Кружок в детском саду

Содержание

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Содержится в разделах:

  • Кружковая работа. Дополнительное образование
  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Показаны публикации 1-10 из 2074.
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Новое

Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию «РЕЧеЦВеТИК» предлагаю календарно-тематический план. Возможно кому-то пригодится в работе по дополнительному образованию. Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста…

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная грамота» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ Протокол №_ _ Высоцкая И.В. «_»_ 20 г Приказ от «_…

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей — Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Почемучки» «Математический парк аттракционов»

Публикация «Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной…» Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Почемучки» «Математический парк аттракционов» 06.05. 2019 год Педагог: Тимонина Галина Алексеевна Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет) Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа кружка «Умелые ручки» для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой…

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников 1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы по дополнительному образованию Цели программы: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу. Основные задачи программы: Образовательные: • формирование основ…

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка» Городского округа «город Якутск» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ» вид деятельности:…

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей — Отчет по дополнительной программе кружковой деятельности в подготовительной группе

Статья «Отчет по дополнительной программе кружковой деятельности в…» Отчет о работе кружка «Будущий школьник» за 2018-2019 г. в подготовительной группе №5 Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это владение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при…

Программа кружка «Истоки» во второй младшей группе Принята педагогическим советом 30.08.2018г, Протокол № 1 УТВЕРЖДЕНА Приказом заведующего МБДОУ ДС № 2 от 30 августа 2018г. № 50-осн Заведующий МБДОУ ДС № 2 _ И.А. Лежикова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с…

Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования» Актуальность разрабатываемого проекта: Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в…

Программа для кружка в детском саду Программа кружка «Веселый оркестр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 110» Автор – составитель: Доровская Екатерина Вячеславовна, музыкальный руководитель 2018 год 1 Содержание Пояснительная записка стр.3…

Страницы: 2 3 4 … 208

Какие кружки можно организовать в детском саду

В часть программы, формируемую участниками образовательных отношений включаем кружковую работу. Кружковая работа в дошкольной образовательной организации давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Цель кружковой работы — расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности; повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

В нашем детском саду функционируют следующие кружки:

кружок «Моя Хакасия» для детей 5-7 лет — приобщение дошкольников к историко-культурному наследию родной республики, знакомство с местными достопримечательностями, изучение хакасского языка.

Программный материал данного кружка содействует развитию у детей интереса и уважительного отношения к культуре и традициям родного края, помогает сохранить хакасскую культуру во всем ее многообразии; формирует у детей элементарные умения общаться на хакасском языке с учетом речевых возможностей и потребностей.

Введение личности ребенка дошкольника в социально-нравственную атмосферу, края, села, воспитание любви к родной природе происходит через активизацию познавательной деятельности. Работа ведется в нескольких направлениях.

1-е направление: «Как живешь, родной край? В данном направлении происходит, ознакомление детей с Бейским районом, городом Абаканом, республикой Хакасией. Дети узнают не только о настоящем родного края, но и о его историческом прошлом. Проекты: «Улицы нашего села», «Наши земляки», «Профессии моих родителей» и др., созданы альбомы «История моей семьи в истории моей страны», участие в ежегодном совместном мероприятии с ОАО «ВБР» «Мама, папа, я – шахтерская семья».

2-е направление «Кто мы и откуда?». Дошкольники знакомятся с прошлым хакасского народа, его бытом, традициями, обычаями. Совместно с детьми ставим театрализованные представления по мотивам хакасских народных сказок, проводим народные праздники. Проекты: «Герб семьи», «Родословная моей семьи», «Мой прадед», «Происхождение фамилии».

3-е направление «Природное краеведение». Формы работы в данном направлении разнообразны и интересны. Дети узнают о природных богатствах республики, знакомятся с достопримечательностями, узнают о знаменитых реках и озерах Хакасии, многообразии природного и растительного мира.. Беседы «С чего начинается Родина», «Чем богата наша Республика» и др., викторины «Мой край родной — Хакасия», тематические прогулки «Эх, село мое родное», экскурсии к Памятнику односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, в сельскую библиотеку.

кружок «Я- исследователь» для детей 4-5 лет направлен на формирование первоначальных познавательных знаний и умений путем детского экспериментирования.

Основные цели и задачи исследовательской деятельности:

— Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.

— Развитие познавательных интересов и способностей детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.

— Формирование познавательных действий, становление сознания; опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов (экспериментов).

— Развитие мышления, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

— Развитие коммуникативных навыков, желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

— Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Ежегодно воспитанники занимаю призовые места в муниципальном конкурсе исследовательских проектов «Я-исследователь», где занимают призовые места. (2016 г. Несипбеков Нурлан проект «Секреты электричества»)

кружок «Веселый художник» направлен на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

театральный кружок «Петрушкины друзья». Содержание программного материала способствует развитию формированию основ творческой личности. Через сказки, рассказы, сценки дети осознают моральные нормы, принятые в обществе. Во время постановки театрализованных представлений дети учатся жить в гармонии с окружающим миром, развивается их чувственность, способность рассуждать, раскрывается творческий потенциал дошкольников.

Кружковая деятельность осуществляется педагогами в течение учебного года с октября по апрель. Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью — от 3 до 7 лет.

Деятельность кружков проводится 4 раза в месяц во 2 половине дня в групповых или спальных помещениях.

Руководители кружков представляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

Рекомендуем посмотреть:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Какие ещё кружки бывают при детских садах

Эти три секции – самые востребованные кружки в детских садах. Но ни одно заведение не остановится лишь на танцах, пении и театре. Всегда есть много чего интересного. Например, почти всегда имеется кружок ИЗО в детском саду, спортивный (футбол, баскетбол, теннис, борьба), логические секции, где детей учат считать, играть в шахматы или шашки, изучение иностранных языков.

Некоторые детские сады сегодня направляют свою деятельность на определённый вид спорта. Очень популярной борьбой стало тхэквондо. Но это никак не мешает проводить соревнования по футболу, волейболу или другому виду спорта среди воспитанников детских садов.

В обязательную программу многих детских садов также входит иностранный язык. Чаще всего детей с 3-х лет начинают обучать английскому. Если же вы хотите, чтобы ваш малыш учил другой язык или не начинал его изучение так рано, тогда стоит поискать заведение, направленное на общеобразовательную программу.

Когда вы собрались отдать ребёнка в детский сад, обязательно поинтересуйтесь обо всех кружках, которые там есть. Ведь есть шанс, что ваш малыш уже завтра захочет развить в себе какой-то определённый талант, а вот возможности на это не будет.

Повышенные потребности – широкие возможности

Дело в том, что образовательная программа реализует минимальный образовательный стандарт. Но в детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельно​сти. Требования же нормативных документов, регламентирующих образова​тельную деятельность, не позво​ляют проводить большее коли​чество занятий, чем это предус​мотрено программой. Есть среди дошкольников одарённые и талантливые дети. К тому же, бывают в детском саду и такие родители, которые уже наметили ориентиры в жизненном пути своего ребёнка к успеху и карьерному росту. Им всем требуется расширенный и углублённый список образовательных услуг.

А где, как не у специалистов дошкольного образования, в образовательном учреждении, которому они доверяют, где есть все условия для занятий, получить их? Ведь не везде и не всегда у родителей есть возможность водить ребёнка в специализированные школы и студии. Детский сад может помочь потребителям своих образовательных услуг, создав систему дополнительных образовательных услуг в виде кружков, секций и студий по различным направлениям деятельности. Чаще всего это художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное направления, то есть танцевальные, театральные, художественные, прикладные спортивные кружки и секции.

Они могут быть продолжением (и углублением) образовательной программы – в этом случае мы говорим о так называемой внутренней интеграции.

Статья 45 Закона «Об образовании» гласит, что образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги и не предусмотренные соответствующими образовательными программами. Возможно даже силами специалистов различных учреждений дополнительного образования, в рамках внешней интеграции ДОУ.

С чего начать?

Для того, чтобы деятельность детского сада по организации кружков была полезной не только детям (им, конечно же, в первую очередь), но и самому детскому саду, чтобы популярность и наполняемость кружков была стабильной, а то и росла, необходим постоянный мониторинг этой деятельности.

Рекомендуем к прочтению: Очередь в детский сад тамбов посмотреть

Объектами мониторинга должны быть:

1. Потребности социума в дополнительных образовательных услугах.

Каких кружков не хватает в микрорайоне, где находится детский сад, а какие предлагаются в достаточном количестве? Как изменяются год от года потребности в тематике кружков, секций и студий у родителей и детей, посещающих детский сад и живущих в его микрорайоне?

Одной из форм может быть анкетирование родителей: «Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОУ? Какая стоимость услуги удовлетворяет вас? Ваши предложения по дополнительному образованию детей?».

2. Проводится маркетинговая деятельность: родительские собрания, Дни открытых дверей.

Родители знакомятся с материально-технической базой для проведения кружков в детском саду и с дополнительными образовательными программами. Осуществляется рекламная кампания по привлечению жителей микрорайона в кружки, организованные в детском саду: размещение объявлений, буклетов, афиш, информации на сайте учреждения, в социальных сетях (например, в группах с соответствующей тематикой), средствах массовой информации.

3. Диагностируется наличие специалистов для организации тех или иных кружков в детском саду.

При необходимости – проводится обучение имеющихся педагогов или приглашаются педагоги дополнительного образования «со стороны».

4. Проводится диагностика качества образовательных программ кружков детского сада – силами старшего воспитателя или сторонними консультантами.

Рассчитывается и определяется общее суммарное время непосредственной образовательной деятельности в неделю по возрастным группам для каждого ребёнка, занимающегося в кружках детского сада. Может быть создана так называемая карта индивидуальной нагрузки ребёнка.

Для контроля организации и работы кружков в детском саду обязательно нужен специально назначенный педагог, в должностных обязанностях которого будет соблюдение норм учебной нагрузки детей, повышение профессиональной компетенции педагогов, координация учебного процесса, ведение отчётной документации.

5. Диагностируется результативность дополнительного образования в кружках детского сада.

Оценивается качество полученных детьми теоретических и практических знаний и умений, уровень освоения ими различных компетенций; удовлетворённость детей и родителей занятиями в кружках детского сада.

Проводится так называемая диагностика «на выходе»: отслеживается процент детей, которые после выпуска из детского сада продолжили дополнительное образование по направлению кружка, в котором они занимались в детском саду; поступили в профильные классы или учреждения образования.

6. Осуществляется мониторинг документационного обеспечения процесса дополнительного образования в детском саду, наличие и качество следующих документов:

  • Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ Положение об использовании денежных средств от оказания дополнительных платных образовательных услуг;
  • Договора с родителями на оказание платных образовательных услуг; срочных трудовых договоров, должностных инструкций педагогов;
  • Смета доходов и расходов;
  • Учебный план;
  • Расписание кружков и секций;
  • График работы специалистов;
  • Список посещающих детей;
  • Табель работы педагога дополнительного образования;
  • Табель посещаемости детей в месяц.

Правильно организованная работа кружков в детском саду должна создавать возможности для обеспечения развития ребенка, формировать почву для его будущих достижений, помочь ему становиться успешным и готовым к последующей школьной и всей взрослой жизни.

Автор статьи — Наталья Прищепенок, автор иллюстрации — Анна Лукьянова.

В нашем гос садике не разрешают проводить кружки, ссылаясь на то что преподаватели таких кружков должны организовать ИП или ООО, а только потом предоставлять услуги… Это так?

Анастасия, вопрос переслали юристу.

Владелец сайта не несет ответственности за комментарии, которые оставляют посетители.

Однако, если вы обнаружите комментарий, содержащий ложную информацию, сообщите.

Организация кружка

Для начала озаботьтесь поисками будущих постоянных клиентов. Искать их стоит среди дружественных семей, которые хорошо вас знают и хотят ходить на ваши занятия. После получения двух-трех «клиентов», определите время занятий вашего кружка. Обычно подобные мероприятия для детей дошкольного возраста проходят в промежутке между десятью утра и шестью вечера. Договоритесь о регулярных встречах в какой-то день недели, учтите, что если в самом начале деятельности кружка встречи вдруг отменяются, собрать людей снова будет очень сложно.

После решения базовых организаторских вопросов продумайте тематику кружка. Если клиентов у вас не очень много, можно устроить встречу с ними и обсудить предполагаемые темы. К таким встречам нужно очень тщательно готовиться, чтобы не выглядеть глупо, придя с пустыми руками. Выбирайте глобальные, крупные темы, на развитие которых потребуется несколько занятий. Например, если вы собираетесь создавать детский кружок с упором на рисование, предложите изучение цветовых сочетаний, пропорций, перспективы. Подобных глобальных тем хватит на полгода-год изучения. Главное — подать их в правильной и доступной игровой форме, если ваш кружок рассчитан на дошколят.

Сделайте занятия интересными

Обязательно найдите в интернете или купите специализированные пособия, в которых можно найти ценную информацию об обучении детей, интересные упражнения и задания. Будьте готовы уделить этому много времени. Подобная полезная информация сделает ваши кружки более интересными для участников.

Расширить кружок можно при помощи объявлений, которые можно разместить в ближайших детских садах, библиотеках и школах. Можно поместить объявление в интернете на специализированных ресурсах.

Чтобы удержать кружок вместе, заинтересовать детей и их родителей, можно найти какую-то внешнюю цель — подготовку к выставке, участие в концерте, конкурсе или благотворительной акции. Заранее подумайте, что может стать таким объединяющим фактором. Первые «выходы в свет» помогают все участникам сплотиться, усиливают их интерес к деятельности кружка.

Со временем, если ваше мероприятие будет иметь успех, стоит задуматься об аренде специального помещения для него. Студия, спортивный зал, танц-класс — все это довольно легко можно найти практически в любом районе города. В этом случае важно обговорить с родителями ваших учеников все финансовые вопросы.

>Совет 3: Как открыть детский клуб

Совет 5: Как выбрать кружок или секцию для ребенка

Очень высоким детям практически всегда подойдут баскетбол и волейбол; ловким, быстрым и активным – футбол; крупным детям – хоккей, плавание, дзюдо; аккуратным и терпеливым – гимнастика, фигурное катание; мечтательным детям с хорошим воображением – кружки прикладного творчества, журналистики.

Следует обязательно спросить, что думает ребенок, ведь даже если у него есть способности, но нет интереса к занятию, вряд ли он добьется в нем высот. Иногда родители записывают ребенка в кружок без его мнения, основываясь на своих детских мечтах. В лучшем случае, без наличия интереса он просто бросит это занятие через некоторое время, в худшем – испортит отношения с родителями, которые заставляют его заниматься нелюбимым делом.

При выборе дополнительных занятий или кружков следует внимательно изучить темперамент ребенка: спортивные секции способствуют возбуждению ребёнка, а спокойные занятия (вязание, рисование, моделирование) напротив, умиротворяют и расслабляют ребёнка. При этом не стоит взваливать ему на плечи слишком много дополнительной нагрузки, тем более в первых классах. Это может привести к переутомлению и пониженной успеваемости во всех видах его повседневной деятельности.

Значимость кружковой работы в ДОУ

Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительныму образованию в детском саду.

Кружки выполняют несколько функций:

  • Образование. Ребёнок получает дополнительные знания и развивает определённые навыки в интересующей его области.
  • Воспитание. Работа в кружке развивает у детей коммуникативные навыки, социально адаптирует, воспитывает культуру поведения.
  • Коррекция и развитие. Занятия в кружках улучшают способности ребёнка или же корректируют их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок).

    Кружковая работа помогает раскрыть творческий потенциал детей

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает самооценку.

Цели

Кружковая работа может осуществляться для различных целей:

  • Повышение знаний и умений в определённой области или же их компенсация.
  • Ознакомление с материалом, не рассчитанным для изучения в обязательной программе.
  • Формирование социальных навыков.
  • Творческое развитие.

При создании того или иного кружка воспитатель должен учесть:

  • интересы в группе;
  • возраст детей;
  • время нагрузки на ребёнка.

Виды кружков в детском саду

Вся кружковая работа делится на 4 направления:

  • Художественно-эстетическое развитие — реализация творческого потенциала воспитанников.
  • Познавательное развитие — удовлетворение интересов и любознательности детей.
  • Физическое развитие — приобретение опыта двигательной активности, привитие ЗОЖ.
  • Социально-личностное развитие — совершенствование коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Кружки по изобразительному искусству

Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение. Кружок художественного рисования, знакомящий детей с нетрадиционными техниками рисования, подойдёт как для младших групп, так и для ребят постарше. Педагог может экспериментировать с показом разных техник ребятам, учитывая их интерес.

Рисование — одно из самых любимых детских занятий

В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.

В возрасте 3–4 лет у ребёнка только начинают формироваться представления о предметах, поэтому в процессе рисования дошкольники не могут уловить многие детали, но зато активно экспериментируют с цветом. Подойдёт:

  • рисование ладошками,
  • рисование пальчиками,
  • рисование нитками,
  • печать поролоном,
  • набрызг.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Аппликация поможет развивать восприятие детей.

Занятия лепкой развивают мелкую моторику, а значит, и речевые способности дошкольника

В средней группе дети очень любят мастерить. В этом возрасте детям будут интересны занятия по работе с бумагой и картоном, пластилином, тканью, различными природными материалами:

  • оригами;
  • аппликация;
  • рисование нитью;
  • монотипия;
  • отпечатки листьев;
  • печать пластилином;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование воском.

Полноценное общение со сверстниками является важным фактором формирования гармоничной личности старшего дошкольника. Работа в коллективе приобщает детей уважать интересы других, воспитывает организованность, волевые качества, коммуникативную культуру. В старшем возрасте уже можно использовать более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография («Каляка-маляка»);
  • граттаж;
  • пластилинография («Пластилиновая ворона»).

Фотогалерея: нетрадиционные техники изобразительного искусства

Рисование ладошками является простым в исполнении и подойдёт для самых маленьких воспитанниковМонотипия позволяет получить целостную картину методом зеркального отпечатка нарисованной половиныС помощью кляксографии можно создавать очень выразительные композицииРисование мыльными пузырями развивает творческие способности детей, а также артикуляциюТехника рисования ватными палочками хорошо подойдёт для создания зимних пейзажейКартины, выполненные в технике граттаж, требуют большой внимательности, поэтому подойдут для ребят старшей группыПластилинография помогает создавать объёмные картины

Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Каляка-маляка» в первой младшей группе

Автор Романовская Е. Р., воспитатель МБДОУ Д/с «Теремок», г. Цимлянск, Ростовская область
Месяц Тема Задачи
Январь «Снежок порхает, кружится»
  • Создать образ снегопада;
  • учить рисовать пальчиками или ватными палочками;
  • развивать чувство цвета и ритма.
«Весёлый снеговик» Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью.
«Вот какие ножки у сороконожки»
  • Освоить технику рисования вертикальных линий;
  • развить чувства формы и ритма.
Февраль «Весёлые рыбки»
  • Учить рисованию с помощью ладошки;
  • развивать воображение.
«Автомобиль для папы»
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • вызвать интерес к подарку для папы.
«Мои любимые домашние животные»
  • Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью;
  • учить имитировать шерсть животных.
«Полосатые полотенца для лесных зверушек»
  • Учить рисованию узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике;
  • развивать чувство ритма (чередование узоров).
Март «Мимоза для мамочки»
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • упражнять в технике скатывания салфеток;
  • развивать чувство композиции.
«Мои рукавички»
  • Упражнять в технике печатания;
  • учить украшать предмет несложной формы.
«Вот какие у нас сосульки!»
  • Освоить способ рисования вертикальных линий кисточками разной длины;
  • развивать чувство формы, цвета, ритма.
«Жили у бабуси два весёлых гуся»
  • Упражнять в использовании ладони в изобразительном искусстве;
  • закреплять умение дополнять изображение деталями.
«Подснежники»
  • Учить рисовать тычками;
  • учить рисовать, создавая форму цветка.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/07/18/kruzhkovaya-rabota

Видео: мастер-класс по пластилинографии

Музыкальные кружки

Кружки по музыке приучают ребят к культуре, воспитывают вкус, способствуют развитию творческих способностей. Пение — основной вид музыкальной деятельности в детском саду. Вокальный кружок помогает развивать слух, память, чувство ритма, способствует развитию речи.

В младшем возрасте дети могут ещё не воспринимать слова песни и их смысл, но уже тонко чувствуют мелодию, ритм. В таком возрасте голосовые связки тонкие, короткие, поэтому требуется бережное отношение к детскому голосу. Песни должны быть простыми в исполнении, понятными по образам. В средней группе у ребят увеличивается словарный запас, расширяется музыкальный кругозор, улучшается артикуляция. В старшей группе у детей формируется определённый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему слабый, ранимый. Упражнения на дыхание и артикуляцию усложняются, требуют большего внимания.

Музыкальный кружок развивает слух и чувство ритма у детей

Регулярные занятия музыкой оказывают благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей.

В вокальном кружке используются следующие средства:

  • Техническое оборудование:
    • магнитофон,
    • фотоаппарат,
    • видеокамера.
  • Музыкальные инструменты.
  • Информационные средства:
    • книги,
    • брошюры,
    • картинки,
    • ноты.

Видео: концерт вокального кружка «Колокольчик»

Познавательная деятельность

Познавательные кружки развивают любознательность и мотивацию к обучению, расширяют кругозор. В младшей группе можно организовывать кружки по опытно-экспериментальной деятельности: «Маленькие исследователи», «Разноцветный мир», «Юные исследователи», в которых дети могут ознакомиться со свойствами песка, камня, воды.

В средней группе полезно вводить занятия с углублением в определённые сферы: «Занимательная математика», «Окружающий мир», «Экология». В старшей группе изучаемый материал усложняется и расширяется (например, «Юный фокусник»).

Таблица: перспективный план кружка «Кладовая природы» в средней группе

Автор Светлолобова С. Л., воспитатель МБДОУ ДСОВ №135, г. Братск, Иркутская область
Месяц Тема Задачи Приёмы Форма работы
Сентябрь «В гостях у Листопадничка»
  • Сформировать представления о том, почему желтеют и падают листья осенью;
  • воспитывать любознательность.
  • Беседа-дискуссия,
  • рассматривание иллюстраций,
  • рассказ,
  • просмотр видео,
  • чтение.
Клуб интересных встреч
«Нужна ли листьям вода?»
  • Показать на наглядном примере, что все растения питаются водой;
  • развивать наблюдательность.
  • Опыт,
  • самостоятельное наблюдение,
  • обсуждение результатов.
Опытно-исследовательская деятельность
«Панно из сухих листьев»
  • Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;
  • развивать творческую активность и любознательность.
  • Рассматривание листьев деревьев,
  • дидактическая игра «С какого дерева лист?».
Ручной труд
«Чей это лист?»
  • Вызывать интерес к результатам своих опытов;
  • учить анализировать;
  • развивать наблюдательность.
  • Дидактическая игра «Чей это лист?»,
  • загадки о деревьях,
  • стихи о деревьях.
Игровая деятельность
Октябрь «Проводы птиц до весны»
  • Развивать интерес к птицам и всему живому, наблюдательность;
  • воспитывать любовь к природе.
  • Художественное слово,
  • иллюстрации,
  • наблюдения,
  • рассказ воспитателя.
Целевая прогулка
«Наблюдение за кормушкой»
  • Учить анализировать;
  • развивать наблюдательность, память.
  • Выставка кормушек,
  • показ воспитателя,
  • самостоятельная работа.
Наблюдение в природе
«Раскрашивание силуэтов птиц»
  • Закрепить знания о перелётных птицах;
  • развивать творческую активность.
  • Дидактическая игра «Кто что ест?»,
  • иллюстрации птиц,
  • самостоятельная художественная деятельность.
Художественная деятельность
Дидактическая игра «Птицы»
  • Закрепить знания о птицах и их названиях;
  • воспитывать бережное отношение к живому.
Дидактическая игра «Птицы» Игра
Ноябрь «Какие животные меняют окраску и почему?»
  • Дать представления об окраске животных, зачем она нужна;
  • вызвать интерес к образу жизни животных.
  • Беседа-дискуссия,
  • рассматривание иллюстраций,
  • чтение сказки «Зачем заяц белый».
Клуб любознательных
«Прячем зверят» Учить находить в группе окружающие предметы, подходящие по окраске определённому виду животных.
  • Дидактическая игра «Спрячь животное»,
  • самостоятельная деятельность детей.
Игра
«Животный мир и его окраска»
  • Вызвать интерес к данной теме;
  • закрепить полученные знания;
  • воспитывать интерес к животным.
  • Рассматривание иллюстраций,
  • самостоятельная работа.
Мастерская «Самоделкина»
«Кто где живёт?»
  • Развивать интерес к животному миру;
  • дать знания о среде обитания;
  • воспитывать любовь к животным.
  • Дидактическая игра «Кто где живёт?»,
  • инсценировка сказки.
Интеллектуальная игра
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/09/18/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty

Физическое развитие

Кружки, помогающие в приобретении опыта в двигательной активности, развивающие понятие ценности здорового образа жизни, безусловно, нравятся детям. Кружок «Если хочешь быть здоров» предполагает обладание навыками гигиены в игровой форме, приучение к здоровому образу жизни. Детям необходима двигательная активность. Футбольный кружок, кружок бадминтона и т. п. в игровой форме помогут развить у детей координацию, получить эмоциональную разгрузку. Кружок по плаванию будет полезен для правильного физического развития дошкольников.

Занятия в физкультурном кружке заряжают ребят бодростью и хорошим настроением на весь оставшийся день

Таблица: календарное планирование по кружковой работе «Школа мяча» в старшей группе

Автор Габдрахманова А. М., инструктор по физической культуре МАДОУ Д/с №14 «Умка», г. Мегион, Ханты-Мансийский АО
Месяц Тема Задачи
Сентябрь Диагностика Выявить уровень физической подготовки детей.
  • Отбивание мяча не менее 10 раз, не теряя его (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько вперёд, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением).
  • Броски мяча в корзину двумя руками из-за головы (с расстояния 3 м, высота 2 м).
  • Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте.
  • Броски мяча о пол и ловля двумя руками в движении.
  • Броски мяча на меткость в цель.
Диагностика Выявить уровень физической подготовки детей.
  • Перебрасывание мяча через сетку.
  • Перебрасывание мяча друг другу.
  • Отбивание мяча на месте.
  • Подбрасывание мяча с хлопками в движении.
  • Броски мяча в цель на меткость.
История возникновения мяча
  • Углубить представление детей о спортивных играх с мячом.
  • Познакомить с историей возникновения мяча.
  • Развивать ориентировку в пространстве.
  • Знакомство с историей возникновения мяча.
  • Русские народные игры: «Свечки», «Одноручье».
  • Беседа «Спортивные игры с мячом».
  • Дидактическая игра «Что это за мяч?».
  • Подвижная игра «Пятнашки с мячом».
Броски мяча
  • Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками не менее 10 раз подряд;
  • Закреплять умение самостоятельно принимать И.П. при прокатывании мяча.
  • Воспитывать самостоятельность.
  • Броски мяча вверх и ловля его на месте не 10 раз подряд.
  • Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками из разных И.П. между предметами (ширина 90–40 см, длина 3–4 м).
  • Прокатывание мяча ногами по прямой.
  • Подвижная игра «Ловкий стрелок».
Подбрасывание мяча
  • Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками.
  • Упражнять в перебрасывании мяча.
  • Воспитывать ловкость.
  • Подбрасывание мяча вверх с хлопками.
  • Перебрасывание мяча друг другу из разных И.П.
  • Подвижная игра «Ловишка с мячом».
Броски мяча
  • Отрабатывать броски мяча вверх в движении.
  • Развивать глазомер, координацию движений.
  • Отрабатывать бросок мяча ногой в цель.
  • Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз подряд).
  • Броски мяча о пол и ловля 2 раза на месте (не менее 10 раз подряд)
  • Подвижная игра «Ловишка с мячом».
  • Броски мяча ногой в цель (3 раза из 10).
Октябрь Броски мяча
  • Учить бросать мяч о пол и ловить его двумя руками не менее 10 раз подряд.
  • Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.
  • Воспитывать настойчивость.
  • Учить передавать друг другу мяч ногами.
  • Броски мяча о пол и ловля двумя руками в движении (не менее 10 раз).
  • Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя.
  • Передача мяча друг другу в парах.
  • Подвижная игра «Мяч в воздухе».
Перебрасывание мяча
  • Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами.
  • Развивать ловкость, внимание, глазомер.
  • Перебрасывание мяча сидя и стоя спиной друг к другу.
  • Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками).
  • Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками) с помощью ног.
  • Подвижная игра «Мяч в воздухе».
Перекатывание набивного мяча
  • Упражнять в перекатывании набивного мяча друг другу.
  • Развивать координацию движений, внимание.
  • Забрасывание мяча в корзину.
  • Перекатывание набивного мяча друг другу.
  • Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч.
  • Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит».
Перебрасывание мяча
  • Учить перебрасывать мяч через сетку.
  • Совершенствовать метание набивного мяча.
  • Воспитывать выдержку.
  • Перебрасывание мяча через сетку.
  • Метание набивного мяча из-за головы.
  • Подвижная игра «Гонка мячей по шеренгам».

Таблица: распространённые кружки, создаваемые в ДОУ

Варианты названий Вид деятельности Формы работы с детьми Возраст детей
  • «Умелые ручки»,
  • «Пластилиновая ворона»,
  • «Оригами»,
  • «Тестопластика»,
  • «Мукосолька»,
  • «Самоделкин».
Художественно-эстетическая,
творческая (изготовление поделок)
  • Работа с бумагой (оригами, торцевание, мятая бумага, квиллинг и др.);
  • аппликация;
  • работа с природными материалами (манная крупа, опилки, яичная скорлупа и др.);
  • работа с солёным тестом, лепка;
  • работа с пластилином;
  • создание поделок из спичек (выкладывание спичек в шахматном порядке);
  • рукоделие (начиная со средней группы);
  • рассматривание образцов;
  • изготовление поделок.
Для детей любого возраста
«Лего» Конструктивная
  • Рассматривание готовых построек;
  • демонстрация способов крепления;
  • собирание моделей по образцу;
  • самостоятельная работа;
  • игры.
Начиная со второй младшей группы
«Робототехника» Развивающая
  • Знакомство с конструкторами;
  • построение модели с картинки;
  • работа с комплексом заданий по схемам.
Старшая, подготовительная группы
«Бисероплетение» Творческая, художественно-эстетическая
  • Беседы;
  • знакомство со схемами плетения;
  • нанизывание бисера на леску;
  • знакомство с техникой параллельного плетения;
  • плетение украшений и игрушек.
Старшая, подготовительная группы
«Волшебная иголочка» Художественный труд
  • Разрезание ткани по нанесённым меткам;
  • создание бахромы на салфетке;
  • закрепление ткани в пяльцах;
  • вдевание нитки в иголку;
  • завязывание узелка;
  • вышивание «гладью»;
  • оформление вышивок на выставку.
Старшая, подготовительная группы
  • «Логопедический кружок»,
  • «Развитие речи»,
  • «АБВГДЕйка».
Коррекционно-развивающая, познавательная
  • Игры;
  • беседы;
  • чтение литературы;
  • загадки;
  • заучивание скороговорок;
  • рассматривание картин;
  • зарядка для пальчиков;
  • зарядка для языка;
  • чтение стихотворений для развития речи;
  • настольные игры;
  • рассматривание сюжетных картинок;
  • логопедические игры;
  • упражнения по развитию речи;
  • чтение по слогам (со средней группы).
Для детей любого возраста
«Психологический кружок» Социализация
  • Беседы;
  • этюды;
  • игры-перевоплощения;
  • рисование;
  • игры-имитации;
  • психогимнастика.
Для детей любого возраста
«Развивай-ка» Развитие мелкой моторики рук, внимания
  • Пальчиковые разминки;
  • дорисовывание изображений из геометрических фигур;
  • дидактические игры;
  • беседы;
  • загадки;
  • эксперименты.
Вторая младшая и средняя группы
  • «Танцевальный кружок»,
  • «Хореография».
Физическое развитие, художественно-эстетическая
  • Упражнения для разогрева мышц;
  • формирование правильной постановки рук и корпуса;
  • разучивание связок и комбинаций;
  • движения с использованием реквизита (флажков, цветных платков, лент, мячей, вееров);
  • участие в концертах.
Для детей любого возраста
«Ритмика» Физическое развитие, художественно-эстетическая
  • Хороводы;
  • инсценировки песен;
  • пляски;
  • танцы;
  • двигательные упражнения.
Для детей любого возраста
«Вокальный кружок» Художественно-эстетическая
  • Распевание;
  • пение;
  • музыкальная игра;
  • беседа.
Для детей любого возраста
«Оркестр» Художестенно-эстетическая
  • Игровые;
  • наглядные;
  • дидактические.
Старшая, подготовительная группы
«Здоровячок» Физкультурно-оздоровительная
  • Релаксационные упражнения;
  • хороводы;
  • различные виды игр;
  • занимательные разминки;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика.
Для детей любого возраста
  • «Спортивный кружок»,
  • «Фитнес»,
  • «Крепыш».
Физкультурно-оздоровительная
  • Игры;
  • беседы;
  • гимнастика;
  • физические упражнения;
  • разминка;
  • массаж;
  • ритмическая гимнастика;
  • подвижные игры;
  • закаливание.
Для детей любого возраста
«Скандинавская ходьба» Физкультурно-оздоровительная
  • Разминка рук и ног;
  • выполнение перекатов с носка на пятку;
  • прыжки с опорой на палки;
  • наклоны и вращательные движения туловищем;
  • беседы о правилах ходьбы;
  • ходьба.
Старшая, подготовительная группы
«Бадминтон» Физкультурно-оздоровительная
  • Подготовительные упражнения с воланом;
  • упражнения с ракеткой и воланом;
  • упражнения, развивающие подвижность и эластичность;
  • передвижение по площадке;
  • обучение технике удара ракеткой;
  • игра через сетку.
Начиная со старшей группы
«Весёлый мяч» Физкультурно-оздоровительная
  • Беседы об истории игр с мячом;
  • ловля и передача мяча;
  • ведение мяча ногами;
  • перебрасывание мяча через сетку;
  • организация фотовыставки.
Младшая группа
«Футбол» Физкультурно-оздоровительная
  • Удары по неподвижному мячу;
  • катание мяча;
  • бросание мяча вверх;
  • ведение мяча правой и левой ногой;
  • игровые упражнения;
  • подвижные игры;
  • эстафеты.
Начиная со средней группы
«Плавание» Физкультурно-оздоровительная
  • Экскурсия по бассейну;
  • знакомство со свойствами воды;
  • обучение задержанию дыхания в воде;
  • погружение и лежание на поверхности воды;
  • скольжение с надувным кругом;
  • обучение плаванию различными способами;
  • движения ног под музыку;
  • плавание под водой.
Начиная со второй младшей группы
«ЛФК» Физкультурно-оздоровительная
  • Упражнения на развитие гибкости;
  • упражнения для коррекции осанки и плоскостопия;
  • упражнения на равновесие;
  • прыжки;
  • метание;
  • лазание;
  • ползание;
  • игры разной подвижности.
Для детей любого возраста
  • «Математический кружок»,
  • «Занимательная математика»,
  • «ФЭМП».
Познавательная, развивающая
  • Дидактические игры;
  • задачи на смекалку;
  • беседы;
  • практикум;
  • интеллектуальные игры;
  • дискуссии;
  • творческая работа.
Начиная со средней группы
  • «Литературный кружок»,
  • «Библиотечный кружок»,
  • «Почитай-ка».
Художественно-эстетическая, развивающая, познавательная
  • Беседы о сказках, писателях;
  • чтение литературных произведений;
  • обмен мнениями;
  • загадки;
  • знакомство с пословицами и поговорками;
  • инсценировки;
  • викторины;
  • литературное развлечение;
  • просмотр иллюстраций;
  • рисование.
Для детей любого возраста
«Обучение чтению» Познавательная, развитие речи
  • Работа над предложениями и устной речью;
  • решение ребусов;
  • игра с буквами, словами, предложениями.
Старшая, подготовительная группы
«Грамота» Образовательная
  • Дидактические игры;
  • рисование звуков;
  • упражнения по артикуляции;
  • чтение;
  • загадки.
Старшая, подготовительная группы
«Патриотическое воспитание» Социализация с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание
  • Игры;
  • чтение;
  • беседы;
  • наблюдение;
  • экскурсии;
  • ситуации морального выбора;
  • викторины;
  • рисование.
Старшая, подготовительная группы
«Окружающий мир» Познавательная
  • Игровые ситуации;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • исследовательская деятельность;
  • эксперименты.
Начиная со средней группы
  • «Экология»,
  • «Зелёный мир»
Познавательная, экологическое воспитание
  • Экскурсии;
  • целевые прогулки;
  • наблюдение;
  • показ сказок;
  • рассматривание иллюстраций;
  • дидактические игры;
  • чтение литературных произведений;
  • беседы;
  • уход за растениями;
  • оформление гербария.
Для детей любого возраста
Фольклорный кружок Образовательная, воспитательная
  • Наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание народных сказок взрослыми;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;
  • ручной труд.
Начиная со средней группы
ИЗО Художественно-эстетическая
  • Беседы;
  • рассматривание картин;
  • чтение художественного материала;
  • наблюдение за живыми объектами;
  • дидактические игры;
  • знакомство с различными техниками рисования.
Для детей любого возраста

Таблица: фрагмент конспекта логопедического занятия в кружке «Говоруша» в средней группе

Автор Афанасьева О. В., учитель-логопед МБДОУ Д/с №147 «Улыбка» комбинированного вида, г. Чебоксары, Чувашская Республика
Тема «Звук и буква О»
Актуальность Дети с отклонениями в речевом развитии составляют 80% от всех детей, поэтому важность создания логопедических кружков в таком случае просто неоспорима.
Задачи
  • Развитие правильной артикуляции и дыхания у детей;
  • развитие мелкой моторики;
  • правильная постановка дикции;
  • совершенствование интонации.
Оборудование
  • Символы «Живые звуки»,
  • магнитная доска,
  • буквы,
  • цветные домики,
  • ноутбук,
  • обучающая презентация,
  • картинки,
  • обезьянка,
  • контурные изображения облака, озера, острова,
  • цветные карандаши,
  • листы с рисунками букв для раскрашивания.
Ход занятия Заходит обезьянка, приветствует детей.
В.: «Ребята, давайте поздороваемся с обезьянкой, она очень любит играть и предлагает вам поучаствовать в игре «Эхо».
Игра «Эхо». Дети повторяют вслед за обезьянкой следующие звуки:

  • УАУ,
  • ААУ,
  • УУА,
  • АУУ,
  • АУА.

В.: «А теперь давайте покажем обезьянке упражнения по гимнастике».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Улыбка».
В.: «Ребята, обезьянка удивлена. Покажите, как мы удивляемся?». Дети мимикой показывают эмоции.
Далее воспитатель читает детям сказку «Живые звуки»:

  • Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала). Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О». Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зелёный ОСТРОВ!» Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: О О О — О О О — О О О — О О О О. В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…» Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Далее проходит игра «Найди картинку». Раскладываются картинки на столе и формы облака, острова и озера. Ребята должны разложить картинки со словами со звуком О на соответствующие формы.

Отчёт о работе кружка в ДОУ

Отчёт о проделанной работе в кружке является обязательным документом в системе дошкольного образования. Обычно преподаватель представляет его в конце года. Указывается цель создания кружка и его задачи. Например, кружок «Умелые ручки» в старшей группе ДОУ имеет цель раскрыть творческий потенциал детей, привить любовь к изобразительному искусству.

Были поставлены следующие задачи:

  • Развитие творческого мышления у детей.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие навыков работы с различными материалами.
  • Воспитание аккуратности, самостоятельности.

Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25–30 минут.

Использовались разные формы проведения занятий:

  • беседа,
  • рассказ преподавателя,
  • подготовка к работе,
  • изготовление произведений,
  • выставка работ,
  • дарение.

В конце года дошкольники научились:

  • работать с бумагой;
  • работать с ножницами и клеем;
  • планировать работу, озвучивать свои идеи;
  • изготовлять поделки из бумаги для подарка;
  • реализовывать творческие задумки.

Фотогалерея: фотоотчёт о работе кружка «Умелые ручки» в старшей группе детского сада

В коллективе дети учатся уважать свои интересы и других ребятРабота с клеем, бумагой и ножницами развивает мелкую моторику рукПри создании работ дети включают свою фантазию, тем самым разивая творческое мышлениеПри работе с мелкими деталями необходимо проявлять аккуратность и внимательностьСвою работу ребёнок может преподнести в подарок родителям, воспитателю или ребятам в группеВыставка готовых работ является важным моментом, помогающим детям обрести уверенность в себе

В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.

Дополнительное образование в ДОУ

Скачать в .docx Скачать в .docx Скачать в .docx Скачать в .docx

Активное внедрение новых образовательных стандартов обусловило необходимость пересмотра отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса и поиска новых путей совершенствования педагогической деятельности. Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач:

  • внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения;
  • создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей;
  • повысить показатели качества работы кадрового состава за счет привлеченных педагогов.

Организация дополнительного образования в ДОУ

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что реализация учебно-воспитательного комплекса в детском саду происходит путем объединения основного и вариативного образования. Поэтому организация дополнительного образования в ДОУ должна характеризоваться:

  • дифференцированностью, то есть возможностью использования программных разработок для обучения детей с разными стартовыми возможностями;
  • деятельностным характером — ориентированностью на развитие личности ребенка;
  • направленностью на повышение социализации воспитанников.

Проектирование системы дополнительного образования в детском саду — сложный многоэтапный процесс, который может быть осуществлен только при обстоятельной пошаговой проработке, предусматривающей:

  1. Определение спектра востребованных услуг дополнительного образования. В данном случае руководителю ДОУ важно действовать, опираясь на пожелания потребителей услуг — детей и их родителей, мнение которых можно учесть в ходе проведения фронтальных опросов, бесед, групповых консультаций.
  2. Подготовка проекта, основанного на соотнесении родительских пожеланий, материально-технических и кадровых ресурсов, программы развития детского сада и других ключевых элементах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  3. Назначение ответственный педработников по каждому выбранному направлению вспомогательной воспитательной работы, которые обязаны подготовить документы по перспективному планированию и приобщиться к решению ключевых организационных вопросов.
  4. Формирование нормативной базы: подготовка приказов о предоставлении в детском саду платных образовательных услуг, проектов договоров с родителями, внесение изменений в должностные инструкции педработников.
  5. Проведение информативно-ознакомительной компании: организация бесед с воспитателями по поводу участия в реализации комплекса допобразования, общесадовского родительского собрания, подготовка информационных листов и памяток для членов семей, проведение выставок детских работ, концертов, «дней открытых дверей» и других мероприятий, иллюстрирующих потенциал новых образовательных услуг.
  6. Подписание договоров с заинтересованными родителями и специалистами.
  7. Обеспечение контроля качества оказываемых услуг, налаживание функций обратной связи с представителями семей.

В структуре дополнительного образования важно выделять бесплатные и платные образовательные услуги, разницу между которыми должны знать все участники учебно-воспитательного процесса. Бесплатные интегрируются с основным учебным планом, по сути являясь его вариативными элементами, а значит их реализация способствует снижению нагрузки на ребенка, в то время как платные услуги, реализуемые в ДОУ, не входят в программный базис, а потому финансируются исключительно за счет средств заинтересованных родителей, а не федерального бюджета. Вместе с тем независимо от характера услуг ценность дополнительного образования остается неизменно высокой ввиду возможности расширения навыков учебной деятельности воспитанников, проектированию полученых знаний и закрепленных умений в реальном жизненном пространстве, созданию положительной мотивации для дальнейшего саморазвития детей и ведения творческого поиска.

Направленности дополнительного образования в ДОУ

Комплекс вариативных расширений программного минимума характеризуется большим разнообразием направлений, охватить в рамках работы единого педагогического коллектива не представляется возможным. Основные

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» опубликованы полезные материалы касательно дополнительного образования в ДОУ

— Как организовать дополнительное образование по новым рекомендациям Минпросвещения

направленности дополнительного образования в ДОУ сформированы, поэтому руководитель детского сада, опираясь на мнение воспитателей и родительской общественности, вправе выбирать тематику вспомогательной учебно-воспитательной деятельности, которая в условиях конкретного детского сада будет оптимальной. При принятии этого решения важно учитывать:

  1. Профессиональные возможности и потенциал кадрового состава.
  2. Содержательные особенности образовательного комплекса, нуждающиеся в усилении за счет вариативных форм (так, при значительном снижении показателей здоровья воспитанников целесобразно первоочередно реализовать физкультурно-оздоровительные программы).
  3. Вероятность расширения и усовершенствования материально-технической базы.
Программы дополнительного образования в ДОУ Особенности применения
Художественно-эстетического цикла

Ввиду того, что художественно-эстетическое воспитание является одним из базовых методов формирования личностных качеств дошкольника в вопросах осознания нравственной стороны действительности, получения образного опыта, в рамках данного цикла представлен комплекс программных разработок, основанных на приобщении воспитанников к различным видам искусства:

  • литературе;
  • музыке;
  • живописи.

Дополнительное образование дошкольников художественно-эстетической направленности реализуется через стимулирование развития творческого начала в процессе речевой и музыкальной деятельности, оформления авторских работ, создания композиций, знакомства с различными методами и формами творчества.

Этнокультурные Этнокультурологическое воспитание в детском саду базируется на идее знакомства детей с историческим прошлым народа, национальными традициями, основами краеведения, поэтому оно тесно связано с привитием патриотических ценностей и может представляться в рамках единого комплекса.
Культурологические В ходе занятий, реализуемых в рамках данного направления, создаются условия для всестороненнго образования детей в вопросах культурологического минимума: норм поведения и общения, построения социальных связей.
Интеллектуально-развивающие Интеллектуально-развивающее направление соответствует приоритетным образовательным потребностям родителей, стремящихся в полной мере реализовать природные возможности ребенка. Расширение интеллекутального потенциала воспитанников в ходе занятий осуществляется посредством развивающих игр, тренингов, экспериментаторской и проектной деятельности.
Коммуникативно-речевые

Востребованность логопедических услуг обуславливает необходимость обязательного включения в комплекс допобразования коммуникативно-речевых занятий, направленных на:

  • расширение активного словаря детей;
  • овладение звуковой культурой речи;
  • построения монологов и диалогов;
  • тренировку навыков формулирования связных содержательных высказываний.
Экологические Возрастание значимости деятельности человека в природе обуславливает необходимость систематически расширять и дополнять представления детей о мире живой природе, формировать основы экологического миропонимания. Благодаря дополнительным занятиям по экологическому профилю дети участься осознавать суть причинно-следственных связей, прогнозировать простые природные явления, проявляют гуманность и охотно принимают участие в природоохранной деятельности.
Физкультурно-оздоровительные Педагогическая работа по данному направлению может реализоваться как силами ДОУ (путем включения в комплекс образовательных услуг дополнительных занятий различной направленности — гимнастики, танцев, оздоровительных тренировок), так и на базе построения комплексной модели сотрудничества с ближайшими объектами социальной инфраструктуры (спортивными школами, танцевальными классами).

Разработка программы дополнительного образования в ДОУ воспитателем

Чтобы учебно-воспитательный комплекс в детском саду отвечал потребностям детей и родителей в полной мере, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ, в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения. С целью реализации требований ФГОС педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образования должна решать такие задачи:

  • формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность;
  • развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников.

Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией.

Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма, который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т.д.

В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом:

  • анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;
  • определение целей учебно-воспитательной деятельности;
  • изучение требований нормативных документов;
  • составление программно-методического комплекта;
  • определение структуры программы;
  • планирование образовательного процесса;
  • выбор критериев контроля;
  • определение критериев освоения программы.

Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы.

Как определить, что программа допобразования является пригодной для использования в учебном процессе? Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам:

  • актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения;
  • прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня;
  • реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы;
  • контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы;
  • вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана.

Система дополнительного образования в ДОУ: организация кружков

Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в тематических объединениях строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя. Организация кружков в системе дополнительного образования в ДОУ помогает повысить качество учебно-воспитательного процесса.

По ФГОС кружки как форма допобразования выполняют такие функции:

  • образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;
  • социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;
  • коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;
  • воспитательная: методика работы, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма.

Использование кружковой деятельности в детском саду может преследовать следующие цели:

  • углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие;
  • при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу;
  • развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций.

Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя, уставом, Положением о кружке, планом работы на год, Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка, расписанием, списком воспитанников, документами, которые позволяют определить результативность работы кружкового объединения (диагностические карты).

Для успешной организации работы кружка педагог должен следовать такому алгоритму:

  1. Ознакомление с нормативно-правовой базой.
  2. Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей.
  3. Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.
  4. Разработка программы и плана на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ.
  5. Реализация запланированной работы в кружке.
  6. Анализ полученных результатов.
  7. Демонстрация результативности обучения педагогам и родителям.

Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.

Воспитатель, который организует кружок, может выбирать различные формы взаимодействия:

  • с детьми: развивающие занятия, прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;
  • с педагогами (речь идет преимущественно о наставничестве молодых специалистов): консультации, семинары и вебинары, мастер-классы;
  • с родителями: доклады, консультации, беседы, информирование через сайт.

Кружки также могут различаться по направлению развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога. При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и вариативной программы образования в ДОУ.

Разработанная программа оформляется по такой схеме:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Учебно-тематическое планирование.
  5. Методы диагностики, диагностические карты.
  6. Список используемой литературы.

Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.

Обсудить статью в наших группах:

Конструируем играючи

Но порой хочется чего-нибудь новенького или фантазия дает сбой. Ведь придумать тематику – мало, каждое занятие должно развивать ребенка по всему направлениям: творчество, моторика, физическое воспитание, логика, развитие памяти, а для средней группы детей в детском саду еще и элементарные навыки подготовки к школе. Поэтому – «Да!», помощь извне всегда придется, кстати, и я на страницах моего блога постараюсь ответить на вопрос, какую можно взять тему для кружковой работы в детском дошкольном учреждении?

По традиции в начале своих публикаций я всегда рекомендую полезную литературу. В нашем случае хотелось бы отметить весьма актуальный для современного подрастающего поколения комплект, куда входит книга и диск от автора Мельникова О.В. – «Лего-конструирование». Данное пособие разработано с учетом требований ФГОС и пригодится не только педагогам средней группы в ДОУ, но и воспитателям в старшей группе, младших школьников и, конечно, родителям.

При этом нередко можно услышать мнение, что проектирование из деталей «Лего» присуще мальчишкам. Это не правда! Маленькие «принцессы» тоже с превеликим удовольствием фантазируют, выстраивают дома для своих кукол или автомобили, или целые проекты улиц города по технологии конструирования.

Польза от игры с конструктором

В данном случае я могу назвать, как минимум 7 полезных навыков, которые ребенок получает, играя с конструктором:

  • Игры с геометрическими фигурами «Лего» малыши улучшают моторику, координацию движений. Ведь порой дошкольники средней группы придумывают очень сложные конструкции башен или мостов и чтобы довести свой проект до конца им приходится быть аккуратными, внимательно следить за движениями рук и тела, в общем.
  • Воспитатель или педагог может обращать внимание кружковой работы на темы о законах физики, которые срабатывают во время строительства. Например, сила притяжения или равновесие.
  • Используя схематические картинки, ребенку приходится регулярно сопоставлять свою работу, с тем, что изображено на схеме. Тем самым он улучшает свое внимание, усидчивость, пространственное мышление и память. Такие занятия полезны не только в средней группе детей ДОУ, но и в старшей группе.
  • А вот когда дошкольник перестает пользоваться вспомогательными рисунками и строит проекты на собственное усмотрение – включается фантазия, воображение, образное мышление.
  • Дети в первой мл.гр. или во 2 младшей группе детского сада, играя в конструктор, отлично запоминают цвета, названия геометрических фигур, улучшают тактильную память, а также получают понятие о разных видах строений или транспорта.
  • Развитие мелкой моторики при игре с конструктором – это один из самых главных плюсов подобных занятий.
  • И наконец, конструирование – это веселое и увлекательное занятие, которое всегда займет детей в детском саду или дома!

Окружающий мир

Это понятие весьма обширное, я бы сказала безграничное. Темы кружковой работы могут быть о природе, животном мире, предметах домашнего быта, городских строениях – да обо всем, чем угодно, что окружает ребенка. Он познает эту неизведанную тему с самого рождения, когда еще не умеет ходить или ползать. Ведь вы замечали, как новорожденный малыш порой внимательно рассматривает свою кроватку и принадлежности, идущие к ней.

Во время прогулки он сосредоточенно изучает окружающие звуки и сменяемые виды из окошка своей коляски. По мере подрастания ребенка мамы и папы, а также воспитатели в ДОУ начинают вкладывать другую информацию в подсознание дошкольника и чем тщательней мы это делаем, тем соответственно, эрудированей растет ребенок. Что, между прочим, очень сильно проявляется во время обучения в школе.

В последствие можно воспользоваться пособием «Окружающий мир. Проверка уровня сформированности предметных умений и УУД». Ряд тестов помогут понять педагогам или родителям уровень развития логического мышления, навыков, предметных умений и нацеленности на результат своего воспитанника. Данной литературой можно воспользоваться воспитателям старшей группы детского сада и педагогам в школе.

Развиваем творческие навыки

Рисование, лепка или аппликации всегда вызывают интерес у малышей в первой мл.гр, даже самых неусидчивых. Именно поэтому упражнения с творческим уклоном можно включать в любую из тем развивающих занятий в детском саду. Изучая животный мир, детям можно предложить вылепить из пластилина слона и после этого они точно будут знать, что он большой, ходит на четырех ногах, имеет серую окраску и длинный нос – хобот.

Изучая навыки рисования карандашом или красками, параллельно дети всегда могут запоминать времена года, если рисуют осень или зиму, весну или лето. Ведь нарисовать можно все, что угодно, все, что нас окружает. А тем самым у ребенка во 2 младшей группе формируется образное мышление, разрабатываются ручки – готовятся к предстоящему письму, развивается фантазия, память и между прочим логика.

А для того, чтобы правильно спланировать воспитателю творческие занятия в детском саду, можно воспользоваться методическими рекомендациями Комаровой Т.С. Пособие «Детское художественное творчество для занятий с детьми 2-7 лет» не только предлагает всевозможные виды деятельности в соответствии с ФГОС, но и поможет сформировать цикл предстоящих занятий.

В помощь педагогам в ДОУ также пригодится книга о художественно-эстетическом развитие детей 5-7 лет, то есть в подготовительной группе, включающая программы, планирование, а также интегрированные занятия. Данное пособие предлагает не просто привычные темы для творческих упражнений, но и нестандартные подходы к изобразительному искусству, а также отвечает на вопрос, как настроить своих воспитанников позитивно, улучшая тем самым психологическое и физическое здоровье.

Готовимся к школе

Конечно же, еще одной из главных задач педагога, подготовить дошкольников к предстоящему обучению: выучить цифры, буквы, развить речь малыша. Но подобная задача усложняется, если у ребенка подготовительной группы присутствуют тяжелые нарушения речи и в этом случае без помощи специалистов воспитателю не обойтись.

Автор Горбушина С.Б. предлагает отличное пособие «Подготовка руки ребенка к письму» по технологии лексических тем, улучшающее пальцевую моторику, формирующее графомоторные навыки у старших дошкольников. То есть рабочая тетрадь не просто учит детей выстраивать графики, но и помогает развить мышление, выполнять задания, актуализируя словарь по каждой лексической теме.

Ну и не стоит забывать, что помимо полезной литературы с готовыми занятиями, развивающими наших воспитанников в детском саду, педагогам и самим порой не помешает подучиться чему-то новому. И в этом случае я всегда предлагаю своим коллегам всевозможные тренинги и курсы по повышению квалификации.

Ведь образовательная программа меняется не по дням, а по часам. Только напишешь план согласно одних стандартов, как уже добавляется что-то новое. Поэтому, уважаемые коллеги, присоединяйтесь к нашему дружному коллективу «учащихся учителей»!

На этом я, Татьяна Сухих, завершаю свою публикацию и надеюсь, что она обязательно придется моим читателям в помощь. Не забывайте подписываться на обновления блога и приглашать сюда своих друзей. До новых встреч и новых тем!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *