Коррекционные занятия с детьми

Наталья Романова — Расту, играя. Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития

Расту, играя

Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития

Наталья Романова

© Наталья Романова, 2017

ISBN 978-5-4485-6459-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25—30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.

По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.

Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.

Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.

Все, что понадобиться в эти 25—30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.

Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.

Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.

В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.

Занятие 1

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: игрушка на руку (например, заяц).

Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».

Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.

упр.2

Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: фигурки медведя и зайца.

Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».

(После выбора игрушки, вторая достается Вам).

«Я буду читать стихотворение, а ты помогай.

У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.
Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».

Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.

Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».

Ритмично качайте кукол и пойте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Материалы: мяч.

Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: карточка контуров.

упр.6

Инструкция: 1 вариант «Кто здесь спрятался?

2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.4.

Занятие 2

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: вырезанные из картона круги разного цвета, лист белого картона с нарисованной нитью, клей, влажные салфетки.

Инструкция: «Сделай маме красные бусы».

упр.1

Если ребенок не попал на линию, укажите ему на это.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: любая крупа, емкость, где помещаются две ладони одновременно.

Инструкция: «Повторяй за мной. Я буду делать упражнение на столе, а ты – в сухом бассейне».

(Делайте скользящие движения ладонями вверх-вниз одновременно, потом влево-вправо).

После этого дайте ребенку время поиграть с крупой.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: предметные карточки «Фрукты» и «Овощи».

Инструкция: «Отложи фрукты на компот, а овощи на салат».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: контур дома, камешки или пуговицы.

упр.4

Инструкция: «Построй дом для зайца, выкладывая камешки по контуру дома».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: «султанчик».

Инструкция: «Подуй так, чтобы веточки дерева затрепетали, подуй как ураган».

Повторите несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.3.

Занятие 3

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: наборы фруктов и овощей.

Инструкция: «В одну сторону отложи только красные фрукты и овощи, в другую – желтые».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: шнурок и большие бусины разного цвета.

Инструкция: «Сделай бусы по образцу».

упр.2

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур из картона разных цветов.

Инструкция: «Построй из геометрических фигур домики для гномов по образцу».

упр.3

Каждый раз проговаривайте название фигуры.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: цветные карандаши, незаконченный рисунок.

упр.4

Инструкция: «Пусть дождик польет грибы».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: матрица Равена.

упр.6

Инструкция: «Найди заплатку для коврика».

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: рисовать вертикальные линии см. упр.4.

Занятие 4

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: контуры двух мячей, цветные карандаши.

упр.1

Инструкция: «Раскрась большой мяч красным цветом, а маленький – желтым».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Инструкция: ритмично стучите по столу ладонями и кулаками, читая стихотворение.

«Левой-правой, левой-правой,
На парад идет отряд.
Барабанщик барабанит
Полтора часа подряд».

Пусть ребенок простучит ритм без Вашей помощи.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур.

Инструкция: «Выбери все квадраты и треугольники».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: барабан, бубен, колокольчик, маракас (погремушка), гусли.

Инструкция: сначала ребенок знакомится с названиями музыкальных инструментов и их звуками.

«Отвернись, а я поиграю. На чем я играла?»

Ребенок, повернувшись, должен показать или назвать инструмент.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: квадраты 15×15 см с написанными цифрами от 1 до 5.

Инструкция: выложите цифры подряд на полу.

«Прыгай на каждую цифру, а я буду считать».

Считайте туда и обратно.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Методическая разработка на тему: Занятия с детьми с ЗПР

Пояснительная записка

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с

ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.

Задачи:

1. повышение уровня развития памяти

2. повышение уровня развития внимания

3. повышение уровня развития мышления

4. повышение уровня развития восприятия

Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации.

Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Этапы реализации:

1. Психодиагностический

2. Психокоррекционный

3. Консультационный

4. Аналитический.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.

Учебно — тематический план №

тема

Всего часов

теоретических

практических

Диагностика познавательной сферы

Развитие мышления

Развитие внимания

Развитие восприятия

Развитие

памяти

Повторное тестирование

Итого

1. Психодиагностический блок.

Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.

Используемые методики:

1. «10 слов» (исследование памяти)

2. «Запомни картинки» (исследование памяти)

3. «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

4. «Последовательность событий» (исследование восприятия)

5. «4 лишний» (исследование мышления)

6. «Классификация» (исследование мышления)

7.»Простые аналогии» (исследование мышления)

8. «Таблицы Шульте» (исследование внимания)

9. «Пиктограмма» (исследование воображения).

10.»Лабиринты Вегнера» (исследование мышления)

Далее необходимо описать каждую из вышеперечисленных методик.

1. Методика «10 слов».

Методика направлена на исследование запоминания. Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура повторяется 10 раз. Далее через 30 минут испытуемого снова просят воспроизвести запомнившиеся ему слова.

Перечень слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.

2. Методика «Запомни картинки».

Методика направлена на исследование запоминания.

Испытуемова просят запомнить картинки и кто на них нарисован.

3. Методика «Разрезные картинки».

Методика направлена на исследование восприятия. Испытуемому предъявляют картинку, разрезанную на несколько частей и просят собрать. Параллельно можно предъявлять такую же целую картинку.

4.Методика «Последовательность событий».

Методика направлена на исследование восприятия и мышления. Испытуемому предъявляют ряд картинок и просят разложить их по порядку в соответствии с сюжетом.

5. Методика «4 лишний».

Методика направлена на исследование мышления. Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить почему он является лишним.

6.Методика «Классификация».

Методика направлена на исследование мышления. Перед испытуемым раскладывают картинки и просят разложить их по группам. Свои действия испытуемый должен озвучить, каждую группу необходимо назвать и объяснить, почему в неё вошли именно эти предметы.

7. Методика «Простые аналогии».

Методика направлена на выявление способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений. Испытуемым предъявляется перечень задач, где необходимо по заданной аналогии соотнести слова.

8. Методика «таблицы Шульте».

Испытуемому предъявляются 5 таблиц, на каждой из которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее, в порядке возрастания, найти и указать числа. Фиксируется время работы с каждой таблицей.

9. Методика «Пикторамма».

Испытуемому предъявляется перечень слов. Каждое слово испытуемый должен зарисовать определённым образом. Спустя час после того, как все слова будут изображены, он должен по зарисовкам воспроизвести каждое слово.

2. Психокоррекционный блок.

Цель: коррекция познавательных психических процессов.

Задачи:

1. развитие процессов мышления

2. коррекция памяти

3. коррекция внимания

4. коррекция восприятия.

Перечень упражнений.

1) «Восстанови пропущенное слово».

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова —теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

2) «Запомни фигуры».

Приготовьте набор карточек с различными изображениями.

Объясните, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 с, для второй — 3 — 4 с, для пятой — 6-7 с.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

3) «Вспомни пару».

Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

4) «Запомни нужные слова».

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

5) «Пиктограмма».

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

6) «Закончи словосочетания».

Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:

хитрая, рыжая…; настольная…; репчатый…; спелое сладкое…; душистое туалетное…; куриное…; зеленый…; желторотый…; колючий… и т.п.

7) «Сравнение понятий».

Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька…

Молоко жидкое, а сметана…

Трава низкая, а дерево…

Зима холодная, а лето…

Сажа черная, а мел…

Сахар сладкий, а перец…

8). «Новые словечки».

Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

На что он похож? От чего сильно отличается?

Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?

Где встречается?

Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?

Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. «Ребенок при этом следит за правильностью ответов.

9) «Угадайка».

Психолог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.

10) «Загадки-описания».

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)

То, рыжая, то серая, а по названию — белая. (Белка.)

Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.)

Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)

11) «Угадай животное».

Спросите ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как…; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как…; зоркий,

как…; мудрый, как…; сильный, как…; голодный, как…?» То же — с любыми другими явлениями природы и т. п.

12) «Закончи предложение».

Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова.

Животное, которое мяукает, называется…

Птица, которая каркает, называется…

Дерево, на котором растут яблоки, называется…

Дерево, которое украшают к Новому году, называется…

Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.

13) «Составляем определения».

Задание можно выполнять устно или (для школьников) в письменном виде:

а) блюдце — это…, масленка — …, груша — …, берлога — …, врач — …, рано — …, сумерки — …, шептать — …, плакать — …, озеро — …, зябко — …, аккуратно — …

б) лечит людей…, овощи растут…, самолет ведет…, выше всех летает…, быстрее всех бегает…, выходит на охоту ночью…

14) «Назови причину».

Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.

Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.

15) «Составление рассказа по серии картинок».

Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н.Радлова или Х. Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.

Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.

Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.

16) «Составление рассказа по сюжетной картине».

Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

17) «Прослушай, прочти и перескажи».

Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

18) «Пословицы и поговорки».

Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, .а зимой — телегу».

19) «Подбери следующее».

Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:

первый — …, завтрак — …, июль — …, лето — …, январь — …, зима — …. седьмой — …, 1998 — … и т.п.

20) «Расставь события по порядку».

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.

Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

21) «Время и антивремя».

Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.

Крайне важно включать в коррекционные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным, традиционным правилам. Содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех, что описаны выше, прежде всего в 1-м и 2-м разделах настоящего пособия

22) «Прочти спрятанное предложение».

На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.

Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыььщсврн.

Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.

23) «Закончи предложение».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть… (художник, рама, подпись).

24) «Найди сходство и различия».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей — воробей, лето —зима, стул—диван, береза —ель, самолет—автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д.

25) «От частного к общему».

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

26) «Чего больше?»

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или

млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.

27) «От общего к частному».

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая —неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные—люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние —дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.

28) «Подбери общее понятие».

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша — …; стул, шкаф — …; огурец, капуста — …; ботинок, сапог — …; кукла, мячик — …; чашка, тарелка — …; кошка, слон — …; нога, рука — …; цветок, дерево — …; окунь, щука — …; роза, одуванчик — …; март, сентябрь — …; дуб, береза — …; фонарь, лампа — …: дождь, снег — …

То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

29) «Разложи по группам».

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

30) «Классификация по обобщающему слову».

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

31) «Лишнее слово».

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

32) «Ранжирование».

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия:

горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб —рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица —квартира —город —страна—Земля; младенец-юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.

33) «Распутай узел».

Ребенку мысленно нужно «развязать» узлы (рис. 25) и рассказать, как он это делает.

34) «Садовник».

Надо пройти так, как шел садовник (см. рис. 26). Он обошел по порядку все яблони (на рисунке — точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки.

35) «Методы Равена и Айзенка».

Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис. 28): «Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?»

3. Консультативный блок

Проведение индивидуальных консультаций.

4. Аналитический блок

Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.

Рассказы.

Плохой сторож.

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Вопросы для обсуждения:

1. О чём говорится в рассказе?

2. Почему рассказ называется «Плохой сторож»?

Галка и голуби.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи.

Муравей и голубка.

Муравей хотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Лисица.

Попалась лисица в капкан, оторвала хвост и ушла. И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть. Созвала она лисиц стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты.

-Хвост,- говорит,- совсем некстати, только напрасно лишнюю тяжесть за собой таскаем.

Одна лисица говорит:

-Ох, не говорила бы ты так, кабы не была куцая!

Куцая лисица смолчала и ушла.

Волк и коза.

Волк видит — коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:

-Пошла бы ты вниз, тут и место поровнее, и трава тебе для кора много слаще.

А коза и говорит:

-Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь,- ты не о моём, а о своём корме хлопочешь.

Волк и лисица.

Волк убегал от собак и хотел спрятаться в канаву. А в канаве сидела лисица, она оскалила зубы и сказала:

-Не пущу тебя – это моё место. Волк не стал спорить, а только сказал:

-Если бы собаки небыли так близко, я бы тебе показал, чьё то место, а теперь, видно, твоя правда.

Уж и Ёж.

Пришел раз ёж к ужу и сказал:

-Пусти меня, уж, в своё гнездо на время.

Уж пустил. Только как залез ёж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу:

-Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои колятся о твои иглы, и им больно.

Еж сказал:

-Тот уходи, кому больно, а мне и тут хорошо.

Строители.

Задумали звери построить мост. Каждый из них подал своё предложение. Заяц сказал:

— Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а во- вторых, дешевле обойдётся.

-Нет,- возразил медведь,- если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний.

-Разрешите, — вмешался осёл в разговор.- Какой мост сроить, это мы потом решим. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить, вдоль или поперёк реки?

Изучение и коррекция логической памяти.

Необходимо соотнести словосочетания и построить предложение.

Барабан восход солнца

Села на цветок пчела

Грязь лучший отдых

Трусость пожар

Произошёл на фабрике висел на стене

В горах древний город

В комнате отвратительное качество

Сон очень жарко

Москва мальчик

Металлы железо и золото

Наша страна причина болезни

Принёс книгу передовое государство.

Предложения.

Барабан висел на стене.

Пчела села на цветок.

Грязь — причина болезней.

Трусость — отвратительное качество.

Восход солнца в горах.

На фабрике произошёл пожар.

В комнате очень жарко.

Лучший отдых – сон.

Москва – древний город.

Железо и золото – металлы.

Пословицы.

Куй железо, пока горячо.

Цыплят по осени считают.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Лучше меньше, да лучше.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Тише едешь, дальше будешь.

Не в свои сани не садись.

Не всё то золото, что блестит.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Метафоры.

Золотая голова.

Железный характер.

Ядовитый человек.

Каменное сердце.

Зубастый парень.

Глухая ночь.

Список литературы

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.

2. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.

3. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.

4. Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.

5. Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. Я не хочу молчать/ Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. – М.:ВЛАДОС, 1996.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.

7. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.

Федь Юлия Ивановна
дефектолог-олигофренопедагог КГУ «Бадамшинская средняя школа №1»

ВВЕДЕНИЕ

Желаю вам терпения и оптимизма

в обучении каждого малыша,

делающего первые шаги

по бесконечной дороге познания;

крепко и бережно держи, учитель,

за руку своего ученика,

чтобы он не ослаб, не отстал в пути.

Радости и удачи вам, дорогие учителя!

Ш. А. Амонашвили

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется в начале обучения ребёнка в подготовительной группе детского сада или в школе в возрасте 7-10 лет, так как в этом возрастном периоде родители в большинстве случаев обращаются к специалистам перед определением ребёнка в школу.

С точки зрения клиницистов ЗПР – это состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – часто наблюдается у них нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Всё это в совокупности ведёт к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности.

Особенности внимания детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.

Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объём памяти, недостаточность и трудность воспроизведения.

В условиях специально организованного обучения дети с задержкой психического развития способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающие сверстники набирают самостоятельно.

Упражнения для развития концентрации внимания

Распределение цифр в определённом порядке

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная её заполнение с верхнего левого квадрата

«Запрещённое слово»

Выбираем запрещённое слово, это может быть какой-либо цвет (жёлтый) или качество (маленький) . Бросаем ребёнку мяч, одновременно задавая вопросы. «Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?». Ребёнок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещённых слов говорить: «абракадабра»

«Секретное письмо»

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ребёнок попытается угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующе секретное послание пишет один из учеников.

“Найди слова”

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём, слово.

Например:

Смех, волк,столб,коса,полк,зубр,удочка,мель,набор,укол,дорога,олень,пирожок.

Методика Мюнстерберга (и её модификации)

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще-существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребёнку дают бланк с напечатанными на нём 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребёнок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов в скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬФБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГНЖРЛРФКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМ

“Перепутанные линии”

Прослеживание взглядом какой-либо линии от её начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности с концентрации внимания

“Найди отличия”

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определённым числом.

Упражнение “мой любимый фрукт”

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй-имя предыдущего и его любимый фрукт, своё имя и свой любимый фрукт; третий-имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем своё имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение “Не собьюсь”

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Считать в слух от 1 до 31, но испытуемый не должен назвать числа, включающие тройку или кратные трём . Вместо этих чисел он должен включающие тройку или кратные трём. Вместо этих чисел он должен говорить: ”Не собьюсь”.

К примеру: ”одни, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…”

Образец правильного счёта:1, 2 -, 4,5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, -_черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Упражнение “Мой день Рождения»

Способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет ещё дату своего дня Рождения. Второй-имя предыдущего и дату его дня рождения двух предыдущих и своё имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, Таким образом, должен назвать, имена и даты дней Рождения всех членов группы.

Упражнение “раскрасить вторую половинку”.

Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Эта задание можно усложнить, предложив ребёнку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем её раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, ёлка и т.д.)

РАЗВИТИЕ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра “Заметь все”

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с.

Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один за другим с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра “Ищи безостановочно”

В течении 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребёнок начинает перечисление. Другие его дополняют.

РАЗВИТИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений: ребёнку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения ( через 10-15 мин.) определяется эффективность выполнения каждого задания.

“Каждой руке-своё дело”

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение упражнения 1 мин. Книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Игра может быть предложена на уроке математики.

“Счёт с помехой”

Ребёнок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2,пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

“Чтение с помехой”

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

“Упражнение на тренировку распределения внимания”

Ребёнку предлагают следующее задание : вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставит детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребёнок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребёнка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Для тренировки переключения внимания рекомендуется использовать корректурные задания с чередованием правил вычёркивания букв.

Упражнение “ Летает-не летает “

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольность выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает-дети поднимают руки. Если не летает-руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение “ Съедобное-несъедобное”

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы ( съедобное и несъедобное ). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет-отбрасывается.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ.

“Исчезнувший предмет”

На столе ставятся несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой предмет исчез.

Детям, для которых эта игра окажется трудной, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

“Что изменилось?”

На столе ставят несколько небольших игрушек. Играющим предлагают запомнить, что и в каком порядке находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе.

Тем детям, для которых эта игра окажется трудной, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

“ Найди различия”

Перед детьми кладут две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющие существенные различия. Играющие должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдёт больше различий.

“Зашумленные картинки”

Перед играющими кладут картинку, представляющую собой хаотично переплетённые линии. Но за этими линиями скрыто изображение, которое надо найти.

“Зеркало”

Двое играющих встают друг против друга. Один из них -зеркало он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

“Рыбаки”

Играющие становятся в круг. Они рыбаки водящий показывает им движения рыбаков: Тянут сети, вынимают рыбку, чинят сети, гребут вёслами.

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

“Дай ответ”

Игроки делятся на две группы, выстраиваются друг против друга. Ведущий становится между ними. Обращаясь по очереди к каждой группе, он задаёт игрокам разные вопросы. По условиям игры игроки не должны отвечать. Кто ответит на вопросы ведущего, тот платит фант. Например, ведущий спрашивает: ”Завтра будете с нами играть?” Если кто-то из игроков ответит: ”Да, будем!” , то он отдаёт фант. Выигрывает та группа, игроки которой меньше ошибались или не ошибались совсем. В конце игры открываются фанты.

Почта.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

-Динь!динь!динь!

-Кто там?

-Почта!

-Откуда?

-Из города…

-А что в городе делают?

Входящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают, рисуют и. т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант.

Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. А затем начинают разыгрывать фанты ,как было описано в предыдущей игре.

Птичка.

Перед игрой все подбирают для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Все игроки усаживаются, и выбирается собиратель фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа и. т. д). Каждый

должен запомнить своё название.

Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Елка вызывает другое дерево и. т. д. Кто прозевает, отдаёт фант. В конце игры фанты отыгрываются.

Правила игры. Необходимо внимательно следить за ходом игры. И быстро отвечать. Подсказывать нельзя.

Указания к проведению. Перед началом игры ведущий должен познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках, рассказать, где какое дерево растёт.

Ригу-рагу.

Выбирается ведущий игры. Он стоит перед играющими. У всех пальцы сжаты в кулаки. Ведущий трясёт перед собой руками, сжатыми в кулаки, и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу…»

Затем высовывает большие пальцы, изображая рога, и называет, например: » Коза с рогами» или «Дом с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если названо животное без рогов или какой-то предмет, то дети не показывают пальцами рога. За ошибку платят фант. В конце игры фанты «выкупаются»

Указания к проведению. Перед началом игры ведущий должен познакомить ребят с различными животными, имеющие рога, рассказать о месте их обитания, показать на картинках.

Летит – не летит.

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и. т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто не поднимает пальцы при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты «выкупаются».

Указания к проведению. Перед игрой ведущий должен ознакомить ребят с летающими, и не летающими зверями и вещами. Отдельно рассказывает о летающих птицах и насекомых (с показом их на картинках), о летающих предметах, сделанных руками человека (самолёт, ракета.), о летающих сказочных существах

( при этом читаются соответствующие сказки).

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Работа с тревожными детьми.

“Задачи: Повышение уверенности и самооценки;

Обучение снятию мышечного напряжения и понижению уровня тревожности; обучение эффектному взаимоотношению.

Ход занятия

Вступление.(Ритуал)

1.Игра «Вопросы – ответы».

Цель: Осознание себя, собственных возможностей, развитие уверенности в себе. Оборудование: мяч.

Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч по очереди каждому из детей, и задает вопрос. На вопрос ребенок дает утвердительный полный ответ.

Вопросы: Ты смелый человек?

Ты сильный человек?

Ты добрый человек?

Ты умеешь петь?

Ты умеешь танцевать?

У тебя есть друг?

Ты любишь животных?

Ты уважаешь старших?

2.Релаксация.

Цель: Снятие мышечного напряжения, развития воображения.

Дети разуваются и садятся на ковёр.

Вопрос: Дети, вы знаете, что такое надувной матрас?

Для чего нужен надувной матрас?

Где можно использовать надувной матрас?

Сейчас вы все будите надувными матрасиками. Вы отправитесь в путешествие по реке.

Дети легли на ковёр.

Инструкция: Представьте, что вы надувные матрасики. Медленно надуваемся и также медленно сдуваемся (3-4 раза). А теперь надувные матрасики закрыли глазки и поплыли в путешествие по реке. Тепло и солнечно. Над вами проплывают облака. Представьте и запомните их. Мысленно вглядитесь в них. Вот проплывает облако похожее на большого ,доброго слона. Вы даже можете представить, что вы катаетесь на нём. А вот проплывает облако похожее на огромную, лохматую собаку. Погладьте мысленно её. Улыбнитесь ей. Видите, и она улыбается вам? Матрасики плывут по реке медленно и спокойно. Путешествие заканчивается. Открыли глазки. Расскажите, что вы чувствовали, когда были матрасиками?

Детям для высказывания по очереди даётся микрофон

Основная часть.

3.Игра » Прогулка с завязанными глазами».

Цель: Игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Дети разделились на пары. Одному из них завязывают глаза. Другой должен бережно его водить, обходить все преграды. Затем дети меняются ролями. После прогулки с завязанными глазами обсудить, что чувствовали дети и в той и другой роли.

Заключительная часть.

5. Игра «Браво».

Цель: Развитие уверенности в себе, осознание собственной значимости.

Дети по очереди встают на стульчик. Остальные становятся вокруг и аплодируют. Каждый ребёнок должен встать на стульчик и почувствовать всеобщее внимание.

Коррекционно – развивающее занятие.

Цель: развивать эмоционально – волевую сферу учащихся. Задачи: развить устную речь, воображение; эстетическую культуру; мелкую моторику пальцев рук, фонетический слух, координацию движений; артикуляционный движений; артикуляционный аппарат; тактильное восприятие; воспитывать интерес.

Приемы: сказкотерапия, психогимнастика, игротерапия, физ. разминка под музыку, дыхательная гимнастика.

Музыка: Вреди Марш из оперы «Аида»; Шуберт – «Серенада» и «Музыкальные моменты», Бах » Ария», Варламов » НА заре ты её не буди».

Ход занятия

1. Организационный момент. (Приветствие).

2. Беседа (вводная).

– Ребята, вы любите слушать сказки?

– А хотите отправиться в одну из них?

– Как вы думаете, что находится у меня в чемодане? (Потрясти)

Давайте посмотрим.(Дети разбирают маски).

-В какую сказку мы отправимся? ( «Рукавичка».)

3. Инсценирование сказки. (Сказка «Рукавичка»)

4. Ритмичные упражнения под музыку. (Разминка.)

– Ребята вам нравится делать зарядку?

– Для чего надо делать зарядку?

– Вы хотите быть здоровыми?

5. Релаксация. (Поглаживание.) под музыку.

-лягте на палас. Закройте глаза. Выше дыхание становится спокойным. Вы лежите на зелёной лужайке. Вам тепло. На небе светит солнышко. Его лучики ласкают вас. (Погладить каждого ребенка).

Вокруг летают бабочки. Они касаются вас. Вам хорошо. Вы спокойны.

Вдруг на полянке появился любимый ваш человек. Вы рады ему. Он подошёл к вам и погладил. Вы очень ему дороги. Он любит вас и всю нежность отдаёт только вам.

6. Дыхательная гимнастика.

– Ребята, какое сейчас время года? ( Зима)

– Зимой что тихо падает с неба? ( Снежинки)

– Давайте тихонько подуем на них.

7. Игротерапия. (Бутылочки и песок) под музыку

– Как вы думаете, что находится в бутылочках?(потрясли

бутылочки)

– Из фасоли собрать снеговиков.

– На песке нарисовать снежинки.

8.Полоса препятствий. ( Спасаем ежа и сову) под музыку.

Сейчас нам предстоит пройти через болото и спасти ёжика и сову. Необходимо преодолеть препятствия.

1)Звуковой замок (Бубен, барабан)

Учитель простукивает комбинацию коротких хлопков и пауз. Дети повторяют.

2) Мешочки ( фасоль, горох) – надо наступить

3) Кочки – попасть на них.

4) Бугорки – перепрыгнуть.

5) Бутылки – обойти змейкой.

6) Колючки – наступить.

7) Скакалка – Тропинка – пройти ровно по скакалке.

9. Психогимнастика ( Кто дотронулся?)

Релаксация под музыку

– Ребята, сядьте на палас и закройте глаза. Сейчас к вам дотронется сова или ёжик, а вы должны отгадать, не открывая глаз и сказать мне.

10. И тог занятия.

– Вам понравилось наше путешествие в сказку?

– Вам было интересно?

Коррекционно – развивающее занятие

(развитие познавательной сферы).

Тема: «Лесенка успеха».

Цели: Закреплять знания и умение детей по изученному материалу. Развивать мышление, внимание, восприятие, память, воображение. Повышать самооценку детей, развивать уверенность в себе.

Оборудование: таблица с изображением горы, раздаточный материал ( геометрические фигуры), цветные карандаши предметные картинки, таблицы с заданием.

Ход занятия.

1. Ритуал

2. Подготовительная часть.

А)Упражнение » Я очень хороший». Цель: повышать самооценку детей, развивать уверенность в своих силах. Описание задания: дети идут к своему рабочему месту и проговаривают сначала шепотом, затем громко фразу «Я очень хороший».

Б) Кинезиологические упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, повышение стрессоустойчивости, улучшать мыслительную деятельность. – » Колечко»: поочередности и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и. т. д. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному.

– «Лягушка»: положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

– » Кулак – ладонь»: последовательно сменяют положение рук: сжатая в кулак рука и раскрытая ладонь.

3. Основная часть.

А) Упражнение «Что изменилось?»

Цель: развить произвольное внимание.

Описание задания: на столе раскладывают 10 предметных картинок. Дети внимательно рассматривают картинки, запоминают их. Затем дети закрывают глаза. В это время одна картинка убирается. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Картинки: цветы ,еж, яблоко, ваза, зонт, кот, мяч, чашка, машина ,дом.

Б) Упражнение: «Расставь предметы».

Цель: развивать умение анализировать. Описание задания: Дети смотрят на предметы. Их нужно расставить в каждой клеточке так, чтобы в каждой строчке и в каждом столбике был только один из них.

В) Упражнение «Поищи и найди».

Цель: тренировать внимание и наблюдательность. Описание задания: на каждой из трёх картинок нарисованы вроде бы одни и те же предметы. Но на самом деле некоторые предметы изображены лишь на двух, а не на всех трех картинках. Какие это предметы. Найди и назови.

1. Картинка: часы, подсвечник, вишня, муха, подарок, малыш, кувшин, труба. 2. Картинка: кувшин, малыш, подсвечник, часы, подарок, колокольчик, муха, труба. 3. Картинка: вишня, муха, часы, подсвечник, подарок, малыш, труба, конь, колокольчик.

Г) Упражнение «Облачка».

Цель: Развивать образное воображение, мышление. Описание задания: Дети должны предположить, на что похожи облака и дорисовать. Облака в виде домика, елочки, гриба, бабочки, коня, лодки, медведя.

4. Заключительный круг.

Дети встают в круг, хвалят, гладят по голове друг друга. Преподаватель благодарит детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя “ быть внимательным “ способен вызвать у детей состояние концентрации.

Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относится к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания , организованности.

Работа с ребёнком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребёнок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им.

У ребёнка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.

Обучение и воспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей самого ребёнка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребёнка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА:

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития

В данном тематическом разделе можно почерпнуть множество интересных идей по организации занятий и НОД с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития.

Педагоги делятся живым опытом работы в области обучения грамоте и счёту детей с ЗПР. Выделяют особенности организации творческих, познавательных, физкультурных, игровых занятий с теми, кто нуждается в особом подходе. Показывают возможные пути успешного решения коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач.

Проводите полезные занятия для детей с ЗПР, опираясь на опыт коллег.

Содержится в разделах:

  • ЗПР. Задержка психического развития

Показаны публикации 1-10 из 1205.
Все разделы | ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития

Новое

Конспект НОД индивидуальная работа с детьми ЗПР. Закрепление лексической темы «Овощи и Фрукты» Индивидуальная работа с детьми ЗПР (закрепление лексической темы «Овощи и Фрукты». Васильева Галина Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ детский сад№23 компенсирующего вида Место расположения: город Чебоксары Чувашской республики Тема: Собираем урожай…

Конспект ООД по познавательному развитию для детей с ЗПР (5–7 лет) «Идем выручать Колобка» Тема: «Идем выручать Колобка» Цель: Активизация познавательного, социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического развития посредством использования сенсорных эталонов. Задачи: • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 • Закрепить знание…

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития — Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности «Дом для медведя и Маши» (старшая группа детей с ЗПР)

Публикация «Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности «Дом для медведя…» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 77 «Эрудит» Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности «Дом для медведя и Маши» (группа детей с ЗПР — старшая «В») Елизарова Ольга Александровна воспитатель первой…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект открытого занятия «Мы — друзья природы» по экологическому воспитанию детей с задержкой психического развития Подготовительная группа, тема «Мы — друзья природы» Цель: развивать познавательно-речевую активность, закрепить знания детей о разнообразии окружающего мира, формировать грамматически правильную речь. Задачи по реализации образовательных областей: Познание. Расширить…

Конспект НОД для детей 5–6 лет с ЗПР «Соотнесение количества предметов с цифрой. Понятия: до, после, между» Тема: «Соотнесение количества предметов с цифрой. Понятия: до, после, между» Цель: Закреплять умение детей соотносить количество предметов с цифрой. Учить ориентироваться в пространстве и ориентироваться на бумаге (до, после, между. Задачи Образовательные: Закреплять умение…

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Как дети Мишку будили» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция познавательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель занятия: Интегрирование образовательных областей и использование…

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития — Конспект НОД по лексической теме «Деревья» для детей 5–6 лет с задержкой психического развития

Статья «Конспект НОД по лексической теме «Деревья» для детей 5–6 лет с…» Цель: Уточнить знания детей о деревьях их строении по-средством аппликации. Задачи: 1. Закреплять представления детей о видовом разнообразии деревьев, их строении. 2. Формировать умение правильно держать ножницы и действовать ими. 3. Развивать навык вырезывания несимметричных…

Технологическая карта интегрированной НОД «Путешествие в Подводное царство» для детей с ЗПР старшего возраста Тема:»Путешествие в Подводное царство» Возрастная группа:группа компенсирующей направленности детей с ЗПР старшего возраста. Форма совместной деятельности:интегрированная НОД. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. Интеграция областей: «Познавательное развитие»,…

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с ЗПР «В стране невыученных уроков» «В стране невыученных уроков». Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: Коррекционно — образовательные:  Продолжать учить детей складывать геометрические фигуры из частей, закреплять названия геометрических фигур.  Упражнять в составлении…

Конспект занятия по нетрадиционной аппликации из ватных дисков в старшей группе для детей с задержкой психического развития Методическая разработка занятия по аппликации из ватных дисков в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Цель: Развивать творческие способности дошкольников в аппликации из нетрадиционных материалов. Задачи: Обучающие: 1. Совершенствовать умение детей…

Страницы: 2 3 4 … 121

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *