин — токсичный пигмент, который с кровью разносится по организму, окрашивая кожу и слизистые крохи в желтый цвет. Билирубин связывается со специальными белками, которые вырабатываются в печени, затем выводится из организма.
У доношенного ребенка уровень билирубина редко достигает высоких цифр и выводится из организма в течение нескольких дней или двух недель.
У недоношенного малыша этот процесс затягивается в силу незрелости печени, недостаточной выработкой желчных кислот, узких желчных протоков печени и желчного пузыря.
Повышение уровня билирубина опасно, поскольку он, будучи токсичным веществом, приводит к нарушению дыхания в клетках и образованию белков. Больше всего билирубин «любит» жировые клетки и нервную ткань.

Физиологическая потеря массы тела

После рождения все малыши «худеют» по нескольким причинам:

  • Во время родов усиливается обмен веществ в организме и потребление тканями энергии.
  • Роды — стресс для ребенка, приводящий к потере жидкости с потом и дыханием.
  • Отходит первородный стул — меконий.

Доношенный кроха теряет 5-8% от первоначального веса, недоношенный — 5-15%.
Потери извне ребенку восполнить нечем, поскольку в организм поступает недостаточно молозива и энергии. Малыш начинает потреблять собственные «запасы» из бурого жира, накопленного во время внутриутробного развития.
Восстановление массы тела происходит в разные сроки. У доношенных детей — к 7-10 дню жизни. При умеренной степени недоношенности — обычно после второй недели жизни, при глубокой — третьей-четвертой недели. На процесс влияют многочисленные факторы: условия выхаживания и вскармливания, наличие или отсутствие заболеваний и некоторые другие моменты.

Мочевыделительная система

Обмен солей и воды у недоношенных детей нестабилен, поэтому они в одинаковой степени склонны как к образованию отеков, так и обезвоживанию. Кроме того, почечная ткань, в которой происходит образование мочи, также незрелая, что еще больше способствует задержке воды в организме.
Поэтому у недоношенных детей часто развиваются ранние отеки — еще во время внутриутробного развития, в первые часы или дни жизни. Они мягкие, распространяются по всему телу и исчезают на первой-второй неделе жизни.
Поздние отеки возникают на второй-третьей неделе жизни, свидетельствуя о проблемах с питанием, уменьшением количества белка в организме или наличием у ребенка заболевания. Отеки плотные на ощупь, располагаются в нижней трети живота, стопах, голенях и лобке.
Учитывая особенности органов и тканей, недоношенный ребенок нуждается в помощи для приспособления к новым условиям жизни и выживания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *