Когда ребенок говорит мама

Основные этапы формирования речевого аппарата

Выделяют 2 главных этапа формирования речи: пассивное накопление слов (младенец еще не умеет говорить, лишь слушает речь родителей и других окружающих его людей и запоминает, учится воспроизводить слова и звуки, но к точному повторению еще не способен) и активное накопление слов (ребенок повторяет услышанные звуки, может воспроизводить целые слова, словосочетания, предложения).

На вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, ответ будет варьироваться в промежутке от года до 3. За этот период речь сильно меняется, становится активной, осмысленной, включает не только отдельные слова, но и фразы, предложения, сложность которых постепенно увеличивается. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые звуки, точно ответить нельзя, этот процесс индивидуальный. Если есть подозрения на задержку речевого развития, лучше обратиться к педиатру.

Новорожденный способен лишь кричать и плакать; другие звуки он пока не издает. Криком указывает взрослых на какую-либо потребность: в еде, питье, смене подгузника. Закричать грудничок может, если испытывает боль, дискомфорт или напуган.

Существуют однако и более маленькие этапы. В первый месяц после рождения младенец учится реагировать на речь, может параллельно с говорящим взрослым воспроизводить какие-либо звуки. Затем происходит обучение воспроизведению простых звуков, отдельных слогов. Позже дети учатся определять интонацию, узнают по голосу, кто с ними говорит: мама, папа или другие близкие родственники.

Около 8 месяцев в речи ребенка появляются повторяющиеся слоги. Немного позже дети обучаются говорить простые слова, состоящие из одинаковых слогов. К 1 году хорошо понимают обращенные к ним слова, могут выполнять простые просьбы. Словарный запас состоит из нескольких слов, состоящих из повторяющихся слогов. После этого словарный запас быстро увеличивается, речь ребенка становится более похожей на взрослую.

В норме говорить дети начинают после года: произнесенные ими фразы постепенно усложняются. Когда дети начинают разговаривать, следует наблюдать за количеством, сложностью сказанного: существуют возрастные нормы, невыполнение которых доктора считают отклонением в речевом развитии, задержкой.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Повторяющиеся слоги могут появляться в детском лепете еще в 6-8 месяцев, однако называть их словами неправильно: ребенок лишь многократно повторяет слог, делает большее количество повторений, чем требуется, может не понимать смысла сказанного.

В этом же возрасте возможно копирование окружающих звуков, попытки подражать животным, которые тоже не следует учитывать.

По установленным педиатрами нормам ребенок начинает произносить, говорить первые слова примерно в 8-10 месяцев. Произносит сначала те, которые состоят из одинаковых слогов: «мама», «ляля», «папа» и др. Более сложные произносятся позже, часто уже после года. Возможно и произношение односложных слов: «дай», «на». В речи много отдельных слогов, частью из которых дети обозначают окружающие объекты, обладающие слишком длинными и сложными для маленького человека названиями.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»?

Большая часть детей начинает произносить «мама» и «папа» в период с 9 до 11 месяцев. В этом же возрасте появляются и другие похожие слова: «ляля», «баба», «дядя». Когда ребенок начинает говорить «мама», зависит от его индивидуальных особенностей. Если мать предпочитает называть ребенку свое имя, младенец растет без папы, может потребоваться больше времени, поскольку маленький ребенок воспроизводит лишь то, что прежде услышал.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Установить отставание речевого развития может только педиатр. Самостоятельно ставить диагноз не нужно.

Признаком отставания являются затруднения с пережевыванием пищи. Это может свидетельствовать о неправильном развитии рта, что помешает крохе нормально разговаривать. Насторожиться следует, если рот постоянно открыт, из него вытекает слюна.

Гиперактивность, неадекватное поведение, полное отсутствие желания общаться с окружающими (включая родителей, близких родственников) являются тревожными симптомами.

Если трехлетний ребенок говорит невнятно, его речь непонятна окружающим, тоже может отмечаться задержка речевого развития.

То, в каком возрасте дети проходят различные этапы формирования речи, тоже может указывать на наличие отклонений. Если ребенок слишком долго не произносит слов, не начинает говорить словосочетаниями к полутора годам, плохо понимает обращенную к нему речь, не гулил в младенчестве, следует принять меры.

Причины задержки развития речи

Речевой аппарат может развиваться неправильно из-за нарушений внутриутробного развития. Если мать вела нездоровый образ жизни, курила, употребляла алкогольные напитки, наркотические вещества или агрессивные лекарственные препараты в период вынашивания, у крохи могут возникнуть отклонения в физическом и умственном развитии, негативно влияющие на способность разговаривать.

Негативно может повлиять заболевание. Если ребенок в раннем возрасте переболел инфекционным заболеванием, его развитие ненадолго замедляется. При отсутствии осложнений однако вскоре состояние нормализуется, кроха перестанет отставать от установленной нормы.

Возможно недостаточное развитие ротовой мускулатуры. Дети при этом предпочитают мягкую пищу твердой, часто роняют еду. Возможная причина — раннее прерывание лактации: ребенок прилагает больше усилий, чтобы получить материнское молоко, чем при питье из бутылочки, что способствует укреплению мышц рта.

Проблемы могут возникать с концентрацией внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на словах взрослых, из-за чего кроха хуже запоминает сказанное, испытывает затруднения с воспроизведением.

Могут наблюдаться нарушения слуха. Ребенок не слышит сказанное достаточно хорошо, не может воспроизвести, не понимает речь и не увеличивает пассивно словарный запас в младенчестве.

Первые слова малютки

Какое же слово произнесет малютка первым? Этот волнующий момент ждет вся семья! Кроха рано начинает произносить некоторые слоги, с упоением повторяя их несколько раз подряд. Но осмысленно говорит малыш не сразу.

Многие детки быстро осваивают слово «дай». Статистика утверждает, что таких малюток больше половины.

Груднички адаптируются в мире методом подражания взрослым. Они слышат речь и пытаются ее копировать. Однако подражание — это не осмысленная речь. Многие бабушки радуются, что внучата ходят по манежу и повторяют: ба-ба-ба-ба. Но это лишь копирование звуков, а не осмысленное произнесение слова «баба». Осмысленно говорить ребенок учится к годику.

Во сколько месяцев кроха воспроизводит первые подражательные звуки? Примерно с двух месяцев ребенок начинает воспроизводить гласные звуки, иногда это похоже на пение. Чуть позже к гласным звукам добавляется согласный «м». Не упустите этот момент!

С шести месяцев ребенок уже сочетает гласные звуки с согласными, образуя из них членораздельные слоги: ба, па, ма, гы. Ближе к годику от крохи можно услышать первые осмысленные двуслоговые слова: ма-ма, ля-ля, па-па, да-да, дя-дя, ба-ба.

Важно! Если у вас дома живет собака, ребенок может научиться рычать уже в пять-шесть месяцев. Также кроха может копировать карканье ворон, имитировать его интонационно (например, со звуковым сопровождением «гу»).

Как малыши начинают разговаривать?

Когда грудничок обучается речи? С первых дней жизни, когда попадает в звуковую среду. Он слышит разные звуки, пытается их осознать и адаптироваться к окружающему «громкому» миру. Он понимает, что звуки отличаются друг от друга, постепенно выделяет из них голос мамы. Мать для малютки — основа его существования. Поэтому звучание голоса матери он осваивает моментально.

Сначала младенец кричит и плачет с одинаковой интонацией. Когда он начинает различать разные звуки и выделять из них человеческую речь (прежде всего, голос матери), его плач становится другим. Кроха может плакать сердито, жалобно, требовательно. Ему даже не надо говорить — мать по интонации понимает все требования.

Когда малыш взрослеет, он постепенно осознает, что на некоторые звуки появляется мать. Младенец с двух месяцев жизни может вызывать мать определенными звуками. Очень важно, чтобы это были не плач и крик! Затем осознает, что когда он пускает пузыри или агукает, ему перепадает больше внимания и заботы. Ребенок активно использует это средство привлечения внимания.

Родители должны поощрять подобные изменения в поведении крохи: так можно быстрее научить его разговаривать и произносить заветные слова «папа, мама». Не расстраивайтесь, когда годовалый малыш будет произносить вместо «папа и мама» слово «па-ма». Это тоже достижение.

Полезные советы

Как научить кроху осмысленной речи? Мать должна больше общаться с малышом, постоянно разговаривать. Для младенца родной язык пока непривычен: он его изучает, как иностранный. Поэтому активное общение с крохой поможет быстрее освоить речь. Без этого речевое развитие малютки будет происходить очень медленно.

Все мамы желают услышать от своего малютки такое заветное для них слово «ма-ма». Как его научить говорить это слово?

Есть довольно простые практические советы:

  1. все свои действия сопровождайте словом «мама»: мама говорит, мама хочет научить, мама начинает кормить сынулю;
  2. играйте в игру «где мама?» — закрывайте свое лицо руками и спрашивайте малютку;
  3. когда гладите ребенка по головке, говорите: мама гладит сынулю (дочу);
  4. когда кроха скажет осмысленно какое-то слово, повторите его за ним и поцелуйте в щечки;
  5. когда произносите слово, чтобы научить ребенка, смотрите ему в глазки;
  6. если желаете научить малютку говорить какое-то слово, чаще его повторяйте.

Важно! Всегда эмоционально хвалите кроху за любые достижения. Это очень важно.

Сколько раз нужно произносить слово «ма-ма», чтобы малыш начал его говорить? Сколько угодно раз, пока не научится. Запомните, что даже за неловко произнесенное слово нужно радостно хвалить малютку. Поощрительная похвальба — стимул для дальнейшего развития.

Что делать, если ребенок не говорит?

Вопрос нейропсихологу: «Что делать, если ребенок не говорит?»

Неговорящих детей становится все больше. Характер нарушения речевой деятельности очень разнообразен, но вне зависимости от причины отсутствия речи у ребенка, работа по развитию речи специалистами и родителями на первых этапах будет иметь схожий характер.

Важно развивать все психические функции, а не только речь

Нейропсихологам, то есть специалистам, которые изучают, каким образом отделы мозга обеспечивают работу высших психических функций, таких как мышление, речь, память, внимание, восприятие, сфера произвольных движений, точно известно, что развивать только речь — большая ошибка родителей неговорящего ребенка.

На первом этапе важно не столько уделить внимание речи, сколько сформировать фундамент, необходимый для речи.

Движение – основа для речи

Развитие психофизиологической основы речевой деятельности невозможно отделить от двигательного развития. Центры головного мозга, отвечающие за движения, находятся рядом с центрами, отвечающими за речь, и поэтому они тесно связаны между собой. В современном мире двигательной активности у детей становится все меньше и меньше. Сейчас дети все больше сидят у экранов гаджетов и совсем мало двигаются. Постарайтесь обеспечить неговорящему ребенку больше движения. Это может быть физическая нагрузка в формате посещения каких-либо спортивных секций, детский фитнес, а может даже простая зарядка по утрам. Не забываете, что движение ведет за собой речь.

А теперь давайте вспомним наши школьные годы. Ведь раньше дети обходились без занятий с нейропсихологом, а почему? Во многом этому способствовало то, что у нас были дворовые игры: «догонялки», «казаки-разбойники», «классики», «резиночки», которые не только приносили массу удовольствия, а еще и развивали наши двигательные и пространственные функции и в свою очередь речь.

Работа с нейропсихологом

Для выяснения причины запаздывания развития речи нейропсихологу необходимо знать, как проходило двигательное развитие с самого рождения ребенка, не пропускал ли ребенок какой-либо важный этап, например, ползанье. На каждом таком этапе созревают определенные структуры мозга. Если ребенок пропустил какой-то из них, или была нарушена очередность порядка становления двигательной функции, например, малыш сначала пошел, а только потом начал ползать — это значит, что важный этап развития и созревания определенных структур мозга, в том числе и речевых, пропущен или нарушен.

В этом случае родителям не стоит отчаиваться. Грамотный специалист-нейропсихолог может диагностировать такие нарушения и назначить коррекционный курс занятий, который будет наиболее эффективен для конкретного случая. Например, в нейропсихологии детского возраста есть специальный метод двигательной коррекции –

«метод замещающего онтогенеза». С ребенком выполняются специальные двигательные упражнения, направленные на активацию и стимуляцию работы головного мозга и восполнение пропущенных процессов в младенчестве.

Важно создать для ребенка такую среду, в которой речь была бы ему нужна

Развитие речи требует значительных усилий от ребенка. И поэтому часто причина, по которой ребенок не говорит, банально заключается в том, что родители, чаще всего мама, сами создают такую среду, где речь ему просто не нужна, и у ребенка нет никакой мотивации прикладывать усилия для ее развития. Давайте вспомним распространенные примеры: ребенок может показать пальцем, может помычать, может расплакаться — и вот, мама уже поняла, что нужно ее малышу и тут же выполняет все его желания. Действительно, зачем же говорить, если тебя и так понимают без слов?

Родителям можно порекомендовать использовать «метод провокации», с помощью которого они будут «вызывать речь» у своего ребенка. Приведу пример: дайте ребенку выбор: «Скажи, тебе дать это или это?». Когда ребенок просит Вас что-то ему дать (игрушку, конфету и т.п.), обязательно попросите его назвать то, что он хочет, а не просто ограничиться указательным жестом. Так и говорите ребенку, что не понимаете, чего он хочет: «Назови, я не понимаю».

Также сверхконтроль и гиперопека со стороны мамы ограничивают развитие таких важных функций головного мозга, как регуляция и произвольность.

Не стоит также забывать и про коммуникативную функцию речи. Социальная среда, общение ребенка с группой сверстников необходимы для неговорящих детей.

Необходим комплексный подход к решению проблемы

Сейчас детям предлагается новый, получивший широкое распространения метод «запуск речи», который заключается в комплексном подходе к ребенку разными специалистами. Он направлен на развитие всех высших психических функций. Занимаясь в рамках такого метода, ребенок получает помощь разных специалистов, таких как логопед, нейропсихолог, невролог, дефектолог. Проводятся занятия по развитию мелкой и крупной моторики, подключаются всевозможные аппаратные методы (такие как, Баламетрикс, БОС, Тимокко и многие другие), занятия проходят не только в индивидуальной, но и групповой форме.

Подводя итоги

Мозг — сложный механизм, единая система и важно развивать все ее звенья. Развивая мозг с помощью комплексного подхода, специалисты осуществляют перестройку этой системы. Только за счет грамотного всестороннего подхода специалисты и родители могут осуществить коррекционное воздействие на какую-то отдельную функцию мозга – речь, в нашем случае.

Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Родители часто обращаются ко мне с вопросом:

– Моему ребенку 2 года и несколько месяцев, а он почти не говорит, только отдельные слоги и короткие слова «мама, папа, баба», стоит ли беспокоиться?

– Конечно, стоит, – отвечаю я, – и чем раньше, тем лучше. Уже в год нужно проконсультироваться с неврологом на предмет речевого развития ребенка. Специалист выяснит причины слабого развития речи ребенка и если исключит такие заболевания, как моторная алалия и расстройство аутистического спектра (РАС) и поставит диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР), то работать надо будет именно в направлении «запуска» речи, не прибегая к другим видам терапии. О ранней диагностике и способах развития экспрессивной речи у малышей до 3 лет поговорим сегодня.

Норма развития речи

Речь – важный компонент психического развития ребенка. Ее формирование происходит в течение первых трех лет жизни. Нормально протекающие психические процессы определяют качество речи во все последующие возрастные периоды. По статистике, в наше время значительно выросло число детей раннего возраста с задержкой речевого развития (ЗРР), что очень сильно тормозит психическое, эмоциональное и социальное развитие личности.

Современные родители, пребывая на различных форумах в интернете, делятся опытом, рассказывают, что ребенок может не говорить ни слога до 3,5 лет, а однажды, проснувшись утром, начать говорить фразами. Поэтому каждая мама в подобной ситуации думает, что и с ее ребенком будет точно так же и спокойно ожидает активизации речи малыша. При этом часто спрашивают: «во сколько лет нужно в первый раз показать ребенка логопеду?» Ответ один: чем раньше будет выявлено нарушение и своевременно начата целенаправленная профессиональная работа с ребенком, тем более благоприятны перспективы устранения нарушения, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Этапы развития речи ребенка

Родителям важно знать периоды нормального психического и речевого развития детей, чтобы создать необходимые условия воспитания. В раннем развитии ребенка выделяют 2 этапа:

1 этап младенческий – от 0 до 1 года. В эти сроки самым важным является установление тесного эмоционального контакта между матерью и новорожденным. Именно на этом этапе общения закладываются основы всей психической деятельности ребенка. При отсутствии эмоционального контакта, речь ребенка будет отставать в развитии. Так бывает в домах ребенка в условиях материнской депривации. Часто наблюдается в семьях, где мама постоянно работает, заменяя свою заботу присмотром няни. Даже самая добрая и ласковая няня не сможет заменить ребенку маму.

К 3-4 неделям жизни должны появиться первые попытки малыша выстроить коммуникацию: он обращает внимание на рот взрослого, артикуляцию, на ласковый голос и улыбку мамы, замирает, вытягивая губы, шевелит и слушает ими. Реакция на голос у новорожденного сильнее, чем на погремушку. Эмоциональная выразительная реакция на общение, появляющаяся у младенца в норме к 3 месяцам, называется комплексом оживления. В этом процессе и закладываются основы овладения речью, когда ребенок активно гулит, прислушивается к голосу, реагирует на интонацию взрослого.

К 4-5 месяцам такого общения ребенок начинает выбирать, с кем ему контактировать в первую очередь, появляется улыбка, смех, движение глаз, направление взгляда, разные реакции на звук. С 6 месяцев малыш начинает лепетать, активно подражать услышанным слогам. Эмоциональные положительные отношения взрослого и младенца вызывают у него потребность общаться и стимулируют речевые центры головного мозга. У нормально развивающихся детей к концу первого года появляется обратная реакция на речь и интонацию взрослых, они отвечают действием на отдельные просьбы. При постоянных тренировках ребенок способен понять и выполнить несколько инструкций. Если у малыша нет адекватной реакции на речь, следует проверить его слух, проконсультироваться с детским психиатром или неврологом, исключая РАС.

2 этап преддошкольный – от 1 года до 3 лет. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, произносить первые лепетные слова «мама, дада, гага, туту» и т.д. и соотносить их с предметами и лицами. В этот период речь начинает использоваться как средство общения. Особенностью возраста от 1 до 3 лет является появление просьб, комментариев действий, вопросов, на основе которых перестраиваются все психические процессы ребенка. Увеличивается активный словарь. К двум годам также берет развитие регулирующая функция речи, т.е. ребенок старается подчинить свои движения инструкции родителей. Но речевая регуляция поведения устанавливается лишь на третьем году жизни. Интенсивно развивается понимание речи, малыш начинает действовать с предметами, прислушиваясь к советам мамы, возрастает интерес к слушанию сказок. При правильном обучении темп развития речи в первые три года очень высок.

К концу 2-го года жизни ребенок должен говорить 300-400 слов, к началу третьего до 1000-1500 слов. При этом артикуляция и произношение звуков могут быть нечеткими. При произнесении слов детки ориентируются на их мелодическую и интонационно-ритмическую окраску. К трем годам ребенок при нормальном развитии должен говорить предложениями, состоящими из 3-4 слов, употребляя знакомые слова грамматически правильно.

Второй год жизни малыша – этап первичного освоения языка, а третий – период усвоения грамматики. К трехлетнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. Рамки этих этапов могут варьироваться, возможна как акселерация, так и отставание. Выявление несильно выраженного отставания в развитии речи и особенно его причин в этом возрасте представляет большую сложность, так как часто сроки индивидуальны. Любое неблагоприятное воздействие на организм в этот наиболее чувствительный период может привести к задержке речевого развития.

Термин «задержка речевого развития» применяется только к детям до 3 лет. Далее при аналогичном недоразвитии речи невролог ставит диагноз «общее недоразвитие речи» (ОНР) того или иного уровня. Задержка речи может иметь как темповый, так и стойкий характер.

Родители должны понимать: если после года речевое развитие ребенка идет крайне медленно, количество произносимых слов на втором году жизни остается практически неизменным, и к двум годам не появляются предложения, это может привести к задержке речевого развития. Чтобы этого не произошло, и в дальнейшем ребенок не попал в группу риска, очень важно обратиться за помощью к группе специалистов: неврологу или психоневрологу, психологу, логопеду, дефектологу для выявления причин и их устранения, а также возможности получить консультативную помощь по развитию и профилактике речи детей раннего возраста.

Коррекция ЗРР

Если специалисты поставили диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная помощь, в системе развивающая различные органы чувств, артикуляционный аппарат и моторные функции. Как известно, ребенок начинает знакомиться с окружающим миром через осязание, обоняние, вкус, слух, запах. Поэтому так важно создать все необходимые условия, чтобы малыш мог попробовать предмет на зуб, понюхать и потрогать. Очень важно развивать мелкую моторику пальчиков рук. Нервные окончания на кончиках пальцев напрямую связаны с центрами развития речи в мозге. Поэтому не стоит бояться беспорядка в доме, давая ребенку разбрасывать крупу, лапшу, муку, рисовать пальчиковыми красками, поощрять игры с водой. Игра – основная деятельность ребенка, поэтому призываю родителей побольше играть, используя предметы и образы.

Ребенка от 1,5 до 2 лет необходимо научить:

выполнять артикуляционную гимнастику: «Улыбка» (показать зубки), «Поцелуй» (тянуть губы в трубочку), «Часики» (движение языком в уголки губ), «Кошка лакает молоко» (движения языком по верхней губе в передне-заднем направлении), «Лошадка» (подъем языка к заднему небу);

формировать длительный плавный ротовой выдох (дуть на ватные шарики, кусочки бумаги, задувать свечки);

развивать мелкую моторику пальцев рук (нанизывать крупные бусы (макароны) на шнурок, разворачивать бумагу, мять пластилин, выполнять пальчиковую гимнастику «молоточки», рисовать красками «дождик»;

развивать импрессивный словарь (рассматривать сюжетные картинки, учить соотносить парные картинки, обыгрывать потешки, сказки, «Теремок», «Колобок», создавать проблемную ситуацию, играть в сюжетно-отобразительную игру, знакомить с окружающим миром);

развивать сенсорное восприятие и конструктивный праксис: складывать стаканчики-вкладыши из 3х частей, собирать разрезные картинки из 2-х частей, конструировать «заборчик», «воротца», изучать основные цвета, величину (большой, маленький), количество (один-много);

развивать темпо-ритмическую сторону речи, используя потешки, заклички, считалочки, песенки, стишки, играть в «ладушки»;

побуждать ребенка к активной речи: изучать звукоподражания животным и шуму предметов, играть в игру: «Дай! На!», задавать ребенку вопросы с вариантами ответа («Мы сейчас пойдем гулять или домой?», «Тебе дать машинку или мяч?», «Ты хочешь компот или сок?»), читать стишки и побуждать ребенка договаривать слова, играть в игры «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Жадина» («чье яблоко?» — «мое яблоко» и т.д.), выполнять фоноритмические и логоритмические упражнения.

Также очень важно строго придерживаться режима дня, что способствует хорошему физическому развитию и укреплению здоровья. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легче установить контакт, он охотнее общается и лепечет. До трех лет необходимо оградить малыша от использования гаджетов, компьютеров, мобильных телефонов, ограничить просмотр телевизора. Именно вышеперечисленные факторы сегодня приводят к задержке речи многих детей, поскольку органы чувств испытывают сенсорный голод, а, следовательно, и речь не развивается.

Каждая мать с нетерпением мечтает услышать от крохи заветное слово мама. Такие слоги, наподобие “ма”, “па”, “ба” малыши уже говорят в возрасте полугода. Однако произносят они такие слова неосознанно. Младенцу нравится повторять одинаковые тянущиеся слоги друг за другом. Но когда ребенок начинает говорить мама осмысленно?

Это зависит от развития и особенностей каждого малыша. Как правило, малыши произносят первые осознанные легкие слова после девяти-десяти месяцев. Кстати, первое слово, произнесенное ребенком сознательно, может быть вовсе не “мама”. В этой статье мы рассмотрим подробно, со скольки месяцев ребенок начинает говорить осознанно. И узнаем, как научить ребенка говорить мама.

Первые слова ребенка

Сначала кроха подражает, повторяя различные слоги за взрослыми и звуками за животными. Повторяя слоги несколько раз подряд, получаются полные слова. Однако такие слова, как мы уже говорили, он произносит неосознанно. После полугода он слушает и уже начинает понимать взрослых. Так, формируется пассивный словарь грудничка.

Осмысленно дети начинают говорить к году. И здесь формируется уже действующий активный словарь, когда кроха не только понимает, что ему говорят взрослые. Но и понимает слова, которые он понимает сам. К году словарный запас крохи составляет порядка десяти слов, к полугоду он расширяется до 15-20.

Как правило, малыши начинают быстрее понимать и говорить слово дай, а не мама и папа. Судя по статистике, таких деток свыше половины. Кроха с радостью повторяет звуки за животными, особенно если в семье живут домашние питомцы. Уже к полугоду он может уметь мяукать, гавкать и даже рычать. При этом он не только повторяет звуки, но и имитирует интонацию.

Обучаться речи ребёнок начинает уже с первых дней жизни. Он слышит разные звуки и речь взрослых. Происходит адаптация к окружающему звуковому миру. Вскоре ребенок должен научиться различать лица и голоса близких людей, которые проводят с крохой много времени. Конечно, в первую очередь, это мама.

Голос мамочки выделяется среди других. Ребенок быстро схватывает его звучание. Поэтому именно мать должна чаще и дольше остальных общаться с грудничком и постоянно разговаривать с ним. Активное общение поможет освоить речь, и вскоре малыш уже сумеет произнести первое осознанное слово.

Развитие речи ребенка

Возраст Характеристики Что говорит малыш
1 месяц Ребёнок общается при помощи крика;к концу месяца он начнет прислушиваться к окружающим звукам и реагирует на речь, которая к нему обращена Гласные звуки и сочетания, типа а-а, о-о, у-у, у-а и т.д.
2-3 месяца Звуки приобретают эмоциональную окраску; к концу третьего месяца малыш начнет гулить и агукать; появляются новые интонации, кроха ждет ответной реакции Произносит нараспев гласные и согласные звуки, типа а-а, а-ги, а-гу
3-5 месяцев Активно развивается гуление; ребёнок начинает лепетать и говорить первые слоги; увеличивается потребность в общении со взрослыми; кроха постепенно осваивает согласные г, к, х, б и п Различные звуки и сочетания в разном порядке, типа га, гу, агу, аги
6 месяцев Начинает повторять слоги и понимать речь взрослых, что формирует пассивный словарный запас малышей; легко узнает близких и родных; лепетание похоже на настоящие слова, но они еще не осознаны, а являются звукоподражанием Повторяет и произносит цепочки из слогов, типа ма-ма, па-па, ба-ба
7-8 месяцев Ребёнок откликается на свое имя, может изменять тембр и громкость голоса, формирует пассивный словарный запас; начинается формирование активного словарного запаса; малыш понимает обращенные к нему фразы Тянет звуки и чередует высокие ноты, подражает звукам животных, типа мяу-мяу, гав-гав, муууу и т.д.
9-10 месяцев Осваивает новые звуки и начинает говорить первые легкие слова; владеет жестами, в т.ч. кивает головой, машет, показывает пальчиком на человека или на вещь Четко произносит слоги ла-ла-ла, та-та и т.д.; проговаривает до 10 односложных подражаний звукам
11-12 месяцев Начинает осознанно говорить легкие слова; он понимает обращенную к нему речь, показывает части тела и лица, знакомых животных и людей Говорит легкие слова, среди которых мама, папа, деда, баба и т.д..
1-1,3 года К первому году жизни активный словарный запас крохи насчитывает порядка десяти слов; в 1,3 года он расширяется до 15 слов Произносит и понимает легкие слова (мама, папа и пр.), названия игрушек, процессов и знакомые имена
1,5 года Кроха знает порядка двадцати слов и начинает составлять фразы из двух слов; в речи ребенка появляются первые глаголы, но еще неправильно пользуется родами существительных, прилагательных, местоимений Говорит легкие слова и фразы, типа дай мне, возьми игрушку, зайчик серый, мишка упал и т.д..
2-3 года Ребенок знает порядка 50 слов, составляет фразы и предложения, изменяет слова по падежам и числам; запоминает короткие стишки и потешки; кроха полностью понимает речь взрослого и может выполнить двойную просьбу (возьми игрушку и дай мне) Составляет фразы и легкие предложения, проговаривает свои действия и желания, например, я пошел гулять, я кушаю кашу, я хочу играть и т.д..

Как научить ребенка осознанно говорить мама и другие слова

  • Сопровождайте каждое действие словом мама. Например, мама пришла, мама кормит Сережу (имя ребенка), мама устала, мама варит кашу и т.д.;
  • Играйте в игру “Где мама”. Закрывайте лицо руками и спросите ребенка, где мама. После полугода малыш легко понимает такие вопросы и даже показывает пальчиком на нужного человека или предмет;
  • Когда гладите ребенка по голове говорите, что мама гладит дочку или сыночка;
  • Используйте различные игры и упражнения для развития речи, мелкой моторики. С детьми старше двух лет можно начинать читать, учить и запоминать маленькие, короткие стишки. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика и игры в ладушки с потешками;
  • Когда ребенок скажет какое-либо слово осознанно, повторите это слово за ним и похвалите;
  • Оценивайте и поощряйте любые прогрессы в речи малыша. Похвала – лучший стимул для развития;
  • Чтобы научить ребенка, разговаривая с ним, смотрите малышу прямо в глаза;
  • Чтобы малыш скорее научился говорить определенное слово, чаще повторяйте его;
  • С помощью перечисленных рекомендаций ребенка также можно научить говорить такие слова, как папа, деда, баба, дядя, тетя и так далее. Для этого в семье старайтесь называть друг друга в третьем лице. Например, папа пришел; деда, баба, пойдемте кушать и так далее;
  • Чтобы обеспечить правильное и полноценное развитие крохи, делайте обычный массаж и регулярно выполняйте водные процедуры, занимайтесь с малышом спортом и физическими упражнениями. Как делать массаж грудничку, смотрите .

Если ребенок не говорит

У каждого малыша собственный путь развития. Это зависит от наследственности, темперамента и характера, половой принадлежности, условий развития и окружающей обстановки, режима дня и даже питания. Некоторые детки начинают говорить позже других, и в этом нет ничего страшного. Такое поведение часто характерно для спокойных и флегматичных малышей.

Эксперты отмечают, что мальчики в среднем начинают говорить позднее девочек на один-два месяца, но потом догоняют за короткий срок. В двуязычном окружении, когда в семье говорят на двух и более языках, малышу труднее воспринимать информацию, поэтому он может начать говорить позднее. Кроме того, на развитие речи негативно влияет однообразная окружающая среда и недостаточное общение с людьми. При недостатке общения и свежих впечатлений крохе просто не о чем говорить.

Серьезной причиной такого поведения является стресс, недостаток эмоционального контакта с родителями и различные проблемы психологического характера. Если ребенок редко видит и общается с мамой, это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии и психологическом развитии крохи. Маленькие детки остро чувствуют напряжение и конфликты в семье. Это тоже негативно влияет на развитие и самочувствие грудничка.

Наиболее серьезными причинами становятся тяжелые речевые расстройства, среди которых афазия, дизартрия, сенсорная и моторная алалия. Среди медицинских проблем выделяют врожденные аномалии и аномалии внутриутробного развития, генетические заболевания, глухоту. Такие заболевания требуют профессионального вмешательства и наблюдения.

Как развивается речь

1 месяц

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

– мама варит супчик

– сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

– вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

2 года

В возрасте 2 лет ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Развитие мелкой моторики
  • Артикуляционная гимнастика
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и логопедический массаж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *