Как научиться пить таблетки

Особенности процесса глотания

Это сложный физиологический процесс, потому что глотка участвует не только в глотании, но и в дыхании.

Он представляет собой сложный рефлекторный мышечный акт, при котором еда переводится через глотку в пищевод.

Это осуществляется благодаря поочередному сокращению и расслаблению мышц.

Этот процесс делится на три фазы:

  1. Ротовая – управляется сознанием, являясь произвольной. Пережеванная и смоченная слюной еда представляет из себя скользкий пищевой комок – болюс. В процессе движения языка и щек он перемещается к спинке языка, при сокращении которого пища прижимается к твердому нёбу и перемещается на его корень, за пределы небно-язычных дужек.
  2. Глоточная – быстрая и непроизвольная, она не контролируется сознанием. Раздражение рецепторов корня языка приводит к сокращению мышц, приподнимающих мягкое небо. Оно закрывает сообщение глотки с носовой полостью, дабы избежать забрасывания в нее еды. Пищевой комок проталкивается в глотку движениями языка. При этом происходит сокращение мышц, смещающих подъязычную кость и поднимающих гортань. Пища не попадает в дыхательные пути благодаря тому, что их перекрывает надгортанник. Повышенное давление в полости рта и пониженное в глотке – способствует перемещению комка в глотку. Поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к небу небно-язычные дужки, не дают пище забрасываться обратно в ротовую полость.

Когда пищевой комок поступает в глотку, продольные мышцы – подниматели поднимают глотку к верху.

Мышцы – сжиматели поочередно, от верхней к нижней, сокращаются и проталкивают комок к пищеводу.

Верхний пищеводный сфинктер остается закрыт, когда отсутствует акт глотания.

В результате увеличения давления во время глотания он открывается, и пищевой комок поступает в начало пищевода.

Первые две фазы глотания короткие – примерно одна секунда.

  1. Пищеводная – длительная и является непроизвольной. Она длится 1-2 секунды при попадании в пищевод жидкости и 8-9 при попадании твердой пищи.

В момент, когда происходит глоток, пищевод подтягивается к глотке и верхний пищеводный сфинктер расширяется, принимая болюс. Сокращающие кольцеобразно расположенные мышцы пищевода сокращаются и передвигают пищевой комок в сторону желудка.

На границе пищевода с желудком расположен нижний пищеводный сфинктер. Он ограничивает попадание агрессивного содержимого желудка в пищевод. Пищевой комок, достигнув этой границы, попадает в желудок, благодаря расслаблению нижнего пищеводного сфинктера.

Глоточную фазу невозможно выполнить, если в ротовой полости отсутствует пища или жидкость. Нельзя остановить глотание, которое началось из-за раздражения рецепторов корня языка.

Причины отсутствия соматического глотания

Соматическое глотание сменяет собой инфантильное глотание, которое в норме наблюдается у детей до 2 лет. К смене типа глотания приводит прорезывание зубов.

При инфантильном типе происходит прокладывание языка между беззубыми челюстями до упора в губы в момент глотания. Язык в таком случае не упирается в твердое небо.

Существует ряд причин, которые обуславливают отсутствие соматического глотания:

  1. Отсутствие в рационе малыша твердой пищи. Если ребенок с появлением зубов не прекращает употреблять исключительно жидкую еду, функция глотания не становится основной. Это станет причиной отсутствия соматического глотания.
  2. Короткая уздечка языка, которая мешает его прилеганию к твердому небу.
  3. При хронических отоларингологических процессах преобладает ротовое дыхание. Оно содействует переднему месторасположения языка и переходу на соматический тип глотания.
  4. С прорезыванием зубов, функция сосания отходит на второй план. Ее сменяет жевательная функция. При использовании соски более одного года, жевательная функция угнетается, что так же может привести к отсутствию соматического глотания.
  5. Использование соски: чересчур длинной или с крупным отверстием.
  6. При прорезывании молочных зубов на 3 месяца позднее от физиологической нормы.

Инфантильное глотание приводит к проблемам с прикусом. Чтобы исправить ситуацию нужно исключить все факторы, мешающие развитию соматического глотания. Если ситуация не меняется, следует обратиться к логопеду, который подберет индивидуальный комплекс упражнений.

Как научить ребенка глотать таблетки

Перед началом обучения следует создать благоприятную среду для ребенка.

Объяснить все преимущества проглатывания таблеток и капсул без разжевывания.

Приступать к обучению следует с возраста 3.5 лет, когда с ребенком можно договориться, выслушать его опасения и страхи.

Обучение проводят, когда ребенок не болеет. От здорового малыша в хорошем настроении и без больного горла будет легче добиться результатов. Например, можно использовать витамины, но не давать больше 1-2 штук за занятие, иначе у ребенка возникнет представление, что можно пить таблетки-витамины сколько захочешь.

  1. Следует показать малышу на своем примере, как принимать таблетки.
  2. Объяснить, что таблетки запиваются только водой.
  3. Рассказать, что правильно таблетку класть не близко к корню языка, чтобы не спровоцировать рвотный рефлекс. Лучше использовать простые и короткие фразы: «Возьми таблетку, а другой рукой стакан с водой. Положи таблетку на язык, запей и проглоти».
  4. Объяснить, что лучше глотать таблетки, не разжевывая: «Так не почувствуется вкуса, а таблетка будет растворяться в животе, борясь с болезнью».
  5. Дать ребенку возможность выбрать, когда принимать лекарство, если в инструкции нет четких указаний об этом.
  6. Возможность обнять любимую игрушку подарить ребенку спокойствие и комфорт.
  7. Не нужно волноваться, это передается малышу, что не будет способствовать успешному обучению.
  8. Для предотвращения бесконтрольного употребления лекарственных средств и отравлений, надо объяснить ребенку, что можно принимать только те таблетки, которые дают родители или врач. Донести до малыша, что нельзя без разрешения брать и глотать лекарства.
  9. Рассказать ребенку, что такое таблетки, от которых выздоравливают, но есть и те, от которых можно заболеть, если принимать их неправильно или без разрешения.
  10. Не пытаться насильно напоить ребенка лекарством. Это неэффективно и опасно. Ребенок может поперхнуться таблеткой или водой. Его может вырвать. Такой подход придаст приему медикаментов негативный оттенок, что в дальнейшем повлечет за собой нежелание ребенка принимать лекарства.
  11. Нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, что это было необходимо для его здоровья. Предложить сладость за употребление невкусной таблетки. Родителям стоить проявить хитрость, но не обманывать малыша. Если он потеряет доверие, уже никогда не получится убедить его, что таблетка не горькая, даже если говорить это искренне.
  12. В случае успеха нужно поощрить ребенка небольшой игрушкой или сладостями и устной похвалой.

Нужно наблюдать за ребенком. Если он не может проглотить таблетку, заметить это просто. Причиной тому может служить гиперактивный рвотный рефлекс или хроническая рвота. Предыдущий негативный опыт применения лекарств тоже может препятствовать обучению.

Подводя итоги, хочется отметить, что самым важным является создание благоприятной обстановки в процессе обучения. Следует набраться терпения. Все дети индивидуальны и им требуется разное время, чтобы научиться глотать таблетки.

Достаточно уделять 10-20 минут в день на занятия с ребенком, разговаривать с ним, выслушивать его переживания по поводу приема лекарств. При соблюдении таких простых правил, успех не заставит себя ждать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *