Что такое гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях

детского сада»

Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Большую роль в этом играет современная предметно-развивающая среда. Её создание – важная задача для каждого работника дошкольного учреждения.

Пространственно-предметная развивающая среда выступает одним из главных условий полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа. С учетом гендерного воспитания строится развивающая среда в группе. Создается разное пространство в группе для игр мальчиков и девочек, и подбираются игрушки с учетом их полового признака.

Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка

Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как мужчину или женщину. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют

Основными задачами в работе является ознакомление детей со специфическими особенностями поведения и деятельности представителей мужского и женского пола; ознакомление с качествами, соответствующими представителям мужского и женского пола

Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомятся с русскими народными играми, заучивают пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде;

В старших возрастных группах ДОУ для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобираются с учетом полового признака. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью

В сюжетно-ролевых играх организация игровых ситуаций происходит самостоятельно или под руководством взрослого. В каждом сюжете определенной игры дети отражают трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин, их отношения, взаимодействия и взаимозависимость. Для детей шестого года жизни такими играми являются игры: «Повара» «Труд родителей» «Магазин» «Строительство» «Медицинские работники» «Автомобильный транспорт» «Космонавты» «Парикмахерская» и др. 2. Широко используются в работе с детьми по поло-ролевому воспитанию беседы на следующие темы: — Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком)? Почему? — По одежде встречают, по уму провожают. — Женские и мужские дела (дома и в обществе). — Как я помогаю маме (папе)? — Каким должен быть мальчик (девочка)? — Должны ли дружить мальчики и девочки? — Любимые игры мальчиков и девочек. — Уроки этикета. — Растём здоровыми (о вредных привычках) и др.

Поэтому во II младшей группе в начале учебного года нужно проводить родительское собрание на эту тему. Довести до понимания родителей важность того факта, что предметно-пространственная среда не только обеспечивает различные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. И что наша роль — роль взрослого (и педагогов, и родителей) в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их умения на исследование отдельных её элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Оборудовать игровую среду.

Сшить для сюжетно-ролевых и театрализованных игр красивые костюмы для мальчиков и девочек. Изготовить маски, декорации к сказке «Теремок» и др. сказкам. Оборудовать уголки в группе:

Парикмахерская,

Уголок ряженья,

Театр,

Спортивный уголок,

Мастерская для мальчиков.

Приобрести игрушки для с/р игры «Семья», приготовить атрибуты для с/р игры «Магазин», «Больница». Для мальчиков приобрести каски, разнообразные инструменты, конструкторы.

Красивые нарядные куклы, посуда, инструменты, плита, гладильная доска, костюмы…… быстро привлекли внимание детей, и они начали применять их в действии: катать кукол, кормить, укладывать спать, гладить им одежду; накрывать на стол; забивать гвозди; крутить гайки; наряжаться и т.д. Во II младшей группе важно было, чтобы дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

В младшей группе используется прием показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей, воспитатель начинает играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную», «иду гулять с куклой». Дети внимательно наблюдают за действиями воспитателя, продолжая игру, а затем передав куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Обращать внимание, что очень важно относиться к куклам, мишкам, зайчикам… как к живым существам: ласково, заботливо.

В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.

Работу по организации с/р игр осуществляется в двух направлениях:

создание необходимой игровой среды,

непосредственное руководство играми детей.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

Особую роль отводится чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру. Необходимо еще рассказывать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап). Проводила беседы на темы: «Кем работает твоя мама?», «….твой папа?», «Какая должна быть девочка?», «каким должен быть мальчик?», «какие обязанности в твоей семье у мамы, у папы, у тебя?»…. Для обогащения игровых действий, развития сюжета мы проводили с детьми наблюдение за работой няни, медсестры, воспитателя, дворника, шофера, который привозит продукты в д/с.. В последствии этих наблюдений и бесед, дети, играя, не просто ставили кастрюлю на плиту, а «варили» суп, компот,…

Для того, чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой целью есть дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «постираем кукле белье», «Кому что нужно для работы?», «Что можно сделать этим инструментом?» (молотком забить гвоздь, ключом закрутить гайку,…). Для обогащения игрового опыта детей сначала в младшей группе подбираются простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу. Покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы-заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой. Но к концу второй младшей группы и в средней он усложняется. Вводились новые игровые действия: «мама сервирует стол на день рождения дочери», «мама готовит обед для дочки и папы»,…. Постепенно сюжет обогащается привлечением детей на новые роли: папы, бабушки, дедушки, сестер, братьев… В игре просматривалась связь нескольких сюжетов: «мама отводит дочку в д/сад», «к врачу», «в парикмахерскую», «готовит обед», «накрывает стол», «папа идет на работу», «мама и папа идет в театр, а дедушка и бабушка остаются с маленькими внуками дома», «всей семьей поехали на автобусе в цирк».

При этом мальчики охотно исполняют роль заботливого папы. Они не только ходят на работу (на стройку…, водили автобус, или работали врачами, парикмахерами..), но и помогают «маме» — гуляют с малышами, моют посуду, ходят в магазин.

Нужно обращать внимание детей на то, что папы всегда должны помогать мамам: не только работать, но и брать на себя какую-то часть забот по дому, помогать по хозяйству, в воспитании малышей – маленьких дочек и сыночков.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждаются в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и др. игрушки, безусловно, нужны – они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияет на все развитие ребенка.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра «Дочки – матери» (сначала куклы выступали в ней в роли детей, а уже в средней группе девочки стали примерять на себя роль не только мамы, но и дочки, а мальчики – сына, папы). В таких играх в нашей группе очень часто участвуют и мальчики. Эта игра даёт возможность проявить участие и заботу друг о друге в «семье». И нужно использовать эту возможность для дальнейшего воспитания у мальчиков и девочек чувств и ролевого поведения соответственно их гендеру. «Мама» заботливая, нежная, ласковая, умеет готовить обед, красиво сервировать стол, следить за порядком в доме, умеет мирно решить спор, конфликты, создать дома уют… А «папы» — они сильные, справедливые, умные, тоже заботливые (заботятся о всех членах семьи); они зарабатывают деньги, чтобы их семья ни в чем не нуждалась; они помогают «мамам» в воспитании их детей, помогают по хозяйству. «Папы» тоже умеют мыть посуду, гладить, готовить обед, играть с ребенком и охотно это делают, когда надо помочь «мамам».

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре «Больница» — мальчики очень любят быть врачами. В роли пациента в младшей группе брали куклу, а сейчас приглашают своих товарищей, друзей. В таких играх мальчики и девочки имеют возможность примерять на себя разные роли и приобретают соответствующий социальный опыт.

Дети сейчас уже знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам. А дома в семье есть папины дела, а есть мамины. Что нужно помогать друг другу, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого. На данный момент дети уже хорошо усвоили, что при наведении порядка в группе или подготовке к занятию (физ-ре, рисованию,…) мальчики берутся за более тяжелую работу (носить и расставлять стульчики, скамейки, спортивный инвентарь, собирать конструктор, ставить в гараж машины….), а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол, красиво накрыть на стол – это работа для девочек.

Обязательно нужно обращать внимание всех детей на поступки тех мальчиков, кто уже проявил себя как рыцарь, как настоящий мальчик: принес стул или уступил свой девочке, пропустил её вперёд, помог застегнуть молнию на сапоге….

Мы часто с детьми говорим о том, что мальчики сильные, храбрые, мужественные, умные как папы. Я называю их защитниками, рыцарями, героями. А девочки у нас красивые, нежные, ласковые, добрые как мамы.

В результате такой работы у детей расширится кругозор, повысится интерес к близким людям, их взаимоотношениям. Шире станут представления о разнице полов: у одних есть косички, юбки, платья, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол. Не носят бижутерию, очень громко говорят, любят бегать, меряться силой. Дружить хочется с девочкой нежной, аккуратной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, внимательного, защитника и рыцаря.

Хочется надеяться, что из наших мальчиков и девочек в положенное время вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.

Таким образом, предметно-игровая среда, выстроенная с учетом гендерных особенностей детей, способствует более гармоничному развитию, что позволяет ребенку на¬иболее полно проявить себя в современном мире.

План-конспект урока по теме: Родительское собрание «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ В ДЕТСКОМ САДУ»

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек. С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребёнка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребёнок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.

Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и Земля, как огонь и лёд. Мы все такие разные в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведём себя в одной же ситуации, воспринимаем окружающий мир.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности.

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки, мужчины и женщины. Издавна пол является настолько фундаментальной, пронизывающей всё бытиё человека характеристикой, что половые различия принимались за нечто само собой разумеющееся, раз и навсегда всем данное от природой.

Пол ребёнка зависит от отца, и пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия, и ничто не может его изменить. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между девочками и мальчиками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, лёгкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, заикание, неврозы.

Поло ролевое воспитание детей называется ещё – гендерным воспитанием. Биологический и социальный пол – гендер.

Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с людьми.

Гендер называется социальным полом, т.к. человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях.

И пол, и гендер является системами условных обозначений, которые формируют определённый порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит быть девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е., с момента рождения начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Пол – первая категория, в которой ребёнок осмысливает себя как индивидуальность. На вором году жизни, ещё не выделяя себя среди других людей и не называя себя «Я», ребёнок уже узнаёт – мальчик он или девочка. Конечно на этих порах он может назвать свой пол, но не более того, почему это так, он ещё объяснить не умеет.

Ребёнок после трёх лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до этого возраста мальчик может сказать: «Я пошла» и «Я пошёл».

Уже в три года дети знают, что девочкам следует вести не так, как мальчикам. Становясь старше, ребёнок начинает воспринимать внутренний мир, переживания, смысл поведения отца и матери как мужчины и женщины. И это – идентификация. Отец по-другому ходит, говорит, проявляет эмоции, чем мать. И ребёнок запечатлевает это. Но отец по-другому относится к жизни, к ситуации, по-другому оценивает, разрешает проблемы и переживает их, и мальчик воспринимает это, уже солидаризируясь с отцом, идентифицируясь с ним, а не просто копируя его. То же самое и девочка, когда она воспринимает мир матери, её переживания и реагирование, идентифицируясь с ней.

Для того чтобы идентификация с отцом для мальчика проходила нормально, роль отца в семье должна быть сильной, его престиж и авторитет – высокими. Сын на всю жизнь запоминает облик отца. Дочь, глядя на отца, делает свои выводы о том, что такое мужчина и какова его роль. В свою очередь, мать должна предстать перед детьми оптимистичной, гордой, красивой.

В старшем дошкольном возрасте становится наиболее заметна разница в двигательной активности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр и физическими показателями. У мальчиков доминируют игры подвижного характера (с мячом, ракеткой). Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием статических поз (сюжетно-ролевые — «Семья», «Магазин», «Школа»). Мальчики и девочки берут на себя разные роли, используя при этом свой уже достаточно богатый опыт. Мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной, чем в организованной кем-то деятельности.

У девочек в этом возрасте обычно лучше, чем у мальчиков, развита речь, они более послушны, внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их биологический возраст старше. Но у мальчиков больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Безусловно, важным фактором в процессе формирования полоролевого поведения ребёнка является семья, в частности пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек – с матерями и бабушками. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он – будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. Отсутствие папы в неполной семье или второстепенная роль отца в полной могут негативно повлиять на характер мальчика. В таких случаях необходимо обеспечить ребёнку полноценное общение с дедушкой, другими родственниками-мужчинами.

В воспитании мальчиков и девочек родители зачастую сталкиваются с рядом трудностей. Например, некоторые отцы девочек, мечтающие о сыне, стремятся воспитать мальчика из своей дочери. Это негативно влияет на дальнейшую жизнь девочки, мешает её нормальному развитию. Девочке необходимо постоянное подтверждение того, что её любят. Девочку нужно чаще хвалить, говорить ей комплименты, каждая девочка мечтает услышать от своих близких слова: «Мы так тебя любим! Ты просто красавица! Ты самая лучшая! Ты у нас просто чудо!»

Вот пример из жизни нашего города: как родители влияют на социальный пол ребёнка и его психику. К психологу на приём пришла мама 6-летней девочки. Девочка не хочет носить платья, коротко стрижётся. А недавно заявила: «Хочу быть мальчиком!» На вопрос мамы: «Почему?» не ответила и замкнулась.

Из беседы с мамой выяснили следующее. Папа хотел мальчика, а родилась девочка. Он так и не простил жене. И для того чтобы родители жили в мире, девочка решила стать мальчиком.

Мальчику тоже приятно, когда им восхищаются, но с 5-6 лет мальчику недостаточно просто чувствовать себя любимым. Ему хочется, чтобы его хвалили за личные достижения. Он стремится быть лучшим, быть лидером. Когда родители смотрят на сына и восхищаются качествами, присущими мужскому полу, он приобретает уверенность, которая помогает ему вырабатывать мужские черты характера.

От родителей зависит, каким вырастет их ребёнок и насколько он будет соответствовать своему полу.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Старайтесь понимать наших мальчиков и девочек, ведь они будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути – какими должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что сделали сами по незнанию.

Рекомендации для родителей и воспитателей.

Воспитание и обучение с учётом пола ребёнка.

  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с определёнными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
  5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
  6. Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что её ругают. Спокойно разберите ошибки.
  7. Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  8. Не забывайте, что оценка, данная вами ребёнку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
  9. Вы должны не учить ребёнка, а развивать у него желание учиться.
  10. Для ребёнка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
  11. Лень ребёнка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  12. Для гармоничного развития ребёнка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

Тест-игра: » Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Ну на кого ты похож (а)?

2

7. Я в твои годы…

2

8. Ты моя опора и помощник (ца).

1

9. Ну что за друзья у тебя?

2

10. О чём ты только думаешь?!

2

11. Какая (какой) ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети, как дети, а ты…

2

14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!

1

Оценка результатов:

Подсчитайте общее количество баллов.

  • Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности.
  • Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствуют о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
  • 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

Гендерное воспитание в условиях ДОУ

В английском языке для обозначения пола употребляются 2 слова: sex (пол) и gender (соц.пол)

Пол — это совокупность анатомо-физиологических особен­ностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Что же такое гендерное воспитание?

Гендерное воспитание предполагает усвоение и воспроизведение гендерных ролей и культуры взаимоотношения полов.

Говоря о гендерном воспитании следует ввести термин Гендерная идентичность/гендерная принадлежность, которая формируется в процессе гендерного воспитания.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он — девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость)

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Итак, мы видим,что дошкольный возраст является сензитивным для формирования гендерной идентичности.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола. То есть не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Наблюдая за воспитанниками детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

По данным российских исследований, дети находятся в ДОУ 40-50 часов в неделю, а работающий родитель общается с ребёнком 1,5 часа в день, т.е. 7,5 часов в течение рабочей недели. Это обстоятельство доказывает важность грамотной организации жизнедеятельности в ДОУ для гармоничного развития ребёнка и для формирования его полоролевых представлений.

Невозможно осуществлять полноценное воспитание и обучение в отрыве от семьи или игнорируя воспитательный потенциал ДОУ.

Итак, работа по гендерному воспитанию должна включать в себя и работу с семьёй и работу с детьми.

Формы работы с детьми:

  1. Создание предметно-развивающей среды.

  • Различная маркировка, подчёркивающая гендерную принадлежность (в туалете, в спальне, в раздевалке);

В младших и средних группах используются маркеры гендерных различий(тёмный-светлый)

  • Оборудование групповой комнаты (Организация уголков «Маленькая леди», «Юный мастер», «Уголок здоровья» и т.д.)

Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они должны играть отдельно. Необходимо организовать среду так, чтобы дети взаимодействовали, учились выстраивать взаимоотношения. В уголке сюжетно-ролевых игр мальчик в роли папы взаимодействует с девочкой «мамой». В игровом пространстве девочек имеется чемодан с инструментами, где мальчик может помочь что -то отремонтировать. В зоне игр для мальчиков может находиться аптечка и девочка окажет первую помощь.

  • Создание библиотеки «Для вас, мальчики», «Для вас, девочки»; а т.ж. создание альбомов «Где работают мамы?», «Моя семья» и т.д.

Эстетически организованная среда должна включать экспозицию произведений изобразительного искусства (репродукция картин художников, произведения народного искусства, детского творчества -«Три богатыря» и «Аленушка», «Иван царевич на сером волке» и «Девочка на шаре»! );

  • Особое внимание уделять выбору игрушек, т.к. от того, какие игры и игрушки окружают детей зависит их интеллектуальное и личностное развитие.

Пространство для игр девочек невелико, им достаточно уголка в группе или небольшого места на улице, чтобы разместить игрушки вокруг себя. У мальчиков – наоборот, их игры направлены на освоение территории, на исследование объектов. Игры мальчиков активные, энергичные и опираются на дальнее зрение.

Следует отметить, что организованная среда в зоне сюжетно-ролевых игр для девочек детализирована с учётом того, что в центре внимания девочки с самого раннего возраста находится человек и сфера его бытия: взаимоотношения и предметы потребления. Уголок должен быть насыщен предметами, как в реальной жизни. Мальчики, наоборот, больше играют с предметами-заместителями и такая детализация им не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек. Именно поэтому для мальчиков необходимы конструкторы, трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами.

Для развития творческого замысла в играх девочкам требуются украшения, банты, накидки, сумочки; мальчикам – детали военной формы, технические игрушки.

Итак , среда построенная с учётом половых различий должна предоставлять возможность и для любимых игр и занятий, как мальчикам, так и девочкам

(развивающие пособия для девочек д.б.привлекательны для них по форме, но по содержанию м.б.интересны и мальчикам).

  1. Чтение художественной литературы.

Репертуар художественных произведений по воспитанию у детей идеалов мужественности и женственности делится на блоки.

В первый блок входят произведения, раскрывающие качества мужественности, присущие защитникам Отечества: смелость, стойкость, ответственность; а также произведения о мальчиках, проявляющих мужественность и о мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах.

Второй блок произведений способствует формированию представлений о некоторых качествах женственности, а именно: заботливости, терпимости к недостаткам других и попечительства по отношению к малышам.

Третий блок произведений направлен на формирование у детей представлений о дружной и счастливой семье, где все заботятся друг о друге, во всем помогают, вместе проводят досуг.

Такие произведения как сказки «Золушка», «Спящая красавица» имеют большое воспитательное значение и дают возможность подчеркнуть красоту, чувственность привлекательность девочек, а такие произведения как «Сыновья», «Волшебное слово» Осеевой В. формируют смелость, уверенность, ответственность, так необходимые мальчикам!

  1. Этические беседы.

Ш. А. Амонашвили предлагает ввести практику «секретных совещаний» с мальчиками и девочками. Суть этих «секретных совещаний» в том, что мальчикам/девочкам незачем знать, какие наставления дают девочкам/мальчикам. Иначе эта заботливость потеряет свою эстетику обслуживания.

На «секретных совещаниях» с мальчиками рекомендуется обсуждать следующие правила:

  • по отношению к девочкам и слабым недопустима грубость (нельзя толкать, отбирать вещи, драться не только с ними, но и в их присутствии, говорить грубые слова) ;

  • к девочкам надо проявлять внимание – пропускать вперед, уступать место, очередь, придерживать дверь, подавать пальто;

  • мальчик должен брать на себя работу, требующую физической силы, должен защищать девочек и тех, кто слабее, от опасности.

На «секретных совещаниях» с девочками обсуждаются следующие правила:

  • девочке не принято говорить грубым голосом и употреблять грубые слова; она должна обращаться к другим по имени, уважительно;

  • тех, кто ссорится, нужно помирить;

  • нужно помогать тому, кто не умеет поддерживать красоту и порядок;

  • надо замечать, какое настроение у тех, кто рядом с тобой, и помогать тому, кому плохо;

  • нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам.

  1. Специально организованные занятия.

«Русский народный костюм», «Я и моя семья», «С кем бы я хотел дружить» и т.д.

  1. Игры и упражнения для формирования полоролевых представлений.

  2. . Этические проблемные ситуации.

Воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою компетентность. Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций трех видов:

  • когда описанная проблема была разрешена двумя детьми, одним правильно, а другим неправильно;

  • когда проблема в предложенном рассказе решалась неправильно;

  • когда перед ребенком в проблемной ситуации стоял вопрос «Как поступить? «.

  1. Организация трудовой деятельности.

Труд – это вид совместной деятельности, способствующий формированию и закреплению представлений детей о мужественности и женственности. Так, например, при подготовке атрибутов к физкультурному занятию мальчики выполняют трудовые действия, требующие физической силы: приносят скамейки, маты, стойки. Девочки выполняют более легкую работу: раскладывают предметы для общеразвивающих упражнений

  1. Сюжетно-ролевые игры.

Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоление разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре. Но видеть в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе привлекательной для себя роли.

Например, игры «Автосервис» и «Мастерская по ремонту бытовой техники», предназначенные для мальчиков. Их можно дополнить сюжетами, «открыв» продуктовый киоск, медицинский пункт. Так в играх участвуют на привлекательных для себя ролях мальчики и девочки.

  1. Праздники в детском саду («День защитника» «8 Марта», «Масленница», «Рождество».

  2. Театрализованная деятельность.

  3. Использование методических приёмов для учёта полоролевых особенностей при организации образовательной деятельности по ОО «Физическая культура»

При организации образовательной деятельности по ОО «Физическая культура» постоянно используются методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки – с лентами).

2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).

3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5. Различия в обучении сложным двигательным (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.

6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).

7. Распределение ролей в подвижных играх

8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).

11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.

12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

13. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.

14. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).

15. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Таким образом мы с вами видим, что работа по формированию гендерной принадлежности дошкольника прослеживается во всех образовательных областях Программы ДОУ.

Формы работы с семьёй:

  1. Родительские собрания («Девочки и мальчики – два разных мира», «Куклы — для девочек, машинки — для мальчиков?», «Важна ли роль мамы в полоролевом воспитании ребёнка»

«Воспитание мальчика и девочки в русской традиции» и т.д.

  1. Оформление информационного уголка;

  2. Анкетирование родителей;

  3. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения;

  4. Выполнение заданий совместно с детьми :

  • Создать семейное дерево;

  • Составить рассказ «Главный праздник нашей семьи» (с отражением семейных традиций);

  • Нарисовать рисунок «Как мы проводим выходные» или «Портрет моей семьи» ( с послед. выставкой);

  1. Проведение праздников совместно с родителями (23 февраля, 8 марта, «Папа,мама,я – спортивная семья»)

Гендерное воспитание в условиях детского сада

света сироткина
Гендерное воспитание в условиях детского сада

Гендерное воспитание в условиях детского сада

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит: от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменится — мальчики становятся мужчинами, а девочки- женщинами.

Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.

Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей в детском саду вызывало тревогу: некоторые дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой.

В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.

Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условий для гендерной социализации детей.

Для формирования у детей позитивной полоролевой индетичности я

поставила для себя необходимое решение следующих задач:

— Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

— Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)

— создание целостного позитивного «образа Я» мальчика, или девочки;

-Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.

Я выделила главные условия гендерной социализации детей:

-Предметно- развивающая среда;

-Оформление группы, с учётом гендерных различий;

-Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей;

-Работа с семьёй.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой

идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных

стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает

предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из значимых условий

формирования у детей позитивной полоролевой идентичности-создание

специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного

воспитательно — образовательного, духовного и предметного пространства,

обеспечивающего развитие личности ребёнка как мальчика или девочки,

превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе

полоролевых. Деятельность ребёнка и его взаиЁЁодействие с детьми своего и

другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и

закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых

способов полоролевого поведения.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия для игр мальчиков: «Пожарные»,»Моряки»,»Военные», «Космонавты», «Строители». Для девочек – «Салон красоты», «Ателье», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами: одежда для кукол, мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры, должно быть

формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую

мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и

предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе имеются разные конструкторы: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.

В оформлении помещения группы с учётом использую простейшие маркеры гендерных различий:

-Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (сказочные герои мужского и женского типа, дверца шкафов разного цвета: голубые и зелёные- мальчикам, оранжевые и красные -девочкам).

-Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов.

-Расчёски индивидуальные: у девочек-розовые, жёлтые, у мальчиков-голубые, зелёные.

-На кроватях детей- рисунки сказочных героев: мужского и женского типа.

Гендерный подход находит своё отражение при организации

образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по «интересам»: для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики, машинки …Допустим на Н. О. Д. .по математике, по лексической теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать: для мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Например: мальчики танцуют танец моряков, а девочки- матрёшек.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», и др.

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). В центре речевого развития в моей группе имеется необходимая картотека потешек, стихов, поговорок, дидактических игр.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д. р.

Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного решения

задач полоролевого воспитания детей.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформлена наглядная информация.

Формы работы с семьёй разнообразны: обсуждаем различные педагогические

ситуации и выход из них «Роль матери в воспитании позитивной половой

идентичности у дочери или сына» «Одинаково ли воспитывать сыновей и

дочерей?» ; проводим индивидуальные беседы на тему

«Взаимоотношения ребёнка со сверстниками»; консультации «Женские и

мужские обязанности нужно ли их разделять», «Дружеские отношения

между мальчиками и девочками», дискуссии о проблемах воспитания мальчиков и

девочек.

В группе проводится праздник Матери. Проведены конкурсы среди детей:»Портрет мамочки»; «Портрет папы». На 8 Марта провели -чаепитие с мамами, на 23 февраля спортивный праздник с папами…

Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Гендерное воспитание детей

Все мы помним с детства о том, что мальчики должны вести себя как мальчики, а девочки должны вести себя как девочки. Еще в детском саду могли поднять на смех мальчика, который начинал играть в «девчачьи» куклы вместо «пацанячьих» машинок и догонялок. И, наоборот, девочка, которая вздумала лезть с советами в «пацанячью» игру, тут же с позором из нее прогонялась.

Подобное поведение было и есть наглядным примером гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Гендерное воспитание – это процесс взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола.

Нужно отметить, что гендерное воспитание имеет три основных аспекта:

  • Когнитивный. Это самосознание ребенка, который знает, что он девочка или мальчик;
  • Эмоциональный. Это способность ребенка идентифицировать и чувствовать себя согласно своей половой принадлежности. То есть, ребенок чувствует себя девочкой или мальчиком;
  • Поведенческий. Это способность ребенка действовать в соответствии с ожидаемым от него гендерным поведением.

Вопрос о гендерном воспитании стал в последнее время особенно острым. Потому как, в силу крайней либерализации взглядов на многие вещи, и на воспитание детей в частности, стал подниматься вопрос о том, что гендерные роли в обществе начали меняться.

Многие мужчины в наши дни не стремятся к лидерству, не стремятся к продолжению рода и созданию крепких семей. Собственно, также как и женщины не стремятся быть хозяйками и хранительницами очага.

На что направлено гендерное воспитание

В первую очередь, гендерное воспитание направлено на то, чтобы позволить детям преодолеть трудности социализации в детском коллективе. В соответствии со своей гендерной принадлежностью, дети должны правильно самоидентифицировать себя как мальчик или как девочка. В случае не совсем верной трактовки собственного «я», перед педагогами дошкольных учебных заведений стоит задача скорректировать данное мнение ребенка и направить его действия по более правильному пути.

Но не стоит также забывать и об особенностях человеческого характера. Ровно как не стоит забывать о трех гендерных типах, таких как мускулинность, феминность андрогинность. В соответствии с тем, какой гендерный тип преобладает в характере ребенка, можно уже делать определенные выводы, продумывать особенности воспитания и корректировать его поведение.

Мускулинность подразумевает «мужской» тип характера. Такие дети чрезвычайно напористы, упрямы, стараются выбиться в лидеры, могут брать ответственность за свои и чужие поступки, а также решать более трудные задачи.

Феминность подразумевает «женский» типа характера. Это мягкость, доброта, отзывчивость, сентиментальность и готовность утешить.

Андрогинность подразумевает смешение в разных или равных частях мужского и женского в характере. Такой ребенок может и в лидеры выбиться и пожалеть при случае.

Стремление к унификации в современном обществе влияет и на процессы обучения и гендерного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно новы разрабатываемым программам, воспитание современных детей должно быть направлено на гендерное равенство в социальной и бытовой сфере, но без ущерба эмоциональной сферы гендерного развития.

То есть, современные дети, в свете данных учебных программ, должны уметь делать то, что умеют делать лица противоположных полов. Но, тем не менее, в общем и целом оставаться в рамках собственного пола. Девочки могут, к примеру, достигать определенных вершин в профессиональном спорте и осваивать сугубо мужские профессии. А мужчины же, в свою очередь, могут осваивать так называемые навыки самообслуживания, чтобы не только гвоздь в стену забить, но и поесть самому себе приготовить.

Материал (средняя группа) на тему: Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Слайд 1

Тема : Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста. Воспитатель: Ибрагимова К.А.

Слайд 2

Гендерное воспитание Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Слайд 3

Гендерное воспитание Ге́ндер (англ. gender , от лат. genus » род «) — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями.

Слайд 4

Актуальность гендерного воспитания Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик . Организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.

Слайд 5

Цель воспитательно — образовательного процесса: Ф ормирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения — » Я — девочка «, » Я — мальчик «.

Слайд 6

Задачи гендерного воспитания детей 5-6 лет. Углублять знания о содержании понятий » мальчик » » девочка «, о делении всех людей на мужчин и женщин. Учить понимать качества, присущие разным полам: мужские-смелость, мужество, сила, доброта; женские — заботливость, ласка, капризность. Воспитывать положительное отношение к своему социальному полу. Воспитывать интерес к окружающим людям. Закладывать основы будущих социальных ролей.

Слайд 7

Три направления работы в ДОУ по осуществлению гендерного воспитания : Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно образовательной деятельности. Организация предметно-развивающей среды. Взаимодействие с родителями.

Слайд 8

Мальчик и девочка – два разных мира. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Слайд 9

Психологические отличия мальчиков и девочек : Девочки более послушны, чем мальчики 2. Мальчики больше хотят отличиться 3. Мальчики более изобретательны, чем девочки 4. Девочки более работоспособны, чем мальчики 5. Мальчики занимают больше места 6. Мальчики не должны плакать 7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

Слайд 10

Организация предметно-развивающей среды. Игровые зоны для мальчишек и девчонок Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Слайд 11

Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми. Использование в работе с детьми осуществляется дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осуществлении совместной деятельности учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам можно предложить типовые и шаблонные задания, мальчикам — ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаем лишь принцип их выполнения.

Слайд 12

Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми. Цели непосредственно образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики — о машинках и т.д.) Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Режимные моменты ( взаимоотношения между детьми) Игровая деятельность (ролевые взаимоотношения) Театрализованная деятельность

Слайд 13

Взаимодействие с семьей Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно ,стараясь ,во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника это вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Слайд 14

Формы взаимодействия с родителями : Консультации Родительские собрания Вечер вопросов и ответов Анкетирование Круглый стол Педагогическая гостиная Буклеты Использование информационных стендов

Слайд 15

Проблемы. 1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек. 2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности. 3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Слайд 16

Наши проблемы. Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Слайд 17

Поэтому в своей работе по гендерному воспитанию дошкольников мы должны постараться решить следующие задачи: — Формирование полоролевых знаний , развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности. — Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре. — Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.) — Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия. — Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.

Слайд 18

ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ГЕНДЕРНОМУ (ПОЛОРОЛЕВОМУ) ВОСПИТАНИЮ » Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? » ( дети 3-4лет) Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка. Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д. После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос: -Чем похожи наши мамы (папы)? -Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)? -Какие внешние признаки их объединяют? -Какие качества присущи всем мамам (папам)? -Кем вы будете, когда вырастете? Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них

Слайд 19

Игра » Дом добрых дел » ( дети 4-5 лет) Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям. Материал: конструктор Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

Слайд 20

Игра » Пожелания » ( дети 4-5лет) Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка) Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : » Я желаю тебе…. «

Слайд 21

Результаты работы: Дети осознают, что пол не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личностных желаний. Дети проявляют гендерные особенности, характерные мужские и женские качества: смелость, мужество, сила, красота, заботливость, ласка. Сравнивают и находят проявление возраста и гендерных отличий во внешнем облике разных людей, представляют и называют типичные мужские и женские профессии. Дети ориентируются в многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома-любящая мать, на работе-умелая труженица ( врач, учительница), в свободное от работы время, возможно, –спортсменка. Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *