Как научить ребенка грамотности

Хорошая успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от уровня развития его письменной речи.

Ошибки в письме — самая частая проблема в школе.

Как научиться грамотному письму?

Какие приемы помогут овладеть правилами русского языка, если нет врожденной орфографической зоркости?

Сегодня мы говорим о грамотности.

Как раз и навсегда запомнить словарные слова и не допускать в них ошибок, а так же какие приемы и игры могут повыстить грамотность ребенка.

Представляем Вашему вниманию 4 способа, которые помогут научить ребенка писать грамотно и красиво:

Способ первый — Читать диктанты

Для того, чтобы повысить грамотность, не обязательно зубрить правила. Можно читать небольшие тексты и обсуждать орфограммы, которые смог найти ребенок

Лучше всего для этих целей подойдет чтение диктантов

Для этого нужно:

  • Скачать диктанты, например
  • Распечатать и разрезать на «полоски»
  • Сложить в коробочку
  • Вытаскивать каждый вечер по-одному
  • Попросить ребенка прочитать текст, лучше дважды
  • Обсуждать орфограммы

Подробнее о методике в нашем видео:

Способ второй — играть в игру «Найди и исправь ошибки»

Ребенку предлагается текст, в котором есть орфографические или пунктуационные ошибки. Текст можете написать сами, от руки.
Упрощенный вариант — в каждой строке указать количество ошибок
Вариант посложнее — указать общее количество ошибок в тексте
Сложный уровень — не указывать количество ошибок

В свое время именно так, мне кажется, я выучила русский язык. Моя мама, учитель начальных классов, приносила домой всегда стопки тетрадей.

Давала образец (а иногда и без него) и говорила: «Проверяй, дочка.»

Я сидела каждый день по нескольку часов, играя в учительницу. К слову сказать, мне мама давала красную ручку, и я просто пищала от восторга.

А теперь есть заготовленные в тетрадках тексты с ошибками, и мальчишки уже синей пастой их исправляют.

Могу порекомендовать тетрадки программы 21 век (автор В.Ю. Романова, Л.В. Петренко)

Способ третий — Проработать словарые слова «по Воронке» с ассоциациями и оживлением слов

Часто у детей возникают проблемы именно со словарными словами.

Предлагаем вам простой способ, как научиться безошибочно писать словарные слова раз и навсегда.

Для этого нужно сделать следующее:

  • Прочитать ребенку словарные слова, обозначенные в конце учебника. Вы называете слово, ребенок его либо пишет, либо произносит по слогам.
  • Если ребенок произнес слово правильно, без заминок и запинок, вы переходите к следующему слову.
  • Если ребенок замешкался, сомневался или ответил неверно — вы ставите галочку напротив соответствующего слова.
  • Так вы обнаружите ошибки или потенциальные ошибки.

Например, у сына одной из участниц тренинга Гениальный ребенок, получилось обнаружить 59 ошибок из 300 слов.

После этого слова нужно слова нужно прогнать по «Воронке» и запомнить правильное написание с учетом применения техник эффективного обучения. Как это сделать? В видео ниже:

Способ четвертый — Списывать абракадабру

Это не только безумно полезная, но и смешная игра для всей семьи.

Вначале надо придумать новое, очень сложное слово. Оно может состоять из одних согласных!

А потом, его нужно будет правильно списать!

Причем можно увеличивать сложность, увеличивая количество слогов в слове, букв.

Можно списывать ограничив количество подглядываний в слово и т.д.

Подробнее об игре и примеры слов в видео ниже:

Эта игра позволяет повысить грамотность ребенка при списывании текста и не только.

Часто борьба за красоту в тетради, хорошие оценки, ровные буквы отнимает массу сил и времени у родителей, сопровождается вырыванием листов, переписыванием работ.

При этом ребенок не пишет красивее, а скорее — теряет веру в собственные силы, и начинает ненавидеть и русский язык, и письмо, и учебу. При этом не важно, где учится Ваш ребенок — в школе или на семейном обучении, дистанционно или очно, в гимназии или лицее.

Как избежать этих проблем?

Как их упразднить?

Как выбрать нужные именно вашему ребенку занятия и тренировки?

На скорость и грамотность письма ребенка могут влиять разные факторы: желание родителей, нежелание учиться в школе ребёнка, личные причины, анамнез (наличие дизграфии, дизорфографии), лень, отсутствие веры в себя или низкая концентрация внимания.

Так же часто со своими советами вмешиваются все, кому не лень: не только бабушки, но и друзья друзей, дальние родственники и даже соседи.

Как быть объективным и не ошибиться?

Как подобрать ребенку лучший комплекс тренировок и упражнений?

Понять ситуацию, принять правильный и объективный выбор, чтобы о нем потом не пожалеть?

На личной консультации помогу подобрать индивидуальную систему упражнений для повышения грамотности ребенка и составить образовательный маршрут и стратегию обучения именно вашего ребенка.

Мы проработаем план на месяц, определим систему и формат подходящих вам занятий с ребенком.

Помогу найти общий язык с непослушной рукой ребенка и повысить грамотность и скорость письма.

На данную консультацию специальный прайс — 1000 рублей. (Вместо 5000 рублей)

Обязательное условие участия — отзыв от вас по итогу встречи.

Количество консультаций: 10 (десять)

И по прошлому опыту они расходятся очень-очень быстро.

После оплаты мы с Вами определяемся по удобному времени общения.

Получить подробную и четкую консультацию

После оплаты, написать на vip@kirilina.ru я о себе, ребенке, опишите главную проблему.

Пришлите фото тетрадей/работ ребенка.

И обязательно укажите диапазон времени и дат на этой и следующей неделе.

Консультация займет в среднем час-два часа времени, в зависимости от ситуации.

П.С. Если Вы знаете, кому данная консультация может быть полезна или просто необходима, сделайте добро — отправьте ссылку человеку или себе на страницу

Определить причины и проработать индивидуальную систему исправления грамотности ребенка за 1 час

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение — лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

Умение грамотно писать отличает всех интеллектуально развитых людей. Но это умение редко у кого является природным даром. Чаще всего грамотность – результат кропотливой работы педагогов и родителей. Причём заслуга мамы и папы ничуть не меньше, особенно если они предпринимают регулярные попытки заниматься с ребёнком, придумывая для этого разнообразные формы.

  • Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Диктант – наиболее распространённый метод проверки грамотности у детей. Но такая работа по русскому языку всегда представляет большую психологическую нагрузку. Зачастую с задачей не справляются даже взрослые люди!

Хотя текст был составлен с учётом пройденного материала, дети всё равно допускают ошибки. И происходит это даже с учениками, до этого момента демонстрировавшими очень хорошие познания в языке. А происходит это потому, что родители и педагоги допускают упущения в одном из важных для грамотности направлений, и не всегда знают, как правильно научить ребенка писать диктанты без каких-либо ошибок.

На что следует обратить внимание

Чтобы ученик был полностью готов к диктанту, необходимо:

  • Полное обладание моторными навыками. Привычка писать красиво и разборчиво формируется со временем в результате регулярных занятий. Если навык писать грамотно и разборчиво ещё не сформировался, нет смысла ругать за безграмотное письмо! За этим навыком стоит многоэтапная и длительная работа педагога.
  • Внимательное отношение к словам. Ученики постепенно учатся работать с различными словарями (этимологическими, толковыми, орфографическими) и понимают, как правильно ставить ударения и читать по слогам. А натренировать внимательность помогает регулярное переписывание текстов с учебника или доски в тетрадку.
  • Орфографическая зоркость или умение визуально замечать ошибочное написание. Помочь детям её развить может орфографический разбор предложений и специальные задания с комментированием письма или пропущенными буквами.
  • Умение преодолевать стресс. Оно приобретается месяцами тренировок и работы над собой. Даже взрослые не всегда умеют справляться с волнением!

Психологический аспект очень сильно влияет на грамотность и внимание. Если кроха волнуется, он не способен сосредоточиться на поставленной задаче – все ранее полученные знания попросту улетучиваются из головы! Хорошо помогает в психологической подготовке введение диктантов в повседневную урочную деятельность, а также уведомление о предстоящем тестировании за один-два дня.

Чем можно помочь дома

Следует помнить Мамы, прежде всего, должны уяснить, что они не являются специалистами! Поэтому по незнанию они могут допустить роковую ошибку в формировании грамотности и правильного письма.

Если малыш испытывает определённые трудности с языком, необходимо посетить с ним логопеда чтобы полностью исключить такие нарушения, как дисграфия и дислекция. Вылечить или исправить эти нарушения письменной и устной речи у родителей самостоятельно не получится.

После посещения логопеда и исключения дисграфии можно сделать вывод, что ребёнок просто отстаёт от сверстников (то есть, процесс обучения был запущен). Поэтому в такой ситуации лучшим решением будет обращение к репетитору, имеющему профильное образование.

Если родители решили по какой-либо причине отказаться от услуг репетитора, им необходимо учитывать следующие правила:

  1. Диктанты это не ежедневное занятие, а контрольная проверка знаний. Ими нельзя изводить своего сына или дочь!
  2. Для каждого класса есть слова, рекомендованные для заучивания. Их можно уточнить у учителя русского языка либо найти самостоятельно в учебнике. Они выделены на страницах специальными рамочками либо перечислены в конце книги списком.
  3. Чтобы диктант принёс пользу, он должен включать слова, рекомендованные для изучения в конкретном классе! Лучше, если родители приобретут специальный сборник, содержащий готовые тексnы с нужными словами.
  4. Чтобы заинтересовать ученика, можно использовать тексты из его любимых книг. Это будет своеобразной наградой за прилежание.
  5. Полезно несколько раз диктовать тексты, в которых допускаются грубые ошибки. При этом особо сложные слова рассматриваются отдельно – выписываются на карточки с последующим орфографическим анализом.

В следующем видео полезные рекомендации и советы для родителей и детей дает преподаватель русского языка, которые помогут ребенку научиться писать без ошибок:

В идеале соблюдается такой алгоритм:

  • изучаются слова, каждое из них медленно проговаривается вслух;
  • пишутся фразы, содержащие эти слова, или вписываются пропущенные буквы;
  • пишутся под диктовку словосочетания (ребёнок может проговаривать или комментировать письмо вслух);
  • проводится итоговый диктант с анализом ошибок, а затем ещё один, но уже на оценку.

Родители должны понимать, что обучение происходит не у всех деток одинаково. Кто-то доберётся до тестового задания спустя месяцы. И это абсолютно нормально! Нельзя ругать или укорять своего юного ученика за ошибки. Пусть этим занимаются учителя. А заботливые родители должны уметь, прежде всего, заинтересовывать и поддерживать в освоении новых знаний.

Учимся грамотно писать корни слов. 2-й класс

  • Платонова Татьяна Валерьевна, учитель-логопед, учитель русского языка и литературы

Разделы: Начальная школа

Я предлагаю опробированный вариант иного подхода к обучению написания безударной гласной в корне (что ни в коей мере не отрицает традиционного способа).

Разработанный материал основан на работах Л. Г. Парамоновой “Как научить ребёнка правописанию”, “Правописание. Шаг за шагом”.

Обучение детей морфологическому анализу слов начинается как бы “с другого конца”. Обычно детей учат анализу уже “готовых” слов, в которых они должны “выискивать” все составные части, что для многих оказывается непосильной задачей. Мы же начинаем с ознакомления с самой механикой словообразования. Для этого очень наглядно, на многочисленных совершенно однотипных примерах показывается, как к корню слова одна за другой постепенно присоединяются разные морфемы.

После овладения навыком самостоятельного образования слов в своём практическом и лишь постепенно усложняющемся опыте учащийся будет как бы “насквозь” видеть в слове все составляющие его морфемы, что и является основной задачей обучения.

Прежде чем перейти к работе с предлагаемым речевым материалом, необходимо очень чётко и в доступной форме объяснить ребёнку морфологическую структуру слова. Нужно показать ему ведущую роль корня в группе родственных слов, а также роль приставок, суффиксов и окончаний. Следует обратить внимание и на расположение в слове каждой из названных морфем по отношению друг к другу, поскольку твёрдое знание чёткого и неизменного порядка их следования существенно облегчает процесс морфологического анализа слов.

Итак, ребёнок должен знать о составных частях слова следующее.

Корень слова является основной частью в группе родственных слов. Он повторяется в каждом из этих слов и наличие его в слове обязательно. Без корня нет и значимого слова, так как именно в нём содержится основное смысловое значение слова.

Рассмотрим, например, такую группу родственных слов, состоящую из разных частей речи: ХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПРИХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ОБХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ВЫХОДНОЙ, ПЕРЕХОД, ПРОХОДЧИК. Как видим, все эти слова объединены одним общим смыслом “хождения” (а не плавания, бегания, ползания, рисования и т.п.), в силу чего они и являются родственными. Хотя все они начинаются и заканчиваются разными звукосочетаниями и внешне не очень похожи, но в каждом из этих слов содержится общая для всех их часть – ХОД. Именно эта общая для всех родственных слов часть, несущая основную смысловую нагрузку, и является корнем. Когда же мы хотим придать значению слова какой-либо дополнительный смысловой оттенок, то корень начинает “обрастать” различными “добавками”. Роль таких “добавок” выполняют приставки и суффиксы.

Основной задачей на первом этапе овладения морфологическим принципом письма является формирование чёткого представления о ЕДИНОНАПИСАНИИ корня как морфемы, независимо от ударения. Это никоим образом не исключает традиционного способа проверки безударной гласной в корне при помощи ударения, а лишь помогает быстро находить нужное проверочное слово, опираясь на смысловую значимость корня.

ОБРАЗОВАНИЕ ГРУПП РОДСТВЕННЫХ СЛОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО СМЫСЛУ, НО СХОДНЫХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Необходимость специальной работы по чёткому разграничению сходных по звуковому составу, но различных по смыслу слов объясняется тем, что многие дети при подборе проверочных слов нередко ориентируются лишь на внешнюю их “похожесть”, не задумываясь над смыслом. Так ученик 6-го класса общеобразовательной школы в качестве проверочного к слову ТРОПИНКА подобрал ТРАП. При всей странности такого подбора здесь всё же можно усмотреть и своеобразную “логику”, опирающуюся исключительно на похожий звуковой состав слов (ТРОПИНКА звучит как ТРАПИНКА, в чём учащийся и уловил общее со звучанием слова ТРАП).

Главное целевое назначение приводимого ниже речевого материала состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться быстро улавливать родственность слов, основанную на общности их смыслового значения. Понять и “прочувствовать” эту родственность можно лишь благодаря рассмотрению достаточно большого числа “гнёзд” родственных (однокоренных) слов, отличающихся друг от друга по смыслу. Только в процессе такой работы ребёнок сможет получить своего рода прививку, предохраняющую его от неправильного подбора проверочных слов типа, например, ЛЕС и ЛИСТВА. На данный раздел работы не нужно жалеть времени, ведь только усвоенный и доведённый до автоматизма навык помогает воспользоваться выученным правилом в условиях имеющегося на уроке дефицита времени.

На вводном занятии мы знакомимся с самим понятием КОРЕНЬ. Учащиеся вспоминают, что слышали это слово применительно к растениям. Проводится смысловая параллель: КОРЕНЬ нужен всему, что растёт.

Словарная работа: корень растения — подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и позволяющая расти.

Корень цветка, корни деревьев. Выделяем общую часть слов.

А о каком корне мы говорим корешок? О маленьком. Значение слова изменилось благодаря добавленной части ОК – это суффикс, изменилось и ударение, а писать слово всё равно будем с О.

А что такое коренья? Это корни овощей, пригодных в пищу.

Сушёные коренья, душистые коренья. Ставим ударение, подчеркиваем гласную. Акцент на ЕДИНОНАПИСАНИЕ общей части родственных слов.

Учащиеся заканчивают предложения:

Мама положила в суп (душистые сушёные коренья).

Я заготовила (овощные коренья).

А что такое корень слова? Та главная часть, из которой слово растёт.

А можно сказать корешок слова? Нет. Почему? Для слова это главная часть, она не маленькая.

Учащиеся заканчивают предложения:

Мы знакомимся с (корнями слов).

В слове корнями ставим ударение, подчёркиваем гласную в корне.

Как вы думаете, слова: вход, ходить, выходить, заходить, переходить, обходить, выходной, проход, обходчик — это слова с одним корнем? Да. Почему? Они все объединены одним общим смыслом “хождения” (а не плавания, бегания, ползания, прыгания и т.п.). Ставим ударение в словах, отмечаем его изменения, выделяем корень, подчёркиваем гласную. Делаем вывод о единонаписании всех родственных слов.

На дом: Спиши в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, поставь ударение, выдели корень в этих словах:

К..рень необходим любому растению.

Суп с к..реньями петрушки всем понравился.

У цветка тоненькие к..решки.

Дуб – дерево с мощными к..рнями.

Мы учимся находить к..рни в словах.

Корень -ВОД-

1 занятие.

При работе с корнем ВОД я рассказываю ученикам о корнях с одинаковым написанием, но разным смысловым наполнением (омонимичность корней). В качестве ознакомления называются корни РИС-РИС, ГОР- ГОР, МОР-МОР, НОС-НОС.

Словарная работа: вода, водичка, водица, водный, водяной, подводный, подводник, водолаз.

Расставляем ударение в словах, выделяем общую часть, разбираем значение каждого слова, выясняем, почему оно несколько меняется, с помощью чего это происходит (Корень “обрастает” различными “добавками”, добавляются суффиксы, приставки, придающие словам дополнительный смысловой оттенок.)

Вода – прозрачная жидкость. А какой может быть вода?

Холодная вода, грязная вода. А почему мы не говорим МОКРАЯ ВОДА? (работа над лексической сочетаемостью)

Водичка, водица – ласковое название, помогли суффиксы –ИЧК, -ИЦ

Теплая водичка, чистая водица.

Водный – изменилась часть речи при помощи суффикса.

Водяной – суффикс ЯН ограничил область употребления слова.

В..дный стадион В..дяной насос
В..дная станция в..дяная лилия
В..дное соревнование в..дяное отопление
В..дные процедуры в..дяные растения

Прибавляем к признаку водный приставку ПОД, получаем новое смысловое значение( находящийся под водой)

Подводный мир

подводная скала

подводное плавание

подводные камни

Подводник, водолаз – человек, погружающийся под воду.

Опытный подв..дник, смелый в..долаз.

Среди всех слов корневого куста выбираем слова с ударной гласной в корне, подчёркиваем в них корень, говорим о единонаписании всех слов корневого гнезда. Отмечаем, что слов с ударной гласной в корне достаточно много и при проверке можно использовать любые.

На дом: Исправить ошибки в предложениях (где они есть):

Речная вада освежает, снимает усталость.

Водяные лилии радуют глаз.

Вадолазы чистят дно водоёма.

Тёплая вадичка приятна для рук.

Водные процедуры очень полезны.

2 занятие.

Словарная работа: водить, водитель, поводок, провод, проводка, проводник, перевод, переводчик, водопровод. Проводится работа, аналогичная предыдущей. Особое внимание уделяется слову водопровод. Это слово как будто объединяет два корня, звучащих одинаково, но имеющих разное смысловое значение.

Задание напечатано на карточках.

В..дитель в..дит машину.

У моей собаки красивый пов..док.

У телевизора длинный пров..д.

В доме испорчена пров..дка.

Пров..дник попросил людей занять свои места.

Мы получили денежный перев..д.

Перев..дчик закончил перев..дить статью.

На дом: Вставь на пропущенное место подходящее по смыслу словом с корнем ВОД, спиши в тетрадь:

За руль машины сел ………………. .

Собачий ……………….. потерялся.

Оборванный электрический ………………….. свисал с потолка.

Я люблю ………………………. в гости друзей.

В вагоне нас встретил …………………….. .

…………… с английского был неправильным.

Воды не было из-за неисправности …………………. .

На дом: нарисовать на листе то, что называется словами с корнем ВОД.

Завершается работа с этими корнями самостоятельной проверочной работой:

Исправить ошибки, списать в тетрадь, выделив корень. Поставить ударение в словах с корнем ВОД.

Вадитель автобуса увеличил скорость.

Извадить тараканов – дело непростое.

Вадяные лилии очень красивы.

Вадопровод испортился.

Мы купили собаке новый повадок.

Таким образом, проведя работу с двумя омонимичными корнями, мы закрепили навык поиска проверочного слова к двум корневым гнёздам, обогатили словарный запас, расширили семантические поля.

Дальнейшая работа ведётся с корнями РЕЧ(РЕК) – РЕЧ, НОС – НОС, МАЛ – МАЛ, ЧАС – ЧАСТ – ЧАСТЬ – ЧИСТ, ЛЕП – ЛИП, ЛЕС – ЛИС – ЛИСТ.

УРОК-ВИКТОРИНА, завершающий изучение корня, как морфемы.

Ребята готовят небольшое выступление, а потом проводятся конкурсы. Участники победившей команды получают пятёрки по русскому языку.

1 ученик:

На уроке нам сказали,
Чтоб мы корни отыскали,
Мы — скорей бежать к цветам,
Вот, в горшочках корни, там!

2 ученик:

Но учитель улыбнулся
И к доске он повернулся,
Там вдруг слово написал
И дугу нарисовал.
А потом нам всем сказал:

3 ученик:

“Корень под дугой живёт!”
Кто не понял, сейчас поймёт!

4 ученик:

Для деревьев, травы,
Для растенья любого
Корни нужны,
Нужен корень и слову!

5 ученик:

Как цветы, вырастают из корня слова,
Корень для слова — он голова!

Сценка:

Вот “НАСАТЫЙ” попугай
В Африке живёт!
Он, наверное, НАС с тобой
Клювиком зовёт?
Нет! В “носатом” корень “НОС”
Будем О писать!

Корни учим мы всерьёз
На оценку ПЯТЬ!

6 ученик:

А чтобы смогли вы, ребята, понять,
Корни зачем в словах выделять?
Песенку мы сейчас пропоём
Про то, как с корнями мы дружно живём!

Инсценированная песня на мелодию “Улыбки”.

ПЕСЕНКА ПРО КОРНИ

Если корень можешь выделять,
То слова тебе писать легко и просто.
Ведь слова умеют вырастать,
Только корень очень нужен им для роста!

ПР:

Если корень “ДОМ” возьмём,
“ДОМик” вырастим потом,
В нём поселится весёлый ДОМовёнок!
В слове корень выделять,
Смысл слова понимать
Может каждый образованный ребёнок!

Мы в лесу отыщем корень “ ЛЕС”,
Корень “ЛИС” у хитрой рыженькой лисицы,
С корнем “БЕГ” бежим наперерез,
Корень “ТЯЖ” в тяжёлом деле пригодится!

ПР:

Если корень в слове “КОТ”
“КОТик” в гости к нам придёт,
А за ним весёлый рыженький КОТёнок!
В слове корень выделять,
Смысл слова понимать
Может каждый образованный ребёнок!
В слове корень выделять
И писать слова на пять!
Должен каждый образованный ребёнок!
Задания для викторины.

Ромашка. На каждом лепестке — вопрос.

1. У какой конфетки ЛЕДяной корень?

2. У какого лесного зверька корень называет один цвет, а сам зверёк другого цвета — рыжий?

3. Почему грибы ЛИСИЧКИ так называются?

4. Может ли щёнок по кличке Уголёк быть белым?

5. Что умеет делать гриб МУХоМОР?

6. Каого цвета котёнок Дымок?

7. Почему птиц называют ПЕРнатые?

8. Чем занимается ВОДоЛАЗ?

Вставить пропущенный гласный, найти лишнее слово:

1. Д..ловой, л..сной, приб..гать, нап..сать, р..чушка, сп..шить, св..тло, в..ртушка, л..сичка.

2. п..сьмо, з..ма, уд..вить, ул..тать, ч..стюля, л..цо, л..пучка, ч..татель, л..сята.

Собери смысловой куст. (Каждой команде выдаётся нарисованный на бумаге куст, обязательно с корнями. В конверте – слова с одинаковыми корнями, но разным значением. Необходимо наклеить на куст РОДСТВЕННЫЕ слова)

Носик, уносить, носовой, носильщик, перенос, переносица, поднос, курносый, носатый, относить.

Написать как можно больше РОДСТВЕННЫХ слов с корнем:
ВОД ДОМ

Учимся грамотно писать, Тетрадь по русскому языку для 2 класса, Барбушина С.Г., 2017

Учимся грамотно писать, Тетрадь по русскому языку для 2 класса, Барбушина С.Г., 2017.
Тетрадь предлагает систему упражнений для формирования, контроля и коррекции орфографических умений и навыков учащихся во 2 классе. Материал соответствует учебной программе по русскому языку для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и учебнику «Русский язык. 2 класс» авторов М.Б. Антиповой, А.В. Берниковской, Е.С. Грабчиковой.
В тетради содержится большое количество иллюстраций, занимательных упражнений, которые не только понравятся детям, но и помогут усвоить трудное правило. Её можно использовать как на уроках в школе, так и для самостоятельной работы дома.
Адресуется учащимся, учителям и родителям.

Примеры.
Прочитай слова. Запиши их в алфавитном порядке.
Роза, тюльпан, лилия, гвоздика, хризантема.
Прочитай названия цветов. Закрась в словах буквы, которые обозначают гласные звуки.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
— pdf — Яндекс.Диск.Дата публикации: 01.02.2018 17:36 UTC
рабочая тетрадь по русскому языку :: русский язык :: 2 класс :: Барбушина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *