Головку держит ребенок когда

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

  • Лежа на животе, здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее в таком положении. Если рывок при этом достаточно сильный, голова может около одной-двух секунд нетвердо удерживаться на средней линии, при этом угол между лицом и подстилкой ~ 20—30 градусов.
    К концу 1 месяца младенец уже минимум 3 секунды высоко держит голову.
  • Если новорожденный, лежа на животе, не остается в состоянии покоя, то должны быть заметны рефлекторные ползательные движения. Их можно вызвать легким нажатием большого пальца на стопу, что приводит к разгибанию затронутой конечности и к движению туловища вперед; голова при этом повернута в сторону и приподнята. Если стопы нажимать поочередно, то новорожденный отталкивается на скользящей подстилке движениями, подобными ползанию. Они должны иметь одинаковую силу с обеих сторон. Это движение хорошо показано на нашем видео в материале “Рефлексы новорожденных”

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

  • Если новорожденный лежит на спине, его голова в основном еще не находится в среднем положении, малыш поворачивает ее попеременно в правую или левую сторону (положение головы ассиметрично).
    К концу 1 месяца голова больше не поворачивается постоянно из среднего положения в сторону, а может чаще и более продолжительное время (минимум 10 секунд) оставаться посередине.
  • В состоянии покоя конечности новорожденного, как правило, полностью согнуты, т. е. руки сильно согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот, стопы согнуты.
  • Болтание ногами: если вы будете держать голову новорожденного в среднем положении, то его ноги будут попеременно вытягиваться с одинаковой силой без предпочтения какой-либо одной стороны.
  • Если перед лицом ребенка, лежащего на спине, включить сильный источник света (лампу) при общем неярком освещении и/или произвести громкий шум сильным хлопком в ладони, падением предмета на твердую поверхность или сильным звоном колокольчика (но при этом не прикасаться к малышу), новорожденный должен пугаться и реагировать. Например, рефлекторно моргать, кричать, морщить лоб или выдавать другую гримасу. Кроме того, он может вздрагивать, при этом открывая рот и веерообразно двигая руками, затем рот малыша закрывается, руки сгибаются и сводятся вперед. Такая реакция должна наблюдаться как на оптические, так и на акустические раздражители.
  • К концу 1 месяца ребенок уже может фиксировать взглядом погремушку (лучше красного цвета) и «провожать» ее глазами в каждую сторону на расстояние до 45 градусов. Чтобы проверить эту особенность развития ребенка в 1 месяц, положите младенца на спину и держите погремушку на расстоянии 15-20 см от его лица. Подождите, пока ребенок зафиксирует погремушку взглядом, затем начинайте медленно и спокойно передвигать ее в одну и другую сторону. Опыт в зависимости от обстоятельств можно повторить несколько раз, пока он не удастся.

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

  • Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

  • Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

  • Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой. Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

  • Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

  • Новорожденный должен демонстрировать хватательный рефлекс руки, т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

  • При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

  • Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

  • Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 2 месяца?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *