Как приучить ребенка к аккуратности

Как приучить ребенка к аккуратности?

Аккуратность обычно соседствует с такими чертами личности, как дисциплинированность, ответственность и исполнительность. Аккуратист внешне опрятен, пунктуален, серьезно относится к своим обязанностям. Аккуратность – один из показателей культуры человека. Как же воспитать такое качество в ребенке, не перегнув палку, чтобы не получить в итоге педанта и зануду?

В доме, где любая вещь имеет свое место и поддерживается чистота, обычно существует что-то вроде правил внутреннего распорядка, предполагается определенный режим дня. К такому порядку детей нужно приучать сразу, как только ребенок получает навыки самостоятельного обслуживания. Чтобы аккуратность стала привычкой, ребенок должен видеть перед глазами пример родителей и старших детей. Если родители поддерживают в доме порядок и весь семейный уклад предполагает опрятность, вряд ли в такой семье вырастет неряшливый ребенок.

В каком возрасте начать приучать ребенка к аккуратности?

Четких рекомендаций специалистов на этот счет не существует, но все согласятся, что до полутора лет приучать ребенка к аккуратности бесполезно. В этом возрасте движения ребенка не скоординированы, он только учится управлять своим телом, и попросту не может быть аккуратным.

Это обстоятельство не отменяет порядок в доме, тем более что соблюдения элементарной чистоты требуют правила гигиены. Беспорядок в доме усиливается, когда ребенок покидает пределы кроватки или манежа, с восторгом исследуя окружающий мир. Если ребенку не прививать с самого раннего возраста привычку быть чистым и опрятным, беречь вещи и класть их на место, то начать воспитывать аккуратность с какого-то определенного возраста будет очень трудно.

Первые уроки аккуратности

Полутора-двухлетние дети уже обладают необходимой для самообслуживания координацией движений — самостоятельно едят, могут выполнять простые гигиенические процедуры, с помощью взрослых, конечно. В этом возрасте идет активное формирование личности ребенка, малыш старается как можно подробнее изучить окружающий мир.

Процесс познания неизбежно сопровождается некоторым хаосом как внутри малыша, так и вовне. Попытаться внушить двухлетнему ребенку, что беспорядок — плохо, а порядок – хорошо, трудно, но возможно. Не нужно все делать за ребенка. Конечно, если малыша кормит мама, ей не придется дополнительно убирать кухню. Но ребенок ничему не сможет научиться, если за ним по пятам ходит мама, кормит, умывает, подает и убирает. Помощь родителей малышу необходима, но лишь тогда, когда без нее не обойтись.

Приучение двух-трехлетнего ребенка

Двух-трехлетние дети могут гораздо больше, но и самосознание растет вместе с малышом. В этом возрасте дети уже могут создавать беспорядок сознательно, проверяя границы родительского терпения. В этом случае бесполезно ругать ребенка, наказывать, пытаясь настоять на своем. Лучше дать понять ребенку, что такое поведение огорчает родителей. Ребенок трех лет уже хорошо умеет играть, и можно внести элементы игры в процесс воспитания аккуратности. Например, парные предметы (носки, обувь, варежки и др.) – братья и сестры, они хотят быть вместе и боятся потерять друг друга, будут скучать. По принципу семейных связей можно объединить практически все предметы домашнего обихода.

Аккуратность у 4-х и 5-летних детей

Четырех-пятилетние дети уже могут практически полностью обслуживать себя самостоятельно и нужно обязательно дать им такую возможность. В этом возрасте проявляются творческие способности ребенка – поощряя его таланты, родители должны предоставить ему мелки, краски и все необходимое для маленького творца. Беспорядок, связанный с творческим процессом, неизбежен, придется потерпеть.

Но после занятий ребенок должен сам убрать на место материалы и инструменты, ему нужно объяснить, что если не вымыть кисти – они пересохнут, и в следующий раз он не сможет рисовать, и т.д. Если же малыш пренебрегает просьбами взрослых убрать за собой, полезно будет оставить все как есть, чтобы ребенок мог убедиться в правоте взрослых на собственном опыте.

Шестилетний ребенок

В возрасте 5-6 лет ребенок внимательно прислушивается к мнению окружающих, ему особенно важно одобрение его правильных действий. Особенно хорошо, если в семье несколько детей и старшие дети аккуратны. Авторитет старшего ребенка не так велик, как родительский, но пример, который он подает малышу, даже более убедителен. Ребенок сознает, что в сравнении с родителями он неизмеримо меньше, слабее – стало быть, идеал становится труднодостижимым, малышу кажется почти невозможным его достичь. Тогда как старший брат или сестра – тоже ребенок, только больше, значит, все получится и у малыша, ему есть к чему стремиться.

Родителям не нужно бояться переусердствовать, прививая ребенку такую черту, как аккуратность. Если ребенок не приучен с детства обслуживать себя, во взрослой жизни ему будет непросто. Аккуратность – необходимое условие социализации ребенка, неряхе труднее войти в общество сверстников, над ним будут смеяться, или даже избегать общения с ним. Во взрослой жизни неаккуратного человека также ожидают проблемы, он будет менее успешным, чем мог бы, если бы его родители позаботились внушить ребенку понятие о необходимости порядка. Особенно это касается девочек.

Автор статьи — Анна Максимова

Советую почитать:

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Кризис трехлетнего возраста — советы психологов

Эксперт Разухина Елена Владимировна, педагог-психолог Образовательного Центра «Аристотель» (aristotel-arbat.ru)

Правило №1: Начинаем раньше

Не бойтесь просить малыша о помощи, давать больше ответственных поручений. Уже в 2−3 года у детей просыпается желание помочь родителям убрать вещи, помыть посуду, пропылесосить в комнате. Конечно, малыш пока управляется с заданием неуклюже, может разлить воду, что-то уронить. Главное в этот момент не допустить самую распространенную ошибку: «Ой, давай-ка я лучше сама! Ты только испачкаешь все!» И вот ребенок уже запоминает, что мама может все сделать сама, и в его помощи она не нуждается. Так мы придем к обратному результату: ребенок не только не будет предлагать свою помощь, но и беспорядок станет для него обыденным делом. Не бойтесь, что сын или дочка испачкаются, или что-то сломают или разольют, или наведение порядка затянется на несколько часов. Постепенно дети обязательно научатся самостоятельно и качественно наводить порядок. Ведь ходить они тоже научились не сразу, а постепенно, тренируясь каждый день.

Правило №2: Будьте терпеливы

Когда радостный малыш за завтраком раскидывает кашу во все стороны, одну ложку — в рот, две — игрушке, три — на стол — стоит ли его ругать? А зачем? Это вызовет только очередной приступ истерики, настроение будет испорчено, ребенок останется голодным.

Пусть ребенок измажется, уронит несколько ложек, накормит кукол и маму, даже пару раз перевернет тарелку на себя. Спокойствие, главное — спокойствие! Ведь даже эту ситуацию можно использовать во благо. Попросите дочку научить куклу Машу правильно держать ложку, рассказать мишке, как нельзя вести себя за столом. Дочка хочет вас покормить? Прекрасно. Поблагодарите ее, она делится с мамой, заботится о ней. Возьмите вторую тарелку: «И я с тобой поделюсь», — и ребенок доволен, и цель достигнута. Чем чаще мы создаем ребенку условия для развития самостоятельности, тем быстрее он всему учится.

Правило №3: Всему свое место

Медведь «спит» под кроватью, лягушка «прячется» под пледом, карандаши рассыпаны, а куклы вообще дефиле по всей комнате устроили. Как уж тут поддерживать порядок… Когда наш ребенок еще маленький, у него и без этого куча дел, и уж они-то точно никак не связаны с возвращением своих «друзей» на места, а малыш искренне не может понять, почему мама и папа так расстраиваются и ругаются.

В данной ситуации родителям придется все взять в свои руки и решить проблему. Например, можно купить или сделать красивый ящик — дом для игрушек, куда куклы, мишки, мячики, будут возвращаться отдыхать после игр. Обыграйте ситуацию: устройте «чаепитие» для друзей-игрушек и обсудите, в какое время им нужно быть уже на своих местах. «Игрушки устали, очень хотят отдыхать, поможем им попасть домой». Ребенок с удовольствием будет помогать своим друзьям.

Правило №4: «Яблочко от яблоньки»

Папа, вернувшись с работы, кидает носки на пол, а мама с утра не мыла посуду. Вот папа споткнулся о машинку, оставленную с вечера посередине комнаты: «Ну, сколько можно повторять! Почему ты не убираешь игрушки на место?!»

Прежде чем требовать что-то от малыша, нужно начать с себя. Правильно ли мы себя ведем? Наши дети с гордостью повторяют не только наши слова, но и наше поведение. Мы не сможем доказать своему чаду пользу аккуратности, если сами оставляем незастеленную постель или посуду на столе после обеда. Вы — пример для подражания, так что забудьте фразу «Некогда, потом уберу», иначе ребенок быстро возьмет ее на вооружение.

Правило №5: Чаще хвалим

Ребенок убрал все игрушки, помог маме подмести пол, а папе — разобрать бумаги. Он гордый ходит по комнате в ожидании похвалы, а вместо этого получает очередные задания. Не очень хорошо, правда? Наш маленький работник старается, помогает, гордится собой, именно этого он ждет и от нас. Обязательно говорите слова благодарности ребенку, поощряйте его за маленькие достижения. Ему важно чувствовать, что нам его поведение очень нравится, что папа и мама гордятся им, хвалят его. Тогда обязательно завтра он будет стараться еще больше.

Как научить ребёнка аккуратности.

= Марина Подгорная Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был чистым, умытым, аккуратно причесанным и умел убирать за собой игрушки. Некоторые дети от рождения любят находиться в чистоте и порядке, очень переживают из-за испачканной одежды и раскладывают игрушки в строго определенные места. Другие довольно равнодушно относятся к собственному внешнему виду и с удовольствием создают вокруг себя творческий беспорядок – их родителям только руками остается развести:»ну что с ним поделать?» А между тем аккуратности нужно и можно научить. Зачем? Во-первых, порядок развивает. Ребенок устроен так, что его мышление развивается путем упорядочивания всего, что он видит. Если же он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, надо учиться жить в обществе. В течение жизни ребенку придется не раз оказываться в такой ситуации, что ему придется жить бок о бок с другими людьми. В третьих – аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротно сделанные вещи, с ним хорошо и приятно окружающим. Обучение аккуратности, как никакое другое, требует последовательности и терпения. Вот несколько правил, которые помогут вам привить ребенку основы аккуратности:

  1. Помните что родители – главный образец для подражания. Если родителям проще жить в беспорядке, или они регулярно жалуются на «тяжесть» бытовых обязанностей – им трудно будет убедить ребенка в необходимости поддерживать чистоту. Тем, кто предпочитает обедать у телевизора, сложно привить малышу обеденный этикет. А любителям «крепкого словца» не стоит требовать от ребенка культурной речи.
  2. Попробуйте подойти к делу творчески – устраивайте вместе с ребенком игры и соревнования: Сможете ли вы попадать кубиками в корзину с двух шагов? А с трех? Успеете ли обогнать таймер в деле наведения порядка? Кто справится с уборкой быстрее? А знаете ли вы, что если руки намылить посильнее, получаются большие мыльные пузыри?
  3. Возьмите за правило убирать игрушки каждый раз, как вы переходите от игры к какому-то другому занятию – садитесь обедать или смотреть мультфильмы, идете гулять или ложитесь спать.
  4. С раннего возраста поощряйте попытки ребенка участвовать в маминых делах. Предоставьте ему возможность вытирать пыль, подметать, мыть посуду, пылесосить. Пресекая порывы ребенка помочь нам, можно надолго отбить у него охоту к наведению порядка.
  5. Объясняйте ребенку, почему необходимо поддерживать порядок, мыть руки и лицо, чистить зубы – расскажите о вреде микробов, которые могут вызвать опасные болезни, и пылевых клещах, вызывающих аллергию. Расскажите и покажите на примере, как легко найти вещь, лежащую на своем месте.
  6. 6. Обращайте внимание ребенка на то, как нравится окружающим находиться рядом с опрятным и чистым человеком. Особенно это важно для девочек, но и мальчики тоже любят нравиться, особенно значимым для них людям
  7. Сформируйте у ребенка «динамические стереотипы» – то есть цепочки действий:
    Сняв одежду, ребенок должен аккуратно сложить ее и убрать на место. Выйдя из туалета или вернувшись с прогулки – помыть руки.
    Пообедав – вытереть рот салфеткой, сказать «спасибо», убрать за собой посуду и т.д.
    Через некоторое время выполнение этих цепочек обязательно дойдет до автоматизма.
  8. Не переусердствуйте! Не смотря на важное значение аккуратности в жизни ребенка – помните о золотой середине. Чем плоха чрезмерная зацикленность на чистоте и порядке? Тем, что можно полностью подавить естественные стремления и порывы ребенка к творчеству. Если вы устанавливаете слишком высокие стандарты; постель, заправленная без единой морщинки, ни одной помарки в тетради, ни соринки на полу — ребенок может вырасти педантичным, одержимым аккуратистом. Такие люди тяжелы для окружающих, т.к. даже легкий беспорядок их раздражает. Кроме того, зачастую они боятся лишний раз что-то предпринять, чтобы не нарушить священный порядок.
  9. Не торопитесь. Стремление к порядку в раннем возрасте претерпевает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети из чистюль могут превратиться в нерях или наоборот. На это могут повлиять различные психологические факторы. Но смысл в том, что потребность в чистоте у человека сформировывается достаточно поздно к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет). Поэтому не надо поднимать панику и бить в колокола, если у вашего ребенка появляются не совсем приятные привычки. Если у ребенка с детства были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то став взрослым, он к ним вернется. Чаще всего беспорядок в комнате у подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе и иногда человеку нужно просто «перерасти» этот сложный для него период.

Консультация по теме: Советы родителям. Как научить ребенка аккуратности?

Советы родителям. Как научить ребенка аккуратности?

Старайтесь приучить детей к аккуратности с раннего возраста. Ведь это не только опрятный внешний вид и меньше стирки для мамы – это и здоровье, залог которого, как известно, чистота.

Учите ребенка бережно относиться к одежде, не вытирать об нее нос и руки, играть так, чтобы не запачкаться, ежедневно менять нижнее белье. В воспитательных целях я часто указываю дочери на других детей, говоря: «Смотри. Как этот мальчик (или девочка) красиво выглядит! Рубашечка (брючки, платьице, юбочка и т.д.) у него чистая, не помятая!» Надо дать понять малышам, что красиво – это не дорого и ярко, а опрятно.

Показывайте детям, как ухаживать за одеждой: аккуратно вешать ее на стул перед сном, чистить щеткой от пыли, отряхивать от песка или крошек. Детей постарше учите уже самих стирать вещи и гладить их.

Ребенку покажите, как сортировать одежду перед закладкой в стиральную машину, как стирать вручную, а затем – как раскладывать вещи по полочкам в шкафу.

Никто не любит признаваться, что он неопрятен или неаккуратен. Все мы
независимо от того, чистим ли зубы два раза в день и принимаем ли душ или
ванну каждое утро, считаем, что это необходимо. Другими словами, мы живем в обществе, требующем от всех опрятности, желающем видеть нас такими.
Санитария и гигиена лежат в основе жизни современного человека. И в каком-то смысле наше положение в обществе во многом определяется и степенью нашей аккуратности в доме. Хорошо понимая это, мы предпочитаем не говорить о некоторых не совсем безукоризненных привычках, иногда свойственных нам. И даже если порой забываем убрать пыль под ковром, то уж во всяком случае, стараемся, чтобы его поверхность гости видели чистой.
А детям совершенно безразлично все это, и они не могут разделить наши заботы по очень простым причинам.
Во-первых, детей не особенно волнует, что скажут люди об их неряшливости.
Во-вторых, грязь не столь же неприятна им, как нам.

В-третьих, у ребят еще не выработались многолетние привычки, и потому они не могут автоматически выполнять все необходимые действия, чтобы выглядеть опрятно.

В-четвертых, им становится скучно, когда мы превращаем в глобальную проблему то, что, на их взгляд, несущественно. Дети не выполняют наши требования, так как часто, не понимают их значение. И даже начинают ненавидеть нас за все, что мы им навязываем. Зубная щетка, например, может превратиться для ребенка в символ, напоминающий о конфликте с нудным и назойливым родителем.

В итоге большинство взрослых отчаивается научить своих детей опрятности и аккуратности. Для того чтобы ребенок чистил зубы, регулярно принимал душ или ванну, мыл руки перед едой, убирал свои игрушки, вешал на место одежду и так далее, и так далее, приходится до самой юности, а то и позже, постоянно напоминать ему обо всем этом. Нет нужды говорить, что это слишком долгий срок, особенно для родителей, которые вынуждены сталкиваться с этой проблемой каждый божий день.
Со временем мы все чаще приходим к мысли, что наш ребенок не только неряха, но и безалаберный лентяй, и потому начинаем применять более решительные меры. Или же, совсем придя в отчаяние, смиряемся с мыслью, что бесполезно что-либо делать, и нам остается только надеяться на будущее. Самое смешное во всем этом — никто из нас не помнит, что был в детстве грязным и неряшливым ребенком. Теперь, когда у нас сложились некоторые похвальные привычки, связанные с аккуратностью, мы ожидаем, что и ребенок не захочет отставать от родителей, совершенно забывая, сколько времени понадобилось нам самим, чтобы стать такими.

Так что же, выходит, мы совсем ничего не можем сделать? Придется полностью смириться с неряшливостью ребенка или все-таки можно еще что-то предпринять?
Смею заверить, было бы ошибкой рассчитывать, будто ребенок, когда вырастет, сразу же перестанет быть неряшливым. Все мы, родители, так или иначе, влияем на развитие малыша и, хотя иногда чересчур усердствуем в этом, не можем решиться пустить все на самотек. Особенно если действия ребенка противоречат нашим взглядам на аккуратность.

Что же нужно сделать?
Первое. Нужно пересмотреть свои воззрения и привычки, связанные с личной гигиеной. Возможно, мы слишком придирчивы. Задайтесь вопросами: всегда ли необходимо вешать пальто в шкаф, если мы очень устали? Всегда ли наш дом должен выглядеть так, словно мы ожидаем к обеду своего начальника? Считаем ли мы, что зубы выпадут, если мы забудем почистить их? Возьмем альтернативный случай: может, мы сами невольно подаем дурной пример детям своей грязной одеждой и неопрятным видом? Мы правильно сделаем, если спросим себя и о том, пропорциональна ли наша любовь к детям их послушанию. Ощущают ли они ее даже тогда, когда садятся за стол с грязными руками? А может, постоянно ругая, мы отталкиваем их, отвергаем их любовь?
Эти вопросы необходимо поставить перед собой, прежде всего для того, чтобы определить истинные границы проблемы. Ведь, в самом деле, очень легко утратить чувство меры и увидеть вещи гипертрофированными! Если наш ребенок чувствует себя счастливым и не создает, кроме этой, никаких других сложностей, очевидно, история с аккуратностью не так уж и важна. Если же, напротив, его неопрятность — это только один из поводов для наших с ним разногласий, проблема становится более широкой.
Правильно подойдя к делу и трезво посмотрев на отношение ребенка к
аккуратности и порядку, мы поймем, что по сравнению с другими это затруднение незначительное и относиться к нему нужно так, как оно заслуживает. Мы можем побуждать ребенка к аккуратности, награждать его, вовлекать в какое-нибудь соревнование и, наконец, когда наше терпение подойдет к концу, даже поругать. Но важно НЕ ПОДНИМАТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Ребенок устанет от нее так же, как и мы сами. Поскольку нельзя рассчитывать, что он станет придавать чистоте и порядку такое же значение, как мы, ЛУЧШЕ ВСЕГОУСТАНОВИТЬ С НИМ НАСТОЛЬКО ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ, ЧТОБЫ ОН ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАЛ НАШИ УКАЗАНИЯ И СОВЕТЫ.

Короче, нет ничего лучше добрых отношений между родителями и детьми. А если они испорчены еще в младенчестве из-за кормления насильно, гораздо труднее позднее заставить ребенка следовать нашим пожеланиям.

Когда отношения с ним всегда спокойные и добрые, ребенок, по крайней мере проявляет добрую волю, даже если и не соглашается с нами, что необходимо умываться каждый день. В результате он получает важный для собственного развития урок — он понимает, что можно вовсе не любить то, что делаешь, но занятие это все-таки необходимое и не только потому, что этого требуют от него другие. Достижение это немаловажное.
Если от наших взаимоотношений с ребенком в значительной мере зависит,
согласится он или нет с необходимостью заботиться о своей аккуратности и
порядке в доме, то многие другие мелочи порой помогают прийти к
окончательному успеху.

Например, напомнить ребенку, что нужно положить на место игрушки, лучше всего в тот момент, когда он еще не увлекся каким-то другим интересным занятием, с которым не захочет расставаться. А мы, как
правило, поступаем наоборот — просим его навести порядок, когда он не в
силах оторваться от телевизора, игры, любимого занятия, и, разумеется,
ничего хорошего не получается. Другими словами, нужно давать указания и
распоряжения с уверенностью, что ребенок выслушает нас со вниманием и сможет выполнить нашу просьбу.
Второе. Мы подтолкнем ребенка к самостоятельности, если станем время от
времени помогать ему. Часто мы чересчур стараемся побуждать его все делать самому. Нам нравится думать, будто тем самым мы помогаем ему обрести самостоятельность, но часто за этим кроется лишь желание освободиться от скучного дела.
Третье. Не следует забывать о склонности малыша к подражанию. Этим можно воспользоваться. Покажите ему, как вы кладете на место свои вещи, как заботитесь о своей чистоте и опрятности. И он увидит, что вы регулярно
делаете то же самое, что требуете от него.
Четвертое. Если это возможно, нужно отвести ребенку какое-то место, где бы он смог пачкаться сколько душе угодно. К сожалению, мы не располагаем
точными данными о том, какое для этого необходимо пространство, и тем более не знаем, сколь велика потребность пачкаться, какую испытывают время от времени все дети.
Пятое. Напомните несколько раз ребенку, что его роликовые коньки валялись посреди гостиной. Значит, они ему совсем не нужны или он вообще больше не хочет кататься, если совсем не заботится о них и не кладет на место. После нескольких подобных замечаний можете убрать коньки подальше и возвратить их ребенку только после обещания, что тот будет класть вещь куда полагается.
Но, разумеется, если он слова не сдержит, вы опять заберете коньки, уже на
более длительный срок.
Шестое. Наконец, нужно сделать все возможное, чтобы чистоплотность вошла у ребенка в привычку. А это значит, бесполезно объяснять малышу, что зубы нужно чистить для предотвращения кариеса. Их надо чистить просто потому, что это нужно делать. Как бы глупо ни выглядела эта мысль, мы должны говорить детям: . Уговоры, награды, долгие объяснения способствуют чему угодно, но только не укреплению привычки. Самое простое средство со временем добиться успеха — постоянно напоминать, что некоторые вещи нужно делать не потому, что нам хочется их делать, а потому что это нужно.
Если возникает необходимость в дополнительных объяснениях, скажем детям, что и мы сами и наши друзья следуем тем правилам аккуратности, какие хотим привить им. Но не будем забывать, что потребуются годы и годы, прежде чем ребенок до конца осознает все это. Именно поэтому лучше начинать воспитывать аккуратность как можно раньше, не в 6,5 или 7 лет, когда это уже составляет проблему, а в 3 или 3,5 года. Не надо ожидать, однако, что и в этом возрасте ребенок сразу же сможет выполнить все наши наставления.
Приступать к формированию навыков аккуратности и порядка надо непроизвольно, исподволь и без какого бы то ни было нажима. Постарайтесь для начала внушить ребенку, что необходимо выглядеть опрятно, но не рассчитывайте при этом на быстрый успех.
Чтобы окончательно убедиться, что мы преуспели в нашем намерении, нужно разведать, как ведет себя ребенок в наше отсутствие. Если он регулярно умывается, пока мы рядом, и избегает этого, когда нас нет, наше поражение бесспорно. Напротив, убедившись, что ребенок делает все, что нужно, сам, без всяких понуканий и придирок, мы можем считать, что своего добились.
Труднее всего для родителей осознать, что даже неаккуратный ребенок может быть счастливым и вполне нормальным. Кто улыбается, глядя на мокрого, чумазого и орущего малыша, тот это понимает. Чтобы научить ребенка аккуратности и любви к порядку, требуется время, причем
гораздо большее, чем обычно мы отводим для обучения этому.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности? На пути воспитания вы можете свернуть не туда и сделать из своего малыша настоящего педанта и чистоплюя. Избежать этого можно. Предлагаю вам статью, которая поможет вам разобраться в способах воспитания аккуратности, подскажет с какого возраста лучше начинать и на что обратить внимание в своем поведении.

Не сделать хуже

Давайте начнем с того, что пытаться привить аккуратность ребенку до двух лет совершенно бессмысленно.

Вспомните, как малыши кушают. Если перед ними появляется новое блюдо, то они его пробуют, рассматривают, щупают, кусают. Именно так они знакомятся с новыми вещами.

Покусать цветок, раздавить чернику, помять клубнику — это способы малыша познать мир. Не мешайте, а еще лучше, помогайте своему сыну/дочери в этом увлекательном занятии. Вы находитесь дома, или на улице, в гостях — совершенно неважно. Просто имейте при себе влажные салфетки.

Расслабьтесь на пару лет. Не связывайте такие действия с неаккуратностью и неопрятностью. Они ничего общего не имеют между собой. Просто осознавайте, что так ваш ребенок учится познавать жизнь.

Если вы наказываете своего малыша за подобные вещи, то обязательно прочитайте статью «Можно ли ругать ребенка».

Помните, что все ваши поступки влияют на формирование моделей поведения ребенка.

Слишком сильным упором на чистоту и опрятность можно, наоборот, сделать из человека грязнулю и неряху. Но об этом мы поговорим с вами позже. Давайте поймем, что вы можете сделать в самом начале.

С чего начать

Конечно же, самое первое на что вам нужно обратить внимание — на себя! С кого перенимают пример дети? Правильно, со своих мамы и папы. Если вы сама по себе неопрятная, у вас вечный бардак на столе с косметикой, горя грязной посуды, пятна на вещах, то глупо требовать от своего отпрыска чистоты и порядка.

Воспитать привычку к чистоте для начала нужно в себе. Муж постоянно разбрасывает свои носки, трусы по квартире? Оставляет грязную посуду на столе? Поговорите с ним. Объясните, что своим поведением он подает плохой пример вашему сыну.

Вы взрослый человек, который может управлять собой. Вы можете заставлять себя. И если для вас в приоритете аккуратность ребенка, то развивайте ее в себе. Тогда уже можно будет и с малышом заниматься вопросом опрятности. Толку учить тому, чему сам не следуешь?

Если вам тяжело дается быть аккуратной самой, то не бойтесь просить помощи у ребенка. Так, вы убьете двух зайцев. И пример подавать будете и вовлечете малыша в процесс уборки. Его помощь может быть мелочной и незначительной. Главное, сам факт.

Поощрение за правильное поведение или наказание за оплошность?

Какой же выбрать вариант воспитания аккуратности?

Как вы уже поняли действовать можно двумя способами: хвалить за нужное вам поведение и ругать за оплошность. Помните, что в обоих случаях нельзя перегибать палку. Давайте разберем оба варианта более подробно.

Система поощрения. В 10 лет ребенок должен уметь убирать за собой посуду. И хвалить его за это глупо! Это нормальное поведение. Не воспитывайте человека, который будет за каждый свой хороший поступок ждать одобрения.

Похвалить вы можете в самый первый раз, когда у малыша что-то вышло, что до этого долго не получалось, например.

Он долго учился писать аккуратно в тетради. Каждый раз измазывался чернилами, делал ляпы и помарки. И вот, наконец, у него вышел красивый и чистый текст. Молодец. Но не более того. Перехваленный ребенок ничем не лучше запуганного.

Система наказания. Вы постоянно замечаете во внешнем виде своего ребенка неопрятность и неряшливость.

Первое — подумайте из-за чего так происходит. Может быть, вы сами торопливо одевали его в детский сад? И теперь он по привычке быстро одевается и не следит за чистотой и аккуратностью. Какой же смысл будет ругать его?

Второе — наказание должно нести под собой подоплеку ответственности. Что это значит? Когда ваш отпрыск приходит весь грязный после прогулки во дворе, то первая ваша реакция может быть наорать на него, сказать какая он свинья и прочее.

Подождите. Перед тем как открыть рот, глубоко вздохните, досчитайте хотя бы до пяти. А потом поговорите. Объясните, что вещи грязные и теперь их надо стирать. Лучше всего именно ребенка и попросить это сделать. Ведь запачкал он. Пусть и проблему решает тоже он. Так, вы прививаете чувство ответственности и показываете, что будучи аккуратным и опрятным, не приходится постоянно чистить свои вещи.

Наказание не должно быть страшным или причинять боль малышу.

Не забывать про индивидуальность

Помните, что каждый человек уникален по-своему. Один более аккуратный и чистоплотный, другой несколько расхлябанный и неряшливый. Каким будет ваш ребенок вы поймете со временем. Но приложить усилия в воспитании аккуратности вы всегда в силах.

Вы можете установить негласные правила в доме. Например, кто садится за стол с грязными руками, тот может не рассчитывать на десерт. Если не почищены зубы перед сном, то и сказка убежала от грязнули. Убрался в комнате — пойди погуляй на улице или поиграй с друзьями.

Обязательно замечайте и поощряйте инициативу ребенка.

Если ваш сын хочет сам одеться в школу или садик, то разрешите ему это сделать. Путь будет несколько медлительно и неаккуратно. Ничего страшного. Помогите и расскажите как лучше сделать в следующий раз. Но ни в коем случае не перебивайте его процесс подобный образом: ой, какой ты медлительный, дай я сама все сделаю.

Лучше вы опоздаете, чем собьете своего малыша. Сделайте вывод — завтра надо встать на полчасика раньше, чтобы успеть. Ведь родители очень легко могут сбить настрой своих детей делать что-то самостоятельно.

В статье «Как научить ребенка слушаться с первого раза» я даю большое количество полезных и интересных советов на тему воспитания. Найдите пять минут, чтобы ознакомиться с ней.

Если вы совсем запутались и не знаете что делать — не отчаивайтесь. Запишитесь на консультацию для родителей ко мне. Я вам помогу разобраться, подскажу лучшие приемы для привития аккуратности и опрятности, разберу конкретные проблемы и случаи.

Расскажите как у вас обстоят дела с опрятностью. Легко ли ваш ребенок справляется с заданиями на аккуратность? Что вы делаете для того чтобы привить ему опрятность? Были ли ваши родители суровы с вами в этом вопросе?

Всего вам наилучшего!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *