Гиперактивный ребенок рекомендации родителям

33 рекомендации родителям гиперактивных детей

Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.
Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.
Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:

1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.
2. Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные.
3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.
4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.
5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.
6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.
7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.
8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.
9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).
10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.
11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое.
12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже.
13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания.
14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе.
15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба.

16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его.


17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений.
18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения.
19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.
20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.
21. Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности, вынужденная изоляция и домашний арест.
22. В качестве меры наказания может быть запрет: просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров.
23. После наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.
24. У ребенка должны быть свои домашние обязанности, как у остальных членов семьи. Например, прибрать постель, упорядочить игрушки, разложить одежду по своим местам. Важно! Родители не должны выполнять эти обязанности за ребенка.
25. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.
26. Ребенок не должен постоянно находится в возбужденном состоянии. Следует чередовать активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а затем вечером еще приглашать домой приятелей, чтобы поиграть в прятки.
27. Постарайтесь избегать большого скопления людей. Торговые центры и рынки, где прогуливаются толпы людей, излишне будоражат ребенка.
28. Прививайте у ребенка интерес к какой-либо деятельности. Гиперактивному ребенку важно ощущать себя способным в чем-то.
29. Обнимайте ребенка чаще. Специалисты утверждают, что для душевного благополучия каждому человеку и тем более ребенку требуется минимум 4 объятия в день.
30. Вечером для лучшего расслабления и успокоения ребенку хорошо делать массаж и читать сказки.
31. В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка.
32. Не ссорьтесь в присутствии ребенка.
33. Проводите чаще всей семьей совместный досуг.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

Активное движение жизненно необходимо для молодых растущих организмов. Однако в любом детском коллективе обязательно найдется малыш, чьи трюки по степени риска выходят за рамки обычных, а шалости оказываются за гранью понимания взрослых. Если это ваш случай, тогда возникает естественный вопрос: как воспитывать гиперактивного ребенка? Что можно сделать для малыша, чтобы он не «сходил с ума», пришел в норму и был нормальным?

Дети с СДВГ очень невнимательны и трудно фиксирует внимание, часто переключаясь с одного поля деятельности на другой. Они небрежны в письме из-за этого совершают много ошибок, часто теряют книги, свои игрушки или школьную форму. Они очень забывчивые и им трудно выполнять домашнее задание самостоятельно, поэтому им всегда нужен рядом «контроллер» — родитель либо учитель. Они часто в школе тянут руку, так и не дослушав до конца вопрос преподавателя. Могут перебивать вопрос учителя или «влезать» в ответ других учеников, вскрикивать, вставать, мешать проведению урока.

Что же в этом случае делать родителям? Какие советы психолога помогут поступать правильно как им, так и воспитателям в детском саду или учителям в школе?

Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога

  • Проводить воспитательные беседы с маленьким разбойником конечно необходимо. Так можно, по крайней мере, объяснить ему, что хорошо, а что плохо. При этом немедленного изменения в стиле поведения малыша ждать не приходится. Его тело живет и действует настолько независимо и быстро, что хозяин просто не успевает обдумывать свои действия. По этой же причине бессмысленно внушать малышу правила жизни на повышенных тонах. Тем более применять методы физического воздействия.
  • Гиперактивному мальцу весьма полезны тесные контакты с взрослыми. Хвалите малыша по любому подходящему поводу, не забывая при этом прикоснуться к его руке, погладить по голове или слегка похлопать по плечу. Маленькие разбойники не воспринимают выговоры, но весьма чувствительны к похвалам и другим проявлениям любви. Привлекайте дитя к своим занятиям либо работам по дому, объясняя, что или зачем вы делаете. По возможности сопровождайте малыша в его делах.
  • Частый вопрос как вести себя с гиперактивным ребенком? Окружите своего малыша любовью и воспринимайте его как развивающуюся личность, отличающуюся от более спокойных детей только желанием узнать мир как можно быстрее. Совсем нелишним будет обратиться за советом к детскому психологу и неврологу.
  • Не отвлекайте мальца без крайней необходимости, когда он поглощен каким-то хорошим занятием или тихой игрой — это и так достаточно редкое явление. Если вам все же нужно обратиться к сверхактивному сорванцу, мягко войдите в поле его внимания, поверните к себе, чтобы он смотрел только на вас, и затем говорите. Тогда он вас точно услышит.
  • Активность ребенка можно направить в новое русло, создав в доме детский спортивный уголок — с канатом, шведской стенкой, перекладиной и другими снарядами. Движения и игры в гимнастическом уголке, возможно, будут выглядеть беспорядочными, но только внешне. На самом деле будет происходить развитие координации движений, глазомера, умения планировать действия наперед. Психологи считают такие занятия весьма действенным методом по преодолению СДВГ.
  • Желательно будет сменить обстановку, сделать более уютную комнату, и, конечно же, следить и переключать внимание ребенка с проблем, которые его беспокоят на более актуальные и интересные задачи.
  • Нужно давать ребеночку здоровый сон. А заинтересовать гиперактивного ребенка можно интересным спортивным хобби, которое будет радовать и увлекать. К примеру, плавание в бассейне. Вода очень успокаивает, снимая тревогу и напряжение, накопленные дитем.
  • Необходимо подобрать для него оптимальные способы саморегуляции. Для этого можно делать дыхательные упражнения, заниматься зарядкой и физическими упражнениями, при возможности включать спокойную музыку.
  • Но главное в том, что нужно научить его искать внутренние ресурсы, сохранять их и использовать с умом, и тогда болезнь уйдет сама не оставив и следа.
  • Должно быть ограничение в сладком, так как в нем содержится глюкоза, которая провоцирует активность.

Как воспитывать гиперактивного ребенка: рекомендации родителям

Рассмотрим несколько общих рекомендаций по воспитанию гиперактивных детей и общения с ними, чтобы понять, чем родители могут помочь таким детям в раннем возрасте.

  • Общаясь или занимаясь с ребенком говорить нужно максимально короткими фразами, без лишних смысловых нагрузок. Длинных предложений стоит избегать.
  • Нужно помогать ребенку, предупреждая его. Перед тем как забрать малыша с прогулки, уложить его спать, призвать убрать игрушки или покормить его, вам обязательно нужно будет минут за пять-десять перед этим предупредить его. К примеру, «через пять минут заканчиваем играться, и будем собирать игрушки».
  • Запреты формулируйте конкретно. В общении с детьми, страдающими СДВГ, избегайте слов отрицания, типа: «не, нет, нельзя». Например, не стоит говорить так: «Нельзя бегать по песку», а лучше сказать «выйди, пожалуйста, на дорожку». При этом обязательно нужно объяснять причину отказов или запретов.
  • Определите рамки и критерии поведения. Для этого нужно разграничить поведение на: «что нельзя» и «что можно». Пробуйте использовать знаковую систему вознаграждения поведения. Например, звездочками (можно с магнитом на холодильник) отмечаете каждый хороший поступок своего сорванца, за который он потом получит вознаграждение.
  • Хвалите позитивными словами: «Молодец; ты можешь; у тебя все хорошо получается; отлично; моя умница».
  • В желании помочь или поддержать малыша оценивайте не только поступки, но и личность.
  • Никогда не позволяйте окружающим ругать ребенка с синдромом СДВГ, критически оценивающих его неврологические особенности.
  • Старайтесь вместе с дитем обыгрывать любую информацию, которую хотите, чтобы он усвоил. Делайте это как можно чаще.
  • Возьмите за правило избегать постоянных замечаний, одергиваний или попыток вмешиваться в детские игры.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми в школе

  • Избегайте резкой критики и постоянных советов о том, как ребенок мог бы еще лучше выполнить задание.
  • Старайтесь школьную жизнь не делать для сверхподвижного юного ученика тяжелой обузой или обязанностью.
  • Возьмите себе за правило с ребенком, страдающим СДВГ чередовать выполнение заданий с как минимум получасовыми периодами отдыха.
  • Если дитя не смогло усвоить на уроках школьный материал из-за того что витал в облаках или отвлекался, постарайтесь дома этот материал снова ему разъяснить.
  • Чтобы ваш школьник решил какую-то задачу вам нужно убрать все отвлекающие, лишние предметы. Создав тем самым ему то рабочее место, в котором он сможет учиться.
  • Не бойтесь предоставлять гиперактивным деткам больше самостоятельности в тех предметах или деятельности, которые им хорошо или легко даются.
  • Старайтесь гиперактивным детям разнообразить учебные занятия дома, так как зачастую невозможно подобрать им специальную учебную программу.
  • Перед тем как ребенок дома начнет выполнять свои учебные задания, обязательно просмотрите всё ли у него в порядке на столе? Есть ли нужные учебники, тетрадки? Ничего ли его не отвлекает?
  • Учебные задания должны быть короткими, быстрыми, веселыми. При этом не стоит постоянно спрашивать у детей с СДВГ, что они запомнили? Или требовать у них ответа на поставленные вопросы. Таким детям легче запомнить материал, если от них не требуют дословных запоминаний или цитирований.
  • Информация должна подаваться четко, ясно, кратко. Школьные задания должны быть дозированы. Одно задание лучше разделить на несколько частей. Тогда сорванцу будет легче с ним справиться.
  • Старайтесь заранее знакомить своего гиперактивного ученика с материалами следующих уроков.
  • Хвалите гиперактивных независимо от его результатов. Ведь такие дети очень хотят получать одобрение взрослых.
  • Родителям нужно поговорить с учителями перед поступлением в школу. Объяснив им, что повышенная отвлекаемость вашего ребенка во время урока, его желание встать с места, поворачивания и кручения в разные стороны или рассеянность — это результат его особенностей. Что со своей стороны вы делаете все что возможно, чтобы помочь своему чаду справиться с этим заболеванием. Поэтому вы рассчитываете на помощь, понимание и сотрудничество учителей в данном вопросе.
  • К сожалению, наша современная система образования пока не готова к тому, чтобы уделять гиперактивным деткам особое внимание. Поэтому родителям не стоит накладывать на детей с СДВГ большие ожидания. У таких деток внутренний потенциал может быть большим, но применить его он не может из-за своих неврологических особенностей.

  • Родителям стоит поинтересоваться у учителей, по какой программе будет учиться их дитя. Гиперактивным деткам лучше учиться по простой, традиционной программе, где доходчиво объясняют правила, приводят примеры, дают образцы. Так как у ребенка не хватит терпения самостоятельно искать информацию, доходить к каким-то решениям.
  • Ребенок с синдромом СДВГ должен сидеть на первых партах в зоне видимости учителя. Также очень важно дома при выполнении домашних заданий стараться делать с юным учеником короткие паузы. Иначе он будет допускать ошибки. Тогда как даже пятиминутный отдых может помочь ему продолжить занятия.

Правила поведения с гиперактивным ребенком

10 рекомендаций и правил, которым советует следовать доктор Комаровский.

  • Важно установить контакт с гиперактивным ребенком, обращаясь непосредственно к нему, а не к какому-то предмету. В разговоре чтобы он вас услышал, а его внимание не было рассеянным стоит взять малыша за руки или плечи, сказав: «Посмотри мне в глаза». При этом стоит убрать все отвлекающие или мешающие контакту факторы: игрушки, гаджеты, телевизор, музыку.
  • Постоянство правил. Дети с диагнозом гиперактивности должны знать, что установленные правила действуют не только сегодня, но и завтра и через неделю, месяц. Поэтому если сегодня нельзя играть со спичками, то завтра или через месяц в плане запрета ничего не изменится. А для этого нужно, чтобы правила были понятны, конкретны, а также выполнимы. К примеру, сложишь игрушки (конкретно какие). Сложишь куда? В конкретное место. Детям с диагнозом СДВГ не рекомендуется сразу давать несколько поручений. К примеру, собери игрушки, помой ручки, а затем садись кушать.
  • Помните о порядке и безопасности. Цель — уменьшить вероятность детских травм и порчи имущества. А для этого нужно быть для малыша хорошим примером. Самому соблюдать порядок и меры предосторожности.
  • Когда родители интересуются тем, как справиться с гиперактивным ребенком, то обязательным условием является жизнь по распорядку дня. Это основа успешного воспитания детей с СДВГ. Кроме дисциплинирующего воздействия на психику ребенка, такая мера развивает у него и чувство времени. Любому дитю, а тем более гиперактивному намного легче адаптироваться, если он будет в одно и то же время ходить гулять, ложиться спать, кушать. Режим дня делает события для детей предсказуемыми, поэтому они меньше возбуждаются.
  • Похвала с постоянством. Взрослые чаще ругают, чем хвалят гиперактивных детей, забывая о силе похвалы. Старайтесь замечать даже самые малейшие успехи своего чада и хвалите его за это. А для этого выискивайте то, что у него хорошо получается. Обычно большинство таких детей игнорируют упреки, но они всегда чувствительны к похвале. Им нужно ощущать, что родители всегда рядом, чтобы поддержать, помочь справиться с трудностями в детском саду или школе.
  • Цените участие, а не результат. Ребенок старался что-то сделать, но у него не получилось либо он сделал это плохо. Это не беда, главное, что он старался, а это уже достойно похвалы.
  • Поощряйте и развивайте его хорошие особенности. Постарайтесь понять, что у вашего маленького разбойника получается делать хорошо и поддерживайте его в этом. Как говорит доктор Комаровский, дети с гиперактивностью получают особое удовольствие от похвалы за свои особенности. Он советует родителям поощрять детей развиваться в этих способностях, создавая им для этого хорошие условия.
  • Старайтесь избыток детской энергии растратить еще до его сна, направив ее в правильное русло: погулять, побегать, попрыгать.
  • Заранее думайте о посещении гостей или магазинов. Если вы посещаете магазин с ребенком, страдающим СДВГ, то предусмотрите возможность какой-то покупки для него. Перед посещением гостей проведите со своим чадом педагогическую беседу о том, что ему можно, а чего нельзя в гостях. При этом если вы знаете, что в гостях будут другие активные дети, то возможно лучше отказаться от похода в гости. Потому что дети влияют друг на дружку стимулирующее, а значит, в гостях они устроят «сумасшедший дом».
  • Берите тайм-аут. Иногда просите родственников или надежных друзей побыть с вашим гиперактивным ребенком, чтобы вы могли немного отдохнуть. Не стоит забывать о себе и своих отношениях со спутником жизни. Это поможет вам не «выдохнуться» от усталости, раздражительности из-за постоянного общения со своим гиперактивным малышом. А от этого и малышу будет хорошо.

В завершение рекомендуем из этого видео узнать мнение детского психолога Марины Романенко о том, как относиться к детям с чрезмерной активностью.

Общие рекомендации родителям гиперактивного ребенка

В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя — практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, — начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость.

Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить — в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Не следует также перегружать внимание малыша, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: «С 8.30 до 9.00, Игорь, ты должен убирать свою постель». Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику. Это, считают специалисты, будет способствовать снижению агрессии.

За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово… Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам. Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает.

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др. При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать — несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами. Когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть. Обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

Специалистами также разработана система своеобразной «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты.

  1. Отвлечь ребенка от капризов.
  2. Поддерживать дома четкий распорядок дня.
  3. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  4. Задать неожиданный вопрос.
  5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
  6. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  7. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  8. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  9. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  10. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  11. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  12. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  13. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все изменения в поведении ребенка, как он справляется с заданиями, как реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать, как учится и т. д.

Поскольку наибольшие сложности дети с СДВГ испытывают в школе, то, кроме домашней, разработана школьная программа психологической коррекции. Она помогает ребенку влиться в коллектив, более успешно учиться, а также дает возможность учителям нормализовать отношения с «трудным» учеником.

Прежде всего учитель должен иметь всю информацию о природе и причинах СДВГ, понимать, как ведут себя дети при таком заболевании, знать, что они часто отвлекаются, плохо поддаются общей организации и т.д., а значит, требуют особого, индивидуального подхода. Такой ребенок должен постоянно находиться под контролем учителя, то есть сидеть в центре класса, напротив доски. И в случаях любых затруднений иметь возможность сразу же обратиться за помощью к учителю.

Занятия для него должны строиться по четко распланированному распорядку. При этом гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться дневником или календарем. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске. На определенный отрезок времени дается лишь одно задание, а если предстоит выполнить большое задание, то оно разбивается на части, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, вносит коррективы.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок какое-то время будет вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале. Или другое: в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось три минуты».

Вообще индивидуальный подход, который так необходим этим детям, — дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения. Случается, перепробуют учителя, казалось бы, сто вариантов, а ребенок по-прежнему остается «трудным». Значит, надо искать сто первый вариант.

Вот один из примеров

Гиперактивный мальчик замучил учителей. Собрались они на педсовете и стали думать, что делать. И тут на помощь пришла учительница музыки. Она отметила, что у мальчика абсолютный слух и очень редкий для такого возраста голос. Она пригласила его в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то почувствовал, что у него что-то получается хорошо. Родители, которые привыкли, что сына, где бы он ни появился, только ругают, тоже воспряли духом. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Мальчик «раскрылся», обрел свое «я», и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось и соответственно улучшилось поведение.

Немало проблем возникает у педагогов с появлением гиперактивного ребенка в детском саду. Здесь, как и в школе, многое зависит от поведения взрослых, стратегии и тактики, выработанной воспитателями.

Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление). Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: «Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик…». Или начинает бросаться игрушками, а воспитательница в ответ: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

Многие дети с СДВГ с трудом выдерживают тихий час в детском саду. Но если попытаться побыть с ними рядом, не просто рядом: «Ты спи, а я проконтролирую», а сесть, погладить, приговаривая ласковые, добрые слова, то мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня. И потом будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт сделают свое благое дело.

Игры для детей с СДВГ

​​​​​​​В статье дано несколько вариантов игр, разработанных психологами специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Они подходят и для занятий дома, и для занятий в детском саду. См. →

Лечебное питание

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома». В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. См. →

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки гиперактивного ребенка

1. Непоседа. Крутится как волчонок. «Вечный моторчик». Так обычно говорят про детишек, которые не находят себе места. Дети с такой особенностью находятся в постоянном движении, всегда куда-то спешат. Зачастую они непослушны, и запреты родителей стимулируют их еще больше. Такой ребенок очень любопытен, ему все нужно увидеть и потрогать, но зачастую любопытство быстро угасает. Там, где они, там и шум, и все внимание обращено только на маленьких вьюнов.

2. Неусидчивость и рассеянность. Они приносят много проблем в садике и в школе. Внимание ребенка кратковременное, он постоянно отвлекается от одного предмета к другому. Часто не слушает родителей, меняется настроение, эмоции. Итог — плохое поведение и успеваемость в школе.

3. Агрессивность и упрямство. Такие дети очень вспыльчивы, на упреки и просьбы родителей реагируют бурным отказом.

4. Беспокойность и плохой сон. Как правило, дневной сон у детишек – это норма. Но для гиперактивных детей дневного сна не существует. Они не могут полностью расслабиться, снять бурное эмоциональное напряжение, поэтому спят неспокойно даже ночью.

Родителям такого малыша очень трудно с первых дней. Ведь нужно научиться справляться с ребенком, при этом оставаясь терпеливым и любящим родителем.

Почему возникает синдром гиперактивности?

Игры

Пусть ваш малыш проявляет свои возможности в том виде, в каком это лучше всего нравится ему. Пальчиковые игры, ролевые, сюжетные, кукольный театр — идей куча. Займите ребенка чем-то увлекающим, нежели весь день греметь и бегать. Часто гиперактивным детям в силу своей рассеянности трудно самостоятельно придумать себе игру.

Если есть возможность, выделите ребенку комнату для игры. Пусть это будет его территория.

Активность ребенка хорошо пригодится в занятиях хореографией, танцами, плаванием, каратэ, теннисом.

Также интересуйтесь спортивными играми.

Гиперактивный ребенок очень тонко чувствует, он особо реагирует на замечания и запреты. Нередко родители сами того не зная, ломают самооценку малыша. Он нуждается в любви, понимании, нежности. Ребенок, окруженный любимыми людьми, менее раздражительный и вспыльчивый.

С проблемой гиперактивности не нужно бороться. Нужно бороться с ее крайностями. А ведь этих крайностей можно избежать. Постарайтесь найти золотую средину — от излишней мягкости до жесткого контроля. Любите свое дитя за то, что он есть, за то, что он рядом, за то, что здоров! Детство такое мимолетное, и такое скоротечное. Не успеете оглянуться, и только с улыбкой будете вспоминать, казалось бы, такие «проклятые», но так счастливы дни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *