Как рассчитать дозу лекарства

опубликовано 04/09/2012 17:35

Очень многое из того, что вы прочтёте ниже, может показаться необычным а также обидным. Так как это «очень многое» изучается в первых трех классах простой школы .

Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут быть нужными, принимая к сведенью тот факт, что подсчетами вы станете заниматься в очень нервном состоянии из-за заболевания ребенка.

Итак, мы поболтаем о том, как верно вычислить дозу лекарственного средства для ребенка.

***

Дозу назначенного вашему ребенку лекарства направляться каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения смогут быть использованы :

  • единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
  • единицы количества (литр, миллилитр, капля и т. д.);
  • особые единицы (условные, биологические и т. д.);
  • единицы конкретной лекарственной формы (пилюля, капсула, ампула и т. д.).

Главной единицей измерения массы есть его производные и грамм — миллиграмм и микрограмм.

Общепринятые сокращения:

  • грамм — г;
  • миллиграмм — мг;
  • микрограмм — мкг.

В 1 г — 1 000 мг либо 1 000 000 мкг.

В 1 мг — 1 000 мкг.

  • 1,0 — это грамм;
  • 0,001 — это миллиграмм;
  • 0,000001 — это микрограмм.

Главной единицей измерения количества есть миллилитр . Привычный в быту литр в качестве дозы используется редко, но все-таки время от времени используется. К примеру, «количество жидкости, нужный с целью проведения очистительной клизмы — 1 литр» либо «дневный количество инфузионной терапии — 1,5 литра».

Общепринятые сокращения:

  • литр — л;
  • миллилитр — мл.

В 1 л — 1 000 мл.

Единица количества обязательно указывается!

Если не указано, т. е. легко написано 15,0 — значит, это не количество, а масса — 15 грамм. В случае если же речь заходит о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано — мл: 15,0 мл.

Прошу вас, будьте внимательны: самая нередкая родительская неточность — это в то время, когда путаются МГ и МЛ .

Еще раз обращаем внимание, потому, что этот момент очень актуален!

Не путать единицы объёма и единицы массы — это очень принципиально важно!

Неизменно, в то время, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь заходит о том, что данный количество будет измеряться шприцом для инъекций надлежащего размера либо же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.

Упаковки современных, дозируемых миллилитрами лекарственных средств для приема вовнутрь обязательно содержат особые измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.

В случае если ничего аналогичного нет, а лекарство все-таки назначено вовнутрь и в мл, значит для измерения нужного количества направляться применять шприцы для инъекций либо особые калиброванные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.

Нестандартной и неточной единицей измерения количества есть капля . Количество капли во многом определяется физическими особенностями дозируемой жидкости.

Так, к примеру, количество одной капли спиртового раствора образовывает в среднем 0,02 мл, а количество одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.

врачи и Фармацевты достаточно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли есть 0,05 мл .

Так, 1 мл = 20 капель.

В то время, когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку как раз в каплях и речь заходит о современном лекарственном средстве, то упаковка в большинстве случаев содержит особую пипетку либо крышка флакона представляет собой особую капельницу.

В случае если пипетки либо крышки капельницы нет, значит вы имеете возможность применять стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. В случае если назначено большое количество капель, в полной мере возможно применять одноразовый шприц для измерения нужного количества жидкости.

Назначено по 10 капель — значит, это 0,5 мл; 40 капель — соответственно, 2 мл.

Вы кроме того имеете возможность применять формулу:

количество мл = количество капель поделить на 20 .

Основное не забывать о том, что неизменно, в то время, когда некое лекарственное средство назначено в каплях, и вы не имеете возможность разобраться, чем эти капли добывать-измерять, так вот, в таких обстановках конкретно подразумевается, что количество одной капли равен 0,05 мл. И это указывает, что, имея в доме медицинский шприц количеством 1 мл, вы легко и полностью совершенно верно сможете выяснить необходимый количество лекарства: 2 капли — 0,1 мл, 3 капли — 0,15 мл, 5 капель — 0,25 мл и т. д.

Еще более нестандартными (если сравнивать с каплями) единицами измерения количества являются разнообразные бытовые ложки. каковые время от времени (но все реже и реже) употребляются для дозирования малоактивных и довольно надёжных лекарств.

  • чайная ложка — 5 мл;
  • десертная ложка — ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет);
  • столовая ложка — в бывших советских республиках — 18 мл, в Соединенных Штатах, Канаде — 15 мл, в Австралии — 20 мл;

В некоторых государствах употребляется такое понятие, как детская ложка.

  • детская ложка — 10 мл.

Дабы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения количества, отыщем в памяти о стакане . Дозирование чашками больше принято в кулинарии, но время от времени используется и в медицине для измерения количества настоев, отваров, полосканий и т. п.

  • один стакан — 200 мл.

Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение данной концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора .

Выражение «5% раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и таинственным. Но все-таки направляться дать кое-какие разъяснения, чтобы совсем расставить точки над i.

Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице количества. Так, выражение «1% раствор» свидетельствует, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.

Практически во всех случаях количество жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами. Исходя из этого пересчитываем:

100 мл — 1 г;

10 мл — 0,1 г;

1 мл — 0,01 г.

0,01 г — это 10 мг. В полной мере логичный вывод: в 1 мл 1% раствора содержится 10 мг действующего вещества .

Выясняется, что подсчитать нужное количество активного вещества в единице количества (в 1 мл) совсем несложно: для этого всего-навсего нужно дописать нолик к количеству процентов .

Тренируемся:

  • в 1 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты — 50 мг аскорбинки;
  • в 1 мл 50% раствора анальгина — 500 мг анальгина;
  • в 1 мл 0,1% раствора лоратадина — 1 мг лоратадина;
  • в 1 мл 66,7% раствора лактулозы — 667 мг лактулозы;
  • в 1 мл 0,05% раствора хлоргексидина — 0,5 мг хлоргексидина…

Производители детских лекарственных форм очень скептически относятся к родительским математическим свойствам. В инструкции в полной мере возможно написано «раствор лоратадина 0,1%», но на упаковке будет указано громадными буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» либо «лоратадин 5 мг/5 мл».

Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в различных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола возможно 20, быть может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» либо «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет верно отпустить, а мама не сможет верно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» — нужно знать, о какой концентрации суспензии идет обращение.

Так, неизменно, в то время, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, принципиально важно убедиться в том, что вы понимаете не только наименование раствора, но и его концентрацию!

Обстановка, в то время, когда доктор назначает раствор, сироп, суспензию и т. п. но не показывает наряду с этим концентрацию, однако, вероятна.

Так, к примеру, сиропы лактулозы фактически всеми производителями выпускаются в виде 66,7% раствора. И в то время, когда доктор написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака «, то в этом никакой неточности нет.

Еще один вариант: речь заходит о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым заглавием.

Пример для того чтобы назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл вовнутрь «. Суспензия называющиеся «нурофен для детей» выпускается лишь в одной концентрации — 100 мг/5 мл. Исходя из этого все написано верно, совершить ошибку нереально.

Второй вопрос в том, что в аптеке вам смогут сообщить приблизительно следующее: «У нас на данный момент нет нурофена для детей в суспензии. У нас имеется второе лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это второе — лишь в пилюлях по 0,4. Все другое имеется в областном центре, автобус на следующий день утром…»

И тогда вы подсчитаете:

— 10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл — это значит, нам прописали 200 мг.

А в пилюле 0,4 — это 400 мг.

Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…

Еще один принципиальный момент. Знание концентрации нужно не только тогда, в то время, когда лекарства принимаются вовнутрь и дозируются в мл. Для дозирования и местного применения каплями — это не меньше актуально.

И в случае если назначено «ксилометазолин по 2 капли в

каждую ноздрю 3 раза в сутки «, то перед тем, как капать, направляться пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине обращение — 0,1% либо 0,05%?

Концентрация активного вещества в дерматологических средствах кроме этого обозначается процентами, но никакой специфики тут нет. Исходя из этого в случае если написано «гидрокортизоновая мазь 1% «, то это значит, что в 1 мл данной мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно равно как и с суспензией парацетамола, нельзя написать легко «гидрокортизоновая мазь», потому, что мазь эта не редкость 0,5%, 1%, 2,5%.

Сейчас о дозировании с применением особых единиц . Неизменно, в то время, когда речь заходит о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается или с единицей количества, или с конкретной упаковкой либо лекарственной формой. И эту связь обязательно направляться уточнить!

Т. е. нужно обязательно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится как раз 40 единиц либо как раз 100 единиц препарата.

Нужно в обязательном порядке знать, что именно в данной пилюле с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Как раз 10 тысяч, а не 40 либо 25.

Нужно в обязательном порядке знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина .

Еще раз хотелось бы выделить, что неизменно, в то время, когда что-то назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком количестве, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц .

С множеством ошибок и огромными сложностями сопряжено применение в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.

В одной пилюле одного и того же фармацевтического средства возможно различное количество действующего вещества. Так, к примеру, в одной пилюле парацетамола возможно 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 либо 564 мг. Разумеется, что никто не сможет верно реализовать в аптеке либо дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 пилюля».

Исходя из этого рядом с заглавием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества как раз в данной, назначенной конкретному больному лекарственной форме.

Примеры:

  • кальция глюконат. пилюли по 0,5;
  • цефалексин. капсулы по 0,25.

Указание на некую пилюлю либо капсулу, при отсутствии сведений о содержании действующего вещества, может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора пилюль как раз этого медикаментозного средства нет.

Подобное быть может, в случае если:

  • препарат выпускается в данной лекарственной форме только со строго определенным числом действующего вещества. К примеру, орнидазол выпускается в пилюлях по 0,5. Вторых пилюль нет. Не совершишь ошибку;
  • препарат назначается под торговым заглавием, а конкретный производитель производит его только в таковой лекарственной форме — выбора нет. К примеру, одна пилюля супрастина постоянно содержит 0,025 хлоропирамина. Исходя из этого, в случае если назначен супрастин по одной пилюле два раза в сутки, — не совершишь ошибку;
  • препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым заглавием комбинацию неких ингредиентов. К примеру, декатилен. пилюли для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не совершишь ошибку.

***

Мы уже знаем, что оптимальный метод дозирования лекарственных средств детям основан на связи дозы с весом ребенка.

Разглядим тонкости аналогичного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства — парацетамола .

Из параграфа 2.1. нам как мы знаем, что разовая доза парацетамола образовывает 10—15 мг/кг.

Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Так, разовая доза лекарства образовывает от 150 (10 х 15) до 225 (15 х 15) мг.

Мы приобрели суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл — 24 мг. А нам нужно от 150 до 225.

Значит, отечественная разовая доза примерно равна 6,2—9,3 мл.

Мы приобрели суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл — 50 мг. А нам нужно от 150 до 225.

Значит, отечественная разовая доза — 3—4,5 мл.

Мы приобрели пилюли по 200 мг. А нам нужно от 150 до 225. Значит, отечественная разовая доза — 1 пилюля.

Мы приобрели пилюли по 325 мг. А нам нужно от 150 до 225. Значит, отечественная разовая доза — полтаблетки.

Сейчас давайте разберемся с дневной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство возможно давать в течении 24 часов повторно, но не более 4—5 раз, и крайне важно, дабы промежуток между приемами был не меньше 4-х часов.

Все тот же ребенок — масса тела 15 кг. Большая дневная доза лекарства ни за что не должна быть больше 60 мг/кг. Это значит, что отечественному крохе возможно за день не более чем 15 х 60 — 900 мг.

Мы приобрели суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл — 24 мг. А нам нужно не более 900.

Значит, отечественная большая дневная доза — 37,5 мл (900/24).

Мы приобрели суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл — 50 мг. А нам нужно за день максимум 900.

Значит, отечественная дневная доза не должна быть больше 18 мл (900/50).

Мы приобрели пилюли по 200 мг. Значит, за день запрещено больше четырех пилюль.

Мы приобрели пилюли по 325 мг. Значит, отечественная большая дневная доза 2 пилюли и еще три четверти пилюли.

Уже это отечественное перечисление говорит о том, что, зная вес и нужную разовую/дневную дозы, довольно-таки просто сделать рациональный выбор лекарственной формы. Разумеется, что дать ребенку 3 мл суспензии как правило существенно проще, чем 10 мл либо половинку пилюли. Исходя из этого для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.

Еще более показателен в разглядываемом нюансе выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения.

Как мы знаем, что при применении суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме вовнутрь, и образовывает 20—25 мг/кг. Так, ребенок с весом 10 кг обязан взять свечу, содержащую от 200 до 250 мг. Мы отправляемся в аптеку, и в том месте узнается, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, которые содержат активное вещество числом 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 а также 1 000 мг.

В отечественной ситуации логичнее всего приобрести свечи по 250 мг и использовать их с минимальной нагрузкой для детской психики. Но возможно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, либо издеваться над собой, пробуя отрезать половину от свечи 500 мг.

Обращаем кроме этого внимание на то, что внимательное изучение страницы с врачебными назначениями во многих случаях разрешит вам сэкономить большие средства.

Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 ежедневно за полчаса до еды, 3 дня подряд «. Отправляемся в аптеку, и в том месте узнается, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках:

  • порошок для того чтобы 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
  • порошок для того чтобы 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
  • порошок для того чтобы 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
  • порошок для того чтобы 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.

Ясно, что оптимальный в отечественной ситуации выбор — 200 мг/5 мл, флакон 15 мл — этого именно хватит для назначенного курса лечения. Каждая вторая упаковка экономически не удачна: или нужно будет докупать, или останется.

К сожалению, часто видится обстановка, в то время, когда доктор просто не успевает смотреть за быстро изменяющимся ассортиментом аптек. И при таких условиях в полной мере вероятны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 ежедневно в течение 2-х недель «. Это, очевидно, неправильно, но очень незначительное родительское интеллектуальное упрочнение разрешает решить проблему.

Итак, приходим в аптеку. — Нужен лоратадин, 5 мг.

Узнается, что лоратадин не редкость в пилюлях по 10 мг, а также в сиропах либо суспензиях — 1 мг/1мл.

5 мг — это полтаблетки либо 5 мл сиропа. Дробить пилюли нам не хочется, да и с глотанием пилюль у отечественной крохи неприятности, так что получаем жидкое-вкусное и даем то, что врач прописал…

Кстати, перед приобретением проводим несложные подсчеты: 5 мл в сутки, да на 15 дней, это 5 х 14 — получается на курс лечения нужно 70 мл. А какое количество ж в том месте во флаконе? Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа либо суспензии лоратадина возможно 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Возможно, самый рационально приобрести флакон 100 мл — дайте, пожалуйста…

И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Неизменно, в то время, когда доктором предписывается дробить пилюли, это или обозначается словами (половинка, треть, четверть), или дробью: 1/2, 1/3, 1/4.

А вдруг написано «кальция глюконат 0,5» — это не полтаблетки (!), это полграмма — 0,5 г.

0,25 — это не четвертушка пилюли, это 0,25 г.

Тут и потом, произнося выражение «главная единица», мы имеем в виду единицу, главную с позиции как раз дозирования лекарственных средств. Т. е. мы знаем, что с позиций интернациональной совокупности единиц (Совокупность Интернациональная, СИ) главной единицей массы есть килограмм (кг), а стандартной единицей количества — кубический метр (м 3 ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *