Как наказать ребенка за вранье

Разбираемся, как наказать ребенка за вранье

Враньё детей одна из наиболее изучаемых тем в детской психологии. Каждые родители наверняка сталкивались с тем, что их дети лгут. Как считают детские психиатры, все дети без исключения способны врать. Первые попытки соврать отмечаются в возрасте, когда ребёнок начинает говорить.

Практически во всех случаях это безобидная ложь, преувеличение, хвастовство, а зачастую просто фантазёрство. Ребёнок в 2-3 года становиться вдруг самостоятельным, пытается увильнуть от ответственности за проделанную проказу, где-то схитрить, а иногда и соврать.

Зачастую дети врут потому, что от него требуют не выполнимого, и что ему не под силу. Поэтому, предвидя возможность наказания, пытаются всеми возможными отговорками избежать его. Недостаток так необходимого общения с родителями вынуждает ребёнка привлечь к себе внимания со стороны взрослых.

Что касается фантазий, не страшно, если ребёнок просто фантазирует. Фантазии позволяют развивать воображение, чувство юмора и мышление. Следует даже поддержать его в этом, пофантазировать с ним.

Иногда родители принимают за враньё тот факт, который вообще и не является обманом. Просто ребёнок уверен, что то, что он сделал правильно. Дети в этом возрасте многое хотят и уверенны в том, что, несомненно, имеют на это право.

В общении с ребёнком не стоит употреблять ругательные слова, а тем более обзывать их. Такое отношение может пагубно сказаться на психике ребёнка и отложится в подсознании на всю жизнь. Последствия чего могут привести к тому, что ребёнок будет ассоциировать себя, например с вором.

Следующим этапом в познании мастерства лжи наступает в детсадовском и школьном возрасте. В этот период дети начинаю понимать возможности обмана для достижения своих целей. Уже расширенный кругозор позволяет постоянно экспериментировать в манипуляции родителями для достижения своих желаний. Эти действия и перерастают в обман родителей, хотя для ребёнка это просто игра. Пока не осознавая, что это плохо, дети обманывают своих родителей, как бы испытывая свои возможности. В таком случае самое главное, что бы враньё, не стало методом своего самоутверждения.

С наступлением подросткового возраста, дети врут настолько убедительно, что порой невозможно отличить этого от правды. В таком случае родителям необходимо определить, какие сферы интересов ребёнка наиболее важны, и акцентировать на них своё внимание. Для того что бы избежать вранья ребёнка, порой просто необходимо смериться с этим.

Не следует пренебрегать объяснениями, почему именно нужно сделать так, а не иначе и в связи с чем то или иное запрещено. И всё же, как наказать ребенка за вранье? Конечно же, во время воспитания детей невозможно обойтись одними поощрениями. Не всегда нравоучения могут повлиять на поведение ребенка, и придётся наказать его. Наказывать нужно уметь правильно.

Любое наказание должно опираться на справедливость, иначе воспитательный процесс не принесёт должного результата. Принцип простой сначала объяснить, потом наказать.

Что бы ни нанести вред психическому состоянию ребёнка, категорически запрещается применять физическую силу. Альтернативой этому может послужить запрет передвижения, тот самый “угол”. Порой достаточно и пяти минут, что бы воспитательный процесс принёс свои плоды. Такой метод поможет ребёнку уяснить причину наказания и в дальнейшем к таким провинностям больше не возвращаться. В какой-то степени наказание следует применять с “любовью”. Родителям не следует забывать, что нельзя вести себя агрессивно c ребёнком. Даже не смотря на то, что он иногда доводит родителей до такого состояния, когда они растеряны и не знают что делать.

Некоторые детские психологи считают, что наказывать не нужно, всё можно решить, поговорив с ребёнком. Хотя порой это возможно только после принятия превентивных мер, в частности наказания.

В любом случае наказывать ребёнка или нет, а также условный перечень провинностей каждый родитель определяет для себя сам.

Как отучить ребенка от вранья — зачастую всё просто, необходимо наладить взаимоотношения и подходы в общении с ребёнком. Вполне возможно родители просто провоцируют его врать.

Придя с работы уставшим не отыгрываться на детях за плохой день, проявлять терпение. Как правило, такие ситуации и побуждают врать ребёнка, так как он боится разочаровывать родителей.

Иногда ребёнок врёт в том случае, когда уверен, что на свою просьбу получит отрицательный ответ. Родители должны быть внимательные к просьбам ребёнка.

Некоторые ситуации требуют от родителей не подавать виду, что ребёнок врёт, а предоставить возможность для свободы действий. Благодаря такому подходу он поймёт, что лож не востребована и не нужна в достижении цели. В следующий раз он просто скажет правду, так как врать не зачем.

Иной раз необходимо применить и другую тактику. Высказать, ребёнку свою обеспокоенность, и объяснить возможный исход его действий и к чему они могут привести, то есть предостеречь. Не стоит передавать ребёнку отрицательных эмоций, когда уличили его во лжи.

Родителям необходимо постоянно следить за собой, так как говорить неправду может передаться ребёнку. Когда атмосфера в семье неблагоприятная, родители постоянно врут друг другу, привычка врать прививается ребёнку интуитивно.

С самого детства ребёнку необходимо прививать понятия, что врать плохо. Родители должны быть образцом для своих детей и показывать только хорошие примеры в своём поведении. Быть максимально честными в первую очередь с ним и перед друг другом.

Как наказать ребенка за вранье, ложь, воровство, плохое поведение, курение и плохие оценки

Как наказать ребёнка за плохое поведение.

Дорогие родители, это обращение к Вам! Прежде чем решиться на такой серьёзный шаг, как рождение ребёнка, задумайтесь! Его нельзя будет вернуть, отдать, изменить… Каждый маленький человек, начиная с рождения, уже личность, со своим характером, человек со своим Я.

С самого рождения малыш должен чувствовать вашу любовь и поддержку. Всегда общайтесь с ребёнком спокойно, без агрессии или раздражительности. Но это не значит, что нужно сделать из него повелителя. Не нужно исполнять все прихоти. Вы должны стать другом, но другом, мнение которого ребёнок будет уважать и ценить.

Например, ребенку год, он шлёпает вас по лицу, все смеются. А это не правильно. Задержите руку малыша и строго скажите: ” Нельзя!”. Не крикните, а скажите. Не помогло, повторите ещё раз. В этом возрасте дети очень чутко реагируют на интонацию. Поэтому малыш обязательно поймёт, что сделал что-то не так и думаю больше постарается этого не делать.

Как же наказать ребёнка за плохое поведение?

В возрасте двух, четырёх лет у детей бывают вспышки агрессии и гнева. Из-за пустяка малыш может начать плакать, кричать. В такие моменты постарайтесь оставить ребёнка одного, дайте ему остыть. Только после того как увидите, что он готов вас слушать, попробуйте переключиться, отвлеките его. Не нужно сразу выяснять, что это было. Подождите пока малыш успокоится окончательно и затем только узнайте, что это было. Это могла быть сломанная игрушка, не получившийся рисунок либо пятно на футболке. Узнайте: как женить на себе мужчину.

Как наказать ребенка за вранье, ложь?

Очень часто дети обманывают. Моё личное мнение, только потому, что боятся наказания. Возможно перед тем как ребёнок начал врать, вы наказали его, не выяснив причин произошедшего проступка. У ребёнка защитная реакция, не узнают, значит не накажут. Всегда, когда считаете, что ребёнок не прав, во первых представьте себя на его месте, во вторых поговорите, узнайте, почему так произошло, и если даже малыш не прав, объясните, что это плохо, приведите примеры, что может произойти, если поступать неверно.

Как наказать ребенка за вранье, ложь, воровство?

Обман и воровство. У вашего ребёнка всё есть. И всё-таки вы словили его на воровстве, например стянул шоколадку в супермаркете. В этом случае наказание обязательно. Но это должны быть не крики и оскорбления. Пойдите вместе в магазин и верните украденную сладость. При этом ребёнок должен обязательно извинится. Думаю ещё раз ему будет просто стыдно идти просить прощение. Ни в коем случае после этого не меняйте отношение к своему чаду, наоборот, постарайтесь больше проводить времени вместе. И наблюдайте, конечно инцидент может повториться. Если же видите, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к психологу.

Как наказать ребенка за плохие оценки?

Многие родители работают и не могут уделять много времени детям. Развивайте в ребёнке самостоятельность. Кроме уроков давайте несложные поручения по дому, пропылесосить, вытереть пыль, начистить картошки на ужин.

Если ваш ученик приносит плохие оценки, узнайте, по какой причине был не выучен урок. Может малыш не понимает какой-то предмет, объясните, подскажите. Хороший метод воздействия мотивация. “Как жаль, что ты получил двойку, я хотела сходить с тобой в боулинг, а так придётся учить уроки”. Огорчайтесь вместе и вместе решайте проблему. Можно быстренько выучить уроки и успеть сбегать в кафешку, скушать по пицце. Узнайте: психология общения.

Как наказать ребенка за курение?

Чаще всего курят дети курящих родителей. Папа пример во всём. “Если папа держит сигарету, это круто!”, – так думают многие дети. Дорогие родители, в первую очередь начните с себя! Хотите травить себя, пожалуйста, только делайте это так, чтобы не видели ваши дети.

Часто дети начинают курить в компании, но и это, родители, ваш “бок”. Изначально ребёнок должен знать, насколько вредно курение. Покажите ему фотографии лёгких курящего человека, объясните, что и у него может такое случится, почитайте вместе статьи о курение, пусть поймёт как это страшно.

Общайтесь, объясняйте, рассказывайте! Не занимайтесь только собой. Больше проводите времени со своими детьми. И тогда у вас не будет причин их наказывать.

Может такое случиться, почитайте вместе статьи о курении, пусть поймёт как это страшно. Общайтесь, объясняйте, рассказывайте! Не занимайтесь только собой. Больше проводите времени со своими детьми. И тогда у вас не будет причин их наказывать.

Удачи и терпения!

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Спасибо! Я со своими детьми в подростковом возрасте с явным враньем уже не сталкивалась (мы эти вопросы решили в младшей школе). А вот сама врала вплоть до взрослого возраста — по принципу: некоторых вещей мать понять не в состоянии. kueue (24/01/2018) я думаю наказывать не стоит, потом выростит недочеловеком с поломанной психикой Lilith00 (23/01/2018) У кого есть опыт, кто сталкивался с явным враньем в подростковом возрасте? Нужен совет как реагировать. Спасибо! Мрия (22/01/2018)burya писал(а): Но один вопрос остается без внятного ответа: наказывать ли ребенка за проступок, если он сам в нем покаялся? Мне больше всего нравится подход: Одна из лучших дисциплинарных линий поведения, которая сохраняет достоинство ребенка, — это когда взрослый не пытается непременно добиться своего в момент инцидента.

Если ребенок лжет вам, как его наказать за это?

Можно ли наказывать ребенка за откровенное вранье? Как это сделать разумно и справедливо? Как не унизить его?

Ребёнок взрослеет, и родители начинают усиленно его контролировать из лучших побуждений: они хотят воспитать в нём те качества, которые пригодятся ему в будущем.

Естественно, родители стараются быть максимально толерантными в процессе воспитания, но иногда профилактические беседы и другие приёмы не оказывают должного воздействия на ребёнка. В таких случаях взрослые вынуждены прибегать к наказанию ребёнка, в частности когда ребёнок лжёт.
Выбирая формы и методы наказания, следует думать, прежде всего, об эффективности воспитательного процесса. Ребёнок должен осознать, что он был неправ и сделать соответствующие выводы.Если ребенок лжет вам, как его наказать за это? Ребёнок – зеркало поступков родителей.
Иоганн Генрих Песталоцци

  • Почему подростки врут? Как с этим бороться?
  • Если ребенок лжет вам, как его наказать за это?
  • Все ЗА и ПРОТИВ о том, стоит ли ругать детей за проступки
  • Почему мой ребенок врёт мне? Как его отучить от обмана?
  • Кто учит ребенка лгать? Разбираемся с первопричинами детской лжи

Способы наказания

Не стоит прибегать к использованию физической силы, ведь такой способ наказания никогда не оправдывает ожиданий, но задевает чувства ребёнка.

Как же наказать ребёнка за ложь, не используя «ремня»?

Ограничиваем передвижение ребенка

  • Пожалуй, самым эффективным наказанием можно назвать отстранение ребёнка от ласки родителей, от их внимания, это станет своеобразным кратковременным бойкотом.
    Поверьте, ребёнок сполна прочувствует такое наказание.
  • Действенным физическим методом наказания является ограничение ребёнка в передвижениях.
    К примеру, угол или же стул, поставленный в центре комнаты. Так, ребёнок будет сидеть на этом стуле, лишённый возможности достать что-либо, и думать о том, что он наделал.
    Иногда достаточно и десяти минут для того, чтобы ребёнок запомнил правило, нарушать которое непозволительно.

Клюшникова Рената · 09 янв, 2019

Родителей настораживает и пугает ложь их детей. Какое наказание может быть применено родственниками, что именно так пугает и почему ребенок врет в 10 лет? За советом по поводу детского вранья большинство людей обращается к психологам. Одно дело, когда обманывает малыш дошкольного возраста, другое — если это отпрыск в возрасте десять лет. Тут обязательно предстоит разобраться в причинах, побудивших к этому. Детские психологи считают, что в основном вранье происходит из-за страха быть наказанным.

Агрессия и страх расправы

Агрессивное поведение родителей — одна из главных причин, вызывающих чувство страха у школьника. Накладывает свой отпечаток и среда, в которой выросли родители чада. В некоторых семьях принято физическое наказание детей за какой-нибудь проступок, будь то несвоевременно убранная кровать, не собран портфель, полное ведро мусора, домашнее задание не выполнено, за что ребенок может получить оплеуху или пощечину. Самое страшное в таких семьях, если ребенок принесет неудовлетворительную оценку или запись в дневнике о плохом поведении и необходимости прихода родителей в школу. Страх расправы вынуждает школьника скрыть от родителей все, вырвать лист в дневнике и думать, что все само как-нибудь забудется и наладится. Тем самым дети оказываются втянуты в замкнутый круг. Ведь если на родительском собрании вранье обнаружится, то расплата будет неизбежна. Для ученика это чревато не только расправой физически, но и наказанием в виде запирания в комнате, запретом смотреть телевизор, пользоваться компьютером и т.д.

А если причина — развод родителей?

Неуравновешенность психики после развода у женщин — частая причина, способствующая тому, что ребенок врет. Когда родители разводятся, сильнейшая травма наносится в первую очередь детям, которые не могут понять, почему от них ушел папа. Иногда такие травмы остаются на всю жизнь, ведь когда малышу 2 года, он не понимает, что отец ушел из семьи, но когда сыну или дочери уже 10 лет, развод наносит боль детям. В неполной семье женщина на свои плечи взваливает тяжелый груз по обеспечению семьи, заботе о ее членах, но справляются с такой участью не все женщины.

Очень часто у слабых женщин происходит психический срыв, и они начинают винить детей в том, что от них ушел муж. Хуже всего, когда такие мамы «срывают зло» на детях, обвиняя школьников во всем. Нередко такие мамы применяют методы сравнения не в пользу своих детей, подчеркивая превосходство сверстников, как более умных, приспособленных. В ответ на такую критику десятилетний человечек начинает обманывать, ведь ему хочется, чтобы его похвалили. Распространенной ошибкой разведенных женщин становится то, что из своих детей они пытаются сделать маленьких солдат, жестко раздавая им приказы и требуя беспрекословного выполнения.

Такая мама утром кричит во весь голос — подъем! Естественной реакцией ребенка будет ложь о том, что он заболел и в школу идти не может, или первых уроков нет. Еще хуже обстоят дела в такой семье с проверкой домашнего задания. Женщине не будет хватать времени на занятия с детьми, ведь теперь она озабочена поисками дополнительного заработка и нового супруга. Такие дети, как правило, остаются на второй год обучения в школе, и мать может узнать об этом лишь следующей осенью.

Родительское тщеславие

Тщеславие родителей служит поводом, который способствует лжи среди детей возраста 10 лет. Некоторые мамы видят своих детей победителями различных олимпиад и спортивных соревнований, хотя способности отпрысков оставляют желать лучшего. В этом случае дети будут врать, начиная со своей успеваемости и заканчивая несуществующими победами на всевозможных конкурсах. Психологи уверяют, что чада боятся разочаровать своих родителей, которые так хотят видеть дочь или сына отличником. Детям хочется быть лидерами, лучшими в классе и они хвалятся тем, чего нет — хорошими отметками, примерным поведением,- вот далеко не полный перечень мнимых успехов.

В случае разоблачения лжи вся вина переваливается на соседа по парте, что он помешал выполнить контрольную работу, отвлекал вопросами. Мнение психологов заключается в том, что хвастливые дети — это те, которым не хватило любви, а подросткам так хочется, чтобы их любили родители за хорошую учебу или победу на олимпиаде. Чтобы не огорчить отца или мать, некоторые сыновья придумывают себе победы в спортивных состязаниях.

Роль собственного примера

Ложь родителей провоцирует систематическое вранье у детей, которые копируют их поступки. Некоторые родители сами не являются образцом честности. При общении по телефону или при звонке в квартиру нежелательных людей просят ребенка сказать, что никого нет дома. Иногда мать просит свое чадо сказать бабушке, что они уезжают, чтобы не приглашать свекровь на Новый год. Ребенок усваивает, что ложь — это хорошо, и сам начинает лгать, когда это становится выгодно. В дальнейшем он будет врать преподавателям в школе и своим одноклассникам, и это войдет в привычку.

Напоминания взрослых о вранье часто являются причиной, закрепляющей репутацию лгуна за ребенком. Иногда сами родители теряют деньги или ценные золотые вещи, не осознавая, что переложили все в другое место, начинают обвинять свое чадо в краже и вранье, вспоминая о том, что ранее он был уличен во лжи. Как ни оправдывается ребенок, ему не верят. Так взрослые не винят себя за рассеянность и отсутствие порядка в квартире, а перекладывают вину на несовершеннолетнего, обижая его своим недоверием. Нередко потом взрослые извиняются перед детьми, но подсознание детей уже запомнило, что их считают врунами, ворами, и они, не замечая, начинают обманывать взрослых. Часто ругать своих детей — значит способствовать тому, что они будут лгать, изворачиваться, потому что уже утратили полностью доверие взрослых.

Склонность родителей к чрезмерной опеке — это провокация детской лжи в целях борьбы за свои права.

Во многих семьях очень сильно опекают своих чад, забывая, что те уже подросли и имеют собственное мнение, свою точку зрения. Пытаясь отстоять свои права и не быть осмеянными одноклассниками, дети прибегают к вранью для утверждения приоритетов.

В случае когда супруг еще не ушел, однако конфликт назревает и развода не избежать, при нервном срыве матери несовершеннолетние могут начать вести аморальный образ жизни, связанный с кражей денег у родителей и сверстников, бесконечным враньем, жестоким избиением одноклассников и животных. Это последний шанс остановить распад семьи. Это «крик души» ребенка своим родителям, призыв одуматься и сохранить семью. Бывает, что такое поведение отмечается, когда мать выходит замуж второй раз и рождается новый член семьи, на которого направлено все внимание, а старшее чадо так выражает свой протест.

Как предотвратить ложь?

Меры для предотвращения лжи у детей:

  • не лгите сами;
  • не обещайте того, что не можете выполнить;
  • не допускайте агрессии, рукоприкладства, не повышайте голос при беседе и не срывайтесь на крик;
  • установите доверительные отношения с ребенком;
  • не сравнивайте сына или дочь с более успешными сверстниками;
  • считайтесь с его мнением, но не опекайте чрезмерно;
  • участвуйте в решении проблем своего ребенка, чтобы у него не было чувства одиночества.

Родители должны помнить, что дети — самые близкие и родные для вас, говорите как можно чаще, как вы любите и переживаете за них. Проявляйте заботу обо всех членах семьи, включая бабушек и дедушек. Не игнорируйте замечания старших в присутствии детей, иначе будет формироваться мнение, что такое поведение является нормой. Если сын или дочь провинились, то не следует долго помнить об этом, напоминая в удобных случаях об инциденте. Ведь даже преступники в тюрьме имеют право на амнистию. Отчитывать надо за проступок, но не переходить на личность ребенка.

Всегда помните, что необходимо развивать доверие и равноправие, которые являются основой взаимоотношений в семье. Иногда дети лгут во благо, чтобы не расстраивать других. В случае если подаренная вещь не нравится, то люди идут на ложь. Это так называемая «белая» ложь, никому не приносящая вреда. И все-таки наказание не является лучшим выбором против вранья. По мнению психологов, поиски первопричины гораздо важнее самой лжи, которая просто выводит из себя взрослых. Выход здесь такой: постараться не дать вырваться гневу и досаде, а на раздражение не надо реагировать.

Никогда не наказывайте сгоряча, не спускайте обман с рук, иначе безнаказанность сделает ложь системой. Ведь стоит начать с малого, и обман уже ничто не сможет остановить. Самое главное — объясните своему ребенку, что он наказан за ложь. Родители должны взглянуть на мир его глазами и остаться на его стороне. Продемонстрируйте свою способность прощать. Ребенок должен видеть, что ваша любовь безусловная.

Метки:Врун
Можно ли наказывать ребенка?
Как наказать ребенка за вранье.

Как наказать ребенка за плохое поведение.
Как наказать ребенка за воровство денег.
Как наказать ребенка за непослушание.
Как наказать ребенка за плохие оценки.
Это типичные вопросы родителей в ситуациях, когда они находятся в растерянности и не знают, как воздействовать на своего ребенка. Каждый случай индивидуален, но есть общие принципы использования наказаний детей, полученные по результатам исследований.
Эта статья написана на основании этих исследований, в ней нет авторских интерпретаций на основе собственных личных убеждений и опыта. Только результаты исследований, посвященных теме наказания детей.
Тема наказания детей болезненна и неоднозначна. Но она есть и замалчивать ее нельзя.
Поводом для написания статьи послужил вопрос папы семилетнего ребенка:
— Скажите, как правильно наказывать ребенка, чтобы он вел себя хорошо?
Папа умный, образованный и очень любящий своего сына, но не знающий, что делать с тем, что ребенок импульсивный, не могущий долгое время быть спокойным, часто нарушающий школьную дисциплину.
Позже выяснилось, что у его сына легкая степень СДВГ(Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Наказывать такого ребенка за его повышенную активность и невозможность долго сосредотачиваться не только бессмысленно, но и недопустимо.
В целом вообще лучше обходиться без наказаний детей. Воспитание ребенка без наказания гораздо эффективнее.
И, тем не менее, редкие родители обходятся совсем без наказаний ребенка, нравится нам это или нет. Чаще всего воспитание детей наказанием происходит из-за родительской беспомощности и под влиянием эмоций. Разумеется бывают случаи, когда воспитание детей наказанием проводится родителями осознанно из-за их педагогических установок. Но такие случаи редки.
Но являются ли они эффективным методом воспитания?
Какие наказания можно использовать, а какие ни в коем случае нельзя?
Существуют ли правильные способы наказания?
Вопросы о том, как правильно наказывать детей задаются достаточно часто. Возникают они в ситуации, когда родители не знают, что делать и как повлиять на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения.
Про наказания детей есть много популярных статей, но исследований психологов на тему наказания детей не так много. Но они есть. Эта статья написана на их основе.
Начнем с описания эксперимента, проведенного американским психологом Джонатаном Фридманом с мальчиками от 6 до 9 лет.
Ребенку показывали несколько игрушек и говорили, что с одной из них играть нельзя, и грозили наказанием, если запрет будет нарушен. Запретной игрушкой была самая привлекательная – красивый робот на батарейках. После этого ребенка оставляли в комнате одного на несколько минут и вели за ним скрытое наблюдение.
95% мальчиков выполнили запрет и не прикоснулись к роботу.
Спустя 1,5 месяца для тех же мальчиков создавали ситуацию, когда они опять могли остаться в комнате с игрушками.
77% детей выбрали робота, с которым им запрещали играть на первом этапе эксперимента под угрозой наказания.
С другой группой мальчиков провели тот же эксперимент, но с одним отличием. В первый раз детям не грозили наказанием, а просто говорили, что с роботом играть нельзя, т.к. это очень нехорошо, плохо, неправильно.
И в этом случае 95% мальчиков не стали играть с роботом.
Но через 1, 5 месяца, на втором этапе эксперимента, из этой группы только 33% выбрали робота.
Эксперимент показал, что для большинства детей, которым грозило наказание, запрет действовал только при угрозе наказания. Исчезала угроза, и большинство детей запрет игнорировало. Но если детям объясняли, почему нельзя играть с роботом, то большинство из них соблюдали запрет и через 1, 5 месяца.
Из эксперимента Фридмана следует, что выполнение детьми каких-то норм или запретов под угрозой наказания работает для большинства только в ситуации возможного разоблачения. И, напротив, объяснение того, что хорошо, а что – плохо, действует на маленьких детей сильнее возможного наказания.
Угрозы наказанием не приводят ребенка к осознанию того, что это делать нельзя или нехорошо. Но если ребенок соблюдает правила, нормы, запреты в отсутствии угрозы наказанием, то более вероятно, что он примет на себя личную ответственность, т.е. не будет что-то делать не из-за страха наказания, а просто из-за того, что это плохо.
Воспитывая детей наказанием, родители могут добиваться желаемого поведения от ребенка, ставя сиюминутные задачи («здесь и сейчас»). Но, скорее всего, в ситуации, когда угроза разоблачения отсутствует (или ребенку кажется, что отсутствует), он не будет соблюдать правила.
Гораздо эффективнее и рациональнее попытаться сделать так, чтобы ребенок принял на себя ответственность за выполнение каких-то правил, норм, обязательств. Угроза наказания будет этому только мешать.
Также надо помнить, что наказание часто порождает страх. Действительно, страх может быть эффективным способом добиться нужного для взрослых поведения у ребенка. Но он не способствует возникновению ответственности за свои поступки. Страх будет подталкивать ребенка к поиску способов скрывать свои ошибки, избегать наказания с помощью лжи.
Вполне возможно сделать так, что только при одном виде строгого родителя ребенок будет испытывать страх и демонстрировать одобряемое поведение.
Вот комментарий одного папы в обсуждении темы по воспитанию:
«Даже в Библии написано что воспитание детей должно пройти через строгость и не упоминается что надо любить …..бить надо каждый день….мои дети встречают меня только стоя….не надо жаловаться надо знать как воспитывать.»
Если родители готовы, чтобы ребенок их боялся, но вел себя при них правильно, то использовать жесткие формы наказания ребенка, как основной метод воспитания, им вполне подходит. Вот только какие будут отношения потом, и как это повлияет на его дальнейшую жизнь?
Для многих детей наказание может быть серьезным психотравмирующим фактором, вызывающим чувство обиды или злости на родителей, недоверчивость или заниженную самооценку, постоянное чувство вины.
Дети разные, у каждого свои особенности нервной системы. Если у одних даже жесткое физическое наказание не вызывает серьезных психологических последствий, то у других и незначительное, с точки зрения взрослых, наказание может вызвать стрессовое состояние.

Не редки случаи, когда жесткие наказания вызывают у детей в ответ агрессию, проявляющуюся не только с родителями, но и с другими людьми.
Бывает, что взрослые используют неодобрение и наказание, как основные методы воспитания, обращают внимание только на промахи ребенка или на его нежелательное для них поведение. При этом успехи и положительные поступки ребенка не замечаются. Воспитание детей наказанием становится основным методом родителей.
Как сказала одна мама на консультации: «Так он и так обязан вести себя хорошо, за что хвалить-то?» Ребенку было 6,5 лет и у него, по мнению мамы, были проблемы с поведением в гостях.
Но многочисленные исследования показали, что поощрение ребенка за какие-то положительные поступки повышает вероятность того, что вознаграждаемое действие будет повторяться. Негативная реакция взрослых на нежелательные действия менее эффективна. Исследования проводились неоднократно, в разных странах и на разных возрастах.
Вывод: эффективнее поощрять желаемое поведение, чем наказывать ребенка за проступки и ошибки.
Рациональнее хвалить ребенка, чем его ругать.
А что говорят исследования о зависимости воспитания моральных качеств и использования наказаний?
Исследования подростков показали, что, если в семье родители в основном используют различные способы поощрения, а не наказания, то подростки значительно чаще указывают моральные качества как наиболее значимые для человека, на которого они хотели бы быть похожими.
Подростки, к которым родители часто применяют наказания, наоборот склонны идеализировать себя и представлять себя в более выгодном с моральной точки зрения свете.
Опять исследования показывают большую эффективность поощрений, чем наказаний.
Другие исследования выявили, что родители, сурово наказывающие детей, чаще всего холодны в отношении к ним и непоследовательны в применении дисциплинарных методов.
Прежде чем наказывать ребенка, задайте себе вопрос: почему и зачем вы это делаете.
Часто родители наказывают детей по следующим причинам:
Со злости, от своего чувства беспомощности или обиды. Да, да родители могут обижаться на детей, которые, по их мнению, не проявляют должного внимания, уважения и благодарности за родительскую заботу.
Под влиянием устойчивых семейных традиций, когда наказание считается необходимым в воспитании. Родители свято верят в действенность наказаний, часто приводя в пример собственный опыт. «Меня держали в ежовых рукавицах и ничего, человеком вырос».
От потребности в самоутверждении. Непослушание или нежелательное поведение воспринимается такими родителями, как личная неудача, наносящая урон их самооценке.
Наказывая ребенка, полезно задать себе вопросы:
Почему я это делаю?
Для чего я это делаю?
Что я чувствую при этом?
Ответы помогут разобраться в себе, в своих чувствах.
А что сами дети думают о наказаниях?
Американские психологи Майкл Сигал и Жан Коэн провели исследование с детьми от 4-х до 18 лет.
Детям предлагалось оценить правильность родительских реакций на разные проступки. Виды реакций были следующие:
1. Объяснение неправильности поведения, его вредных последствий, увещевание.
2. Физическое наказание.
3. Лишение любви (ребенку предлагалось уйти и не показываться на глаза).
4. Попустительство, когда родители не обращали внимания на проступок ребенка.
Дети всех возрастов оценили первую стратегию, как наиболее правильную. На втором месте оказалось физическое наказание.
Исследование показало, что лишение любви и попустительство с точки зрения детей относятся к самым неправильным родительским воздействиям.
Хуже всего сочетание физического наказания с лишением любви, эмоциональным отвержением ребенка.
Разумеется, не существует универсального дисциплинарного воздействия. Дети разные, в каждом случае надо учитывать их индивидуальные черты.
Вернемся к заголовку статьи. Итак, можно ли наказывать ребенка?
Лучше вообще обойтись без наказаний, используя вместо них аргументированное убеждение и объяснение.
Также нельзя забывать, что попустительство – это тоже неправильный вариант родительского поведения.
Но очень мало родителей используют только убеждение, подкрепленное любовью. Большинство использует разные методы, в том числе и наказание.
Когда объяснения и уговоры не помогают, перед родителями снова встает болезненный вопрос: как правильно наказывать ребенка?
Понимая всю сложность этой темы, можно сформулировать основные принципы использования наказаний в воспитании ребенка. Можно даже назвать это правила наказания детей или закон наказания детей.
1. Нельзя наказывать лишением любви. Кстати, дети гораздо лучше реагируют на наказание от любящего и заботливого человека.
2. Наказание не должно быть жестоким и унижать личность ребенка. Но оно должным быть твердым, подкрепленным решительной интонацией.
Физических наказаний, даже относительно легких шлепков, надо избегать, т.к. они могут вызывать тревогу и страх, которые не помогают возникновению у ребенка осознанного понимания своих поступков.
Более того, физические наказания могут спровоцировать у ребенка увеличение его агрессивности. Лишение чего-то желательного гораздо эффективнее в плане наказания. Например, запрет на просмотр мультфильмов в определенное время или ограничение времени игры.
3. Наказание должно быть обоснованным, а не являющимся спонтанной гневной или обиженной реакцией взрослых. (Об этом выше уже было сказано). Чем старше ребенок, тем больше ему нужны обоснования наказания, объяснение его причин и почему его поведение неприемлемо. Объясняйте свои действия, но понятным ребенку языком, с учетом его возраста.
4. Наказание должно быть справедливым, соответствовать проступку. Например, даже 3-х летние дети уже понимают, что нанесение вреда окружающим заслуживает наказания, но возня в комнате или несоблюдение каких-то правил приличия не воспринимается ими как проступок.
5. Необходимо соблюдать последовательность. Если уж используете наказание за какие-то действия ребенка, то делайте это постоянно, а не под настроение или от случая к случаю.
6. Наказание должно быть сразу после проступка или во время его. Запоздалое наказание пользы не приносит. Если же наказание отсрочено, то оно обязательно должно сопровождаться подробным объяснением.

Но помните!
Когда родители устанавливают понятные и выполнимые для ребенка правила, то хвалить его за их соблюдение гораздо эффективнее, чем наказывать за нарушения.
Наказания показывают ребенку только то, что нельзя делать, но они не подкрепляют желательное поведение.
Воспитание детей наказанием часто не приводит к желательным для родителей результатам, т.к. при исчезновении угрозы наказания ребенок не соблюдает того, что от него хотели добиться.
Лит-ра
Tan P.Z. и др. Associations between maternal negative affect and adolescent’s neural response to peer evaluation. // Dev. Cogn. Neurosci. 2014. Т. 8. С. 28–39.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001
Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование 2008, №4. С. 35-47.
Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
Шэффер Д. Дети и подростки. Психология развития.

○ Ответственность за клевету.

Простая клевета – то есть совершенная без отягчающих обстоятельств – наказывается денежным взысканием до 500 тыс. рублей, или же обязательными работами продолжительностью до 160 часов.

Ст. 128.1 Уголовного кодекса предусматривает и квалифицированные, то есть влекущие более суровое наказание, составыклеветы.

Согласно части 2 ст. 128.1, штраф в размере до 1 миллиона рублей или обязательные работы длительностью до 240 часов грозят за распространение ложных сведений публично, в том числе с использованием СМИ, Интернета или же в показанном публике выступлении или произведении.

Пример:
Жительница Свердловской области в 2014 году разместила в сети Интернет обнаженные фото своей старшей сестры без ее разрешения, дополнив их порочащими ее репутацию надписями, за что была привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ и по ч. 1 с. 137 УК РФ за распространение информации о личной жизни.

Клеветники, распространяющие заведомо ложные сведения и использующие при этом свое положение по службе (ч. 3 ст. 128.1 УК РФ), могут понести наказание в виде денежного взыскания до 2 млн. рублей, либо будут наказаны обязательными работами длительностью до 320 часов (кстати, недавно я выкладывал материал про дачу заведомо ложных показаний).

Любителей обвинять граждан в совершении противоправного деяния сексуального характера, а равно в наличии у потерпевшего заболевания, представляющего для окружающих (например, СПИД или гепатит В), по нормам ч. 4 указанной статьи ожидают обязательные работы сроком до 400 часов максимум или штраф до 3 миллионов рублей.

Пример:
В Татарстане местная жительница, преследуя цель опорочить свою ранее знакомую подругу, мешавшую ей строить личную жизнь, подготовила и распечатала 1 тыс. листовок с фотографией знакомой, указав, что она является ВИЧ-инфицированной, после чего распространила данные листовки близ места жительства потерпевшей. В результате обращения в полицию, незадачливая клеветница была привлечена к ответственности по ч. 4 ст. 128.1 УК РФ и приговорена районным судом к штрафу в размере 8 тыс. рублей. Свою вину гражданка А. признала полностью.

И самым серьезным составом является клевета, сопряженная с обвинением в совершении особо тяжкого или тяжкого преступления (ч. 5) – за это деяние нарушителя ждет уголовная ответственность в виде обязательных работ длительностью до 480 часов, либо же денежное взыскание в размере до 5 миллионов рублей.

Вместо штрафа может быть использован и фиксированный доход осужденного за определенный период, указанный судом, с учетом санкции ст. 128.1 УК РФ. Так, по ч. данный период не может быть более полугода, а за ч.5 – до трех лет.

Видео

Ведущие телеканала Россия 1 и юрист Олег Сухов в искрометной форме обсуждают можно ли оскорблять Ф.Киркорова и что им за это будет.

○ Как привлечь за клевету?

В соответствии со ст. 20 УПК РФ, часть 1. Ст. 128.1 УК РФ (и только часть 1!) клевета является преступлением частного обвинения. То есть, привлечение к ответственности начинается исключительно на основании заявления потерпевшего, которое подается в мировой суд.

Если в отношении вас совершена клевета без отягчающих обстоятельств (ч. 2-5), вам необходимо обратиться в мировой суд по месту совершения преступления, куда требуется подать следующие документы:

1. Заявление о привлечении к уголовной ответственности.

В нем указывается наименование суда, обстоятельства совершения противоправного деяния, ваши доказательства и доводы, по которым вы считаете клеветника подлежащим привлечению к ответственности. В завершение указывается просьба к суду о привлечении к ответственности.

Ключевое доказательство в данном деле – это свидетель, который видел или слышал распространяемую в отношении вас информацию, или же аудио- или видеозаписи с клеветой в отношении вас.

К заявлению прикладывается список свидетелей, указываются данные о заявителе или потерпевшем, в случае подачи заявления представителем. Требования к заявлению указаны в ст. 318 УПК РФ

2. Одновременно с заявлением можно заявить иск о возмещении морального вреда, причиненного клеветой.

Не стоит рассчитывать на крупные суммы, но просить всегда следует больше.

3. Копии документов по числу лиц.

Во всех остальных случаях, при совершении клеветы с отягчающими обстоятельствами, перечисленными в ч. 2-5 ст. 128.1 УК РФ, необходимо обращаться в правоохранительные органы или прокуратуру по месту жительства.

В любом из этих органов у вас примут заявление и передадут его для проведения расследования по компетенции. По итогам доследственной проверки, если будет установлен факт совершения преступления, будет возбуждено уголовное дело, по завершению расследования которого оно передается в районный суд.

Примечание юриста:
Вы вправе в любой момент примириться с обвиняемым (подсудимым), а по ч. 1 ст. 128.1 УК РФ для утверждения примирения сторон даже не требуется воля суда – суд безусловно выполняет волю заявителя по делу частного обвинения. В случаях слушания уголовного дела по ч. 2-5 ст. 128.1 УК РФ примирение допускается на общих основаниях, если лицо впервые привлекается к уголовной ответственности.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *