Научить ребенка разговаривать

Учим ребёнка разговаривать


Второй год жизни — это сенситивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка. Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент.
Функция понимания речи развивается до полутора лет. После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса. Часто бывает так, что в лексиконе вашего ребёнка есть несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначает и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимаете своего малыша.
Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно становится серьезным препятствием развитию.
СОВЕТ: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания. При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь.
Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек.
Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно.
Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».
Давайте обсудим это
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: дети, окруженные нашим вниманием, все позже начинают говорить. Почему?
Молодая мамочка жалуется: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» До боли знакомая ситуация!
Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своем семьи живут в квартирах со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при всем этом комфорте детишки молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. Да и тогда детскую болтовню можно понять только через переводчика. Детей, которые говорят нормально, в младших возрастных группах детских садов можно буквально по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Льва Толстого, очень похожи друг на друга — они веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по-своему.
Причин речевых нарушений множество. Говорить о них, не видя и не слыша конкретного ребенка, нет смысла. Лучше поговорим о том, как преодолеть речевые задержки. Все пути тут в общем-то идут в одном направлении, разница — в незначительных деталях. На начальных этапах все строится примерно одинаково. Ребенку необходимо, чтобы о нем заботились и неустанно оказывали внимание. Приветствуется массаж артикуляционных органов, а также разнообразные развивающие пальчиковые игры. Массаж лучше доверить специалистам. А вот игры с успехом могут проводить родители, бабушки-дедушки и даже старшие братья и сестры.

Условия игры
Весь процесс «вызывания речи» проходит в определенных условиях:
— во-первых, ребенку нужны положительные эмоции;
— во-вторых, со стороны близких не должно быть каких-либо насильственных действий;
— в-третьих, необходимо непосредственное участие взрослых.
Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же взрослые предпочитают все свободное время проводить у телевизора, за компьютером или просмотром фильмов, записанных на DVD, молчание малыша вполне объяснимо.
Родителям полезно знать, что нервная система ребенка 1—3 лет не отличается особой прочностью. Потому игры (и прежде всего обучающие) не должны длиться более 10—20 минут (в зависимости от возраста).
О том, что ребенок устал, можно судить по его поведению. Если он капризничает, отказывается выполнять инструкцию, это говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе, а игру пора заканчивать.
О чем еще следует помнить, занимаясь с ребенком?
Маленького человечка больше всего привлекают яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Так что, прежде чем браться за обучение крохи, сядьте перед зеркалом и расскажите себе самому сказку, например про курочку Рябу.
Ну и как, собственное лицедейство вызвало у вас живой интерес? Если нет, то и малыша оно вряд ли привлечет. Неудачный опыт — тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию ваших самых любимых актеров. В конце концов в каждом из нас дремлет талант. А без него в последующих играх мы просто никак не сможем обойтись!
Песочек, камешки…
Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она обеспечивает достойное существование малышу!
Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?
Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И появление первых слов у крохи не заставит себя ждать.
Собираетесь в отпуск к теплому морю (это сейчас можно устроить в любой сезон)? Начинайте заниматься уже в пути. Почитайте ребенку сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Перелет покажется не столь утомительным, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.
Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми пробелами.
Многие родители знают, как приятны игры с песком. Они снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют умственную деятельность малыша. Возьмите пример с тех родителей, которые пакуют в чемодан не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками.
Малыш может пересыпать песочек, сооружать из него замки, просто шлепать ладошками по мокрой поверхности — все это способствует развитию мелкой моторики.
Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для того, чтобы кроха произнес первые слова. Ему так хочется выразить СВОЕ ощущение счастья! Поэтому именно на отдыхе он обязательно заговорит!

Говорящие пальчики
Пальчиковые игры — тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга.
Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного — просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них, ласково погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к выполнению следующих упражнений.
На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и сам поиграет — надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками.
Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев.
Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают камешек и направляют его прямиком в ведерко.
Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим. Сначала — правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые добрые и ласковые слова.
Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм, наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию.
Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не только движения руками, но и повторить слова. Естественно, далеко не все будет получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение — мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно занимайтесь со своим крохой.
Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка сумеете разговорить маленького человечка.
Пальчикам крохи найдется занятие
Когда будут освоены «Коза-дереза», «Мальчик-с-пальчик» и подобные игры, можно разучить что-нибудь посложнее.
Пчелиный улей
— Что за дом-кубышка?
(Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.)
— Кто живет там? Мышка?
(Со всех сторон рассматриваем детский кулачок.)
— Нет! Что вы, что вы!
(Возмущенно машем руками.)
— Живут в доме пчелы.
(Потрясем кулачком, поднесем его к уху, пожужжим.)
— Пчелы летают…
(Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как крыльями. Пожужжим.)
— Деток в домике считают.
(Ребенок снова сжимает кулачок.)
— Один, два, три, четыре, пять…
(Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)
— Мы не будем им мешать.
(Заведем обе руки за спину — как будто что-то спрятали.)
— Пчелки мед соберут…
(Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)
— И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше…) дадут.
(Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)

Кто в домике живет?
— Улитка, улитка!
(Сжатая в кулак рука «ползет»
по столу.)
— Высунь рога!
(Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)
— Дам пирога!
(Показываем раскрытые ладошки.)
— Мне не надо пирога!
(Отрицательно мотаем головой.)
— Мне свобода дорога!
(Вертим сжатыми кулачками.)
— Я ползу по дорожке…
(Кулачки снова «ползут» по столу.)
— Захочу — высуну рожки!
(Высвободим и выпрямим указательный и средний пальцы.)
— А дотронешься слегка…
(Прикосаемся к указательному и среднему пальцам малыша.)
— Убираются рога!
(Улитка снова прячет «рожки».)
Черепаха
— Здравствуй, черепаха!
(Сжимаем кулачки.)
— Вот тебе рубаха!
(Накрываем кулачок ребенка своей рукой и слегка сжимаем.)
— У меня своя защита…
(Покрутим сжатыми кулачками.)
— Она прочно сшита!
(Кулачки стучат друг о друга.)
— Вот тебе сапожки.
(Взрослый, собрав пальцы в горсть, гладит ими каждый пальчик на ручках малыша от основания до самых кончиков.)
— Есть у тебя ножки?
(Снова сжимаем кулачки.)
— У меня — лапки!
(Раскрываем, растопыриваем
пальцы на обеих руках.)
— Они играют в прятки.
(Снова крепко сжимаем кулачки.)
— А где твоя головка?
(Высвобождаем и показываем большие пальцы.)
— Спряталась ловко!
(Большие пальцы снова убираются в кулак.)
Сорока-белобока
Сорока-белобока,
Кашку варила —
Деток кормила,

(По часовой стрелке с лёгким нажимом гладите ладошку малыша пальцем.)

Этому дала,
Он воду носил.
(Надавите на кончик мизинца и слегка потеребите его.)
Этому дала,
Он дрова колол.
(Надавите на кончик безымянного пальца и слегка потеребите его.)

Этому дала,
Он в избе подметал.
(Надавите на кончик среднего пальца и слегка потеребите его.)
Этому дала,
Он печку топил.
(Надавите на кончик указательного пальца и слегка потеребите его.)

А этому — не дала!
Он воду не носил,
Дрова не колол,
Избу не подметал,
Печку не топил,
Кашку не варил —
Нет ему каши!

(Отводите большой палец в сторону по кругу, надавите на кончик большого пальца и с усилием потеребите — «побейте» его).

Пальчик
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик все съел
От того и потолстел
(загибать пальчики нужно, начиная с мизинца, можно проводить в виде массажа)
Ладушки (на ударных слогах хлопаем в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
Бабушка добренька!
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! Домой Полетели!
На головку сели! «Ладушки» запели
Сели посидели,
Дальше Домой полетели!!!
Сонный слон (звеним в колокольчик)
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дин. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Пальчиковая гимнастика:
Упражнения для пальцев рук- развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям, известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка, вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день.
Ладони на столе— ребёнок сидит за столом, руки лежат на столе ладонями вниз, на счёт- раз- пальцы врозь, два- вместе.
Пальчики здороваются— малыш сидит, руки держит перед собой, на счёт раз- соединяются большие пальцы обеих рук, два- указательные, три- средние, четыре- безымянные, пять- мизинцы.
Человечек— ребёнок, сидя за столом, изображает человечков, сначала указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, затем- левой. Дети бегут наперегонки- движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно.
Коза— малыш изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.
Козлята— то же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно. Очки— ребёнок изображает очки, образовав два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.
Зайчик— малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой и безымянный, и мизинец соединяет (зайчик слева).
Ладошка- кулачок- ребро— ребёнок сидит за столом, на счёт- раз- кладёт руки на стол ладонями вниз, два- сжимает кулачки, три- кладёт кисти ребром.
Деревья— малыш поднимает обе руки ладонями к себе (деревья стоят), широко разводит пальцы (ветки раскинулись).
Флажок— большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
Гнездо— соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
Корни растения— прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
Пчела— указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси. Солнечные лучи— скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы. Паук— пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Стол— правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую.
Ворота— соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
Мост— поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
Ромашка— соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
Ёжик— ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Бочонок с водой— слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.
Игра «прятки»(сжимание и разжимание пальцев рук)- в прятки пальчики играли и головки убирали, вот так, вот так, так головки убирали.
Игра «сорока»— при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила.
Игра «пальчик-мальчик»— ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
Игра «белка»— малыш держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочерёдно загибает пальцы: сидит белка на тележке, продаёт она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.
Игра «этот пальчик»— ребёнок поочерёдно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем- на другой, начиная с большого: этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папочка, этот пальчик- мамочка, этот пальчик- я, вот и вся моя семья, затем поочерёдно сгибает пальцы: этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, тише, пальчик, не шуми, братиков не буди, встали пальчики, ура, в детский сад идти пора.

Игра «по грибы»— малыш поочерёдно сгибает пальцы, начиная с мизинца: раз, два, три, четыре, пять- мы грибы идём искать, этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик всё съел, оттого и потолстел.
Игра «апельсин»— малыш поочерёдно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца: мы делили апельсин, апельсин всего один, эта долька для кота, эта долька для ежа, эта долька для бобра, эта долька для чижа, ну, а волку кожура.
Игра «ну-ка, братцы, за работу»— ребёнок разгибает пальцы, на одной руке, поочерёдно постукивая по ним указательным пальцем другой: ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту, большому- дрова рубить, печи все тебе топить, а тебе воду носить, а тебе обед варить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять.
Игра «алые цветы»— малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана, медленно раскрывает пальцы: наши алые цветки раскрывают лепестки (покачивает кистями рук): ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно закрывает пальцы): наши алые цветки закрывают лепестки (покачивает сложенными кистями): тихо засыпают, головой качают.
Можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка, не плач!
Не утонет в речке мяч.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка — Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.
Игры с куклой:
Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, укладывать спать, гулять с ней… Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.
Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»
Игры по ролям:
К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.
Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться).
Далее меняетесь с ребенком ролями.
Или поиграйте в «Мишку-косолапого»:
Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою — топ!
Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Смотрите книжки с картинками
Взрослый вместе с ребенком рассмат­ривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? — спрашивает взрослый. — А это кто? Что он делает?», «Агде птичка?», «Покажи дерево»… Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.
Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными. Например: «Куда пошел мальчик?», «Где сидит птичка?», «Что делают дети?», «Почему девочка плачет?» Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сюжет и смысл ситуации, изображенной на картинке.
Речевое сопровождение действий.
Этот прием очень важен для по­строения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что дей­ствия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными сло­вами. Например, когда малыш (1,5 — 2 года) бежит или танцует, он может говорить «топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком -«тук-тук», когда рисует капли дождя — «кап-кап»… Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, который внимательно следит за действиями ребенка. Потом малыш вторит взрослому, и они уже вместе сопровождают звуками действия ребенка, а затем сам малыш и действует, и произносит звуки одновременно. В более старшем возрасте (после 2 лет) этот прием можно усложнять и сопровождать действия детей уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Для этого нужно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать ему вопросы о них: «Коля бежит, Коля умывается, Коля копает… Что Коля делает? Что Коля хочет?» Здесь хорошо также использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать. Например: «Заинька, топ­ни ножкой, заинька, бей в ладоши, заинька, повернись…»
Называние пространственных ощущений.
Ребенка учат различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения, что не только обогащает словарь, но и развивает мыш­ление. Взрослый демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух игрушек (зайчик и мишка, или два утенка, или кукла и лисичка…). Игрушки то располагаются близко, то расходятся далеко, то одна забирается на другую (одна вверху, другая внизу), то одна убегает от другой (одна впереди, другая сзади). Ваши вопросы побуждают малыша осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище — главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов.
Однако подчеркиваем: обозначение пространственных отношений -очень трудная задача для малышей, предлоги и наречия они осваива­ют позднее. Поэтому такой прием обучения речи лучше использовать к концу раннего возраста (после двух с половиной лет).
Спектакль c игрушками.
Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень простым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без ботинок. Для такого спектакля пригодны самые обычные игрушки, и вовсе не обязательно приобретать реквизит для кукольного театра. Гораздо важнее, чтобы показ взрослого обязательно сопровождался словами, которые бы малыш узнавал. Ваш маленький спектакль должен вызывать у него сочувствие игрушкам и желание помочь им: вытереть мишке слезы, поискать вместе с куклой мячик, согреть ей ножки… Сразу после сценки можно спросить ребенка, что он видел. С помощью подсказок и вопросов взрослого, малыш по-своему может передать свои впечатления от увиденного. Например: «Миша упал, бо-бо» или «Мячик тю-тю, где мячик?». Эту игру лучше использовать на 3-м году жизни, когда в лексике детей уже достаточно слов, обозначающих действия и состояния. Постепенно можно усложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше оставлять теми же — скоро ребенок привыкнет к ним, они станут его любимыми, и он сможет хорошо играть с ними сам. Это всего лишь несколько приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше. Все зависит от вашей фантазии и желания общаться с ребенком. Однако при проведении занятий советуем вам учитывать следующее. Занятия должны быть интересны для малыша и приносить ему радость. Заставлять ребенка делать то, чего он не может или не хочет, недопустимо. Все приемы, направленные на развитие речи, включаются в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова обязательно связаны с конкретными впечатлениями и активностью малыша. Пассивное повторение слов не ведет к развитию активной речи. Ребенок должен быть сосредоточен на том, что вы говорите и показываете. Продолжительность таких занятий — не более 3-5 минут. Дольше этого времени ребенок от года до трех не может удержать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях.
Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры от Екатерины Железновой — развивающий мультик «Музыка с мамой»:
Пальчиковые игры. Раннее развитие. Пальчиковая гимнастика. Игры для малышей:
—-
Ребенок не просто учится говорить, он учится:
— запоминать внешний вид предмета – картинку;
— запоминать название предмета в виде определенного набора звуков;
— проводить аналогию картинки с названием (пример аналогового мышления);
— и затем только, произносить название предмета.
Это серьезная логическая и аналитическая работа его головного мозга. Такая работа развивает, тем более постоянная и постепенно усложняющаяся… По этой причине, обучение надо начинать постепенно.
По теме:
http: //evrikak.ru/info/kak-pravilno-nauchit-rebenka-vyigovarivat-slova-i-kogda-eto-nachinat-delat/
—-
Муха, Муха-Цокотуха
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
Потри чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе Меду принесла…
«Бабочка-красавица, Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается, А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил,
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-pa, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей —
С Муравьихою подпрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки, Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Какие существуют методики развития речевого аппарата?

Выбирая методику для обучения крохи, помните, что этот процесс не должен утомлять ребёнка, в противном случае методика будет малоэффективной.

Чтобы развить у крохи логический и образный тип мышления, следует использовать игры, которые помогают усваивать новые знания. Для таких игр можно использовать разные геометрические фигуры, головоломки и карточки.

Какие существуют типы речи?

Речь делится на две группы:

  • активная — малыш говорит сам;
  • пассивная — кроха понимает о чём говорят другие.

В первую очередь появляется пассивный тип речи, а только потом активный. Чтобы малыш плавно перешёл от пассивной к активной речи, следует создать следующие условия:

  • Общение с малышом должно быть тёплым и эмоциональным. Старайтесь разговаривать ласковым тоном, так, вы не только передаёте свои эмоции, но и готовите малыша к речевой деятельности.
  • Как можно больше разговаривайте с ребёнком, он должен слышать правильную и грамотную речь.
  • Включайте для прослушивания разные песни или читайте сказки, со временем малыш начнёт копировать услышанные звуки.
  • Всегда сопровождайте предметную деятельность какими-либо фразами. К такой деятельности относится игра. Показывая игрушку, говорите её название со временем малыш начнёт их запоминать.

Как научить ребёнка говорить?

Главное правило гласит, что с малышом нужно как можно больше разговаривать. Во время выполнения каких-либо действий с ребёнком старайтесь компенсировать и ловить заинтересованный взгляд вашего чада.

Обратите внимание на то, что ваше взаимодействие с малышом и комментарии не должны быть исключительно звуковыми, сопровождайте вашу речь жестами, прикосновениями и другими движениями. Например, ребёнок лучше запомнить слово «кубик», если вы ему его покажете и дадите подержать в руках.

Обучая малыша какому-либо слову, старайтесь употреблять его в разных ситуациях и сочетаниях с другими словами. Например, если вы учите слово «каша», то покажите малышу её в виде крупы, потом дайте попробовать, скажите, что кашу следует варить и пр. Таким образом, больше шансов того, что кроха запомнит слово и со временем начнёт его произносить.

Для большего эффекта можно рассматривать картинки, на которых изображается предмет, название, которого вы изучаете.

Когда ребёнок начинает произносить первые слова?

Начиная с 1 года малыш начинает активно передвигаться по дому, тем самым получая новый опыт. Полученный опыт отражается на речевом развитии.

Зачастую первые слова кроха произносит в период с 9,5 месяцев до 1 года 6 месяцев. Чаще всего первые слова — это то, что он чаще всего слышит — папа, мама, баба или же дядя.

Особенности речевого обучения малыша с полугода до 1 года

В 6 месяцев малыш знает свои имя и поворачивает голову, если его произносят. Специалисты во время игры рекомендуют задавать вопросы, которые бы подталкивали малыша сказать название игрушки, которой он играет. Всегда отвечайте на его лепет и постепенно учите его произносить короткие слова, которые состоят из нескольких слогов.

Период с 8 до 9 месяцев — это лучшее время, чтобы обучить кроху имитировать звуки разных животных. Показывайте все на своём примере.

Очень часто для развития речевого аппарата используют игру, в которой нужно показать часть тела и назвать её.

Особенности развития речи у детей от года до 2 лет

То как быстро ребёнок научится говорить напрямую зависит от того, как часто родители с ним разговаривают. В возрасте 1 года дети уже не только понимают, что к ним обращаются, но и умеют говорить короткие и простые слова. По мере того как кроха начнёт ходить, его словарный запас начнёт увеличиваться.

Для эффективного развития можно использовать следующие игры:

  • Игры, которые способствуют развитию интонации. Например, перед ребёнком можно поставить игрушечного льва и кота, и дать задание, что он мяукал как кот, а потом рычал, как лев. Это упражнение хорошо способствует развитию голосового тембра, а также оно учит быстро менять интонации.
  • Попросите малыша назвать и показать какие у него есть игрушки. Это отличное упражнение не только для развития речевого аппарата, но и для памяти.
  • Рассматривая с ребёнком картинки в книжке, попросите его сказать, чем занимается тот, кто изображён на картинке, и что он ещё видит.

Как научить кроху говорить простыми предложениями?

Обратите внимание на то, что связная речь формируется только к 3 годам. Чтобы детки начали говорить предложениями, родителям самым нужно говорить простым предложениями. Просите малыша описать, то что он делать или что делают другие. Показывайте ему пример, пусть он по первому повторяет за вами простые предложения. Старайтесь играть в такие игры, которые предполагают прямую речь малыша.

Четыре основных совета, которые помогут развить речь у ребёнка

  • Полезными будут занятия артикуляционной гимнастикой. Такие упражнения можно делать даже с младенцами. Обратите внимание на то, что такие занятия будут максимально полезными до того времени, пока малыш не научится чётко говорить.
  • Внимательно слушайте, то что хочет сказать ваш ребёнок. Дайте ему обратную реакцию ответной фразой. Активное слушание нужно для того, чтобы поправляли малыша во время речи, тем самым корректируя её. Во время коррекции используйте уточняющие вопросы, переспрашивать и просите повторить сказанное слово.
  • Читайте вслух. Дети, которые слушают разговорную речь родителей быстрее начинают сами говорить. Таким образом, малыш узнает больше слов, тем самым делая свою речь богаче.
  • Пойте песни и учите простые стихи. Так, ребёнку будет намного интереснее учиться.

Почему могут возникать задержки в речевом развитии детей?

Зачастую причиной позднего развития речи является то, что дети недополучает нужного общения. Занятые родители зачастую окружают малыша разной техникой: телевизором, планшетами, а это негативно влияет на развития малыша. Ему нужно именно живое общение. Это объясняется тем, что кроха слышит речь по телевизору, однако, он не понимает, что она адресована ему.

Иногда причиной, того, что дети долго не начинают чётко говорить, является, то, что родители хорошо понимают лепет малыша. Вместо того, что стимулировать кроху говорить правильно, родители начинают угадывать, то что он хочет сказать. Чрезмерное сюсюканье может оказать негативное влияние на развитие малыша.

Проблемы с речью могут быть вызваны также тем, что ребёнок непослушный или очень активный. Такой малыш становится рассеянным и не старается запомнить и воспроизвести новые слова. Вместо того, что выслушать, то что хочет сказать мама или папа, малыш начинает кричать и прерывать общение.

Как итог следует отметить, что у каждого ребёнка развитие происходит по-разному. Кто-то начинает говорить очень рано, а кто-то с небольшой задержкой. Несмотря на это, родители должны уделять большое внимание развитию правильной и грамотной речи. Однако, помните, что все должно происходить в игровой форме, малышу должны нравиться такие занятия.

Как это бывает…

«В течение нескольких месяцев в моей семье тишина была врагом. Несмотря на то, как сильно мы с мужем не пытались, несмотря на то, сколько мы не читали и не разговаривали, наш маленький сын не хотел произносить членораздельных звуков.

Конечно, он улыбался и хихикал когда мы с ним болтали, и да, он схватил игрушку когда мы попросили его. Клетки мозга точно функционировали правильно, но в течение нескольких месяцев в них просто не было слов.

Может быть мы были немного нетерпеливыми. Когда малому было около 8-ти месяцев мы были огорчены, а к 12-ти месяцам забеспокоились. И вот, мы уже собирались связаться с нашим педиатром, как ребенок произнес громкое „мама“.

И с тех пор он не переставал говорить обо всем, что его беспокоит! Все эти ночи, которые мы провели над книгами в поисках ответов на вопрос: „когда кроха должна начинать разговаривать“, все это было напрасно…

Истина лежала на поверхности, но почему-то мы не догадались, что помочь нашим детям приобрести языковые навыки можно намного проще и более естественно чем мы думаем, хотя об этом говорят многие дефектологи и детские психологи.

Оказывается, те из нас, кто называл этот процесс „научиться говорить“ понимали все это неправильно, искусство общения гораздо шире чем мы учим наших детей, ведь обычно мы просто просим их повторить определенные слова.»

Вот такую историю недавно поведала мне моя подруга Юля, и это действительно заставило меня задуматься и вспомнить, как все происходило у нас в семье.

Я всегда понимала, что необходимо создать благоприятную атмосферу, которая будет стимулировать доверие, в которой будут отмечать успехи и все будут получать удовольствие от процесса обучения и повторения изученного.

Ученые утверждают, что активное взаимодействие и диалог с ребенком обязательно принесет положительный результат. Это означает, что пока вы будете просто разговаривать с крохой, не требуя от нее повторять ваши слова, а просто ради взаимного удовольствия, чтобы развеселить и порадовать, вы будете делать все правильно.

Миссия: разговорить к 6-ти месяцам

Никогда не рано начинать прививать любовь к языку. Я общалась с Ромой еще с трех недель и уже к месяцу он начал активно и четко произносить заветное «агу», а уже к шести месяцам говорил «Аля» в отношении ко мне, так как мой муж меня так называл постоянно.

Мы покупали мягкие тканевые книжечки со словами и картинками и регулярно показывали их малышу. Мозг младенца работает с первых дней жизни, мы очень быстро это поняли и решили не терять ни дня. Мы всеми силами старались развивать своего наследника, при этом покупали все новые и новые «завлекалочки», чтобы он не утратил интерес.

Если вы тоже в поисках интересных идей для развития крохи, то обязательно ознакомьтесь с курсом «Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее».

Но после того как познакомились с множеством результатов научных исследований, пришли к неожиданным выводам: наш сын, вероятно, начал изучать язык еще до этих тактических набегов языкового погружения.

Недавние исследования из Университета Амстердама указывают на то, что большинство детей начинают приобретать элементарные навыки языка (например, интонацию) еще в утробе матери.

После родов, хотя навыки общения уже есть, они не могут «нажать кнопку» немедленно, но будьте уверены: в мозгу новорожденного происходит множество запускающих процессов.

Младенцам нужно лишь несколько недель чтобы усвоить слова, которые они слышат каждый день. Но они часто не дают нам, родителям, никаких намеков, что уже много знают, их обучение происходит «за кулисами», так говорит Кэти Хирш — доктор философии, директор детской лаборатории Университета Темпл в Амблер, штат Пенсильвания.

Как мы можем помочь в развитии речевых навыков?

Помните, что нет такого понятия как «слишком много разговоров» даже для младенческого возраста. Разговаривайте часто, проявите творческий подход (например, используйте мягкие книжечки как мы). Будьте терпеливы, даже если первые слова представляют из себя нечто непонятное.

Следите за интонацией

Чем больше слов ежедневно слышит малыш, тем лучше. Мы с мужем прилагали совместные усилия, чтобы как можно чаще и активнее разговаривать с сыном. Но семья моих знакомых — Настя и Саша — не так усиленно занималась со своей дочкой Лилей, они не меняли привычного общения в доме только ради крохи.

Конечно, пара пыталась научить кроху первым словам, таким как мама и папа, и в итоге они поняли, что больше всего ей помогло именно многократное повторение одного и того же слова. «Однажды, когда мы стояли в пробке, услышали, как Лиля отчетливо произнесла папа и заулыбалась, когда Саша повернулся к ней, тогда мы поняли, что разговорный процесс запущен», — рассказывает Настя.

Эксперты говорят, что не имеет значения, какие именно слова вы говорите, важно как часто и с какой интонацией это делаете. Исследования по этой теме собраны в книге 1995 года «Значимые различия в повседневном опыте молодых американских семей».

Ученые сопоставили количество слов, которые малыш слышит до 3 лет к успеху этого ребенка в более позднем возрасте. Современные эксперты сходятся во мнении, что чем больше слов наши дети слышат, когда их мозг наиболее значительно развивается, тем лучше.

В доме, где есть дети, разговоры с самим собой не являются признаком сумасшествия

Это не так сложно, как вы могли бы подумать. Прекрасным способом для непринужденного обучения новорожденного речи является комментирование вслух каждого своего действия. Представьте себя диктором радио, передающим информацию о вашем мире к самому главному слушателю из всех.

Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловко и непривычно, но подумайте, сколько тысяч новых слов грудничок услышит за несколько часов. Со временем вы поймете, что это занятие действительно полезное и рутина начнет приносить вам больше удовольствия, а малыш будет учить язык на основе вашего простого повседневного опыта.

Отвыкайте от пустых разговоров с каждым годом

Чем старше становится ваш малыш, тем больше новых и более сложных слов вы должны вводить в его лексикон. Даже если вам кажется, что кроха еще не готова к пониманию новых фраз, старайтесь объяснять. Лучше потратить время на общение с ребенком, нежели посидеть в социальной сети.

Показывайте младенцу новые предметы в доме, называйте их и рассказывайте, что с ними делают. Не бойтесь таких сложных слов как микроволновая печь или стиральная машина — показывайте наглядно, как вы ими пользуетесь. Дайте малышу понажимать на кнопочки в заданном порядке и комментируйте, что в этот момент происходит.

На что стоит обратить внимание?

Когда задаете вопросы малютке, старайтесь получать не однословный ответ. Спрашивайте снова и снова: пусть учится давать обширную характеристику и полный ответ. Сохраняйте терпеливость, независимо от того, умеет ли малыш четко произносить звуки, распознает ли он цвета и фигуры, знайте — если этого не происходит сейчас, то обязательно произойдет немного позже.

И наконец, выключите телевизор. Даже образовательные программы не являются заменой общения лицом к лицу. Малыш должен видеть как движутся ваши губы во время произношения того или иного слова.

Старайтесь проводить время весело и интересно, переходите от одной деятельности к другой. Вначале поиграйте в кубики, потом почитайте сказку, затем спойте песенку или расскажите стишок. Вовлекайте малыша в выполнение домашних обязанностей, пусть помогает протирать пыль и подметать.

Поощряйте даже маленькие успехи

Конечно, обучение происходит легче всего, когда это не скучно и приятно. Даже когда малыш научится лишь новому слогу аплодируйте ему всей семьей — это лучший способ дать понять, что он все делает правильно. Пойте дуэтом, при этом напевайте разные слова по очереди, создайте атмосферу праздника, дайте крохе понять, что общение — это радость, это чудо.

Танцуйте когда у ребенка получится связать в одно предложение два-три слова. Задавайте открытые вопросы, такие как «Что ты видишь на этой картинке?». Дайте крохе время на размышления, не подсказывайте сразу, пусть он сформирует свое мнение, это будет интереснее для вас обоих.

Всегда смотрите крохе в глаза, когда разговариваете с ним. Чем более прямым и тесным будет ваше взаимодействие, тем счастливее и комфортнее будет чувствовать себя кроха рядом с вами. Всегда давайте время малышу на обдумывание своих слов, не спешите подсказывать и исправлять речевые ошибки.

Если вы будете выполнять все эти действия, то со временем ваше чадо сможет очень активно и развернуто строить логические умозаключения.

Обращайте внимание на возрастные нормы развития речи

Не смотря на то, что развитие, как умственное так и физическое, у каждого ребенка индивидуально, все же существуют определенные темпы развития, свойственные большинству детей:

  • От 0 до 4 месяцев

В основном воркование и гуление: дети имитируют определенные шумы и особенно заинтересованы в интонации и звуке вашего голоса.

  • От 4 до 7 месяцев

Лепет, в котором прослеживаются некоторые буквы: сначала звучат Б, Д, М наиболее четко.

  • От 7 до 12 месяцев

Появляются слоги Ма, Да, Ба, Па. Слова, состоящие из двух слогов, как правило, возникают около первого дня рождения ребенка.

  • От 12 до 18 месяцев

Словарь растет в геометрической прогрессии, появляются слова, состоящие из трех слогов.

  • От 18 до 30 месяцев

Небольшие фразы, предложения и многое другое.

Если есть отклонения?

Если к 18 месяцам ваш ребенок не говорит по крайней мере 15 слов — обратитесь к педиатру. Чем раньше вы сможете заметить проблемы, тем легче и быстрее будет возможность с ними разобраться, и тем больше шансов свести их к нулю.

Не стоит воспринимать задержку речевого развития как некий приговор, современные дефектологи и логопеды в 90% случаев способны помочь любому малышу.

Напоследок рекомендую посмотреть видео с интересной методикой обучению речи:

Любите своих деток, учите их с удовольствием и радостью и у вас обязательно все получится! Но не забывайте подписываться на обновления блога и читать свежие интересные статьи, а также делиться ими с друзьями в социальных сетях.

Альбина Синенькая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *