Кризис рождения ребенка

Кризис рождения описывается в психологии через резкое противопоставление дородового и послеродового периодов. Кризис рождения вносит в жизнь ребенка резкую поляр­ность: прошлого и настоящего, радости и страданий, света и темноты. Все описания отражают насильственные, острые, катастрофические изменения, происходящие во время родов. Однако подчеркивается, что ребенок не пассивный участник родов, он также принимает участие в процессе своего появления на свет. Рождение — это активная деятельность также и со стороны ребенка, поскольку гормоны, запускающие схватки, вырабатыва­ются в теле ребенка.

Рождающийся человек резко закрывает глаза, обож­женные ярким светом, он оглушается громкими командами акушерки и звоном инструментов, он не слышит привычных голосов матери и отца, его кожа, знакомая с прикосновения­ми амниотической жидкости и плодных оболочек, встречает грубые ткани, его легкие обожжены воздухом. «Первый крик — это крик: «Нет!» — так описывают психологи состояние ребенка в момент рождения. Реакция на рождение — это потрясения человека, которого убивают, это яростный отказ от жизни и животный страх перед ней. Ребенок резко и внезапно должен отказаться от привычной позы эмбриона с согнутыми плечами, опущенной головой и подтянутыми коленями, вместо этого он должен быстро разогнуться, поскольку этого требует сила тяготения в то время, когда акушер держит его за ноги вниз головой.

Исход «кризиса рождения» зависит не только от программы материнского ухода, но и от того, что приобрел ребенок в процессе рождения и во время внутриут­робной жизни. Технологизированная, современная медицинская система родо­вспоможения предъявляет ко всем новорожденным вы­сокий уровень требований, к которому он может быть не готов. Привычные условия развития ребенка, появляющегося на свет в данный момент, совершенно игнори­руются, то есть условия, при которых он проявит максимум своих возможностей, остаются неизвестными.

Какова же та мера помощи, которую может оказать взрос­лый (мать или акушер) будущему ребенку? Психологи описывают так называемое «идеальное рождение». При принятии ребенка в новый мир необходимо понимание основных особенностей той среды, в которой он существовал до рождения, а именно: медленный ритм, привычка к свету, рассеянному плодными оболочками, приученность к приглушенным голосам, связан­ность пуповиной. Всю эту обстановку можно воспроизвести при рождении. Новорожденного можно поместить вначале на животе матери, затем в ванну с подогретой водой, можно осу­ществить «лотосовое рождение», т.е. не обрезать пуповины, пока она не станет бесполезной. Этот постепенный, в ритме самого ребенка, переход означает признание его самоценно­сти.

Кризис рождения

Развитие ребенка начинается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, имеющим название новорожденности. Ребенок во время родов физически отделяется от матери. Зарубежными учеными предложена теория родовой травмы. Появление ребенка на свет – это травматический момент, который сказывается на всей последующей жизни. С этой точки зрения появление на свет является потрясением, а первый крик – это крик ужаса. Большое значение представители данной теории придают переживаниям, которые сопровождают процесс рождения. Рождающийся ребенок, проходя через родовые пути, может испытывать ряд переживаний: страх, безысходность, отчаяние. Данные переживания могут проявляться и у взрослого человека, что может стать причиной невроза.

Существуют рекомендации по смягчению родовой травмы: поддерживать мягкое освещение, не шуметь, не ругаться, не греметь инструментами, использовать мягкую музыку, на какое-то время положить новорожденного на живот матери.

Противоположный взгляд на психическую жизнь новорожденного высказывали отечественные рефлексологи: никаких серьезных переживаний в жизни новорожденного быть не может, психической жизни еще нет, психика новорожденного складывается из одних рефлексов.

Современный подход к рассмотрению психической жизни новорожденного ставит под сомнение обе, приведенные выше, концепции. Психическая жизнь у новорожденного уже есть, но в силу незрелости нервной системы все органы чувств имеют довольно высокий порог (низкую чувствительность).

Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер. Однако рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.

Период новорожденности считают кризисным. Этот период психического развития ребенка как критический был описан одним из последних. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима. Она определяется двумя важными обстоятельствами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка. Без взрослого он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности, в связи с чем младенец является максимально социальным существом. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом.

Основное новообразованиеэтого периода –возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, так как, согласно Л.С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка взрослых людей. У ребенка появляется новообразование в формекомплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

  • обильные вокализации во время общения с матерью;

  • реакция улыбки.

Появление комплекса оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления служат основным критерием оценки адекватности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

>2.1 Кризис рождения и новорожденности

Похожие главы из других работ:

Влияние кризиса середины жизни на изменение эмоционально-оценочного и смыслового аспектов самосознания

I.3.1 Кризис рождения

По В.И. Слободчикову, система категорий психологии и развития одинаково пригодна и для детской психологии, и для психологии взрослого человека; но их конкретно-психологическое содержание будет различным. Совместная деятельность, общение…

Возрастные кризисы

1. Кризис новорожденности

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Рождение — это, конечно, кризис…

Возрастные кризисы детства

2.1 Кризис новорожденности

Первый — это кризис новорожденности (о-2 месяца). Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса — потеря в весе в первые дни после рождения…

Возрастные особенности человека

Психологическая характеристика периода новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности: — Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери…

Младенческий возраст

2. Общая характеристика новорожденности

Новорожденный — ребенок в начальном периоде приспособления к условиям внеутробного существования. Период новорожденности начинается после первого вдоха; длительность его, условно принятая в большинстве стран…

Младенческий возраст

Новорожденный — ребенок в начальном периоде приспособления к условиям внеутробного существования. Период новорожденности начинается после первого вдоха; длительность его, условно принятая в большинстве стран…

Нейрофункциональные особенности новорожденных

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

Нейрофункциональные особенности новорожденных

1.1 Понятие периода новорожденности

Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно в этот период малыш должен приспособиться к внешней среде…

Основные идеи и методы индивидуальной психологии Альфреда Адлера

1.6 Порядок рождения

По Адлеру порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение, т.к. влияет на развитие личности и на ее установки сопутствующие стилю жизни. От того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит…

Особенности детей младенческого возраста

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически…

Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, специфика психофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшего психического развития

2.3 Период адаптации к новым условиям жизни. Кризис новорожденности

Несмотря на кажущуюся беспомощность, доношенные новорожденные — жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни…

Психическое развитие в младенческом возрасте

1) Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Комплекс оживления

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного…

Психология младенца

1.Симптомы кризиса новорожденности.

Первый критический период развития ребенка — период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы…

Развитие ребенка от рождения до трех лет

2. ЖИЗНЬ ДО РОЖДЕНИЯ. ВРОЖДЁННОЕ И ПРИОБРЕТЁННОЕ

Психологи, физиологи, медики полагают, что психическая жизнь младенца начинается задолго до момента рождения. Именно до рождения происходит формирование практически всех видов чувствительности. Примерно в 8…

Чувство неполноценности и компенсация

2.7 Порядок рождения

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *