Как приучить ребенка к режиму

Содержание

Хотите воспитать ребенка — начните с СЕБЯ!

Сразу скажу, что обеспечить достойное воспитание ребенка – это огромный кропотливый процесс, который нужно выполнять, придерживаясь определенных правил:

Важно контролировать и следить за своим поведением. Если Вы смотрите телевизор, а ребенку говорите, что телевизор смотреть нельзя, то не рассчитывайте на послушание. Карапуз находится в таком возрасте, что хочет выполнять те действия, что выполняете Вы, а если Вы его просите сделать что-либо, то, скорее всего, он будет сопротивляться. Например, Вы попросите его успокоиться и постоять на месте, а он, как назло, будет кружить без остановки. В таком случае рекомендую сказать ему: «Бегай быстрее!» Даю 90%, что он очень удивиться, остановиться и решит передохнуть!

Помните, что при воспитании малыша нужно проявлять выдержку и терпение, чтобы адекватно реагировать на проявление его лидерских, творческих и гиперактивных качеств. Ведь дети – это маленькие личности с разным темпераментом, способностями, наклонностями и т.д. Например, если карапуз по натуре – лидер и постоянно высказывает свое мнение, выдвигает идеи и предложения, то не осуждайте его, обязательно выслушайте и предоставьте ему свободу выбора в некоторых вещах. Таким образом, малютка вырастит уверенным в себе человеком, лидером, к мнению которого будут прислушиваться другие.

Кстати, если Ваше ребенок рисует везде: на стенах, обоях, мебели, а так же охотно занимается лепкой, любит играть конструктором, с удовольствием делает аппликации и т.д., то ваш ребенок – личность с огромным творческим потенциалом.

В таком случае, рекомендую родителям обеспечить соответствующую площадь, необходимые материалы и предметы для развития его таланта. После того, как моя дочь, разрисовала диван, я поняла, что нужно срочно покупать доску для рисования, ватманы, карандаши, наборы для рукоделия и т.д.

Не расстраивайтесь, если Ваше чадо ведет себя, как обезьянка: прыгает по дивану или кровати, лазает на любые возвышенности, постоянно вертится и крутиться, не сидя на одном месте. Просто Ваш карапуз из числа гиперактивных детей.

Не ругайте ребенка за это, а просто найдите для него занятие с применением физических возможностей. Это может быть посещение детской игровой площадки, подвижные игры и многое другое.

Есть категории ребят, которых называют неутомимыми помощниками. Такие детки послушны, всегда ходят возле мамы и пытаются ей помочь в кормлении домашних животных, уборке, расстановке посуды и т.д.

Не отбивайте охоту, заинтересовывайте карапуза, просите выполнить ту или иную посильную для него задачу. Таким образом, он с детства будет приучен к трудолюбию и вырастит отличным вашим помощником.
— учите малыша правилам этикета, гигиены и самостоятельного обслуживания.

К двум годам малыш должен знать, что при встрече нужно здороваться, при уходе — прощаться, вовремя извиняться, а так же не забывать говорить слова благодарности. Чем раньше Вы начнете учить кроху золотым правилам этикета, тем лучше!
Никто, кроме мамы не объяснит карапузу, что нужно мыть руки, купаться, умываться и чистить зубы. Не всегда это сделать легко, но нужно запастить терпением, внятно и доходчиво объяснить, почему это нужно делать.
Установите определенные правила, от которых ни в коем случае не отступайте! Например, ребенок должен складывать свои игрушки, кушать за обеденным столом, засыпать на его кроватке и т.п.
Еще одной сложной задачей будет научить малыша одевать вещи самостоятельно. Сразу предупреждаю, что это сделать достаточно сложно! Карапузу нужно доходчиво объяснить и показать, как нужно правильно одевать вещи, различать: где зад и где перед, застегивать и расстёгивать вещи на липучках. Часто бывает так, что ребенок боится одевать вещи с узкой горловиной: футболку, водолазку, свитер. В шуточной форме объясните ему, что одевать эти вещи совсем не страшно. Для этого раздвиньте горловину, с улыбкой на лице просуньте в нее голову и скажите: «Ку-ку!»
Не следует учить двухлетнего малыша завязывать шнурки на обуви, застегивать пуговицы и молнии на одежде. Этим Вы займетесь, когда карапуз немного подрастет и ему исполнится 3-4 года.

Особенности воспитания мальчиков и девочек.

Кстати, к двум годам воспитание мальчика должно отличаться от воспитания девочки. Поэтому остановлюсь на каждом отдельно и дам необходимые рекомендации.

Воспитание мальчика.

  • проявление любви в физической форме: обнимайте, целуйте малыша, играйте с ним, кормите и разговаривайте. Ни в коем случае не бейте его и не обижайте! Иначе карапуз вырастит неуверенным в себе, агрессивным, недоверчивым или обозленным на весь мир. Мальчик должен воспитываться в строгих рамках, без лишних сюсюканий, но и без деспотичных замашек.
  • не ограничивать физические возможности и активность ребенка. Как правило, мальчики активнее, чем девочки, поэтому не удивляйтесь, что ваш сорванец ходит со сбитыми коленками, шишками и синяками. Очень хорошо, если мальчик хорошо физически развивается, так как он будущий защитник не только семьи, но и возможно страны.
  • не волнуйтесь, если ваш мальчик к двухлетнему возрасту плохо разговаривает или не всегда просится на горшок. Практика показывает, что мальчики развиваются в этом плане медленнее, чем девочки.
  • психологи рекомендуют родителям обращаться к сыночку со словами: «сынок», «мальчик», «помощник»… Уменьшительно-ласкательные слова, типа «зайчик», «лапочка», «котик» применять как можно реже, чтобы карапуз уже из самого маленького возраста понимал, что он будущий мужчина – кормилец и защитник своей семьи.

Воспитываете девочку?

Тогда примите к сведению мои рекомендации:

  • развивайте у малышки творческие способности. Практически все девочки спокойны, уравновешены, более усидчивы, в сравнении с мальчиками. Им легко дается монотонная работа, развито чувство прекрасного и фантазия, поэтому девочки с удовольствием рисуют, занимаются лепкой, аппликацией и т.д.
  • поощряйте желание дочки выражать свои эмоции и чувства. Делайте своей маленькой принцессе комплименты, одаряйте ее похвалой и нежностью, тогда в юном или взрослом возрасте она не будет таять перед мальчиками, от первого же комплимента, сделанного в ее адрес. Малышка должна вырасти самодостаточной, уверенной в себе, распознавать лживые и неискренние чувства.
  • предоставьте возможность доченьке самостоятельно выбирать ту или иную игры. Не удивляйтесь, если Ваша малютка вместо того, чтобы играть в дочки – матери, начала играть в футбол, просто она относится к категории девочек – «пацанок». Со временем, ее приоритеты могут поменяться, и она станет настоящей леди!
  • с детства объясняйте малышке, что она в этой жизни может достичь много. Покажите доченьке картинки с изображением женщин – актрис, политиков, врачей, учителей … и объясните, что когда она вырастит, то стает такой – же уважаемой тетей.

И, наконец, хочу дать оценку непонятному поведению двухлетнего ребенка в тех или иных ситуациях и дать рекомендации:

  • ребенок капризничает, истерит и вредничает без повода – он вызывает вас на конфликт! Можете поругать его, но ни в коем случае не запугивать и не применять физического насилия. Он должен знать, что наказание – это не пытка, а следствие его отвратительного поведения.
  • малыш пытается высказать свою точку зрения, перебивает вас, хочет сделать по-своему. Обязательно выслушайте его, а потом спокойно объясните, в чем он не прав или задумайтесь: может словами младенца глаголет истина!

Удачи Вам, дорогие родители, в воспитании своего маленького счастья!

Основная цель психологии воспитания детей – это становление гармонии в процессе их развития, правильная его последовательность, решение проблем связанных с формированием их личностных качеств, развитие нравственности поведения. Второй и третий годы жизни являются очень особенными и важными для психологии воспитания и дальнейшего развития маленьких проказников.

В этот период начинается активное формирование детской личности, что обуславливается развитием определенных черт характера, пониманием общей картины окружающего мира. В таком возрасте происходит реализация индивидуальности, нахождение своего собственного «я».

Развивается чувство гордости, самолюбия, появляется стремление проявить себя пред взрослыми, желание быть с ними на равных.

Однако, малыш лишь начинает свое познание мира и долг родителей обеспечить для него необходимую атмосферу, в которой будет воспитываться нормальная, психологически уравновешенная личность.

Воспитание детей особенности

Воспитание ребенка в 2-3 года имеет ряд особенностей и не всегда приятных. Родители встречаются со множеством проблем, в решении которых помогает психология, но для этого стоит уделять достаточное количество времени на воспитание своего ребенка.

Дети, достигшие двухлетнего возраста часто показывают свой характер, докучают взрослым своим упрямством, капризами, отвергают их помощь, закатывают истерики, могут стать почти тиранами в доме. Родители в свою очередь не могут понять, что происходит с цветами их жизни.

Также в этом возрасте активно развивается двигательная функция, поэтому они становятся очень активными и норовят ко всему прикоснуться побывать везде. Взрослым следует быть терпимыми и относится к этому с пониманием, проявлять гибкость в воспитании своего чада.

Малыши, которым исполнилось три, начинают ощущать себя личностью, однако из-за отсутствия опыта не знают, как правильно показывать свою индивидуальность, самостоятельность, настойчивость, в какое русло направлять свою активность для достижения поставленных целей.

Детей в этот период следует обучать и направлять, давать им чувствовать себя на равных со взрослыми, уделять должное внимание их воспитанию.

Задачи воспитания и обучения детей

Воспитание ребенка от 2 лет должно включать в себя ряд действий, которые необходимо совершать в этот тяжелый период для облегчения, как и его жизни, так и родителей:

  • быть последовательными, обеспечить определенный режим дня, для того, чтоб малыш знал, чего ему ожидать и привыкал к этому;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, не заставлять делать что-то против воли, а если это необходимо, попробовать увлечь процессом;
  • уметь понимать малыша и ставить себя на его место, тем самым сглаживать острые углы в его поведении, это может помочь избежать множества проблем;
  • использовать искусство отвлечения, если чадо отказывается делать что-то, что требует взрослый, не стоит его заставлять, лучше попробовать отвлечь чем-то другим не менее полезным;
  • в любой ситуации давать время на осмысление, поступков, слов, действий;
  • сохранять уравновешенность и спокойствие во время истерик, находить мягкие пути успокоения;
  • поощрять за хорошее поведение, акцентировать на этом внимание;
  • уметь идти на компромисс, не требовать слишком многого, знать отличие между «нужно» и «не обязательно».

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры помогает добиться хороших результатов. Оно направлено на правильное формирование: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Развитие через такие игры можно начинать и раньше, но по имению психологов именно с 2 до 3 лет, дети очень быстро схватывают новую информацию.

Несколько примеров дидактических игр:

  1. предложить украсить лист бумаги разноцветными узорами по предложенному образцу;
  2. собрать картинку из различных фигур в соответствии с рисунком;
  3. попросить найти предметы, напоминающие простые геометрические фигуры.

Как воспитать ребенка правильно советы

Во всех книгах по психологии советуют начинать воспитание самостоятельности до 2 лет, это будет основой становления личности малыша в дальнейшем, особенно когда придет время отдавать его в детский сад.

Психология воспитания ребенка 2-3 года советы:

  • установление распорядка дня, это позволит ребенку быть более уверенным во всем, что он делает;

  • быть хорошим примером для подражания, каждый малыш старается походить на своих родителей, поэтому очень важно вести себя достойно, тогда будет логично требовать того же от своего сына или дочки;
  • дать правильное понимание, того что хорошо, а что плохо, приводя примеры из жизни, читая детские сказки;
  • устанавливать простые, но четкие правила поведения, объяснять для чего их следует придерживаться.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

Развитие детей в этом возрасте имеет некоторые отличия, хотя и разница совсем невелика.

Психология воспитания ребенка 2 года и 3 года:

1. Дети двухлетнего возраста стараются многое узнать, разведать, потрогать, везде побывать, родители в свою очередь не должны им препятствовать, им стоит помогать, давать советы, все объяснять;

2. В три формируется личность, что влечет за собой множество вопросов, следует давать на каждый исчерпывающий ответ, помогать узнавать новое, заставить почувствовать себя на равных со взрослыми, давать право выбора.

С точки зрения психологии воспитание мальчиков и девочек должно отличаться не только из-за половых отличий, но и по причине того, что их поведение и развитие также имеют свои особенности с самого рождения.

Воспитание мальчика 2 года особенности:

  • воспринимают информацию через зрительное восприятие, поэтому им лучше показать пример хорошего поведения чем объяснять;
  • в обучении не любят повторений, для них более действенен быстрый темп;
  • учить уважению к женскому полу, объяснять, как правильно общаться с девочками, как проявлять уважение;
  • мальчики порой бывают более эмоциональны чем девочки, поэтому не стоит запрещать им проявлять чувства, даже если это слезы, но только если для них есть весомая причина;
  • следует давать больше пространства для игр чем девочки, так как они ориентируются на дальнее зрение, им свойственно бегать, бросать предметы;
  • мальчики больше стараются выделяться, отличаться, это стремление можно направить в какой-то полезное для развития русло;
  • любят игрушки которые можно собирать, разбирать и двигать, поэтому для развития больше подойдут конструкторы, машины и т.д.

Воспитание девочек с 2 лет требует деликатного и внимательного подхода:

  • девочки лучше воспринимают информацию на слух, поэтому им лучше объяснять, чем показывать;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к себе;
  • к девочкам следует относиться с большей нежностью, так как они более чувствительны к телесным ощущениям;
  • в обучении лучше воспринимают процесс поэтапно, любят повторно проверять собственные знания;
  • предпочитают красивые и яркие вещи, девочкам следует покупать мягкие игрушки, куклы, эти вещи будут развивать у них материнские чувства, учить заботиться о ком-то и любить.

Нравственное воспитание — как воспитывать правильно советы психолога

Психология выделяет этот вид воспитания как крайне важный, поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых трех лет жизни. В психологии главным фактором в становлении нравственности ребенка считается формирование хороших отношений с другими детьми и взрослыми.

С ранних лет нужно начинать прививать уважение, общительность, приветливое обращение с людьми, развивать сочувствие, умение считаться с окружающими, потребность в помощи другим.

Каждый ребенок перенимает поведение взрослых, соответственно, главный из аспектов хорошего воспитания – правильное поведение матери и отца в семье.

Трудности в воспитании ребенка 2 — 3 года

В этот период характеризуется кризисом двухлетнего возраста. Происходит внезапное изменение поведения в худшую сторону. Основной чертой этого кризиса является истеричное поведение: крики, слезы, упрямство, невиданная ранее агрессия.

С точки зрения психологии в это время следует очень аккуратно относиться к воспитанию ребенка:

  1. реагировать спокойно, находить компромиссы;
  2. во время истерики лучше ненадолго оставить малыша одного в комнате, чтобы он без публики быстрее успокоился;
  3. объяснять причины своих действий, если он возражает против них;
  4. избегать мест, где ребенок может переутомиться, проголодаться, начать капризничать;
  5. не заставлять давать другим детям свои игрушки, в этом возрасте малыш не понимает почему он должен отдавать любимые вещи другим;
  6. не ругать, если малыш испытывает чувство злости, лучше его обнять и успокоить.

Любая ситуация и проблема на протяжении этого времени должна решаться спокойно и полюбовно. Дети, какими маленькими они бы ни были, всегда чувствуют любовь, поддержку, уважение, понимание и учатся этому у своих родителей.

Важность режима для маленьких детей

Распорядок дня – это грамотно продуманный постоянный режим кормления, сна и отправления физиологических потребностей новорожденного. Режим играет важную роль в формировании иммунитета, устойчивой психики и общего полноценного развития ребенка. Режим помогает родителям планировать ежедневные дела, совмещая уход за малышом с заботой о других членах семьи.

Четыре преимущества четкого распорядка дня с физиологической точки зрения:

  1. Ежедневное кормление в одно и то же время помогает быстрее отладить процессы пищеварения младенца. Организм, приученный к поступлению питания в назначенный час, своевременно вырабатывает ферменты, желудочный сок, улучшается слюноотделение. Все это существенно облегчает переваривание пищи. Хорошо переваренная пища легче усваивается. Привычные для грудных детей колики и излишнее газообразование быстрее сходят на нет;
  2. Соблюдение режима сна и бодрствования позволяет уравновесить психику ребенка. В первые месяцы жизни младенец усваивает колоссальный объем информации. Если научить грудничка просыпаться и засыпать в заданное время, это позволит равномерно распределить нагрузку: во время сна происходит усвоение полученной ранее информации, после пробуждения малыш готов к освоению новых навыков;
  3. У малыша, живущего по режиму, более глубокий спокойный сон. Полноценно отдохнувший младенец меньше капризничает, не требует излишнего внимания родителей;
  4. Четкий распорядок дня помогает организму ребенка сбалансировать свою работу, повысить эффективность всех процессов жизнеобеспечения. Как следствие, укрепляется иммунитет, улучшается здоровье, высвобождается энергия для активных игр и изучения мира.

Как составить режим сна и кормления для новорожденного?

Приучение малыша к режиму начинается в родильном доме. Распорядок дня в нем общий для всех, без учета индивидуальных особенностей ребенка. Его можно взять за основу, но такой режим носит скорее рекомендательный характер. При составлении индивидуального графика нужно ориентироваться на биологические ритмы и особенности конкретного малыша.

В советское время было принято все делать строго по часам. Педиатры настаивали, к примеру, на том, что перерывы между кормлениями составляют ровно три часа, которые необходимо соблюдать, несмотря на плач ребенка. Современная медицина подходит к вопросу режима более гибко.

Теперь врачи рекомендуют обращать больше внимания на ежедневную последовательность действий: подъем, зарядка, кормление, сон, прогулка, массаж, купание, и так далее. Допускаются незначительные отклонения в 20-30 минут по каждому пункту, не нужно все делать «минута в минуту». Гораздо важнее приучить малыша к выбранному режиму без излишних скандалов и переживаний. Некоторые доктора, например Евгений Комаровский, считают, что до полугода режим зависит только от желаний ребенка.

Сразу после выписки из роддома присмотритесь к малышу, чтобы понять его естественные биоритмы. В первые три недели грудничок только ест и спит. В среднем новорожденные прикладываются к груди 8-10 раз за сутки через равные промежутки времени. Отталкиваясь от режима кормления, вы сможете выстроить основу общего распорядка дня и решить, как приучить ребенка к его персональному графику.

К концу первого месяца у ребенка появляются первые периоды активности. Ночной сон становится длиннее, периоды дневного сна постепенно сокращаются. По мере взросления вводите в режим дня грудничка новые занятия в промежутки, когда он не спит: массаж, сборы на прогулку, развивающие игры.

Как помочь ребенку в соблюдении режима?

  • Любой отход ко сну лучше сопровождать маленьким ритуалом. Это поможет новорожденному успокоиться, настроить себя на отдых. В качестве ритуала используйте расслабляющие процедуры: массаж, вечернее купание, успокаивающая музыка, приглушенный свет, травяные настои;
  • Соблюдая режим кормления, учтите, что в некоторых случаях ребенок просит грудь не ради еды. Материнское молоко и запах мамы действуют на 2-3-месячного ребенка как успокоительное средство. Когда его что-то беспокоит, он прикладывается к груди, чтобы почувствовать защиту. Такие моменты бывают при перемене погоды, кишечных коликах или недомогании после прививок. Не путайте их с полноценным кормлением;
  • Если в первые недели жизни малыш слишком активен в вечернее и ночное время, значит, он не может привыкнуть к новому режиму сна после внутриутробного развития. Во время беременности плод подвижнее в ночное время, после рождения режим меняется. Помогите ребенку различить ночь и день, плавно сдвигая чередование сна и кормления в нужном направлении;
  • Дети на искусственном вскармливании реже нуждаются в питании, так как молочные смеси плотнее и питательнее материнского молока. Детское питание труднее усваивается организмом, поэтому на переваривание им требуется больше времени;
  • При недомогании периоды между сном могут стать короче, ослабленному организму необходимо больше времени для восстановления сил, спящий ребенок быстрее выздоравливает;
  • Важный пункт распорядка – ежедневные прогулки. Гулять с новорожденным рекомендуется с 4-ой недели; некоторые педиатры считают, что гулять можно с первого дня. Первые прогулки длятся не более 10-15 минут, затем продолжительность постепенно увеличивается;
  • В ненастную или слишком холодную погоду полноценную прогулку можно заменить сном на открытом балконе. Это позволит сохранить режим, не лишая малыша свежего воздуха;
  • Не бойтесь гулять с малышом зимой. При правильно подобранной одежде холод ему не страшен, зато в морозном воздухе меньше бактерий. Температурные нормы различаются в зависимости от региона проживания. На юге допустимая для прогулок температура -10-12°C, в северных широтах она может доходить до -20°C;
  • До 8-месячного возраста ежедневные прогулки удобно совмещать с дневным сном. Ближе к году время для прогулок лучше выбирать в период активного бодрствования;
  • Продолжительность прогулки и допустимые температуры для ослабленных недоношенных детей лучше отдельно обсудить с педиатром;
  • Для гигиены важно выбрать подходящее время, чтобы не сформировать у ребенка стойкой неприязни к умыванию или сеансам массажа. Эти процедуры нужно проводить, когда ребенок накормлен (но не сразу после еды, дайте время на переваривание пищи), не хочет спать, его ничто не беспокоит;
  • Составляя распорядок дня для новорожденного, важно продумать, как приучить грудного ребенка к режиму всей семьи, не нарушая общего графика (время, когда мама провожает старших детей в школу, кормит семью, покупает продукты). При необходимости режим сна и бодрствования можно мягко скорректировать: разбудить утром чуть раньше или немного сократить дневной сон, чтобы ночью ребенок спал дольше. Подстраивать малыша под семью можно не ранее, чем через 4 месяца после рождения. Важно делать это постепенно, избегая стресса и резких изменений в привычном ритме.

При составлении и соблюдении режима дня придерживайтесь здравого смысла. Точный распорядок дня важен, но не стоит ради него устраивать малышу экзамен на прочность. Режим – всего лишь одно из правил, которое иногда можно нарушить.

Отнеситесь к распорядку дня, как к инструменту, который помогает вам правильно планировать день, выделяя время на всех членов семьи. И тогда с появлением крохи ваша жизнь не превратится в гонку на выживание.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);
2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет — подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;
3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;
4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;
5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);
6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;
7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.
Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.
Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.
Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.00 — Бодрствование
7.00-9.00 — Сон
9.00 — Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление
Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 — Бодрствование
7.30-9.30 — Сон
9.30 — Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление
В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 — пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 — Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление
Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон
Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 — пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 — 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон
Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?
1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты — плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).
3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).
4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.
5. Начните с себя — если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок — это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.
Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня — основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге — утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.
Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.
Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».
Фото — фотобанк Лори

Как воспитывать ребенка в 2 года

В это время ребенок начинает сам ходить и говорить, а значит, увеличивается поле его деятельности. Ребенок лезет в столы, открывает ящики, часто падает, получает первые в своей жизни шишки. Этого не избежать ни одному активному ребенку.

Ребенок продолжает заниматься изучением всего, что находится возле него. В этом возрасте закладывается характер маленького человечка и происходит наиболее активное развитие ребенка в интеллектуальном отношении, а также накопление его словарного запаса.

Чаще общайтесь с ребенком. Читайте стихи, обсуждайте вслух свои и его действия, отвечайте, как называется тот или иной предмет. Причем чем чаще и больше родители говорят с ребенком, тем быстрее их кроха научится произносить слова и словосочетания, и тем правильнее будут построены фразы. Главная ошибка родителей – когда они в разговоре с ребенком специально коверкают слова. Все это ведет к косноязычию и картавости. Другая ошибка – встречать каждую сказанную ребенком фразу хохотом.

Воспитывайте ребенка на собственном примере. Не забывайте, что ребенок копирует ваше поведение и стиль общения. Начиная со второго года своей жизни, малыш осознанно повторяет речь и каждый поступок близких ему людей. Ребята отлично копируют как услышанную в голосе интонацию, так и услышанные, пусть и незнакомые слова. В семьях, где звучат ссоры, споры, скандалы, где не обращают внимание на моральные понятия, ребенок будет воспроизводить точно такую же линию поведения. А в семьях, где абсолютно все члены семьи мирно, дружелюбно и приветливо разговаривают друг с другом, в воспитании и развитии ребенка в 2 года уже формируются правильные понятия о семье и морали.

Будьте понимающими. Когда ваш ребенок капризничает, плачет, не желает уходить с игровой площадки, поймите его и ласково объясните, что представляете, как нелегко бросить увлекательную игру, но пора домой. Идея в том, чтобы дать понять малышу, что вы на его стороне. Не раздражайтесь, не ругайтесь, даже если вам неудобно перед другими родителями.

Установите правила и определенный жизненный ритм уже с этого возраста. Если режим дня присутствует в воспитании ребенка 1–2 года жизни, то дальше ему будет легче. Когда ребенок живет по режиму, то в определенное время у него появляется аппетит, и он с удовольствием съедает все, что ему предлагают, спокойно и без капризов засыпает; он большое время проводит на воздухе. Кроме всего этого, в раннем возрасте для нормального физиологического развития и профилактики переутомления просто необходимо правильно чередовать активные игры и отдых. В большинстве случаев именно недосыпание или переутомление являются причиной детских капризов и истерик, непослушания.

Крепкий, здоровый детский сон имеет большое значение, так как он предопределяет правильное развитие нервной и психической системы. Запомните, что крепкому сну должно предшествовать уравновешенное состояние малыша, поэтому избегайте непосредственно пред сном подвижных и активных игр. Если ребенок упрямится, то надо чем-нибудь увлечь его. Если не желает ложиться спать, то, переодевая ребенка, объясните, чем вы будете заниматься после сна, куда пойдете, что интересного увидите. Это ведь приятнее и гораздо проще, чем приказ «ложись спать». И, согласитесь, больше сопутствует принципам воспитания ребенка в 1–2 года.

Хвалите ребенка за хорошее поведение. Установите элементарные правила и хвалите малыша за то, что он их соблюдает. Моделируйте правильное поведение. Терпеливо показывайте ребенку, как надо себя правильно вести. Создайте условия для хорошего поведения, например, распланируйте пространство ребенка так, чтоб ему было удобно играть и собирать игрушки.

Говорите малышу, что он может делать, вместо того, чтобы говорить о том, чего он делать не умеет. Например, если ребенок хочет съесть конфету перед обедом, не говорите, что это вредно, скажите, что он может сейчас съесть яблоко или апельсин.

Дайте ребенку право выбора. Это позволит малышу ощутить некоторую свободу, а вам – держать процесс под контролем. Предлагайте ребенку несколько кофточек на выбор, когда идете гулять, несколько книжек, когда ложитесь спать, и т.д.

Старайтесь избегайте ситуаций, которые могут вызвать капризы, «вспышку» непослушания. Например, если вы запланировали встретиться с подругой и идете к ней с ребенком, то сделайте это на свежем воздухе, например, в парке. Не нужно ждать, что он будет вести себя спокойно, пока вы будете болтать за чашечкой чая в кафе – малышу просто будет скучно.

Помогайте ребенку в познании окружающего мира. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать «на зубок», послушать, как играет каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не забирайте у него все подряд, запрещая трогать книжку, ручку, косметичку. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (острые предметы, зажигалка, ножи и т. п.), — просто заранее исключите их, уберите в недоступные для его рук и глаз места.

Учите ребенка есть и одеваться самостоятельно. Не спешите отнимать у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Когда надеваете на ребенка какую-то вещь, не спешите и не нервничайте, не ругайте малыша. Он всему научится, если будет спокойно наблюдать за вашими неторопливыми действиями.

Как приучить ребенка к правилам поведения

Урезонить неразумного малыша невозможно. Попробуйте сделать следующее.

  • Лечите едой или отдыхом. Размышляя, как управиться с неразумным поведением, сразу вспоминайте о еде и/или об отдыхе. Невозможно воззвать к разуму голодного или уставшего малыша, пока он не поест или не отдохнет. А пока он ест или отдыхает, не забудьте поесть сами: с неразумными детьми легче управляться, когда вас не мутит от голода.
  • Примите во внимание характер. Некоторые малыши ведут себя якобы неразумно, а на самом деле действуют в соответствии с типом их личности. Проверьте, если вы этого еще не сделали, не является ли то, что вы считаете «неразумным», синдромом «трудного ребенка». Если это так, поступайте соответствующим образом.

Читайте подробнее в статье: Что делать, если у ребенка трудный характер.

  • Не позволяйте неблагоразумию возобладать. Если малышка отказывается садиться в машину, а вам нужно отвезти другого ребенка в школу, пристегните ее к сиденью, невзирая на все вопли и взбрыки. А если она решила опустошить весь книжный шкаф, отвлеките: отведите на детскую площадку или прекратите ее деятельность любым другим подходящим способом. Не допускайте, чтобы неблагоразумие малышки мешало нормальному ходу жизни.
  • Не лишайте причины следствий. В тех случаях, когда ошибки не могут серьезно повредить здоровью или безопасности ребенка или значительно помешать другим членам семьи, позвольте малышке поэкспериментировать с последствиями неразумного поведения: если она отказывается надевать куртку — пусть замерзнет (или если на улице чересчур холодно, не пускайте гулять). Если отказывается есть — пусть остается голодной. Если рвет книжку — пусть пропадет часть рисунков. Девочка допустит много ошибок и переживет массу неприятных моментов, зато постепенно поймет, что иногда родители бывают правы.
  • Оставьте при себе «тебе же говорили…». Трудно устоять перед искушением после того, как ребенок не послушался и полез-таки в лужу, хотя бы фигурально «утереть ему нос». Сдержитесь. Последствий в виде холодных мокрых ног вполне достаточно для наказания за неверное решение. Малышка не нуждается в том, чтобы физические неприятности были усилены обидой. Лучше заметить как бы между прочим: «Ага, мокрые ноги. Вот именно поэтому и не стоит ходить по лужам без резиновых сапог».
  • Будьте хитрее. В торге между малышами и родителями существует множество трюков. Они не все срабатывают, но в каждый определенный момент какой-нибудь обязательно подействует. При удачном исходе с их помощью вы добьетесь своей цели, позволив ребенку сохранить лицо. Чтобы отвлечь малышку, когда она решит вести себя неблагоразумно, подойдет смена деятельности, «глупые» поступки (например, старый прием: ботинки надеваются на руки), «перевернутая» психология, песенка, беседа («А ты знаешь, чем мы сегодня займемся после обеда?»).

Читайте подробнее в статье: Перевернутая психология: метод «от противного».

И… не теряйте чувства юмора. Не лезьте на стену от неразумного поведения малышки, а посмеивайтесь над ее причудами (про себя, конечно). Напоминайте себе постоянно, что «со временем и это пройдет» (пусть даже сейчас такая перспектива кажется недостижимой), и тогда оплошности вашей маленькой дочки нисколько не будут вас огорчать.

Как сделать заведенный режим дня рутиной

Рутина.

У многих взрослых это слово вызывает только негативные ассоциации: предсказуемость, скука, монотонность. Однако большинство маленьких детей вполне устраивает именно рутина, которая олицетворяет собой уют, а вовсе не скуку. Когда малыш знает, чего ему ожидать в тот или иной час дня, он чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее. Рутина, как правило, является единственным спокойным островком в потоке жизни, особенно в бурные годы раннего детства.

Родителям тоже полезно, если заведенный порядок становится рутиной. Рутина позволяет малышам спокойнее переходить от одного действия к другому: от книжки — к обеду, от игровой площадки — к возвращению домой, от кубиков — в кровать. Рутина избавляет от необходимости тратить время на планирование (раз уж порядок заведен, о нем не раздумывают), от метаний в последние минуты перед каким-то делом и в целом помогает суматошным дням протекать более гладко.

Рутина хороша не для каждого, она даже может расстраивать детей, которые от природы «беспорядочны», или приводить к стрессу свободолюбивые семьи, нарушая их спонтанный стиль жизни.

Читайте подробнее: Семья и сложный характер ребенка.

Кроме того, не каждой семье годится одно и то же. Однако большинство семей с маленькими детьми придерживаются мнения, что хоть какой-то порядок среди хаоса необходим, будь то событие, которое происходит раз в неделю, или несколько ежедневно совершаемых ритуалов.

Порядок укладывания в постель. Он необходим, чтобы спокойно завершить день малыша.

Читайте подробнее в статье: Как уложить ребенка спать без слез ?

Утренний ритуал. Главное — начать день правильно: с уютных объятий в вашей кровати. Введите рамки, ограничивающие час подъема: когда за окном рассветет, когда часы покажут шесть или семь (это когда ребенок начнет узнавать некоторые цифры), иначе малыш будет прибегать к вам посреди ночи. Или начинайте день со специального приветствия, например, поцелуя, подбрасывания на руках, с любимой песенки (записанной на диктофон или спетой вами).

Ритуал ухода на работу. Если кто-то из родителей или вы оба по утрам уходите из дому, облегчить прощание помогут шутливые «медвежьи» объятия, особая фраза или помахивание рукой из окна.

Ритуал уборки. Если вы сумеете настоять на том, что сначала надо убрать одну игрушку, а уж потом доставать другую, или на наведении порядка после окончания игры или вечером, перед сном, малыш не только привыкнет убирать за собой сейчас, но это принесет дивиденды и в будущем.

Если уборка будет связана с определенной песенкой или мелодией («Вот так мы убираем, убираем, убираем…»), вам будет легче приучить ребенка к определенному ритуалу и сделать его впоследствии более привлекательным. Помогут и соревнования, например, поставьте песочные часы или будильник и постарайтесь навести порядок в отведенный срок.

Читайте подробнее в статье: Как приучить ребенка к порядку?

Ритуал возвращения. Кто бы ни возвращался домой (с работы, из детского сада или из школы), отдохнуть от долгого дня перед тем, как приняться за еду, почту и выполнение всяких обязанностей, поможет заведенный порядок сброса нервного напряжения (чтение книги, совместный просмотр любимой телепередачи или даже небольшое хулиганство). Или постарайтесь сделать вечерние обязанности рутинными: накройте вместе на стол, спуститесь вместе за почтой и т. д.

Порядок приема пищи. Быть может, ужин в какой- то степени вызовет у вас скуку, однако если вы будете твердо помнить, что в понедельник у вас запланирована рыба с морковкой, во вторник — весенний паштет, в среду — пицца с салатом и т. д., вам удастся избежать метаний, что следует купить и что готовить. А воскресные обеды, поскольку тут времени для составления меню больше, превратите в трапезы с сюрпризами. Разумеется, когда речь идет о малыше, приходится проявлять большую гибкость, поскольку у него могут быть свои представления о заведенном порядке приема пищи: например, макароны с сыром каждый вечер. Если рутинное меню выводит вас из себя, установите другие ритуалы: молиться перед едой, по очереди рассказывать за столом о том, как прошел день, слушать музыку, играть в словесные игры.

Порядок отдыха. Поскольку наличие малыша в доме практически лишает родителей шансов проводить выходные, как они привыкли, можно приучить себя к еженедельной рутине, которая облегчит жизнь вам и вашему малышу. Например, возня с ребенком по утрам в кровати, оладушки на завтрак, прогулка в субботу вечером с мамой и воскресный поход в парк с папой.

Привычная гигиена. Малыш, который не любит принимать ванну, будет относиться к этой процедуре с меньшим раздражением, если она происходит в строго определенные часы. Поэтому заведите предсказуемый режим чистки зубов, мытья рук, принятия ванны и мытья головы.

Порядок «ухода». Многим детям трудно уходить — из дома друга, с игровой площадки, от бабушки. Заведите ритуал прощания (сначала спойте вместе специальную «прощальную» песенку или прочитайте стишок, потом попрощайтесь с каждым в отдельности, а по дороге домой, например, остановитесь и поглядите на щенков в витрине зоомагазина), который поможет снизить степень сопротивления ребенка.

Порядок посещения детского сада. Всегда пойте одну и ту же песенку («Вот так мы идем в садик…»), всегда идите или ведите машину одним и тем же маршрутом, всегда играйте в «назови его» (пытайтесь вспомнить, как кого зовут в группе, а потом постарайтесь вспомнить какую-нибудь отличительную черту каждого ребенка), или «найди дверь», или в любую другую игру, какую вам только удастся придумать. Это сделает переход из дома в детский сад более предсказуемым и, следовательно, менее огорчительным.

Помните, что нужно по возможности строже придерживаться однажды заведенного порядка, даже когда он нарушен каникулами, гостями или другими уважительными обстоятельствами. Некоторых малышей перемены, особенно неожиданные и в последнюю минуту, очень расстраивают. Поэтому, если вам необходимо нарушить заведенный порядок, подготовьте ребенка заранее, а потом проявите дополнительное терпение, помогая ему успокоиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *