Группы здоровья детей

Содержание

Состояние здоровья новорожденного

Сразу после рождения, еще в родильном доме малышу ставят первые оценки его состояния. Это уже известная всем шкала Апгар, порой пугающая молодых родителей. Баллы от 0 до 2 выставляются на основании нескольких показателей состояния малыша в момент рождения, а затем суммируются. Всего показателей пять:

  • цвет и оттенок кожных покровов;
  • сердцебиение и пульс;
  • проявление рефлексов;
  • тонус мышц;
  • дыхание.

В большинстве случаев новорожденные получают от 7 до 10 баллов. Если эти цифры ниже, то молодые родители проявляют обеспокоенность состоянием новорожденного и его здоровьем.

Однако баллы ниже средних показателей по шкале Апгар показывают лишь состояние новорожденного в момент рождения и указывают на необходимость проведения каких-либо срочных медицинских процедур. Количество полученных по этой системе баллов не дает оценки интеллектуального потенциала или дальнейшего развития и здоровья малыша.

Большинство здоровых детей рождаются с весом от трех до четырех с половиной килограммов и с коэффициентом «рост-вес» в пределах 60-80%.

Срок рождения ребенка

К показателям здоровья новорожденного относят срок его рождения. Так, у ребенка, рожденного в срок, организм развит полностью и готов к самостоятельному существованию. Недоношенные дети, рожденные раньше положенного срока, адаптируются к внешнему миру сложнее, поскольку их организм еще должен «дозреть» до состояния рожденного в срок, но уже вне материнской утробы.

Но это не значит, что все дети, рожденные раньше положенного срока, имеют в дальнейшем проблемы со здоровьем.

Период рождения малыша определяется сроком гестации. Гестационный возраст, или гестационный срок – это количество полных недель, прошедших с момента зачатия до появления ребенка на свет.

С учетом данного показателя ребенок, рожденный в срок, называется доношенным, а рожденный раньше установленного срока, – недоношенным. Кроме этого, бывают и переношенные дети.

Нормальным гестационным возрастом принято считать срок 37-42 недели. Рожденные в этот период малыши являются доношенными, их вес, как правило, более 2,5 кг, а рост составляет не менее 47 см. Организм таких деток развит полностью и готов к рождению и существованию вне материнского тела.

Недоношенными считают младенцев, рожденных на 22-37 неделе беременности, то есть раньше гестационного срока. Вес таких детей менее 2,5 кг, а рост не превышает 45 см.

Недоношенных деток в зависимости от срока рождения разделяют на:

  • зрелых, рожденных в 35-37 недель;
  • незрелых, появившихся на 32-34 неделе;
  • страдающих внутриутробной гипотрофией – рождены ранее 29 недели.

Здоровье ребенка зависит не только от срока его рождения, но и от многих других факторов.

Группа здоровья у новорожденных

После выписки из роддома обязательным является регулярное посещение педиатра, или участкового врача детской поликлиники. Первый визит к нему должен состояться, когда ребенку исполнится 1 месяц. Врач осмотрит малыша, проведет необходимые измерения, проверит анализы, обменную карту из роддома, проведет беседу с родителями. После этого педиатр оставит в карточке запись с указанием группы здоровья ребенка. Эта цифра вызывает обеспокоенность и массу вопросов у родителей. Что влияет на группу здоровья новорожденных, что означает сама цифра, для чего она нужна?

Группа здоровья новорожденного говорит о состоянии его здоровья. Она определяется по ряду факторов и присваивается на основании совокупности данных, которые собирает и анализирует участковый врач. Заключения докторов узких специальностей, возможные врожденные отклонения, склонности к каким-либо заболеваниям дают педиатру основания определить группу здоровья ребенка, которая, впрочем, может меняться с течением времени в лучшую или худшую сторону.

Для эффективного предупреждения недугов и отклонений, успешного лечения ребенка у педиатра и других врачей необходимо правильно определить группу здоровья у новорожденного. Это помогает предотвратить возникновение осложнений при лечении детей, а также своевременно и верно наметить профилактику заболеваний.

Группа здоровья, определенная врачом на первичном патронаже, может быть изменена уже к концу третьего года жизни ребенка. Участковый врач анализирует динамику физического и психологического развития малыша, состояние его здоровья и на основании ряда критериев может изменить группу здоровья.

Критерии для присвоения группы здоровья

Существует шесть критериев, которые используют медики при отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья.

Первый критерий — это особенности онтогенеза, или развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез.

Второй критерий, определяющий здоровье, — это уровень физического развития и степень его гармоничности.

Третий критерий — уровень нервно-психического развития.

Четвертый критерий — уровень резистентности организма.

Пятый критерий — уровень функционального состояния.

Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

I критерий — ранний онтогенез. Для оценки раннего онтогенеза педиатру необходимо собрать данные о семье ребенка. Это, прежде всего, родословная с составлением генеалогического анамнеза, в котором указывается количество близких родственников с отметкой о сроке жизни и причинах смерти, а также наследственные и хронические заболевания . Эти данные нужны для выявления предрасположенности ребенка к тем или иным болезням. Немаловажным фактором является и протекание беременности, ведь любые осложнения и неблагоприятные факторы в период вынашивания могли оказать негативное воздействие на здоровье ребенка.

II критерий — физическое развитие. Основными показателями физического развития ребенка являются биометрические данные, которые снимает педиатр при каждом осмотре в первые месяцы жизни малыша. Это масса, рост, объемы головы и грудной клетки. Полученные цифры врач сравнивает с данными центильной шкалы. На основе анализа их соотношения педиатр и определяет уровень физического развития, который измеряется в центилях:

  • очень низкий – показатель до трех центилей;
  • низкий – от 3 до 10 центилей;
  • сниженный – от 10 до 25 центилей;
  • средний – от 25 до 75 центилей;
  • повышенный уровень – от 75 до 90 центилей;
  • высокий и очень высокий – свыше 90 центилей.

III критерий – нервно-психическое развитие. Педиатр оценивает умения ребенка, способность к общению, уровень развития речи. Врач отталкивается от данных, которые приведены в специальных таблицах, где указаны показатели нормального уровня. Сравнивая полученные данные с нормой, врач делает вывод об уровне нервно-психического развития ребенка. Стоит отметить, что наличие каких-либо отклонений не является патологией

IV критерий – резистентность, или устойчивость детского организма к факторам внешней среды, к различного рода заболеваниям. Оценка этого критерия производится на основании ИОЗ (индекса частоты острых заболеваний) и формируется по количеству перенесенных за год болезней. Подразделяется на сниженный, низкий, очень низкий. Если ребенок более 4 раз за год болел ОРЗ, его считают часто болеющим.

V критерий рассматривается с точки зрения поведения ребенка, его функционального состояния. Эти факторы являются важными показателями развития малыша и могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях в его здоровье . У детей до года рассматривают эмоциональное состояние в целом: насколько ребенок весел и не капризен. Дети постарше, от 2 до 6 лет, уже характеризуются настроением. Учитывается, как ребенок спит, есть ли у него аппетит, насколько он активен. Важным показателем является наличие вредных привычек (например, сосание пальца).

VI критерий – нарушения здоровья и хронические заболевания. Врожденные пороки и отклонения могут проявиться сразу при рождении малыша или дать о себе знать в течение первого года жизни ребенка. Хронические заболевания могут появиться в результате перенесенных болезней, а могут возникнуть при рождении. Дети с подобными заболеваниями обычно находятся на постоянном диспансерном учете у педиатра.

Когда все данные собраны, проведены все необходимые исследования, педиатр анализирует получившуюся картину и принимает решение по отнесению ребенка к одной из пяти групп здоровья. В дальнейшем это позволяет участковому врачу и узким специалистам легче ориентироваться в состоянии здоровья ребенка.

Пять групп здоровья у новорожденных

На основании «Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденной приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и «Правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних», утвержденной приказом Минздрава от 21.12.2017 №1346н, происходит распределение детей по группам здоровья.

На сегодняшний день существует пять групп здоровья:

  • I группа – здоровые малыши;
  • II группа – в целом здоровые дети, но имеющие риски возникновения каких-либо хронических отклонений; склонные к болезням, которые протекают длительно и часто с осложнениями;
  • III группа – новорожденные, имеющие хронические заболевания, отклонения в состоянии здоровья;
  • IV группа – дети с врожденными пороками;
  • V группа – дети-инвалиды.

К первой группе здоровья относят здоровых младенцев, рожденных здоровыми родителями. Как правило, в таких случаях беременность и роды прошли без осложнений у мамы и ребенка, и новорожденный получил от 8 до 10 баллов по Апгар. Как показывают исследования, это до 10% процентов малышей на участке врача.

II группа здоровья новорожденных – это в целом здоровые дети, но имеющие риски по срыву адаптации, а также те, кто склонен к развитию хронических заболеваний. Таких детей рождается большинство – от 40 до 60 процентов. Для более удобной работы педиатра вторая группа разделена на 2 подгруппы:

  • группа 2А;
  • группа 2Б.

В группу здоровья 2А попадают новорожденные, появившиеся на свет естественными родами от матери с узким тазом, недоношенные и переношенные в легкой степени младенцы. Дети физиологически незрелые, с отечным синдромом, токсической эритемой также относятся к группе здровья 2А.

К группе здоровья 2Б относят детей, вынашивание которых сопряжено с различного рода осложнениями. Как правило, у матерей есть какие-либо отклонения здоровья: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические болезни, заболевания мочевыделительной системы. Сложные роды, кесарево сечение также свидетельствуют об отнесении ребенка к группе здоровья 2Б. У таких детей оценка по шкале Апгар составляет от 6 до 7 баллов. Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, малый (до 2 кг) или большой (свыше 4 кг) вес младенца, более четырех малых анатомических аномалий дают врачу основание для записи ребенка в группу здоровья 2Б.

Родителям важно понимать, что при правильном построении работы педиатра в группах здоровья новорожденных 2А и 2Б в дальнейшем из этих детей могут вырасти вполне здоровые взрослые.

К третьей и четвертой группам здоровья относят около 20% детей. Это новорожденные с хроническими патологиями, дети с 1, 2 и 3 степенью недоношенности, сильно переношенные малыши, а также дети с родовыми травмами, асфиксией, внутриутробными инфекциями, врожденными пороками и хромосомными болезнями.

В пятую группу здоровья попадает около 10% деток. Сюда относят малышей с хронической патологией в стадии декомпенсации.

Педиатрическое наблюдение за новорожденными

После присвоения ребенку той или иной группы здоровья педиатр составляет план работы с новорожденным. Частота осмотра младенца, количество анализов и диагностика врачами узких специальностей зависят от группы здоровья ребенка.

Детей 1 группы здоровья педиатр должен осмотреть в течение двух дней после выписки из роддома. Затем осмотр назначается на 14, 21 и 30 дни. В дальнейшем родители с ребенком регулярно, один раз в месяц в течение первого года жизни посещают поликлинику для профилактического осмотра.

Наблюдение за состоянием и здоровьем детей групп 2А и 2Б происходит аналогично с детьми первой группы здоровья. Выписанного из роддома младенца педиатр должен осмотреть в первые два дня, затем через две, три недели и месяц после рождения. В дальнейшем необходимо посещение поликлиники ежемесячно до года.

Новорожденного с третьей группой здоровья осматривают в первые сутки после выписки. В течение первого месяца осмотр производят каждые 5 дней. Затем ребенка наблюдают участковый врач и узкий специалист по индивидуальному графику.

Детей четвертой и пятой групп здоровья врач должен посетить в первый день после выписки, а затем осматривать 2 раза в неделю. По достижении месячного возраста ребенка начинает контролировать врач по основному заболеванию.

После того, как новорожденного выпишут из родильного дома, его обязательно ставят на учет в поликлинике по месту жительства. Делается это для квалифицированного контроля за ростом и развитием ребенка.

Регулярное посещение новорожденного педиатром и медицинской сестрой на дому в течение первого месяца жизни является важным условием для поддержания его здоровья и выявления патологий на ранних стадиях.

Оценка состояния новорожденного, присвоение ему одной из пяти групп здоровья нужны для выявления здоровых детей и тех малышей, которым требуется дополнительное внимание врачей, узких специалистов, а также специальное лечение и мероприятия по реабилитации.

Правильное диагностирование ребенка в младенчестве определяет в дальнейшем условия обучения, объем физической и умственной нагрузки и другие особенности жизнедеятельности в детских дошкольных учреждениях, в школе и в жизни вообще.

Поэтому присвоение новорожденному какой-либо группы здоровья производится не для разделения «по диагнозам», а для оценки возможностей и особенностей развития конкретного малыша.

Тема настоящей статьи – группы здоровья детей и их характеристика. Постараемся разобраться, зачем нужно это деление, какие вообще бывают категории, и как отнести своего малыша к одной из них.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. В общем и целом – для чего это нужно
  2. Как формируются группы
  3. Подробная характеристика с 1 по 5
  4. Таблица – весь материал кратко

Приветствую вас уважаемые читатели, если вы зашли на странички моего блога, то скорей всего являетесь родителем. Дети растут очень быстро. Казалось бы, всего неделю назад малыш только научился ползать, буквально вчера пошел и заговорил. А сегодня уже пора собираться в детский сад, а то и в школу. С одной стороны, это замечательно! Во-первых, важное событие для ребенка, который чувствует себя почти взрослым. Во-вторых, это облегчение для родителей. Мамочки могут выйти на работу, бабушки ‒ отдохнуть, ведь чадо хотя бы полдня находится под присмотром педагогов. Но с другой стороны, поступление в детское учреждение ‒ это всегда огромное количество формальностей. Родители вынуждены изучать все тонкости внутренних правил учебных заведений.

Казалось бы, все детки, которые начинают свой образовательный путь, между собой равны. Однако это не всегда так. И здесь речь идет не только об индивидуальных особенностях характера, темпераменте и психологическом типе. Одним из основных критериев “классификации ребенка” является уровень его здоровья.

Группы здоровья детей и их характеристика – о чем идет речь?

Группы здоровья – это условные категории, объединяющие в себе деток с разным уровнем физического состояния. Относя человека к той или иной группе, врач как бы дает условный знак тем людям, кто еще будет работать с малышом. В первую очередь, группа здоровья определяет, нуждается ли чадо в зачислении в специализированное учебное учреждение, или нет. На основе этой цифры, в карте для ребенка, подбирается подходящий тип физической нагрузки, стол (диета), выставляются ограничения на занятия той или иной деятельностью.

Распределение детей по группам здоровья, что логично следует из вышесказанного – прерогатива педиатра. И это правильно. Ведь только врач может оценить состояние, основываясь на полном, комплексном обследовании, результатах анализов и функциональных тестов.

Надо оговориться, что существуют группы здоровья новорожденных. Они присваиваются малышам, которых выписывают из роддома. На основе этого показателя определяется, сколько раз за тот или иной промежуток времени мамочка с дитем должны посетить педиатра. Однако чаще всего врач на приеме указывает дату следующего посещения. Поэтому эти данные не столь важны для родителей. В основном, категория начинает “требоваться” при поступлении в сад или школу.

Формирование групп здоровья

Закономерный вопрос – а как вообще формируются эти группы? Для того чтобы отнести маленького пациента в ту или иную, врач должен «охарактеризовать» его по нескольким пунктам. Наиболее полный список выглядит так:

  1. Были ли отклонения у плода в период внутриутробного развития, зафиксированные на УЗИ или с помощью другого метода пренатальной диагностики?
  2. Есть ли у малыша хронические заболевания, дефекты развития (врожденные пороки)?
  3. Насколько хорошо функционируют органы и системы человечка?
  4. Каков уровень нервно-психического развития?
  5. Какова сопротивляемость организма, насколько правилен иммунный ответ (здесь учитывается в том числе, сколько раз за год кроха болеет простудными и другими заболеваниями)?

Однако чаще всего, для определения группы, первый критерий из перечисленных в расчет не берется. Он учитывается в большей степени для выставления категории здоровья новорожденному.

В обследовании маленького человека, разумеется, участвует не только участковый врач-педиатр. Малыш проходит полное обследование, включающее в себя консультацию следующих специалистов:

  • хирург;
  • глазной врач;
  • ЛОР;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • дантист.

Если специалисты находят те или иные отклонения от нормы, обязательно назначается дообследование с участием докторов других профилей.

Неужели ущемление прав?!

Кто-то из родителей, учитывая нынешние веяния свободолюбия и индивидуализма, может сказать: а не ущемление ли это прав моего чада? Почему кому-то можно заниматься физкультурой, кушать то, что готовят для всех, а нам – нет?! Так вот, это мнение совершенно ошибочно!

Группы здоровья детей и их характеристика разработаны врачами-педиатрами исключительно в интересах самих детей!

Ведь запреты ставят не по прихоти или за деньги, а ориентируясь на состояние малышули, его физические возможности учитывают возможные негативные последствия.

К сожалению эта система несовершенна. Зачастую внешне здорового ребенка обследуют недостаточно часто или не очень тщательно. Кроме того, педагоги и родители не торопятся учитывать рекомендации врачей. Отчасти поэтому встречаются эпизоды детской смерти прямо на уроках физкультуры (что недопустимо!), развития осложнений в результате неправильного питания. И возможно усугубление состояния малыша вследствие несоблюдения режима.

Именно поэтому необходимо осознавать всю важность такого распределения! Это делается не по прихоти врачей и не ради “облегчения жизни” педагогам. Не для того, чтобы учитель мог заниматься физкультурой только с половиной класса, т.к. остальные ходят в “подготовительную группу”. Не с целью разделить деток на “здоровых” и “не очень”, а потом обделять заботой одних, акцентируя внимание на других.

Такая практика введена для того, чтобы не пропустить развитие заболевания или осложнения у малыша, предрасположенного к патологическому процессу. Для того чтобы оградить его от непосильной для него нагрузки, дав время организму реабилитироваться и сформироваться. Чтобы, в конце концов, исключить слишком явную разницу в классе между теми, кто с легкостью справляется с нормативами по физкультуре, и теми, кто, не будучи ленивым и безответственным, чисто физически не может их выполнить!

А какие варианты?

В первую очередь, нужно выяснить, какие группы здоровья бывают у детей. Всего их пять, но некоторые авторы выделяют во второй категории подгруппы 2а и 2б. Разбирая вторую группу, я буду их упоминать, но в большей степени это подразделение характерно, опять же, для новорожденных.

Первая категория

Группы здоровья детей и их характеристика начинаются со здоровых деток. К огромному сожалению, крохи, которых можно было бы сюда отнести, встречаются все реже. Надо сказать, что уже в роддоме полностью здоровыми (ориентируясь только на шкалу Апгар *Шкала оценки состояния новорожденного) можно назвать менее 15% родившихся крошек, ведь оценку 10/10 или хотя бы 8/10 получают единицы. Соответственно, и в старшем возрасте показатели оставляют желать лучшего.

Апгар: существует 5 критериев – дыхание, сердцебиение, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, цвет кожного покрова. Каждый показатель может «получить» от 0 до 2 баллов. Выставляется такая оценка на 1 и на 5 минуте после рождения. Если на 1 минуте малыш получает от 0 до 3 баллов, или на 5 до 6 баллов, это значит, что ему нужна срочная реанимация.

Итак, кого причисляют к первой группе здоровья? Это детки, которые не болели или крайне редко болели за исследуемый срок (обычно обследование проводится раз в год). У них нет хронических заболеваний, а также функциональных или анатомических проблем в работе всех органов и систем организма.

Важно, что ребята не должны отставать в нервно-психическом развитии от возрастных норм. Здесь речь не идет об индивидуальных особенностях характера (например, кто-то более медлительный), а только об объективных признаках. Существуют нормы и правила оценки соответствия поведенческих реакций малыша этим нормам. В том числе с целью определения нервно-психического здоровья всем показана консультация невролога. И только если этим доктором обнаружены какие-либо отклонения, маму с дитем направляют к более узким специалистам – психологу, логопеду.

Такие дети не имеют пороков и аномалий развития. Надо учитывать, что крохотульки, имеющие, например, дефект строения ушной раковины, не влияющий на слух (оттопыренные, эльфийские уши), относятся сюда же. То есть допустимо то, что абсолютно никак не ухудшает состояние человека и не требует медицинского вмешательства.

Вторая категория

Что значит 2 (вторая) группа здоровья у ребенка? Такой “диагноз” выставляется в тех случаях, когда у малыша есть функциональные отклонения от нормы. Это значит, что проблема не органическая (не опухоль, воспаление или разрушение ткани), но только в работе органа. Так бывает, когда дают сбой биохимические механизмы, иммунитет, снижается способность организма к адаптации. Чаще всего нарушения обусловлены тем, что кроха растет очень быстро, а системы органов (особенно сердечно-сосудистая) не успевают перестроиться. Ведь им теперь необходимо работать на больший рост (большой круг кровообращения увеличивается), а сил пока не хватает.

Другим критерием, по которому можно определить, что имеет место быть группа здоровья 2 у ребенка, являются частые острые заболевания. “Частые” – это более 4 раз за год. Для них характерен долгий период выздоровления и восстановления. Длительное время к малышу не возвращается аппетит, присутствует вялость, сонливость. Зачастую после простудных заболеваний возникают осложнения на уши. Неотъемлемая часть – функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта после любого лечения.

Детки второй группы не должны иметь тяжелых отклонений от норм психического развития. Показатели находятся либо в пределах допустимого, либо совсем незначительно от этих пределов отдалены. А вот хронические заболевания, пороки и аномалии развития у этих деток отсутствуют вообще.

По некоторым данным, выделяют две подгруппы этой категории – А и Б. Группа здоровья 2б ребенка – это как раз детки, попадающие под описание выше. Вот некоторые состояния, позволяющие отнести кроху к 2б группе:

  • поражение ЦНС в родах, повлекшее за собой незначительные отклонения в психическом развитии;
  • аномалии конституции (диатезы);
  • функциональные шумы в сердце;
  • пониженный гемоглобин (преданемическое состояние);
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

В подгруппу А входят те, у кого нет перечисленных выше отклонений, но имеется отягощенный анамнез.

Анамнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Википедия

Это может означать, что:

  • в семье есть дети с серьезными отклонениями в развитии;
  • мать на момент рождения сына или дочери была старше 35;
  • были осложнения во время беременности и при родах;
  • имела место быть многоплодная беременность;
  • малыш недоношен/переношен;
  • низкая или слишком высокая масса при рождении;
  • была внутриутробная инфекция;
  • состояние реабилитации после тяжелых состояний, операций, заболеваний.

На самом деле, это в какой-то степени наиболее благоприятная “компания”. Такие малыши ничем не болеют, но находятся под пристальным наблюдением медиков, гораздо более внимательным, чем ребята из 1 группы. Шанс пропустить развивающуюся патологию очень низок.

Таким образом, вторая категория здоровья – это практически здоровые малыши. Но они имеют незначительные отклонения в развитии и требуют внимания со стороны медицинских работников.

Третья категория

Что значит 3 (третья) группа здоровья у ребенка? Это так называемое состояние компенсации. Как можно заметить, группы здоровья детей и их характеристика отражают не только наличие у детей тех или иных заболеваний, но и степень их тяжести. В данном случае речь идет о том, что хроническая патология есть. Однако подразумевает редкие ее обострения, протекающие не тяжело, легко купирующиеся (снимающиеся с помощью лекарств или манипуляций).

Это могут быть и пороки развития, которые не влекут за собой значительного ограничения возможностей. Вполне возможны здесь и функциональные изменения в работе организма. Однако они касаются только той системы, которая развита неправильно (“больна”). Эти отклонения мало влияют или не влияют на общий уровень жизни и активности человека.

Острые заболевания у таких малышей возникают довольно редко, протекают не тяжело. Возможен удлиненный период восстановления (особенно если патология связана с пораженной изначально системой). Что касается психо-физического развития, то оно может быть нормальным или несколько отставать от нормы.

Значительных отклонений обычно не наблюдают, малыши из 3 группы вполне социально адаптированы, с легкостью находят общий язык со сверстниками. Однако для таких крох характерна недостаточность массы тела 1 или 2 степени, низкий рост, некоторая мышечная слабость.

Группа здоровья 3 у ребенка – это совершенно не приговор. Самое главное – не пропускать визиты к врачу, выполнять рекомендации. Неизлечимых заболеваний у деточек этой категории обычно нет, все поддается медицинской коррекции. Но от родителей требуется максимум ухода и заботы. Это важно еще и для того, чтобы не допустить развития имеющихся заболеваний.

Четвертая категория

Четвертая (4) группа здоровья у детей – это “промежуточная” стадия, так называемой субкомпенсации. Термин этот подразумевает под собой отсутствие угрожающих жизни состояний, не говорит о неизлечимости больных.

Для ребят этой “компании” характерны довольно серьезные врожденные пороки развития. Они уже имеют влияние на жизненный ритм человека. Патологические изменения затрагивают не только изначально “неправильную” систему, но и органически здоровые органы. Имеются хронические заболевания (часто не одно). Обострения этих нарушений развиваются часто, обычно с осложнениями.

Острые нарушения лечатся тяжело, после них чадо долго восстанавливается, ему требуются особые условия реабилитации. Часто такие детки находятся в обществе с трудом, т.к. их диагнозы накладывают отпечаток и на характер, и на мировосприятие, и на физические возможности.

Что касается нервно-психического развития, то оно может быть абсолютно нормальным. Отклонения совершенно необязательны, такие детки, наоборот, часто интеллигентнее других (в силу отсутствия возможности, например, бегать и баловаться). Однако нередки и отклонения, от незначительных до тяжелых. Характерен дефицит массы тела, роста, мышечной силы.

Очень часто таким ребятам требуется обучение в специализированных заведениях. И даже если это не так, им показаны значительные ограничения по учебным и физическим нагрузкам. Практически всегда обязательна какая-либо поддерживающая терапия на постоянной основе (медикаменты, ЛФК и т.п).

Стоит напомнить, что группы здоровья детей и их характеристика не обязывают родителей отдавать своего кроху в специализированные учреждения. Но если такой совет прозвучал, лучше к нему прислушаться. Вопреки распространенному мнению, не совсем здоровое дитя, находящийся в обществе “обычных” сверстников, не идет на поправку быстрее. Наоборот, он начинает осознавать некую неполноценность, развиваются комплексы, маленький человек замыкается в себе (а если он еще и подвергается насмешкам?). Зато находясь в особом учреждении, где с ним занимаются подготовленные педагоги, он может делать большие успехи. И никто не сказал, что через пару лет такой малыш не сможет учиться в рядовой школе!

Пятая категория

Что значит 5 (пятая) группа здоровья у ребенка? К этой категории относят деток, имеющих очень серьезные отклонения в физическом состоянии. Будь то тяжелые хронические заболевания, с редкими периодами клинической ремиссии (отсутствие симптомов), или аномалии развития. Эти малыши угрожаемы на инвалидность или уже ее получили.

У таких детей имеется поражение всех (или почти всех) органов и систем, причем патология как функциональная, так и органическая. Частые инфекционно-воспалительные процессы с большим количеством тяжелых осложнений.

Острые заболевания – состояние, практически перманентное для них. Это значит, что за год они более 8-10 раз обращаются за медицинской помощью.

К этой категории относят наиболее “тяжелых” пациентов, для которых, кроме прочего, нередка задержка психического развития. Однако этот пункт вовсе не является обязательным!

Надо сказать, что аномалии развития могут быть не только врожденными. К этой же группе относятся детки, перенесшие тяжелые калечащие операции, травмы, заболевания. В обязательном порядке пятая группа здоровья у ребенка включает в себя онкологических больных. Причем как в процессе лечения, так и на этапе ранней реабилитации, и в постреабилитационном периоде (до 5 лет).

Обучение таких малышей в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях исключено. К ним необходим индивидуальный подход. Для таких малышей оптимальным будет обучение на дому, либо в узкоспециализированных учебных заведениях. Эти дети требуют беспрерывного надзора, постоянной помощи и опеки. Чаще всего социально неадаптированы (особенно в раннем возрасте, когда большую часть времени проводят в больницах).

Определяем группу здоровья

Как уже упоминалось, распределением детей по категориям занимается врач-педиатр. Каждый малыш, зарегистрированный на участке, должен быть “классифицирован” по этому признаку.

А как определить группу здоровья ребенка самостоятельно, можно ли это сделать? В принципе, да, хотя большого смысла в этом нет. Ведь перед садиком и школой Вашему чаду все равно придется проходить медкомиссию. Однако материалы на тему группы здоровья детей и их характеристика доступны всем. Чтобы не возникало путаницы, попробуем вывести строгий алгоритм определения категорий.

Для начала каждому родителю нужно знать, что групповая принадлежность выставляется по наиболее тяжелому заболеванию. Если, например, у малыша нет никаких заболеваний, кроме порока сердца, который не доставляет беспокойства, его следует отнести к 3 группе.

Во-вторых, может помочь с определением таблица. По сути, это те же данные, что были представлены выше в текстовом виде, но более сжато.

Группа здоровья у детей – таблица по заболеваниям

Группа здоровья Хронические заболевания Острые заболевания Аномалии развития Функциональные отклонения Нервно-психическое развитие
1 (первая) Нет Редко (до 4 раз в год) Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни Нет В норме
2 (вторая) Нет Часто (от 4 до 6 раз в год), лечение долгое, период реабилитации затягивается Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни Есть В норме/слегка отстает
3 (третья) Есть, нетяжелые, обостряются редко, дают хороший ответ на лечение Часто, с тяжелым течением Есть,
незначительное ограничение возможностей
Есть, но только в той системе, где есть хроническая патология В норме/слегка отстает
4 (четвертая) Есть, частые обострения, лечатся с трудом, вызывают нарушения ритма жизни, требуют ограничений деятельности Часто, протекают тяжело, лечатся долго, почти всегда осложненные Есть, ощутимое ограничение возможностей. Часто требуется специализирован-ный уход Есть, причем не только в уже пораженной системе, но и в той, где нет порока развития или хронического заболевания В норме/слегка отстает/ощутимо отстает
5 (пятая) Есть, тяжелые, с редкими облегчениями Возникают часто, периоды реабилитации затянутые, частые осложнения Есть, тяжелые. Обучение только в специализирован-ных учреждениях. Есть, затрагивают не только анатомически пораженный орган или систему, но и “здоровые” элементы В норме, может быть незначительное или значительное отставание

Стоит оговориться, что подобные распределения по категориям, актуальны до 17-18 лет. По достижению этого возраста человек переходит во взрослую сеть, а там уже свое деление.

Определение категории – важный этап. Нельзя “расслабляться”, даже если Вашему чаду поставили 1 группу. Необходимо в срок проходить медицинское обследование. Обязательно помните, что выставление номера категории – это не подписание приговора. Из каждой ситуации есть выход. Группы здоровья детей и их характеристика – это серьезно, но не окончательно. Большинство заболеваний сегодня поддается лечению, но этим нужно заниматься – скрупулезно, долго, ежедневно. И тогда родительский труд будет вознагражден здоровьем ребенка.

Вам также будет интересно:

Утренняя зарядка для детей 2-2,5 лет
Как тренировать вестибулярный аппарат малыша

Что такое группы здоровья?

Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.

Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.

Медицинский осмотр — это важно!

В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.

Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.

На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.

Критерии здоровья детей

  • Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
  • Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
  • Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
  • Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
  • Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.

Виды и характеристика групп здоровья детей

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

  • хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
  • гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
  • частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Первая группа

Первая группа — Здоровые дети. Нет отклонений в анамнезе, ни разу или редко болеющие, не более 4-х раз ОРЗ в течение года; физическое развитие среднее, выше или ниже среднего; гармоническое, нервно-психическое развитие соответствует возрасту; функциональное состояние систем не нарушено; могут быть единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, маловыраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы, отдельные родимые пятна и др.), не влияющие на состояние здоровья детей и не требующие коррекции; единичные кариозные зубы.

Вторая группа

Вторая группа — Относятся здоровые дети c отягощенным биологическим анамнезом, некоторыми функциональными и морфологическими изменениями, т.е. здоровые дети с риском развития у них хронической патологии. Выделяют II А и II Б группы.

IIA группа

IIA группа — Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний. Сюда относятся нарушения в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы I и II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД. Нарушения в интранатальном периоде — быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, патология плаценты, пуповины, неправильное положение плода. Отягощенный генеалогический анамнез.

IIБ группа

IIБ группа — К ней относят здоровых детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела, незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период, а также с рахитом I степени, выраженными остаточными явлениями рахита, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью; пилороспазмом без явлений гипотрофии, некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недопущением яичек в мошонку на 1 -2 году жизни, с малым размером большого родничка при рождении, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы; с гипертрофией аденоидов I и II степени, гипертрофией миндалин II степени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, поворотными заболеваниями бронхитами или пневмониями, частыми ОРЗ; с угрозой анемии, тимомегалией, субкомпенсированным кариесом (68 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием, дисфункцией желудочно- кишечного тракта, с миопией слабой степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконваленсценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния.

Третья группа

Третья группа — Относятся больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, поведения; дети с резко сниженной резистентностью, т.е. болеющие почти ежемесячно.

Четвертая группа

Четвертая группа — Относятся дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями основного заболеваниям, с нарушениями общего состояния, самочувствия; с затяжным рекон- валесцентным периодом после интеркурентного заболевания.

Пятая группа

Пятая группа — Относятся дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Активность детей и группы здоровья

В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:

  1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
  2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
  3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
  4. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.

Виды и характеристика групп здоровья взрослого населения

Для определения группы здоровья, для выявления имеющихся патологий, проводится диспансеризация. Ее целью является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Они уже давно стали основной причиной ранней инвалидности и смертности взрослого населения.

По итогам проведенных обследований пациентов разделяют по группам здоровья. Тем, у кого обнаружены факторы риска по развитию хронических неинфекционных заболеваний, проводят необходимые коррекционные медицинские мероприятия в отделениях или кабинетах медицинской профилактики. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями направляются на лечение, им также предоставляют возможность санаторного лечения.

Рассмотрим коротко особенности групп здоровья, используемых большинством лечебных учреждений и страховых компаний:

Первая группа — К этой группе относят практически здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений в состоянии организма, не страдающих хроническими заболеваниями. Сюда же входят представители взрослого населения с небольшими отклонениями АД, не влияющими на общее самочувствие. Данная категория проходит общий осмотр один раз за год.

Вторая группа — Сюда относят пациентов с хроническими заболеваниями, которые не оказывают влияния на общее самочувствие, не снижающими работоспособность человека. Хронические заболевания у них находятся в состоянии стойкой ремиссии, не имеют обострений. Такие пациенты проходят общее обследование не менее 2 раз за год. Также они проходят необходимые процедуры, посещают медицинские мероприятия, направленные на управление здоровьем.

Третья группа — К этой группе относятся люди, имеющие хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями. Вследствие этого пациенты данной группы часто теряют трудоспособность на определенное время (короткое или продолжительное). Пациенты этой группы должны проходить общее обследование чаще остальных. Частоту посещений определяет лечащий врач.

Помимо определения состояния здоровья, выявления хронических или острых заболеваний, общее медицинское обследование помогает выявить лиц, страдающих туберкулезом, а также тех, кто злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, психотропные вещества, что также немаловажно.

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д

Детские группы здоровья 1, 2, 3, 4 и 5 — что значит группа?

Для любого из нас, кто является родителем и не важно мама это или папа, здоровье нашего малыша является главным вопросом жизни, ведь от этого многое зависит, в том числе и дальнейшая судьба ребенка. От того с каким здоровьем родился наш малыш многое зависит, все мы рассчитываем только на самый благоприятный результат его осмотра и заключения врачей.

С появлением на свет ребенка, на него тут же заводится медицинская карта в детской поликлинике, в которой скрупулезно расписываются особенности его ношения, рождения, состояние здоровья и дальнейшее развития малыша. Многие родители обращали внимание, что после чуть ли не после первого осмотра ребенка, детский врач присваивает ему группу здоровья — 1, 2, 3, 4 или 5, но вот о чем это говорит, мы и посвятили эту статью.
Вам наверняка интересно и важно узнать, какие особенности в развитии вашего малыша существуют, чем и по каким параметрам оценивается здоровье ребенка? Ниже мы в подробной форме расскажем о том, каким образом подразделяют группы здоровья, поговорим об особенностях присвоения малышу той или другой группы здоровья.

Что значит группа здоровья — значат для ребенка?

Сразу скажем, что не стоит расстраиваться и накручивать себя по поводу присвоения ребенку 1, 2, 3, 4 или 5 группы здоровья, на данном этапе развития детей, это пока еще в большей мере условность, а не какой-то приговор и прочее, в чем вы убедитесь сами.

Присвоение группы здоровья малышу — это довольно условное медицинское определение, которое по большому счету необходимо для правильного ухода за ними и осмотра врачом, а применяется для анализа здоровья любого дитя.

Чтобы детский врач мог дать оценку состояния ребенка и отнести его к одной из групп здоровья, он проводит профилактический осмотр, скрупулезное обследование с дальнейшим сбором необходимых анализов и их исследованием.

Присвоенная группа здоровья может меняться на протяжении всего развития малыша, а зависит это от множества самых разных факторов, в особенности внешних изменений. Обычно малыша для присвоения группы здоровья, осматривает консилиум врачей (медицинская комиссия), которая состоит из хирурга, лора, окулиста, невропатолога, кардиолога и стоматолога.

Тем не менее, окончательное решение о присвоении малышу группы здоровья принимает его личный врач педиатр, который берет во внимание все полученные показатели и основываясь на выводах узких специалистов, которые осматривали ребенка.

Оценка здоровья малыша присваивается на данный момент проверки, в ней не не учитываются инфекции или острые заболевания, а также какие-то другие болезни, которыми ребенок переболел в прошлом, конечно же в том случае, если они не стали хроническими.

Для чего нужна проверка физического состояния ребенка, прежде всего — определения и разделения проверяемых для дальнейшего оказания им практической помощи. В результате таких проверок делаются определенные выводы, кто-то из детей окажется вполне здоровым малышом, а кому-то потребуется особый уход, возможно не какое-то не лечение, но более пристальное отношение к нему со стороны специалистов.

Иногда в результате комплексных проверок к детям, у кого выявлены проблемы со здоровьем, выставляются специальные группы здоровья, в которых требования к таким деткам и нагрузка на них более щадящие, не такие требовательные как к здоровым.

Определение группы здоровья — как определить?

Перечень основных критериев, на основании решается вопрос установления группы здоровья ребенку, с одной стороны довольно разнообразная. Если разобраться в медицинских пособиях определения групп здоровья, то они в какой-то мере противоречат друг, другу, некоторые моменты они трактуют по-разному.

Тем не менее, наиболее популярное деление подразумевает всего шесть основных принципов, согласно каким и делаются определенные выводы, принимается окончательное решение об установлению группы здоровья малышу.

Наследственность малыша

При первом осмотре новорожденного ребенка врач обязательно поинтересуется у его родителей, были ли в семье заболевания и какие, особенно те, какие передаются по наследству из поколения в поколение. Спросит н и о том, насколько серьезны наследственные заболевания (если они есть), какого они характера и насколько серьезны последствия.

Далее, с помощью сдачи всевозможных анализов врач делает вывод, насколько в итоге ребенок подвержен передачи заболевания по наследству. В этом случае в течение беременности, будущим маме и папе также следует пройти ряд обследований, которые предупредят, в какой-то мере исключат негативные моменты.

В этот критерий определения возможных проблем со здоровьем, входят не только заболевания передающиеся по наследству, но и сам процесс беременности, ход самих родов и дальнейшее развитие ребенка, особенно в первый месяц его жизни.

Физическое развитие малыша

В этот критерий определения состояния здоровья малыша входят главные физические характеристики, когда измеряется рост, устанавливается его вес, а еще измеряются окружность головы и груди, длина рук и ног, размер ножки ребенка и некоторые другие параметры. В процессе взросления малыша отслеживается и фиксируется, когда он в первый раз начал держать головку, сел и начал ползать, а затем и ходить, когда произнес первые слова и прочее.

У детских врачей всегда под рукой таблица, в ней по месяцам расписаны все требования к ребенку, навыки какие он должен иметь в том или ином возрасте. Если ребенок идет не в графике развития, у него наблюдаются какие-то отклонения, то уже сейчас необходимо исследовать их характер и разобраться, несут ли за собой тяжелые последствия, или же на этом этапе не стоит бить тревогу, о чем-то беспокоиться, они не так страшны для ребенка.

Развитие системы органов в организме ребенка

В период развития малыша и особенно в первый его год, врач следит за его сердечной, нервной и кровеносной его системами. В это время происходит становление, развитие и рост всех основных органов в организме детей.

Для определения этого критерия врач часто прибегает к дополнительным анализам и исследованиям – УЗИ, проводятся общие анализы и ряд других обследований ребенка. Особое внимание в период развития и взросления малыша уделяется его сердцу, почкам, желудку и легким.

Сопротивляемости организма ребенка

В первые месяцы жизни проводятся исследования, где стоит важный вопрос, на который ищется ответ — о воздействии на ребенка инфекций и иных внешних факторов, насколько он восприимчив или наоборот, имеет иммунитет на внешние раздражители и прочее.

Мы часто слышим такое высказывание, как «болезненный ребенок» или «ребенок со слабым иммунитетом» — этими фразами и определяется критерий отнесения малыша к определенной группе здоровья. В том случае, если малыш часто болеет, у него слабый иммунитет, то рекомендуется дополнительно обследовать его, разобраться источниках и причинах такого его состояния. С учетом этих показателей может быть дана ребенку, та или иная группа здоровья.

Психологическое и физическое состояние ребенка

Психологические и физические критерии также влияют на установление ребенку группы здоровья. Для того, чтобы установить психологическое и неврологическое состояние здоровья малыша, следует обращаться к психологу и неврологу соответственно.

После осмотра у этих узких специалистов и собеседования малыша, будет сделан промежуточный вывод, есть ли у него патологии, нормально ли он развивается или же развитие протекает не так как должно проходить. Критерии физического здоровья ребенка оцениваются детским врачом педиатром и могут сравниваться с общепринятыми таблицами, в которых отражены утвержденные стандарты.

Группы здоровья в саду — состояние и характеристика

Распределение детей в детском саду по группам здоровья выполняется только врачом, квалифицированным специалистом и с учетом самых разных критериев, о которых мы писали выше в этой статье. Педиатр, психолог, хирург, невролог, стоматологи и остальные узкие специалисты берут во внимание множество факторов и обследований, используют анализы, знакомятся с медицинской картой и данными по течению беременности, а также первых дней и недель развитию ребенка.

Немаловажное значение в определении состояния 1, 2, 3 , 4 или 5 группы здоровья детей в саду, имеет личный осмотр врача педиатра и узких специалистов, а также инструментальные исследования. После индивидуального осмотра каждый из специалистов выносит свой диагноз, на основании какого уже можно определять малыша к какой-то из пяти групп здоровья.

Многое в решении зависит от того, какое именно нарушение зафиксировано, в какой форме и в каких функциях организма оно существует, на какой стадии развития пребывает и какие перспективы, также учитывается и какой из вариантов течения происходит, обнаружены ли осложнения. Играет значение также и тот факт, обнаружены или другие заболеваний, которые принято называть сопутствующими, если таковы не обнаружены, специалист ставит ребенку диагноз «здоров».

В дальнейшем, собрав все рекомендации от узких специалистов, детский врач педиатр изучает собранную информацию, все поставленные диагнозы узкими специалистами, учитывает их рекомендации, на основании чего и делает выводы, присваивает ребенку ту или иную группу здоровья, после чего (если потребуется), даются дальнейшие рекомендации, как действовать, чтобы сохранить здоровье малышу.

Оздоровительная медицина — традиционное оздоровление…

Рекомендации группам здоровья

Предлагаем вам методические рекомендации для всех групп здоровья, которыми вы может воспользоваться, если сочтете их полезными. Сразу же скажем, что вне зависимости от того, к какой группе отнесли ребенка, для него могут быть выдвинуты индивидуальные требования, отдельные рекомендации для выполнения им спортивной (физической) и социальной деятельности.

Рекомендации первой группе

— Могут заниматься любым видом физической и умственной деятельности. Учеба, спортивные занятия, физический труд — в эту группу формируются дети по общей программе воспитания, без каких-то ограничений.

Для формирования первой группы следует учесть только возрастные категории, чтобы в ней не было резкого контраста, а в целом никаких ограничений или противопоказаний не предусмотрено.

Рекомендации второй группе

Ко второй группе относят тех деток, у кого небольшие отклонения, что означает и противопоказания не носят радикального характера. Здесь следует обратить особое внимание на закалку организма, в большей мере следить за рационом питания, чем в первой группе.

Необходимо соблюдать и выполнять во второй группе и двигательную программу. Активные занятия физической культурой не следует прерывать, делать дополнительные минуты отдыха, но следует учесть, что дети из этой группы могут с некоторой задержкой сдавать плановые нормативы. Участие в мероприятиях с серьезными физическими нагрузками позволяются только в разрешения врача.

Рекомендации третьей группе

Тем, кто зачислен в третью группу — перед тем, как приступить к физическим упражнениям, трудовыми занятиями, следует навестить своего врача, чтобы он дал разрешение, а также рекомендации, если нужно он в чем-то ограничит ребенка.

В третьей группе следует уделять внимание восстановительным процедурам, проводить занятия по восстановлению сил, выполнять восстановительные упражнения для дыхания, которые можно даже увеличить в продолжительности по сравнению с общей массой сделанных упражнений.

Занятия проводятся обычно по специально разработанным программам, на них также должны присутствовать врачи. Активное участие в состязательных соревнованиях, каких-то спортивных мероприятиях следует ограничить для этой группы, они допускаются только с разрешения врача.

Рекомендации четвертой группе

В четвертой группе активность значительно снижается, ограничивается определенными временными рамками, разрабатывается специальный режим дня для детей, при котором превалирует отдых и сон, которым отводится довольно продолжительное время.

В этой группе вместо обычных занятий физическим трудом или спортом, в большей мере реализована программа лечебной физкультуры (ЛФК). Для этой группы специально создаются программы, которые целенаправленно разработаны для таких заведений (групп здоровья).

Рекомендации пятой группе

Последняя пятая группа здоровья, предусматривает собой существенное снижение активности детей, режим дня в большинстве своем спокойный с продолжительными периодами отдыхом и сопровождается занятиями лечебной физкультуры.

Для пятой группы назначаются лечебные процедуры, которые своим функциональным предназначением должны поддерживать здоровье ребенку. Занятия физическим трудом или физкультурой если и проводятся, то только в индивидуальном порядке и под непосредственным присмотром врачей или квалифицированных специалистов. Такие программы, предусматривающие хоть и небольшие, но все же физические нагрузки, должны утверждаться лечащим врачом.

В завершение скажем следующее (успокоим мам и пап) — группы здоровья детей, будь-то 1, 2, 3, 4 или 5, это далеко не какой-то приговор или окончательный диагноз для любого малыша, а всего лишь специально разработанная шкала, которая облегчает возможность врачу следить за состоянием здоровья, какими-то изменениями в ту или иную сторону, а также на результатах осмотра и наблюдений, вносить коррективы в нагрузки и так далее.

Группа здоровья в редком случае бывает постоянной, она меняется то в ту, то в другую сторону, так что нет причин для беспокойства на счет присвоения вашему дитя низкой группы здоровья, вскоре все может измениться, рассчитывайте на это и всячески помогайте своему ребенку.

Группы здоровья ребенка

Несмотря на то, что группу здоровья определяют практически сразу после рождения ребенка – при первичном патронаже (о чем запись делается в карте ребенка), многие родители впервые сталкиваются с таким понятием, как «группа здоровья» в возрасте ребенка от 2 лет и не всегда точно знают (понимают), что это означает.

Группы здоровья – это условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков до 17 лет включительно. Для того чтобы ребенка отнести к той или иной группе здоровья, врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка и, по результатам профилактического осмотра и сбора необходимых анализов, ставит группу здоровья. Причем, оценка состояния здоровья ребенка дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, не учитываются.

Комплексная оценка осуществляется на основании следующих критериев:

  1. Наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии). Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов.
  2. Функциональное состояние основных систем организма, то есть насколько хорошо внутренние основные системы (сердце, легкие, почки, желудок и т.д.) выполняют свою работу (функцию). Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
  3. Резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям) оценивается частотой острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предшествующий осмотру год.
  4. Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – с использованием оценочных таблиц.

Всего существует 5 групп здоровья, которые обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V). Распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, утв. приказом Минздрава от 21.12.2012 №1346н.

По результатам всероссийской диспансеризации только 10% детей имеют I группу здоровья, а остальные 90% детского населения относятся к II–IV группам здоровья.

Вторая группа здоровья ребенка (II)

II группа здоровья (самая распространённая группа) – это здоровые дети (подростки), но имеющие небольшие проблемы со здоровьем и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети второй группы имеют нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития. То есть ко второй группе здоровья относятся дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Для детей первого года жизни это отягощенный акушерский анамнез мамы (токсикоз, другая патология беременности, осложненное течение родов, многоплодная беременность), недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего периода новорожденности;
  • реконвалесценты (выздоравливающие), особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
  • с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
  • часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
  • с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма.

Дети, относящиеся ко II группе здоровья должны находиться под более тщательным наблюдением. Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.

Пятая группа здоровья ребенка (V)

V группа здоровья (самая тяжелая группа) – это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения.

Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда. В пятую группу здоровья попадают дети-инвалиды.

Дети, отнесенные к III, IV и V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *