Как поставить букву л?

Содержание

Структура индивидуального логопедического занятия

Для того чтобы самостоятельно заниматься с ребенком, необходимо правильно составить план каждого занятия. Заинтересовать ребенка бывает непросто и может потребоваться включение в схему разнообразных сказок или игр, которые подбираются в зависимости от предпочтений каждого ребенка. Основной скелет занятия должен включать обязательные пункты, описанные ниже.

Организация

Главная задача родителя — заинтересовать и настроить ребенка на совместную работу. Здесь важно показать, что занятия — это игра, которая будет проводиться каждый день. Родитель не должен давить на ребенка и настаивать на занятиях в одно и то же время. Подбирать его необходимо с учетом самочувствия, настроения и режима дошкольника.

Запрещается проводить активные занятия во время болезни. В этом случае рекомендуют переорганизовать их в спокойную игру-беседу, лежа в кровати.

Также будет полезным в начале каждого занятия провести небольшие упражнения для релаксации или построить гримасы перед зеркалом.

Выбор темы

Задания, которые используют в этой части, должны плавно ввести ребенка в выбранную тему. На данном этапе можно загадывать загадки, отгадки которых содержат необходимый звук «Л». Также можно предложить ребенку самому сочинить альтернативную сказку на выбранную тему.

На занятиях использую различные игрушки, фигурки или картинки с изображениями героев, которые будут участвовать в занятии. Лучшим вариантом будут являться персонажи, в именах которых содержится изучаемый звук. Пусть ребенок проговорит имя каждого вслух. Данный этап помогает настроить ребенка на игру и на восприятие нового звука.

Объяснение артикуляции для произношения звука

Главными задачами здесь будут:

  • показать правильное положение губ и языка;
  • повторить несколько раз требуемый звук четко и громко;
  • показать букву, которая произносится требуемым звуком;
  • рассказать о его фонетических особенностях: звонкий или глухой, твердый или мягкий, гласный или согласный.

Для простого понимания ребенком принадлежности каждого звука и буквы к той или иной категории, логопеды используют историю о трех замках:

  • Красный замок, в котором живут только гласные буквы.
  • Синий замок, который заселен твердыми согласными.
  • Зеленый замок, в котором расположились мягкие согласные.

Совместное произношение звуков

На этом этапе развивается слуховая и речевая память. Ребенок учится воспринимать интонацию произношения. Лучшим вариантом является воспроизведение слогов, содержащих изучаемый звук. Произносить каждый из них необходимо медленно и четко. При этом можно использовать игрушки или персонажей любимых мультфильмов или просто корчить лица.

Проговаривание слов

Использовать необходимо простые слова, которые дошкольник в состоянии повторить с первого раза. Сначала используются знакомые ему термины, после чего задача усложняют и произносят новые слова с изучаемым звуком. После каждого правильного воспроизведения родитель должен объяснить его значение.

В качестве элемента игры можно подобрать связку слов, из которых ребенок может придумать небольшую историю самостоятельно. Это тренирует память, мышление и воображение. Также можно использовать слова, относящиеся к одной группе: птицы, животные или фрукты.

Необходимым материалом для данной ступени станут различные картинки, мягкие игрушки или резиновые фигурки. Одним из вариантов организации этого пункта занятия может стать использование любимой книги с картинками. По рисункам с каждой страницы дошкольник должен рассказать свою историю героев сказки.

Отдых

Обязательным элементом любых занятий является 5-минутное отвлечение, так как спустя 10 или 20 мин. внимание дошкольника рассеивается. Как поставить правильное произношение звука «Л» с помощью игры дома, известно многим. Для этого играют в «Ладушки-ладушки». Этот способ развивает не только речевые, но и двигательные функции.

Физкультурная минута помогает:

  • справиться с напряжением;
  • восстановить концентрацию внимания;
  • развивать моторику ребенка.

Можно воспользоваться игрой в имитацию, когда загадывается определенная профессия, предмет или животное: один человек показывает загаданное, а второй пытается отгадать.

В конце любых упражнений стоит уделить время лицевой мимике для развития мышц губ и языка.

Работа с предложениями

В соответствии с выбранной темой занятия дошкольнику задают вопросы, ответами на которые будут простые предложения:

  • Родитель выкладывает карточки с рисунками, игрушки или фигурки перед ребенком и задает вопросы про каждого из них.
  • Дошкольник должен указывать на персонажа, про которого идет речь, и отвечать на вопросы о нем.

Стоит обратить внимание, что данный этап не должен быть строго привязан только к изучаемому звуку. Использование большого количества букв и слогов формирует автоматизм произношения. Игра в «Вопрос-ответ» помогает детям формировать мысли и правильно выбирать число и падежи для связанных слов.

Одним из любимых приемов логопедов является игра «Небывальщина», в которой взрослый человек рассказывает историю, содержащую смысловую ошибку: птица едет на поезде на юг. Ребенок должен найти и справить ее: птица летит на юг.

Тема игры должна совпадать с названием занятия.

Связная речь с использованием изучаемого звука

Как поставить звук «Л» в домашних условиях на данном этапе, подскажет логопед — сочинять стихи или чистоговорки вместе с ребенком и используемыми персонажами.

Можно предложить дошкольнику сначала закончить фразу. Детям нравятся такие задания, со временем они начинают не только вставлять недостающие фрагменты в предложения, но и самостоятельно придумывать чистоговорки или короткие четверостишия.

Для разнообразия занятия используют театрализованные представления. Ребенок должен пересказать сказку или историю от лица одного из ее героев. Для этого также подойдут любимые мультики.

Подведение итогов

Заключительная стадия должна передавать дошкольнику только положительные эмоции. Стоит акцентировать его успехи и похвалить за активность и усердие. При возникновении некоторых проблем на задании, их обговаривают, но с оптимистичным прогнозом на будущие занятия. Ребенок должен чувствовать уверенность в своих силах.

Важным пунктом здесь будет мнение самого дошкольника: понравилось ли занятие, чтобы он хотел изменить или добавить. Такой подход не только укрепит осознание значимости его мнения, но и повысит самооценку.

Помимо четкой структуры занятий необходимо следовать нескольким рекомендациям:

  • продолжительность — не больше 30 мин.;
  • проводить их необходимо каждый день;
  • для наглядности должно использоваться как можно больше различных материалов;
  • занятия должны проходить в помещении, где нет отвлекающих факторов.

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Комплекс упражнений должен включать в себя несколько видов гимнастики:

  • развивающую звуковое воспроизведение;
  • тренирующую правильное дыхание при произношении;
  • систематическую для закрепления результата.

Как поставить звук «Л» в домашних условиях и какие упражнения требуется выполнять, описано ниже.

«Индюк»

Данное упражнение направлено на развитие верхней части языка.

Правильное выполнение:

  1. Слегка открыть рот.
  2. Поставить конец языка на верхнюю губу.
  3. Переместить его конец за передние верхние зубы.

Начинать упражнение нужно медленно, постепенно прибавляя темп. Необходимо следить, чтобы язык был как можно шире и не двигался в стороны. При правильном выполнении ребенок при произношении будет издавать звук «БЛ».

«Пароход»

Упражнение тренирует постановку языка для произношения «Л»:

  1. Рот необходимо держать немного открытым.
  2. Широко улыбнуться.
  3. Высунуть язык. Передние зубы при этом должны зажимать его.
  4. В таком положении органов артикуляции требуется проговорить звук «Ы».

При выполнении задания не должно слышаться мягкого звука «Л’». Если он есть, то необходимо еще сильнее вытащить язык и повторить упражнение заново.

«Качели»

Данное задание поможет научить ребенка ставить и держать язык в одном положении.

Для его выполнения необходимо:

  1. Открыть рот.
  2. Улыбнуться.
  3. Потянуться языком в сторону носа.
  4. Потянутся к подбородку.

Выполнять упражнение нужно быстро, а затем, снижая скорость, задержать язык в одном и другом положении на пару секунд. Необходимо следить за неподвижностью нижней челюсти.

«Лошадь»

Такое упражнение тренирует владение языком и растягивает его мышцы.

Для правильного выполнения необходимо:

  1. Открыть рот.
  2. Широко улыбнуться.
  3. Приложить язык к небу.
  4. Опустить язык.

Необходимо следить:

  • чтобы язык почти всей верхней поверхностью соприкасался с небом;
  • за неподвижностью нижней челюсти.

Выполняют задание медленно, прибавляя скорость по мере усвоения движений. Со временем должен быть слышен звук, копирующий цокот лошадиных копыт.

«Гармошка»

Занятие направлено на растяжение языковой уздечки и удержание его в верхнем положении.

Для его выполнения необходимо:

  1. Открыть рот как можно шире.
  2. Поднять язык к небу.
  3. Максимально долго удерживать его в этом положении.
  4. Потянуть челюсть сильно вниз. Необходимо следить, чтобы язык продолжал соприкасаться с небом.

Выполнять артикуляционные упражнения с ребенком требуется систематически для достижения быстрого результата.

Что такое физиологическая дислалия

У всех детей до 5 лет наблюдается возрастное расстройство в произношении звуков, или физиологическая дислалия. Со временем ребенок учится правильно произносить звуки и слоги и проблема сама устраняется. Но некоторые дети продолжают неправильно называть звуки, а порой и целые слова. Родители недоумевают, неужели сложно выговорить звук , ведь даже дети, не умеющие «рычать» (т.е. не выговаривающие звук ), не имеют проблемы со звуком . Но оказывается для кого-то это целая проблема.

Имя этой проблемы – физиологическая дислалия – разновидность речевого нарушения, при котором у ребенка не отмечается ухудшения слуха или каких-либо патологий речевого аппарата. Чаще всего, нарушение встречается у детей в возрасте 3-5 лет и при работе с логопедом проблема решается благополучно.

Логопеды отмечают, что в последние годы у детей все чаще встречается физиологическая дислалия. При этом причиной частоты подобных нарушений они связывают с нежеланием молодых мам или невозможностью по субъективным причинам кормить грудью новорожденных детей. При этом младенцы получают питание молочной смесью из бутылочки. Как известно, получать сметь из бутылочки намного легче, ребенок не прикладывает никаких усилий, чтобы «добыть» себе пищу, а из-за этого его речевой аппарат не формируется, как следует. Но это только одна из причин.

Основные причины дислалии:

  1. Из-за раннего возраста органы речи не готовы занимать правильное положение. При этом речевой аппарат не имеет дефектов.
  2. Несформированный фонематический слух – ребенок плохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический слух не нарушен.

К 4-4,5 годам дети выговаривают большинство звуков правильно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать их речь, чтобы, при необходимости, исправлять произношение.

Проявление физиологической дислалии:

  • Звук выпадает (лошадка – ошадка).
  • Замена одного звука другим, более простым с точки зрения артикуляции. часто заменяют на (лошадка – йошадка), а также или (вошадка, уошадка). В первом случае звук становится не дентальным, а небным; во втором – губно-зубным или губным.
  • Твердый звук заменяют мягким.

Прежде чем учить ребенка выговаривать звуки, нужно стать перед зеркалом и самому произнести его несколько раз по всем правилам. Так родитель сможет увидеть, как должны двигаться органы речи, и потом объяснять это малышу.

Постановка произношения твердого звука

Неправильное произношение и получило название ламбдацизм. Часто проблему вызывает именно твердый вариант. Но его нетрудно поставить и в домашних условиях.

Обычно детям сложно сразу ставить язык в правильное положение, поэтому сначала их учат межзубной вариации .

  1. Ребенок широко улыбается – это не позволит ему заменить на .
  2. Он кладет кончик языка между зубами и начинает дышать ртом. Чтобы ему было интересно, можно попросить его изобразить собачку. При этом взрослый должен поднести ладонь к его лицу и проследить, чтобы поток воздуха проходил по бокам языка, а не через носовую полость.
  3. Теперь нужно попросить малыша покусать язык (наказать непослушный язычок). Сначала он делает это беззвучно.
  4. Продолжая покусывать язычок, он начинает говорить звук – сначала медленно, потом ускоряется. Должно получиться «ла-ла-ла».
  5. Чтобы закрепить результат, нужно пропеть так любую мелодию.
  6. Ребенок тренирует слоги (ла-ло-лу-ле), затем – слова (лошадь, лопата, солома).

Когда малыш хорошо освоит межзубную артикуляцию, пора учить его сомкнутому произношению.

  1. Ребенок прижимает язычок к верхним зубам и пытается произнести «ла-ла-ла». Чтобы ему было легче, пусть вначале широко открывает рот.
  2. Если не получилось, нужно ложечкой или пальчиками ребенка поставить язык в верхнее положение. Далее ребенок произносит за взрослым.
  3. Закрепление успеха серией слов.

Родителям нужно следить, чтобы их чадо всегда произносило звук четко и правильно. При необходимости его следует поправлять.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика поможет разработать активные органы речи. Это полезно для произношения всех звуков, а не только твердого .


Заборчик. Губы максимально растягиваются, видно верхние и нижние зубы. Не нужно их сильно сжимать, достаточно легонько сомкнуть.
Трубочка. Сильно вытягиваем губы в трубочку.

Часто у людей искажается звучание речи, поскольку губы при разговоре почти не двигаются. Поочередное выполнение этих упражнений поможет ребенку разработать подвижность губ. Достаточно 7-8 раз в день.

Ветерок. Улыбка, рот приоткрыт. Малыш прикусывает язычок зубками и выдувает поток воздуха. Должно получиться две струи. Чтобы проверить, поднесите к его рту перышко.

Звуки произносят при выдохе. Но детям обычно не хватает сильной струи воздуха. Поэтому рекомендуется заниматься с ними дыхательными упражнениями: выдувать мыльные пузырьки, задувать свечи, петь.

Следующие упражнения разрабатывают подвижность языковых мышц. При выполнении губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть не подвижная.

Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Языком нужно облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Маляр. Язычок гладит твердое небо, как будто «красит» его – от зубов вглубь рта.
Чистим зубки. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхних зубов – сначала в одну сторону, потом в другую.
Посчитаем верхние зубки. Кончик языка толкает каждый зуб.
Качели. Кончик языка поочередно толкает верхние и нижние резцы.
Лошадка. Ребенок имитирует языком цоканье копыт. Поначалу он делает это громко, затем все тише и тише.
Грибок. Язык сильно прислоняется к твердому небу.
Гармошка. Малыш повторяет упражнение «грибок», только теперь он открывает и закрывает рот.

Не нужно давить на ребенка и заставлять его заниматься. Занятия не должны быть наказанием за непослушание. Все упражнения выполняются в форме игры, так, чтобы ему было интересно. В этом случае результат будет заметным.

Упражнения и гимнастика

Если искажения речи у вашего ребёнка незначительные и проблемы возникают только с «Л» — то вы вполне можете справиться и без логопеда.

  • Для начала нужно подготовить все органы, которые участвуют в речи к занятиям в домашних условиях. Ваша задача – просто перечислить их. Например, вот у нас язычок – и вытягиваете его, шевелите из стороны в сторону. А вот у нас щёки – надуваете их и сдуваете, словно лопнули воздушный шарик.
  • Как можно шире улыбаемся, а потом расслабляем губы.
  • Изображаем разных животных, в частности цокаем, как лошадка, как индюк издаём «блблбл».
  • Вытягиваем губы в трубочку и издаём «ууу», тянем его долго.
  • Язычком достать до нёба и удерживать в таком положении как можно дольше.
  • Пусть улыбнётся и слегка приоткроет рот, при этом касаясь кончиком языка верхних зубов. Он должен быть обязательно напряжен. После чего пусть попробует издать букву «Л». Если ему удастся достичь правильного положения органов, участвующих в речи, то и этот звук также получиться.
  • Если предыдущее упражнение выполнить не удаётся, поиграйте в игру «лов». Для этого необходимо попросить малыша пропеть «А» и неожиданно прикусить зубами кончик языка, будто он словил его. И потом продолжать тянуть «А».
  • Выполняется легко, алгоритм действий, как и в предыдущем варианте, только вместо «А» необходимо пропеть «Ы».

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: надо ли подрезать уздечку ребенку и в каком возрасте?

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка. Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок. Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье. Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье. Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык. Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка. Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы». Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание. Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика. Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: видео с логопедическими занятиями и упражнениями для детей 5-6 лет

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых «л» соседствует с разными гласными.

Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованные логопедические упражнения для детей 3-4 лет

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву «р» в домашних условиях?). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

Как научить ребенка выговаривать букву Л

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Рекомендации для родителей

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
  • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
  • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
  • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Упражнения для звука Л в домашних условиях

Классические упражнения:

  • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
  • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
  • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
  • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
  • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
  • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
  • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Написание и произношение буквы и звука Л

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву » Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» — очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.

    Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения

  2. Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла» напевая любую мелодию: «ла-ла-ла».
  3. Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  4. Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  5. Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.

    Упражнения на произношение звука Л

После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

Профиль артикуляции звука Л

  1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
  2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
  3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
  4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

    Логопедические упражнения на артикуляцию Л

  5. Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
  6. Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
  7. Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

Развитие моторики рук помогает развивать речь

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *