Навыки ребенка в 4 года

Содержание

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход. Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши. Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу. Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.

Творческое развитие ребенка

Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно. Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию. Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации. Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.

К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности. Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость. Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.

4-летний малыш и физическая активность

Если раньше малыш мог быть слишком активным в физическом плане, то к 4 годам эта активность может угаснуть, он становится более усидчивым и уже умеет сосредотачиваться на чем-то наиболее интересным. Теперь родителям может потребоваться уговаривать малыша больше гулять или бегать.

Психологи и врачи рекомендуют родителям как можно больше гулять с детьми на улице, чтобы они больше двигались. Тем более что в таком возрасте у них уже, как правило, есть друзья и прогулки сопровождаются активными играми как у мальчиков, так и у девочек.

4 года – самое время записать его в спортивный кружок. В идеале спортивные занятия совмещать с классами по развитию, чтобы личность развивалась всесторонне.

Спортивные кружки имеют такие преимущества для четырехлетки:

  • энергия направляется в нужное русло;
  • вырабатывается привычка регулярно двигаться;
  • формируются новые навыки и привычки;
  • воспитывается характер.

Характерной чертой современного поколения детей является их двигательная лень, поскольку многим малышам гаджеты заменили активные дворовые игры. Родители должны это знать и не допускать, чтобы ребенок проводил все время за телефоном или планшетом.

Полноценное развитие ребенка в 4 года невозможно без формирования двигательной активности. Он к этому возрасту должен уметь играть с мячом, взбираться на стенку, а также выполнять такие действия:

  • прыгать и кувыркаться;
  • стоять короткое время на одной ножке;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
  • крутить педали детского велосипеда;
  • рисовать фигуры, человека или простых животных;
  • самостоятельно есть вилкой и ложкой;
  • строить башню;
  • чистить зубы, самостоятельно одеваться и раздеваться.

Не стоит переживать, что малыш в этот период становится худым и вытягивается. Не нужно его усиленно кормить в это время. Все связано с возрастными изменениями. Для повышения иммунитета и развития полезны занятия спортом:

  • футболом для мальчиков;
  • гимнастикой для девочек;
  • лыжами;
  • плаванием и т.д.

Что должен уметь ребенок в 4 года и знать: развитие интеллекта

В 4 года оценивать уровень развития малыша по тому, что он умеет и знает, сложно, поскольку в основном все умения и навыки сформированы родителями, а истинный потенциал может быть еще не раскрыт.

Попробуйте обсуждать с ребенком книги, впечатления и многое другое, что он знал, как можно выражать мысли и делать определенные выводы. Для расширения кругозора приобщайте малыша к культурной жизни: посещайте новогодние спектакли, водите в детский театр и на разные мероприятия, смотрите познавательные мультфильмы, обсуждайте с ним увиденное.

В 4 года ребенка можно начинать учить чтению и основам математики. Как правило, в таком возрасте он умеет произносить все звуки (возможно, за исключением «р» и шипящих). Родители должны научить ребенка грамотно выражать свои мысли, а также связанности.

Учить с ребенком буквы лучше начинать с наиболее простых в плане произношения и заканчивать сложными. Их можно с ребенком вылепить из пластилина или выкладывать из подручных материалов. Что бы вы ни принялись изучать, делайте это в игровой форме – это касается и стишков, и песен, и иностранных языков. Также ребенок должен не просто заучивать тексты, но и знать, о чем идет в них речь.

Этот возраст еще называют временем «почемучек», когда малыши хотят знать все и постоянно задают вопросы, ответить на которые родители могут не всегда.

Ребенок в 4 года: психология и характер

В таком возрасте родители часто сталкиваются с резкими переменами в характере своего чада. Если вы видите, что пессимистично настроен и жалуется, что с ним не хотят дружить, не переживайте. Родители должны знать, что все это является проявлениями переходного возраста. В это время ранний период детства плавно переходит в более осознанный. Ребенок становится более уязвимым с психической точки зрения, начинает испытывать новые для себя эмоции:

  • грусть;
  • разочарование;
  • стыд;
  • обиду и многое другое.

Очень остро малыш переживает ситуацию, когда родные забывают его похвалить за выполнение определенных действий.

Кроме этого, родители должны пересмотреть свои отношения с детьми. Возможно, они перестали им уделять должное внимание и пустили досуг ребенка на самотек. Чаще всего поведение малыша формируется за счет подражания взрослым, поэтому очень важны совместные занятия и игры.

Благодаря активному общению ребенка с ровесниками и совместным играм, он уже не так активно делится с родителями впечатлениями, он уже имеет право на свои секреты.

Что касается социального развития, то вот что к 4 годам малыши обычно знают и умеют:

  • умеют находить друзей и играть друг с другом;
  • делятся игрушками с другими;
  • понимают, что просят родители и могут им подчиняться, но лишь тогда, когда просьба не противоречит их желанию;
  • дети становятся более независимыми;
  • способны выражать гнев словами, а не физически.

Кроме этого, в большинстве случаев малыши могут путать сказки и сны с реальной жизнью, родители должны объяснить им разницу.

Речь и коммуникация

К 4 годам речевые способности уже достаточно развитые, незнакомые люди обычно уже хорошо понимают малышей. Поводом обращения к логопеду является неправильное произношение большинства звуков. Также в 4 года детишки начинают активно добавлять в свой лексикон слова, подслушанные от родителей, смысл которых они знают не всегда. Родителям рекомендуется внимательно следить в это время за своей речью, особенно это касается нецензурных слов.

Активно пополняется словарный запас малыша и во многом является отражением его мыслительной деятельности. Большинство детей умеют просто и логично отвечать на вопросы и выражать словами чувства «Красиво!», «Вот это да!» и т.д.

Многие любят петь, самостоятельно придумывают песенки и слова. Коммуникационные способности детей в 4 года преимущественно такие:

  • четкое формирование мыслей, применение сложных предложений;
  • умение называть правильно как минимум 4 цвета и формы;
  • некоторые умеют писать свои имени и могут называть некоторые буквы;
  • лучше знают, как идет время и как выглядит режим дня (например, что по утрам завтракают, ночью спят и т.д.);
  • способны выполнять несколько требований, которые просят родители. Так, если родители говорят сначала почистить зубы, потом умываться, а потом лечь в кровать, то ребенок способен выполнять такие действия.

Также малыши умеют распознавать дорожные знаки и логотипы. Желательно, чтобы в таком возрасте дети знали и могли называть при необходимости:

  • имя и фамилию;
  • адрес проживания;
  • имена родителей;
  • другие данные.

Поводы для беспокойства в 4 года

Развитие ребенка в 4 года во многом зависит от индивидуальных особенностей, социальных условий и т.д. Сильно переживать, что он в своем возрасте не умеет и не знает чего-то, что умеют и знают ровесники, нельзя. Однако если у четырехлетки наблюдаются слишком заметные признаки отставания в плане развития от других малышей, стоит повести его к врачу и принять соответствующие меры.

Причинами для беспокойства являются такие явления:

  • постоянная боязнь или стеснение, или же частые проявления агрессии;
  • боязнь оставаться с няней, бабушкой или воспитателями в саду, страх остаться без родителей;
  • отсутствия желания играть с другими детьми;
  • ограниченные интересы;
  • нежелание идти на контакт с людьми;
  • не может запомнить свое имя и фамилию, назвать их при необходимости;
  • не способен выражать широкий спектр эмоцию;
  • не умеет строить башню из кубиков;
  • не может провести линию карандашом;
  • отсутствие навыков самостоятельного приема пищи или приема ванны;
  • ребенок не может одеваться и раздеваться сам, чистить зубы, мыть и вытирать руки.

Также нужно обратить внимание на то, что малыш отказывается делать то, что он без проблем умел делать до этого. Обязательно сообщите врачу о подобных явлениях, часто это свидетельствует о замедлении развития или его нарушении. Однако все лечится.

Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно, чтобы они не препятствовали его желанию знать больше и учили его правильно общаться с другими – не мешать при разговоре взрослым, благодарить их за подарки и действия. Кроме того, поощряйте артистические навыки малыша и помогайте их развивать, не настаивайте заниматься его тем, чем ему не нравится.

Как мы видим, в 4 года дети уже многое умеют и знают. Родители должны при этом не мешать им познавать мир и всячески способствовать тому, чтобы малыши стремились узнать о нем больше.

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Видео: Чем занять четырехлетнего малыша. Развивающие игры.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и . В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Видео: Нормы речевого развития четырехлетнего ребенка.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Психологическое развитие

Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.

В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий. Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии. От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.

Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.

Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.

Умственное развитие

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

  • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
  • Ходить задом наперед.
  • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
  • Удерживать равновесие.
  • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
  • Ловить мяч двумя руками.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

Социальные и прочие навыки

В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.

Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:

  • Следовать правилам, установленным в обществе.
  • Заводить знакомства – здороваться, представляться.
  • Извиняться, если что-то сделал не так.
  • Просить что-либо сделать или что-то дать.
  • Благодарить за подарок или помощь.
  • Делиться своими вещами.
  • Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
  • Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.

Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:

  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
  • Умываться, мыться и чистить зубы.
  • Наливать воду в стакан, не проливая.
  • Мыть посуду и вытирать пыль.
  • Подметать пол.
  • Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).

Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.

В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения. Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами. Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.

Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.

Практические советы

В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей. Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок. К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.

Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.

Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.

Четырёхлетний малыш – уже не младенец, а дошкольник, отличающийся осмысленным поведением и зачатками культурного воспитания. Новое качество личности маленького человека – умение договариваться, понимать определённые правила, и даже законы социального общества. Многообразие мира он познаёт с подачи родителей, которым как никогда важно знать, что должен уметь ребенок в 4 года. Если все предыдущие годы с ребёнком занимались и прививали ему любовь к обучению и познавательной деятельности, то самое время пожинать плоды этого труда, ведь карапуз становится личностью и уже может проявлять самые лучшие черты своего характера и явные признаки настоящего таланта.

Детская физиология и психология в возрасте 4 лет

В четыре годика детки весят около 15-16 килограммов и вырастают до 100-102 сантиметров, причём эти показатели у девочек и мальчиков не слишком сильно отличаются.

Перемены, происходящие с маленьким человеком, становятся особенно выраженными:

  1. Поскольку в данный момент происходит динамичное развитие скелета и мускулатуры ребёнка, заметными становятся изменения в облике малыша. За счёт того, что хрящи заменяются костями, карапуз вытягивается и у него увеличивается головка.
  2. Нормальным считается, если кроха уже имеет во рту 20 зубов – если их меньше, это повод отправиться вместе с ним к педиатру или стоматологу, и выяснить причины отставания.
  3. Дальнозоркость, обусловленная плоским хрусталиком детского глаза, обратимая издержка этого возраста, проходящая со временем. Врачи советуют родителям беречь зрение малышей и не позволять им чем-либо заниматься при плохом освещении или в темноте – это может привести к близорукости.
  4. Из-за того, что развитие позвоночника ещё не завершено, стоит следить и за тем, чтобы ребёнок не пребывал в одном положении продолжительное время, а также не поднимал тяжести.
  5. Детям противопоказано прослушивание громкой музыки, в противном случае, может наблюдаться быстрая утомляемость и снижение слуховой функции, из-за чего может пострадать произношение.

Особенностью четырёхлетнего возраста, наверное, можно считать более спокойное и уравновешенное поведение детей, которые готовы длительное время заниматься разгадыванием головоломок, сидеть за складыванием мозаики, разглядыванием картинок или рисованием. У них достаточно развито образное мышление, и это помогает им предвидеть будущие события, являющиеся следствием определённых поступков и слов.

Постепенно из мира фантазий маленький человек перемещается во взрослый, реальный мир со своими правилами и законами, которые ему ещё надо усвоить и понять. К четырём годам речь и словарный запас малыша, фактически, сформированы, а наряду с этим, возрастает способность к концентрации, позволяющая ему посвящать больше времени серьёзным занятиям – ребёнок может на протяжении 20 минут заниматься одним предметом, не проявляя признаков утомления.

Что подарить ребенку в 4 года: идеи для девочек и мальчиков

Как быстро научить ребенка вытирать попу

Чем занять ребенка в 4 года дома

Как легко и быстро выучить буквы с ребенком играя

Иногда четырехлетние дети выглядят грустными и даже расстроенными – это говорит в пользу осмысленности их поведения и способности к самооценке. Анализируя свои и чужие поступки, малыши могут испытывать обиду, злость, разочарование и стыд, и эти чувства далеки от обычных инстинктов.

Поскольку детки говорят более грамотно и бойко, им чрезвычайно нравится подбирать рифмы к словам, читать и запоминать стихотворения, некоторые малыши в этом возрасте и сами могут сочинить свои первые стихи – очень искренние и эмоционально окрашенные. Правда, некоторые из них подвержены заиканию, и этой проблеме следует уделить особое внимание. Такая патология может быть вызвана излишней стеснительностью, связанной с недостаточным общением, сильным стрессом, дистрофией, рахитом, травмами мозга и другими причинами, в которых надо разбираться.

Всестороннее развитие ребенка в 4 года предусматривает приобретение им большого опыта в разных направлениях и овладение многими умениями, и если при отсутствии серьёзных нарушений, малыш отстаёт в основных навыках, винить в этом нужно не его, а родителей, не уделяющих этому вопросу должного внимания.

Отличия между мальчиками и девочками в четыре года

Разница в поведении и отношении к окружающим людям, вещам у детей обоих полов увеличивается. Своеобразной, более развитой логикой начинает выделяться мальчик, уметь в 4 года находить связь между разными действиями, поступками и явлениями для него является вполне естественным, ведь основные его вопросы касаются сути вещей, более глубинного познания реалий окружающего мира.

Несмотря на то, что мальчишки говорят меньше, хуже и, подчас, произношение их далеко за пределами грамотности, они способны оценивать людей более объективно.

То, что надо уметь в 4 года девочке, лежит совсем в другой плоскости – малышки более эгоистичны и, прежде всего, решают, стоит ли уделять внимание вещам, которые не нравятся, а то и вовсе бесполезны. В этом отношении, маленькие представительницы слабого пола прозаичны и практичны, а благодаря развитой разговорной речи, приспособляемы к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Невзирая на такую разницу во взглядах, девочки и мальчики положительно развиваются в плане эмоциональности, начинают понимать, как построены человеческие отношения, проявляют такие чувства, как доброта и сопереживание.

Перечень накопленных навыков к четырём годам – это ценный багаж знаний ребёнка, дающий ему возможность успешно развиваться и дальше. Всё, что должен уметь ребенок в 4 года, не может быть ограничено рамками определённых сфер, понятие это многогранное, сочетающее в себе различные аспекты – психологический, физический, социальный, интеллектуальный и даже нравственный.

Исключая гиперактивных детей, двигательная активность остальных в этом возрасте несколько снижается, а девочки не столь быстры и ловки, как мальчики. В целом же, ребёнок должен уметь в четыре года:

  • пользоваться всеми частями стопы, используя, как носки, так и пятки;
  • совершать прыжки на месте и вперёд;
  • запрыгивать на небольшое возвышение и спускаться с помощью прыжка;
  • удерживать баланс, прохаживаясь по бревну;
  • прыгать и стоять на одной ножке;
  • во время ходьбы, бега, довольно быстро менять направление, не теряя координации и ориентации в пространстве
  • с уверенностью перемещаться задом;
  • залезать по вертикально расположенной спортивной лесенке;
  • передвигаться по лестнице вверх и вниз, перепрыгивая через ступеньки.

От того, насколько здоров и развит ребёнок в физиологическом плане, зависит его психическое состояние и уровень умственной деятельности. Совершенствование интеллектуальных способностей крайне важно в четырёхлетнем возрасте, поскольку осознанность действий и поступков прямо влияет на адаптацию в социальном обществе.

Проверить своего малыша на степень развитости, можно используя новые стандартные значения того, что должен уметь делать четырёхлетний дошкольник:

  • довольно быстро запоминать незнакомые слова и интересоваться их значением;
  • знать, что собой представляют многие бытовые приспособления;
  • различать стороны;
  • понимать, что такое количество;
  • распознавать время дня, ориентироваться в понятии часов и минут;
  • представлять разницу между годовыми сезонами, одушевлёнными и неживыми объектами, понятиями «верх» и «низ»;
  • уметь вести разумный диалог, отвечать на обращение ясно и понятно;
  • словами описывать увиденное в жизни, в кино и на картинках;
  • разбираться в человеческих профессиях;
  • перечислять и описывать домашних и диких животных;
  • иметь представление о буквах;
  • знать азы математики и некоторые числа.

У младшего дошкольника должно быть чёткое представление обо всех членах семьи, не говоря уже об их именах, к четырём годам ребёнок должен знать, свой адрес и страну, в которой проживает. Если даже некоторые пункты отсутствуют в развитии вашего сына или дочери, это ещё не повод для паники – значит, при обучении придётся сделать акцент именно на этом аспекте, возможно, ему не было уделено достаточного внимания.

Социальные и бытовые навыки ребёнка также важны. Малыша нужно приучать не только помогать родителям по дому, но и научить его обходить конфликтные ситуации – умение идти на компромисс очень поможет ему в будущем.

Впрочем, кроха уже многое умеет и понимает в четыре года:

  • он знает, что следует попросить прощения, если кого-то обидел;
  • при обращённой к ровесникам и взрослым просьбе говорит «пожалуйста»;
  • знает, как выразить свою благодарность;
  • понимает, что нужно уметь делиться своими игрушками и другими вещами;
  • малыш уже знаком в тем, что существуют определённые правила поведения дома и в общественных местах;
  • умеет контактировать и самостоятельно знакомиться;
  • способен сопереживать, если с человеком, даже малознакомым, случилась неприятность;
  • умеет словами выразить своё отношение, желания и чувства при разговоре.

Перечень бытовых умений также увеличился – теперь он активно оказывает посильную помощь родителям, вытирая пыль, подметая, накрывая стол, кроме того, большей частью, обслуживает себя сам – это касается приёма пищи, гигиенических процедур, туалета, умения одеться и раздеться.

Всестороннее развитие неразделимо с умением говорить, поэтому речь имеет первостепенное значение. На данный момент она уже должна усложняться – это предусматривает появление длинных предложений, использование в ней различных словесных оборотов, сравнений, эпитетов и поговорок.

Необходимость дальнейшего совершенствования

Чтобы воспитать гармоничную личность, ребёнку необходимо внимание близких людей, и занятия, проходящие в спокойной доброжелательной обстановке – это лучшая поддержка его начинаний.

Полезные рекомендации врачей и психологом состоят в следующем:

  1. Начиная с 4 лет, следует периодически измерять вес ребёнка и не допускать сильного похудения и избыточной массы тела – эти показатели не должны превосходить средние данные роста. Если нежелательная разница всё же наблюдается, имеет смысл давать малышу менее калорийную пищу и заставлять его чаще играть в подвижные игры, делать физическую зарядку. Однако, для мускулатуры стоп, кистей и других мелких мышц нагрузка на них должна быть посильной и регулярной.
  2. Совершенствовать речь можно, лишь посредством постоянного общения и чтения книг. Для грамотного произношения можно посоветовать артикуляционные упражнения, пение, сочинение малышом собственных стишков и песен. Если кроха не выговаривает некоторые буквы и коверкает слова, это может быть связано с нарушениями слуховой функции, которую нужно обязательно проверить.
  3. Занятия для развития психического восприятия, логики мышления, памяти обязательно должны включать игры с конструктором, определением одинаковых и различных предметов, запоминанием последовательности действий. Мозаики и пазлы помогут не только повышать моторику рук, но и будут прививать эстетический вкус и любовь к изобразительному искусству.
  4. Для развития творческого подхода и воображения, малышам необходимо лепить и рисовать, использовать наборы для экспериментирования и создания личных шедевров.
  5. Для прививания любви к музыке, а также для совершенствования слуха и ритма, стоит поощрять детей к игре на музыкальных инструментах, танцам под музыку, пению с сопровождением и без него.

На фоне того, что существенные перемены произошли в психоэмоциональном состоянии ребёнка, отношение к нему взрослых тоже требует изменений – с четырёхлетними дошкольниками уже нельзя обращаться как с маленькими, иначе можно вырастить безвольного инфантильного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *