Физиопрофилактическая подготовка к родам

ФИЗИОПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕРЕМЕННЫХ К РОДАМ

И.З. Вельвовским и А.П. Николаевым, а за рубежом её активно пропагандирует Ламазе как «русский метод». Она включает 5–6 бесед, которые проводит врач и комплекс гимнастических упражнений.

Все изменения, происходящие в организме женщины в период беременности, имеют конечной целью подготовку к родовому стрессу и кровопотере, а также периоду лактации. В связи с этим крайне необходимо с первых недель беременности посещать соответствующие занятия, которые проводят в условиях женской консультации.

Физио-психопрофилактическая подготовка включает:

● индивидуальные беседы и лекции;
● групповые занятия специальной гимнастикой;
● использование для укрепления здоровья природных факторов (свет, воздух, вода);
● применение физической терапии.

Цели физио-психопрофилактики при беременности:
● повышение сопротивляемости организма;
● адаптация к повышенным требованиям в новых условиях деятельности организма;
● антенатальная охрана плода;
● выработка у женщины сознательного отношения к беременности, восприятия родов как физиологического процесса;
● обучение навыкам поведения в родах.

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременной к родам разработана и внедрена отечественными учеными

В комплекс физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам входит гигиеническая гимнастика, которой рекомендуется заниматься ежедневно или через день с ранних сроков беременности под руководством инструктора лечебной физкультуры либо специально обученной медицинской сестры.

· Беременных обучают правилам личной гигиены и готовят к будущему материнству в «Школах материнства», а мужей беременных — в «Школах отцов», организуемых в женских консультациях с использованием демонстративных материалов, наглядных пособий, технических средств и предметов ухода за ребенком.

· К посещению «Школы материнства» следует привлекать всех женщин с ранних сроков беременности. Беременным следует разъяснять важность посещения этих занятий. В консультации должна быть яркая информация о программе и времени проведения занятий. Непосредственными помощниками врачей при проведении занятий в «Школе материнства» являются акушерки и медицинские сестры по уходу за ребенком.

· Группы формируют из 8–10 человек с учётом сроков беременности. Занятия проводят в утренние, а для работающих беременных — дополнительно в вечерние часы.

· Заведующая консультацией организует занятия, учитывая особенности местных условий, осуществляет контроль за работой «Школы материнства» и связь с территориальным центром здоровья для получения методической помощи и печатных материалов. Учебный план «Школы материнства» предусматривает 3 занятия акушерагинеколога, 2 педиатра и 1 юрисконсульта при его наличии.

· При подготовке к родам (начиная с 33–35 нед) беременных не только знакомят с физиологией родового акта, правильного поведения в родах, но и обучают упражнениям по аутотренингу и точечному самомассажу как факторам, снимающим болевые ощущения во время схваток, развивающим и укрепляющим волевые способности человека к самовнушению.

· Правильно проведённая физиопсихопрофилактическая подготовка устраняет страх перед предстоящими родами, способна значительно уменьшить болевые ощущения во время схваток, обеспечить адекватное поведение роженицы.

· Интерьер кабинета для проведения групповых занятий должен создавать у слушателей психологический комфорт. Рекомендуется иметь кушетки или удобные кресла, набор рисунков и таблиц, слайдоскоп, магнитофон, аудиокассеты со специальными музыкальными программами и др.

· Целесообразно обеспечить возможность самостоятельного просмотра видеокассет по проблемам гигиены беременных, семейной подготовки к родам, правилам грудного вскармливания, ухода за новорождённым, контрацепции после родов и т.д.

· Физические упражнения делят на 3 комплекса соответственно срокам: до 16 нед, от 17 до 32 нед и от 33 до 40 нед. Каждый комплекс упражнений предусматривает обучение определенным навыкам, необходимым для адаптации организма к соответствующему периоду беременности. Занятия гимнастикой целесообразно завершать ультрафиолетовым облучением, особенно в осеннезимний сезон. Если беременная не может посещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гимнастических упражнений, после чего она продолжает гимнастику дома под контролем инструктора каждые 10–12 дней.

· Больные беременные выполняют лечебную гимнастику дифференцированно, с учётом основного заболевания.

Противопоказана физкультура при острых или часто обостряющихся и декомпенсированных соматических заболеваниях, привычных выкидышах в анамнезе и угрозе прерывания данной беременности.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ ГРУПП ВЫСОКОГО РИСКА К РОДАМ

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 27

Абрамченко В.В. (Санкт-Петербург, Россия)

НИИ Акушерства и Гинекологии им. Д.О. Отта РАМН,

Как известно, занятия физкультурой во время беременности повышают общий тонус организма, улучшают психическое и физическое состояния, функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют мышечную систему, что важно для благоприятного течения родов.

В Институте акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта РАМН (Санкт-Петербург) физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам (ФППП) проводится с 1955 года.

ФППП беременных к родам должна включать три компонента воздействия: индивидуальные и групповые беседы, лекции; групповые занятия гимнастикой под руководством методиста-инструктора и под контролем врача-акушера; использование природных факторов (света, воздуха, воды) и применение средств физиотерапии.

ФППП проводится нами по принципу физического воспитания дифференцированно, с широким использованием средств физиотерапии.

При этом такая подготовка должна быть не только психогигиенической, но и психотерапевтической, т.е. включать полный анализ всех особенностей нервно-психического состояния беременных и разностороннюю методику психотерапевтического воздействия, содержащую элементы внушения и аутотренинг.

В тоже время необходимо учитывать, что подготовка беременных к родам является медико-педагогическим процессом, причем в основу ее проведения должен быть положен принцип физического воспитания. В физическом воспитании методы педагогического воздействия и средства физической культуры подбираются дифференцированно, с учетом возраста беременной, срока беременности, наличия осложнений и сопутствующих экстрагенитальных заболеваний.


Цель подготовки – содействовать благоприятному течению беременности и родов, полноценному развитию плода, повышению сопротивляемости его организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Групповое проведение всех основных мероприятий (занятия специальной гимнастикой, прием свето-воздушных ванн, беседы и лекции врача и методиста-инструктора ЛФК) относятся к средствам педагогического воздействия, при этом педагог воздействует на обучающихся на только непосредственно, но и через коллектив.

Лекции и беседы являются основным путем сообщения беременной тех знаний, без которых невозможны выработка у женщины сознательного отношения к беременности и родам, наиболее рациональное ее поведение и активное участие в родах.

Кроме того, беседы и лекции позволяют установить необходимый контакт с беременными женщинами, устранить чувство страха, возникающего из-за беспокойства за судьбу ребенка и опасения возможных болей. Врач и методист разъяснительной работой могут оказать чрезвычайно большое влияние на создание у беременной благоприятного настроения. Число бесед и лекций необходимо довести до 16-20. Лекция должна занимать 30-45 мин. и состоять из двух частей: демонстрации с разъяснениями и ответов на вопросы. Лекции и беседы должны проводиться 1-2 раза в неделю.

Групповые занятия специальной гимнастикой проводятся 3 раза в неделю в течение 45-50 мин. Занятия специальной гимнастикой могут быть начаты как с ранних сроков беременности, так и в более поздние сроки, но не позднее 32-33 недель. Физическое воспитание беременных женщин осуществляется со строгим соблюдением основных дидактических принципов педагогики: сознательности и активности занимающихся, наглядности, системности и последовательности в обучении, постепенности в нарастании физических нагрузок, доступности в усвоении и выполнении, прочности усвоения.

ФППП беременных к родам проводится поэтапно:

I этап. Обучение беременных выполнению движений по команде, построению, правильной осанке, дифференцированному (грудному, брюшному, смешанному) дыханию, напряжению и расслаблению отдельных мышечных групп, правильному выполнению простых гимнастических упражнений, самоконтролю за частотой пульса, частотой и характером дыхания и за частотой шевеления плода.

II этап. Выработка двигательных навыков для выполнения простых гимнастических упражнений с напряжением и расслаблением мышц. Совершенствование дыхательной функции и обучение координации дыхания с деятельностью скелетной мускулатуры путем подбора «дыхательных упражнений».

III этап. Выработка двигательных навыков для выполнения упражнений в тех положениях тела, которые роженицам предстоит принять в родах. Обучение выполнения упражнений с напряжением одних мышечных групп и расслаблением других, т.е. выработка навыков к напряжению отдельных мышечных групп без повышения тонуса мышечной системы в целом.

IV этап. Качественное совершенствование выполнения упражнений на координацию движений и на преодоление трудностей. Закрепление двигательных навыков без введения новых элементов.

Каждый этап равен приблизительно 2 неделям; при начале занятий в более ранние сроки беременности увеличиваются в основном продолжительность II и III этапов. Полный курс подготовки должен включать 15-20 занятий.

В процессе подготовки беременных к родам необходимо также использовать оздоровительные факторы природы (воздух, солнечная радиация, вода) и разнообразные средства физиотерапии.

При ФППП целесообразно использовать ионизированный воздух. Аэроионизация и гидроаэроионизация занимают пограничное место между профилактическими и лечебными факторами физической терапии.

Из водных процедур во время беременности рекомендуются нисходящий дождевой и «пылевой» душ, обливание, обтирание водой индифферентной температуры.

Угроза самопроизвольного прерывания беременности во время ФППП не является противопоказанием для применения в амбулаторных условиях физиотерапевтического лечения. При угрозе прерывания беременности занятия специальной гимнастикой следует временно прекратить.

Соблюдение основных принципов ФППП беременных к родам позволяет избежать ряда осложнений в процессе беременности и родов.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПОКАЗАТЕЛИ СТРЕССА

И ОНТОГЕНЕЗ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ У ЖЕНЩИН

С ПРИВЫЧНОЙ ПОТЕРЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ

Грон Е.А. (Москва, Россия)

Российский университет дружбы народов, кафедра акушерства и гинекологии

Не смотря на то, что за последние 10 лет выявлено много новых этиологических факторов и аспектов патогенеза привычного невынашивания беременности (ПНБ), разработаны и внедрены новые методы диагностики и лечения, не произошло значительного изменения частоты данной патологии. Это стимулирует дальнейшее проведение исследований в этой области, разработку нового подхода к этой группе пациенток.

Целью нашего исследования явилось изучение предрасполагающих личностных особенностей, особенностей переживания стрессовой реакции и аспектов формирования материнской роли у пациенток с ПНБ.

Нами было проведено психологическое обследование 34 женщин с ПНБ I триместра (10 беременных (I и II триместр) и 25 вне беременности). Психодиагностика включала: определение темперамента по тесту Айзенка, акцентуаций по методике Смишека, локуса контроля по методике УСК, уровня стресса и стрессорных факторов (шкала социальной адаптации Рея-Холмса), онтогенеза материнской сферы (методика Г.Филипповой). Ретроспективно все женщины были разделены на 3 группы: I — с первичным ПНБ без родов в анамнезе (11); II — с первичным ПНБ и родами (13); III — с вторичным ПНБ (10).

В результате психодиагностики были установлены следующие закономерности. Среди всех пациенток с ПНБ почти все характеристики темперамента встречались с одинаковой частотой, с небольшим превалированием низкого нейротизма и экстраверсии. Однако, внутри групп были выявлены некоторые тенденции: в I группе преобладали женщины с низким нейротизмом (64%) и экстраверсией (82%), во II — с высоким нейротизмом (83%) и без тенденции по экстра-интроверсии (42%), в III – с низким нейротизмом (70%).

Среди выявленных личностей с заостренными и акцентуированнымими чертами наиболее распространенными типоми являлись эмотивный (82%), гипертимный (46%), застревающий и педантичный (по 41%). В I группе встречалось меньше пациенток с эмотивным типом (73%), но значительно больше с гипертимным (64%). Во II группе преобладали женщины с эмотивным типом (83%), застревающим (50%) и педантичным (75%). В III было максимальное количество женщин с эмотивным типом (90%), преобладали также гипертимный (50%) и застревающий (50%) типы.

При исследовании параметров стресса было установлено, что только у 41% женщин симптомы стресса соответствовали уровню действующих на них факторов, у остальных – симптомы либо превышали (у 21%), либо были ниже (у 38%) уровня стрессовых событий. Причем, в I группе было наименьшее количество пациенток с адекватной реакцией на стресс (9%) по сравнению со II (50%) и III (60%). Стоит упомянуть, что при оценке уровня стрессовых симптомов, оказалось, что в I группе превалируют эмоциональные, а в остальных– физиологические симптомы стресса.

При диагностике локуса контроля оказалось, что в общей группе превалирует высокий (44%) и средний (30%) УСК. Наибольшее количество пациенток с экстернальным локусом контроля оказались в I группе (36%), с интернальным — во II.

При исследовании онтогенеза материнской сферы было выявлено, что у женщин с ПНБ присутствовали все стадии онтогенеза, но в 2-3-х был получен отрицательный опыт. Отрицательный опыт в I стадии был зафиксирован у 50% пациенток и связан с разлуками на 1 году жизни, 2-3 году (по 12%) и депривацией из-за раннего (до 6 месяцев) выхода матери на работу и передаче ребенка няне, бабушке или в ясли (26%). Причем, наибольшее количество женщин, перенесших отрицательный опыт в этой стадии относились ко II группе. Нарушения II стадии онтогенеза отмечались практически у всех женщин во всех группах и включали отсутствие поддержки или игнорирование взрослыми игр в куклы (у 62%), неадекватные игры в куклы (41%) и предпочтение других игр (26,5%). Наиболее часто игры не поддерживались взрослыми в I группе (73%), неадекватные игры и предпочтение других игр встречались во II группе. Нарушения в периоде нянчанья были связаны с ранним или поздним взаимодействием с младенцем (у 36%), отсутствием поддержки или осуждением взрослыми контакта с ребенком (20%), кратковременными контактами с ребенком (15%). Несвоевременный опыт нянчанья в основном встречался в III группе (70%), отсутствие поддержки взрослых – вo II (у 31%). При изучении стиля материнского отношения матерей пациенток был диагностирован тревожный (59%), регулирующий (38%) и амбивалентный (3%) стили. Неполноценный онтогенез привел к нарушениям формирования ценности ребенка. У 47% женщин с ПНБ сформировалась повышенная ценность ребенка, у 35% — пониженная и у 18% — амбивалентная. Причем, во II и III группах чаще встречалась повышенная ценность по сравнению с I группой (54%, 50% и 37% соответственно).

Таким образом, психологическая диагностика выявила особенности личности (низкий нейротизм, экстраверсия, эмотивный и гипертимный тип акцентуации, экстернальный локус контроля), неадекватные механизмы преодоления стресса и качественные нарушения онтогенеза материнской сферы, приводящие к внутреннему конфликту у женщин с ПНБ. Таким образом, если на устойчивые особенности личности мы повлиять не можем, то психологическая коррекция для таких женщин должна включать работу с личностным конфликтом в материнстве.

Психологическая и физическая подготовка беременных к родам

Основные принципы и этапы проведения физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП) беременным по данным Всероссийского центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН включают три компонента воздействия:

1. Индивидуальные и групповые беседы, лекции, с целью психопрофилактической подготовки.

2. Групповые занятия специальной гимнастикой под руководством инструктора-методиста ЛФК и врача.

3. Использование природных факторов (света, воздуха, воды).

Классическими методами ФППП подготовки беременных к родам являются: психотерапия — внушение в гипнозе и без гипноза, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия; акупунктура, иглоукалывание, лечебная гимнастика, массаж. Наряду с классическими, в настоящее время предложены различные новые технологии, применяемые в дородовой акушерской практике.

В программе В.В. Абрамченко и Н.П. Коноваленко (2000) предложен блок занятий по работе с болью. Женщину обучают снятию болевого синдрома через массаж биологически активных точек. Параллельно рекомендуется использование позитивных мыслеформ (например, чистый поток, солнечные лучи и т.д.). Для снятия болевого синдрома в родах предлагается использовать голосовые упражнения и пение. В программе перинатального воспитания задействованы сенсорные каналы: осязание, зрение, слух. Разнообразие вариантов (стихи, наговоры) создает эффект динамического аутотренинга.

В программе В.В.Абрамченко, В.П. Багрунова (2000), с целью положительного влияния на психическую сферу как матери так и плода используется психотерапевтический эффект музыки и вокала.

Выше перечисленные авторы предлагают использовать аффермации (англ.- утверждение) — положительную мысль, которую женщина сознательно выбирает и утверждает в своем сознании для получения желаемого результата (например — «Беременность — это естественно, нормально и безопасно для меня и моего ребенка»).

Т.С.Качалина (2005) упоминает о прослушивании мелодии самим плодом с помощью так называемого «музыкального пояса». С этой целью наушник от плеера с громкостью звучания не более 70 дБ фиксируется на передней поверхности живота беременной со стороны спинки плода ближе к его головному концу. Продолжительность прослушивания 20-30 минут. Эту технологию автор предлагает использовать с целью исправления тазового предлежания плода. Длительность прослушивания 1 час, частота 2 раза в неделю.

А.Г.Юсфин, Н.П.Коноваленко (2000) предложили программу, где используется определенный набор сочинений различных композиторов (И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена и др.) для работы с беременными. По их мнению, музыка улучшает взаимокоординацию матери и ребенка, корригирует аномалии на субклеточном, клеточном уровне, а так же и на уровне отдельных органов и всего организма.

Для женщин с угрозой невынашивания беременности разработан вариант ТОП — телесно-ориентированной психотерапии (М.В.Швецов, 2002), который является модификацией ТОТ (телесно-ориентированной терапии в разработке А.Лоуэна). Вариант ТОП применяется для снятия абдоминального болевого синдрома, посредством концентрации внимания на тонусе мышц брюшного пресса, и дальнейшего расслабления этих мышц путем многократного их «отдавливания» кнаружи на вдохе с последующим запоминанием состояния расслабления.

Беременность вызывает в организме женщины сложную перестройку, которая касается не только половой сферы, но и сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, опорно-двигательного аппарата. Все системы работают в напряженном режиме. Необходимость использования средств физической культуры определяется, прежде всего, ее влиянием на организм женщины в качестве гигиенического фактора, а также надежного профилактического средства, предупреждающие возможные отклонения и нарушения в состоянии здоровья женщины (В.В. Абрамченко, 2001).

Цель физической подготовки беременной женщины — способствовать благоприятному течению беременности и родов, полноценному внутриутробному развитию плода. Основными задачами физической подготовки являются:

— укрепление здоровья, закаливание и совершенствование физического развития беременной; содействие эффективному функционированию всех органов и систем.

— создание у беременной благоприятного эмоционального фона и уверенности в благополучном течении беременности и родов.

— формирование сознательного отношения к беременности и предстоящим родам, двигательных навыков, моральных и волевых качеств, необходимых для преодоления трудностей в родах.

Физические упражнения, по мнению В.В Абрамченко (2001), В.А.Епифанова (2004), всесторонне и благотворно воздействуют на организм, расширяя его физиологические резервы, совершенствуют деятельность всех систем и органов — нейродинамику, кровообращение, дыхание, пищеварение, выделение, тем самым, нормализуя течение беременности. Физические упражнения подготавливают организм к родам, укрепляя брюшной пресс, повышая эластичность промежности, способствуют облегчению и ускорению родового акта. По данным Г.Н. Голубевой (2001), целенаправленная двигательная активность беременной женщины стимулирует двигательную активность плода, а это способствует физиологической зрелости новорожденного.

При малоподвижном образе жизни беременной происходит приращение плаценты, склонность к артериальной гипотензии, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, внутриутробная асфиксия плода, гипотоническое кровотечение (О.Г.Фролова, 2002).

Противопоказания для занятий физическими упражнениями в период

беременности: острое лихорадочное состояние и инфекционные заболевания; гнойные процессы в любых органах и тканях; хронические заболевания с развитием состояния декоменсации; активно текущие заболевания печени и почек; резко выраженные ранние и поздние токсикозы беременных; предлежание детского места; угрожающее прерывание беременности; кровоотделения из матки, многоводие и др. Во время беременности исключаются физические упражнения, сопряжённые с сотрясением тела, прыжками, резкими поворотами, силовыми приёмами и вызывающие значительное утомление.

В основу многих современных методик вошли разработки таких авторов как, С. А. Ягунов(1955), Л.И Старцева, И.П. Павлова (1974), Г.С. Федорова (1976). Во всех периодах беременности предпочтение отдают динамическим упражнениям, а не статическим напряжениям. Большое внимание уделяют развитию полного глубокого дыхания, умению расслаблять отдельные мышечные группы и достигать полного расслабления. В занятия включают все исходные положения, значительное число упражнений выполняется в положении лежа на боку и спине (ограниченно во II и III триместрах): тренировка брюшного пресса, тазового дна, упражнения в расслаблении мышц живота, спины, ног и т.д.

Схема занятия включает вводную, основную и заключительную части. При нормальном течении беременности предпочтение отдают групповым занятиям.

Продолжительность занятий в среднем 20-30 (до 45) минут, 3 раза в неделю. Рекомендуют негромкое музыкальное сопровождение. Для достаточно высокого эффекта ЛГ — не менее 10-15 занятий.

Для облегчения комплектования групп для занятий в женской консультации, некоторые авторы рекомендуют делить весь период занятий согласно трем триместрам в акушерской практике: I — 1-16, II — 17-32, III — 32-40-я недели (А.К. Поплавский, 1990, И.В. Милюкова, 2004).

А.К.Поплавский (1990) предлагает распределение беременных на три группы, слабую, среднюю и сильную, с учётом функционального состояния организма.

В средней и сильной группе даётся более высокая нагрузка, используются гантели и медицинболы, а так же сложнокоординированные упражнения, что на наш взгляд не совсем оправдано.

В первом случае силовые упражнения будут чрезмерно повышать внутрибрюшное давление независимо от функционального состояния женщин, а во втором — повышать возбудимость центральной нервной системы, что так же недопустимо.

Такие авторы, как С. Т.Анохина (2005), Н.Г Коновалова (2002) для более дифференцированного подхода используют методику, предложенную С.А. Ягуновым, где весь период беременности делится на пять фаз. В каждом триместре или фазе беременности методика лечебной гимнастики имеет свои особенности и решает определенные задачи.

С.Т. Анохина (2005) использует фитболы больших и средних размеров на занятиях с беременными. На наш взгляд это может быть травматичным для женщины, особенно если используется и.п. сидя на фитболе, особенно на последних этапах беременности. Н.Г Коновалова (2002) включает элементы малоподвижных игр, а так же упражнения в музыкальном сопровождении.

Это повышает как эмоциональный фон занятий, так и интерес к ним, что является одной из главных задач в занятиях лечебной гимнастикой.

Все вышеперечисленные авторы в III триместре беременности объём и интенсивность физической нагрузки уменьшают, так как это наиболее трудный период беременности. Процедуры проводят в медленном темпе, в основном из и.п. лёжа на боку или сидя. Используются лёгкие и простые общеразвивающие упражнения (ОРУ), позволяющие поддерживать навык правильного дыхания и насколько возможно тонус брюшного пресса и мышц спины. Ограничиваются упражнения для туловища и ног, увеличивается число упражнений для плечевого пояса и рук, продолжают упражнения, увеличивающие объём движения позвоночника и тазобедренных суставов. Уделяют внимание развитию и закреплению навыков, важных для нормального течения родов.

Современные частные методики по адаптированным к периоду беременности фитнес-программам предлагают такие авторы как О. Костюченко (2004), Ивон Лиин (1999), А.Ю Казанцева (2003), Т.С. Лисицкая (2002), Л.Подхалюзина (2002), Е.П.Рубаненко (2005). Все эти программы состоят из традиционной разминки, аэробной части, растяжек и релаксации в заключительной части. В разминке используются два типа упражнений: простые ОРУ динамического характера для подготовки организма к предстоящей нагрузки и на растяжку (заминка). Аэробная часть комплекса построена из серии нескольких упражнений на отдельные группы. Рекомендованное количество повторов для каждого упражнения изменяется в зависимости от характера упражнения, исходного положения, трех уровней физической подготовленности и срока беременности. Между выполнением каждой серии — отдых. Общие рекомендации: регулярность занятий — три раза в неделю с малой и умеренной интенсивностью, продолжительность интенсивной части — не более 15 минут, ЧСС — не более 140 уд/мин., для профилактики варикозного расширения вен использовать специальные колготки, бинты.

По мнению координатора фитнеса и веллнесс программ РАСМИРБИ Е.П. Рубаненко (2005), лучшие программы для занятий с беременными — аква-аэробика, аэробика, плавание, йога, ходьба.

Д. Лоуренс(2000), М. Мелхерм (2004), Л.И.Аикина (2006) в качестве дородовой подготовки женщин предлагают средства оздоровительного плавания: упражнения в воде, плавание, аква-аэробика.

Г. Айенгар(1992), Л.Сперроу, П.Уолден (2004), И.А.Зайцева (2006), Е. Рюшпо (2003) рекомендуют йогические упражнения, пранаяму (дыхательную практику) и медитацию в качестве всесторонней подготовки беременных к родам.

А. Хёдман (2004) предлагает для беременных упражнения из системы Пилатеса. На наш взгляд для беременных женщин они слишком монотонны и утомительны, так как требуют точного и дифференцированного выполнения.

Т.Даллал, Р. Харрис (2004) предложили использовать элементы восточного танца в гимнастике для беременных. По их мнению, элементы танца, в частности восточного, корректируют осанку, способствуют сохранению устойчивости, силы, гибкости, координации движений. Кроме этого, данные авторы считают танец хорошей психотерапией, так как он является медитацией в движении. По нашему мнению, использовать элементы танца очень важно в комплексах ЛГ для беременных, особенно на последнем этапе беременности, так как танец гармонично и комплексно воздействует на организм, поддерживая функциональные возможности беременной женщины.

В.В Абрамченко (2000) считает, что одним из лучших способов всесторонней подготовки женщины к родам является аутогенная тренировка в сочетании с физическими упражнениями. Групповой аутотренинг (гетеротренинг) проводится 25-30 минут, время самостоятельных занятий 7-10 минут. Курс — 9-10 занятий, 2 раза в неделю.

Т.С. Качалина (2005) с соавторами предлагает комплексную программу по физической и психологической подготовке беременных к родам. На всех этапах подготовки используются физические упражнения из различных авторских методик (Кегеля, йогические упражнения и др.), различные дыхательные методики (контролируемое дыхание, видоизменённое, замедленное, дыхание по образцу), психотренинг, арт-терапия. Но в данных программах нет комплексного подхода в занятиях физическими упражнениями, и большее значение на последних этапах беременности уделяют психопрофилактике и психотерапии, что на наш взгляд не совсем оправдано.

При осложненном течении беременности, в частности при тазовом предлежании плода, применяют корригирующую гимнастику в комплексах ЛГ. При высоком тонусе матки и сроке беременности 29-37 недель используют методику Диканя (И.Ф. Дикань, 1961)?. При неравномерном тонусе матки с 34 до 38 недель назначают упражнения по методике Брюхиной (Е. В. Брюхина, 1982)?.

При низком и нормальном тонусе матки с 30 до 37 недель беременности рекомендуется гимнастика по методике В.В. Фомичёвой, И.И Грищенко, Н.И. Шулешовой (1979).

До начала занятий подтверждают точную ориентировку в предлежании плода, оценивают подвижность плода и ритмичность его сердцебиения. Обязательным условием является сознательное и активное отношение женщины к занятиям. Занятия проводят индивидуально и малогрупповым методом до изменения положения плода и продолжаются 20-25 минут, три раза в неделю (через день).

Резюме:

Анализ и обобщение данных тематической литературы показали наличие методик и средств для нормализации течения беременности и родов.

Вместе с тем в настоящее время лишь ограниченное количество научных работ посвящено вопросам использования физических средств и методов с целью дородовой психофизической профилактики с учетом сроков и осложнений беременности. Особенно это актуально на последнем этапе беременности, так как данный период характеризуется максимальной адаптационной перестройкой, повышается нагрузка на функциональные системы организма и ограничивается двигательный режим женщины, особенно при осложнённом течении беременности.

Отсутствие комплексного подхода в психофизической подготовке женщин III триместра беременности на занятиях лечебной гимнастикой определило направление нашей работы.

8. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам.

  • •Ответы к государственному экзамену по акушерству и гинекологии. Организация акушерско-гинекологической помощи
  • •1. Основы законодательства на охране материнства и детства в Республике Беларусь.
  • •2. Врачебная этика и деонтология в акушерстве и гинекологии.
  • •3. Организация работы женской консультации по диспансерному наблюдению за беременными и гинекологическими больными.
  • •4. Организация акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности и работницам промышленных предприятий.
  • •5. Организация гинекологической помощи девочкам и подросткам.
  • •6. Цели и задачи женской консультации. Методы санитарно-просветительной работы. Научная организация труда. Основные качественные показатели работы женской консультации.
  • •7. Профилактические осмотры.
  • •8. Цель и методы реабилитации гинекологических больных в женской консультации.
  • •9. Санаторно-курортное лечение в акушерстве и гинекологии: показания и противопоказания.
  • •10. Врачебно-трудовая экспертиза в акушерстве и гинекологии.
  • •11. Специализированная акушерско-гинекологическая помощь. Медико-генетическое обследование в акушерстве и гинекологии.
  • •12. Структура и функции акушерско-гинекологического стационара.
  • •13. Асептика и антисептика в акушерстве и гинекологии.
  • •16. Госпитальная инфекция и ее профилактика.
  • •17. Организация работы гинекологического стационара.
  • •1. Перинатология как наука. Перинатальньная охрана плода и новорожденного. Группы и факторы риска перинатальной патологии.
  • •1. Социально- биологические:
  • •2. Перинатальная смертность: определение понятия, структура, коэффициент.
  • •3. Непосредственные, основные, фоновые причины перинатальной смертности.
  • •4. Материнская смертность: определение понятия, структура, коэффициент.
  • •5. Организационные мероприятия по снижению перинатальной и материнской заболеваемости и смертности.
  • •6. Критические периоды в развитии эмбриона и плода.
  • •7. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды и лекарственных средств на развитие эмбриона и плода.
  • •1. Лекарственные средства.
  • •2. Ионизирующее излучение.
  • •3. Вредные привычки у беременной.
  • •8. Пренатальная диагностика пороков развития плода.
  • •9. Внутриутробное инфицирование плода: влияние на плод вирусных и бактериальных инфекций (грипп, корь, краснуха, цитомегаловирус, герпес, хламидиоз, микоплазмоз, листериоз, токсоплазмоз).
  • •10. Фетоплацентарная недостаточность: диагностика, методы коррекции, профилактика.
  • •11. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного: диагностика, лечение, профилактика, методы реанимации новорожденных.
  • •12. Синдром задержки развития плода: диагностика, лечение, профилактика.
  • •13. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного.
  • •14. Особые состояния новорожденных.
  • •15. Синдром дыхательных расстройств у новорожденных.
  • •16. Родовой травматизм новорожденных.
  • •2. Родовые травмы волосистой части головы.
  • •3. Родовые травмы скелета.
  • •5. Родовые травмы периферической и центральной нервной системы.
  • •17. Гнойно-септические заболевания новорожденных.
  • •18. Анатомо-физиологические особенности доношенных, недоношенных и переношенных новорожденных.
  • •1. Афо доношенных детей.
  • •2. Афо недоношенных и переношенных детей.
  • •1. Оплодотворение. Ранний эмбриогенез.
  • •2. Развитие и функции плаценты, околоплодных вод. Строение пупочного канатика и последа.
  • •3. Плод в отдельные периоды внутриутробного развития. Кровообращение внутриутробного плода и новорожденного.
  • •4. Плод как объект родов.
  • •5. Женский таз с акушерской точки зрения: строение, плоскости и размеры.
  • •6. Физиологические изменения в организме женщины при беременности.
  • •7. Гигиена и питание беременных.
  • •8. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам.
  • •9. Определение срока беременности и родов. Правила оформления отпуска по беременности и родам.
  • •10. Ультразвуковое исследование.
  • •11. Амниоцентез.
  • •12. Амниоскопия.
  • •13. Определение α-фетопротеина.
  • •14. Биофизический профиль плода и его оценка.
  • •15. Электрокардиография и фонография плода.
  • •16. Кардиотокография.
  • •18. Доплерометрия.
  • •19. Диагностика беременности ранних и поздних сроков.
  • •20. Методы обследования беременных, рожениц и родильниц. Исследование при помощи зеркал и влагалищное исследование.
  • •21. Причины наступления родов.
  • •22. Предвестники родов.
  • •23. Прелиминарный период.
  • •24. Оценка готовности организма женщины к родам.
  • •2. Окситоциновый тест.
  • •25. Индуцированные роды.
  • •26. Физиологическое течение и ведение родов по периодам.
  • •4. Послеродовый период.
  • •27. Биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания.
  • •28. Современные методы обезболивания родов.
  • •29. Первичная обработка новорожденного.
  • •30. Оценка новорожденного по шкале Апгар.
  • •31. Допустимая кровопотеря в родах: определение, методы диагностики и профилактика кровотечения в родах.
  • •32. Принципы грудного вскармливания.
  • •1. Оптимальная и сбалансированная пищевая ценность.
  • •2. Высокая усвояемость пищевых веществ.
  • •3. Защитная роль грудного молока.
  • •4. Влияние на формирование микробиоценоза кишечника.
  • •5. Стерильность и оптимальная температура грудного молока.
  • •6. Регуляторная роль.
  • •7. Влияние на формирование челюстно-лицевого скелета ребенка.
  • •Патологическое акушерство
  • •1. Ягодичные предлежания (сгибательные):
  • •2. Ножные предлежания (разгибательные):
  • •2. Поперечное и косое положения плода.
  • •3. Разгибательные предлежания головки плода: переднеголовное, лобное, лицевое.
  • •4. Многоплодная беременность: клиническая картина и диагностика, ведение беременности и родов.
  • •5. Многоводие и маловодие: определение, этиология, диагностика, методы лечения, осложнения, ведение беременности и родов.
  • •6. Крупный плод в современном акушерстве: этиология, диагностика, особенности родоразрешения.
  • •7. Невынашивание беременности. Самопроизвольный выкидыш: классификация, диагностика, акушерская тактика. Преждевременные роды: особенности течения и ведения.
  • •8. Переношенная и пролонгированная беременность: клиническая картина, методы диагностики, ведение беременности, течение и ведение родов, осложнения для матери и плода.
  • •9. Заболевания сердечно-сосудистой системы: пороки сердца, гипертоническая болезнь. Течение и ведение беременности, сроки и методы родоразрешения. Показания к прерыванию беременности.
  • •10. Болезни крови и беременность (анемия, лейкозы, тромбоцитопеническая пурпура). Особенности течения и ведения беременности и родов.
  • •11. Сахарный диабет и беременность. Течение и ведение беременности, сроки и методы родоразрешения. Показания к прерыванию беременности. Влияние на плод и новорожденного.
  • •13. Беременность высокого риска при заболеваниях нервной системы, органов дыхания, миопии. Особенности родоразрешения. Предупреждение возможных осложнений у матери и плода.
  • •14. Заболевания, передаваемые половым путем: герпес, хламидиоз, бактериальный вагиноз, цитомегаловирус, кандидоз, гонорея, трихомоноз.
  • •15. Инфекционные заболевания: вирусный гепатит, грипп, корь, краснуха, токсоплазмоз, сифилис.
  • •16. Острая хирургическая патология: острый аппендицит, кишечная непроходимость, холецистит, панкреатит.
  • •17. Патология половой системы: миома матки, опухоли яичников.
  • •18. Особенности ведения беременности и родов у женщин старше 30 лет.
  • •19. Беременность и роды у женщин с оперированной маткой.
  • •20. Ранние и поздние гестозы. Этиология. Патогенез. Клиническая картина и диагностика. Лечение. Способы родоразрешения, особенности ведения родов. Профилактика тяжелых форм гестозов.
  • •21. Атипичные формы гестоза – неllp-синдром, острая желтая дистрофия печени, холестатический гепатоз беременных.
  • •23. Аномалии родовой деятельности: этиология, классификация, методы диагностика, ведение родов, профилактика аномалий родовой деятельности.
  • •I. Кровотечения, не связанные с патологией плодного яйца.
  • •II. Кровотечения, связанные с патологией плодного яйца.
  • •1. Гипо- и атонические кровотечения.
  • •I этап:
  • •II этап:
  • •4. Приращение плаценты.
  • •25. Родовой травматизм в акушерстве: разрывы матки, промежности, влагалища, шейки матки, лонного сочленения, гематомы. Этиология, классификация, клиника, методы диагностики, акушерская тактика.
  • •26. Нарушения системы гемостаза у беременных: геморрагический шок, двс-синдром, эмболия околоплодными водами.
  • •I стадия:
  • •II стадия:
  • •III стадия:
  • •27. Кесарево сечение: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.
  • •28. Акушерские щипцы: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.
  • •29. Вакуум-экстракция плода: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.
  • •30. Плодоразрушающие операции: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.
  • •31. Прерывание беременности в ранние и поздние сроки: показания и противопоказания, методы прерывания, осложнения. Инфицированный аборт.
  • •2. Дисфункция яичников с нарушением менструального цикла
  • •32. Послеродовые гнойно-септические заболевания: хориоамнионит, послеродовая язва, послеродовой эндометрит, послеродовой мастит, сепсис, инфекционно-токсический шок, акушерский перитонит.
  • •1. Периоды жизни женщины, фертильный возраст.
  • •2. Анатомо-физиологические особенности женской репродуктивной системы.
  • •3. Биологическая защитная функция влагалища. Значение определения степени чистоты влагалища.
  • •4. Менструальный цикл и его регуляция.
  • •5. Общие и специальные методы объективного исследования. Основные симптомы гинекологических заболеваний.
  • •3. Гинекологическое исследование: наружное, с помощью влагалищных зеркал, двуручное (влагалищное и прямокишечное).
  • •4.1. Биопсия шейки матки: прицельная, конусовидная. Показания, техника.
  • •4.2. Пункция брюшной полости через задний свод влагалища: показания, техника.
  • •4.3. Раздельное диагностическое выскабливание цервикального канала и полости матки: показания, техника.
  • •5. Рентгенологические методы: метросальпингография, биконтрастная геникография. Показания. Противопоказания. Техника.
  • •6. Гормональные исследования: (тесты функциональной диагностики, определение содержания гормонов в крови и моче, гормональные пробы).
  • •7. Эндоскопические методы: гистероскопия, лапароскопия, кольпоскопия.
  • •7.1. Кольпоскопия: простая и расширенная. Микрокольпоскопия.
  • •8. Ультразвуковая диагностика
  • •6. Основные симптомы гинекологических заболеваний:
  • •7. Особенности гинекологического обследования девочек.
  • •8. Основные физиотерапевтические методы при лечении гинекологических больных. Показания и противопоказания к их назначению.
  • •9. Аменореи.
  • •1. Первичная аменорея: этиология, классификация, диагностика и лечение.
  • •2. Вторичная аменорея: этиология, классификация, диагностика и лечение.
  • •3. Яичниковая:
  • •3. Гипоталамо-гипофизарная форма аменореи. Диагностика и лечение.
  • •4. Яичниковая и маточная формы аменореи: диагностика и лечение.
  • •10. Альгодисменорея: этиопатогенез, клиника, диагностика и лечение.
  • •11. Дисфункциональные маточные кровотечения в различные возрастные периоды жизни женщины
  • •1. Ювенильные кровотечения.
  • •2. Дисфункциональные маточные кровотечения в репродуктивном периоде.
  • •3. Дисфункциональные маточные кровотечения в климактерическом периоде.
  • •4. Овуляторные дисфункциональные маточные кровотечения.
  • •I. Нарушение частоты менструации
  • •II. Нарушение количества теряемой менструальной крови:
  • •III. Нарушение продолжительности менструации
  • •IV. Межменструальные дмк
  • •5. Ановуляторные дисфункциональные маточные кровотечения.
  • •12. Предменструальный синдром: этиопатогенез, клиника, диагностика и лечение.
  • •13. Климактерический синдром: факторы риска, классификация, клиника и диагностика. Принципы заместительной гормональной терапии.
  • •14. Посткастрационный синдром (постовариэктомии). Принципы коррекции.
  • •15. Синдром поликистозных яичников (синдром Штейна-Левенталя). Классификация. Этиология и патогенез. Клиника, лечение и профилактика.
  • •16. Гипоменструальный синдром.
  • •17. Эндометрит.
  • •18. Сальпингооофорит.
  • •19. Пельвиоперитонит: этиопатогенез, клиническое течение, основы диагностики и лечения.
  • •20. Инфекционно-токсический шок: этиопатогенез, клиническое течение. Принципы диагностики и лечения.
  • •21. Особенности лечения воспалительных заболеваний органов малого таза в хронической стадии.
  • •22. Трихомониаз: клиническое течение, диагностика и лечение. Критерии излеченности.
  • •23. Хламидийная инфекция: клиника, диагностика и лечение.
  • •24. Бактериальный вагиноз: этиология, клиника, диагностика и лечение.
  • •25. Мико- и уреаплазмоз: клиника, диагностика, лечение.
  • •26. Генитальный герпес: клиника, диагностика, лечение. Основы профилактики.
  • •27. Папилломавирусная инфекция: клиника, диагностика, лечение. Основы профилактики.
  • •28. Вич-инфекция. Пути передачи, диагностика спид. Методы профилактики. Влияние на репродуктивную систему.
  • •2. Ассимптомная стадия вич-инфекции
  • •29. Гонорея – клиника, методы диагностики, лечение, критерии излеченности, профилактика.
  • •1. Гонорея нижнего отдела половых путей
  • •30. Туберкулез женских половых органов – клиника, методы диагностики, лечение, профилактика, влияние на репродуктивную систему.
  • •31. Фоновые и предраковые заболевания женских половых органов: классификация, этиология, методы диагностики, клиническая картина, лечение, профилактика.
  • •32. Эндометриоз: этиология, классификация, методы диагностики, клинические симптомы, принципы лечения, профилактика.
  • •33. Фибромиома матки.
  • •1. Консервативное лечение миомы матки.
  • •2. Хирургическое лечение.
  • •34. Опухоли и опухолевидные образования яичников.
  • •1. Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования яичников.
  • •2. Метастатические опухоли яичников.
  • •35. Гормональнозависимые заболевания молочных желез.
  • •I) диффузная фкм:
  • •II) узловая фкм.
  • •36. Трофобластическая болезнь (пузырный занос, хориокарцинома).
  • •37. Рак шейки матки.
  • •38. Рак тела матки.
  • •39. Рак яичников.
  • •40. Апоплексия яичника.
  • •41. Перекрут ножки опухоли яичника.
  • •42. Нарушение питания субсерозного узла при миоме матки, рождение субмукозного узла (см. Вопр. 17 в разделе «Патологическое акушерство» и вопр 33 в разделе «Гинекология»).
  • •43. Дифференциальная диагностика острой хирургической и гинекологической патологии.
  • •1) Распрос:
  • •2) Осмотр больной и объективное исследование
  • •4) Лабораторные методы исследования:
  • •44. Причины внутрибрюшных кровотечений в гинекологии.
  • •45. Внематочная беременность: этиология, классификация, диагностика, лечение, профилактика.
  • •1. Внематочная
  • •2. Аномальные варианты маточной
  • •46. Бесплодие: виды бесплодия, причины, методы обследования, современные методы лечения.
  • •47. Планирование семьи: регуляция рождаемости, средства и методы контрацепции, профилактика абортов.
  • •2. Гормональные средства
  • •48. Бесплодный брак. Алгоритм обследования супружеской пары при бесплодии.
  • •49. Предоперационная подготовка гинекологических больных.
  • •50. Послеоперационное ведение гинекологических больных.
  • •51. Осложнения в послеоперационном периоде и их профилактика.
  • •52. Типичные гинекологические операции при опущении и выпадении половых органов
  • •53. Типичные гинекологические операции на влагалищной части шейки матки, на матке и придатках матки.
  • •3. Органосохраняющие (пластические операции на придатках).
  • •4. Пластические операции на трубах.
  • •I. Органосохраняющие операции.
  • •2. Удаление субмукозных миоматозных узлов матки трансваги­нальным путем.
  • •1. Надвлагалищная ампутация матки без придатков:
  • •3. Экстирпация матки без придатков:
  • •54. Профилактика тромбоэмболических осложнений в группах риска.
  • •55. Инфузионно-трансфузионная терапия при острой кровопотере. Показания к переливанию крови.
  • •56. Гиперпластические процессы эндометрия.
  • •1. Оценка физического и полового развития детей и подростков (морфограмма, половая формула).
  • •2. Аномалии развития половых органов. Неправильные положения половых органов.
  • •3. Преждевременное и раннее половое созревание. Задержка и отсутствие полового развития.
  • •4. Генитальный инфантилизм.
  • •8. Воспалительные заболевания половой системы у девочек и у девочек-подростков: этиология, предрасполагающие факторы, особенности локализации, диагностика, клиника, принципы лечения, профилактика.
  • •9. Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте.
  • •10. Травмы половых органов: лечебная помощь, судебно-медицинская экспертиза.

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременной к родам

Роды — значительная физическая и психическая нагрузка для организма женщины. Поэтому должна проводиться как физическая, так и психопрофилак­тическая подготовка беременных женщин к родам.

Физическая подготовка к родам начинается уже в ранние сроки, продол­жается в течение всей беременности. Физическая подготовка включает утрен­нюю гимнастику и специальные упражнения при проведении физиопсихопро­филактической подготовки к родам, двигательный режим. Утренней гимнасти­кой могут заниматься все здоровые женщины, однако во время беременности необходимо исключить прыжки, бег, поднятие тяжестей. Занятия должны быть посильными, не вызывать перенапряжения, переутомления и направленными на укрепление мышц брюшного пресса и промежности.

Противопоказания для за­нятий беременной женщины физическими упражнениями — заболевания сер­дечно-сосудистой системы с явлениями декомпенсации кровообращения, хро­нический аппендицит, заболевания печени и почек, токсикозы беременных, ма­точные кровотечения, предлежание плаценты, многоводие, гнойные процессы любой локализации. Компенсированные пороки сердца, гипертоническая бо­лезнь I и II стадии, варикозные расширения вен нижних конечностей (без изъ­язвления) — не противопоказания для занятий физкультурой. Однако при этом должны быть использованы специальные (щадящие) комплексы упражнений.

Лучший вариант проведения эффективных занятий по физической куль­туре — это обучение беременной женщины комплексу упражнений методистом или специально подготовленной акушеркой в женской консультации. Для про­верки правильности выполнения упражнений необходимо 1 раз в 2-3 недели обратиться к методисту в женской консультации.

Весьма полезны воздушные ванны и гидропроцедуры (души влажные об­тирания), являющиеся элементами физической культуры.

Для укрепления мышечной системы необходимо соблюдение двигатель­ного режима.

Систематические занятия физкультурой во время беременности способ­ствуют более благоприятному течению родов, уменьшению разрывов промеж­ности и значительному снижению осложнений в послеродовом периоде. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам представляет собой психопрофилактическую подготовку в сочетании со специальной фи­зической подготовкой.

Психопрофилактическая подготовка к родам проводится, начиная с пер­вого посещения беременной женщины женской консультации, однако специ­альные занятия осуществляются с 30-ти недельного срока через каждые 10 дней — всего 5 занятий. Занятия проводит подготовленная акушерка в специально оборудованном кабинете. Для каждого занятия должен быть разработан план, занятия проходят обязательно с перерывами (ни в коем случае не ежедневно) с таким расчетом, чтобы последнее, заключающееся в повторении и закреплении полученных знаний и навыков, было проведено ближе к сроку родов.

Болевые ощущения у женщин в родах могут иметь место, так как обу­словлены материальным субстратом (раскрытие шейки матки, сжатие и растя­жение при сокращении матки кровеносных сосудов, имеющих собственную систему нервных рецепторов, давление предлежащей части на нижний сегмент матки, богатый нервными окончаниями, сжатие и перемещение мышечных пластов при сокращении матки). Устранить указанные причины невозможно. Но есть факторы, которые во много раз могут усиливать родовые боли — это страх, отрицательные эмоции, тормозное состояние коры головного мозга. Вот на их устранение и направлена психопрофилактическая подготовка. Главное, чего нужно добиться, — это снять чувство страха в родах, который снижает по­рог болевой чувствительности, и уже начальные, не очень сильные схватки мо­гут восприниматься корой головного мозга как болевые ощущения. Тормозное состояние коры, ослабление процессов возбуждения и торможения способст­вуют иррадиации болевых ощущений на обширную область, и как следствие они ощущаются как сильные боли. Задача специалистов — вывести кору го­ловного мозга из тормозного состояния. Родовые боли значительно уменьша­ются у беременной женщин, прошедших психопрофилактическую подготовку, а если они все же имеются, то применяются дополнительные методы обезболивания (медикаментозные и др.)

Кроме обезболивания родов, на занятиях беременных женщин обучают правильному поведению во время родов (выполнение всех указаний медицинского персонала, умение тужиться, понимание необходимости осмотра родовых путей врачом после родов и др.).

Ультрафиолетовое облучение проводится для группы или индивидуально (в зависимости от наличия соответствующей аппаратуры). Выполнение данной процедуры весьма существенно в условиях нашей республики, где солнечного света для беременных недостаточно. Ультрафиолетовое облучение улучшает функциональное состояние нервной системы, повышает иммунологическую ак­тивность. Последнее способствует защите организма беременной женщины от инфекции. Кроме того, ультрафиолетовое облучение ведет к образованию из провитамина D витамина Р, что — профилактика рахита у плода.

Санитарно-гигиеническое обучение, входящее в комплекс физипсихопрофилактической подготовки беременных женщин к родам, включает вопросы режима отдыха, рационального питания, личной гигиены и использования природных факторов, благотворно действующих на организм.

Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам, кроме обезболиваю­щего эффекта, способствует нормальному течению родов и предупреждению различных осложнений родов.

ДИАГНОСТИКА БЕРЕМЕННОСТИ: СОМНИТЕЛЬНЫЕ, ВЕРОЯТНЫЕ И ДОСТОВЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ.

I. Сомнительные признаки беременности(проявления общих измене­ний, связанных с беременностью):

1. Изменениеаппетита, прихоти, тошнота, рвота по утрам.

2. Изменение обонятельных ощущений.

3 Изменения со стороны нервной системы: раздражительность, сонли­вость, неустойчивость настроения и др.

4. Пигментация кожи на лице, по белой линии живота, сосков и околососковых кружков.

П. Вероятные признаки беременности (изменения менструальной функции и в половых органах):

1. Прекращение менструации у здоровых молодых женщин.

2. Появление молозива из сосков.

3. Синюшность (цианоз) слизистойоболочки влагалища и шейки матки.

4. Изменение величины, формы и консистенции матки:

а) признак Горвица-Гегара — наиболее выраженное размягчение матки в области перешейка;

6) признак Снегирева — легкая изменяемость консистенции матки во время двуручного исследования;

в) признак Пискачека — ассиметрия матки в результате куполооб­-
разного выпячивания правого или левого угла ее;

г) признак Гентера — усиленный перегиб матки кпереди в результате
сильного размягчения перешейка, гребневидноеутолщение (выступ) на
передней поверхности матки по средней линии.

Биологические методы диагностики беременности:

• Гормональная реакция Цондека-Ашгейма: моча беременной женщины,
которая содержит хорионический гонадотропин, вводится подкожно не­-
половозрелым мышам и вызывает у них рост матки и фолликулов яични­ка, кровоизлияния в полость увеличенных фолликулов (II и III тип реак­ции).

• Реакция Фридмана: мочу беременных вводят взрослым крольчихам, изо­лированным от самцов в течение 6-8 недель. При наличии беременности в
яичниках крольчих возникают кровоизлияния в полость увеличенных
фолликулов.

• Иммунологический метод: основан на подавлении (торможении) реакции гемагглютинации заряженных хорионическим гонадотропином эритроци­тов соответствующей антисывороткой в присутствии хорионического гонадотропина, содержащегося в моче беременных.

III. Достоверные признаки беременности

1. Прощупывание частей плода.

2.Ясно слышимые сердечные тоны плода.

3. Движения плода, ощущаемые врачом при исследовании беременной.

4.Электрокардиография и фонокардиография плода.

5. Изображение плода при ультразвуковом исследовании.

Срок беременности подсчитывается с учетом данных анамнеза, сведений женской консультации и объективного обследования. Определяют первый день последней менструации, дату первого шевеления плода (для первородящих — 20 недель, а для повторнородящих — 18 недель), подсчитывают срок по дню предполагаемой овуляции с учетом длительности менструального цикла, а так­же первой ранней (до 10-12 недель) явки к врачу.

Определение даты родов осуществляется следующим образом. Нормаль­ная беременность длится 280 дней, т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев (считать следует от первого дня последней менструации). Однако у некоторых женщин беременность может длиться больше или меньше этого срока (в преде­лах 2-х недель колебания считают нормальными). День предстоящих родов можно определить, прибавив 280 дней к первому дню последней менструации. Для удобства принято от первого дня последней менструации отсчитывать назад 3 месяца и прибавлять 7 дней. Срок родов можно определить и по первому шевелению плода: к дате первого шевеления плода у первобеременных женщин прибавляется 5 акушерских месяцев или 140 дней, у повторнородящих женщин — 5,5 акушерских месяца или 154 дня.

Для правильного определения срока беременности и даты предстоящих родов большое значение имеютданные объективного обследования. В первые месяцы беременности ее срок устанавливается по величине матки, определяе­мой при влагалищном обследовании (в 1 триместре). В дальнейшем нужную информацию получают путем измерения высоты дна матки над лоном и сопос­тавления ее с окружностью живота и величиной плода.

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам

Введение 3

1. Теоретическая часть

    1. Физио-психопрофилактическая подготовка 4
    2. Психопрофилактическая подготовка 6

2. Практическая часть 9

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Приложения 18

Введение

Инстинкт материнства заложен в женщинах природой, и каждая женщина сознательно или неосознанно стремится выполнить свое главное предназначение. Но когда подходит время, когда скоро должен родиться ребенок, многие женщины начинают испытывать страх родов, так как связывают его с обязательными страданиями и нестерпимыми болями. Психологическая и физическая подготовка к родам способствует мобилизации всех сил женщины, для родоразрешения.

В формировании родовой боли участвует также психогенный компонент, основой которого является страх перед болями, убежденность в их неизбежности, воспитанная представлениями о том, что родам всегда сопутствует боль.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины и психологии, повышение научного и технического уровня родовспоможения психологические проблемы в период беременности не уменьшаются.

Объектом исследования являются беременные женщины.

Предмет исследования – психологическая и физическая подготовка беременных женщин к родам.

Основная цель – изучение различных методик в подготовке беременных женщин к родам.

  1. Теоретическая часть

1.1. Физио-психопрофилактическая подготовка

включает:

● индивидуальные беседы и лекции;

● групповые занятия специальной гимнастикой;

● использование для укрепления здоровья природных факторов (свет, воздух, вода);

● применение физической терапии.

Цели физио-психопрофилактики при беременности:

● повышение сопротивляемости организма;

● адаптация к повышенным требованиям в новых условиях деятельности организма;

● антенатальная охрана плода;

● выработка у женщины сознательного отношения к беременности, восприятия родов как физиологического процесса;

● обучение навыкам поведения в родах.

В комплекс физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам входит гигиеническая гимнастика, которой рекомендуется заниматься ежедневно или через день с ранних сроков беременности под руководством инструктора лечебной физкультуры либо специально обученной медицинской сестры.

· Беременных обучают правилам личной гигиены и готовят к будущему материнству в «Школах материнства», а мужей беременных — в «Школах отцов», организуемых в женских консультациях с использованием демонстративных материалов, наглядных пособий, технических средств и предметов ухода за ребенком.

· К посещению «Школы материнства» следует привлекать всех женщин с ранних сроков беременности. Беременным следует разъяснять важность посещения этих занятий. В консультации должна быть яркая информация о программе и времени проведения занятий. Непосредственными помощниками врачей при проведении занятий в «Школе материнства» являются акушерки и медицинские сестры по уходу за ребенком.

· Группы формируют из 8–10 человек с учётом сроков беременности. Занятия проводят в утренние, а для работающих беременных — дополнительно в вечерние часы.

· Заведующая консультацией организует занятия, учитывая особенности местных условий, осуществляет контроль за работой «Школы материнства» и связь с территориальным центром здоровья для получения методической помощи и печатных материалов. Учебный план «Школы материнства» предусматривает 3 занятия акушера-гинеколога, 2 педиатра и 1 юрисконсульта при его наличии.

· При подготовке к родам (начиная с 33–35 нед) беременных не только знакомят с физиологией родового акта, правильного поведения в родах, но и обучают упражнениям по аутотренингу и точечному самомассажу как факторам, снимающим болевые ощущения во время схваток, развивающим и укрепляющим волевые способности человека к самовнушению.

· Правильно проведённая физиопсихопрофилактическая подготовка устраняет страх перед предстоящими родами, способна значительно уменьшить болевые ощущения во время схваток, обеспечить адекватное поведение роженицы.

· Интерьер кабинета для проведения групповых занятий должен создавать у слушателей психологический комфорт. Рекомендуется иметь кушетки или удобные кресла, набор рисунков и таблиц, слайдоскоп, магнитофон, аудиокассеты со специальными музыкальными программами и др.

· Целесообразно обеспечить возможность самостоятельного просмотра видеокассет по проблемам гигиены беременных, семейной подготовки к родам, правилам грудного вскармливания, ухода за новорождённым, контрацепции после родов и т.д.

· Физические упражнения делят на 3 комплекса соответственно срокам: до 16 нед, от 17 до 32 нед и от 33 до 40 нед. Каждый комплекс упражнений предусматривает обучение определенным навыкам, необходимым для адаптации организма к соответствующему периоду беременности. Занятия гимнастикой целесообразно завершать ультрафиолетовым облучением, особенно в осеннезимний сезон. Если беременная не может посещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гимнастических упражнений, после чего она продолжает гимнастику дома под контролем инструктора каждые 10–12 дней.

· Больные беременные выполняют лечебную гимнастику дифференцированно, с учётом основного заболевания.

Противопоказана физкультура при острых или часто обостряющихся и декомпенсированных соматических заболеваниях, привычных выкидышах в анамнезе и угрозе прерывания данной беременности.

1.2 Психопрофилактическая подготовка к родам

Страх и волнение, сопровождающие беременных женщин (особенно первородящих), угнетают деятельность ЦНС, которая не в состоянии тормозить сигналы, поступающие в сознание непосредственно из внутренних органов. Это и становится основной предпосылкой появления боли.
Чтобы родовая деятельность прошла максимально легко и сравнительно безболезненно, надо успокоиться и расслабиться. Но, к сожалению, сделать это не всегда просто, ведь с молодого возраста мы наслышаны о родовых болях и о схватках, поэтому у многих рожениц роды ассоциируются с крайне болезненным и тяжелым процессом.
Психопрофилактическая подготовка беременных женщин к родовой деятельности направлена на устранение болевого синдрома при родах посредством воздействия на психику роженицы. В основе данной подготовки лежит положение профессора И. Павлова о значении слова, выступающего в качестве мощного условного раздражителя.

Основная цель такой подготовки заключается в снятии психогенного компонента родовой боли, устранении представления о ее неминуемости. Таким образом, в ходе психопрофилактической подготовки создается новое представление о родах как о благоприятно протекающем физиологическом процессе, в котором боль не является обязательным фактором.
Надо сказать, что степень болевых ощущений различна и зависит от функциональных особенностей самой нервной системы. Так, некоторые женщины во время родов испытывают незначительные боли, тогда как большая часть рожениц испытывает умеренные боли, которые переносятся достаточно спокойно (и здесь важно четко следовать указаниям врача, принимающего роды). А вот женщины, обладающие неуравновешенной нервной системой, испытывают страх и другие отрицательные эмоции, тем самым провоцируя формирование болезненных ощущений. Такие роженицы с первых минут схваток ведут себя крайне беспокойно, они кричат, мечутся и плохо выполняют все указания врача, что мешает проведению нормального родового процесса.

Психопрофилактическая подготовка проводится в женской консультации, начиная с первого визита беременной к врачу, который не только тщательно обследует женщину и определяет срок родов, но и выявляет ее отношение к беременности. Врач выясняет страхи и опасения беременной, пытаясь при этом создать положительные эмоции у будущей мамы, вселяя в нее уверенность в благополучном и безболезненном течении беременности в целом и процесса родов в частности.

Важно грамотно познакомить женщину с таким естественным физиологическим процессом как беременность, заранее разъяснить все те ощущения, которые она будет испытывать во время отдельных периодов «интересного положения» и родов. Кроме того, врач объяснит, как именно надо себя вести во время потуг и схваток, научит сознательно тормозить и гасить посредством силы мысли болевые ощущения (такие занятия проводятся, начиная с 32 – 33 недель беременности).
Кроме того, в ходе таких занятий беременную женщину знакомят с рациональными позами роженицы, обучают умению правильно тужиться, а также направлять свою энергию в правильное русло при потугах. Немаловажная роль отводится и обучению правильному дыханию, во время которого осуществляется счет при выдохе и расслабление всех мышц в процессе выведения головки ребенка (это поможет уменьшить силу потуги).
Так, грамотно проведенная психопрофилактическая подготовка позволяет роженице активно принимать участие в процессе родов, не препятствуя нормальному прохождению малыша через родовые пути. Важно не тратить свои силы на бесполезный страх или беспокойство. Напротив, необходимо своей целеустремленной, а, главное, сознательной деятельностью максимально способствовать их нормальному и, соответственно, безболезненному течению.

2. Практическая часть

Программа подготовки беременных к родам

Отношение женщины к беременности и к родам формируется под влиянием различных факторов, включая социальные, морально-этические, экономические и др., и зависит от особенностей личности женщины. Наряду с индивидуальной психопрофилактической работой, которую врач должен проводить при каждом посещении беременной, целесообразным является проведение групповых занятий по психопрофилактической подготовке к родам с началом дородового отпуска. Для проведения таких занятий формируются группы по 6-8 человек с учетом психо-эмоционального статуса пациенток. Так, например, целесообразно формировать отдельные группы из социально-активных женщины, у которых с наступлением беременности может отмечаться более выраженная психическая неустойчивость в связи с лишением их привычных активных социальных позиций. Другую группу могут составить женщины, привыкшие к опеке в семье, и поэтому плохо подготовленные к материнству. Подобные однородные группы могут составить матери-одиночки, беременные после перенесенных травм или стресса, беременные с большим числом искусственных абортов в анамнезе. Следует также принимать во внимание, что в тщательной психофизической подготовке нуждаются беременные с высоким риском возможных осложнений при беременности и в родах, а также женщины с низким порогом болевой чувствительности.

В группе, беременных с однородными психо-эмоциональным особенностям, легче создается атмосфера взаимного доверия, чувства внутренней свободы и раскованности, что позволяет более эффективно формировать установки правильного поведения во время беременности и в родах. Занятия следует начинать с 33-34 недель беременности, проводить их еженедельно в течение месяца. Таких занятий, соответственно будет 4. Продолжительность каждого из них должна составлять 25-30 минут, кроме самого первого, которое может продолжаться около I часа.

Первое занятие

Первое занятие обычно состоит из двух частей: вводной и основной. В вводной части разъясняются возможности обучения беременных управлять своей волей и активностью в родах. Одной из форм такого обучения является аутогенная тренировка, так как с ее помощью можно эффективно мобилизовать энергию женщины в родах и ослабить болевые ощущения. Для этого используются методы аутогенной тренировки, которая позволяет научиться осознанно управлять некоторыми функциями организма путем волевого воздействия на них.

Снятию психо-эмоционального напряжения способствует также самомассаж определенных биологически активных точек, которому обучаются беременные. Точечный самомассаж при регулярных занятиях обладает общеукрепляющим и оздоравливающимим воздействием, что оказывает благоприятное влияние на течении беременности, и способствует поддержанию высокого нсихо-змоционалъного и физического тонуса пациентки. Кроме того, применение элементов пальцевого самомассажа в родах способствует уменьшению родовой боли, нормализации схваток и мобилизации волевых усилий.

В основной части первого занятия пациенткам сообщаются краткие сведения об анатомическом строении женских половых органов, особенностях развития плода, течении беременности и родов. Важно обратить внимание беременной на то, что роды представляют собой естественный физиологический процесс. Следует проинформировать пациентку о том, как правильно распределять свои силы в родах и об особенностях физического напряжения в зависимости от периодов родов. Следует убедить беременных в необходимости спокойного поведения в родах, в выполнении указаний медицинского персонала, обратить внимание на необходимость регулярного мочеиспускания для правильного течения родов.

Далее беременным предлагаются занятия по обучению аутотренингу и точечному самомассажу.

В конце всего занятия дается возможность еще раз проанализировать все свои ощущения после аутотренинга и самомассажа, добиться ощущения максимального отдыха и покоя. Для объективного контроля за состоянием беременной регистрируют показатели пульса до, и после занятия. Для закрепления полученных навыков беременным рекомендуется ежедневно повторять занятия дома, продолжительность 7-10 минут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *