Что проверяет невролог в 1 месяц

Содержание

При достижении одного месяца

В один месяц невролог на осмотре обращает внимание на рефлексы и на позу ребёнка. В месячном возрасте врождённые рефлексы наиболее явны.

Невролог обращает внимание на состояние мышц, так как новорожденным свойственен гипертонус, положение их тела схоже с тем, что было в утробе матери: малыш поджимает ноги, сжимает кулачки.

Мышцы должны быть симметричны с обеих сторон. Разный тонус мышц сигнализирует о наличии патологий. Новорождённый способен потягиваться после сна, когда ему исполняется один месяц.

Телодвижения маленького человека отличаются хаотичностью и неупорядоченностью. В первый месяц жизни младенец начинает фокусироваться на предмете, внимательно его осматривает, даже способен проследить за его перемещениями.

Если в две недели кроха может удерживать голову, то это говорит о внутричерепной гипертензии, которую лечит врач. В этот период ребёнок начинает выражать эмоции, например, улыбаться слыша мамин голос. Категорически нельзя игнорировать посещение невролога именно в этом возрасте.

Окружность головы достигает 35 см. В первый месяц важно отслеживать динамику роста. Каждый месяц окружность должна увеличиваться на полтора см. Врач-невролог обращает внимание на состояние родничка.

Дети постарше

На осмотре невролог обращает внимание на умение малыша сидеть без поддержки, оценивает физическое развитие. Дети в этом возрасте начинают ползать и вставать.

Что касается мелкой моторики, то ребенок уже способен удерживать двумя пальцами предмет. Ребенок пародирует движения взрослых: машет рукой, хлопает в ладошки. Малыш хорошо знает, кто его мама и папа, с настороженностью относится к незнакомцам. Малыш понимает, что такое нельзя, может найти нужный предмет среди прочих, понимает значение произносимых слов.

Осмотр в годовалом возрасте нельзя игнорировать, ведь малыш начинает становиться полноценным человеком. В год многие дети уже способны самостоятельно передвигаться, некоторые делают первые шаги, держась за руку родителя.

В год и третий месяц каждый здоровый ребенок должен уметь ходить. Становится лучше умение держаться за столом: малыш держит столовые приборы, ест при помощи них, умеет пить из кружки.

Развитие познавательной сферы происходит семимильными шагами: ребенок знает наименования предметов, части тела человека, звуки, которые произносят животные. Окружность головы к этому времени увеличивается на десять см.

Самые частые вопросы родителей к неврологу

С чем связано постоянное напряжение в конечностях?

Гипертонус – это нормальное явление, присущее всем новорождённым до определённого возраста. Младенцы сгибают руки, прижимают их к груди, пальцы крепко сжимают в кулак, притом большой палец лежит под другими. Нижние конечности тоже согнуты, но меньше чем в руки.

Папы и мамы могут заметить, что тонус меняется, если повернуть голову влево или вправо, то мышечный тонус станет выше с одной стороны. Эта особенность детского организма называется мышечной дистонией. Но не стоит пугаться медицинской терминологии, такое состояние считается абсолютно нормальным.

К четырем месяцам тонус мышц становится всё меньше, при движении задействуются многие группы мышц. Гипертонус никак не лечат, но допустимо делать массаж, способствующий гармоничному развитию тела. Советы о том, как делать массаж должен давать только квалифицированный специалист. На осмотре врач скажет, если причины для беспокойства.

Тремор конечностей и подбородка – это признак того, что ребёнок замёрз или что-то не так с нервной системой? Необходимо ли посещение врача?

Дрожь в теле, или по-научному тремор, возникает на первых этапах жизни. Причиной этому становится не до конца сформированная ЦНС. Тремор возникает вследствие эмоционального потрясения, физического напряжения, но иногда приступ начинается внезапно. Дрожание может быть как с обеих сторон, так и с одной. Молодые мамы понапрасну беспокоятся, замечая дрожь в теле ребенка. Если тремор повторяется периодически, с каждым разом всё продолжительнее и интенсивнее, то это повод сходить на приём к неврологу.

Что такое сосательный рефлекс? Почему ребенок постоянно что-то сосёт: пальцы, пустышку, грудь? Может быть он хочет есть?

Сосательный рефлекс является одним из основных у детей до года, он является врождённым. Любое раздражение рта вызывает сосательные движения у новорождённого. Рефлекс перестаёт себя проявлять при достижении четырёх лет. У младенцев встречается поисковый рефлекс, а также хоботковый. Во время приёма пищи эти рефлексы усиливаются, но это не говорит о том, что ребенок хочет есть.

Почему ребенок дергается и раскидывает руки в стороны? Необходимо ли обратиться к неврологу на прием?

Такое поведение ребенка объясняется рефлексом Мора. Он сохраняется до полугода, часто возникает при перемене положения тела или при громких звуках. Если ребенка поднять на руки из кроватки, а потом положить обратно, то младенец непроизвольно поднимет руки вверх. Иногда рефлекс Мора возникает непроизвольно или как ответная реакция на стук, крик или хлопок. Подобные движения руками свойственным всем малышам, не их наличие, а отсутствие должно вызывать опасение. Но при достижении 5 месяцев рефлекс должен исчезнуть.

С чем связаны частые срыгивания? Есть ли необходимость обращаться за помощью к специалистам?

Срыгивание до пяти раз в сутки – это норма, а не неврологическое нарушение. Особенно часто оно наблюдается в первый месяц жизни. Срыгивание связано с особенностями строения ЖКТ, его функционирования: желудочек расположен по горизонтали, имеет форму круга и очень маленький объем, не более десяти мм. Поэтому младенцы могут наедаться небольшим количеством молока. Кардиальный сфинктер желудка невелик по размеру, а вход в желудок имеет больший диаметр. Из-за этого пища медленно движется по ЖКТ.

Срыгиванию также способствуют:

  • Излишнее количество пищи;
  • Недоношенность;
  • Дефицит массы тела;
  • Ещё несовершенный процесс дыхания;
  • Отсутствие ферментов пищеварения;
  • Заглатывание воздуха во время еды;
  • Малые промежутки между кормлениями.

Что за белая полосочка у малыша на глазу? Почему она появляется?

Это явление называется синдромом Грефе. Наличие полосочки между радужной оболочкой и веком не свидетельствует о наличии каких-либо патологий, встречается у новорождённых довольно часто.

Она возникает из-за перемены положения тела, смены освещения, а также просто из-за индивидуальных особенностей организма. Способствует её образованию и незрелость нервной системы.

Симптом Грефе проходит самостоятельно в течение полугода. Но если симптом сопровождается косоглазием, высокой возбудимостью, ЗПР, то стоит немедленно посетить невролога с целью осмотра.

Почему ребенок бьётся головой?

Маленькие дети иногда начинают биться головой об окружающие предметы. Учёные до конца не знают, с чем связано раскачивание головой у детей до 3 лет. Считаются, что таким образом малыши тренируют вестибулярный аппарат и успокаиваются. Наверняка вы замечали, что покачивания головой заканчиваются засыпанием.

Иногда дети бьются головой, чтобы привлечь к себе внимание, выражают протест. В психологии этот синдром называется «самонаказанием». Ребенок стукается головой, чтобы его пожалели мама и папа. Подобное поведение можно избежать, если не делать прямых запретов. Чтобы битьё головой не причиняло серьёзный физический вред, то стоит убирать опасные предметы подальше от малыша.

Лекарственные средства, прописываемые невропатологом

Микстура с цитралью – это препарат, который врач-невролог назначает новорождённым. Микстура получила от родителей самые разные отзывы: кто-то негативно отзывается о её лечебном эффекте, а кто-то же хвалит целебные свойства препарата. Если доктор назначил это лекарство, то перед приёмом необходимо прочитать отзывы. Микстура имеет в своём составе компоненты идентичные тем, что есть в цитрусовых, эвкалипте и в мелиссе лекарственной. Микстура действует успокаивающе на ребенка, нормализует артериальное давление. Отзывы говорят о том, что микстура даже снижает ВЧД.

Микстура часто имеет в своём составе пустырник и валериану, которые славятся своими успокаивающими свойствами. Но отзывы свидетельствуют о том, что следует осторожно относиться к этим растениям, ведь они очень сильно угнетают нервную систему. Микстура имеет в своём составе:

  • Дифенгидрамин;
  • Глюкозу;
  • Очищенную вода, не имеющую каких-либо примесей;
  • Натрия бромид.

Врачи прописывают малышам препараты, содержащие Магне В6. Отзывы мам и пап говорят о том, что эти лекарства благотворно влияют на неокрепшую нервную систему малыша. Если детский невролог назначил новорождённому приём Магне В6, то учитывайте, что он обладает слабительным эффектом.

Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

Прием невролога преследует несколько целей:

  • контроль развития малыша
  • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
  • лечение выявленных патологий

Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

Обратите внимание! На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

Первый визит к неврологу – как подготовиться?

Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок. Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий. Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

  • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
  • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
  • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
  • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
  • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

Что смотрит врач на приеме?

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

Оральные безусловные рефлексы

  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

Позотонические рефлексы

  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание! Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

Спинальные рефлексы

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Оценка физического развития

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей. Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.

Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.

Неврология детей до года — причины

Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов. Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития. Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.

Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы. Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга. Другая причина эпилепсии — системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.

Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе — одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.

Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства. Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы — современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений. Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.

Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 — том месяце жизни (максимально допустимый срок).

Когда идти к врачу

Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы. Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть). Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • Во время плача ребенок закидывает голову назад.
  • Врожденные рефлексы не угасают через полгода после рождения.
  • Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
  • Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
  • Обильно выделяется слюна после кормления.
  • Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
  • Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
  • Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
  • Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные «отключения» сознания (абсансы).
  • Западает внутрь головки родничок.
  • Часто плачет, есть трудности в засыпании.
  • Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
  • Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
  • Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
  • Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
  • Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.

Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый «безобидный» итог — головные боли и эмоциональная нестабильность.

Реабилитация

При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.

Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.

Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.

Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами — например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.

Даже у детей первого года жизни может обнаруживаться патология нервной системы, причинами которой являются нарушения в периоде внутриутробного развития плода (инфекции, гипоксия плода) или тяжелое течение родов. Последствиями поражения нервной системы может стать задержка умственного и физического развития ребенка, нарушение речи и др. Наблюдение врача-невролога, таким образом, показано каждому ребенку с определенной периодичностью. В данной статье ответим на возможные вопросы родителей и устраним их беспокойство по поводу того, что же смотрит врач-невролог у детей.

Поражение нервной системы у грудничков встречается достаточно часто. Но заболевания эти могут иметь скрытую форму, поэтому на первом году жизни малыши неоднократно осматриваются невропатологом: при рождении, в 1 мес., в 3, 6, 9 мес. и по достижении года. Иногда врачи назначают и более частое наблюдение за младенцем по индивидуальному графику. Особое внимание уделяется недоношенным деткам.

В некоторых случаях, помимо осмотра невролога, назначается дополнительное аппаратное обследование. Раннее выявление и своевременное лечение могут значительно снизить или даже исключить последствия неврологической патологии у детей старшего возраста.

Осмотры невролога грудничкам следует обязательно проводить даже при отсутствии жалоб у родителей. Именно на первом году жизни малыш интенсивно развивается, и врачу легче выявить отклонения.

При осмотре малыша невролог проводит осмотр головы, определяет размеры ее, состояние и величину родничка. Обращает внимание на симметричность лица и глазных щелей, размер зрачков, движения глазных яблок (выявление косоглазия). При каждом осмотре проверяются рефлексы, мышечный тонус, объем движений в суставах, чувствительность, наличие навыков и коммуникабельность ребенка.

Еще в родильном доме младенцу проводят УЗИ головного мозга для исключения кист, которые часто появляются при гипоксии плода. Если обнаружены кисты, то такое обследование проводится в динамике. Кисты размером до 3-4 мм должны исчезать бесследно.

Осмотры после года

Осмотр и помощь невролога может понадобиться ребенку в любом возрасте.

График осмотров таков: невролог в плановом порядке должен осмотреть детей в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

При осмотрах оценивается физическое развитие, мышечный тонус, наличие и симметричность рефлексов, координация движений, цвет и тургор кожных покровов, чувствительность, речь, умственное развитие, наличие или отсутствие очаговых неврологических симптомов.

При необходимости врач может назначить дообследование: осмотр окулиста с осмотром глазного дна, УЗИ головного мозга, ультразвуковую допплерографию, рентгенографию черепа, МРТ мозга, электроэнцефалографию.

Родители должны обратиться внепланово к неврологу при таких симптомах:

  • нарушение речи (заикание, задержка речевого развития);
  • недержание мочи (энурез);
  • нарушения сна;
  • тики (повторяющиеся, часто непроизвольные, движения или высказывания, подергивания мимической мускулатуры, гримасничанье, моргание, сопение, ощупывание вещей, отбрасывание волос, повторение слов или фраз и др.);
  • головные боли и головокружение;
  • обмороки;
  • укачивание в транспорте;
  • повышенная активность, неусидчивость, рассеянное внимание;
  • черепно-мозговые травмы.


Неврологи

Очень часто после рождения или в http://crazymama.ru/razvitie.php, малышу выставляют множество непонятных и пугающих неврологических диагнозов. Кроме того, родителей пугают страшными последствиями этих диагнозов и выписывают большое количество достаточно серьезных препаратов и различные другие методы лечения, довольно часто не такие уж и дешевые. Разобраться в загадочных аббревиатурах диагнозов и немного прояснить ситуацию попробуем в этом материале.

О диагнозах…

Детская неврология – одна из сложнейших отраслей педиатрии – тут еще до сих пор очень много гипердиагностики (постановки множества избыточных диагнозов) и неизученных процессов. Постоянно совершенствуются методы исследования, поэтому с каждым годом происходит постоянный пересмотр подходов к постановке диагноза его лечению. Многие диагнозы, которые выставлялись еще 20 лет назад, сейчас не являются отклонениями или не существуют вовсе. К таким можно отнести и загадочную аббревиатуру ПЭП.

ПЭП или перинатальная энцефалопатия – не существующий во всем научном мире, и давно устаревший и в России диагноз. Это даже не диагноз, а собирательное понятие, характеризуемое нарушениями структуры и(ли) функции головного мозга и нервной системы, которые возникают в период с 28 недели беременности до 7 суток с момента рождения, то есть никакой конкретной информации нет вообще. Более того, в дословном переводе с латыни термин расшифровывается еще проще – «энцефалон» — мозг, голова, «патос, патия» — патология, нарушение или проще говоря – «что-то с головой». Из этого легко можно заключить, что данный диагноз выставлять конкретному ребенку не представляется возможным – потому что, если у ребенка и выявляются болезни нервной системы и мозга в частности, они все имеют свое четкое классифицированное по МКБ-10 (международная классификация болезней) название.

К болезням нервной системы можно отнести – кровоизлияния, пороки, опухоли, воспалительные процессы, инфекции и травмы. ПЭП в этой классификации не включены. Многие неврологи заменяют термин ПЭП на ГТП ЦНС или «гипоксически-травматическое поражение ЦНС», что суть одно и то же, просто выраженное другим терминами и не меняющее ситуации.
Откуда такие диагнозы?

Курс детской неврологии очень сложен, врачи-педиатры и неонатологи http://crazymama.ru/hospital_city.php не всегда полностью владеют знаниями в области детской неврологии, порой принимая являющиеся нормой для ребенка симптомы за патологию, а штатных детских неврологов в роддомах мало или нет совсем. Неврологический осмотр младенца – дело сложное, на его правильность влияют многие факторы – как внешние, так и со стороны малыша.

Итак, ложные результаты могут быть получены в случае, если малыш голоден, если он спит и его пришлось будить для осмотра, если он тепло закутан и перегрелся. Если в помещении холодно или слишком жарко, и даже если врач чересчур активно проводит свои манипуляции. О правильности осмотра не приходится говорить и в условиях, когда за день это не первый специалист, и малыш уже находится в состоянии стресса вместе с мамой, от хождения по кабинетам и стояния в очередях.
Что не болезнь?

Малыши первого года жизни имеют еще незрелую нервную систему, а мозг младенца формируется в процессе роста и развития. Поэтому многие патологические для взрослых и старших детей симптомы со стороны нервной системы, для малышей раннего возраста — вариант нормы.

Не являются патологией невыраженные и незначительные расширения желудочков мозга и межполушарной щели по результатам нейросонографии (УЗИ мозга). Не может бы выставлено состояние гиперактивности, это диагноз более старших детей. Не являются признаками поражения нервной системы упорные срыгивания после кормления, он требуют наблюдения и обследования, но однозначно приписывать их к проблемам по неврологии нельзя. Нормальной считается мраморная окраска кожи – это когда на фоне белой кожи видно наличие красных и синих разводов, сосудиков, напоминающий окраску мраморных плит. Не стоит беспокоиться и о вставании на цыпочки и хождении на носках, особенно в самом начале формирования навыков хождения.

Часто у детей до 3-4 месяцев отмечается тремор (дрожание) подбородка при плаче или резком волнении, что тоже не является поводом для лечения, кроме этого сюда же стоит отнести и дрожание кистей рук во время плача или испуга. Не стоит волноваться и при наличии у ребенка закатывания вверх глаз таким образом, что видна полоска белка, наличие небольшого косоглазия до полугода.

У малыша могут быть влажными и прохладными стопы и кисти рук, даже если он хорошо одет, это особенности кровообращения ребенка. Коме того, не считается патологией пульсирующий или выбухающий при крике родничок, большой или малый размеры родничка, и динамика его закрытия у всех своя – это требует только наблюдения и контроля. Также для малышей считается нормальной метеочувствительность.

Все описанные состояния требуют динамического наблюдения участкового http://crazymama.ru/clinic_city.php совместно с неврологом и не более того.
На что обращать внимание

Все малыши индивидуальности с самого рождения, и развитие их идет по своим определенным программам, влияют и здоровье, и наследственность, и даже пол. При оценке психомоторных навыков и общего развития надо обращать внимание только на крайние сроки формирования тех или иных навыков. Приведем экспресс-опросник, который может служить ориентиром при оценке тех или иных симптомов. И на что нужно в случае сомнений обратить внимание врача. Серьезными отклонениями являются сроки превышающие полтора-два месяца.

— когда ваш малыш начал держать голову? – срок 1-1.5 мес.
— когда кроха начал переворачиваться? – начало в 3-4 месяца, активные перевороты к полугоду.
— возникали ли у малыша игры с ножками – хватания, засовывания в рот? – у некоторых начиная с 3-4 месяцев, а общий возраст 6-7 месяцев.
— когда начал садиться? С положения на спине обычно садятся раньше, с положения на четвереньках позже, оба варианта нормальны – средние сроки – в 6-8 месяцев.
— когда начал ползать, как это делал? Сначала малыши раскачиваются, стоя на четвереньках, ползают назад, потом перед. Нормой считают ползание по-пластунски, на четвереньках и даже боком – средние сроки примерно 7-8 месяцев.
— когда стал вставать без опоры? – обычно это 9-11 месяцев.
-хождение без поддержки обычно начинается в 9-18 месяцев.
Ориентируясь на средние сроки, вы сразу можете заметить отклонения, требующие консультации со специалистом.
Последствия…

Отрицательных последствий от таких диагнозов немало, гипердиагностика не проходит даром для семьи. Конечно, выставление таких диагнозов, связанных с нервной системой у родителей, далеких от медицины вызывает состояние тревоги, если не страха. Родители начинают считать ребенка неполноценным, глубоко больным, это приводит к внутрисемейной нестабильности, родители начинают искать причины, обвиняя себя и партнера. У родителей изменяются понятия нормы, и когда независимое исследование или консультация у другого специалиста не выявляет патологии, родители начинают проявлять сомнения. Гипердиагностика приводит к необоснованным тратам на лечение, врачей и реабилитацию, которых не требуется.

Для ребенка негативных последствий может быть и еще больше. Первое, что негативно влияет – это гипердиагностика несет под собой боле частые походы по врачам, что, несомненно, повышает риск контакта с больными малышами и заражения инфекциями, вызывает стресс и боязнь «белого халата».
Второе, все эти диагнозы ведут к назначению ненужного лечения, которое порой не проходило полный контроль на этой возрастной группе и имеет побочные действия, приводя к плачевным результатам.
Третье, часто имеющиеся на самом деле нарушения в нервной системе склонны приписывать ПЭП, хотя проблемы порой совершенно другого характера, и поэтому он не корректируются и не лечатся правильно, что порой еще больше углубляет нарушения.
Как наблюдать за малышом?

Практически все патологии нервной системы выявляются в процессе активного наблюдения за малышом, и иногда требуется не один месяц для принятия окончательного решения о проблеме. Поэтому все осмотры невролога проводятся в строго декретированные сроки – когда у малыша в неврологическом плане наступают ключевые этапы – обычно это первый, третий, шестой месяцы и год. Однако, в случае возникновения сомнений или появлении тревожных симптомов, посещение невролога возможно с первого же дня жизни. Если возникают сомнения в диагнозе и лечении – стоит проконсультироваться у нескольких специалистов, благо, что современные условия это позволяют.
Лечим? Или не лечим?

На самом деле только очень реально существующие, серьезные и четко выставленные диагнозы требуют серьезной медикаментозной терапии. Это всегда препараты, направленные на конкретную проблему – снижение тонуса мышц при спастических параличах, противосудорожные препараты при судорогах. А вот при ПЭП обычно назначают препараты широкого спектра действия и не всегда проверенные и имеющие доказанную эффективность у детей. Многие их данных препаратов в условиях поликлиники назначать вообще запрещено. Они назначаются только под постоянным контролем врача-невролога в условиях стационара и только по строгим показаниям, так как имеют большой список побочных действий.

Итак, какие препараты стоит поставить под сомнения из назначений? Это группа сосудистых препаратов – циннаризин, сермион, кавинтон. Затем группа гидролизатов нейропептидов или аминокислот — актовегин, солкосерил, кортексин, церебролизин. Недопустимы ноотропные препараты – пирацетам, аминалон, фенибут, пикамилон, пантогам. Также стоит ставить под сомнение назначение гомеопатии, растительных препаратов – валерианы, пустырника, брусничного листа, медвежьих ушек и тд.

Все утверждения об улучшении питания мозговой ткани — это мифы, все эти препараты назначают большинству малышей, но они не проходили надлежащих исследований и судить об их эффективности и безопасности нельзя. Использование таких лекарств в лучшем случае окажется бесполезным. А при некоторых болезнях может и навредить – могут возникнут аллергия, вплоть до анафилактического шока, нарушения сердечной деятельности, работы почек или самой нервной системы, которую лечат.
Если диагноз или назначенное лечение показались вам необоснованными, если вы сомневаетесь, всегда стоит проконсультироваться у другого специалиста и в другой клинике.

Когда возникает необходимость отвести ребенка на прием к специалисту?

С первых дней рождения родители должны внимательно следить за состоянием, поведением и привычками ребенка. В случае обнаружения каких-либо нетипичных проявлений рекомендуется сразу же обратиться к детскому неврологу. Родителей должны насторожить следующие признаки и состояния:

  • частые капризы;
  • повышенная плаксивость, ребенок устраивает истерики без повода, долго не может успокоиться;
  • проблемы со сном. Каким бы уставшим ни был ребенок, он подолгу не может уснуть, часто пробуждается по ночам;
  • тремор подбородка у новорожденного;
  • чрезмерно частое срыгивание;
  • когда ребенок встает на ноги, с опорой или без, он поджимает пальцы;
  • повышение температуры тела сопровождается судорогами;
  • отставание в физическом, умственном развитии;
  • задержка речи;
  • гиперактивность;
  • чрезмерная пассивность;
  • отсутствие интереса к чему-либо;
  • ночной энурез у ребенка в 5 лет и старше;
  • обморочные состояния;
  • судорожные сокращения мышц;
  • заикание.

Данные состояния могут указывать на проблемы неврологического характера, которые успешно лечатся и корректируются детским неврологом. Главное, не затягивать с визитом к специалисту, чтобы не допустить усугубления состояния и развития серьезных осложнений.

Диагностические и терапевтические меры

Чтобы поставить точный диагноз и выявить причины развития патологического состояния, назначается медицинский осмотр, который включает следующие анализы и инструментальные методики:

  • общий и развернутый анализ крови;
  • анализ мочи;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов;
  • рентген;
  • тесты на проверку слуха, зрения;
  • магнитно-резонансная томография (назначается крайне редко, только при особых показаниях);
  • диагностика глазного дна;
  • УЗИ всех отделов позвоночника.

Терапия подбирается индивидуально, в зависимости от диагноза ребенка. Лечение комплексное, врач выписывает медикаментозные препараты, направленные на купирование симптоматической картины и облегчение состояния пациента.

Лекарственные средства назначаются не всегда, только в тех случаях, если признаки имеют сильную интенсивность. Основными методами лечения являются массажи, использование физиотерапевтических процедур, проведение поддерживающей терапии.

При своевременном обращении к детскому неврологу любое заболевание можно вылечить или скорректировать, а также предупредить развитие серьезных осложнений. Главное, не затягивать с визитом к специалисту и выполнять все его предписания относительно лечения и профилактики.

Что лечит невролог: какие болезни?

В основе заболеваний нервной системы лежит нарушение в работе нейронов, нервных клеток, ослаблении между ними связи, а также воспалительные процессы головного и спинного мозга.

Заболевания, которые лечит невролог:

  1. Арахноидит. Инфекция, в том числе и нейроинфекция, травма, отравление затрагивает паутинную оболочку мозга. Проявляется головными болями, судорожными припадками, снижением зрения, шумом в ушах.
  2. Бессонница.
  3. Болезнь Паркинсона. Состояние при котором замедляются движения, увеличивается тонус мышц и появляется дрожь в покое.
  4. Болезнь Альцгеймера. Прогрессирующее заболевание, затрагивающее психические функции, происходит нарушение памяти, мышления, эмоций, идентификации человека, как личности. Со временем теряется сила мышц и чувство равновесия, появляются нарушения в функциях тазовых органов.
  5. Внутричерепная гипертензия (давление), гидроцефалия.
  6. Головная боль напряжения. Сильная, монотонная, сдавливающая. Возникает чаще у женщин, страдают также дети. Вызвана психическим и мышечным перенапряжением, хроническим стрессом.
  7. Геморрагический инсульт. Тяжелая форма нарушения мозгового кровообращения, сопровождается кровоизлиянием в мозг.
  8. Детский церебральный паралич.
  9. Ишиас. Неврит седалищного нерва, проявляется острой болью в области крестца и поясницы.
  10. Ишемический инсульт. При нарушении мозгового кровообращения повреждается ткань мозга, что ведет к утрате его функций. Самый распространенный инсульт.
  11. Кластерные головные боли. Резкая, острая, жгучая боль в глазу или за ним, с иррадиацией в ухо, висок, щеку.
  12. Люмбаго. Острая и резкая, но кратковременная боль в области поясницы.
  13. Менингит.
  14. Миастения. Генетическое заболевание, прогрессирующего характера, вызывающее патологическую утомляемость и слабость мышц.
  15. Мигрень.
  16. Миелит. Заболевание при котором инфекция поражает спинной мозг.
  17. Миопатия. Мышечная дистрофия, дегенеративное заболевание, вызванное поражением мышечного волокна.
  18. Нарушение мышечного тонуса у ребенка.
  19. Невралгия. Острая и пронизывающая боль при поражении периферического нерва.
  20. Неврит или нейропатия.
  21. Опухоль головного мозга или позвоночника.
  22. Полиомиелит. Инфекционное заболевание поражающее спинной мозг и приводящее к параличу.
  23. Рассеянный склероз. Прогрессирующее хроническое заболевание, которое разрушает центральную нервную систему.
  24. Синдром беспокойных ног или болезнь Виллиса. Неприятные ощущения в конечностях заставляют человека ими двигать, что приносит облегчение.
  25. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Страдают дети и подростки.
  26. Синдром хронической усталости. Сочетание нескольких симптомов, которые характеризуются чрезмерной усталостью, сохраняющейся на протяжении длительного времени и ничем не купируемой.
  27. Туберкулезный менингит. Развивается воспаление мозговых оболочек у больных туберкулезом.
  28. Туннельный синдром. Происходит ущемление и придавливание нерва к выступам на кости.
  29. Хронические нарушения мозгового кровообращения. Медленно прогрессирующее заболевание, которое приводит к развитию микроочагов некроза мозговой ткани и дисфункциям мозга.
  30. Экстрапирамидные расстройства. Изменяется мышечный тонус, нарушается двигательная активность, появляется гиперкинез (подергивания) или гипокинезия (обездвиженность) и их сочетания.
  31. Энцефалит.
  32. Энцефалопатия. Диффузное поражение головного мозга при различных заболеваниях и патологических состояниях.

Внимание! Невролог не лечит психические нарушения. Этим занимается психотерапевт. Но, заболевания нервной системы часто могут сопровождаться нарушением психики, в этом случае помощь пациенту оказывают оба специалиста одновременно.

Симптомы и жалобы для обращения к врачу

Нервные заболевания не появляются сразу, а развиваются медленно и постепенно. Опасны тяжелые и необратимые последствия – паралич, инвалидность, утрата интеллекта. С возрастом этот риск только увеличивается.

При периферическом параличе происходит практически полная утрата мышц способности сокращаться, человек не контролирует свое тело, не способен передвигаться. Парез – частичная потеря мышцами двигательной активности. При обоих состояниях развивается атрофия, при котором уменьшается объем мускулатуры, отсутствуют сухожильные рефлексы, мышечная ткань расслаблена, теряется упругость и тонус.

При центральном параличе происходит обратный процесс, то есть мышечный тонус повышается, скорость рефлексов сухожилий увеличивается.

При поражении базальных ганглиев, которые находятся в белом веществе головного мозга, нарушается регуляция двигательной и вегетативной функции, что сказывается на моторике движений. Они замедляются, становятся непроизвольными, появляется тремор (дрожь), изменяется мышечный тонус.

Если страдает мозжечок, то нарушается координация движений, речь становится медленной и нечеткой, конечности слабеют.

Внимание! Симптомы нервного заболевания могут быть незаметными и незначительными, будь то онемение пальцев или головокружения, не относитесь к таким проявлениям начала заболевания легкомысленно.

Любую болезнь легче предотвратить и лечить на начальной стадии. Обратиться к врачу следует в случае, если:

  • Вы испытываете головные боли чаще, чем 1 раз в неделю и при этом нарушается зрение, изменяется артериальное давление, появляется тошнота, рвота.
  • Испытываете внезапное головокружение, неуверенность, шаткость в походке.
  • Кратковременная или длительная (несколько часов, дней) потеря зрения с последующим восстановлением.
  • Потеря сознания, судорожный припадок (однократно или повторно).
  • Нарастание слабости в мышцах, сила которых не восстанавливается при тренировках.
  • Замедлилась двигательная реакция, появилось ощущение скованности в теле.
  • Дрожь в руках и ногах.
  • Судорожные сокращения мышц.
  • Появились боли в спине, плечах, руках и ногах.
  • Беспокоит снижение чувствительности на некоторых участках кожи, онемение и покалывание.
  • Ухудшилась память.
  • Изменилось обоняние, почувствовали нарушение вкуса.
  • Либо постоянная бессонница, либо чрезмерный сон.
  • Беспричинные приступы страха, паники, учащенное сердцебиение, озноб или, наоборот, чувство жара во всем теле.

На приеме у врача: что следует знать пациенту

При первичном посещении врача невролога, специалисту необходимо будет подробно расспросить человека о жалобах, то есть собрать анамнез болезни.

Опытный врач только по походке и движениям уже может оценить состояние пациента. Но, необходим внимательный осмотр: визуальный, тактильный и с помощью инструментов, для постановки диагноза. Чтобы оценить некоторые рефлексы, состояние мышц потребуется снять часть одежды.

Итак, как проходит прием у невролога:

  • Специалист осматривает внешность пациента на наличие асимметрии лица, тела.
  • Для исследования работы глазного нерва, потребуется проследить за движениями молоточка, не поворачивая головы.
  • Проверить рефлексы врач может при помощи вашей мимики. Невролог попросит вас наморщить лоб, высунуть язык или сказать «А».
  • Проверить чувствительность лица можно при помощи иголки. Не стоит пугаться, потребуется максимально сосредоточиться и отвечать на вопросы невролога о том, одинаковые ли ощущения испытываете при уколах в симметричных зонах.
  • Врачу для определения состояния мышц, их тонуса и рефлексов попросит пожать ему руку, сопротивляться при попытке сгибанию локтя. Оценка происходит путем начисления баллов от 1 до 5.
  • Глубокие рефлексы рук и ног проверяют ударами молоточка по сухожилиям.
  • Поверхностные рефлексы проверяют, раздражая кожу брюшной стенки иголочкой.
  • Глубокое исследование мышц и суставов проводят когда у пациента закрыты глаза, а доктор отводит ему его палец в разные стороны, и просит точно называть в каком направлении он это делает.
  • Определить состояние спинномозговых нервов и паравертебральных болевых точек помогает рисование на коже спины пациента различных фигур, букв и цифр.
  • Координация движений проверяется позой Ромберга. Пациент стоит, ноги вместе, руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Невролог попросит медленно подвести указательный палец к носу (каждой рукой). При этом исследовании человек в идеале не должен шататься в стороны.
  • Возможно, чтобы оценить память, потребуется ответить на специфические вопросы на счет или даты.

Задачи: что делает невролог

В связи с тем, что заболевания нервной системы одна из наиболее обширных и сложных областей медицины, от врача невролога зависит:

  • Насколько полный и достоверный будет собран анамнез и проведен первичный осмотр.
  • Заболевания связанные с НС часто сопровождаются болями, врач обязан верно определить причину.
  • Невролог для постановки окончательного диагноза назначает пациенту весь необходимый спектр исследований и анализов, консультации (при необходимости) у кардиолога, офтальмолога и эндокринолога и др.

Обследование пациентов

Не во всех случаях удается поставить диагноз, опираясь на клинические данные. Возникает потребность в дополнительных исследованиях, которые дадут подробную информацию о состоянии пациента.

  • Компьютерная томография. Выявляет участки кровоизлияний, пороки развития артерий или вен. Позволяет увидеть изменение тканей, их отеки, размягчение при инфаркте или травме.
  • Магнитно-резонансная томография. Более современная диагностика, дает более подробные и точные данные, за счет большей разрешающей способности аппарата и не так пагубно влияет на пациента.
  • Ангиография. Контрастное рентгенографическое исследование, которое выявляет патологии и изменения кровеносных сосудов в головном мозге.
  • УЗИ. При помощи этого исследования получают детальное изображение крупных сосудов шеи.
  • Люмбальная пункция или анализ цереброспинальной жидкости.
    Проводят исследование при менингите, кровоизлияниях, опухолях оболочек.
  • Рентген. Используют контраст для выявления межпозвонковых грыж дисков, разрастания тел позвонков, опухолевых процессов. Исследование дает четкое представление о состоянии подпаутинного пространства всего спинного мозга.
  • Электроэнцефалография.
    Основное исследование, которое назначают пациентам с подозрением на эпилепсию.

И еще довольно много методов и исследований, которые помогают в диагностике заболеваний: биопсия мышц, нервной ткани, генетические исследования, анализы крови.

Для успешного лечения требуется выяснить причину боли и поставить верный диагноз. А для этого необходимо обратиться к неврологу. Не стоит запускать болезнь, в зачатке победить ее намного проще!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *